Напоминание

"Социально–педагогическое сопровождение семей категории СОП и ТЖС"


Автор: Резниченко Юлия Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ СО КК "Тихорецкий КЦСОН"
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: статья
Тема: "Социально–педагогическое сопровождение семей категории СОП и ТЖС"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Социально-педагогическая работа в отношении конкретной семьи должна охватывать

различные поколения и ориентироваться на качество жизни как отдельных членов семьи (на

настоящий момент, работа в основном ориентируется на детей) так и семьи в целом. Поэтому в

качестве объекта воздействия нужно рассматривать не жилищные условия, сложные отношения

или личностные особенности родителей, детей. родственников, а социальную ситуацию развития

семьи в целом.

Цели, задачи и содержание социально-педагогического на семью, направленного на оказания ей

помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их

возникновения. Например, специалист по социальной работе выявил проблему безработицы.

Причиной стало сокращение с места работы главы семьи. Специалист по социальной работе

(социальный педагог) содействует ему в устройстве на работу через центр занятости населения.

Определение форм и методов работы с семьей на различных стадиях развития проблемной

ситуации позволяет интегрировать формы и методы социальной работы в рамках ситуативного

подхода и обеспечить эффективность их реализации .

Специалисты в области социальной педагогики (М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Е.Я.

Тищенко, В.П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность в рамках социально-педагогического

сопровождения с семьей в СОП протекает по трем направлениям: образовательное,

психологическое, посредническое. Рассмотрим названные направления работы.

Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь

в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение.

Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в

целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на

использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию

и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции

социального педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы

в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты

психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами

и потребностями).

Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь

в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в

организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников,

ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию

связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи

и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам

социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной

модели.

Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник,

консультант, защитник. Советник -- информирует семью о важности и возможности

взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает

педагогические советы по воспитанию детей. Консультант -- консультирует по вопросам семейного

законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям

способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник -- защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью

родителей от процесса воспитания детей.

Теория и практика социальной работы предлагают множество различных методик по

диагностике и реабилитации семей, оказавшихся в социально опасном положении. Они

дифференцируются в зависимости от многообразия личностных потребностей и интересов

клиентов, специфики социальной проблемы. В качестве основных можно назвать [17]:

1. Индивидуальная работа с членами семьи.

2. Менеджмент социальной работы с семьей.

3. Семейная терапия.

4. Организация социальной работы с семьей по месту жительства.

5. Административное управление.

6. Профессиональная подготовка специалистов различной направленности для работы с семьей.

Для комплексной эффективной организации процесса работы с семьями в социально опасном

положении необходимо содержательно определить этапы технологического процесса и их

ожидаемые результаты.

Работа специалистов в рамках социально-педагогического сопровождения включает несколько

этапов. Однако границы этапов условны.

1 этап Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его

назначение в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога.

2 этап Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для

поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием,

значимых для членов семьи.

3 этап Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации полученной из

различных источников. По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной

помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог

формирует отношения с семьей, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по

выходу семьи из кризиса.

4 этап Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их

породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами.

Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.

5 этап Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог

составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального

патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Социальный

педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные,

культурно-образовательные и другие мероприятия.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

Начальным этапом реализации технологии социальной работы с данной категорией семей,

можно считать первичные профилактические мероприятия с семьями «группы потенциального

риска», к которым следует отнести и педагогически несостоятельную семью.

На данном технологическом этапе для эффективной организации работы с семьями

вышеперечисленных категорий необходимо четкое определение структуры технологического

процесса социальной работы, субъектов взаимодействия и ожидаемых результатов.

Следующий этап реализации технологии социальной работы с семьями «группы риска»-

вмешательство в кризисную ситуацию. Содержание работы определяется кризисными условиями,

в которых оказалась семья -сложностью проблемы, протяженностью временного периода,

отношением членов семьи к происходящему [20].

Задача «кризисного вмешательства»- это в первую очередь, смягчение воздействия стрессовых

событий путем оказания экстренной помощи. При этом необходимо отметить, что в этой

ситуации главное- не оказание единоразовой помощи, а мобилизация усилий членов семьи на

преодоление кризиса в процессе незамедлительного воздействия. Р. Рапопорт определяет

следующие «подцели» «кризисного вмешательства» в семью [27]:

Снятие симптомов кризиса (восстановление утраченных семейных связей, обеспечение

занятости, помощь в улучшении материального положения)- проводится на первом этапе работы

в качестве экстренной социальной помощи;

Восстановление докризисного уровня функционирования (осуществление семейного

патронажа);

Осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса (необходимо организовывать

работу, направленную не только на поддержание семьи, но и на ликвидацию причин, приведших

к появлению проблемы);

Выявление внутренних ресурсов членов семьи и в соответствии с этим, определение форм и

методов работы для преодоления кризиса.

В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы

работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют

кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в

кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном

цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач,

заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы

специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую

осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему

совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование

возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы

создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и

надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как

используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на

котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических

процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности,

последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых

показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей

диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а

далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.

Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и

семейного воспитания лежат два положения:

Теоретическое положение -- причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать

в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса

саморазвития;

Практическое положение -- построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть

последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий

результат на предыдущем этапе.

В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая

может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами

родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от

специалиста. Основное назначение диагностики -- составление заключения о состоянии

конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые

диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование,

беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная

методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа,

методика неоконченных предложений и т.д.

В практике работы с семьей в СОП наиболее эффективными методами работы с семьей,

находящейся в социально опасном положении являются следующие [17]:

1. Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной

семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом

воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист, который

ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов

семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от

изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе

семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.

К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже

имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы,

продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не

касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или

коррекционное, обучающее воздействие, то специалист должен ясно представлять (продумать)

результат встречи.

2. Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации.

Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни,

сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку.

Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между

членами семьи.

3. Метод преодоления конфликта используется, когда происходит конфликт в семье, в школе,

между сверстниками: учитель - ученик, родители - ребенок, родители - учитель, ребенок - ребенок.

Прежде всего, специалист выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной

ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых

участников - это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать

мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные

точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего - это общая деятельность)

4. Метод социального патронажа. Вид социального обслуживания клиентов и групп риска,

преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном

посещении их лиц социальными работниками, оказании гражданам необходимой поддержки.

Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия,

знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке,

исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-

эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке.

У специалиста, благодаря социальному патронажу, появляется возможность проведения

доверительных бесед, освобождающих родителей от страха и неуверенности перед лицом

официальных инстанций.

При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим

поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее

членам, какими бы они на самом деле ни были, готовность к контактам с ними. Специалист не

должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская

возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы

получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы

в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того,

что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв,

высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от

знакомства с его домом.

В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей специалистам

нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань,

угрозы и т.д.). В этих случаях мы рекомендуем: не отвечать грубостью, не повышать голос на

собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять двумя специалистами либо в

союзе с представителями УВД, КДН, органов опеки и попечительства.

5. Консультирование.

По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-

педагогическим; социально-психологическим; информационным.

Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и

сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван

оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с

семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в

совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими

специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями

правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, как

уже говорилось выше, определяется характером ее проблем.

В процессе социального обслуживания данной категории населения у специалистов

сформировались схемы, методики, технологии социальной работы по преодолению "социально

опасного положения" семьи.



В раздел образования