Напоминание

Роль и задачи концертмейстера в музыкальном развитии учащихся в классе домры


Автор: Милькина Людмила Евгеньевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искусств им. А. Вяльцевой"
Населённый пункт: г. Трубчевск Брянской области
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Роль и задачи концертмейстера в музыкальном развитии учащихся в классе домры
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТРУБЧЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛАИСКУССТВ ИМ. А. ВЯЛЬЦЕВОЙ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

Роль и задачи концертмейстера

в музыкальном развитии учащихся в классе домры

Концертмейстер Милькина Л.Е.

В

творческом

процессе

педагога

и

ученика

незаменимым

звеном

является концермейстер.

Деятельность концертмейстера начинается уже с

самых первых уроков. Вся работа над музыкальным произведением от

фрагментарного прочтения до целостного охвата композиции проходит

при его непосредственном участии. Конечно, учащийся, прежде всего,

разбирает и выучивает нотный текст. Но он твердо знает, что на уроке он

будет выступать как настоящий артист в сопровождении пианиста. Между

учеником

и

концертмейстером

возникает

творческая

с в я з ь ,

сотрудничество, которое будет направлено на раскрытие художественного

образа каждого музыкального произведения. По словам Е.М.Шендеровича

«…в

деятельности

концертмейстера

объединяются

педагогические,

психологические,

творческие

функции». Концертмейстер

помогает

ученику обогащать музыкальные представления, лучше понять, усвоить и

передать

содержание

произведения,

укрепляет

интонацию,

развивает

ритмическую дисциплину ученика и согласованность исполнения партий.

Он не только помогает ученику преодолевать психологические

трудности на сцене, подготавливая его перед выступлением снимая излишнее

напряжение, но и помогает педагогу помочь осуществить его задумки над

художественными,

техническими

и

звуковыми

проблемами. Большое

значение

для

эффективности

классной

работы

имеет

характер

общения

концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только музыкальное

продвижение ученика, но и воспитание его как человека. Основной принцип

здесь – заинтересованность концертмейстера, которую должен чувствовать

ученик. Полезным бывает совместное музицирование, нередко возникают и

профессиональные ансамбли педагога и концертмейстера, что приводит к

взаимопониманию не только в исполнительском, но и в психологическом

плане.

Знание истории развития народных инструментов, эволюции народно-

инструментального репертуара помогает понять «душу» русской народной

музыки.

Концертмейстеру,

посвятившему

себя

работе

с

народными

струнными

инструментами

(домрой,

балалайкой),

необходимо

иметь

представление об основных приёмах звукоизвлечения на инструментах, с

которыми

приходится

играть.

Знание

особенностей

штриховой

и

звукоизобразительной

палитры

поможет

в

аккомпанементе

найти

им

соответствующее

звучание,

найти

динамическое

и

колористическое

с о о т н о ш е н и е

с

т е м б р а м и

д а н н ы х

и н с т р у м е н т о в .

В классе народных инструментов концертмейстер всегда должен следить за

балансом звучания, разные регистры домры всегда нуждаются в опытном

сопровождении. Немаловажным является вопрос об оркестровом звучании

фортепиано, не всегда фортепианная партия бывает удобной, концертмейстер

должен

знать

правила

оркестровки,

а

также

уметь

грамотно

переложить

неудобные

эпизоды

в

фортепианной

фактуре,

не

нарушая

замысла

композитора.

Самое

главное

в

деятельности

концертмейстера

вовремя

уступить и вовремя повести. Надо играть ярко, выразительно, но соизмерять

свою

игру

со

звуковыми

и

эмоциональными

возможностями

ученика.

При народном аккомпанементе особенно важна тонкая слуховая ориентация

пианиста, так как подвижность домры, да и вообще струнных, деревянных

инструментов

превышает

в

некоторых

случаях,

подвижность

пальцев

концертмейстера.

Мобильность,

быстрота

и

активность

реакции

для

деятельности концертмейстера очень важны. Концертмейстеру следует знать

особенности

нотации

обозначения

флажолетов,

различных

штрихов

и

ударов.

Бывают случаи, когда ученик на концерте или экзамене вдруг «теряет» текст,

перескакивает

или

пропускает

какой-либо

эпизод,

а

в

практике

детского

исполнительства

это

встречается

довольно

часто,

то

концертмейстер,

не

переставая

играть,

должен

подхватить

солиста

и

благополучно

довести

произведение до конца.

Концертное исполнение – это некий итог, кульминационный момент всей

проделанной

ранее

работы

концертмейстера

над

музыкальным

произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть и донести

до

публики

музыкально-художественный

замысел

произведения

при

высочайшей культуре исполнения.

Литература:

1. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера- пианиста в

ДШИ. – Л., 1986г.

2.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления

педагога. – М., 1996.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники