Авторы: Щербакова Евгения Михайловна, Ежова Светлана Евгеньевна
Должность: Учителя начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №508
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Защитники Земли Русской
Раздел: начальное образование
Тема по курсу ОРКСЭ «Защита Отечества» 4 класс.
Аннотация
к
уроку:
урок идет
по
программе,
в
соответствии
с
тематическим планированием. В данной разработке продемонстрированы
различные
формы
коммуникативного
взаимодействия
между
учащимися:
работа
в
группах,
парах,
что
обеспечивает
позитивные
межличностные
отношения. В уроке используется слайдовая презентация, фрагменты видео.
Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой
дидактической цели урока. Она повышает восприятие учащимися учебного
материала,
осмысление
связей
и
отношений
между
объектами
изучения.
Содержание
его
направлено
на
развитие
исследовательской
деятельности
учащихся, на решение ряда проблемных задач (воспитание патриотических
чувств, любви к своей Родине), но главное - воспитание высококультурной и
духовноцелостной
личности.
В
уроке
используются
межпредметные
и
междисциплинарные
связи:
культура
и
религия,
история
Отечества,
литература, окружающий мир.
Тема – Защита Отечества.
Цель урока: познакомить детей с героями, защищавшими Родину испокон
веков, показать, что защита страны связана с духовными, патриотическими
чувствами, и нравственным долгом перед Отечеством. Развитие творческих
способностей;
содействие
духовно-патриотическому
воспитанию
и
нравственных качеств личности; привитие любви и уважения к нашей Родине
и ее людям, к искусству через знакомство с героями русской земли и их
подвигами.
Создание
условий
для
эмоционально
–
ценностного,
эстетического, образного восприятия учащимися подвигов русского воинства,
запечатленного
в
истории
России,
в
образах
духовного
и
культурного
наследия нашего государства.
Задачи урока:
личностные: понимать,
что
из
числа
обязанностей
гражданина
России,
обязанность
защищать
свою
Родину
связана
с
духовно-патриотическими
чувствами и нравственным долгом перед Отечеством; укрепление веры в
Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми,
настоящими и будущими поколениями; осознание ценности других людей,
ценности человеческой жизни. Прослеживать неразрывная связь духовной и
культурной жизни людей. Анализировать результаты учебной деятельности,
объяснять причины успеха или неуспеха в своей деятельности.
метапредметные: научиться
целеполаганию,
формулировать
собственное
мнение
и
позицию,
аргументировать
свою
точку
зрения,
анализировать
дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника.
предметные: знать основные положения урока, термины: армия, священный
долг,
патриотизм,
гражданственность;
узнать,
почему
защита
Отечества
является долгом и обязанностью гражданина.
Тренируемые
умения: поиск
в
тексте
ответов
на
конкретные
вопросы,
раскрытие своего понимания темы урока; разбор видеофрагментов и ответы
на поставленные вопросы; развитие коммуникативных навыков общения.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураев
Методические рекомендации к учебнику
Тетрадь на печатной основе к учебнику
Словари
Наглядные пособия :
Государственные и военные символы РФ.
Фотографии защитников Родины разных временных лет
Великие полководцы России.
Военные атрибуты разных времён
Старинные русские пословицы и поговорки
Видеофрагменты исторических моментов
Пазл «Богатырская застава»
Время реализации занятия – 1 урок - 45 минут ( ОРКСЭ)
Солдатский привал – 20 минут
Типы уроков: обобщение знаний и понятий.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический;
проблемный,
частично-поисковый
(эвристическая
беседа)
–
система
логически связанных заданий и вопросов, целью которых является
решение
новой
для
учащихся
проблемы,
создание
ситуации
альтернативности и неожиданности.
аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по
проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление
обобщающих выводов.
Авторский медиапродукт
1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007
2. Наглядная презентация учебного материала
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор,
раздаточный материал.
План проведения урока:
1 урок - ОРКСЭ
Этапы урока
Временная реализация
1.
Организационный момент
1 мин.
2.
Мозговой
штурм.
Ц е л е п о л а г а н и е .
Определение цели урока.
5 мин.
3.
Работа в группах. Постановка проблемного
вопрса.
Актуализация
словарного
запаса
учащихся.
5 мин.
4.
Закрепление знаний. Работа с
видеофайлами, учебником. Работа в парах.
5.
Физ.минутка.
10 мин.
2 мин
6.
Изучение нового материала. Работа с
архивными документами школьного музея.
Встреча с ветераном ВО войны.
Творческая работа.
18 мин.
7.
Рефлексия:
1 мин.
8.
Подведение итога урока
9.
Домашнее задание
1 мин.
1 мин.
Сценарий урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
Актуализация
знаний
Эмоциональный
настрой
Создает ситуацию для
психологического
настроя на урок.
Садитесь. Посмотрите
друг на друга.
Улыбнитесь. Я рада
видеть ваши улыбки.
Улыбка самому себе не
нужна, она
предназначена другим
людям, чтобы им с вами
было хорошо.
Приветствуют
учителя и
организуются для
проведения урока.
Сотрудничают с
учителем и
товарищами.
Самоопределение
к деятельности
Показывает слайд 1.
( видеофрагмент к песне
«Богатырская наша
сила»)
Показывает слайд 2
На доске и у каждой
группы на парте
картинки былинных
русских героев Алеши
Поповича, Ильи
Муромца, Добрыни
Никитича, Дмитрий
Донской, Александр
Невский. Российский
Герб, Гимн и Флаг, а
также репродукции
картин с видами русской
природы
Эмоциональный
настрой
Взаимодействуют в
группе, делят
картинки на четыре
вида.
Объясняют свой
выбор.
1 вид - Былинные
богатыри.
2 вид - Донской и
Регулятивные:
осуществлять
самоконтроль;
Коммуникативные:
слушать и понимать
речь других;
Духовно-
нравственное
развитие и
воспитание:
воспитание
нравственного
чувства, этического
сознания и готовности
совершать
позитивные поступки,
в том числе речевые.
- Посмотрите на эти
картины и разделите их
на четыре группы.
Обоснуйте свой выбор.
- Что общего между
картинками в первой о
второй группах?
- Назовем одним словом
данные группы:
Защитники +Россия
+земля.
- Сформулируем тему
урока «Защитники
Отечества».
- Какие задачи поставим
перед собой?
- Что для это нам нужно
сделать?
Невский.
3 вид - картинки с
российской
символикой, Родина,
Россия
4 вид – просторы
земли, наша земля.
Анализируют и
называют общие
признаки ( воины,
доспехи, защитники).
Ставят перед собой
задачи, сотрудничают
с учителем во время
диалога.
Работа по теме
урока
Работа в группах
Активизация
словаря
обучающихся
Постановка
проблемы
- Кто может объяснить
слова на карточках?
Богатырь
Герой
Защитник
Патриот
- Какое слово вызвало
затруднение? Почему?
- Какую задачу поставим
перед собой? Найдем
пути решения
возникшей проблемы.
- Сотрудничают в
группах, дают
объяснение знакомых
слов.
Взаимодействуют с
учителем во время
словарной работы.
Высказывают пути
решения данной
проблемы.
Предлагают
обратиться к
словарям.
Работают со
словарями, находят
толкование слов,
объясняют
одноклассникам
значение слова,
определяют, что
данные слова
однокоренные.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой выражать
свои мысли; владение
монологической и
диалогической речью.
- Каждая группа находит
толкования слова
записанного на карточке.
- Уточняет и дополняет
значение слов.
(греч. Patris – Родина,
Отечество).
-Что такое
патриотичность?
- Сделаем вывод
проделанной работы .
Истинный патриот
любит свое Отечество не
за то, что оно дает ему
какие – то блага и
привилегии, а потому
что это его Родина, и он
верен ей в самые
тяжелые минуты.
Патриотом родиться
нельзя, им надо стать!
Патриот - человек
одушевленный
патриотизмом,
преданный
интересам какого
либо дела.
Патриотизм - любовь
к своей Родине,
народу, его истории,
языку, национальной
культуре;
преданность Родине,
гордость за неё,
стремление служить
её интересам,
защищать от врагов.
Патриотичность –
поступок
проникнутый
патриотизмом.
Формулируют
вывод .
Патриот, человек
любящий и
защищающий свою
Родину.
Сотрудничают с
учителем во время
диалога.
Закрепление
знаний
- Сколько раз земля
Русская подвергалась
вражеским нападениям
за всю историю своего
существования! Сколько
слез и горя, унижений
пришлось испытать
нашим предкам. Прошло
столько времени, а боль
от пережитого до сих
пор не утихает.
Защищать наше
Отечество считалась
высшей обязанностью и
Показывают
способность
нахождения нужных
сведений и данных.
Русский народ
предупреждает своих
врагов, что готовы
дать отпор всем
недругам. Важнее
решить возникшие
разногласия за
столом переговоров,
чем на полях
сражений. Еще
Познавательные:
знакомят с
самостоятельно
полученными
знаниями в
сотрудничестве
группы.
Коммуникативные:
сотрудничество друг с
другом;умение с
достаточной полнотой
выражать свои мысли;
владение
монологической и
священным долгом
человека,
благословленного
Господом Богом во все
времена. Наш народ
воспевает образ
защитника Родины, т.к.
нет ничего дороже
места, где ты родился,
вырос и живешь.
Художники и
иконописцы,скульпторы,
поэты и композиторы
посвящают свои
творения тем, кто
охраняет покой нашего
Государства.
У каждой группы
карточки с
высказываниями
известных людей,
защищавших Родину.
На экране фотографии
исторических личностей.
Слайд 3.
Прочитайте слова
А.Невского:
« …Кто к нам с мячом
войдет, от мяча и
погибнет. На том стояла
и стоять будет Русская
земля!»
- Как вы понимаете эти
слова?
Прочитайте слова
Дмитрия Донского:
«Бог- наш заступник!»
Прочитайте слова
Василия Клочкова «
Велика Россия , а
отступать некуда- позади
говорят - лучше
плохой мир, чем
хорошая вражда!
Дети соотносят
знаменитые фразы с
картиной на экране.
диалогической речью.
Регулятивные:
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения работы;
Москва»
Вывод:
- Эти слова в очередной
раз доказали, что мы
были,есть и будем
единое и сильное,
благословленное Богом
государство!
Работа над
репродукциями
учебника
- Откроем учебник на
с.88 , рассмотрим иконы
с изображениями
исторических событий:
«Святой Сергий
благословляет Дмитрия
Донского на
Куликовскую битву»,
«Святой князь
Александр Невский»
Осуществляет
совместную работу по
учебнику, создает
эмоциональный настрой.
– Поделитесь своими
впечатлениями по
иллюстрациям.
- Почему эти князья так
почитаются русской
православной церковью?
Открывают
учебники,
рассматривают
репродукции,
высказывают
собственное мнение.
Сотрудничают с
учителем во время
беседы по изучению
нового материала.
Коллективно
работают по
учебнику.
Отвечают на вопросы
поставленные
авторами учебника.
Познавательные:
расширяют
представления о
подвигах русского
народа; анализируют
героические поступки
людей.
Регулятивные:
обладают
способностью
преодоления
непроизвольности,
эмоционально
оценивают свою
деятельность.
Коммуникативные:
проявлять
способность
высказывать суждения
о художественных
особенностях
произведений,
изображающих
человека в различных
эмоциональных
состояниях.
Продолжение
работы по
усвоению знаний
Работа в парах.
(Учащиеся получают
карточки с заданием)
Собери пословицу.
1.Кто Родине верен,
… стой
смело.
2.Русскую заповедь
знай,… а
Познавательные:
расширяют
представления о
подвигах русского
народа; анализируют
героические поступки
Объясните, как Вы
понимаете ее значение.
товарищ дружеством.
3.Тяжело в учении,…
тот в бою
примерен.
4.За правое дело,…
в бою не зевай.
5.Бой красен
мужеством,…
легко в бою.
6.С другом по
братски,…
что птица без
крыльев.
7.После драки,…
туда и дорога.
8.Важен тот пост,…
с врагом по-
солдатски.
9.Командир без воли,
…
кулаками не машут.
10.Где тревога,…
на который ты
поставлен.
людей.
Физкультминутка
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Выполняют
упражнения под
руководством
ответственного за
физкультминутку.
Личностные:
понимание важности
проявления заботы о
своем здоровье,
профилактических
действий по снятию
усталости.
Сопоставление текста
физкультминутки с
темой урока и
преподносимого
материала учащимися
по теме.
Освоение новых
знаний с.
Показывают
альбомы.Знакомит с
материалами
школьного музея.
- Кто из ваших близких
участвовал в ВО войне?
Выступление ветерана
ВОв Горяева Дмитрия
Васильевича. Рассказ о
его военном прошлом.
Рассматривают
альбом
«Бессмертный полк»
с фотографиями
родственников своих
одноклассников.
Испытывают чувство
восторга и гордости,
н а й д я
ф а м и л и и
близких
им
людей.
( К сожалению, дети
даже не подозревали,
ч т о
и х
б л и з к и е
являлись
участниками Великой
Отечественной
войны)
Коммуникативные:
сотрудничают с
учителем во время
беседы.
Регулятивные: отбор
интересующей
информации.
Творческая
работа собери
пазл «
Богатырская
застава».
Работа над
практическими
умениями.
Предлагает определиться
с материалами с
помощью которых будет
создаваться «образ
воина».
Договариваются о
предстоящей работе в
группах .
Принимают советы
учителя при создании
образа воина.
Принимают
поставленную задачу.
Готовятся к
осуществлению
творческой работы.
Регулятивные:
контролируют свои
действия,
осуществляют
самоконтроль над
работой.
Подведение урока
Рефлексия
Предлагает завершение
проделанной работы по
созданию образа воина.
Мы с вами давно уже
живем в мире и согласии
Делают вывод
проделанной работы.
Любовь к Отечеству
и народу, храбрость,
мужество, отвага,
между народами, а как
вы считаете нужно
стоять на страже
рубежей нашей Родины?
В чем заключается эта
роль?
Подводя итог нашей
проделанной работы
сделаем вывод:
- Что общего между
героями – защитниками
разных исторических
событий и времен?
- Что объединяет слова
защитник, герой,
богатырь, патриот?
-А как вы думаете,
можете ли вы себя
назвать патриотами
своей Родины?
честь, доблесть,
одним словом
ПАТРИОТИЗМ.
Высказывают
собственное мнение
( многие пойдут в
армию и будут стоят
на защите своей
страны, не любят
драться потому что
мужчины защитники
слабых, пойдут к
бабушке и узнают о
той страшной войне,
узнаю у взрослых о
родственниках
защитниках ).
Домашнее
задание.
Найти интересные
факты из жизни
легендарных героев
патриотов.
Найдите слова Христа,
которые вдохновили
Пересвета и Ослябю на
участие в Куликовской
битве.
Познавательные:
расширяют
представления о
подвигах русского
народа; анализируют
героические поступки
людей. Неразрывная
связь духовной и
культурной жизни
людей.
Солдатский привал
После подведения итогов урока, дети собираются в группы , едят солдатский паёк
( картошка в мундире ,огурцы) и делятся впечатлениями о проведенной работе на уроке.