Напоминание

программа по сольфеджио 5-7 лет


Автор: Бессонова Елена Александровна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МАУ ДО "КДШИ"
Населённый пункт: с. Казанское, Тюменская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: программа по сольфеджио 5-7 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Казанская детская школа искусств»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«СОЛЬФЕДЖИО»

(1-5, 1-7 КЛАСС)





Составитель: Бессонова Е.А.


с. Казанское – 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей в деле музыкального развития детей является воспитание различных сторон музыкального слуха: мелодико-интонационного, ладового, гармонического, а так же чувство метроритма, внутренних слуховых представлений, музыкального мышления, памяти, чувства формы. Методические рекомендации по основным формам работы на уроках сольфеджио и программные требования по данному предмету изложены в следующих разделах: Воспитание музыкального восприятия. Воспитание вокально-интонационных навыков. Формирование ладовых представлений и знакомство с музыкальной грамотой. Работа над метроритмом. Сочинение и импровизация в различных жанрах, формах. Указанные формы работы практически взаимосвязаны, и преподаватель, планируя урок, распределяет материал по своему усмотрению в пределах учебной четверти и учебного года.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для выполнения данной – довольно сложной и объёмной задачи необходимо, кроме всего прочего, опираться на следующие методические принципы, образующие в совокупности систему музыкально-художественного воспитания: I. Педагог всё время должен помнить: где средства, а где цель. Любой предмет следует рассматривать как одно из средств в долгом и сложном процессе воспитания человека. Цель у всех педагогов одна и та же – воспитание прекрасного человека. II. В процессе обучения и воспитания должно быть постоянное и органическое сочетание разных видов искусств и разных наук: для развития, например, музыкальных спо собно стей недостаточно заниматься только музыкой, а необходимо также заниматься и живописью, и литературой, и философией, и логикой, и эстетикой – словом, необходим синтез разных искусств и разных наук. III. Постоянное и органическое сочетание разных компонентов и предметов внутри одного вида искусства, например, музыки:
игра на инструменте, хор, теория, музыкальная литература, сольфеджио тесно связаны и согласованы между собой. Словом, необходим синтез разных предметов внутри одного вида искусства. IV. Теория и сольфеджио всегда опережают специальность. Прежде чем приступить к игре на инструменте, надо подготовить ум, душу, руки ребёнка. Отсюда – важнейшая установка: знать, слышать, играть ( петь, сочинять и т.д. ). V. При изучении любого материала: движение – от общего к частному. Например, изучая способы развития музыкального материала, нужно построить сначала целостную картину всех способов, а затем взять какой – либо один способ и дать массу разных вариантов в пределах данного, отдельно взятого способа развития музыкального материала, скажем, гармонической фигурации. VI. Многократные повторения всего пройденного материала – с различными дополнениями, изменениями, помнить и держать в прекрасной форме всё, что было. VII. При изучении любого материала двигаться от простого к сложному, при движении от простого к сложному – строгая последовательность и стройная связь между тем, что было, что есть, что будет. VIII. Всё делается и всё познаётся только в сравнении, например: мажор-минор, пульс двухдольный-трёхдольный и т.д. IX. Все ритмические особенности музыкального языка постигаются через движения рук, ног на основе строгой метрической пульсации. Научиться вести стройное и связное движение во времени на основе чёткой метрической пульсации – важнейшая задача музыканта. X. Слух, зрение, движения всегда связаны между собой, при этом уши и глаза, как правило – впереди рук.

1 класс семилетнее обучение
1. Организационный урок. 2. Лад. Сопоставление мажора и минора. Высота звуков. Музыкальный материал: Совушка-сова. 3. Нотный стан. Скрипичный ключ. Звукоряды. Знакомство с клавиатурой. Музыкальный материал: Дождик. 4. Запись звуков 1 и 2 октав. Устные диктанты, разрешение в тонику через VII ступень. Четверти, восьмые. Музыкальный материал: У кота. 5. Жанры: песня, танец, марш. Тон, полутон. Диез, бемоль, бекар. Подбор мелодии от разных звуков. Музыкальный материал: Как под горкой. 6. Знакомство со всеми длительностями и паузами. Запись длительностей и звуков. Ритмические загадки. Музыкальный материал: Ехали мы в гости. 7. Метр. Доли – сильные и слабые. Размер 2\4. Такт, тактовая черта. Устные диктанты. Музыкальный материал: повторение песен. 8. Размер 3\4. Сопоставление 2-х и 3-х дольности. Запись ритмов стихов и песенок. Музыкальный материал: Курочка. 9. Устойчивость, неустойчивость. Тоника, тональность. Басовый ключ. Музыкальный материал: Я гуляю во дворе. 10.Контрольный урок за 1 четверть. Письменная работа по длительностям и звукам. Концерт из изученных песен. 11.Г а м м а C-dur, строение мажорной гаммы. Устойчивые ступени, неустойчивые ступени. Секвенция. Устные мелодические диктанты. Музыкальный материал: Наконец настали стужи. 12.Тональность G-dur. Ключевые знаки. Транспонирование. Мелодический диктант. Музыкальный материал: Скок, скок, поскок. 13.Затакт. Динамические оттенки. Чтение с листа. Мелодический диктант. Музыкальный материал: Ах, вы сени мои сени. 14.Тональность D-dur. Фразы повторного, неповторного строения. Музыкальный материал: Голубые санки. 15. Тональность F-dur. Размер 2\4, 3\4. Секвенции. Транспонирование. Музыкальный материал: Цыплята. 16.Размер 4\4. Каденции, виды каденций. (T-S-T. T-D-T. T-S-D-T).Подбор сопровождения к знакомым песням. Музыкальный материал: изученные песни. 17.Аккорд. Сопоставление мажора и минора, Закрепление навыков нотного письма. Пение с листа. Музыкальный материал: 18.Контрольный урок за 2 четверть. Письменная работа, пение с листа, игра знакомых песен. Транспонирование. 19.Тональность B-dur. Определение на слух размеров: 2\4, 3\4, 4\4. Движение мелодии, диктант. Музыкальный материал: Чудак.
20.Повторение мажорных тональностей:B,F,C,G,D. Пение с листа, мелодический диктант. 21.Параллельные тональности. Строение минора. A-moll - натуральный. Музыкальный материал: Птичка. 22.a-moll гармонический. Строение, знаки альтерации. Определение на слух. Музыкальный материал: Кузнечик. 23.Три вида минора.a-moll мелодический. Устные диктанты, пение с листа. Повторение знаков альтерации. Дубль-диез и дубль-бемоль. Музыкальный материал: Птицы. 24.Интервалы. Знакомство с названием и обозначениями. Игра на инструменте. Музыкальный материал: Андрей-воробей. (ч.1.) 25. Большие и малые секунды. Запись, игра на инструменте. Музыкальный материал: Мы играем и поем. 26.Большие и малые терции. Запись, игра на инструменте, Музыкальный материал: Как светел день. 27.Чистая кварта. Запись, игра на инструменте. Музыкальный материал: Постой, погоди. 28.Чистая квинта. Запись, игра на инструменте. Музыкальный материал: Вопрос, ответ. 29.Контрольный урок за 3 четверть. Определение на слух ступеней, интервалов. Запись звуков, диктанты. 30.Большие и малые сексты. Запись, игра на инструменте. Музыкальный материал: Как светел день. 31.Большие и малые септимы. Запись, игра на инструменте. Музыкальный материал: Гулять хочу. 32.Параллельные тональности .G-dur-e-moll. Построение 3 видов минора. Мелодический диктант. Музыкальный материал: Коровушка. 33.Параллельные тональности. D-dur-h-moll. Построение 3 видов минора. Построение и игра всех интервалов. Музыкальный материал: Калинка. 34.Параллельные тональности F-dur-d-moll. Построение 3 видов минора. Мелодический диктант. Музыкальный материал: По малину. 35.Параллельные тональности. B-dur-g-moll. Построение 3 видов минора. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Музыкальный материал: по учебнику. 36.Контрольный урок за 4 четверть. Письменная работа по интервалам. Мелодический диктант. Транспонирование.
2 класс семилетнее обучение
1. Организационный урок. 2. Ладовое сопоставление мажора и минора. Тональность C-dur. Т3. Размеры 2\4, 3\4, 4\4. Жанры: песня, танец, март.
3. Сопо ставление мажора и минора G-dur. Т3. Размер 2 \ 4 ритмические диктанты. Транспонирование. 4. Сопоставление мажора и минора.F-dur. Т3. Размер 3\4. Чтение нотного текста. Интервалы. 5. Строение минора a-moll – 3 вида. t3. Пение с листа. Мелодический диктант. 6. Тональность e-moll – 3 вида. Секвенции – повторение, построение, разновидности. 7. Тональность d-moll – 3 вида. Пунктирный ритм в размере 2\4. Мелодический диктант. 8. Тональность h-moll – 3 вида. Пунктирный ритм в размере 3\4. Ритмические диктанты. 9. Контрольный урок за I четверть. 10.Тональность D-dur. Чистые интервалы. Построение и пение Вверх и вниз. Слуховой анализ. 11. Тональность B-dur. Построение и пение б2 и м2. Мелодический диктант. 12. Тональность h-moll. Построение и пение б3 и м3. Пение с листа, слуховой анализ. 13.Тональность g-moll – 3 вида. Построение б6 и м6. Мелодический диктант. 14.Письменная работа по всем изученным тональностям. Построение б7 и м7. Пение с листа. 15.Построение и пение всех интервалов от звуков. Игра на инструменте. Мелодический диктант. 16.Двухголо сие. В ид ы д вижения голо сов ( п а р а л л е л ь н о е , противоположное, косвенное ). Транспонирование. 17.Контрольный урок за II четверть. 18. Ритм с шестнадцатыми. Освоение на музыкальном материале. Ритмические диктанты. 19.Тональность A-dur. Строение, ступени. Интервалы - слуховой анализ. 20.Параллельные тональности.fis-moll – 3 вида. Мелодический диктант. 21.Тональность Es-dur. Строение, ступени. Ритм с шестнадцатыми. Ритмические диктанты. Пение с листа. 22.Тональность c-moll – 3 вида. Ритм с шестнадцатыми. Интервальные цепочки – построение, пение, игра. 23.Ритмы с шестнадцатыми. Пение с листа. Транспонирование. Мелодический диктант. 24.Трезвучия, виды трезвучий. Б3, М3, УВ3, УМ3.Трезвучия от звуков построение, пение, игра. 25.Жанры – виды музыкальных произведений, типы фактуры. Затакт. 26.Обращение интервалов. Схема, запись, построение, пение, игра. 27.Письменная работа по обращениям интервалов. Пение с листа. Ритмы с шестнадцатыми.
