Автор: Резниченко Юлия Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО КК "Тихорецкий КЦСОН"
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: статья
Тема: "Социально–педагогическое сопровождение семей категории СОП и ТЖС"
Раздел: дополнительное образование
Социально-педагогическая работа в отношении конкретной семьи должна охватывать
различные поколения и ориентироваться на качество жизни как отдельных членов семьи (на
настоящий момент, работа в основном ориентируется на детей) так и семьи в целом. Поэтому в
качестве объекта воздействия нужно рассматривать не жилищные условия, сложные отношения
или личностные особенности родителей, детей. родственников, а социальную ситуацию развития
семьи в целом.
Цели, задачи и содержание социально-педагогического на семью, направленного на оказания ей
помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их
возникновения. Например, специалист по социальной работе выявил проблему безработицы.
Причиной стало сокращение с места работы главы семьи. Специалист по социальной работе
(социальный педагог) содействует ему в устройстве на работу через центр занятости населения.
Определение форм и методов работы с семьей на различных стадиях развития проблемной
ситуации позволяет интегрировать формы и методы социальной работы в рамках ситуативного
подхода и обеспечить эффективность их реализации .
Специалисты в области социальной педагогики (М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Е.Я.
Тищенко, В.П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность в рамках социально-педагогического
сопровождения с семьей в СОП протекает по трем направлениям: образовательное,
психологическое, посредническое. Рассмотрим названные направления работы.
Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь
в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение.
Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в
целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на
использовании педагогической модели помощи семьи.
Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию
и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции
социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы
в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты
психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами
и потребностями).
Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь
в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в
организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников,
ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию
связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи
и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам
социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной
модели.
Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник,
консультант, защитник. Советник -- информирует семью о важности и возможности
взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает
педагогические советы по воспитанию детей. Консультант -- консультирует по вопросам семейного
законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям
способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник -- защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью
родителей от процесса воспитания детей.
Теория и практика социальной работы предлагают множество различных методик по
диагностике и реабилитации семей, оказавшихся в социально опасном положении. Они
дифференцируются в зависимости от многообразия личностных потребностей и интересов
клиентов, специфики социальной проблемы. В качестве основных можно назвать [17]:
1. Индивидуальная работа с членами семьи.
2. Менеджмент социальной работы с семьей.
3. Семейная терапия.
4. Организация социальной работы с семьей по месту жительства.
5. Административное управление.
6. Профессиональная подготовка специалистов различной направленности для работы с семьей.
Для комплексной эффективной организации процесса работы с семьями в социально опасном
положении необходимо содержательно определить этапы технологического процесса и их
ожидаемые результаты.
Работа специалистов в рамках социально-педагогического сопровождения включает несколько
этапов. Однако границы этапов условны.
1 этап Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его
назначение в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога.
2 этап Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для
поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием,
значимых для членов семьи.
3 этап Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации полученной из
различных источников. По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной
помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог
формирует отношения с семьей, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по
выходу семьи из кризиса.
4 этап Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их
породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами.
Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.
5 этап Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог
составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального
патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Социальный
педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные,
культурно-образовательные и другие мероприятия.
Рассмотрим данные этапы более подробно.
Начальным этапом реализации технологии социальной работы с данной категорией семей,
можно считать первичные профилактические мероприятия с семьями «группы потенциального
риска», к которым следует отнести и педагогически несостоятельную семью.
На данном технологическом этапе для эффективной организации работы с семьями
вышеперечисленных категорий необходимо четкое определение структуры технологического
процесса социальной работы, субъектов взаимодействия и ожидаемых результатов.
Следующий этап реализации технологии социальной работы с семьями «группы риска»-
вмешательство в кризисную ситуацию. Содержание работы определяется кризисными условиями,
в которых оказалась семья -сложностью проблемы, протяженностью временного периода,
отношением членов семьи к происходящему [20].
Задача «кризисного вмешательства»- это в первую очередь, смягчение воздействия стрессовых
событий путем оказания экстренной помощи. При этом необходимо отметить, что в этой
ситуации главное- не оказание единоразовой помощи, а мобилизация усилий членов семьи на
преодоление кризиса в процессе незамедлительного воздействия. Р. Рапопорт определяет
следующие «подцели» «кризисного вмешательства» в семью [27]:
Снятие симптомов кризиса (восстановление утраченных семейных связей, обеспечение
занятости, помощь в улучшении материального положения)- проводится на первом этапе работы
в качестве экстренной социальной помощи;
Восстановление докризисного уровня функционирования (осуществление семейного
патронажа);
Осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса (необходимо организовывать
работу, направленную не только на поддержание семьи, но и на ликвидацию причин, приведших
к появлению проблемы);
Выявление внутренних ресурсов членов семьи и в соответствии с этим, определение форм и
методов работы для преодоления кризиса.
В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы
работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют
кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.
Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в
кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном
цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач,
заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы
специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую
осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему
совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование
возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы
создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.
К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и
надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как
используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.
Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на
котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических
процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности,
последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых
показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей
диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а
далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.
Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и
семейного воспитания лежат два положения:
Теоретическое положение -- причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать
в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса
саморазвития;
Практическое положение -- построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть
последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий
результат на предыдущем этапе.
В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая
может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами
родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от
специалиста. Основное назначение диагностики -- составление заключения о состоянии
конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые
диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование,
беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная
методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа,
методика неоконченных предложений и т.д.
В практике работы с семьей в СОП наиболее эффективными методами работы с семьей,
находящейся в социально опасном положении являются следующие [17]:
1. Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной
семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом
воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист, который
ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов
семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от
изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе
семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.
К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже
имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы,
продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не
касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или
коррекционное, обучающее воздействие, то специалист должен ясно представлять (продумать)
результат встречи.
2. Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации.
Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни,
сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку.
Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между
членами семьи.
3. Метод преодоления конфликта используется, когда происходит конфликт в семье, в школе,
между сверстниками: учитель - ученик, родители - ребенок, родители - учитель, ребенок - ребенок.
Прежде всего, специалист выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной
ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых
участников - это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать
мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные
точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего - это общая деятельность)
4. Метод социального патронажа. Вид социального обслуживания клиентов и групп риска,
преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном
посещении их лиц социальными работниками, оказании гражданам необходимой поддержки.
Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия,
знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке,
исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-
эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке.
У специалиста, благодаря социальному патронажу, появляется возможность проведения
доверительных бесед, освобождающих родителей от страха и неуверенности перед лицом
официальных инстанций.
При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим
поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее
членам, какими бы они на самом деле ни были, готовность к контактам с ними. Специалист не
должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская
возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы
получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы
в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того,
что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв,
высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от
знакомства с его домом.
В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей специалистам
нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань,
угрозы и т.д.). В этих случаях мы рекомендуем: не отвечать грубостью, не повышать голос на
собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять двумя специалистами либо в
союзе с представителями УВД, КДН, органов опеки и попечительства.
5. Консультирование.
По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-
педагогическим; социально-психологическим; информационным.
Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и
сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван
оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с
семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в
совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими
специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями
правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).
Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, как
уже говорилось выше, определяется характером ее проблем.
В процессе социального обслуживания данной категории населения у специалистов
сформировались схемы, методики, технологии социальной работы по преодолению "социально
опасного положения" семьи.