Напоминание

"Урок литературного чтения Н. Носов. Федина задача. 3 класс"


Автор: Потапова Лариса Владиленовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16" г Владимира
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: "Урок литературного чтения Н. Носов. Федина задача. 3 класс"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения (3 класс)

МБОУ СОШ №16

Потапова Лариса Владиленовна

Тема:Н.Носова «Федина задача»

Цель урока: формирование умения анализировать рассказ с целью определения

его темы и главной мысли средствами рассказа Н. Носова «Федина задача»

Задачи урока:

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

1. Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

2. Формировать мотивацию к обучению и познанию;

3. Формировать осмысление и принятие основных базовых ценностей.

4 Воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания,

доброты.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной

задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их

выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять

инициативу и самостоятельность в обучении;

2. Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и

выделение существенной информации из различных информационных

источников.

3. Формировать умение осуществлять логические операции сравнения,

анализа, обобщения, классификации, к установлению аналогий, отнесения

к известным понятиям;

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при

решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за

результаты своих действий.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.

Познакомиться с новым произведением «Федина задача» и

биографическими данными автора Н. Носова.

2.

Формировать умение читать (вслух и про себя) со скоростью,

позволяющей осознавать смысл прочитанного.

3.

Формировать умение определять основную мысль прочитанного,

выражать её своими словами, уметь подтверждать её словами текста,

описывать характерные черты героя;

4.

Продолжить работу по формированию продуктивного способа чтения,

использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое),

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героя;

5.

Формировать умение прогнозировать содержание произведения;

6.

Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся,

выяснить лексическое значение незнакомых слов в произведении.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, карточки для вывешивания

на доску.

Для учеников: учебник, карточки с тестом.

Ход урока

1.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

-Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение.

Поприветствуем улыбкой наших гостей, мысленно пожелаем себе удачи и

тихонечко присядем за парты

.

2.

Актуализация знаний.

-Начинаем урок литературного чтения.

-Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (думать, размышлять,

понимать смысл прочитанного произведения, задавать вопросы к тексту,

соотносить главную мысль произведения и пословицу)

-Какой раздел учебника мы читаем? (Соберёшь по ягодке – наберёшь

кузовок)

-Какие произведения мы с вами уже прочитали в этом разделе? (перечисляют

произведения)

-О чём они? Какие они? (юмористические)

-Прочитаем наиболее интересные отрывки из рассказа М.М.Зощенко

«Великие путешественники» (3 человека читают отрывки)

-Удалось ли передать интонацию юмора читавшим?

-Что такое юмор? (юмор-изображение какой-либо жизненной ситуации в

смешном, комическом виде)

-Я предлагаю литературную викторину.

-Попробуйте узнать название произведений по первым буквам

1. Огу…(«Огурцы»)

2.Ого…(«Огородники»)

3.Теле…(«Телефон»)

4. Затей….(«Затейники»)

5. Фанта…(«Фантазёры»)

6. Замаз…(«Замазка»)

7. Незна…(«Незнайка на Луне»)

3. Определение темы и цели урока.

-Что общего у всех отгаданных вами произведений? (юмористические,

автор Н. Носов)

-Кто из вас догадался, произведение, какого автора мы будем сегодня

читать?

какому

жанру

оно

будет

относиться?

Почему?

(рассказ-небольшое

прозаическое произведение)

-Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Федина задача».

-Подумайте, о чём будет этот рассказ? (предположения)

-Чтобы

узнать,

верны

ли

ваши

предположения,

что

надо

сделать?

(прочитать рассказ)

-Можем ли мы сразу сказать, какие человеческие качества и поступки

высмеивает автор? (нет, надо не только прочитать, но ещё и подумать)

-Над чем надо подумать после чтения рассказа? (над чем смеётся автор)

-Какая цель урока?

Цель на доске: Узнать, какие человеческие качества высмеивает

Н. Носов в рассказе «Федина задача».

-Какие

шаги

необходимо

выполнить,

чтобы

достичь

цели

урока?

-Выберите нужные действия:

(у учеников карточки)

Узнать биографию автора.

Ответить на вопрос задачи.

Дать характеристику главному герою произведения.

Выполнить минутку чистописания

Подумать, какая главная мысль произведения?

Определить тему и главную мысль произведения.

Прочитать рассказ.

Составить план.

4.Основная часть

1) –Автора рассказа зовут Николай Николаевич Носов

Рассказ учителя об авторе.

- Что вы уже знаете о Н.Н. Носове ? (опора на детский опыт)

- Как он стал детским писателем?

Николай Николаевич Носов (1908-1976) родился в Киеве в семье

эстрадного артиста. Детство прошло в посёлке Ирпень. С раннего возраста

Николай Носов отличался любознательностью, разносторонностью

интересов. После Октябрьской революции окончил школу-семилетку.

Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. К 30 годам он

сменил множество занятий – продавал газеты, работал на бетонном и

кирпичном заводе, косил траву, возил брёвна… Потом учился в Институте

кинематографии в Москве, снимал научно-популярные и учебные фильмы.

Первый рассказ для детей опубликовал в журнале «Мурзилка».

Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным

изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без

улыбки, а удержаться от смеха невозможно. Спросите кого-нибудь из

взрослых, читали ли они книги Носова. В ответ человек обязательно

улыбнётся и вспомнит смешной эпизод.

-Итак, что помогло стать Носову детским писателем?

-На какой вопрос урока мы смогли ответить?

2) Работа с текстом до чтения.

-Какую следующую задачу урока необходимо решить?

- Действительно, в тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас

поработаете.

Попробуйте

в

парах

обсудить

и

соотнести

слова

с

их

лексическим значением.

Титулярный советник южный-полдневный

Чурбан высокий гражданский чин в царской России

Кафтан низкий мужской голос

Полуденный обрубок бревна; неповоротливый человек,

болван(в переносном значении)

Рокочущим басом

быстрая

Борзая

длинная верхняя одежда с длинными

рукавами

-Вот

теперь

все

слова

понятны,

и

что

будем

делать?

(знакомиться

с

произведением)

Физкультминутка (для глаз)

3)

. Осмысление (чтение текста с остановками)

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

1)

Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол … ").

(читает хорошо читающий ученик)

-Откуда пришёл Федя? (с катка)

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать

уроки?» (может быть сестра, брат)

- О какой черте характера, говорит его желание делать уроки?

(ответственность, хочет быть хорошим учеником)

- А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку)

- Почему он так сделал? О какой черте характера говорит этот поступок? (Не

может себя организовать)

-Что можно сказать про Федю? (неорганизованный, отвлекается, но

ответственно относится к своим обязанностям: надо делать уроки)

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?

- Что будет дальше?

2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой

титулярный советник?…").

(читает хорошо читающий ученик)

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел)

- Почему он делает сразу несколько дел? (неорганизованный, отвлекается)

- А как бы вы поступили?

- Как будут развиваться события дальше? Предположите.

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста (читает

хорошо читающий ученик)

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался

сосредоточиться, заставить себя не слушать радио)

- Почему Федя не мог решить задачу? (предположения детей)

Найдите и прочитайте, на что отвлекался Федя? (выборочное чтение)

-Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу)

-Составим логическую цепочку. В какой последовательности происходили

события в рассказе? Сформулируйте 1 предложением.

-Что у нас получилось? (план)

-Сможет ли Юра Сорокин растолковать трудную задачу? Предположите,

какой разговор между ними состоится?

-А вы бы что сделали?

Физминутка. (2 мин)

5. Проверка восприятия. (Проговаривание нового знания)

Определение главной мысли рассказа.

-Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

- О чем рассказ? (тема: о том, как Федя решал задачу)

- Какая главная мысль рассказа? Выберите пословицу, которая отражает

главную мысль рассказа.

Идёт к другу решать

задачу.

Федя собирается

делать уроки.

Попытки Феди решить

задачу.

На доске:

1) Ум хорошо, а два лучше.

2) Делу время, потехе час.

3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Поясните свой выбор.

- Зачем Носов написал этот рассказ? Какая главная мысль текста? (надо

делать одно дело, но до конца)

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-Какие правила необходимо соблюдать при выполнении домашнего задания?

Что вы посоветуете Феде?

6. Закрепление.

-Предлагаю вам поработать в группах. Ответьте на вопросы теста. Работаем

в группах.(4 человека)

Тест.

1.

Найди

утверждение,

которое

соответствует

содержанию

текста, и отметь его

Телевизор в доме вообще не выключался.

Телевизор включил Федин друг.

Федя сам включил телевизор.

Телевизор висел так, что Федя не мог дотянуться и выключить

его.

2.

Укажи,

в

каком

порядке

встречаются

в

тексте

данные

предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Из репродуктора послышались звуки рояля.

1.

Дома никого не было.

Он отрегулировал репродуктор.

Пойду лучше к Юре Сорокину.

Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.

3.Настроение Феди меняется по мере прослушивания концерта. Вставь в

предложения

глаголы,

передающие

изменение

настроения

Феди.

Глаголы

выбери из указанных ниже.

Плохая песня, - _____________________________ он.

Хорошая песня! - ___________________________ он.

Опять про колокольчик! - _________________Федя.

Тьфу! - ________________________________ Федя.

Плюнул, решил, воскликнул, одобрил,

4.У Феди есть чувство юмора. Приведи два примера из текста, которые

подтверждают это.

__________________________________________________________________

______________________________________________________________

5.О чём главным образом хотел рассказать автор?

Отметь свой ответ

О любви Феди к концертам.

О том, как надо готовить уроки.

О нерешаемых задачах.

О дружбе Феди и Юры Сорокина.

6.Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ

Бесполезно делать сразу два дела.

В трудную минуту на помощь всегда придёт друг.

Задача легче решается, если никого нет дома.

Качество концертов влияет на подготовку уроков.

-Проверка.

7. Рефлексия

-Можем ли сейчас сказать тему текста?

-Какая главная мысль?

- Почему Носов назвал своё произведение «Федина задача»? Какая задача

стояла перед Федей?

-Название отражает тему или главную мысль?

-Достигли ли мы цели урока?

-Почему именно через юмор автор рассказал нам об этом случае

8. Итог урока.

- Почему Носов назвал своё произведение «Федина задача»? Какая задача

стояла перед Федей?

-Название отражает тему или главную мысль?

-Достигли ли мы цели урока?

-Почему именно через юмор автор рассказал нам об этом случае?



В раздел образования