28.Переменный лад. Обращение трезвучий – запись, пение, игра. Мелодический диктант. 29.Контрольный урок за III четверть. 30.Повторение мажорных тональностей. Построение интервалов и их обращений. 31.Повторение минорных тональностей. Построение трезвучий и из обращений. 32.Построение Б3, Б6, Б64. Слуховой анализ. Пение с листа. 33.Построение М3, М6, М64. Повторение пунктирных ритмов. 34.Обращение интервалов и трезвучий. 35.Транспонирование. Повторение правил и таблиц. 36.Контрольный урок за IV четверть.
3 класс семилетнее обучение.
1. Организационный урок. 2. Тональность C-dur. Главные и побочные ступени. Т3 с обращением. Секвенция. 3. Параллельные тональности. a-moll – 3 вида. Главные ступени лада. Ритм с шестнадцатыми. 4. Тональность G-dur. Т3 с обращением. Интервалы. Мелодический диктант. 5. Тональность e-moll – 3 вида. Транспонирование. Пение с листа. 6. Тональность F-dur. Обращение интервалов. Пунктирный ритм. Ритмический диктант. 7. Тональность d-moll – 3 вида. Интервалы от звуков вверх и вниз. Ритм c шестнадцатыми. Слуховой анализ. 8. Контрольный урок за I четверть. 9. Тональность D-dur. Т3 с обращением. Ритмы с шестнадцатыми. Обращение интервалов. Мелодический диктант. 10.Тональность B-dur. Т3 с обращением. 3-х. Частная форма. Главные и побочные трезвучия лада. Слуховой анализ. 11.Тонально сть g-moll – 3 вида. Ритмы с ш е с т н а д ц ат ы м и Пение с листа. 12. Тональность A-dur. Главные трезвучия лада, построение и разрешение. Мелодический диктант. 12.Тональность fis-moll – 3 вида. Главные трезвучия в миноре, особенности доминанты. t3 s64 t6 s3 t64 D3 t3. 13. Тональность Es-dur. Каденции, виды каденций – определение на слух. T3 D6 T3 S64 T3. 14. Тональность c-moll – 3 вида. Размер 3\8 – определение на слух, пение, игра. Затакт. 15. Контрольный урок за III четверть.
16. Тонально сть E-dur. Главные трезвучия с о б р а щ е н и е м . Транспонирование – творческое задание. 17. Тональность cis-moll – 3 вида. Вокальная и инструментальная группировка. Пение с листа. 18. Тональность As-dur. Ступени, главные трезвучия. Повторение всех интервалов с обращениями. Мелодический диктант 19. Тональность f-moll – 3 вида. Размеры 3\4, 3\8. Пение с листа. 20. Построение от звуков: Б3, Б6, Б64, М3, М6, М64. Транспонирование. 21. Синкопа, виды синкоп. Синкопы в размере 2\4 и 3\4. Ритмический диктант. 22. Нечётное деление доли. Триоли. Пение с листа, слуховой анализ. 23. Секвенции. Виды секвенций. Построение и запись, игра. 24. Повторение тональностей до 4-х знаков. Синкопы и триоли. 25.Контрольный урок за III четверть. 26. Повторение мажорных диезных тональностей до 4-х знаков. Пунктирные ритмы. 27. Повторение минорных диезных тональностей до 4-х знаков. Ритмы с шестнадцатыми. 28. Повторение мажорных бемольных тональностей до 4-х знаков. Построение всех интервалов от звуков вверх и вниз. 29. Повторение минорных бемольных тональностей до 4-х знаков. Построение трезвучий и их обращений от звуков вверх и вниз. 30. Переменный лад. Слуховой анализ, пение с листа. 31. Главные и побочные трезвучия лада. 32. Имитация. Полифоническое изложение. Пение с листа. 33. Контрольный урок за IV четверть.
4 класс семилетнее обучение.
1. Организационный урок. 2. Параллельные тональности B-dur. T, S, D – с обращениями. Пунктирный ритм. 3. Переменный лад. D-dur-d-moll. Одноименные тональности. Трезвучия всех ступеней. Ритмы с шестнадцатыми. 4. Главные и побочные трезвучия. A-dur. Построение всех интервалов. 5. Тональность fis-moll – 3 вида. Ритмы с ше стнадцатыми. Транспонирование. 6. Размер 3\8. Тональность Es-dur. Ступени главных трезвучий. 7. Тональность c-moll – 3 вида. Пунктирный ритм. Аккордовые последовательности. 8. Контрольный урок за I четверть. 9. Тональность E-dur. Имитация. Полифонические примеры. Построение интервалов от звуков вверх и вниз.
