Напоминание

"Мне нравится самарская роспись" Часть4 "Практическое освоение авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи"


Автор: Горлова Светлана Григорьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" Советского района
Населённый пункт: г.о.Самара, Самарская область
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: "Мне нравится самарская роспись" Часть4 "Практическое освоение авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1 «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» Конфуций
«Мне нравится самарская роспись – я научусь»

Учебное пособие №4 .
«Практическое освоение авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи»


Практическая работа по освоению авторской Горловой С.Г.(самарской) росписи.
1.Выбор заготовки:  грунтовка заготовки;  подготовка фона-1 слой;  подготовка фона-2 слой;  выполнение эскиза работы;  выполнение «замалёвка»;  выполнение «припушённости»;  выполнение основной оживки;  выполнение завершающей рамки;  лакирование. 2.Заключение. 3.Список использованной литературы.
1. Выбор заготовки.
Приобретение нужной Вам готовой вещи для росписи или работа на выполненной на заказ мастером, нужной Вам, согласно Вашей идее, заготовке. В данном учебном пособии работа проводится на плоской заготовке. Роспись объёмной заготовки выполняется несколько иначе и будет рассмотрена в последующих учебных пособиях.
1
.-
грунтовка заготовки
клеем ПВА (пока заготовка подсыхает: – обрисовывание заготовки на бумаге, -выполнение эскиза выбранного сюжета, элементов рисунка, отдельных элементов росписи; -разведение красок в палитре:
2
а) в пастельной
цветовой гамме: основной цвет + белый= 2-3 светлых пастельных оттенка; -для фона-один из пастельных оттенков; -для выполнения оживки – основной цвет и белый;
б) в солнечной
цветовой гамме: для фона - один из выбранных оттенков лимонного или жёлтого цвета; в) для выполнения росписи и завершающей оживки - оттенки оранжевого, красного, вишнёвого цвета; + выполнение упражнений в соответствии с эскизом своей работы;  - выбора цветов, выполнения замалёвка выбранных цветов на вспомогательном листе;  - пробное выполнение припушённости - по контуру цветка, рисунка, внутри цветка – по выбору исполнителя на вспомогательном листе;  -последовательного выполнения лепестков в каждом намеченном цветке,  - вариантов разнообразного выполнения цветов; птиц, других изображений- всё на вспомогательном листе;
2.

подготовка фона
- первый слой, одним из выбранных оттенков основного цвета кистью № 8 -10 ; пока закрашенная заготовка подсыхает: - продолжение выполнения упражнений - проб цветов, силуэта птиц... -рисование пробных цветов по правилу городецкой ромашки на листке бумаги - верх, низ, слева, справа, в промежутках, - для выполнения упражнений по выполнению цветов -кисточка №1 или №2 или «тычок» - карандаш с ластиком, или «пампушка»;
3
3.
-
подготовка фона
– второй слой кистью №8-10 (пока сохнет – пробная подготовка композиции на бумаге по обведённому шаблону заготовки ( чтобы рисунок « вписался» в размер заготовки)
.

4.-

нанесение рисунка
на заготовке водой кистью №1- №2,затем красками выбранных оттенков: - определение рамки, - определение основных элементов изображения- птиц или цветов или др., -определение вспомогательных элементов изображения - дополняющих основное изображение цветов, листьев., ягод., веточек и др. элементов.. -выполнение замалёвка одним из выбранных оттенков краски основного цвета кистью №3 (или несколькими оттенками.....)на основном изображении, на вспомогательных элементах, -выполнение припушённости сухой жёсткой кистью № 8-10 густой краской выбранного более тёмного оттенка основного цвета (первые 2-3 мазка оставить на вспомогательном листе бумаги) в местах основного изображения, вспомогательных элементах, возможно рамки (по выбору исполнителя).
4
5-

выполнение завершающей оживки:




-выполнение разнообразных украшающих элементов на цветах, птицах и других изображениях - разнообразной несложной формы, ориентируясь на предложенные образцы или выполняя собственные, тонкой кистью, тычками разной величины ( отработанными кисточками без ворса или ватными палочками); (первый мазок оставлять на вспомогательном листе бумаги); - тонких нежных завитков кистью №1 (первый мазок на листе бумаги), разной направленности, разной величины;
6-выполнение декоративной рамки
мелкими элементами: - завитками, дугами, кружочками и др., - дополняя гроздьями кустиков, гирляндами точек и др. элементов в той же цветовой гамме, что и основной рисунок и с теми же мелкими элементами росписи, что и в основном рисунке;
5
7-лакирование
лаком НЦ или ПВХ. Работа выполнена. Примечание:  «Пампушка» - тонкая отработанная кисточка, обёрнутая тонким слоем поролона, при обмакивании в краску оставляет ровное круглое пятно – серединка цветка, рамочка по краю рисунка и др. или ватная палочка.  «Тычок» - отработанная кисточка без ворса №1,№2,№3, или карандаш с ластиком, применяется для нанесения точек, точечной россыпи, выполнения ягод, в украшении различных элементов декоративной композиции.  «Припушённость» - тонкая красочная воздушность по краю рисунка, вокруг цветов, по краю вазы, шкатулки, другого расписываемого предмета. Выполняется сухой щетинной кистью №8 -10-12, плоской или круглой, густой краской с предварительным мазком на вспомогательном листе для удаления избытка краски.  В помощь освоения авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи, обучения детей самарской росписи, автором выпущены рабочие тетради «Сиреневая сказка», «Солнечные петухи», «Самарские узоры». Автором подготовлены к печати новые пособия по авторской (самарской) росписи: «Цветные метели», «С добрым утром», демонстрационное пособие для педагогов «Самарский завиток».
6 .
2.Заключение.
Росписи являются важной частью национального наследия, самобытной культуры народа. Быт крестьянства издавна хранил художественные достижения народа. Сохранение народного искусства, рассказы о нем, бережное отношение к нему, развитие народного искусства на новом современном языке – это возрождение самой народной души. Сегодня товары с художественной росписью многие обретают не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они согревают душу и сердце человека. Автор принадлежит к той счастливой категории людей, которые не только целиком отдаются любимому делу, но и думают о сохранении, систематизации и обобщении своего опыта на благо других. Самарская роспись привносит в жизнь новые краски и образы, расширяет диапазон знаний, творческих умений, способствует развитию детской творческой активности с одной стороны, и способствует чувству сопричастности к развитию культуры своего края, в частности, к своему личному вкладу в зарождении новой росписи по дереву. Современному народному мастеру в условиях прерванной связи поколений часто приходится прокладывать дорогу к освоению того или иного ремесла методом проб и ошибок. Работы автора, учебные пособия, методические разработки послужат хорошим проводником на пути изучения и практического освоения «самарской» росписи не только педагогами, детьми, но и самостоятельно работающими мастерами. Мастер-практик, педагог и художник, автор разработала подробный практический курс для обучающихся росписи по дереву. Выпущенные методические пособия учат и педагогов и мастеров целостному, системному, комплексному подходу к освоению данной росписи. В данном учебном пособии были описаны особенности авторской (самарской) росписи, собран и систематизирован материал, проведен сравнительный анализ, предложен путь поэтапного практического освоения росписи. Предложен практический опыт распространения творчества педагога и художника не только на территории самарского края. Авторская (самарская) роспись - это новый шаг в развитии культуры самарского края, она привносит в жизнь новые краски и образы, способствует чувству сопричастности к развитию культуры своего края, своему личному вкладу в зарождение новой росписи по дереву.
3.Список литературы:

7 1. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984. 2. Величко Н.К. Роспись – техника, приемы, изделия. – М.: Аст-пресс, 1999. 3. Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. Р. Миневич.- М. : Мозаика - Синтез, 2001г.- 22с.: ил 4. Дорожин, Ю.Г. Узоры Северной Двины [Текст]: рабочая тетрадь по основам народного искусства / худож. О.Знатных. - М.: Мозаика-Синтез, 2002г.- 24с. : ил. 5. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское издательство, 1988. 6. Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005. 7. Орлова, Л.В. Хохломская роспись [Текст] : рабочая тетрадь по основам народного искусства. -М. : Мозаика-Синтез, 1998г.-15с. : ил. 8. Программы ОУ: изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1-4 классы. – М.: Мозаика-Синтез, 1997. 9. Программы: «Изобразительное искусство», «Основы народного и декоративно- прикладного искусства». – М.: Просвещение, 1994. 10. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народно- художественных промыслов. – М.: Просвещение, 1992. 11. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998. 12. Шпикалева Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно- прикладного искусства. – М.: Мозаика-синтез, 1997.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники