Напоминание

Защитники Земли Русской


Авторы: Щербакова Евгения Михайловна, Ежова Светлана Евгеньевна
Должность: Учителя начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №508
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Защитники Земли Русской
Раздел: начальное образование





Назад




Тема по курсу ОРКСЭ «Защита Отечества» 4 класс.

Аннотация

к

уроку:

урок идет

по

программе,

в

соответствии

с

тематическим планированием. В данной разработке продемонстрированы

различные

формы

коммуникативного

взаимодействия

между

учащимися:

работа

в

группах,

парах,

что

обеспечивает

позитивные

межличностные

отношения. В уроке используется слайдовая презентация, фрагменты видео.

Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой

дидактической цели урока. Она повышает восприятие учащимися учебного

материала,

осмысление

связей

и

отношений

между

объектами

изучения.

Содержание

его

направлено

на

развитие

исследовательской

деятельности

учащихся, на решение ряда проблемных задач (воспитание патриотических

чувств, любви к своей Родине), но главное - воспитание высококультурной и

духовноцелостной

личности.

В

уроке

используются

межпредметные

и

междисциплинарные

связи:

культура

и

религия,

история

Отечества,

литература, окружающий мир.

Тема – Защита Отечества.

Цель урока: познакомить детей с героями, защищавшими Родину испокон

веков, показать, что защита страны связана с духовными, патриотическими

чувствами, и нравственным долгом перед Отечеством. Развитие творческих

способностей;

содействие

духовно-патриотическому

воспитанию

и

нравственных качеств личности; привитие любви и уважения к нашей Родине

и ее людям, к искусству через знакомство с героями русской земли и их

подвигами.

Создание

условий

для

эмоционально

ценностного,

эстетического, образного восприятия учащимися подвигов русского воинства,

запечатленного

в

истории

России,

в

образах

духовного

и

культурного

наследия нашего государства.

Задачи урока:

личностные: понимать,

что

из

числа

обязанностей

гражданина

России,

обязанность

защищать

свою

Родину

связана

с

духовно-патриотическими

чувствами и нравственным долгом перед Отечеством; укрепление веры в

Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми,

настоящими и будущими поколениями; осознание ценности других людей,

ценности человеческой жизни. Прослеживать неразрывная связь духовной и

культурной жизни людей. Анализировать результаты учебной деятельности,

объяснять причины успеха или неуспеха в своей деятельности.

метапредметные: научиться

целеполаганию,

формулировать

собственное

мнение

и

позицию,

аргументировать

свою

точку

зрения,

анализировать

дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника.

предметные: знать основные положения урока, термины: армия, священный

долг,

патриотизм,

гражданственность;

узнать,

почему

защита

Отечества

является долгом и обязанностью гражданина.

Тренируемые

умения: поиск

в

тексте

ответов

на

конкретные

вопросы,

раскрытие своего понимания темы урока; разбор видеофрагментов и ответы

на поставленные вопросы; развитие коммуникативных навыков общения.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураев

Методические рекомендации к учебнику

Тетрадь на печатной основе к учебнику

Словари

Наглядные пособия :

Государственные и военные символы РФ.

Фотографии защитников Родины разных временных лет

Великие полководцы России.

Военные атрибуты разных времён

Старинные русские пословицы и поговорки

Видеофрагменты исторических моментов

Пазл «Богатырская застава»

Время реализации занятия – 1 урок - 45 минут ( ОРКСЭ)

Солдатский привал – 20 минут

Типы уроков: обобщение знаний и понятий.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический;

проблемный,

частично-поисковый

(эвристическая

беседа)

система

логически связанных заданий и вопросов, целью которых является

решение

новой

для

учащихся

проблемы,

создание

ситуации

альтернативности и неожиданности.

аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по

проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление

обобщающих выводов.

Авторский медиапродукт

1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007

2. Наглядная презентация учебного материала

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор,

раздаточный материал.

План проведения урока:

1 урок - ОРКСЭ

Этапы урока

Временная реализация

1.

Организационный момент

1 мин.

2.

Мозговой

штурм.

Ц е л е п о л а г а н и е .

Определение цели урока.

5 мин.

3.

Работа в группах. Постановка проблемного

вопрса.

Актуализация

словарного

запаса

учащихся.

5 мин.

4.

Закрепление знаний. Работа с

видеофайлами, учебником. Работа в парах.

5.

Физ.минутка.

10 мин.

2 мин

6.

Изучение нового материала. Работа с

архивными документами школьного музея.

Встреча с ветераном ВО войны.

Творческая работа.

18 мин.

7.

Рефлексия:

1 мин.

8.

Подведение итога урока

9.

Домашнее задание

1 мин.

1 мин.

Сценарий урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные действия

Актуализация

знаний

Эмоциональный

настрой

Создает ситуацию для

психологического

настроя на урок.

Садитесь. Посмотрите

друг на друга.

Улыбнитесь. Я рада

видеть ваши улыбки.

Улыбка самому себе не

нужна, она

предназначена другим

людям, чтобы им с вами

было хорошо.

Приветствуют

учителя и

организуются для

проведения урока.

Сотрудничают с

учителем и

товарищами.

Самоопределение

к деятельности

Показывает слайд 1.

( видеофрагмент к песне

«Богатырская наша

сила»)

Показывает слайд 2

На доске и у каждой

группы на парте

картинки былинных

русских героев Алеши

Поповича, Ильи

Муромца, Добрыни

Никитича, Дмитрий

Донской, Александр

Невский. Российский

Герб, Гимн и Флаг, а

также репродукции

картин с видами русской

природы

Эмоциональный

настрой

Взаимодействуют в

группе, делят

картинки на четыре

вида.

Объясняют свой

выбор.

1 вид - Былинные

богатыри.

2 вид - Донской и

Регулятивные:

осуществлять

самоконтроль;

Коммуникативные:

слушать и понимать

речь других;

Духовно-

нравственное

развитие и

воспитание:

воспитание

нравственного

чувства, этического

сознания и готовности

совершать

позитивные поступки,

в том числе речевые.

- Посмотрите на эти

картины и разделите их

на четыре группы.

Обоснуйте свой выбор.

- Что общего между

картинками в первой о

второй группах?

- Назовем одним словом

данные группы:

Защитники +Россия

+земля.

- Сформулируем тему

урока «Защитники

Отечества».

- Какие задачи поставим

перед собой?

- Что для это нам нужно

сделать?

Невский.

3 вид - картинки с

российской

символикой, Родина,

Россия

4 вид – просторы

земли, наша земля.

Анализируют и

называют общие

признаки ( воины,

доспехи, защитники).

Ставят перед собой

задачи, сотрудничают

с учителем во время

диалога.

Работа по теме

урока

Работа в группах

Активизация

словаря

обучающихся

Постановка

проблемы

- Кто может объяснить

слова на карточках?

Богатырь

Герой

Защитник

Патриот

- Какое слово вызвало

затруднение? Почему?

- Какую задачу поставим

перед собой? Найдем

пути решения

возникшей проблемы.

- Сотрудничают в

группах, дают

объяснение знакомых

слов.

Взаимодействуют с

учителем во время

словарной работы.

Высказывают пути

решения данной

проблемы.

Предлагают

обратиться к

словарям.

Работают со

словарями, находят

толкование слов,

объясняют

одноклассникам

значение слова,

определяют, что

данные слова

однокоренные.

Коммуникативные:

умение с достаточной

полнотой выражать

свои мысли; владение

монологической и

диалогической речью.

- Каждая группа находит

толкования слова

записанного на карточке.

- Уточняет и дополняет

значение слов.

(греч. Patris – Родина,

Отечество).

-Что такое

патриотичность?

- Сделаем вывод

проделанной работы .

Истинный патриот

любит свое Отечество не

за то, что оно дает ему

какие – то блага и

привилегии, а потому

что это его Родина, и он

верен ей в самые

тяжелые минуты.