10.Тональность cis-moll – 3 вида. Синкопы и залигованные ноты. Построение Б3, Б6, Б64, М3, М6, М64 от звуков. 11.Тональность As-dur. Размер 6\8. Тритоны: ув4, ум5. Мелодический диктант. 12.Тональность f-moll – 3 вида. Обращение интервалов, тритонов. Ритмы с шестнадцатыми. 13. Тональность H-dur. Размер 6\8. Интервалы и тритоны в мажоре. 13.Тональность gis-moll – 3 вида. Обращение интервалов, тритонов, трезвучий. 14.Закрепление различных ритмов в размерах 3\8, 6\8. Мелодический, ритмический диктант. 15.Контрольный урок за II четверть. 16.Виды трезвучий. Уменьшенное трезвучие в мажоре на VII ступени. В миноре на II ступени с разрешением. 17.Септаккорды, виды септаккордов. Строение и разрешение D7 в мажоре 18.D7 в миноре. Аккордовые последовательности. Пение с листа. 19.D7 от звуков вверх и вниз. Мелодический диктант. 20.Внутритональный хроматизм, вспомогательный хроматизм. Тональность E-dur. 21.Проходящий хроматизм. Интервалы, аккорды, D7. 22.Отклонение. Разбор на музыкальном материале. \ в тональность параллельную и тональность D \. 23.Модуляция. Разбор на музыкальном материале. Мелодический диктант. 24.Нечетное деление доли. Триоли. 25.Контрольный урок за III четверть. 26.Таблица аккордов на ступенях лада. Тональность H-dur. 27.Буквенное обозначение тональностей. Таблица тональностей до 5-и знаков. Размер 6\8. 28.Энгармонизм. Хроматические проходящие и вспомогательные. Тритоны в мелодии. 29.Модуляция и отклонение. Т3-S3-D6-VI3. 30.Интервалы и аккорды от звуков. 31.D7 в тональности и от звуков. 32.Полифоническая имитация. Интервалы и аккорды с обращением 33.Синкопы и триоли. Простые и сложные размеры. 34.Контрольный урок за IV четверть.
5 класс семилетнее обучение
1. Организационный урок. 2. Параллельные тональности. Тональность E-dur. Главные трезвучия. Обращение интервалов. Простые размеры 2\4, 3\4. 3. Тональность cis-moll. Построение интервалов от звуков. Пунктирный ритм.
4. Тональность As-dur. Обращение главных трезвучий. Ритмы с шестнадцатыми. 5. Тональность f-moll. Построение интервалов и аккордов от звуков. Размер 3\8. 6. Размер 6\8. Тритоны в мажоре с обращением и разрешением. Тональности до 3-х знаков. 7. Тритоны в гармоническом миноре. Тональности до 3-х знаков. Размер 4\4. 8. Контрольный урок за I четверть. 9. Тональность H-dur. Ступени, главные трезвучия, D7 с разрешением. Ритм с шестнадцатыми. 10. Тональность gis-moll – 3 вида. Построение интервалов в тональности. Аккордовые цепочки с D7. 11. Гармонический мажор. Минорная субдоминанта. Аккордовые цепочки в тональностях до 5-ти знаков. 12. Квинтовый круг тональностей. Разновидности каденций. Интервалы и аккорды от звука вверх и вниз. 13. Буквенное обозначение тональностей. Размеры 3\8, 6\8, пунктирный ритм. Мелодический диктант. 14.Тональность Des-dur. Трезвучия, септаккорды, D7. 15. Тональность b-moll – 3 вида. Интервальные и аккордовые цепочки. 16. Контрольный урок за II четверть. 17. Синкопы и триоли – разновидности. Интервалы от звука, D7 от звука вверх и вниз.3-х голосье. 18. Альтерация в мажоре. Тональность Des-dur. Интервалы, тритоны, D7. 19. Альтерация в миноре. Тональность b-moll. Интервалы, тритоны, D7. 20. Тональность Fis-dur. Главные трезвучия с обращением, D7 с разрешением. Ритмы с шестнадцатыми. 21. Тональность dis-moll – 3 вида. Размер 6\8. Интервальные и аккордовые цепочки. 22. Переменные и смешанные размеры. Пение, определение на слух, группировка. 23. Малый вводный септаккорд натурального минора. 24. Уменьшенный вводный септаккорд гармонического мажора и минора. 25. Септаккорд II ступени в мажоре и миноре. T3 SII7 T6 S3 T6\4 D7 T. 26. Контрольный урок за III четверть. 27. Увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре и миноре. T3 S6\4 II3 T6 S3 S6 УВ3T6\4 D7 T. 28. Хроматические проходящие и вспомогательные. Размеры 3\8, 6\8. 29. Отклонение и модуляция. Модуляция в параллельную тональность. 30. Модуляция в тональность доминанты. 31. Органный пункт. 32. Квинтовый круг тональностей, буквенное обозначение. 33. МVII7, УМVII7, SII7. 34.Интервалы и аккорды с обращениями и разрешениями. 35. Контрольный урок за IV четверть.

6 класс семилетнее обучение.
1. Организационный урок. 2. Главные и побочные трезвучия. Простые интервалы. Тональность Fis- dur. T3 S6 T6\4 S3 T6 D6\4 T3. 3. Главные и побочные трезвучия. Энгармонизм. Тональность dis-moll-3 вида. Пунктирный ритм. 4. Тональность Ges-dur Главные трезвучия, D7, обращение интервалов. 5. Тональность es-moll. Главные трезвучия, D7. Размер 3\8, период, предложение, каденция. T6 S3 T6, T6 D6\4 T6. 6. Таблица аккордов в мажоре и гармоническом миноре. 7. Главные и побочные септаккорды. Строение, применение, название. Аккордовые цепочки: T S6\4 D6 T T6 S3 D6\4 T3. t3 s6\4 D6 t t6\4 s3 D7 t. 8. Контрольный урок за I четверть. 9. Ладовая альтерация в мажоре. Тональность As-dur, интервалы, тритоны в мажоре. 10.Ладовая альтерация в миноре. Тональность f-moll, слуховые упражнения, пение с листа. 11.Гармонический мажор, минорная субдоминанта, размер 6\8. T S6\4 s6\4 ум3 T. Простые интервалы. 12.Тональность Cis-dur. Главные трезвучия с обращением, D7 с разрешением. T3 S6\4 s6 T6\4 D7 T. 13.Тональность ais-moll- 3 вида. Синкопы. T6 s6 s6 t6\4 D7 t ум3 t 14.Хроматическая гамма – правописание. Аккордовые цепочки. 15. Доминантсептаккорд – техника обращения, название обращений. 16. Контрольный урок за II четверть. 16. D6\5- интервальный состав и разрешение в тональностях с 1 знаком. T S6\4 s6\4 D6 D6\5 T. 18. D4\3 – строение, разрешение в тональностях с 2-мя знаками. T S6\4 D6\5 T D4\3 T. 19. D2 – стоение, разрешение в тональностях с 3-мя знаками. T6 S3 D2 T6. 20. Все обращения D7 в тональностях с 4-мя знаками. Аккордовые цепочки с D6\5, D4\3, D2. 21. Разновидности размеров. Переменный, смешанный размер. Особенности метра, группировка в такте. 22. Уменшенное трезвучие в гармоническом мажоре и миноре. Тональности с 5-ю знаками. T6 умII3 D6\5 T. 23. Аккорды на ступенях мажора и минора. Аккордовые цепочки. T6 умII3 D4\3 T T3 T6\4 D2 T6 S3 s3 T6. 24. Простые и составные интервалы – строение, названия, обращения. 25. Пентатоника мажора и минора. Нонаккорды.
26. Контрольный урок за III четверть. 27. Характерные интервалы гармонического мажора. Ув2-Ум7; Ув5-Ум4; Ув4-Ум5. 28. Характерные интервалы гармонического минора: Ув2-Ум7; Ув5-Ум4; Ув4-Ум5. 29. МVII7 в мажоре в тональностях с5-ю знаками. T S6 s6 T6\4 умII3 D2 T6 D4\3 T MVII7 T. 30. УмVII7 в гармоническом миноре в тональностях с5-ю знаками. 31. Отклонение и модуляция. 32. Доминантсептаккорд с обращениями и разрешением от звука вверх и вниз. 33. Квинтовый круг тональностей. 34. Простые и составные интервалы и тритоны от звуков вверх и вниз. 34.Характерные интервалы в ладу. 35.Контрольный урок за IV четверть.
7 класс семилетнее обучение
1. Организационный урок. 2. Квинтовый круг тональностей. Интервалы и обращение интервалов. 3. Разновидности мажора и минора. Трезвучия и их обращения. T S6 D6 D3 T6\4. 4. Характерные интервалы в мажоре: ув2, ум7, ув4, ум5, ув5, ум4. 5. Характерные интервалы в миноре. Синкопы, триоли. Гармонический анализ. t3 s6\4 s6 D6 t. 6. Септаккорды, виды, строение, обращение. D7 с обращением и разрешениями. Тональности с 5-ю знаками. T D6\4 T6 T6 T6\4 D7 T. 7. Доминантовый квинтсекстаккорд – построение, разрешение. T S D6\5 T. 8. Контрольный урок за I четверть. 9. Доминантовый терцквартаккорд – построение, разрешение. T D4\3 T6 S D7 T. 10.Доминантовый секундаккорд – построение, разрешение. T D4\3 T6 S D2 T6. 11.Все обращения доминантсептаккорда – от звуков вверх и вниз. 12. Простые интервалы, тритоны в мажоре и миноре. T T6 S S6 D6 D6\5 T, D2 T6 S S6\4 D6\5 D3 T3. 13.Трезвучия, виды и строение трезвучий. Т6 умII3 D43 T, T умVII3 T, T умII3 D6 T. 14.Малый вводный септаккорд в мажоре. Тональности Es dur, As dur. 15.Уменьшенный вводный септаккорд в гармонических ладах. Тональности E-dur, e-moll, A-dur, a-moll. 16.Контрольный урок за II четверть.
17.D7 – разрешение в VI ступень, прерванная каденция. T6 S D7 TSVI T64 D7 T – E-dur. 18.Хроматическая гамма. Строение, правописание, пение. T3 S64 D65 VII7 T3. 19.Лады народной музыки. T S64 D65 D2 T6, T64 S T6 MVII7 умVII7 T, T D43 T S6 T64 D7 T. 20.Степени родства тональностей. Первая степень родства. Отклонение и модуляция. 21.Модуляция в параллельную тональность. T64 S6 MVII7 D65 T. 22.Модуляция в тональность субдоминанты. D64 T6 T64 D43 T 23.Модуляция в тональность доминанты. S64 D65 T T64 S6 D2 T6 24.Модуляция в тональность II ступени. S6 D2 T6 S64 умVII7 D65 T 25.Разновидности размеров: простые, сложные, смешанные, переменный. 26.Музыкальная форма: период, 2-х частная, 3-х частная, вариации, рондо, соната. 27.Контрольный урок за III четверть. Четвертая четверть посвящена подготовке к экзамену.
1 класс пятилетнее обучение.
1. Организационный урок. 2. Сопоставление мажора и минора. Высота звуков, лад, звукоряды. Музыкальный материал: Совушка-сова. 3. Нотный стан, скрипичный ключ, запись звуков 1 и 2 октав. Звуки долгие и короткие. Музыкальный материал: Дождик. 4. Басовый ключ. Малая и большая октавы. Тон, полутон: диез, бемоль, бекар. Подбор мелодии. Музыкальный материал: У кота. 5. Длительности. Метр, ритм, доли сильная и слабая, такт, тактовая черта. Размеры 2\4 и 3\4 на музыкальном материале. Музыкальный материал: Как под горкой. 6. Тоника, тональность. Устойчивость, неустойчивость. Гамма C-dur. Ступени. Музыкальный материал: Я гуляю во дворе. 7. Тональность G-dur. Ключевые знаки. Т3. Транспонирование. Ступени устойчивые, неустойчивые, вводные звуки. Музыкальный материал: Скок, скок. 8. Контрольный урок за I четверть. 9. Повторение мажорных тональностей. Темп, динамические оттенки. Затакт. Музыкальный материал: Ах, вы сени. 10.Тональность D-dur. Строение, знаки, ступени. Размеры 2\4, 3\4. Секвенция. Музыкальный материал: Голубые санки. 11.Тональность F-dur. Ступени, Т3. Каденции, виды каденций. Закрепление навыков нотного письма. Музыкальный материал: Цыплята.
12. Тональность B-dur. Знаки, ступени. Аккорд. Повторение всех мажорных тональностей. Музыкальный материал: Чудак. 13.Сопоставление мажора и минора. Параллельные тональности. Строение минорной гаммы. Тональность a-moll натуральный. Музыкальный материал: Птичка. 14.Гармонический и мелодический минор. Строение, ступени. Размеры: 2\4, 3\4, 4\4. Диктанты устные. Музыкальный материал: Кузнечик. 15.Строение мелодии: мотив, фраза, предложение, период. Повторение темпов, динамических оттенков. Транспонирование мелодии. 16.Контрольный урок за II четверть. 17. Интервалы. Знакомство с названием, игра на инструменте. Определение на слух. Музыкальный материал: Андрей-воробей. 18.Секунды большие и малые – пение, запись. Тональность e-moll- 3 вида. Музыкальный материал: Мы играем и поем. 19. Терции большие и малые – пение, запись. Тональность d-moll- 3 вида. Музыкальный материал: Как светел день. 20. Кварты пение, построение. Тональность h-moll- 3 вида. Музыкальный материал: Постой, погоди. 21. Квинты пение, построение. Тональность g-moll – 3 вида. Музыкальный материал: Вопрос, ответ. 22. Сексты большие и малые пение, построение. Минорные тональности. Музыкальный материал: Как светел день. 23. Септимы большие и малые пение, построение. Параллельные тональности. Музыкальный материал: Гулять хочу. 24. Октава построение, пение. Определение на слух жанров, мелодического движения, размеров, интервалов. Музыкальный материал: Вот сигнал. 25. Обращение интервалов. Пение, игра на инструменте. Повторение песен. Запись, транспонирование. 26. Контрольный урок за III четверть. 27. Секвенции построение, пение. Определение на слух интервалов, пение. Музыкальный материал: Пой, малышка песенку. 28. Пунктирный ритм. Определение на слух, пение, ритмические диктанты. Музыкальный материал: Катюша. 29. Пунктирный ритм, затакт. Определение на слух, пение, ритмические диктанты. Музыкальный материал: А я по лугу. 30. Ритм четыре шестнадцатые. Определение на слух, ритмические диктанты. Музыкальный материал: Заинька. 31. Повторение всех мажорных тональностей. Пение с листа. Музыкальный диктант. 32. Повторение всех минорных тональностей. Пение с листа. Интервалы. 33.Повторение интервалов и их обращений. Определение на слух, пение, запись. Повторение знакомых песен. 34. Примеры с различными ритмическими сложностями. Пунктирный ритм, с шестнадцатыми. Транспонирование, пение с листа.
35. Контрольный урок за IV четверть.
2 класс пятилетнее обучение.
