Автор: Серебрякова Виктория Гарьевна
Должность: методист
Учебное заведение: государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ростовской области "Областной экологический центр учащихся"
Населённый пункт: г.Ростов–на–Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка и проведение музейной экскурсии"
Раздел: дополнительное образование
Рекомендации по подготовке и проведению музейной экскурсии
Серебрякова В.Г., методист
Методические
рекомендации
составлены
на
основе
материалов
учебных
пособий: «Основы экскурсоведения» (Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный
П.С., М.1985), «Экскурсионное дело» (Долженко Г.П., Ростов-на-Дону,2005) и
личного опыта консультирования, оказания практической помощи участникам
областного конкурса
«Юный экскурсовод»
в разработке
экскурсионных
проектов.
Адре с аты: педагогические
работники
образовательных
организаций
и
учреждений
дополнительного
образования,
осуществляющие
руководство
экскурсионными проектами учащихся.
Задача методических
рекомендаций - помочь педагогам в составлении и
проведении
музейной
экскурсии.
В
рекомендациях
последовательно
рассматривается весь процесс подготовки и проведения экскурсии.
Содержание:
1. Введение …………………………………………………………… стр.3
2. Раздел 1. Классификация экскурсий ……………………... …... стр.4
3. Раздел 2. Методические основы подготовки экскурсии …….. стр.5
4. Раздел 3. Методические приёмы показа и рассказа
в экскурсии…………………… ………………………. ………….. стр.7
5. Заключение ………………………………………… ……………... стр.10
6. Литература …………………………………………………………. стр.11
Введение.
Последнее
десятилетие
–
это
годы
интенсивного
обновления
педагогического процесса.
Перед учреждениями
культуры и образовательными
организациями
стоит
задача
приобщения
обучающихся
к
отечественному
и
мировому
культурно-историческому
наследию
через
максимально
эффективное
использование образовательных ресурсов музеев.
Музей и, в том числе, школьный музей – это пространство культуры.
Обращение
к
педагогическому
потенциалу
музейных
коллекций
позволяет
значительно обогатить и расширить образовательную среду. В последнее время в
образовательных организациях активно используется потенциал школьных музеев,
содержание работы в которых тесно связано с содержанием учебной и внеурочной
деятельностью школы. Педагоги образовательных организаций применяют в своей
практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного
элемента.
Основная цель экскурсии – содействие всестороннему развитию личности
учащегося
:
экскурсии призваны способствовать формированию мировоззрения,
воспитанию личностных качеств.
Если
открыть
любую
образовательную
программу
или
методические
рекомендации – не важно по какому предмету – среди форм и методов обучения и
воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия. История не
сохранила воспоминаний о том, когда и
кем была проведена самая первая
экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии
стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной
Европы и
России в конце 18 - начале 19 вв.
Экскурсию можно отнести к одной из самых популярных педагогических
методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам. Она может
применяться
и
как
самостоятельная
форма
воспитания
и
обучения,
и
как
составная
часть
других
форм,
и
в
качестве
формы
организации
культурного
досуга, воспитательной работы.
2
Раздел 1: Классификация экскурсий.
Музейная экскурсия – это коллективный осмотр музея посетителями,
объединенными
в
экскурсионные
группы.
Экскурсии
подразделяются
на
обзорные, тематические, учебные.
Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей
целью
ознакомление
посетителей
с
музеем
вообще.
Для
обзорной
экскурсии
характерны широкие хронологические рамки, значительный объём освещаемых
вопросов. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.
Т е м а т и ч е с к и е
э к с к у р с и и отличаются
чёткой
т е мат и ч е с ко й
определенностью по хронологии и содержанию, они посвящены конкретному
вопросу.
Поэтому
они
проводятся
не
по
всему
музею,
а
по
материалам
конкретного
раздела
экспозиции
или
даже
одного
комплекса.
Тематические
экскурсии по своему назначению носят учебный характер.
Экскурсии учебно-образовательной направленности предназначены для
расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в школе,
их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов.
Учебные
экскурсии
могут
быть
весьма
разнообразными
по
форме
проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые на экспозиции экскурсоводом из
числа учащихся или
самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением
слушателей.
Раздел 2: Методические основы подготовки музейной экскурсии.
Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и
проведения.
Они
связаны
между
собой,
взаимообусловлены.
Невозможно
обеспечить высокое качество проведения экскурсии без продуманной подготовки.
Работа по подготовке экскурсии начинается с чёткого определения её цели.
Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники
истории и культуры, экспонаты в музейном зале и другие объекты, это ориентир
для рассказа экскурсовода по теме. Целью экскурсии могут быть как вопросы
познания (получение знаний, расширение кругозора)
,
так и вопросы
воспитания
. У
одной
экскурсии
может
быть
несколько
целей
.
Чётко
сформулированная
цель
определяет направленность экскурсии, оказывает определяющее влияние на её
содержание.
3
Выбор темы
Выбор темы зависит от целенаправленного создания определенной тематики
экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою чётко определённую тему. Тема
является стержнем, который соединяет все объекты
экскурсии в единое целое. Отбирая объекты для создания экскурсии, автор должен
постоянно сверяться с темой.
Однако мало отобрать объект по теме, надо найти
конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой
и убедительностью.
Изучение литературы и составление библиографии
В
ходе
создания
экскурсии
ведется
составление
библиографии
по
теме
экскурсии. Выписываются названия книг, брошюр, статей в журналах и газетах,
содержащие
необходимый
по
теме
материал.
Их
располагают
в
необходимой
последовательности, в соответствии с разделами подготавливаемой экскурсии.
Перечень
литературы
позволяет
обозначить
примерные
границы
(объем)
предстоящей
работы
по
изучению
литературных
источников,
упорядочить
использование
теоретического
и
фактического
материала
при
подготовке
экскурсии.
Работа над содержанием экскурсии
Приступая
к
отбору
материала,
необходимо
четко
определить,
какой
исторический период будет в нем освещен, какие события, а, следовательно, и
какие
экспонаты
станут
его
основой.
Огромное
значение
имеет
фактическая
сторона
экскурсии,
т.е.
в
рассказе
следует
использовать
только
достоверные,
тщательно выверенные факты и сведения, обоснованные выводы. Составители
экскурсии изучают письменные, вещественные, этнографические (орудия труда,
утварь),
устные
(традиции,
обычаи,
народное
творчество),
видео-
и
фотодокументы.
Большое
значение,
как
источник
для
содержания
экскурсии,
имеют
рассказы
участников
и
очевидцев
событий.
Главным
же
источником
содержания экскурсии является музейная экспозиция.
Материал, необходимо отобрать так, чтобы намеченная тема раскрывалась
последовательно и стройно. Здесь следует иметь в виду обязательность связи
материала
со
зрительным
рядом,
с
объектами,
которые
предполагается
использовать при показе. Работа эта тесно связана с определением маршрута,
целью которого является ясное изложение и последовательное развитие темы.
Проработав источники и литературу, необходимо провести правильный отбор
экспонатов и музейных предметов, находящихся в фондах. Отобранный материал,
подлинник
либо
копия,
должен
достоверно
отражать
суть
событий
и
фактов,
затронутых в экскурсионном рассказе.
4
Отобранные
для
показа
музейные
предметы
тщательно
изучаются:
источники, история их поступления в музей, использование в среде бытования,
уникальность
и
реликвийность.
После
отбора
объектов
экскурсионного
показа
завершается процесс формирования маршрута экскурсии.
В
практике
подготовки
экскурсии
применяется
определенная
методика
оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех
случаях, когда создатели новой экскурсии, сталкиваясь с несколькими объектами,
сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны
для данной темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется
использовать следующие критерии:
познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим
событием, определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и
культуры;
необычность объекта - имеется в виду особенность и неповторимость
объекта;
сохранность
объекта
- производится
оценка
состояния
объекта
в
данный момент, его готовность к показу.
Составление маршрута
Маршрут должен быть составлен так, чтобы, во-первых, показ объектов
велся
в
логической
последовательности, во-вторых, обеспечивалась
зрительная
основа для раскрытия темы.
В основу построения маршрута музейной экскурсии могут быть положены
три принципа:
хронологический;
тематический;
тематико-хронологический.
Примером
хронологического
построения
маршрута
могут
служить
экскурсии,
посвященные
жизни
и
деятельности
выдающихся
людей. По
тематическому
принципу
построены
экскурсии,
связанные
с
раскрытием
определенной
темы.
Все
обзорные
экскурсии
построены
по
тематико-
хронологическому
принципу.
Последовательность
изложения
материала
по
хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, при раскрытии каждой
подтемы. Выбор
какого-либо
из
этих
принципов
для
построения
конкретной
экскурсии зависит от её характера и цели.
Маршрут удачно начинать с такого пункта, где зрительные впечатления сразу
вводили
бы
экскурсанта
в
тему
предстоящей
экскурсии.
Но
интересно
также
построить маршрут и начать новую экскурсию казалось бы со случайного пункта,
который призван заинтересовать экскурсантов и создать нужное настроение
для
экскурсии.
Очень
ответственен
и
конец
маршрута,
последние
экскурсионные
впечатления. Здесь надо остановиться у такого экспоната музея, который бы дал
5
почувствовать
экскурсантам
завершенность
темы
и
подвести
итоги.
Разработка
маршрута неразрывно связана с длительностью экскурсии. Это один из основных
вопросов и зависит он от характера материала, возраста и развития группы и других
условий.
Поэтому
она
может
продолжаться
иногда
лишь ¾ часа
(для
группы
младшего школьного возраста) и доходить до 1 ½ (для старшего возраста).
Содержание экскурсии
В структурном отношении содержание экскурсии включает три основные
части: введение, основную часть и заключение. Все эти части необходимы. В
введении раскрывается цель экскурсии, значимость её темы, называются основные
вопросы,
раскрывающиеся
в
ходе
экскурсии.
Основная
часть
состоит
из
нескольких подтем. В заключении даются обобщающие выводы по теме экскурсии.
Введение в экскурсию необходимо, но оно должно быть кратким. Там, где
оно более 10 минут, это уже вводная лекция или беседа, которую лучше провести в
удобной
обстановке,
а
не
в
самом
музее.
Желательно
в
введении
дать
характеристику музея в целом, дать тему, основной план экскурсии, наметить её
цель. Заключение должно логически вытекать из текста последней остановки и
произноситься там же. В заключении может быть подытожено увиденное, должны
быть сделаны выводы по всей теме экскурсии.
Раздел 2: Методические приёмы показа и рассказа в экскурсии.
Экскурсия характеризуется тем, что всегда представляет синтез показа
экспонатов с рассказом об их роли в истории, культуре и т.д. Эти два главных
составляющих элемента экскурсии взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наличие
тех или иных объектов показа определяет содержание рассказа, сам же рассказ
непременно предполагает наличие определенных объектов показа. Но на первое
место
в
экскурсии
ставится
показ.
Осмотр
сопровождается
рассказом,
включающим в себя анализ объектов, необходимые пояснения и выводы. Средства
наглядности подразделяются на три группы:
подлинные экскурсионные экспонаты по маршруту экскурсии;
дополнительный иллюстративный материал;
словесно-образная наглядность, достигаемая описанием событий.
Показ на экскурсии в большинстве случаев предшествует рассказу, ведь
основой
экскурсии
является
зрительное
восприятие.
Сначала
в
поле
зрения
экскурсантов появляется объект, затем экскурсовод даёт необходимые пояснения к
наблюдаемому объекту. Важно, чтобы каждый экскурсант отчётливо видел предмет
рассказа, а это значит, что экскурсовод должен подвести группу к такому пункту
осмотра,
где
характерные
и
нужные
особенности
особенно
чётко
выявляются,
улавливаются глазом.
Успех
музейной
экскурсии
во
многом
зависит
от
правильности
расположения группы перед объектом. Выбрав место для показа объекта, нужно
6
правильно расставить группу. Важно проследить за тем, чтобы всем экскурсантам
был хорошо виден как объект, так и экскурсовод. Наиболее удобным является
расположение группы полукольцом. Экскурсовод стоит с краю и полуоборотом к
экскурсантам. Такая позиция позволяет экскурсоводу видеть как экскурсионный
объект, так и группу. Постоянное наблюдение за реакцией экскурсантов – важное
условие
эффективной
работы.
Очень
важно
избегать
длительных
задержек
у
витрин, так как долгое стояние на месте утомительнее всякого движения.
При проведении экскурсии большую роль играет не только показ, но и
рассказ.
Рассказ
–
основной
элемент
экскурсии,
он
неотделим
от
показа.
По
отношению к показу он вторичен, подчинен показу и вне показа не существует. В
своём рассказе экскурсовод призван систематизировать наблюдения экскурсантов,
поддерживать их интерес к теме, направлять внимание на различные стороны
изучаемого экспоната, активизировать их мышление. Рассказ является дополнением
к анализу зрительного материала, но он особенно необходим, когда зрительный
материал по теме плохо сохранился или совсем утрачен.
При помощи рассказа
экскурсовод акцентирует внимание экскурсантов на объекте, о котором он говорит.
Приёмы рассказа можно разделить на две большие группы.
Первая группа объединяет приёмы, связанные с формой рассказа. Приемы
этой
группы
выполняют
задачу
донести
до
экскурсантов
содержание
рассказа,
способствуют
формированию
информации,
её
запоминанию,
хранению
и
воспроизведению в памяти экскурсантов. К этой группе приемов относятся:
Экскурсионная справка – сжатое изложение фактического материала об
объекте.
Прием описания, то есть последовательное перечисление основных качеств
и
свойств
экскурсионного
объекта,
призван
оказать
помощь
экскурсантам
–
правильно отобразить объект в их сознании.
Для описания объекта характерны
точность
и
конкретность.
Экскурсовод
излагает
характерные
черты,
приметы,
особенности внешнего вида объекта в определенной последовательности. Прием
описания относится не только к объектам, но и историческим событиям.
Вторая группа приёмов рассказа
рисует внешнюю картину событий
,
действия конкретных персонажей. Эта группа объединяет следующие методические
приемы:
Приём характеристики близок к приёму описания, но отличается от него
тем, что даёт более полное представление о данном объекте, позволяет лучше
понять его сущность.
Приём объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо
справки
об
историческом
событии,
раскрываются
сущность
и
причины,
его
вызвавшие. То есть событие не только излагается, но и объясняется. Особенность
приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный
характер.
Прием персонификации. Используется для мысленного создания образа
конкретного человека (писателя, государственного деятеля и т.д.). Рекомендуется
7
делать это
с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с
которыми связана тема экскурсии.
Особые методические приёмы в экскурсии
При проведении экскурсии используются и другие методические приемы,
многие из которых обладают значительной силой эмоционального воздействия. Эти
приемы помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место
занимают те приемы, которые делают экскурсию более доказательной.
Прием применения технических средств.
В электронной записи дают не
только
выступления
участников
событий,
но
и
отрывки
литературных,
музыкальных произведений. Использование приема не должно быть длительным, а
материал должен быть подчинен теме экскурсии.
Прием заданий используется не только как прием рассказа, и выражается в
обращении
к
экскурсантам
с
вопросом. Задача
этого
приема – заинтересовать
экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать мышление и деятельность
экскурсантов в ходе экскурсии.
Одна из главных задач экскурсовода при подготовке экскурсии – связать
между
собой
содержание
всех
подтем
в
единое
целое.
Этому
способствует
определённая последовательность показа музейных объектов. Не менее важную
роль
здесь
играют логические
переходы.
Предваряя
содержание
очередной
подтемы, в ряде случаев вызывая нужные эмоции у экскурсантов, такие переходы
создают благоприятные условия для лучшего усвоения всей темы в целом.
Содержание логического перехода диктуется не столько экскурсионным
объектом, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой
используется переход, как словесно – зрительный мостик к следующей подтеме,
к другому объекту внимания Логические переходы – очень важная часть экскурсии,
хотя и не имеющая самостоятельного характера, придающая ей необходимую стро-
гость и последовательность. Продолжительность логического перехода по времени
не должна превышать 2 мин. Не менее важно связать между собой отдельные
составные части внутри подтем.
Меньшую,
но
всё
же
значительную
роль
играет
в
экскурсии жест
экскурсовода.
Посредством
жеста
он
ведёт
за
собой
внимание
экскурсантов,
жестом заставляет следовать по должному пути от предмета к предмету; жестом он
направляет их взгляд на нужный объект. Плавность, чёткость и выразительность
жеста также желательны при проведении экскурсии, как выразительность и ясность
слова.
Заключение.
8
Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия
ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии
можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не
только смотреть, но и видеть, наблюдать.
Эффективность
любой
экскурсии во
многом
зависит
от
ряда
обстоятельств:
темы,
цели,
содержания,
методики
и
техники
ведения,
знаний,
умений экскурсовода; подготовленности участников к усвоению экскурсионного
материала; условий проведения экскурсии.
Методически
правильно
организованная
и
проведённая
экскурсия
позволит расширить кругозор учащейся молодёжи по истории своего региона,
страны и приобщиться к наследию отечественной и мировой культуры.
Литература:
1.Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. Музейное дело.
Вып. № 26 ГЦМСИР. М.2001.
2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2005.
3.Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения: учебное
пособие для пединститутов. М. 1985.
4.Кутьина
Н.Б.
Программа
«Ребёнок
в XXI
веке.
Воспитание
культурой».С.-
Петербург. «Детство - пресс».2004.
5.Шварева
Н.В.,
Третьякова
Н.И.
Современные
образовательные
практики
от
детского
сада
до
профессионального
образования
//Научно-методический
электронный журнал «Концепт», 2016.
6.
Айдарова О.А., Тамбовский областной народный музей образования, кафедра
управления образовательных систем. Статья «Методика организации экскурсии
для школьников».
9