Автор: Сандул Олеся Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Коношская средняя школа имени Н.П. Лаверова"
Населённый пункт: поселок Коноша Архангельской области
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного урока по творчеству С.Писахова
Тема: "Смолоду сказками да песнями душу питаю"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Коношская средняя школа имени Н.П.Лавёрова»
Конспект
интегрированного урока
по творчеству
Степана Писахова
«Смолоду сказками да
песнями душу питаю»
(сказка «Не любо – не слушай»)
с использованием краеведческого курса «Морянка»
Подготовила:
учитель начальных классов
Сандул Олеся Алекандровна
2017-2018 учебный год
Тема урока: (региональный компонент) творчество С.Писахова «Смолоду
сказками да песнями душу питаю» (сказка «Не любо – не слушай»)
УМК: «Школа России»
Класс: 3
Тип урока: усвоение нового знания
Цель урока: вызвать интерес к художественной литературе родного края
посредством знакомства с творчеством северного писателя С.Писахова
Задачи урока:
Образовательная:
- знакомство с новым произведением, с биографией писателя;
- расширение словарного запаса учащихся.
Развивающая:
-
развитие
навыков
работы
с
содержанием
текста,
способностей
к
рассуждению и анализу;
- развитие способности рисовать «словесные» картины, отображать свои
мысли и образы на бумаге.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к родному краю, бережного отношения к
народному богатству Севера;
- воспитание культуры общения, умения слушать друг друга.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
- технология проблемного диалога,
- технология продуктивного чтения,
- технология оценивания образовательных достижений,
- здоровьесберегающие технологии,
- информационные технологии.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и приемы работы:
- учебный диалог,
- метод предвосхищения событий (работа с заголовком текста),
- работа с текстом (чтение «про себя», словарная работа, поисковый
метод),
- эвристическая беседа (наводящие вопросы),
- наглядный метод (выставка книг, иллюстрации),
- «рисование» словесных картин (описание автора и героя),
- анализ и сравнение,
- работа в группах – словарная работа,
- творческая работа (создание иллюстрации к сказке).
Оборудование:
хрестоматия
«Морянка»,
альбомные
листы,
цветные
карандаши,
портрет
Писахова,
выставка
книг
писателя,
презентация,
аудиозапись
сказки
«Не
любо
–
не
слушай»,
мультимедийный
проектер,
компьютер с аудиоколонками.
2
1.
Организационный момент
2.
Актуализация знаний
Учитель:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.
- Ребята, что я сейчас вам прочитала? (Начало сказки)
- А как правильно это начало сказки называется? (Зачин)
- Какой раздел мы с вами закончили? (Литературные сказки)
- Что значит «литературные сказки»? (Сказки, у которых есть автор)
- А какие еще сказки бывают? (Народные)
3.
Постановка цели урока
- Как вы думаете, почему я сегодняшний урок начала именно с зачина
сказки? (ответы…)
- Правильно, мы будем сегодня знакомиться с новой сказкой.
- Посмотрите вокруг себя, может, вы скажете мне автора сказки, которую
мы сегодня прочитаем? (С.Писахов – выставка книг)
Учитель открывает тему урока – СЛАЙД №1
«Смолоду сказками да песнями душу питаю»
Степан Писахов «Не любо – не слушай»
- Посмотрите на тему нашего урока, прочтите ее вслух.
-
Предположите,
какие
у
нас
на
сегодняшний
урок
будут
цели.
(-
прочитать
новую
сказку,
-узнать
что-то
новое
об
авторе,
-научиться
выразительно читать эту сказку)
Учитель записывает цели на доске
- Мы записали эти цели и в конце урока посмотрим – удалось ли нам их
выполнить.
4.
Работа по теме урока
1)
Об авторе
СЛАЙД №2 с портретом писателя
- Что вы знаете о Степане Писахове? (-северный сказочник, -наш земляк,
-написал сказку «Как поп работницу нанимал», -писал о жителях северной
деревни Уйма)
СЛАЙД №3 с фотографией памятника С.Писахову в г.Архангельске
3
- Как вы думаете, кто это? (С.Писахов)
- А где поставлен данный памятник? Может его кто-нибудь видел? (В
г.Архангельске)
ЩЕЛЧОК МЫШКОЙ НА ТОМ ЖЕ СЛАЙДЕ
- Бронзовая скульптура Писахова как бы протягивает руку прохожим. О
чем это может говорить? (Хочет поздороваться)
- Опишите Степана Писахова. Каким он вам видится? (ответы…)
- Степан Писахов очень любил животных. Скажите, мы можем это понять
по памятнику? Каким образом? (Рядом кошка и на шляпе чайка)
- Да, он очень любил животных, в частности кошек.
В
авоське
у
Писахова — рыба, а на шляпе сказочника чайка, прилетевшая на запах рыбы.
Чайка
трижды
подвергалась
актам
вандализма
-
её
отламывали
со
шляпы
Писахова. Дважды она возвращалась на место, но после третьей кражи было
принято решение чайку не восстанавливать.
- Вспомните, от чьего имени ведется повествование в сказках Писахова
(Сеня Малина)
СЛАЙД №4 «Сеня Малина»
- Так вот, оказывается, у Сени Малины (ему тоже поставлен памятник в
г.Архангельске) был прототип. Как вы думаете, кто такой прототип? (Тот, с
кого создан герой)
- Это лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного
образа.
- У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и
пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал,
и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все
видел. Он является жителем деревни Уйма и слывет местным балагуром и
весельчаком. А почему?
- Да, он рассказывает много интересных историй, в которых порой не
понять – где правда, а где вымысел.
2) Работа с содержанием сборника
- Откройте содержание нашего сборника «Морянка»
- Найдите пожалуйста фразу-тему нашего урока «Смолоду сказками да
песнями душу питаю». Чем она является? (Названием раздела)
СЛАЙД №5. ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ
- Найдите сказку Степана Писахова, которую мы сегодня читаем. На
какой странице она находится? (Стр.94)
ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ
- Откройте нужную страницу.
4
3)
Первичное восприятие сказки
- Как называется сказка? (Не любо – не слушай)
СЛАЙД №6 Степан Писахов «Не любо – не слушай»
- Как вы думаете, почему она так называется? (ответы…)
- Конечно, название говорит, что если тебе не нравится, ты и не слушай.
Но и другим слушать не мешай.
- Прочитайте сказку про себя. Не забудьте отметить непонятные для вас
слова.
Самостоятельное чтение сказки
4)
Словарная работа – работа в группах.
- А сейчас попрошу вас объединиться в группы по 4 человека.
-
Попробуйте
объяснить
друг
другу
слова,
которые
у
вас
вызвали
удивление, затруднение.
- Найдите их толкование в словарике на стр.101., чтобы проверить себя.
-
Все
ли
слова
вам
были
понятны? (Учитель
объясняет
остальные
непонятные слова)
5.
Физкультминутка «Северные олени»
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись. (Присесть на свои места)
6.
Продолжение работы по теме урока
1)
Работа по содержанию сказки
- О чём эта сказка?
- Что интересного узнали про Архангельский край?
- Какие животные, какая погода на Севере?
- От чьего лица ведется повествование? (От лица Сени Малины)
- Можем ли мы утверждать, что все, о чем говорит Сеня Малина неправда?
Значит, это правда? (В них преувеличение)
-
А
зачем
Сеня
Малина
преувеличивает
и
порой
сочиняет?
Чтоб
похвастаться? (ответы…)
- Правильно, чтоб показать красоту и величие русского Севера.
-
Послушайте
строки:
«семга
да
палтусина
сами
в
пироги
заворачиваются». Что здесь сказочник делает? (Оживляет рыб)
- Верно, этот прием называется олицетворение.
- Что же прославляется и воспевается в сказке? (Север, его красота,
трудолюбие и смекалка северных людей, которые умудрились даже белых
медведей обучить работать.)
5
- Зачитайте эти строки из сказки. (Зачитывание…)
- Можем мы утверждать, что Север – это еще один главный герой всех
произведений С.Писахова? (Да)
- Что в этой сказке присуще только нашему Северному краю? (-морошка,
-треска, - холод, - льдины, -белые медведи и т.д)
- Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как
у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может
быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно.
- Легко ли читается сказка? И почему? (-в ней много необычных слов,
-сложных слов)
-
Северный
говор
особенный,
он
отличается
от
современного
языка,
много слов устаревших. Поэтому сказки Писахова читать сложно, но всё равно
они очень интересны и увлекательны.
- Вспомните, с чего я начинала урок? (С зачина сказки)
- Давайте посмотрим, есть ли зачин в этой сказке. Зачитайте, если есть.
(Да, зачитывают)
- О чем в нем говорится? (Что все неправду про наш край говорят, а Сеня
Малина решил всю правду рассказать)
-
А
вспомните
еще
признаки
сказки. (-троекратный
повтор,
-волшебство, - концовка)
-
Есть
ли
в
сказке
Писахова
эти
моменты? (Нет, только чуть-чуть
волшебства)
- Послушайте: «Медведь заплакал от обиды. Народ у нас добрый: дали
ему вязку калачей с анисом, сахару полпуда да велели кой-когда за шаньгами
приходить.» Что я вам прочитала? (Концовка)
- Верно, о чем в ней говорится? (О добродушии русского народа)
- В концовках своих сказок Писахов восхваляет русского человека за
доброту, красоту, прославляет смекалку, мудрость северян.
- Найдите и зачитайте те моменты, которые понравились больше всего.
Почему?
2)
Иллюстрирование сказки
- Ребята, а что нам помогает лучше представить героев сказки? (Описание
этих героев)
- А кроме текста? (Иллюстрации)
-
Конечно,
а
скажите,
в
разных
книжках
к
одной
и
той
же
сказке
одинаковые ли иллюстрации? (Нет, разные)
- Почему так получается? (-разные художники, -они по-разному видят
героев)
- Кто нам рассказывает эту сказку? (Сеня Малина)
- В нашем сборнике иллюстраций к сказке нет. Попробуйте описать Сеню
Малину. (ответы…)
- Посмотрите, у вас у всех разное описание. Почему? (-у нас разная
фантазия, -у каждого свой образ)
6
- Совершенно верно. Также как и у художников, иллюстрации которых мы
сейчас с вами рассмотрим.
СЛАЙДЫ №7 и №8 с иллюстрациями к сказке, обсуждение образа Сени
Малины с детьми – он везде разный.
- Скажите, а вы можете создать свою иллюстрацию к сказке? (Да)
- Конечно, ведь каждый из вас – в душе художник. А что вам в этом
поможет? (-воображение, -фантазия)
- Правильно.
- Ну что ж. У вас на парте есть листы и цветные карандаши. Вы можете
начинать работу. А в это время я включу вам аудиозапись сказки «Не любо – не
слушай». Как вы думаете. Для чего? (-для лучшего представления, - чтоб мы
правильно услышали слова, -чтоб нам было интересней рисовать)
- Я включу вам запись, чтоб вы прослушали всю красоту северных слов,
северного диалекта.
- На работу вам дается 7 минут.
СЛАЙД №9, включить на слайде значок воспроизведения звука
(аудиозапись сказки длится 6 мин. 56 с.)
Иллюстрирование сказки.
3)
Подведение итогов урока
1) Выставка рисунков учащихся
- Посмотрите, какие разные у нас получились иллюстрации.
- Но скажите, какими бы разными они не были, мы можем угадать, к
какой они сказке? (Да)
- Конечно!
2) Итог урока
- Итак, подведем итог урока – для вас вопросы на доске:
СЛАЙД №10, ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ – каждый вопрос
(4 вопроса – 4 щелчка)
- Мы закончили работу над какой сказкой? (Не любо – не слушай)
- Какая это сказка: народная или авторская? (Авторская)
- Кто ее автор? (Степан Писахов)
- Скажите, а чем похожи и отличаются сказки Писахова от других сказок,
которые мы читали? (-особенные зачин и концовка, - чуть-чуть волшебства,
-нет троекратного повтора)
3) Рефлексия
- Посмотрите на цели, которые мы ставили в начале урока. Мы смогли их
достигнуть? Обоснуйте свой ответ.
1 цель – прочитать новую сказку (-прочитали, -объяснили непонятные
слова)
7
2
цель
–
узнать
что-то
новое
об
авторе (-Степану
Писахову
стоит
памятник в Архангельске, - Писахов любил животных, - у Сени Малины был
прототип)
3
цель
–
научиться
выразительно
читать
эту
сказку (-прослушали
аудиозапись, - объяснили непонятные слова)
- А что вам помогло добиться этих целей? (ответы…)
- Кому мы скажем «спасибо»? (-себе, -автору, -учителю)
СЛАЙД №11 – последний – высказывание о С.Писахове
- Закончим мы наш урок такой фразой: «Степан Писахов – словесный
колдун, волшебный сказочник, северный чародей»? Согласны ли вы с ней?
Почему?
8.Домашнее задание – по желанию: прочитать любую новую сказку
С.Писахова.
8