1. Организационный урок. 2. Сопоставление мажора и минора. Параллельные тональности. Интервалы. Чистые интервалы. (ч1, ч4, ч5, ч8) 3. Тональность C-dur. Размер 24. Построение и пение секунд. 4. Тональность G-dur. Размер 34. Построение терций. 5. Тональность F-dur. Размер 44. Построение и пение секст. 6. Тональность D-dur. Повторение всех размеров. Пение и построение септим. 7. Тональность B-dur. Ритм с шестнадцатыми. Транспонирование. 8. Контрольный урок за I четверть. 9. Минорный лад, три вида минора. Тональность a-moll- 3 вида. 10.Тональность e-moll – 3 вида. Секвенции, построение, пение. 11.Тональность d-moll – 3 вида. Ритм четверть с точкой и восьмая. 12.Тональность h-moll – 3 вида. Ритм 4 шестнадцатые. 13.Тональность g-moll – 3 вида. Ритмы с шестнадцатыми. Построение и пение всех интервалов. 14.Тональность A-dur. Строение, ступени, Т3. Пение с листа. Транспонирование. 15.Тональность fis-moll – 3 вида. Интервалы, ритмы с шестнадцатыми. Мелодический диктант. 16.Контрольный урок за II четверть. 17.Тональность Es-dur. Строение, ступени, Т3. Ритм восьмая-две шестнадцатых. Вводные звуки. 18.Тональность c-moll – 3 вида. Интервальные цепочки. Ритм две шестнадцатых-восьмая. 19.Трезвучия, виды трезвучий. Определение на слух, строение. Построение от всех звуков вверх и вниз. 20.Обращение интервалов. Игра на инструменте, запись, пение. Творческая работа. 21.Обращение трезвучий. Мажорные тональности до 3-х знаков. Пение с листа. 22.Обращение интервалов и трезвучий. Минорные тональности до 3-х знаков. 23.Построение Б3, Б6, Б64. Формула, построение от звуков. 24.Построение М3, М6, М64. Формула, построение от звуков. 25.Трезвучия и их обращения – творческая работа. 26.Контрольный урок за III четверть. 27.Главные и побочные трезвучия лада. Тональность A-dur.
28.Обращение главных трезвучий лада. Пение с листа. Построение, пение, игра на инструменте. 29.Каденции, виды каденций. Переменный лад. 30.Размер 38. Группировка в такте, пение с листа. 31.Мажорные тональности до 3-х знаков. Транспонирование. 32.Минорные тональности до 3-х знаков. Повторение ритмов с шестнадцатыми. 33.Построение и обращение интервалов. 34.Построение и обращение трезвучий. 35.Контрольный урок за IV четверть.
3 класс пятилетнее обучение
1. Организационный урок. 2. Тональность G-dur. Т3 с обращениями. Обращение интервалов. Ритм четверть с точкой и восьмая. 3. Тонально сть e-moll тоническое трезвучие с обращениями. Параллельные тональности. Вокальная и инструментальная группировка. Ритм 4 шестнадцатые. 4. Параллельные тональности F-dur и d-moll. Обращение тонического трезвучия. Транспонирование. Ритмы с шестнадцатыми. 5. Тональности D-dur и h-moll. Переменный лад, затакт. Обращение и разрешение тонического трезвучия. 6. Тональность B-dur. Главные и побочные трезвучия лада, их обозначение и построение. Трехчастная форма. 7. Тональность g-moll. Главные и побочные трезвучия. Обращение интервалов. 8. Контрольный урок за I четверть. 9. Тональность A-dur. Главные и побочные трезвучия лада. Каденции, виды каденций. 10. Тональность fis-moll. Главные и побочные трезвучия лада с обращением. Построение и пение б2 и м2 от звуков вверх и вниз. 11. Тональность Es-dur. Главные трезвучия с обращением. Построение и пение б3 и м3 от звуков вверх и вниз. 12. Построение Б3, Б6, Б64; М3, М6, М64 от звуков вверх. Построение и пение ч4 и ч5 от звуков вверх и вниз. 13. Тритоны в натуральном мажоре. Тональность A-dur. Ув4 и Ум5 – построение и разрешение. 14. Тритоны в гармоническом миноре. Тональность fis-moll. Размер 44. Построение и пение Ув4 и Ум5 от звуков и игра на инструменте. 15. Тональность E-dur. Ступени, главные трезвучия с обращениями. Построение и пение б6 и м6 от звуков вверх и вниз. Последовательность аккордов: Т6-S-D-T6.
16. Контрольный урок за II четверть. 17. Параллельные тональности E-dur и cis-moll. Главные трезвучия с обращением S и D с разрешением. Построение и пение б7 и м7 от звуков вверх и вниз. 18. Строение септаккордов. Построение и разрешение D7. в мажорных тональностях. Простые размеры 24, 34. 19. Построение и разрешение D7 в гармоническом миноре, разрешение в одноименные тональности. Размер 38. 20. Виды трезвучий. Построение ум3 в мажоре и миноре гармоническом на VII ступени. Тональность As-dur и f-moll. 21. Тональность H-dur. Ступени, главные трезвучия с обращениями, S и D с разрешением. Размер 68, группировка в размере. 22. Тональность gis-moll. Ступени, главные трезвучия, D7 с разрешением. 23. Параллельные тональности H-dur и gis-moll. Интервалы, аккорды, септаккорды с обращением и разрешением. 24. Движение мелодии по звукам D7. построение, пение, игра на инструменте от звуков вверх и вниз. 25. Хроматические звуки. Вспомогательные и проходящие хроматизмы. Отклонение в параллельную тональность и тональность D. 26. Контрольный урок за III четверть. 27. Таблица аккордов. Аккордовые цепочки. Тональность H-dur. 28. Буквенное обозначение тональностей. Интервалы и аккорды от звуков вверх и вниз. 29. Построение и пение D7 от звуков. Буквенное обозначение тональностей. Размер 68. 30. Виды трезвучий. Построение, пение, обозначение. Построение Ум3 в мажоре гармоническом миноре. 31. Тональность As-dur. Имитация, тритоны, интервалы, аккорды, D7. 32. Тональность f-moll. Ступени, главные трезвучия с обращением и разрешением. Триоли. 33. Построение и пение Б3, Б6, Б64; М3, М6, М64. от звуков вверх. 34. Доминантсептаккорд. Творческая работа. 35. Проходящие и вспомогательные хроматизмы. Тональности до 5-ти знаков.\ 36. Контрольный урок за IV четверть.
4 класс пятилетнее обучение
1. Организационный урок. 2. Параллельные тональности. Тональность E-dur. Главные трезвучия, D7 с разрешением. Ритм четверть с точкой и восьмая. 3. Тональность cis-moll 3 вида. Построение интервалов от звуков. Транспонирование. 4. Тональность As-dur, главные и побочные трезвучия лада. D7 с разрешением. Простые размеры: 24, 34, 38.
5. Тональность f-moll 3 вида. Пунктирный ритм и ритмы с шестнадцатыми. Аккордовые цепочки. Главные трезвучия с обращением. 6. Простые интервалы и тритоны. Обращение и разрешение в мажоре и гармоническом миноре. Сложный размер 68, группировка в размере. 7. Тональность H-dur. Главные и побочные трезвучия лада с обращением, D7 с разрешением. Схема обращения септаккордов. 8. Контрольный урок за I четверть. 9. Гармонический мажор – строение и особенности лада. Тональности до 2-х знаков при ключе. Минорная S. 10. Квинтовый круг мажорных тональностей с их буквенным обозначением. Пение с листа и определение тональностей. 11. Квинтовый круг минорных тональностей с их буквенным обозначением. Простые и сложные размеры, пение с листа и определение. 12. Тональность Des-dur главные трезвучия с обращением, D7 с разрешением. Залигованные ноты, синкопы. T3-D64-T6-S3-S6-D3-D6-T3/ 13. Тональность b-moll главные трезвучия с обращением, D7 с разрешением. Аккордовые цепочки. Тритоны с обращением и разрешением. 14. Альтерация в мажоре. Тональность Des-dur. Интервалы и тритоны. 15. Альтерация в миноре. Тональность b-moll. D7 от звуков вверх и вниз с разрешением. 16. Контрольный урок за II четверть. 17. Каденции. Виды каденций: T-S-T, T-D-T, T-S-D-T. Интервалы и аккорды от звуков вверх и вниз. 18. Тональность Fis-dur главные и побочные трезвучия с обращением, D7 с разрешением. 19. Тональность dis-moll 3 вида. Главные трезвучия с обращением и D7 с разрешением. Каденции, аккордовые цепочки с D7. 20. Простые размеры, сложные размеры. Переменный и смешанный размер. 21. Малый вводный септаккорд МVII7 в натуральном мажоре. 22. Уменьшенный вводный септаккорд УмVII7 в гармоническом миноре с разрешением. 23. SII7 в мажоре и миноре строение и разрешение. Аккордовые цепочки. 24. Построение всех видов трезвучий. Ув3 в гармоническом мажоре и миноре. 25. Тональность Ges-dur главные трезвучия, D7. T3-S64-S6-T64-D7-T/ 26. Контрольный урок за III четверть. 27. Параллельные тональности Ges-dur и es-moll. Главные трезвучия и D7. аккордовые цепочки пение и построение: t6-s6-t64-D7-t-ум3-t. T6-s-t6-D64-D7-t. 28. Мажорная хроматическая гамма. Аккордовые цепочки в мажоре. 29. Минорная хроматическая гамма. Интервалы, аккорды и септаккорды. 30. Простые и составные интервалы.
31. Характерные интервалы в мажоре: ув2, ув4, ув5, ум7, ум5, ум4. построение и пение с разрешением. 32. Характерные интервалы в миноре : ув2, ув4, ув5, ум7, ум5, ум4. построение и пение с разрешением. 33. Септаккорды и нонаккорд. 34. Тональности до 6-ти знаков при ключе. Пение с листа и транспонирование. 35. Обозначение тональностей. Квинтовый круг тональностей. Хроматическая гамма (мажорная и минорная). 36. Контрольный урок за IV четверть.
5 класс пятилетнее обучение.
1. Организационный урок. Простые интервалы – определение, пение, разрешение 2. Характерные интервалы в мажоре: ув2, ув4, ув5, ум7, ум5, ум4. построение и пение с разрешением. 3. Характерные интервалы в миноре ув2, ув4, ув5, ум7, ум5, ум4. построение и пение с разрешением. 4. D7 с обращением и разрешением в мажоре (D65, D43, D2).построение, пение и разрешение. 5. D7 с обращением и разрешением в миноре (D65, D43, D2).построение, пение и разрешение. 6. Гармонический мажор. Особенности лада, строение. T-S6-D6-D3-T64-D7-T. 7. Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей. 8. Тритоны в натуральном и гармоническом мажоре. Тональности A-dur, E-dur. T3-T6-S3-S6-D6-D65-T3 9. Тритоны в натуральном и гармоническом миноре. Тональность fis-moll, cis-moll. D2-t6-s3-s64-D65-D3-t 1 0 . Виды септаккордов: МV I I 7 , УмV I I 7 , S I I 7 . Аккордовые последовательности: T6-T3-MVII7-T3 T6-T3-умVII7-T3 T3-S64-T3-SII7-D43-T3 11. Мажорная и минорная хроматическая гамма. 12. Родство тональностей. 13. Лады народной музыки. 14. Отклонение и модуляция. 15. Формы музыкальных произведений. 16. Контрольный урок за I полугодие Третья и четвертая четверть посвящена подготовке к экзамену.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники