Автор: Ишчанова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 46 имени гвардии генерал – майора В.А. Глазкова Советского района Волгограда»
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: "Основной закон страны – Конституция России".
Раздел: начальное образование
Тема: Основной закон страны – Конституция России.
Цель урока:
Учащиеся узнают такие понятия как государственные символы РФ, Конституция РФ,
права и обязанности граждан РФ.
Учащиеся
смогут
рассказать
о своих
правах
и
обязанностях
как
граждан
РФ,
о
политическом устройстве РФ.
Учащиеся
смогут
принимать
решения
в
проблемной
ситуации,
оценивать
свою
деятельность на уроке.
Учащиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности, работая в группах.
Учащиеся смогут высказать свое мнение о роли Конституции в жизни людей, знании
своих прав и обязанностей гражданами РФ, сопоставлять поступки людей с основным Законом
РФ.
Организация пространства: индивидуальная и групповая форма, фронтальная работа.
Ресурсы:
основные: учебник.
дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, кроссворд.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Комментарии
1.
Организационны
й момент
Звучит
музыка
«То
березка,
то
рябина»,
детский хор «Соколята»
Я вижу у вас сегодня хорошее настроение.
Мы
будем продолжать говорить о нашей
стране, нашей Родине. Работать мы будем как
индивидуально, так и в парах. Я попрошу вас
быть внимательными друг к другу.
- Кто мне назовет, что за картинки у меня на
доске?
О
чем
мы
с
вами
говорили
на
прошлом уроке?
- У вас на столах лежат карточки для проверки
домашнего задания. Посмотрите на карточку и
выберите
современный
герб
России.
Затем
возьмите
следующую
карточку,
что
на
ней
изображено? Давайте вспомним, какие цвета
присутствуют
в
нашем
флаге.
Давайте
раскрасим только красный цвет нашего флага.
- Ребята, а что такое гимн РФ?
- Когда исполняется гимн?
- Как слушается гимн?
- Молодцы!
Ответы на вопрос:
- О государственных
символах России. Герб,
флаг, гимн.
Ответы детей.
Ответы детей.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
(Депутаты
Госдумы и
президент)
2.
Актуализация
темы
-
Обратите
внимание,
вы
обвели
герб
на
обложке какого документа?
-
Какую
информацию
можно
извлечь
из
Ответы детей.
( ФИО, год рождения,
Слайд 4
3.
Изучение нового
материала
паспорта или свидетельства о рождении?
А
у
вас
есть
паспорт?
А
какой
документ
доказывает, что вы тоже граждане России.
-
Скажите,
а
какой
документ
буд е т
подтверждать ваше положение обучающихся?
-
Какую
информацию
можно
извлечь
из
дневника?
А
еще
в
наших
дневниках
есть
правила поведения обучающихся.
-
Как
вы
считаете, где
записаны
правила
поведения для всех граждан РФ не зависимо
от возраста?
-
Совершенно
верно,
таким
документом
является
Конституция.
Я
думаю,
что
вы
понимаете,
как
наша
судьба
неотделима
от
судьбы России, в которой мы все живем, как
важна тема урока « Основной закон страны
–
конституция
России». Сегодня
мы
поговорим о конституции, узнаем, что такое
закон.
- Как называется страна, в которой мы живем?
-
По
другому
нашу
страну
можно
назвать
«Российская Федерация».
- Россия – демократическая республика. Это
означает, что народ (граждане страны с 18 лет)
выбирает главу государства – Президента, в
ходе
выборов
формируются
другие
органы
власти и управления: Федеральное собрание
(Совет Федерации и Государственная Дума),
Правительство Российской Федерации.
-
12
декабря
1993
года
в
ре зульт ате
всенародного
голосования
была
принята
Конституция
России
–
главный
закон,
по
которому управляют государством.
- А сейчас вы прочтете статью, после чего вы
должны
ответить
мне
на
вопрос
«Что
гарантирует
основной
закон?»
Кто
готов
ответить на мой вопрос? А теперь еще раз
вслух зачитаем последний абзац на стр.112.
- В Конституции все расписано по статьям.
- Как вы думаете, что является для человека
самым ценным и дорогим?
- Статья 20 в Конституции РФ говорит о том,
что каждый имеет право на жизнь.
-
Чтобы
у
человека
была
здоровая
и
место жительства,
гражданство, семейное
положение, дети).
( дневник)
( расписание, ФИО
преподавателей,
домашнее задание,
отметки)
Ответы детей.
- Россия
(Чтение учебника стр.
112 про себя)
- Жизнь.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
4.
Рефлексия
Итог урока
счастливая жизнь, что еще является не менее
ценным?
- Об этом говорится в статье 41 «Каждый
и м е е т
п р а во
н а
ох р а н у
зд о р о в ь я
и
медицинскую помощь» .
-
Д а в а й т е
в с п о м н и м
н а ш и
с к а з к и .
Посмотрите, я к солнышку добавлю лучики.
- А как вы думаете, можно ли пользоваться
правами, не имея обязанностей? И сейчас мы
с вами прочтем статью в учебнике, после чего
ответите на вопрос, «Какие обязанности есть
у
граждан
России?»
Кто
ответит
на
поставленный
вопрос?
Посмотрите
на
солнышко
на
доске.
На
лучиках
с
правой
стороны
написаны
основные
обязанности
гражданина РФ.
- Ребята, а как вы думаете, чем отличаются
права и обязанности?
-
“Право”
-
это
то,
что
го сударство
гарантирует
дать
своим
гражданам,
а
вот
“обязанность”,
наоборот,
-
это
то,
что
г р а ж д а н е
г а р а н т и ру ют
д ат ь
с в о е м у
государству. В этом и состоит их различие.
- А теперь давайте мы немного поиграем. Вы
должны
разгадать
кроссворд,
чья
команда
быстрее. Набираем команды. В выделенных
к р а с н ы м
ц в е т ом
к л е т оч ка х
д о л ж н о
получиться ключевое слово.
Вопросы к кроссворду:
1.
Столица нашей Родины.
- Здоровье.
Чтение учебника на
стр.113 - 114
- Основные обязанности
человека и гражданина
РФ:
1. Соблюдение
Конституции и законов
РФ, прав и свобод других
людей
2. Защита Отечества
3. Бережное отношение к
природе и окружающей
среде
4.Забота о памятниках
истории и культуры
5.Забота о детях и
нетрудоспособных
родителях
6.Получение основного
общего образования.
Разгадывание кроссворда
по группам.
Слайд 8
Слайд 9
2.
Город, в котором мы живем.
3.
То,
что
граждане
гарантируют
дать
своему государству.
4.
Документ, удостоверяющий личность,
который выдается с 14 лет.
5.
В ы с ш и й
ф е д е р а л ь н ы й
о р г а н ,
осуществляющий
исполнительную
власть в России.
6.
Глава государства.
7.
Президент страны.
8.
Го сударственный
язык
на
в с е й
территории РФ.
9.
Гл а в н ы й
г о р о д
р о с с и й с к о г о
государства,
в
котором
находится
административно
–
политический
центр.
10. Торжественная песнь.
11. И м я
н а ш е й
б о л ь ш о й
многонациональной страны.
Все справились с заданием, а теперь тихонько
присели
на
свои
места,
чей
ряд
тише
и
быстрее всех.
А
сейчас
я
вам
предлагаю
немного
другое
задание. Вот теперь и посмотрим, кто теперь
будет самым активным. Сейчас у нас будет
яркая работа, но будьте внимательны, мы с
вами вспомним сказки.
Статьи
1.
Ст. 21 Никто не должен подвергаться
п ы т к а м ,
н а с и л и ю ,
ж е с т о к о м у
обращению.
2.
Ст. 27 Право на отдых.
3.
С т .
2 2
П р а в о
н а
л и ч н у ю
неприкосновенность.
4.
Ст. 43 Право на образование.
Посмотрите, какое замечательное солнышко у
нас появилось. В нем есть лучики с нашими
правами
и
обязанностями.
И
если
мы
как
граждане
нашей
великой
страны
будем
выполнять
свои
обязанности,
а
не
только
пользоваться
правами,
солнышко
нашей
конституции будет помогать нам жить, а если
мы будем пользоваться только правами, наше
солнышко будет однобоким.
- Так чем же мы сегодня с вами занимались?
Вывод: С каким законом мы познакомились?
С основным законом нашей страны.
- А теперь оцените свою работу на уроке и
подумайте
все
ли
вам
было
понятно,
поднимите
соответствующую
карточку.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
(Оценивание детей)
- А для того, чтобы вы еще лучше запомнили,
что такое конституция и на следующем уроке
ответили только на «4» и «5», я предлагаю вам
выполнить домашнее задание.
Домашнее задание:
Конституцию своего класса.
Рабочая тетрадь стр. 45
Слайд 15