Напоминание

Основы методической работы по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов


Автор: Ветчинкина Ангелина Игоревна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "НГПУ"
Населённый пункт: город Набережные Челны, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Основы методической работы по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов
Раздел: начальное образование





Назад




Основы методической работы по формированию коммуникативной компетенции у

обучающихся младших классов

Ветчинкина А.И.

студентка 5 курса ФПиП ФГБОУ ВО «НГПУ»,

г. Набережные Челны, РФ

Научный руководитель: Грахова С.И.

канд. филол. наук, доцент ФГБОУ ВО «НГПУ»,

г. Набережные Челны, РФ

Аннотация:

в

статье

рассматривается

актуальная

проблема

формирования

коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов. Цель статьи – в обзоре

методических основ формирования коммуникативной компетенции и ознакомлении младших

школьников с культурными нормами и ограничениями в общении, с обычаями, традициями,

этикетом в сфере общения, соблюдению приличий, ориентации в языковых средствах.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, методика формирования, системный

подход.

Формирование коммуникативной компетентности – сложный педагогический процесс,

имеющий своей целью вооружить учащихся навыками практического владения языком как

средством

общения.

Это

процесс,

обеспечивающий

формирование

конкретных

речевых

умений, связанный с овладением нормами современного русского языка и реализующийся в

трёх направлениях:

1)

работа над словом;

2)

работа над словосочетанием;

3)

работа над связной речью.

Это процесс предусматривает такую организацию учебной деятельности младших

школьников, во время которой дети не просто выполняют задания учителя, а делают это

будучи поставленными в конкретные обстоятельства, которые стимулировали бы их речевую

активность, диктовали определённые требования к высказываниям [3].

Согласно психолого-педагогическим исследованиям, коммуникативная компетентность

состоит из следующих элементов:

– эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, эмпатия, чувствительность к другому,

умение сопереживать, внимательность);

– когнитивный (способность предугадать поступки другого человека, плодотворно

решать различные спорные ситуации, возникающие между людьми);

поведенческий

(способность

ребенка

к

взаимодействию,

содействию,

а

также

инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.) [2].

Организация общения младших школьников, а также решение коммуникативных за -

дач

в

контексте

воспитательного

пространства

наиболее

эффективны

на

уроках

литературного

чтения.

В

условиях

специальной

организации

уроков

литературы

для

формирования коммуникативной компетентности наступает в ранние сроки и с высокими

показателями. В.В. Рубцов выделяет основные составляющие организованного совместного

действия [3]):

1) распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием

общей работы;

2) обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для

участников моделей действия в качестве средства для получения продукта общей работы;

3) взаимопонимание устанавливает соответствие собственных действий и действий

других участников, включенных в деятельность;

4) общение, обеспечивающее реализацию процесса распределения, обмена и процесса

взаимопонимания;

5) планирование общих способов работы, которое основано на прогнозировании и

определении

участниками

адекватных

задачам

условий

протекания

деятельности

и

построения соответствующей схемы (плана работы);

6)

рефлексия,

способствующая

преодолению

ограничений

своего

действия

относительно

общего

плана

работы

(способом

рефлексии

устанавливаются

отношение

участников

к

собственным

действиям,

благодаря

этому

обеспечивается

изменение

этих

действий в отношении содержания и форме совместной работы) [1].

7. В концепции учебного сотрудничества говорится, что большая часть обучения

строится

как

групповая,

и

именно

совместная

деятельность

обучающих

и

обучаемых

способствует усвоению обобщенных способов решения задач [4].

Следовательно,

без

целенаправленного

и

систематического

развития

основных

коммуникативных

компетенций

(коммуникативного

компонента

универсальных

учебных

действий)

в

процессе

обучения

ошибки

школьного

воспитания

или

негативные

индивидуальные особенности искоренить невозможно. В связи с этим следует полагать, что

создание в школах реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное

прививание

навыков

эффективного

сотрудничества

со

сверстниками

и,

как

следствие,

выстраивание ровных и благоприятных в эмоциональном плане отношений с ними) служит

мощным противодействием многожественным личностным нарушениям детей [3].

Согласно

психолого-педагогическим

исследованиям,

коммуникативная

компетентность состоит из следующих элементов:

-

эмоциональный

(эмоциональная

отзывчивость,

эмпатия,

чувствительность

к

другому, умение сопереживать, внимательность);

- когнитивный (способность предугадать поступки другого человека, плодотворно

решать различные спорные ситуации, возникающие между людьми);

-

поведенческий

(способность

ребенка

к

взаимодействию,

содействию,

а

также

инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.) [4].

В этой связи формирование коммуникативной компетенции младших школьников как

планируемого результата на уровне начального общего образования требует системного

подхода,

который

должен

реализовываться

на

всех

этапах

непрерывного

образования.

Эффективность

процесса

формирования

коммуникативных

умений

и

навыков

обеспечивается реализацией следующих условий организации образовательного процесса:

высокая мотивация обучения школьников;

высокая творческая активность школьников;

принятие субъектной позиции младшего школьника в коммуникации;

отказ от авторитарного стиля педагогической деятельности;

учёт возрастных особенностей младших школьников;

дифференцированный поход к формированию коммуникативной компе-

тенции с учётом индивидуальных особенностей младших школьников;

центрирование

образовательного

процесса

по

формированию

коммуникативной компетенции на позитивном опыте коммуникативной деятельности

младших школьников;

обогащение содержания образовательного процесса [4].

Таким образом, одной из важных задач современного учителя начальных классов

является

формирование

коммуникативной

компетентности

обучающихся,

воспитание

свободной личности, умеющей отстаивать свои интересы и свою точку зрения не прибегая к

агрессии,

свободно

и

грамотно

выражать

свои

чувства

и

мысли,

брать

на

себя

ответственность,

как

того

требует

современное

общество.

Важнейшим

условием

для

формирования

коммуникативной

компетентности

младших

школьников

является

взаимодействие учителя и учеников. Коммуникативный подход предполагает создание такого

пространства

взаимодействия

субъектов

деятельности,

в

котором

каждый

активно

включается

в

коллективный

поиск

истины,

высказывает,

аргументирует

свои

мысли,

уважительно

отстаивает

свои

позиции

в

диалоге,

формирует

взаимоприемлемую

точку

зрения.

Коммуникативные

технологии

предполагают

такую

организацию

учебно-воспи-

тательного процесса, когда вследствие активного включения обучающихся в процессе поиска

истины

повышаются

интенсивность

и

эффективность

учебного

процесса.

Развитие

коммуникативных

способностей

максимально

реализуется

через

технологию

сотрудничества.

При организации коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтениях

младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1-й класс, дети особенно вос-

приимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную ре-

альность. И здесь развитие коммуникативных навыков младших школьников напрямую зави-

сит от уровня развития активного и пассивного словарного запаса, развития умения строить

предложения, высказывания различных видов. Во 2 и 3-м классах набирает силу процесс

развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие млад-

ших школьников друг с другом, что создает полезные ориентиры в отношении средств и

способов

стимуляции

развития

коммуникативных

действий,

а

также

благоприятную

ситуацию для достижения школьниками на уроках литературного чтения второго уровня

результатов.

Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если

она строится во взаимодействии.

Несмотря

на

то,

что

экспериментальный

опыт

реализации

принципов

учебного

сотрудничества невозможно прямо перенести в существующую систему образования, однако

он дает верные ориентиры в средствах и способах стимуляции развития коммуникативных

действий. Важны следующие формы работы: организовывать взаимную проверку заданий,

взаимные задания групп, учебные конфликты, обсудить способы своих действий.

На начальных стадиях введения этого действия одна группа может отметить ошибки и

недоделки другой группы, но далее обучающиеся переходят только к содержательному

контролю (разъясняют характер ошибок, выявляют их причины).

Работа

в

группе

способствует

осмыслению

учениками

учебных

действий.

Первое

время, работая совместно, обучающиеся должны распределить роли, определить функции

всех членов группы, составить план деятельности. Потом каждый ученик сможет выполнить

все эти операции сам.

Также,

групповая

работа

дает

обучающимся

эмоциональную

и

содержательную

поддержку, без которых многие не умеют включиться в работу всего класса, например

стеснительные или слабые учащиеся.

В групповом взаимодействии младших школьников имеются свои правила: не надо

принуждать учащихся к групповой работе, надо только выяснить причину отказа; работа в

группе не должна превышать 15 мин, чтобы избежать утомления и снижения эффективности

урока;

не

надо

требовать

от

учащихся

абсолютную

тишину,

но

надо

бороться

с

выкрикиванием и т. п.

Групповую работу можно проводить на уроках. Также нужно использовать другие

формы,

такие

как проекты,

специальные тренинги по формированию коммуникативных

навыков

с

участием

психолога

школы

и

т.

п.

Возрастные

и

социальные

психологи

разработали

много

программ,

направленные

на

формирование

у

младших

школьников

умения общаться (М. Р. Битянова [1]).

Некоторые

из

них

построены

на

использовании

игровых

методов

и

служат

для

проведения во внеклассное время. Некоторые вошли в курсы «Литературное чтение». Третьи

проводят как самостоятельные занятия.

Таким

образом,

чтобы

сформировать

коммуникативную

компетенцию

важны

следующие формы работы: организация взаимной проверки заданий, взаимные задания

групп, учебные конфликты, обсуждение действий.

Список использованных источников

1.

Витковская,

И.

М.

Как

организовать

групповую

учебную

работу

младших

школьников / И. М. Витковская. – Начальная школа. – 2007. – №12. – С. 3-6.

2.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Аспект-Пресс,

2006. – 460 с.

3.

Крысько, В. Г. Психология и педагогика / В. Г. Крысько. – М.: Омега –Л, 2014. – 336

с.

4.

Кузнецов,

А.

А.

Разработка

федеральных

государственных

стандартов

общего

образования / А. А. Кузнецов. – М.: Педагогика, 2009. – 244 с.

© А.И. Ветчинкина, 2018



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники