Напоминание

Игра путешествие по необычной планете «Русский язык»


Автор: Бунина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 29"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по русскому языку 4 класс
Тема: Игра путешествие по необычной планете «Русский язык»
Раздел: начальное образование





Назад




Неделя русского языка

Игра путешествие по необычной планете «Русский язык»

Класс: 4 «А»

Учитель: Бунина Е. Ю.

Цели: обобщить изученный материал по русскому языку;

развивать мыслительную деятельность учащихся, умение сопоставлять,

обобщать;

пробудить интерес к предмету,

воспитывать правильную самооценку,

организованность, выдержку, умение соблюдать правила игры.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование. Презентация, карточки с заданиями, «Бортовые журналы»

ХОД

мероприятия

- Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в

первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному

отношению к русскому языку.

– Ребята, вы любите мечтать? Тогда …я думаю, что вам будут близки строчки

стихотворения Э. Барковой «Я мечтаю».

Я мечтаю о звёздных полётах,

Межпланетным я стану пилотом,

Намечаю маршруты путей,

Только б вырасти мне поскорей.

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет -

В дальний рейс поведу звездолёт.

-Я права? Близки мысли лирического героя вашим мечтам?

Тогда …зачем же долго ждать той минуты? Я предлагаю отправиться в

космическое путешествие сейчас, на уроке русского языка. Вы понимаете,

что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же

таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный

вами космический мир русского языка.

В космос летят…космонавты. Но мы с вами сегодня не просто

космонавты, а космонавты-лингвисты.

А кто такие лингвисты?

Лингвистика-языкознание. Значит, лингвисты - знатоки языка.

- Внимание, экипаж! Запись в бортовом журнале «открытого» вида (доска)

занесите в свои бортовые журналы. В свои бортовые журналы вы будете

заносить основное, что будет происходить во время полёта. Также хочу

заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время

путешествия активные космонавты будут отмечаться звёздами. Набравшие

большее количество будут занесены в Почётную книгу космических

достижений (журнал).

В космосе нужно уметь ориентироваться. Есть даже специальные звёздные

карты. Мы летим по стране русского языка, поэтому нашим ориентиром

будет стихотворный текст, поработав с которым , мы попадем на планету

«Синтаксис и Пунктуация».

Но, чтобы разобраться ним, нам необходимо вспомнить части речи.

(опрос по частям речи)

а) Внимательно прочитайте текст, найдите в нём словосочетания по схемам,

запишите по 1 примеру.

(Работа в группах)

Слайд 1. 1. прил.+ сущ.

2. нар.+ глаг.

3. глаг.+ сущ.

4. сущ.+ сущ.

1.Я мечтаю о звёздных полётах,

Намечаю маршруты путей,

Межпланетным я стану пилотом,

Только б вырасти мне поскорей.

2.Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

3.Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет -

В дальний рейс поведу звездолёт.

Умнички, вы справились!

(Звучит сигнал тревоги)

- Ребята, что-то повредилось в обшивке нашего корабля. Это сигналы

предупреждения. Нужно выходить в открытый космос - устранять

повреждение. А вот и оно. Нужно срочно выполнить синтаксический разбор

предложения, иначе наш корабль упадет в пропасть.

Грозные инопланетяне мешают вашему путешествию.

(Один ученик работает у доски с комментированием, остальные на местах

самостоятельно)

(Звучит космическая музыка)

Космический мир русского языка очень широк. Мы отправляемся в одну из

его частей – держим курс на космическую территорию «Орфоэпия».

Слайд. (Определение орфоэпии)

Послушайте внимательно стихотворение Ю. Тимянского «Рассказ школьного

портфеля»; в конце стихотворения мальчик задаст вопрос, вам необходимо

будет на него ответить.

Дети инсценируют стихотворение.

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет…»,

«Закрыт м а г

`

а з и н на обед…»,

«Хозяйка моет с т а к а н`ы…»,

«Секёт свеклу…»,

«Пекёт блины…».

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «п

`

о р т ф е л е м» зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

- П е т`я! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

«П е т`я» обижен на ребят:

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

(Ю. Тимянский)

- Как бы вы ответили на вопрос мальчика? /Ответы детей/

- Почему нельзя нарушать произносительные нормы? /Ответы детей/

-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно

произносить слова?

-Как думаете, в какой словарь? /Ответы детей/

На доске:

Орфоэпический словарь.

- Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя

произносил неправильно.

- Запишем их правильно в тетрадь и поставим ударение.

(Один человек работает у доски с объяснением)

Коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла.

-А вот ещё попробуйте расставить ударение в словах:

Слайд: Звонит, украинский, каталог, договор, шарфы

Молодцы! Вы, наверное, немного устали, давайте отдохнем!

Физкультминутка «Мы в невесомости»

(Звучит космическая музыка)

- Нам пора отправляться на следующую планету, но чтобы туда попасть мы

должны вспомнить пословицы и поговорки о русском языке. Какие

пословицы и поговорки о языке вы знаете?

(Дети называют пословицы и поговорки о русском языке)

-Попробуйте объяснить смысл этих пословиц, предварительно обсудив их в

группах

Слайд:

От доброго слова язык не усохнет.

Каков разум, таковы и речи.

Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Звучит музыка

Слайд: (Название планеты, понятие орфографии)

Итак, ребята, мы с вами приземлились на планете «Орфография»

-Что такое орфография? Прочитайте.

-Мы сегодня с вами не просто приземлились на этой планете, но еще и

погуляем по ней.

Но на этой планете очень много ошибок, давайте их исправим, иначе мы не

сможем двигаться дальше.

Ребята, перед нами письмо одной не очень грамотной девочки Оли. Найдите

ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не

усвоила Оля и тогда мы полетим на следующую планету.

(На каждой парте карточка с письмом. Работа выполняется в группах)

Дядя, прашу тебя, по маги твоей плимяннице Оле,

А то небудет наги в этой противной школи.

Мне вчера за дектант на слова учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать .

Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.

-Молодцы, и здесь хорошо поработали! Ребята, а где мы сможем проверить

правильность написания слов?

Правильно в орфографическом словаре.

На доске:

Орфографический словарь.

Звучит музыка.

Слайд «Планете Грамматика»

- Что такое грамматика? (ответы детей)

Какой словарь поможет ответить на этот вопрос?

Правильно, толковый словарь. Найдите определение понятию грамматика.

Прочитайте определение, которое я нашла для вас.

Слайд. (Определение грамматики)

- Объясните значение слов грамота и грамматика в стихотворении А.

Сумарокова «Эпистола о русском языке»

(Стихотворение читает ученица.)

Письмо, что грамоткой простой народ зовёт,

С отсутствующими обычно речь ведёт:

Быть должно без затей и кратко сочинённо,

Как просто говорим, так просто изъясненно.

Но кто не научён исправно говорить,

Тому не без труда и грамотку сложить.

-Молодцы, ребята.

Когда говорят грамотный человек, то всем понятно, что речь идёт о человеке,

умеющем читать и писать. Но как понять:

Слайд.

Грамотный инженер

Грамотное сочинение

Грамотный чертёж

Грамотный ученик

(дети обсуждают значение словосочетаний в группах)

- Для чего нужно знать грамматику?

(Ответы детей)

-Многие поэты и писатель посвятили свои произведения русскому языку.

Какие стихи вы знаете о русском языке?

(Дети читают стихи о русском языке)

Какие же вы сегодня умнички!

- Итак, обсудим наш полёт.

- Цель достигнута?

- Понравилось путешествие?

- Что запомнилось?

- Отметим самых активных космонавтов.(Подсчёт звёздочек. Оценки)

Наше космическое путешествие состоялось и мы с вами приземлились на

планету «Грамотность», путешествие по которой мы еще продолжим!



В раздел образования