Практическая работа по освоению авторской Горловой С.Г.(самарской) росписи.
1.Выбор заготовки:
грунтовка заготовки;
подготовка фона-1 слой;
подготовка фона-2 слой;
выполнение эскиза работы;
выполнение «замалёвка»;
выполнение «припушённости»;
выполнение основной оживки;
выполнение завершающей рамки;
лакирование.
2.Заключение.
3.Список использованной литературы.
1. Выбор заготовки. Приобретение нужной Вам готовой вещи для росписи или работа на
выполненной на заказ мастером, нужной Вам, согласно Вашей идее, заготовке. В данном
учебном пособии работа проводится на плоской заготовке. Роспись объёмной заготовки
выполняется несколько иначе и будет рассмотрена в последующих учебных пособиях.
1 .- грунтовка заготовки клеем ПВА (пока заготовка подсыхает:
– обрисовывание заготовки на бумаге,
-выполнение эскиза выбранного сюжета, элементов рисунка,
отдельных элементов росписи;
-разведение красок в палитре:
2
а) в пастельной цветовой гамме: основной цвет + белый= 2-3 светлых пастельных
оттенка;
-для фона-один из пастельных оттенков;
-для выполнения оживки – основной цвет и белый;
б) в солнечной цветовой гамме: для фона - один из выбранных оттенков лимонного или
жёлтого цвета;
в) для выполнения росписи и завершающей оживки - оттенки оранжевого, красного,
вишнёвого цвета;
+ выполнение упражнений в соответствии с эскизом своей работы;
- выбора цветов, выполнения замалёвка выбранных цветов на вспомогательном
листе;
- пробное выполнение припушённости - по контуру цветка, рисунка, внутри
цветка – по выбору исполнителя на вспомогательном листе;
-последовательного выполнения лепестков в каждом намеченном цветке,
- вариантов разнообразного выполнения цветов; птиц, других изображений- всё
на вспомогательном листе;
2.
– подготовка фона - первый слой, одним из выбранных оттенков основного цвета
кистью № 8 -10 ; пока закрашенная заготовка подсыхает:
- продолжение выполнения упражнений - проб цветов,
силуэта птиц...
-рисование пробных цветов по правилу городецкой ромашки
на листке бумаги - верх, низ, слева, справа, в промежутках,
- для выполнения упражнений по выполнению цветов
-кисточка №1 или №2 или «тычок» - карандаш с ластиком,
или «пампушка»;
3
3. - подготовка фона – второй слой кистью №8-10 (пока сохнет – пробная подготовка
композиции на бумаге по обведённому
шаблону заготовки
( чтобы рисунок « вписался» в размер
заготовки)
.
4.-
нанесение рисунка на заготовке водой кистью №1- №2,затем
красками
выбранных
оттенков:
- определение рамки,
- определение основных элементов изображения- птиц или цветов или др.,
-определение вспомогательных элементов изображения - дополняющих основное
изображение цветов, листьев., ягод., веточек и др. элементов..
-выполнение замалёвка одним из выбранных оттенков краски основного цвета кистью
№3 (или несколькими оттенками.....)на основном изображении, на вспомогательных
элементах,
-выполнение припушённости сухой жёсткой кистью № 8-10 густой краской выбранного
более тёмного оттенка основного цвета (первые
2-3 мазка оставить на вспомогательном листе бумаги) в местах основного изображения,
вспомогательных элементах, возможно рамки (по выбору исполнителя).
4
5-
выполнение завершающей оживки:
-выполнение разнообразных украшающих элементов на цветах,
птицах и других изображениях - разнообразной несложной формы, ориентируясь на
предложенные образцы или выполняя собственные, тонкой кистью, тычками разной
величины ( отработанными кисточками без ворса или ватными палочками); (первый мазок
оставлять на вспомогательном листе бумаги);
- тонких нежных завитков кистью №1 (первый мазок на листе бумаги), разной
направленности, разной величины;
6-выполнение декоративной рамки мелкими элементами:
- завитками, дугами, кружочками и др.,
- дополняя гроздьями кустиков, гирляндами точек и др. элементов в той же цветовой
гамме, что и основной рисунок и с теми же мелкими элементами росписи, что и в
основном рисунке;
5
7-лакирование лаком НЦ или ПВХ. Работа выполнена.
Примечание:
«Пампушка» - тонкая отработанная кисточка, обёрнутая тонким слоем поролона,
при обмакивании в краску оставляет ровное круглое пятно – серединка цветка,
рамочка по краю рисунка и др. или ватная палочка.
«Тычок» - отработанная кисточка без ворса №1,№2,№3, или карандаш с ластиком,
применяется для нанесения точек, точечной россыпи, выполнения ягод, в
украшении различных элементов декоративной композиции.
«Припушённость» - тонкая красочная воздушность по краю рисунка, вокруг
цветов, по краю вазы, шкатулки, другого расписываемого предмета. Выполняется
сухой щетинной кистью №8 -10-12, плоской или круглой, густой краской с
предварительным мазком на вспомогательном листе для удаления избытка краски.
В помощь освоения авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи, обучения детей
самарской росписи, автором выпущены рабочие тетради «Сиреневая сказка»,
«Солнечные петухи», «Самарские узоры».
Автором подготовлены к печати новые пособия по авторской (самарской) росписи:
«Цветные метели», «С добрым утром», демонстрационное пособие для педагогов
«Самарский завиток».
6
.
2.Заключение.
Росписи
являются
важной
частью
национального
наследия,
самобытной
культуры
народа.
Быт
крестьянства
издавна
хранил
художественные
достижения
народа.
Сохранение народного искусства, рассказы о нем, бережное отношение к нему, развитие
народного искусства на новом современном языке
– это возрождение самой народной
души.
Сегодня товары с художественной росписью многие обретают не для утилитарных
целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они
согревают душу и сердце человека.
Автор
принадлежит к той счастливой категории людей, которые
не только целиком
отдаются любимому делу, но и думают о сохранении, систематизации и обобщении своего
опыта на благо других.
Самарская роспись привносит в жизнь новые краски и образы, расширяет диапазон
знаний, творческих умений, способствует развитию детской творческой активности с
одной стороны, и способствует чувству сопричастности к развитию культуры своего края,
в частности, к своему личному вкладу в зарождении новой росписи по дереву.
Современному
народному
мастеру
в
условиях
прерванной
связи
поколений
часто
приходится прокладывать дорогу к освоению того или иного ремесла методом проб и
ошибок. Работы автора, учебные пособия, методические разработки послужат хорошим
проводником на пути изучения и практического освоения «самарской» росписи не только
педагогами, детьми, но и самостоятельно работающими мастерами.
Мастер-практик, педагог и художник, автор разработала подробный практический курс
для
обучающихся
росписи
по
дереву.
Выпущенные
методические
пособия
учат
и
педагогов и мастеров целостному, системному, комплексному подходу к освоению данной
росписи.
В данном учебном пособии были описаны особенности авторской (самарской) росписи,
собран и систематизирован материал, проведен сравнительный анализ, предложен путь
поэтапного
практического
освоения
росписи.
Предложен
практический
опыт
распространения творчества педагога и художника не только на территории самарского
края.
Авторская (самарская) роспись - это новый шаг в развитии культуры самарского края, она
привносит в жизнь новые краски и образы, способствует чувству сопричастности к
развитию культуры своего края, своему личному вкладу в зарождение новой росписи по
дереву.
3.Список литературы:
7
1.
Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для
Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
2.
Величко Н.К. Роспись – техника, приемы, изделия. – М.: Аст-пресс, 1999.
3.
Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного
искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил
4.
Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам
народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил.
5.
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское издательство, 1988.
6.
Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО
«Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
7.
Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного
искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил.
8.
Программы ОУ: изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-
прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического цикла. 1-4 классы. – М.: Мозаика-Синтез, 1997.
9.
Программы: «Изобразительное искусство», «Основы народного и декоративно-
прикладного искусства». – М.: Просвещение, 1994.
10. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народно-
художественных промыслов. – М.: Просвещение, 1992.
11. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб.
И доп. – М.: Просвещение, 1998.
12. Шпикалева Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-
прикладного искусства. – М.: Мозаика-синтез, 1997.