Напоминание

"Основной закон страны – Конституция России".


Автор: Ишчанова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 46 имени гвардии генерал – майора В.А. Глазкова Советского района Волгограда»
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: "Основной закон страны – Конституция России".
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Основной закон страны – Конституция России.

Цель урока:

Учащиеся узнают такие понятия как государственные символы РФ, Конституция РФ,

права и обязанности граждан РФ.

Учащиеся

смогут

рассказать

о своих

правах

и

обязанностях

как

граждан

РФ,

о

политическом устройстве РФ.

Учащиеся

смогут

принимать

решения

в

проблемной

ситуации,

оценивать

свою

деятельность на уроке.

Учащиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности, работая в группах.

Учащиеся смогут высказать свое мнение о роли Конституции в жизни людей, знании

своих прав и обязанностей гражданами РФ, сопоставлять поступки людей с основным Законом

РФ.

Организация пространства: индивидуальная и групповая форма, фронтальная работа.

Ресурсы:

основные: учебник.

дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, кроссворд.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Комментарии

1.

Организационны

й момент

Звучит

музыка

«То

березка,

то

рябина»,

детский хор «Соколята»

Я вижу у вас сегодня хорошее настроение.

Мы

будем продолжать говорить о нашей

стране, нашей Родине. Работать мы будем как

индивидуально, так и в парах. Я попрошу вас

быть внимательными друг к другу.

- Кто мне назовет, что за картинки у меня на

доске?

О

чем

мы

с

вами

говорили

на

прошлом уроке?

- У вас на столах лежат карточки для проверки

домашнего задания. Посмотрите на карточку и

выберите

современный

герб

России.

Затем

возьмите

следующую

карточку,

что

на

ней

изображено? Давайте вспомним, какие цвета

присутствуют

в

нашем

флаге.

Давайте

раскрасим только красный цвет нашего флага.

- Ребята, а что такое гимн РФ?

- Когда исполняется гимн?

- Как слушается гимн?

- Молодцы!

Ответы на вопрос:

- О государственных

символах России. Герб,

флаг, гимн.

Ответы детей.

Ответы детей.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

(Депутаты

Госдумы и

президент)

2.

Актуализация

темы

-

Обратите

внимание,

вы

обвели

герб

на

обложке какого документа?

-

Какую

информацию

можно

извлечь

из

Ответы детей.

( ФИО, год рождения,

Слайд 4

3.

Изучение нового

материала

паспорта или свидетельства о рождении?

А

у

вас

есть

паспорт?

А

какой

документ

доказывает, что вы тоже граждане России.

-

Скажите,

а

какой

документ

буд е т

подтверждать ваше положение обучающихся?

-

Какую

информацию

можно

извлечь

из

дневника?

А

еще

в

наших

дневниках

есть

правила поведения обучающихся.

-

Как

вы

считаете, где

записаны

правила

поведения для всех граждан РФ не зависимо

от возраста?

-

Совершенно

верно,

таким

документом

является

Конституция.

Я

думаю,

что

вы

понимаете,

как

наша

судьба

неотделима

от

судьбы России, в которой мы все живем, как

важна тема урока « Основной закон страны

конституция

России». Сегодня

мы

поговорим о конституции, узнаем, что такое

закон.

- Как называется страна, в которой мы живем?

-

По

другому

нашу

страну

можно

назвать

«Российская Федерация».

- Россия – демократическая республика. Это

означает, что народ (граждане страны с 18 лет)

выбирает главу государства – Президента, в

ходе

выборов

формируются

другие

органы

власти и управления: Федеральное собрание

(Совет Федерации и Государственная Дума),

Правительство Российской Федерации.

-

12

декабря

1993

года

в

ре зульт ате

всенародного

голосования

была

принята

Конституция

России

главный

закон,

по

которому управляют государством.

- А сейчас вы прочтете статью, после чего вы

должны

ответить

мне

на

вопрос

«Что

гарантирует

основной

закон?»

Кто

готов

ответить на мой вопрос? А теперь еще раз

вслух зачитаем последний абзац на стр.112.

- В Конституции все расписано по статьям.

- Как вы думаете, что является для человека

самым ценным и дорогим?

- Статья 20 в Конституции РФ говорит о том,

что каждый имеет право на жизнь.

-

Чтобы

у

человека

была

здоровая

и

место жительства,

гражданство, семейное

положение, дети).

( дневник)

( расписание, ФИО

преподавателей,

домашнее задание,

отметки)

Ответы детей.

- Россия

(Чтение учебника стр.

112 про себя)

- Жизнь.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

4.

Рефлексия

Итог урока

счастливая жизнь, что еще является не менее

ценным?

- Об этом говорится в статье 41 «Каждый

и м е е т

п р а во

н а

ох р а н у

зд о р о в ь я

и

медицинскую помощь» .

-

Д а в а й т е

в с п о м н и м

н а ш и

с к а з к и .

Посмотрите, я к солнышку добавлю лучики.

- А как вы думаете, можно ли пользоваться

правами, не имея обязанностей? И сейчас мы

с вами прочтем статью в учебнике, после чего

ответите на вопрос, «Какие обязанности есть

у

граждан

России?»

Кто

ответит

на

поставленный

вопрос?

Посмотрите

на

солнышко

на

доске.

На

лучиках

с

правой

стороны

написаны

основные

обязанности

гражданина РФ.

- Ребята, а как вы думаете, чем отличаются

права и обязанности?

-

“Право”

-

это

то,

что

го сударство

гарантирует

дать

своим

гражданам,

а

вот

“обязанность”,

наоборот,

-

это

то,

что

г р а ж д а н е

г а р а н т и ру ют

д ат ь

с в о е м у

государству. В этом и состоит их различие.

- А теперь давайте мы немного поиграем. Вы

должны

разгадать

кроссворд,

чья

команда

быстрее. Набираем команды. В выделенных

к р а с н ы м

ц в е т ом

к л е т оч ка х

д о л ж н о

получиться ключевое слово.

Вопросы к кроссворду:

1.

Столица нашей Родины.

- Здоровье.

Чтение учебника на

стр.113 - 114

- Основные обязанности

человека и гражданина

РФ:

1. Соблюдение

Конституции и законов

РФ, прав и свобод других

людей

2. Защита Отечества

3. Бережное отношение к

природе и окружающей

среде

4.Забота о памятниках

истории и культуры

5.Забота о детях и

нетрудоспособных

родителях

6.Получение основного

общего образования.

Разгадывание кроссворда

по группам.

Слайд 8

Слайд 9

2.

Город, в котором мы живем.

3.

То,

что

граждане

гарантируют

дать

своему государству.

4.

Документ, удостоверяющий личность,

который выдается с 14 лет.

5.

В ы с ш и й

ф е д е р а л ь н ы й

о р г а н ,

осуществляющий

исполнительную

власть в России.

6.

Глава государства.

7.

Президент страны.

8.

Го сударственный

язык

на

в с е й

территории РФ.

9.

Гл а в н ы й

г о р о д

р о с с и й с к о г о

государства,

в

котором

находится

административно

политический

центр.

10. Торжественная песнь.

11. И м я

н а ш е й

б о л ь ш о й

многонациональной страны.

Все справились с заданием, а теперь тихонько

присели

на

свои

места,

чей

ряд

тише

и

быстрее всех.

А

сейчас

я

вам

предлагаю

немного

другое

задание. Вот теперь и посмотрим, кто теперь

будет самым активным. Сейчас у нас будет

яркая работа, но будьте внимательны, мы с

вами вспомним сказки.

Статьи

1.

Ст. 21 Никто не должен подвергаться

п ы т к а м ,

н а с и л и ю ,

ж е с т о к о м у

обращению.

2.

Ст. 27 Право на отдых.

3.

С т .

2 2

П р а в о

н а

л и ч н у ю

неприкосновенность.

4.

Ст. 43 Право на образование.

Посмотрите, какое замечательное солнышко у

нас появилось. В нем есть лучики с нашими

правами

и

обязанностями.

И

если

мы

как

граждане

нашей

великой

страны

будем

выполнять

свои

обязанности,

а

не

только

пользоваться

правами,

солнышко

нашей

конституции будет помогать нам жить, а если

мы будем пользоваться только правами, наше

солнышко будет однобоким.

- Так чем же мы сегодня с вами занимались?

Вывод: С каким законом мы познакомились?

С основным законом нашей страны.

- А теперь оцените свою работу на уроке и

подумайте

все

ли

вам

было

понятно,

поднимите

соответствующую

карточку.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

(Оценивание детей)

- А для того, чтобы вы еще лучше запомнили,

что такое конституция и на следующем уроке

ответили только на «4» и «5», я предлагаю вам

выполнить домашнее задание.

Домашнее задание:

Конституцию своего класса.

Рабочая тетрадь стр. 45

Слайд 15



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники