Автор: Бессонова Елена Александровна Должность: преподаватель теории музыки Учебное заведение: МАУ ДО "КДШИ" Населённый пункт: с. Казанское, Тюменская область Наименование материала: рабочая программа Тема: программа по сольфеджио 5-7 лет Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Казанская детская школа искусств»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«СОЛЬФЕДЖИО»
(1-5, 1-7 КЛАСС)
Составитель: Бессонова Е.А.
с. Казанское – 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной задачей в деле музыкального развития детей является воспитание
различных
сторон
музыкального
слуха:
мелодико-интонационного,
ладового, гармонического, а так же чувство метроритма, внутренних
слуховых
представлений,
музыкального
мышления,
памяти,
чувства
формы.
Методические рекомендации по основным формам работы на уроках
сольфеджио и программные требования по данному предмету изложены
в следующих разделах:
Воспитание музыкального восприятия.
Воспитание вокально-интонационных навыков.
Формирование
ладовых
представлений
и
знакомство
с
музыкальной
грамотой.
Работа над метроритмом.
Сочинение и импровизация в различных жанрах, формах.
Указанные формы работы практически взаимосвязаны, и
преподаватель,
планируя
урок,
распределяет
материал
по
своему
усмотрению в пределах учебной четверти и учебного года.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для выполнения данной – довольно сложной и объёмной задачи
необходимо,
кроме
всего
прочего,
опираться
на
следующие
методические
принципы,
образующие
в
совокупности
систему
музыкально-художественного воспитания:
I.
Педагог всё время должен помнить: где средства, а где цель.
Любой предмет следует рассматривать как одно из средств в
долгом и сложном процессе воспитания человека. Цель у всех
педагогов одна и та же – воспитание прекрасного человека.
II.
В процессе обучения и воспитания должно быть постоянное и
органическое сочетание разных видов искусств и разных наук:
для
развития,
например,
музыкальных
спо собно стей
недостаточно заниматься только музыкой, а необходимо также
заниматься
и
живописью,
и
литературой,
и
философией,
и
логикой,
и
эстетикой
–
словом,
необходим
синтез
разных
искусств и разных наук.
III.
Постоянное и органическое сочетание разных компонентов и
предметов внутри одного вида искусства, например, музыки:
игра
на
инструменте,
хор,
теория,
музыкальная
литература,
сольфеджио тесно связаны и согласованы между собой. Словом,
необходим
синтез
разных
предметов
внутри
одного
вида
искусства.
IV.
Теория и сольфеджио всегда опережают специальность. Прежде
чем приступить к игре на инструменте, надо подготовить ум,
душу,
руки
ребёнка.
Отсюда
–
важнейшая
установка:
знать,
слышать, играть ( петь, сочинять и т.д. ).
V.
При
изучении
любого
материала:
движение
–
от
общего
к
частному.
Например,
изучая
способы
развития
музыкального
материала, нужно построить сначала целостную картину всех
способов, а затем взять какой – либо один способ и дать массу
разных вариантов в пределах данного, отдельно взятого способа
развития
музыкального
материала,
скажем,
гармонической
фигурации.
VI.
Многократные
повторения
всего
пройденного
материала
–
с
различными дополнениями, изменениями, помнить и держать в
прекрасной форме всё, что было.
VII.
При
изучении
любого
материала
двигаться
от
простого
к
сложному, при движении от простого к сложному – строгая
последовательность и стройная связь между тем, что было, что
есть, что будет.
VIII.
Всё делается и всё познаётся только в сравнении, например:
мажор-минор, пульс двухдольный-трёхдольный и т.д.
IX.
Все ритмические особенности музыкального языка постигаются
через
движения
рук,
ног
на
основе
строгой
метрической
пульсации. Научиться вести стройное и связное движение во
времени на основе чёткой метрической пульсации – важнейшая
задача музыканта.
X.
Слух, зрение, движения всегда связаны между собой, при этом
уши и глаза, как правило – впереди рук.
1 класс семилетнее обучение
1.
Организационный урок.
2.
Лад. Сопоставление мажора и минора. Высота звуков. Музыкальный
материал: Совушка-сова.
3.
Нотный
стан.
Скрипичный
ключ.
Звукоряды.
Знакомство
с
клавиатурой. Музыкальный материал: Дождик.
4.
Запись звуков 1 и 2 октав. Устные диктанты, разрешение в тонику через
VII ступень. Четверти, восьмые. Музыкальный материал: У кота.
5.
Жанры: песня, танец, марш. Тон, полутон. Диез, бемоль, бекар. Подбор
мелодии от разных звуков. Музыкальный материал: Как под горкой.
6.
Знакомство со всеми длительностями и паузами. Запись длительностей
и звуков. Ритмические загадки. Музыкальный материал: Ехали мы в
гости.
7.
Метр. Доли – сильные и слабые. Размер 2\4. Такт, тактовая черта.
Устные диктанты. Музыкальный материал: повторение песен.
8.
Размер 3\4. Сопоставление 2-х и 3-х дольности. Запись ритмов стихов и
песенок. Музыкальный материал: Курочка.
9.
Устойчивость,
неустойчивость.
Тоника,
тональность.
Басовый
ключ.
Музыкальный материал: Я гуляю во дворе.
10.Контрольный урок за 1 четверть. Письменная работа по длительностям
и звукам. Концерт из изученных песен.
11.Г а м м а C-dur,
строение
мажорной
гаммы.
Устойчивые
ступени,
неустойчивые
ступени.
Секвенция.
Устные
мелодические
диктанты.
Музыкальный материал: Наконец настали стужи.
12.Тональность G-dur. Ключевые знаки. Транспонирование. Мелодический
диктант. Музыкальный материал: Скок, скок, поскок.
13.Затакт. Динамические оттенки. Чтение с листа. Мелодический диктант.
Музыкальный материал: Ах, вы сени мои сени.
14.Тональность
D-dur.
Фразы
повторного,
неповторного
строения.
Музыкальный материал: Голубые санки.
15. Тональность F-dur. Размер 2\4, 3\4. Секвенции. Транспонирование.
Музыкальный материал: Цыплята.
16.Размер 4\4. Каденции, виды каденций. (T-S-T.
T-D-T.
T-S-D-T).Подбор
сопровождения
к
знакомым
песням.
Музыкальный
материал:
изученные песни.
17.Аккорд.
Сопоставление
мажора
и
минора,
Закрепление
навыков
нотного письма. Пение с листа. Музыкальный материал:
18.Контрольный урок за 2 четверть. Письменная работа, пение с листа,
игра знакомых песен. Транспонирование.
19.Тональность
B-dur.
Определение
на
слух
размеров:
2\4,
3\4,
4\4.
Движение мелодии, диктант. Музыкальный материал: Чудак.
20.Повторение
мажорных
тональностей:B,F,C,G,D.
Пение
с
листа,
мелодический диктант.
21.Параллельные тональности. Строение минора. A-moll - натуральный.
Музыкальный материал: Птичка.
22.a-moll гармонический. Строение, знаки альтерации. Определение на
слух. Музыкальный материал: Кузнечик.
23.Три
вида
минора.a-moll
мелодический.
Устные
диктанты,
пение
с
листа.
Повторение
знаков
альтерации.
Дубль-диез
и
дубль-бемоль.
Музыкальный материал: Птицы.
24.Интервалы.
Знакомство
с
названием
и
обозначениями.
Игра
на
инструменте. Музыкальный материал: Андрей-воробей. (ч.1.)
25. Большие и малые секунды. Запись, игра на инструменте. Музыкальный
материал: Мы играем и поем.
26.Большие и малые терции. Запись, игра на инструменте, Музыкальный
материал: Как светел день.
27.Чистая кварта. Запись, игра на инструменте. Музыкальный материал:
Постой, погоди.
28.Чистая квинта. Запись, игра на инструменте. Музыкальный материал:
Вопрос, ответ.
29.Контрольный
урок
за
3
четверть.
Определение
на
слух
ступеней,
интервалов. Запись звуков, диктанты.
30.Большие и малые сексты. Запись, игра на инструменте. Музыкальный
материал: Как светел день.
31.Большие и малые септимы. Запись, игра на инструменте. Музыкальный
материал: Гулять хочу.
32.Параллельные тональности .G-dur-e-moll. Построение 3 видов минора.
Мелодический диктант. Музыкальный материал: Коровушка.
33.Параллельные тональности. D-dur-h-moll. Построение 3 видов минора.
Построение и игра всех интервалов. Музыкальный материал: Калинка.
34.Параллельные тональности F-dur-d-moll. Построение 3 видов минора.
Мелодический диктант. Музыкальный материал: По малину.
35.Параллельные тональности. B-dur-g-moll. Построение 3 видов минора.
Устойчивые и неустойчивые интервалы. Музыкальный материал: по
учебнику.
36.Контрольный урок за 4 четверть. Письменная работа по интервалам.
Мелодический диктант. Транспонирование.
2 класс семилетнее обучение
1.
Организационный урок.
2.
Ладовое
сопоставление
мажора
и
минора.
Тональность
C-dur.
Т3.
Размеры 2\4, 3\4, 4\4. Жанры: песня, танец, март.
3.
Сопо ставление
мажора
и
минора
G-dur.
Т3.
Размер
2 \ 4
ритмические диктанты. Транспонирование.
4.
Сопоставление мажора и минора.F-dur. Т3. Размер 3\4. Чтение нотного
текста. Интервалы.
5.
Строение
минора a-moll – 3 вида. t3. Пение с листа. Мелодический
диктант.
6.
Тональность e-moll – 3 вида. Секвенции – повторение, построение,
разновидности.
7.
Тональность
d-moll
–
3
вида.
Пунктирный
ритм
в
размере
2\4.
Мелодический диктант.
8.
Тональность
h-moll
–
3
вида.
Пунктирный
ритм
в
размере
3\4.
Ритмические диктанты.
9.
Контрольный урок за I четверть.
10.Тональность D-dur. Чистые интервалы. Построение и пение Вверх и
вниз. Слуховой анализ.
11. Тональность B-dur. Построение и пение
б2 и м2. Мелодический
диктант.
12. Тональность h-moll. Построение и пение б3 и м3. Пение с листа,
слуховой анализ.
13.Тональность
g-moll
–
3
вида.
Построение
б6
и
м6.
Мелодический
диктант.
14.Письменная работа по всем изученным тональностям. Построение б7 и
м7. Пение с листа.
15.Построение и пение всех интервалов от звуков. Игра на инструменте.
Мелодический диктант.
16.Двухголо сие.
В ид ы
д вижения
голо сов
(
п а р а л л е л ь н о е ,
противоположное, косвенное ). Транспонирование.
17.Контрольный урок за II четверть.
18.
Ритм
с
шестнадцатыми.
Освоение
на
музыкальном
материале.
Ритмические диктанты.
19.Тональность A-dur. Строение, ступени. Интервалы - слуховой анализ.
20.Параллельные тональности.fis-moll – 3 вида. Мелодический диктант.
21.Тональность
Es-dur.
Строение,
ступени.
Ритм
с
шестнадцатыми.
Ритмические диктанты. Пение с листа.
22.Тональность c-moll – 3 вида. Ритм с шестнадцатыми. Интервальные
цепочки – построение, пение, игра.
23.Ритмы
с
шестнадцатыми.
Пение
с
листа.
Транспонирование.
Мелодический диктант.
24.Трезвучия, виды трезвучий. Б3, М3, УВ3, УМ3.Трезвучия от звуков
построение, пение, игра.
25.Жанры – виды музыкальных произведений, типы фактуры. Затакт.
26.Обращение интервалов. Схема, запись, построение, пение, игра.
27.Письменная работа по обращениям интервалов. Пение с листа. Ритмы с
шестнадцатыми.
28.Переменный
лад.
Обращение
трезвучий
–
запись,
пение,
игра.
Мелодический диктант.
29.Контрольный урок за III четверть.
30.Повторение
мажорных
тональностей.
Построение
интервалов
и
их
обращений.
31.Повторение
минорных
тональностей.
Построение
трезвучий
и
из
обращений.
32.Построение Б3, Б6, Б64. Слуховой анализ. Пение с листа.
33.Построение М3, М6, М64. Повторение пунктирных ритмов.
34.Обращение интервалов и трезвучий.
35.Транспонирование. Повторение правил и таблиц.
36.Контрольный урок за IV четверть.
3 класс семилетнее обучение.
1.
Организационный урок.
2.
Тональность C-dur. Главные и побочные ступени. Т3 с обращением.
Секвенция.
3.
Параллельные тональности. a-moll – 3 вида. Главные ступени лада.
Ритм с шестнадцатыми.
4.
Тональность G-dur.
Т3
с
обращением.
Интервалы.
Мелодический
диктант.
5.
Тональность e-moll – 3 вида. Транспонирование. Пение с листа.
6.
Тональность
F-dur.
Обращение
интервалов.
Пунктирный
ритм.
Ритмический диктант.
7.
Тональность d-moll – 3 вида. Интервалы от звуков вверх и вниз. Ритм c
шестнадцатыми. Слуховой анализ.
8.
Контрольный урок за I четверть.
9.
Тональность
D-dur.
Т3
с
обращением.
Ритмы
с
шестнадцатыми.
Обращение интервалов. Мелодический диктант.
10.Тональность B-dur. Т3 с обращением. 3-х. Частная форма. Главные и
побочные трезвучия лада. Слуховой анализ.
11.Тонально сть
g-moll
–
3
вида.
Ритмы
с
ш е с т н а д ц ат ы м и
Пение с листа.
12.
Тональность
A-dur.
Главные
трезвучия
лада,
построение
и
разрешение. Мелодический диктант.
12.Тональность
fis-moll
–
3
вида.
Главные
трезвучия
в
миноре,
особенности доминанты. t3 s64 t6 s3 t64 D3 t3.
13. Тональность Es-dur. Каденции, виды каденций – определение на слух.
T3 D6 T3 S64 T3.
14. Тональность c-moll – 3 вида. Размер 3\8 – определение на слух, пение,
игра. Затакт.
15. Контрольный урок за III четверть.
16.
Тонально сть
E-dur.
Главные
трезвучия
с
о б р а щ е н и е м .
Транспонирование – творческое задание.
17.
Тональность
cis-moll
–
3
вида.
Вокальная
и
инструментальная
группировка. Пение с листа.
18. Тональность As-dur. Ступени, главные трезвучия. Повторение всех
интервалов с обращениями. Мелодический диктант
19. Тональность f-moll – 3 вида. Размеры 3\4, 3\8. Пение с листа.
20. Построение от звуков: Б3, Б6, Б64, М3, М6, М64. Транспонирование.
21. Синкопа, виды синкоп. Синкопы в размере 2\4 и 3\4. Ритмический
диктант.
22. Нечётное деление доли. Триоли. Пение с листа, слуховой анализ.
23. Секвенции. Виды секвенций. Построение и запись, игра.
24. Повторение тональностей до 4-х знаков. Синкопы и триоли.
25.Контрольный урок за III четверть.
26.
Повторение
мажорных
диезных
тональностей
до
4-х
знаков.
Пунктирные ритмы.
27. Повторение минорных диезных тональностей до 4-х знаков. Ритмы с
шестнадцатыми.
28.
Повторение
мажорных
бемольных
тональностей
до
4-х
знаков.
Построение всех интервалов от звуков вверх и вниз.
29.
Повторение
минорных
бемольных
тональностей
до
4-х
знаков.
Построение трезвучий и их обращений от звуков вверх и вниз.
30. Переменный лад. Слуховой анализ, пение с листа.
31. Главные и побочные трезвучия лада.
32. Имитация. Полифоническое изложение. Пение с листа.
33. Контрольный урок за IV четверть.
4 класс семилетнее обучение.
1.
Организационный урок.
2.
Параллельные
тональности
B-dur. T,
S,
D
–
с
обращениями.
Пунктирный ритм.
3.
Переменный лад. D-dur-d-moll. Одноименные тональности. Трезвучия
всех ступеней. Ритмы с шестнадцатыми.
4.
Главные и побочные трезвучия. A-dur. Построение всех интервалов.
5.
Тональность
fis-moll
–
3
вида.
Ритмы
с
ше стнадцатыми.
Транспонирование.
6.
Размер 3\8. Тональность Es-dur. Ступени главных трезвучий.
7.
Тональность
c-moll
–
3
вида.
Пунктирный
ритм.
Аккордовые
последовательности.
8.
Контрольный урок за I четверть.
9.
Тональность E-dur. Имитация. Полифонические примеры. Построение
интервалов от звуков вверх и вниз.
10.Тональность
cis-moll
–
3
вида.
Синкопы
и
залигованные
ноты.
Построение Б3, Б6, Б64, М3, М6, М64 от звуков.
11.Тональность
As-dur.
Размер
6\8.
Тритоны:
ув4,
ум5.
Мелодический
диктант.
12.Тональность f-moll – 3 вида. Обращение интервалов, тритонов. Ритмы с
шестнадцатыми.
13. Тональность H-dur. Размер 6\8. Интервалы и тритоны в мажоре.
13.Тональность
gis-moll
–
3
вида.
Обращение
интервалов,
тритонов,
трезвучий.
14.Закрепление различных ритмов в размерах 3\8, 6\8. Мелодический,
ритмический диктант.
15.Контрольный урок за II четверть.
16.Виды трезвучий. Уменьшенное трезвучие в мажоре на VII ступени. В
миноре на II ступени с разрешением.
17.Септаккорды, виды септаккордов. Строение и разрешение D7 в мажоре
18.D7 в миноре. Аккордовые последовательности. Пение с листа.
19.D7 от звуков вверх и вниз. Мелодический диктант.
20.Внутритональный
хроматизм,
вспомогательный
хроматизм.
Тональность E-dur.
21.Проходящий хроматизм. Интервалы, аккорды, D7.
22.Отклонение.
Разбор
на
музыкальном
материале.
\
в
тональность
параллельную и тональность D \.
23.Модуляция. Разбор на музыкальном материале. Мелодический диктант.
24.Нечетное деление доли. Триоли.
25.Контрольный урок за III четверть.
26.Таблица аккордов на ступенях лада. Тональность H-dur.
27.Буквенное обозначение тональностей. Таблица тональностей до 5-и
знаков. Размер 6\8.
28.Энгармонизм.
Хроматические
проходящие
и
вспомогательные.
Тритоны в мелодии.
29.Модуляция и отклонение. Т3-S3-D6-VI3.
30.Интервалы и аккорды от звуков.
31.D7 в тональности и от звуков.
32.Полифоническая имитация. Интервалы и аккорды с обращением
33.Синкопы и триоли. Простые и сложные размеры.
34.Контрольный урок за IV четверть.
5 класс семилетнее обучение
1. Организационный урок.
2.
Параллельные
тональности.
Тональность
E-dur.
Главные
трезвучия.
Обращение интервалов. Простые размеры 2\4, 3\4.
3. Тональность cis-moll. Построение интервалов от звуков. Пунктирный ритм.
4.
Тональность
As-dur.
Обращение
главных
трезвучий.
Ритмы
с
шестнадцатыми.
5. Тональность f-moll. Построение интервалов и аккордов от звуков. Размер
3\8.
6. Размер 6\8. Тритоны в мажоре с обращением и разрешением. Тональности
до 3-х знаков.
7. Тритоны в гармоническом миноре. Тональности до 3-х знаков. Размер 4\4.
8. Контрольный урок за I четверть.
9. Тональность H-dur. Ступени, главные трезвучия, D7 с разрешением. Ритм с
шестнадцатыми.
10. Тональность gis-moll – 3 вида. Построение интервалов в тональности.
Аккордовые цепочки с D7.
11. Гармонический мажор. Минорная субдоминанта. Аккордовые цепочки в
тональностях до 5-ти знаков.
12. Квинтовый круг тональностей. Разновидности каденций. Интервалы и
аккорды от звука вверх и вниз.
13. Буквенное обозначение тональностей. Размеры 3\8, 6\8, пунктирный ритм.
Мелодический диктант.
14.Тональность Des-dur. Трезвучия, септаккорды, D7.
15. Тональность b-moll – 3 вида. Интервальные и аккордовые цепочки.
16. Контрольный урок за II четверть.
17. Синкопы и триоли – разновидности. Интервалы от звука, D7 от звука
вверх и вниз.3-х голосье.
18. Альтерация в мажоре. Тональность Des-dur. Интервалы, тритоны, D7.
19. Альтерация в миноре. Тональность b-moll. Интервалы, тритоны, D7.
20. Тональность Fis-dur. Главные трезвучия с обращением, D7 с разрешением.
Ритмы с шестнадцатыми.
21. Тональность dis-moll – 3 вида. Размер 6\8. Интервальные и аккордовые
цепочки.
22.
Переменные
и
смешанные
размеры.
Пение,
определение
на
слух,
группировка.
23. Малый вводный септаккорд натурального минора.
24. Уменьшенный вводный септаккорд гармонического мажора и минора.
25. Септаккорд II ступени в мажоре и миноре. T3 SII7 T6 S3 T6\4 D7 T.
26. Контрольный урок за III четверть.
27. Увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре и миноре. T3 S6\4 II3 T6
S3 S6 УВ3T6\4 D7 T.
28. Хроматические проходящие и вспомогательные. Размеры 3\8, 6\8.
29. Отклонение и модуляция. Модуляция в параллельную тональность.
30. Модуляция в тональность доминанты.
31. Органный пункт.
32. Квинтовый круг тональностей, буквенное обозначение.
33. МVII7, УМVII7, SII7.
34.Интервалы и аккорды с обращениями и разрешениями.
35. Контрольный урок за IV четверть.
6 класс семилетнее обучение.
1.
Организационный урок.
2.
Главные и побочные трезвучия. Простые интервалы. Тональность Fis-
dur. T3 S6 T6\4 S3 T6 D6\4 T3.
3.
Главные и побочные трезвучия. Энгармонизм. Тональность dis-moll-3
вида. Пунктирный ритм.
4.
Тональность Ges-dur Главные трезвучия, D7, обращение интервалов.
5.
Тональность es-moll.
Главные
трезвучия, D7.
Размер
3\8,
период,
предложение, каденция. T6 S3 T6, T6 D6\4 T6.
6.
Таблица аккордов в мажоре и гармоническом миноре.
7.