Патриотом родиться

нельзя, им надо стать!

Патриот - человек

одушевленный

патриотизмом,

преданный

интересам какого

либо дела.

Патриотизм - любовь

к своей Родине,

народу, его истории,

языку, национальной

культуре;

преданность Родине,

гордость за неё,

стремление служить

её интересам,

защищать от врагов.

Патриотичность –

поступок

проникнутый

патриотизмом.

Формулируют

вывод .

Патриот, человек

любящий и

защищающий свою

Родину.

Сотрудничают с

учителем во время

диалога.

Закрепление

знаний

- Сколько раз земля

Русская подвергалась

вражеским нападениям

за всю историю своего

существования! Сколько

слез и горя, унижений

пришлось испытать

нашим предкам. Прошло

столько времени, а боль

от пережитого до сих

пор не утихает.

Защищать наше

Отечество считалась

высшей обязанностью и

Показывают

способность

нахождения нужных

сведений и данных.

Русский народ

предупреждает своих

врагов, что готовы

дать отпор всем

недругам. Важнее

решить возникшие

разногласия за

столом переговоров,

чем на полях

сражений. Еще

Познавательные:

знакомят с

самостоятельно

полученными

знаниями в

сотрудничестве

группы.

Коммуникативные:

сотрудничество друг с

другом;умение с

достаточной полнотой

выражать свои мысли;

владение

монологической и

священным долгом

человека,

благословленного

Господом Богом во все

времена. Наш народ

воспевает образ

защитника Родины, т.к.

нет ничего дороже

места, где ты родился,

вырос и живешь.

Художники и

иконописцы,скульпторы,

поэты и композиторы

посвящают свои

творения тем, кто

охраняет покой нашего

Государства.

У каждой группы

карточки с

высказываниями

известных людей,

защищавших Родину.

На экране фотографии

исторических личностей.

Слайд 3.

Прочитайте слова

А.Невского:

« …Кто к нам с мячом

войдет, от мяча и

погибнет. На том стояла

и стоять будет Русская

земля!»

- Как вы понимаете эти

слова?

Прочитайте слова

Дмитрия Донского:

«Бог- наш заступник!»

Прочитайте слова

Василия Клочкова «

Велика Россия , а

отступать некуда- позади

говорят - лучше

плохой мир, чем

хорошая вражда!

Дети соотносят

знаменитые фразы с

картиной на экране.

диалогической речью.

Регулятивные:

самостоятельно

оценивать

правильность

выполнения работы;

Москва»

Вывод:

- Эти слова в очередной

раз доказали, что мы

были,есть и будем

единое и сильное,

благословленное Богом

государство!

Работа над

репродукциями

учебника

- Откроем учебник на

с.88 , рассмотрим иконы

с изображениями

исторических событий:

«Святой Сергий

благословляет Дмитрия

Донского на

Куликовскую битву»,

«Святой князь

Александр Невский»

Осуществляет

совместную работу по

учебнику, создает

эмоциональный настрой.

– Поделитесь своими

впечатлениями по

иллюстрациям.

- Почему эти князья так

почитаются русской

православной церковью?

Открывают

учебники,

рассматривают

репродукции,

высказывают

собственное мнение.

Сотрудничают с

учителем во время

беседы по изучению

нового материала.

Коллективно

работают по

учебнику.

Отвечают на вопросы

поставленные

авторами учебника.

Познавательные:

расширяют

представления о

подвигах русского

народа; анализируют

героические поступки

людей.

Регулятивные:

обладают

способностью

преодоления

непроизвольности,

эмоционально

оценивают свою

деятельность.

Коммуникативные:

проявлять

способность

высказывать суждения

о художественных

особенностях

произведений,

изображающих

человека в различных

эмоциональных

состояниях.

Продолжение

работы по

усвоению знаний

Работа в парах.

(Учащиеся получают

карточки с заданием)

Собери пословицу.

1.Кто Родине верен,

… стой

смело.

2.Русскую заповедь

знай,… а

Познавательные:

расширяют

представления о

подвигах русского

народа; анализируют

героические поступки

Объясните, как Вы

понимаете ее значение.

товарищ дружеством.

3.Тяжело в учении,…

тот в бою

примерен.

4.За правое дело,…

в бою не зевай.

5.Бой красен

мужеством,…

легко в бою.

6.С другом по

братски,…

что птица без

крыльев.

7.После драки,…

туда и дорога.

8.Важен тот пост,…

с врагом по-

солдатски.

9.Командир без воли,

кулаками не машут.

10.Где тревога,…

на который ты

поставлен.

людей.

Физкультминутка

Встали ровненько, ребята,

Пошагали как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочках потянись.

Раз - рывок,

Два - рывок,

Отдохнул ли ты, дружок?

Выполняют

упражнения под

руководством

ответственного за

физкультминутку.

Личностные:

понимание важности

проявления заботы о

своем здоровье,

профилактических

действий по снятию

усталости.

Сопоставление текста

физкультминутки с

темой урока и

преподносимого

материала учащимися

по теме.

Освоение новых

знаний с.

Показывают

альбомы.Знакомит с

материалами

школьного музея.

- Кто из ваших близких

участвовал в ВО войне?

Выступление ветерана

ВОв Горяева Дмитрия

Васильевича. Рассказ о

его военном прошлом.

Рассматривают

альбом

«Бессмертный полк»

с фотографиями

родственников своих

одноклассников.

Испытывают чувство

восторга и гордости,

н а й д я

ф а м и л и и

близких

им

людей.

( К сожалению, дети

даже не подозревали,

ч т о

и х

б л и з к и е

являлись

участниками Великой

Отечественной

войны)

Коммуникативные:

сотрудничают с

учителем во время

беседы.

Регулятивные: отбор

интересующей

информации.

Творческая

работа собери

пазл «

Богатырская

застава».

Работа над

практическими

умениями.

Предлагает определиться

с материалами с

помощью которых будет

создаваться «образ

воина».

Договариваются о

предстоящей работе в

группах .

Принимают советы

учителя при создании

образа воина.

Принимают

поставленную задачу.

Готовятся к

осуществлению

творческой работы.

Регулятивные:

контролируют свои

действия,

осуществляют

самоконтроль над

работой.

Подведение урока

Рефлексия

Предлагает завершение

проделанной работы по

созданию образа воина.

Мы с вами давно уже

живем в мире и согласии

Делают вывод

проделанной работы.

Любовь к Отечеству

и народу, храбрость,

мужество, отвага,

между народами, а как

вы считаете нужно

стоять на страже

рубежей нашей Родины?

В чем заключается эта

роль?

Подводя итог нашей

проделанной работы

сделаем вывод:

- Что общего между

героями – защитниками

разных исторических

событий и времен?

- Что объединяет слова

защитник, герой,

богатырь, патриот?

-А как вы думаете,

можете ли вы себя

назвать патриотами

своей Родины?

честь, доблесть,

одним словом

ПАТРИОТИЗМ.

Высказывают

собственное мнение

( многие пойдут в

армию и будут стоят

на защите своей

страны, не любят

драться потому что

мужчины защитники

слабых, пойдут к

бабушке и узнают о

той страшной войне,

узнаю у взрослых о

родственниках

защитниках ).

Домашнее

задание.

Найти интересные

факты из жизни

легендарных героев

патриотов.

Найдите слова Христа,

которые вдохновили

Пересвета и Ослябю на

участие в Куликовской

битве.

Познавательные:

расширяют

представления о

подвигах русского

народа; анализируют

героические поступки

людей. Неразрывная

связь духовной и

культурной жизни

людей.

Солдатский привал

После подведения итогов урока, дети собираются в группы , едят солдатский паёк

( картошка в мундире ,огурцы) и делятся впечатлениями о проведенной работе на уроке.



В раздел образования