Напоминание

"Смолоду сказками да песнями душу питаю"


Автор: Сандул Олеся Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Коношская средняя школа имени Н.П. Лаверова"
Населённый пункт: поселок Коноша Архангельской области
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного урока по творчеству С.Писахова
Тема: "Смолоду сказками да песнями душу питаю"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Коношская средняя школа имени Н.П.Лавёрова»

Конспект

интегрированного урока

по творчеству

Степана Писахова

«Смолоду сказками да

песнями душу питаю»

(сказка «Не любо – не слушай»)

с использованием краеведческого курса «Морянка»

Подготовила:

учитель начальных классов

Сандул Олеся Алекандровна

2017-2018 учебный год

Тема урока: (региональный компонент) творчество С.Писахова «Смолоду

сказками да песнями душу питаю» (сказка «Не любо – не слушай»)

УМК: «Школа России»

Класс: 3

Тип урока: усвоение нового знания

Цель урока: вызвать интерес к художественной литературе родного края

посредством знакомства с творчеством северного писателя С.Писахова

Задачи урока:

Образовательная:

- знакомство с новым произведением, с биографией писателя;

- расширение словарного запаса учащихся.

Развивающая:

-

развитие

навыков

работы

с

содержанием

текста,

способностей

к

рассуждению и анализу;

- развитие способности рисовать «словесные» картины, отображать свои

мысли и образы на бумаге.

Воспитательные:

- воспитание любви и уважения к родному краю, бережного отношения к

народному богатству Севера;

- воспитание культуры общения, умения слушать друг друга.

Педагогические технологии, используемые на уроке:

- технология проблемного диалога,

- технология продуктивного чтения,

- технология оценивания образовательных достижений,

- здоровьесберегающие технологии,

- информационные технологии.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приемы работы:

- учебный диалог,

- метод предвосхищения событий (работа с заголовком текста),

- работа с текстом (чтение «про себя», словарная работа, поисковый

метод),

- эвристическая беседа (наводящие вопросы),

- наглядный метод (выставка книг, иллюстрации),

- «рисование» словесных картин (описание автора и героя),

- анализ и сравнение,

- работа в группах – словарная работа,

- творческая работа (создание иллюстрации к сказке).

Оборудование:

хрестоматия

«Морянка»,

альбомные

листы,

цветные

карандаши,

портрет

Писахова,

выставка

книг

писателя,

презентация,

аудиозапись

сказки

«Не

любо

не

слушай»,

мультимедийный

проектер,

компьютер с аудиоколонками.

2

1.

Организационный момент

2.

Актуализация знаний

Учитель:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так, и сяк,

Младший вовсе был дурак.

- Ребята, что я сейчас вам прочитала? (Начало сказки)

- А как правильно это начало сказки называется? (Зачин)

- Какой раздел мы с вами закончили? (Литературные сказки)

- Что значит «литературные сказки»? (Сказки, у которых есть автор)

- А какие еще сказки бывают? (Народные)

3.

Постановка цели урока

- Как вы думаете, почему я сегодняшний урок начала именно с зачина

сказки? (ответы…)

- Правильно, мы будем сегодня знакомиться с новой сказкой.

- Посмотрите вокруг себя, может, вы скажете мне автора сказки, которую

мы сегодня прочитаем? (С.Писахов – выставка книг)

Учитель открывает тему урока – СЛАЙД №1

«Смолоду сказками да песнями душу питаю»

Степан Писахов «Не любо – не слушай»

- Посмотрите на тему нашего урока, прочтите ее вслух.

-

Предположите,

какие

у

нас

на

сегодняшний

урок

будут

цели.

(-

прочитать

новую

сказку,

-узнать

что-то

новое

об

авторе,

-научиться

выразительно читать эту сказку)

Учитель записывает цели на доске

- Мы записали эти цели и в конце урока посмотрим – удалось ли нам их

выполнить.

4.

Работа по теме урока

1)

Об авторе

СЛАЙД №2 с портретом писателя

- Что вы знаете о Степане Писахове? (-северный сказочник, -наш земляк,

-написал сказку «Как поп работницу нанимал», -писал о жителях северной

деревни Уйма)

СЛАЙД №3 с фотографией памятника С.Писахову в г.Архангельске

3

- Как вы думаете, кто это? (С.Писахов)

- А где поставлен данный памятник? Может его кто-нибудь видел? (В

г.Архангельске)

ЩЕЛЧОК МЫШКОЙ НА ТОМ ЖЕ СЛАЙДЕ

- Бронзовая скульптура Писахова как бы протягивает руку прохожим. О

чем это может говорить? (Хочет поздороваться)

- Опишите Степана Писахова. Каким он вам видится? (ответы…)

- Степан Писахов очень любил животных. Скажите, мы можем это понять

по памятнику? Каким образом? (Рядом кошка и на шляпе чайка)

- Да, он очень любил животных, в частности кошек.

В

авоське

у

Писахова — рыба, а на шляпе сказочника чайка, прилетевшая на запах рыбы.

Чайка

трижды

подвергалась

актам

вандализма

-

её

отламывали

со

шляпы

Писахова. Дважды она возвращалась на место, но после третьей кражи было

принято решение чайку не восстанавливать.

- Вспомните, от чьего имени ведется повествование в сказках Писахова

(Сеня Малина)

СЛАЙД №4 «Сеня Малина»

- Так вот, оказывается, у Сени Малины (ему тоже поставлен памятник в

г.Архангельске) был прототип. Как вы думаете, кто такой прототип? (Тот, с

кого создан герой)

- Это лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного

образа.

- У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и

пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал,

и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все

видел. Он является жителем деревни Уйма и слывет местным балагуром и

весельчаком. А почему?

- Да, он рассказывает много интересных историй, в которых порой не

понять – где правда, а где вымысел.

2) Работа с содержанием сборника

- Откройте содержание нашего сборника «Морянка»

- Найдите пожалуйста фразу-тему нашего урока «Смолоду сказками да

песнями душу питаю». Чем она является? (Названием раздела)

СЛАЙД №5. ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ

- Найдите сказку Степана Писахова, которую мы сегодня читаем. На

какой странице она находится? (Стр.94)

ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ

- Откройте нужную страницу.

4

3)

Первичное восприятие сказки

- Как называется сказка? (Не любо – не слушай)

СЛАЙД №6 Степан Писахов «Не любо – не слушай»

- Как вы думаете, почему она так называется? (ответы…)

- Конечно, название говорит, что если тебе не нравится, ты и не слушай.

Но и другим слушать не мешай.

- Прочитайте сказку про себя. Не забудьте отметить непонятные для вас

слова.

Самостоятельное чтение сказки

4)

Словарная работа – работа в группах.

- А сейчас попрошу вас объединиться в группы по 4 человека.

-

Попробуйте

объяснить

друг

другу

слова,

которые

у

вас

вызвали

удивление, затруднение.

- Найдите их толкование в словарике на стр.101., чтобы проверить себя.

-

Все

ли

слова

вам

были

понятны? (Учитель

объясняет

остальные

непонятные слова)

5.

Физкультминутка «Северные олени»

Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)

И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)

Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)

А теперь – остановились. (Остановиться)

Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)

И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)

Опустили руки вниз

И на льдинки все садись. (Присесть на свои места)

6.

Продолжение работы по теме урока

1)

Работа по содержанию сказки

- О чём эта сказка?

- Что интересного узнали про Архангельский край?

- Какие животные, какая погода на Севере?

- От чьего лица ведется повествование? (От лица Сени Малины)

- Можем ли мы утверждать, что все, о чем говорит Сеня Малина неправда?

Значит, это правда? (В них преувеличение)

-

А

зачем

Сеня

Малина

преувеличивает

и

порой

сочиняет?

Чтоб

похвастаться? (ответы…)

- Правильно, чтоб показать красоту и величие русского Севера.

-

Послушайте

строки:

«семга

да

палтусина

сами

в

пироги

заворачиваются». Что здесь сказочник делает? (Оживляет рыб)

- Верно, этот прием называется олицетворение.

- Что же прославляется и воспевается в сказке? (Север, его красота,

трудолюбие и смекалка северных людей, которые умудрились даже белых

медведей обучить работать.)

5

- Зачитайте эти строки из сказки. (Зачитывание…)

- Можем мы утверждать, что Север – это еще один главный герой всех

произведений С.Писахова? (Да)

- Что в этой сказке присуще только нашему Северному краю? (-морошка,

-треска, - холод, - льдины, -белые медведи и т.д)

- Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как

у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может

быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно.

- Легко ли читается сказка? И почему? (-в ней много необычных слов,

-сложных слов)

-

Северный

говор

особенный,

он

отличается

от

современного

языка,

много слов устаревших. Поэтому сказки Писахова читать сложно, но всё равно

они очень интересны и увлекательны.

- Вспомните, с чего я начинала урок? (С зачина сказки)

- Давайте посмотрим, есть ли зачин в этой сказке. Зачитайте, если есть.

(Да, зачитывают)

- О чем в нем говорится? (Что все неправду про наш край говорят, а Сеня

Малина решил всю правду рассказать)

-

А

вспомните

еще

признаки

сказки. (-троекратный

повтор,

-волшебство, - концовка)

-

Есть

ли

в

сказке

Писахова

эти

моменты? (Нет, только чуть-чуть

волшебства)

- Послушайте: «Медведь заплакал от обиды. Народ у нас добрый: дали

ему вязку калачей с анисом, сахару полпуда да велели кой-когда за шаньгами

приходить.» Что я вам прочитала? (Концовка)

- Верно, о чем в ней говорится? (О добродушии русского народа)

- В концовках своих сказок Писахов восхваляет русского человека за

доброту, красоту, прославляет смекалку, мудрость северян.

- Найдите и зачитайте те моменты, которые понравились больше всего.

Почему?

2)

Иллюстрирование сказки

- Ребята, а что нам помогает лучше представить героев сказки? (Описание

этих героев)

- А кроме текста? (Иллюстрации)

-

Конечно,

а

скажите,

в

разных

книжках

к

одной

и

той

же

сказке

одинаковые ли иллюстрации? (Нет, разные)

- Почему так получается? (-разные художники, -они по-разному видят

героев)

- Кто нам рассказывает эту сказку? (Сеня Малина)

- В нашем сборнике иллюстраций к сказке нет. Попробуйте описать Сеню

Малину. (ответы…)

- Посмотрите, у вас у всех разное описание. Почему? (-у нас разная

фантазия, -у каждого свой образ)

6

- Совершенно верно. Также как и у художников, иллюстрации которых мы

сейчас с вами рассмотрим.

СЛАЙДЫ №7 и №8 с иллюстрациями к сказке, обсуждение образа Сени

Малины с детьми – он везде разный.

- Скажите, а вы можете создать свою иллюстрацию к сказке? (Да)

- Конечно, ведь каждый из вас – в душе художник. А что вам в этом

поможет? (-воображение, -фантазия)

- Правильно.

- Ну что ж. У вас на парте есть листы и цветные карандаши. Вы можете

начинать работу. А в это время я включу вам аудиозапись сказки «Не любо – не

слушай». Как вы думаете. Для чего? (-для лучшего представления, - чтоб мы

правильно услышали слова, -чтоб нам было интересней рисовать)

- Я включу вам запись, чтоб вы прослушали всю красоту северных слов,

северного диалекта.

- На работу вам дается 7 минут.

СЛАЙД №9, включить на слайде значок воспроизведения звука

(аудиозапись сказки длится 6 мин. 56 с.)

Иллюстрирование сказки.

3)

Подведение итогов урока

1) Выставка рисунков учащихся

- Посмотрите, какие разные у нас получились иллюстрации.

- Но скажите, какими бы разными они не были, мы можем угадать, к

какой они сказке? (Да)

- Конечно!

2) Итог урока

- Итак, подведем итог урока – для вас вопросы на доске:

СЛАЙД №10, ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ – каждый вопрос

(4 вопроса – 4 щелчка)

- Мы закончили работу над какой сказкой? (Не любо – не слушай)

- Какая это сказка: народная или авторская? (Авторская)

- Кто ее автор? (Степан Писахов)

- Скажите, а чем похожи и отличаются сказки Писахова от других сказок,

которые мы читали? (-особенные зачин и концовка, - чуть-чуть волшебства,

-нет троекратного повтора)

3) Рефлексия

- Посмотрите на цели, которые мы ставили в начале урока. Мы смогли их

достигнуть? Обоснуйте свой ответ.

1 цель – прочитать новую сказку (-прочитали, -объяснили непонятные

слова)

7

2

цель

узнать

что-то

новое

об

авторе (-Степану

Писахову

стоит

памятник в Архангельске, - Писахов любил животных, - у Сени Малины был

прототип)

3

цель

научиться

выразительно

читать

эту

сказку (-прослушали

аудиозапись, - объяснили непонятные слова)

- А что вам помогло добиться этих целей? (ответы…)

- Кому мы скажем «спасибо»? (-себе, -автору, -учителю)

СЛАЙД №11 – последний – высказывание о С.Писахове

- Закончим мы наш урок такой фразой: «Степан Писахов – словесный

колдун, волшебный сказочник, северный чародей»? Согласны ли вы с ней?

Почему?

8.Домашнее задание – по желанию: прочитать любую новую сказку

С.Писахова.

8



В раздел образования