Главные и побочные септаккорды. Строение, применение, название.
Аккордовые цепочки: T S6\4 D6 T T6 S3 D6\4 T3. t3 s6\4 D6 t t6\4 s3 D7
t.
8.
Контрольный урок за I четверть.
9.
Ладовая альтерация в мажоре. Тональность As-dur, интервалы, тритоны
в мажоре.
10.Ладовая
альтерация
в
миноре.
Тональность f-moll,
слуховые
упражнения, пение с листа.
11.Гармонический мажор, минорная субдоминанта, размер 6\8.
T S6\4 s6\4 ум3 T. Простые интервалы.
12.Тональность Cis-dur.
Главные
трезвучия
с
обращением,
D7
с
разрешением. T3 S6\4 s6 T6\4 D7 T.
13.Тональность ais-moll- 3 вида. Синкопы. T6 s6 s6 t6\4 D7 t ум3 t
14.Хроматическая гамма – правописание. Аккордовые цепочки.
15. Доминантсептаккорд – техника обращения, название обращений.
16. Контрольный урок за II четверть.
16. D6\5- интервальный состав и разрешение в тональностях с 1 знаком.
T S6\4 s6\4 D6 D6\5 T.
18. D4\3 – строение, разрешение в тональностях с 2-мя знаками.
T S6\4 D6\5 T D4\3 T.
19. D2 – стоение, разрешение в тональностях с 3-мя знаками.
T6 S3 D2 T6.
20. Все обращения D7 в тональностях с 4-мя знаками. Аккордовые
цепочки с D6\5, D4\3, D2.
21.
Разновидности
размеров.
Переменный,
смешанный
размер.
Особенности метра, группировка в такте.
22.
Уменшенное
трезвучие
в
гармоническом
мажоре
и
миноре.
Тональности с 5-ю знаками. T6 умII3 D6\5 T.
23. Аккорды на ступенях мажора и минора. Аккордовые цепочки.
T6 умII3 D4\3 T T3 T6\4 D2 T6 S3 s3 T6.
24. Простые и составные интервалы – строение, названия, обращения.
25. Пентатоника мажора и минора. Нонаккорды.
26. Контрольный урок за III четверть.
27. Характерные интервалы гармонического мажора. Ув2-Ум7; Ув5-Ум4;
Ув4-Ум5.
28. Характерные интервалы гармонического минора: Ув2-Ум7; Ув5-Ум4;
Ув4-Ум5.
29. МVII7 в мажоре в тональностях с5-ю знаками.
T S6 s6 T6\4 умII3 D2 T6 D4\3 T MVII7 T.
30. УмVII7 в гармоническом миноре в тональностях с5-ю знаками.
31. Отклонение и модуляция.
32. Доминантсептаккорд с обращениями и разрешением от звука вверх и
вниз.
33. Квинтовый круг тональностей.
34. Простые и составные интервалы и тритоны от звуков вверх и вниз.
34.Характерные интервалы в ладу.
35.Контрольный урок за IV четверть.
7 класс семилетнее обучение
1.
Организационный урок.
2.
Квинтовый круг тональностей. Интервалы и обращение интервалов.
3.
Разновидности мажора и минора. Трезвучия и их обращения.
T S6 D6
D3 T6\4.
4.
Характерные интервалы в мажоре: ув2, ум7, ув4, ум5, ув5, ум4.
5.
Характерные интервалы в миноре. Синкопы, триоли. Гармонический
анализ. t3 s6\4 s6 D6 t.
6.
Септаккорды,
виды,
строение,
обращение. D7
с
обращением
и
разрешениями. Тональности с 5-ю знаками. T D6\4 T6 T6 T6\4 D7 T.
7.
Доминантовый квинтсекстаккорд – построение, разрешение. T S D6\5
T.
8.
Контрольный урок за I четверть.
9.
Доминантовый терцквартаккорд – построение, разрешение. T D4\3 T6 S
D7 T.
10.Доминантовый секундаккорд – построение, разрешение. T D4\3 T6 S D2
T6.
11.Все обращения доминантсептаккорда – от звуков вверх и вниз.
12. Простые интервалы, тритоны в мажоре и миноре.
T T6 S S6 D6 D6\5 T, D2 T6 S S6\4 D6\5 D3 T3.
13.Трезвучия, виды и строение трезвучий. Т6 умII3 D43 T,
T умVII3 T,
T
умII3 D6 T.
14.Малый вводный септаккорд в мажоре. Тональности Es dur, As dur.
15.Уменьшенный
вводный
септаккорд
в
гармонических
ладах.
Тональности E-dur, e-moll, A-dur, a-moll.
16.Контрольный урок за II четверть.
17.D7 – разрешение в VI ступень, прерванная каденция. T6 S D7 TSVI T64
D7 T – E-dur.
18.Хроматическая гамма. Строение, правописание, пение. T3 S64 D65 VII7
T3.
19.Лады народной музыки. T S64 D65 D2 T6, T64 S T6 MVII7 умVII7 T, T
D43 T S6 T64 D7 T.
20.Степени родства тональностей. Первая степень родства. Отклонение и
модуляция.
21.Модуляция в параллельную тональность. T64 S6 MVII7 D65 T.
22.Модуляция в тональность субдоминанты. D64 T6 T64 D43 T
23.Модуляция в тональность доминанты. S64 D65 T T64 S6 D2 T6
24.Модуляция в тональность II ступени. S6 D2 T6 S64 умVII7 D65 T
25.Разновидности размеров: простые, сложные, смешанные, переменный.
26.Музыкальная форма: период, 2-х частная, 3-х частная, вариации, рондо,
соната.
27.Контрольный урок за III четверть.
Четвертая четверть посвящена подготовке к экзамену.
1 класс пятилетнее обучение.
1.
Организационный урок.
2.
Сопоставление
мажора
и
минора.
Высота
звуков,
лад,
звукоряды.
Музыкальный материал: Совушка-сова.
3.
Нотный стан, скрипичный ключ, запись звуков 1 и 2 октав. Звуки
долгие и короткие. Музыкальный материал: Дождик.
4.
Басовый ключ. Малая и большая октавы. Тон, полутон: диез, бемоль,
бекар. Подбор мелодии. Музыкальный материал: У кота.
5.
Длительности. Метр, ритм, доли сильная и слабая, такт, тактовая черта.
Размеры 2\4 и 3\4 на музыкальном материале. Музыкальный материал:
Как под горкой.
6.
Тоника,
тональность.
Устойчивость,
неустойчивость.
Гамма C-dur.
Ступени. Музыкальный материал: Я гуляю во дворе.
7.
Тональность G-dur. Ключевые знаки. Т3. Транспонирование. Ступени
устойчивые,
неустойчивые,
вводные
звуки.
Музыкальный
материал:
Скок, скок.
8.
Контрольный урок за I четверть.
9.
Повторение
мажорных
тональностей.
Темп,
динамические
оттенки.
Затакт. Музыкальный материал: Ах, вы сени.
10.Тональность D-dur.
Строение,
знаки,
ступени.
Размеры
2\4,
3\4.
Секвенция. Музыкальный материал: Голубые санки.
11.Тональность F-dur.
Ступени,
Т3.
Каденции,
виды
каденций.
Закрепление
навыков
нотного
письма.
Музыкальный
материал:
Цыплята.
12.
Тональность B-dur.
Знаки,
ступени.
Аккорд.
Повторение
всех
мажорных тональностей. Музыкальный материал: Чудак.
13.Сопоставление
мажора
и
минора.
Параллельные
тональности.
Строение
минорной
гаммы.
Тональность a-moll
натуральный.
Музыкальный материал: Птичка.
14.Гармонический и мелодический минор. Строение, ступени. Размеры:
2\4, 3\4, 4\4. Диктанты устные. Музыкальный материал: Кузнечик.
15.Строение мелодии: мотив, фраза, предложение, период. Повторение
темпов, динамических оттенков. Транспонирование мелодии.
16.Контрольный урок за II четверть.
17.
Интервалы.
Знакомство
с
названием,
игра
на
инструменте.
Определение на слух. Музыкальный материал: Андрей-воробей.
18.Секунды большие и малые – пение, запись. Тональность e-moll- 3 вида.
Музыкальный материал: Мы играем и поем.
19. Терции большие и малые – пение, запись. Тональность d-moll- 3 вида.
Музыкальный материал: Как светел день.
20. Кварты пение, построение. Тональность h-moll- 3 вида. Музыкальный
материал: Постой, погоди.
21. Квинты пение, построение. Тональность g-moll – 3 вида. Музыкальный
материал: Вопрос, ответ.
22. Сексты большие и малые пение, построение. Минорные тональности.
Музыкальный материал: Как светел день.
23.
Септимы
большие
и
малые
пение,
построение.
Параллельные
тональности. Музыкальный материал: Гулять хочу.
24.
Октава
построение,
пение.
Определение
на
слух
жанров,
мелодического
движения,
размеров,
интервалов.
Музыкальный
материал: Вот сигнал.
25.
Обращение
интервалов.
Пение,
игра
на
инструменте.
Повторение
песен. Запись, транспонирование.
26. Контрольный урок за III четверть.
27.
Секвенции
построение,
пение.
Определение
на
слух
интервалов,
пение. Музыкальный материал: Пой, малышка песенку.
28.
Пунктирный
ритм.
Определение
на
слух,
пение,
ритмические
диктанты. Музыкальный материал: Катюша.
29. Пунктирный ритм, затакт. Определение на слух, пение, ритмические
диктанты. Музыкальный материал: А я по лугу.
30.
Ритм
четыре
шестнадцатые.
Определение
на
слух,
ритмические
диктанты. Музыкальный материал: Заинька.
31.
Повторение
всех
мажорных
тональностей.
Пение
с
листа.
Музыкальный диктант.
32. Повторение всех минорных тональностей. Пение с листа. Интервалы.
33.Повторение интервалов и их обращений. Определение на слух, пение,
запись. Повторение знакомых песен.
34.
Примеры
с
различными
ритмическими
сложностями.
Пунктирный
ритм, с шестнадцатыми. Транспонирование, пение с листа.
35. Контрольный урок за IV четверть.
2 класс пятилетнее обучение.
1.
Организационный урок.
2.
Сопоставление
мажора
и
минора.
Параллельные
тональности.
Интервалы. Чистые интервалы. (ч1, ч4, ч5, ч8)
3.
Тональность C-dur. Размер 24. Построение и пение секунд.
4.
Тональность G-dur. Размер 34. Построение терций.
5.
Тональность F-dur. Размер 44. Построение и пение секст.
6.
Тональность D-dur. Повторение всех размеров. Пение и построение
септим.
7.
Тональность B-dur. Ритм с шестнадцатыми. Транспонирование.
8.
Контрольный урок за I четверть.
9.
Минорный лад, три вида минора. Тональность a-moll- 3 вида.
10.Тональность e-moll – 3 вида. Секвенции, построение, пение.
11.Тональность d-moll – 3 вида. Ритм четверть с точкой и восьмая.
12.Тональность h-moll – 3 вида. Ритм 4 шестнадцатые.
13.Тональность g-moll – 3 вида. Ритмы с шестнадцатыми. Построение и
пение всех интервалов.
14.Тональность A-dur.
Строение,
ступени,
Т3.
