Автор: Чоломова Алёна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ 2–Сибирцевская СОШ
Населённый пункт: Новосибирская область Венгеровский район
Наименование материала: Конспект по окружающему миру
Тема: "Почему нужно есть много овощей и фруктов"
Раздел: начальное образование
МКОУ 2-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта урока по окружающему миру
«Почему нужно есть много
овощей и фруктов»
1 класс
УМК «Школа России»
Учебник А. А. Плешаков. «Окружающий мир». 1 класс
Чоломова А.Г., учитель начальных классов
2018уч.год
Тема урока (окружающий мир): «Почему нужно есть много овощей и фруктов»
Тип урока: урок открытия нового знания
Программа: «Школа России»
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
рабочая программа, учебник «Окружающий мир» 1 класс, Плешаков А.А.,
рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2011г., презентация, раздаточный материал, цветные карандаши,
клей.
Цель урока:
создание условий для понимания пользы овощей и фруктов для здоровья человека
Задачи урока:
систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах, способствовать пониманию их значения в
жизнедеятельности человека;
познакомить детей с витаминами, раскрыть их значение для здоровья человека;
показать, что правильное питание – залог здоровья, хорошей физической формы и хорошего настроения
Планируемые результаты
Предметные:
различать фрукты и овощи, называть значение овощей и фруктов в питании человека;
понимать роль витаминов для здоровья человека;
знать и соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов
Метапредметные
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
анализировать и группировать объекты на основе существенных признаков;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, работать в паре и группе
Личностные
проявлять интерес (мотивацию) к изучению нового учебного материала;
понимать и принимать ценности здорового образа жизни
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, технология
Структура
урока
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационн
ый момент
включение
учащихся в
деятельность
создание
благоприятного
психологического
настроя на работу,
заинтересованности
в освоении
дисциплины
Проверяет готовность к уроку.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя
внимательность,
Дети проверяют свою
готовность к уроку.
Слушают учителя и
выполняют упражнения на
концентрацию внимания
Личностные:
формировать
мотивационную
основу учебной
деятельности
А поможет всё узнать наша
любознательность.
1 стадия
Вызов
Информация,
полученная на
стадии вызова,
выслушивается,
записывается,
обсуждается.
Работа ведется
индивидуально,
в парах.
▪ актуализация
имеющихся знаний;
▪ пробуждение ин-
тереса к получению
новой информации;
▪постановка учени-
ком собственных це-
лей обучения
- Сегодня я хочу познакомить вас с
двумя забавными мальчиками. Это
Тралик и Валик. Мальчики пошли на
рынок и очень были увлечены
покупками. Что они покупали, вы
сейчас узнаете.
- Предположите, о чём сегодня пойдёт
речь на уроке?
- А сейчас откройте учебник на стр. 54,
прочитайте тему урока и сравните со
своими предположениями.
- Сформулируйте цели и задачи урока.
Слайд 2
-
Составим план нашей работы (на
слайде 3 представлен
деформированный план)
Слайд 4
-А теперь в путь за знаниями…
Использование приёма «Корзина
идей»
Просмотр видеоролика
«Тралик и Валик. Овощи и
фрукты»
(Обучающий мультфильм,
Россия, 2008г.)
Учащиеся отвечают на
вопросы учителя, определяют
тему, задачи урока.
Ответы детей:
-научимся различать фрукты и
овощи;
-узнаем о пользе витаминов;
- будем учиться заботиться о
своём здоровье
Ответы детей:
1. Задать вопрос.
2. Выдвинуть версии.
3. Определить пути их
решения.
4. Применить новые знания.
5. Оценить свою работу.
Дети работают в парах,
вырабатывают коллективный
Познавательные:
выделять существен-
ную информацию из
увиденного
Коммуникативные:
ставить учебную
задачу в
сотрудничестве с
учителем;
выражать свои мысли с
достаточной полнотой
и точностью
Коммуникативные:
работать в парах;
- Ребята, а вы как думаете, почему
нужно есть много овощей и фруктов? Я
предлагаю вам обсудить этот вопрос в
парах и через 2 минуты предложить
свой ответ на него. От каждой пары
принимается по одному ответу. А потом
мы ваши идеи отправим в корзину идей.
(Учитель записывает все варианты
ответов, даже ошибочные, кроме
повторяющихся.)
ответ, через 2 мин. Каждая
пара даёт свой вариант ответа.
формулировать
собственное мнение,
договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности
2 стадия
Осмысление
содержания
На стадии
осмысления
содержания
осуществляется
непосредственн
ый контакт с
новой
информацией.
Работа ведется
индивидуально,
в парах,
группах.
▪ получение новой
информации;
ее осмысление;
▪ соотнесение новой
информации с соб-
ственными знания-
ми;
▪ поддержание ак-
тивности, интереса и
инерции движения,
созданной во время
фазы вызова
- Спасибо, ребята, за продуктивную ра-
боту. Эту корзину мы заполнили и к ней
мы чуть позже ещё вернёмся. А сейчас
нам предстоит наполнить ещё две корзи-
ны.
Проводится игра «Овощи и фрукты»
- Ребята, вы должны собрать урожай, т.е.
взять карточки и наполнить корзины. В
первой корзине – овощи, во второй –
фрукты.
-Вы будете работать в паре. Я даю вам
на эту работу 2 минуты.
- Давайте проверим, правильно ли вы
разложили овощи фрукты.
- Ребята, а как вы отличаете, где овощ, а
Учащиеся сортируют
карточки в зависимости от
категорий.
1 – «Овощи»
2 - «Фрукты»
Учащиеся проверяют
правильность выполнения
задания с помощью
слайдов 6, 7.
Ответы детей:
Личностные:
проявлять интерес к
новым знаниям
Регулятивные:
выполнять задания в
соответствии с целью
Познавательные:
анализировать и
группировать объекты
Коммуникативные:
оформлять свои мысли
в устной форме;
слушать собеседника;
дополнять, уточнять
высказанные мнения
по существу получен-
ного задания
где фрукт?
Слайд 8
- Послушайте ответ Тралика на этот
вопрос.
- Ребята, что вы узнали из разговора
Тралика и Валика об овощах и фруктах?
- Ребята, какие из этих овощей и
фруктов выращивают в нашей
местности, а какие привозят из далёких
краёв?
Слайд 9
Назовите ваши самые любимые
овощи и фрукты.
Фрукты выращивают в саду,
овощи – в огороде. Фрукты
обычно сладкие (кроме
лимона), а овощи нет, хотя
сладковатая морковь – овощ.
Просмотр видеоролика
«Тралик и Валик. Овощи и
фрукты»
Физминутка
снятие напряжения и
поддержание
активности
учащихся
Игра
«Вершки и корешки»
- Я буду называть овощи, если мы едим
подземные части (корешки) – надо
присесть, если наземные (вершки) –
встать во весь рост, вытянув руки вверх.
( морковь, картофель, помидор, перец,
свёкла, редис, капуста, репка, кабачок.)
Дети выполняют
имитационные движения.
Коммуникативные:
слушать и понимать
речь других
- Какие задачи мы уже выполнили?
- Для чего человеку необходимо есть
овощи и фрукты каждый день?
-Что такое витамины?
Слово «витамин» иностранное, произо-
шло от латинского слова «ВИТА», что
означает жизнь. Витамины заставляют
ноги ходить, сердце биться, мозг рабо-
тать. Поэтому необходимо есть больше
фруктов и овощей, потому что в них
много витаминов.
Слово витамин иностранное, витамины
обозначаются тоже иностранными ла-
тинскими буквами.
Слайд 10
- Какие витамины содержатся в овощах
и фруктах? Сможете ли распределить
эти овощи и фрукты на группы в
зависимости от тех витаминов, которые
в них содержатся.
- Почему возникло затруднение? - Что
нужно делать, если чего-то не знаешь, а
хочешь узнать?
- Каким путём сегодня на уроке вам
будет интереснее пойти: самим найти
ответ на вопрос в учебнике,
энциклопедии или услышать готовый
ответ от учителя? (Учитель подводит
детей к решению самим найти ответ
на поставленный вопрос, поработать
Учащиеся вспоминают задачи
урока.
Ответы детей:
фрукты и овощи полезны, в
них содержатся витамины
Мы не знаем, какие витамины
содержатся в овощах и
фруктах, для чего эти
витамины нужны человеку.
Можно спросить у того, кто
знает; можно подумать
самому, а можно найти ответ в
учебнике, в энциклопедии, в
книгах.
Личностные:
проявлять интерес к
новым знаниям
Регулятивные:
удерживать учебную
задачу в течение урока
Познавательные:
находить необходимую
информацию о
витаминах в
соответствии с
заданием
Коммуникативные:
принимать участие в
работе группы, делать
выводы, приходить к
общему решению в
спорных вопросах и
проблемных ситуациях
самостоятельно.)
- Предлагаю вам поработать в группах
(предварительно вспомнив правила
работы в группе). А потом все вместе
мы заполним таблицу, которая
называется «Фишбоун» или «Рыбий
скелет».
- Итак, давайте знакомиться с братьями
витаминами. А поможет нам в этом ваш
учебник и план, по которому вы будете
работать.
Работа в группах.
1 группа – работа по учебни-
ку с.54,
прочитать текст о витамине А;
рассмотреть иллюстрации и
ответить на вопросы: в каких
овощах и фруктах содержится
витамин А и чем он полезен?
Заполнить корзинку овощами
и фруктами.
2 группа – работа по учебнику
с.55
прочитать текст о витамине В;
рассмотреть иллюстрации и
ответить на вопросы: в каких
овощах и фруктах содержится
витамин В и чем он полезен?
Заполнить корзинку овощами
и фруктами.
3 группа – работа по учебни-
ку с.55,
прочитать текст о витамине С;
рассмотреть иллюстрации и
ответить на вопросы: в каких
овощах и фруктах содержится
витамин С и чем он полезен?
Заполнить корзинку овощами
и фруктами.
Отчет групп.
После подготовки заслушиваются
выступления всех групп, результаты
учитель записывает на доске в схеме
«Фишбоун». ( На косточках сверху
записываем названия витаминов и в
каких овощах содержатся, а на
косточках снизу – чем они полезны).
- Посмотрите, ребята, общими усилиями
мы заполнили «Рыбий скелет». Но ведь
остался ещё хвостик, в котором нужно
записать вывод, т.е. ответ на вопрос
нашей темы. Скажите, пожалуйста,
почему же нужно есть много овощей и
фруктов?
- Как вы думаете, всегда ли можно
получить пользу от фруктов и овощей?
Вывод: нужно есть много
овощей и фруктов, потому что
в них много витаминов,
необходимых для здоровья.
Слайд 11
Фрукты - овощи, друзья, есть
немытыми нельзя!
Физминутка
профилактика
утомления,
нарушения осанки
«Собираем урожай»
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем,
Мы картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, крепкий, очень вкусный!
Щавеля нарвем немножко –
И вернемся по дорожке!
Учащиеся выполняют
физические упражнения.
Коммуникативные:
слушать и понимать
речь других
3 стадия
Рефлексии
Размышление,
Помочь учащимся
обобщить изучаемый
материал и
выработать
собственное
Использование приёма
«Возвращение к ключевым словам»
- Какой вопрос мы задавали в начале
урока?
- Получили ответ на этот вопрос?
Личностные:
осознавать важность
процесса получения
новых знаний
Регулятивные:
рождение ново-
го знания.
отношение к нему.
- А теперь, ребята, пришло время вер-
нуться к нашей «Корзине идей». Ещё раз
прочитайте все ваши предположения и
скажите, все ли они были верными?
- Какие блюда можно приготовить из
овощей и фруктов?
Какое блюдо решили приготовить
Тралик и Валик?
Использование приёма «Все в твоих
руках» (рисунок ладошки, каждый па-
лец, которой разукрашен в определён-
ный цвет).
Слайд 12
- На листе бумаги обведите левую руку.
Каждый палец — это какая-то позиция,
по которой надо высказать свое мнение,
закрасив пальчики в соответствующие
цвета. Если какая-то позиция вас не за-
интересовала — не красьте.
Рекомендации для занятий в семье:
Выполнить задание в рабочей тетради с.
38 № 4. (Попросить взрослых научить
тебя готовить овощной или фруктовый
салат. Нарисовать или наклеить фото-
графию приготовленного блюда).
Исправление неверных
предположений, с
аргументированием.
Ответы детей:
овощное рагу
Дети раскрашивают ладошку.
Большой — для меня тема
была важной и интересной —
красным.
Указательный — узнал много
нового — желтым.
Средний — мне было трудно
— зеленым.
Безымянный — мне было ком-
фортно — синим.
Мизинец — для меня было
недостаточно информации —
фиолетовым.
самостоятельно
адекватно оценивать
свою работу на уроке
Ешьте овощи и фрукты!
Ешьте овощи и фрукты-
Это лучшие продукты.
Вас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!