Автор: Орт Елена Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Частное общеобразовательное учреждение "Начальная школа-детский сад № 70 ОАО "РЖД" Населённый пункт: станция Сумки, Половинского района Наименование материала: методическая разработка Тема: Мы умеем предками гордиться Раздел: начальное образование
ТЕМА:
«Мы умеем предками гордится!»
«Моя семья – моя Россия!»
ЦЕЛИ:
приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству
культуры России, своего края, своей семьи;
помочь ребенку открыть для себя красоту и добро, заключенные в недрах родного
дома, семьи;
-
пробудить
интерес
к
своей
родословной,
обычаям,
преданиям,
семейным
традициям и реликвиям;
- расширить представление об именах и фамилиях, их происхождении и значении;
воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, уважение и
любовь к предкам, прошлому нашей Родины.
ОБОРУДО-
ВАНИЕ:
- Плакат «Моя семья – моя Россия!»
- «Мы умеем предками гордится!»
- Эмблема праздника «Родословное дерево», родословные учащихся,
составленные и оформленные каждой семьей.
- Семейные реликвии: рушники, половицы, утюги, шали, посуда, икона,
украшение, награда.
Фотоальбом «Нет в мире краше – Родины нашей»
- Магнитофон, кассеты.
ромашка для игры,
Свечи.
ХОД ПРАЗДНИКА.
Звучит инструментальная музыка. № 1.
Сегодня в этом зале
Мы собрались не зря.
Сегодня мы узнаем,
Как нам важна семья.
Давайте же о дружбе
В семье поговорим,
И дружбе в наших семьях
Наш праздник посвятим.
- Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас в нашей уютной гостиной, по-
домашнему теплой и нарядной. Сегодня у нас не просто праздник, а праздник семьи, который
называется «Мы
умеем
предками
гордится!»
А
семья
–
это
близкие
нам
люди.
Семьей
становится и родной коллектив, в котором мы работаем, и класс, в котором мы учимся. Каждый
из вас, ребята, в будущем обязательно будет иметь свою семью. И очень хотелось, чтобы она
была дружная, крепкая и счастливая.
-Я рада приветствовать всех вас на нашем семейном празднике.
Сегодня мы будем говорить о вашем родном доме, о близких вам людях, о ваших
предках, семейных традициях и о нашей огромной Родине – России.
2-й ученик: За окном бушует вьюга,
Ветер воет за окном,
Но в любую непогоду
Хорошо, когда есть дом.
Где не только стены, крыша,
Где уютно и тепло.
Дом, где ждут тебя и любят,
Там и в сумерках светло.
И под вечер в этом доме
Собирается семья:
Папа с мамой, да три сына,
Две дочурки – семь, семья!
3-й ученик: Семья – волшебный символ жизни!
В ней – все, в ней капелька Отчизны!
4-й ученик: В ней – мама, папа, брат, сестра,
В ней – маленький квадрат двора.
5-й ученик: В ней – солнце, в ней – березка, дом,
Согрето все теплом кругом.
6-ученик: Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Учитель :
- Давайте подарим нашим семьям, песню.
Исполняется песня «Моя семья» № 2.
Учитель:
Каждый человек имеет две родины – большую и малую.
- А что такое малая родина ?
Как вы понимаете это выражение?
Учитель:
Звучит музыка о России № 3
Действительно, ребята, малая Родина – это место, где родился и вырос человек.
Это дом или как мы ещё называем семейный очаг. Это начало всех начал. И в
этом доме-очаге важно «поддерживать» тепло, чтобы он не «остыл», а
сохранился в памяти и сердце» на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и
нежностью.
Малая Родина – это ещё наш родной край. Это может быть маленькое село с
речкой или многолюдный город. И люди, те, кто жил здесь до нас и живет
сейчас. Каждый край имеет свой, животный и растительный мир, свои
названия городов и сёл.
- А как называется наша малая Родина, где мы с вами живём?
Учитель:
А в каком крае находится наша станица?
Учитель:
Верно, ребята, наша станица, как и многие другие населенные пункты является
маленькой частичкой большого и красивого края, который называется Зауралье.
А центром края является г.Челябинск.
А кто знает, какое название носил этот город в старину и почему?
Учитель:
Все малые Родины объединяются в одну большую и могучую державу, которая
носит гордое название «Россия». У России своя интересная история, которая
глубокими корнями уходит в прошлое. Когда-то наша страна состояла из 15
дружных республик. Но со временем они распались, и каждая республика стала
отдельным государством, со своими законами и границами. И поэтому, теперь
очень тяжело наладить прежние взаимопонимание, уважение и поддержку.
Исполняется песня о России «У моей России длинные косички» № 4.
2 . Что в имени твоем?
В нашем государстве живут люди разных национальностей: грузины, армяне, русские,
белорусы, украинцы и т.д. У всех людей, независимо от их неприглядности есть имена.
Безымянных людей нет!
Нет меж живущих людей,
Да и не может быть, безымянных:
В первый же миг по рождении
Каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар,
От родимых своих получает …
Гомер
А что же такое имя и какую тайну оно несёт в себе?
Имя – личное название, даваемое человеку при рождении. Имена, как и все на свете, имеют
свою историю.
Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно нет.
И в именах есть тайна.
И таинство есть имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в конце нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Учитель
:
История
русских
имен
тесно
связана
с
историей
народа.
Имена
брались
в
основном латинские, греческие, славянские, древнерусские.. Вот несколько имен
характеристик по внешности человека : мал, бел, косой, рябой, милава, некраса;
По
чертам
характера
:
добр,
храбр,
молчак,
умник,
дурак,
несмеян;
По месту в семье: первой, второй, другая, третьяк, старшой, меньшек.
Кое-кто может и не поверить в подлинность этих имен. Но это действительно имена
наших предков. Человек проносит свое имя через всю жизнь. Ему свойственно любоваться
своим именем, даже гордиться им. Послушайте, как об этом говорит поэтесса А.Ахматова:
«Мне имя дали при крещении Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха…»
А какие красивые имена у вас : Анастасия, Елизавета, Олеся, Варвара, Полина, Олег, Илья,
Артем, Виталий, Алексей, Константин.
А вы умеете их красиво произносить? Произнесите своё имя так, чтобы все увидели, как вы им
гордитесь.
Игра «Ромашка».
Звучит музыка №5.
ЗАДАНИЕ : напишите в центре цветка свое имя, а на листках, как вас
называют близкие и друзья.
Тайна имени
Учитель
:
Ребята, скажите, пожалуйста, а кто у вас знает историю своего имени?
Как вам выбирали имя?
И что означает ваше имя?
Заслушиваются рассказы детей, родителей
Учитель
:
У тех, кого назвали русскими именами, а точнее православными, есть праздник
имени – именины. Это не день рождения, а день памяти святого, имя которого вы
носите.
Инсценирование стихотворения
.
Учитель
:
А сейчас мы с вами послушаем шутливое стихотворение Ю.Белагова, о том,
сколько курьёзов и споров возникает при выборе имени.
Дед старался для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий … Муций … Овен … Орест …
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовем посовременней –
Гелий … Атом … Космодром …
Дочь, захваченная спором
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин … Мельвин … Сельвин … Джон
…
Бабка с нехристями знаться
Не хватает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой … Сысой … Кузьма … Фома …
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Исполняется песня «Главное на свете» № 6.
В старину было принято называть детей по святкам.
Словарь:
«СВЯТЦЫ» – список христианских святых и праздников, расположенных в
календарном порядке.
Как вы думаете, почему спорщикам удалось договорится? (ответ детей)
Моя семья, моя святыня
Ко мне в наследство перешла
В ней доброты на всех хватает,
На всех хватает в ней тепла.
Моя судьба, моя гордыня,
На весь оставшийся мне век
Ты подарила мне не имя,
Дала мне званье – ЧЕЛОВЕК!
История моего рода.
Кого называют роднёй ?
Учитель:
Семья для каждого из нас – это самое родное и близкое, что есть в жизни.
Максим Горький сказал : «Человек без семьи – что дерево без корней!» Чтобы
дерево росло, цвело, ему нужны крепкие, сильные корни. Для человека такими
корнями являются семья. Только крепкая и дружная семья способна сделать
человека – счастливым, ребенка – любимым.
Учитель:
Давайте сейчас расскажем о своих семьях, родных людях.
Кого называют родней? Родственниками? Что такое род? Родство?
На эти вопросы мы постараемся с вами ответить.
Сначала выслушиваются мнения детей, а затем учитель дает объяснение.
Словарь
С.Ожегова
:
Родственник
-
человек,
который
находится
в
родстве
с
кем-нибудь.
Родня – то же, что и родственник.
Родство – связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от
другого,
или
разных
лиц
общего
предка,
а
также
на
брачных
семейных
отношениях.
Род
–
ряд
поколений,
происходящих
от
одного
предка,
а
также
вообще
поколения.
Учитель:
Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду давалось «название» –
фамилия.
Прадеды.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Слово «фамилия» – на древнеримском (латинском) языке означает семья. В этом
смысле оно и употреблялось когда-то. Теперь фамилия – это имя собственное,
оно дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилия не сразу
появилась. Происхождение ее растянулось на несколько веков. В первую очередь
фамилия появилась у людей знатных: бояр, князей, богатых купцов.
НАПРИМЕР: князья Галицкие, Шуйские, Ростовские.
Это ещё не фамилии, а указание места, откуда они, какими землями владеют.
НАПРИМЕР, в былинах мы встречаем имена богатырей : Илья Муромец – не фамилия, а
прозвище, напоминавшее, что Илья из г.Мурома, Добрыня Никитич – сын Никиты, Алёша
Попович – сын попа, т.е. молодой попович. Только потом, спустя много лет, фамилии стали
закрепляться за родами и переходить от прадеда к деду, от деда к отцу, от отца к сыну.
А как ещё образовывались фамилии?
Ученик:
Некоторые фамилии образовались от личных имен : Иванов, Петров, Сидоров.
Ученик:
Многие фамилии происходят от названия места, откуда пришли люди, где они
жили.
Горки – Горский, Кривичи – Кривицкий.
Ученик:
Часть фамилий указывают на профессию, род занятий.
Бронников – оружейники,
Резников – мясник-резник,
Трубников – трубач,
Мечников - мечник-воин.
Ученик:
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых …
Ученик:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
Рассказы детей о происхождении своей фамилии
.
Когда-то люди хорошие знали своих предков, гордились ими. В России родословные
росписи появились в конце 15 века. А при Петре Великом была создана специальная
контора,
которая
просуществовала
до
1917
года.
Она
должна
была
следить
за
правильностью всех данных, чтобы не присваивались незаконно родословные. Издавались
книги с описанием истории знатных родов.
Вот, например, древний род Пушкиных берет свое начало с 17 века. Основателем
этого
рода
является
арап
Петра
I
Ганнибал,
который
был
родом
из
Африки.
Родословные могут быть представлены в виде древа. Есть два типа генеалогического
древа: от предка к потомкам, и наоборот, от потомка к предкам. А можно графически
изобразить родословные: в виде таблиц и схем. Каждому человеку нужно знать и чтить
своих
предков.
Это
дань
благодарности,
дань
памяти.
Старики
говорят:
«Человек,
не
знающий своих предков, что дерево без корней"» Вы со своими семьями провели глубокую
и очень интересную исследовательскую работу: вспомнили своих дедов и прадедов, кем они
были, какими чертами характера отличались, какой вклад внесли в историю нашей страны.
Давайте, рассмотрим ваши родословные (генеалогические) древа и послушаем рассказы о
возникновении семьи.
Жизнь человека – только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Всё это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки.
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народный гений –
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольётся.
И никогда не оборвётся
Веков связующая нить.
Семейные традиции
:
1.
Герб и девиз семьи
Учитель:
Как мы уже говорили, каждый знатный род не только имел свою родословную,
глубоко уходящую корнями в историю, но и имел свой герб. У вас было задание
изобразить герб вашей семьи и придумать девиз.
Заслушиваются рассказы 2-3 человек.
Пословицы о роде, семье
(игра-соревнование).
Учитель
:
Дорогие
ребята,
уважаемые
родители,
вам
было
дано
задание
подобрать
пословицы о семье, родственниках, роде. Давайте послушаем какие пословицы о
семье вы нашли.
Как родители наши жили, так и нам
жить велели.
Кому детей родить, тому их и
воскормить.
Где кто родился – там и пригодился.
Всякая невеста для своего жениха
родится.
Русский человек без родни не живет.
На одном солнышке онучи сушили.
Родство – дело святое, а деньги –
дело иное.
Род в род идет
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родительское сердце в детках.
Родная страна – мать, чужая –
мачеха.
Родной куст и зайцу дорог.
С детьми дом – садом, без детей –
пустота.
С хорошего кусточка хороша и
ягодка.
Самые строгие судьи – наши дети.
Семья крепка ладом.
Семейные предания и истории.
Учитель:
В каждой семье есть свои предания, интересные истории о жизни предков.
Уважаемые родители, дедушки и бабушки, здесь нам понадобится ваша помощь.
Выступление семей.
Семейные реликвии.
Учитель:
Многие семьи сейчас пытаются сохранить хоть какую-то память о своих
прадедах. Они разыскивают старинные вещи, медали, предметы домашнего
обихода. И из поколения в поколение переходят эти «сокровища». Вашему
вниманию
предлагается
выставка
«Семейных
реликвий»,
которая
будет
сопровождаться рассказами о каждом предмете.
На
выставке
были
представлены:
рушники,
икона,
ордена,
предметы
домашнего обихода.
Семейные рецепты.
Учитель:
Есть такие дни, в которые вы всей вашей семьей собираетесь за столом. И
обязательным атрибутом на этом праздничном столе является ваше семейное
блюдо. Какие же кулинарные секреты есть в вашей семье (дети зачитывают
рецепты из семейной кулинарной книги).
Учитель:
Вот и подошел к концу наш праздник. Большое спасибо за ваше активное
участие, помощь и поддержку, за ваш кропотливый труд. Теперь у каждого из
вас есть книга «Семейная летопись», где собран богатейший материал о
возникновении вашей семьи, о ваших дедах и прадедах, о тайне имени,
семейных
реликвиях
и
традициях.
Я
попрошу
Вас
и
ваших
родителей
продолжать эту работу. И тогда уже вашим детям достанется богатейшая
ценность, кладезь жизненного опыта семьи и историческая память всех её
членов.
Но
и
не
забывайте,
о
том,
что
история
каждой
семьи
с
ее
устоями
и
традициями – часть истории великой России.
Ученик:
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но преданье старины
Забывать мы не должны,
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Ученик:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Ученик:
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Учитель:
Есть на свете земном
Разные края.
Только там, где отчий дом,
Родина твоя.
Веселись, расти и пой,
Знай, что Родина с тобой,
Помни главные слова:
«Мама», «Родина», «Семья»!
Учитель. – Семья – это и наша Родина. А если все семьи будут счастливы, то
счастлив будет и наш район, и наша страна в целом. Очень хочется, чтобы
радость и счастье царили в каждой семье и в нашем общем доме под
названием Россия.
. Дом, в котором мы живем,
Самый лучший в мире дом.
Память добрую о нем
Мы всю жизнь в сердцах несем.
Пусть тепло и добрый свет
Будут в нем на тысячу лет.
(Исполняем песню «Родительский дом» № 7)
Учитель. – Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А
что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. И
пусть люди, чей семейный стаж уже более полувека, зажгут свечу,
символизирующую семейный очаг, и поделятся этим огнем с каждым из нас.
Пусть ярко разгорится огонь любви в наших семьях, согреет и осветит
добром и нежностью.
(Зажигают свечи и ставят в сердце)
Учитель. Семья – семь нот волшебных песни,
Чтоб солнца свет не гас чудесный,
Семья – душа любой страны,
В ней все достоинства видны,
Иначе жить никак нельзя!
Пусть будет счастлива семья! (Хором)
Звучит «Гимн семьи» № 8.
Удачи Вам и Вашим семьям!
Текст (слова) песни «Моя Россия»
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.