Пение
с
листа.
Транспонирование.
15.Тональность fis-moll – 3 вида. Интервалы, ритмы с шестнадцатыми.
Мелодический диктант.
16.Контрольный урок за II четверть.
17.Тональность Es-dur.
Строение,
ступени,
Т3.
Ритм
восьмая-две
шестнадцатых. Вводные звуки.
18.Тональность c-moll
–
3
вида.
Интервальные
цепочки.
Ритм
две
шестнадцатых-восьмая.
19.Трезвучия,
виды
трезвучий.
Определение
на
слух,
строение.
Построение от всех звуков вверх и вниз.
20.Обращение
интервалов.
Игра
на
инструменте,
запись,
пение.
Творческая работа.
21.Обращение трезвучий. Мажорные тональности до 3-х знаков. Пение
с листа.
22.Обращение интервалов и трезвучий. Минорные тональности до 3-х
знаков.
23.Построение Б3, Б6, Б64. Формула, построение от звуков.
24.Построение М3, М6, М64. Формула, построение от звуков.
25.Трезвучия и их обращения – творческая работа.
26.Контрольный урок за III четверть.
27.Главные и побочные трезвучия лада. Тональность A-dur.
28.Обращение главных трезвучий лада. Пение с листа. Построение,
пение, игра на инструменте.
29.Каденции, виды каденций. Переменный лад.
30.Размер 38. Группировка в такте, пение с листа.
31.Мажорные тональности до 3-х знаков. Транспонирование.
32.Минорные
тональности
до
3-х
знаков.
Повторение
ритмов
с
шестнадцатыми.
33.Построение и обращение интервалов.
34.Построение и обращение трезвучий.
35.Контрольный урок за IV четверть.
3 класс пятилетнее обучение
1. Организационный урок.
2. Тональность G-dur. Т3 с обращениями. Обращение интервалов. Ритм
четверть с точкой и восьмая.
3.
Тонально сть e-moll
тоническое
трезвучие
с
обращениями.
Параллельные тональности. Вокальная и инструментальная группировка.
Ритм 4 шестнадцатые.
4.
Параллельные
тональности F-dur
и d-moll.
Обращение
тонического
трезвучия. Транспонирование. Ритмы с шестнадцатыми.
5.
Тональности D-dur
и h-moll. Переменный лад, затакт. Обращение и
разрешение тонического трезвучия.
6. Тональность B-dur. Главные и побочные трезвучия лада, их обозначение
и построение. Трехчастная форма.
7.
Тональность g-moll.
Главные
и
побочные
трезвучия.
Обращение
интервалов.
8. Контрольный урок за I четверть.
9.
Тональность A-dur. Главные и побочные трезвучия лада. Каденции,
виды каденций.
10.
Тональность fis-moll.
Главные
и
побочные
трезвучия
лада
с
обращением. Построение и пение б2 и м2 от звуков вверх и вниз.
11. Тональность Es-dur. Главные трезвучия с обращением. Построение и
пение б3 и м3 от звуков вверх и вниз.
12. Построение Б3, Б6, Б64; М3, М6, М64 от звуков вверх. Построение и
пение ч4 и ч5 от звуков вверх и вниз.
13.
Тритоны
в
натуральном
мажоре.
Тональность A-dur. Ув4 и Ум5 –
построение и разрешение.
14. Тритоны в гармоническом миноре. Тональность fis-moll. Размер 44.
Построение и пение Ув4 и Ум5 от звуков и игра на инструменте.
15.
Тональность E-dur.
Ступени,
главные
трезвучия
с
обращениями.
Построение и пение б6 и м6 от звуков вверх и вниз. Последовательность
аккордов: Т6-S-D-T6.
16. Контрольный урок за II четверть.
17.
Параллельные
тональности E-dur
и cis-moll.
Главные
трезвучия
с
обращением S и D с разрешением. Построение и пение б7 и м7 от звуков
вверх и вниз.
18. Строение септаккордов. Построение и разрешение D7. в мажорных
тональностях. Простые размеры 24, 34.
19. Построение и разрешение D7 в гармоническом миноре, разрешение в
одноименные тональности. Размер 38.
20. Виды трезвучий. Построение ум3 в мажоре и миноре гармоническом
на VII ступени. Тональность As-dur и f-moll.
21. Тональность H-dur. Ступени, главные трезвучия с обращениями, S и D
с разрешением. Размер 68, группировка в размере.
22. Тональность gis-moll. Ступени, главные трезвучия, D7 с разрешением.
23.
Параллельные
тональности H-dur
и gis-moll.
Интервалы,
аккорды,
септаккорды с обращением и разрешением.
24.
Движение
мелодии
по
звукам D7.
построение,
пение,
игра
на
инструменте от звуков вверх и вниз.
25. Хроматические звуки. Вспомогательные и проходящие хроматизмы.
Отклонение в параллельную тональность и тональность D.
26. Контрольный урок за III четверть.
27. Таблица аккордов. Аккордовые цепочки. Тональность H-dur.
28. Буквенное обозначение тональностей. Интервалы и аккорды от звуков
вверх и вниз.
29.
Построение
и
пение D7
от
звуков.
Буквенное
обозначение
тональностей. Размер 68.
30. Виды трезвучий. Построение, пение, обозначение. Построение Ум3 в
мажоре гармоническом миноре.
31. Тональность As-dur. Имитация, тритоны, интервалы, аккорды, D7.
32.
Тональность f-moll.
Ступени,
главные
трезвучия
с
обращением
и
разрешением. Триоли.
33. Построение и пение Б3, Б6, Б64; М3, М6, М64. от звуков вверх.
34. Доминантсептаккорд. Творческая работа.
35. Проходящие и вспомогательные хроматизмы. Тональности до 5-ти
знаков.\
36. Контрольный урок за IV четверть.
4 класс пятилетнее обучение
1. Организационный урок.
2. Параллельные тональности. Тональность E-dur. Главные трезвучия, D7
с разрешением. Ритм четверть с точкой и восьмая.
3.
Тональность cis-moll
3
вида.
Построение
интервалов
от
звуков.
Транспонирование.
4.
Тональность As-dur,
главные
и
побочные
трезвучия
лада. D7
с
разрешением. Простые размеры: 24, 34, 38.
5.
Тональность f-moll
3
вида.
Пунктирный
ритм
и
ритмы
с
шестнадцатыми. Аккордовые цепочки. Главные трезвучия с обращением.
6. Простые интервалы и тритоны. Обращение и разрешение в мажоре и
гармоническом миноре. Сложный размер 68, группировка в размере.
7. Тональность H-dur. Главные и побочные трезвучия лада с обращением,
D7 с разрешением. Схема обращения септаккордов.
8. Контрольный урок за I четверть.
9. Гармонический мажор – строение и особенности лада. Тональности до
2-х знаков при ключе. Минорная S.
10.
Квинтовый
круг
мажорных
тональностей
с
их
буквенным
обозначением. Пение с листа и определение тональностей.
11.
Квинтовый
круг
минорных
тональностей
с
их
буквенным
обозначением. Простые и сложные размеры, пение с листа и определение.
12.
Тональность Des-dur
главные
трезвучия
с
обращением, D7
с
разрешением. Залигованные ноты, синкопы. T3-D64-T6-S3-S6-D3-D6-T3/
13.
Тональность b-moll
главные
трезвучия
с
обращением, D7
с
разрешением.
Аккордовые
цепочки.
Тритоны
с
обращением
и
разрешением.
14. Альтерация в мажоре. Тональность Des-dur. Интервалы и тритоны.
15. Альтерация в миноре. Тональность b-moll. D7 от звуков вверх и вниз с
разрешением.
16. Контрольный урок за II четверть.
17.
Каденции.
Виды
каденций: T-S-T,
T-D-T,
T-S-D-T.
Интервалы
и
аккорды от звуков вверх и вниз.
18. Тональность Fis-dur главные и побочные трезвучия с обращением, D7 с
разрешением.
19. Тональность dis-moll 3 вида. Главные трезвучия с обращением и D7 с
разрешением. Каденции, аккордовые цепочки с D7.
20.
Простые
размеры,
сложные
размеры.
Переменный
и
смешанный
размер.
21. Малый вводный септаккорд МVII7 в натуральном мажоре.
22. Уменьшенный вводный септаккорд УмVII7 в гармоническом миноре с
разрешением.
23. SII7 в мажоре и миноре строение и разрешение. Аккордовые цепочки.
24. Построение всех видов трезвучий. Ув3 в гармоническом мажоре и
миноре.
25. Тональность Ges-dur главные трезвучия, D7. T3-S64-S6-T64-D7-T/
26. Контрольный урок за III четверть.
27. Параллельные тональности Ges-dur и es-moll. Главные трезвучия и D7.
аккордовые цепочки пение и построение: t6-s6-t64-D7-t-ум3-t.
T6-s-t6-D64-D7-t.
28. Мажорная хроматическая гамма. Аккордовые цепочки в мажоре.
29. Минорная хроматическая гамма. Интервалы, аккорды и септаккорды.
30. Простые и составные интервалы.
31.
Характерные
интервалы
в
мажоре:
ув2,
ув4,
ув5,
ум7,
ум5,
ум4.
построение и пение с разрешением.
32. Характерные интервалы в миноре : ув2, ув4, ув5, ум7, ум5, ум4.
построение и пение с разрешением.
33. Септаккорды и нонаккорд.
34.
Тональности
до
6-ти
знаков
при
ключе.
Пение
с
листа
и
транспонирование.
35.
Обозначение
тональностей.
Квинтовый
круг
тональностей.
Хроматическая гамма (мажорная и минорная).
36. Контрольный урок за IV четверть.
5 класс пятилетнее обучение.
1.
Организационный
урок.
Простые
интервалы
–
определение,
пение,
разрешение
2.
Характерные
интервалы
в
мажоре:
ув2,
ув4,
ув5,
ум7,
ум5,
ум4.
построение и пение с разрешением.
3.
Характерные
интервалы
в
миноре
ув2,
ув4,
ув5,
ум7,
ум5,
ум4.
построение и пение с разрешением.
4. D7 с обращением и разрешением в мажоре (D65, D43, D2).построение,
пение и разрешение.
5. D7 с обращением и разрешением в миноре (D65, D43, D2).построение,
пение и разрешение.
6. Гармонический мажор. Особенности лада, строение.
T-S6-D6-D3-T64-D7-T.
7. Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей.
8. Тритоны в натуральном и гармоническом мажоре. Тональности A-dur,
E-dur.
T3-T6-S3-S6-D6-D65-T3
9. Тритоны в натуральном и гармоническом миноре. Тональность fis-moll,
cis-moll.
D2-t6-s3-s64-D65-D3-t
1 0 . Виды
септаккордов:
МV I I 7 , УмV I I 7 ,
S I I 7 . Аккордовые
последовательности:
T6-T3-MVII7-T3
T6-T3-умVII7-T3
T3-S64-T3-SII7-D43-T3
11. Мажорная и минорная хроматическая гамма.
12. Родство тональностей.
13. Лады народной музыки.
14. Отклонение и модуляция.
15. Формы музыкальных произведений.
16. Контрольный урок за I полугодие
Третья и четвертая четверть посвящена подготовке к экзамену.