Автор: Потапова Лариса Владиленовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16" г Владимира
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: "Урок литературного чтения Н. Носов. Федина задача. 3 класс"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения (3 класс)
МБОУ СОШ №16
Потапова Лариса Владиленовна
Тема:Н.Носова «Федина задача»
Цель урока: формирование умения анализировать рассказ с целью определения
его темы и главной мысли средствами рассказа Н. Носова «Федина задача»
Задачи урока:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
1. Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2. Формировать мотивацию к обучению и познанию;
3. Формировать осмысление и принятие основных базовых ценностей.
4 Воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания,
доброты.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять
инициативу и самостоятельность в обучении;
2. Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и
выделение существенной информации из различных информационных
источников.
3. Формировать умение осуществлять логические операции сравнения,
анализа, обобщения, классификации, к установлению аналогий, отнесения
к известным понятиям;
4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при
решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.
Познакомиться с новым произведением «Федина задача» и
биографическими данными автора Н. Носова.
2.
Формировать умение читать (вслух и про себя) со скоростью,
позволяющей осознавать смысл прочитанного.
3.
Формировать умение определять основную мысль прочитанного,
выражать её своими словами, уметь подтверждать её словами текста,
описывать характерные черты героя;
4.
Продолжить работу по формированию продуктивного способа чтения,
использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое),
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героя;
5.
Формировать умение прогнозировать содержание произведения;
6.
Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся,
выяснить лексическое значение незнакомых слов в произведении.
Оборудование:
Для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, карточки для вывешивания
на доску.
Для учеников: учебник, карточки с тестом.
Ход урока
1.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
-Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение.
Поприветствуем улыбкой наших гостей, мысленно пожелаем себе удачи и
тихонечко присядем за парты
.
2.
Актуализация знаний.
-Начинаем урок литературного чтения.
-Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (думать, размышлять,
понимать смысл прочитанного произведения, задавать вопросы к тексту,
соотносить главную мысль произведения и пословицу)
-Какой раздел учебника мы читаем? (Соберёшь по ягодке – наберёшь
кузовок)
-Какие произведения мы с вами уже прочитали в этом разделе? (перечисляют
произведения)
-О чём они? Какие они? (юмористические)
-Прочитаем наиболее интересные отрывки из рассказа М.М.Зощенко
«Великие путешественники» (3 человека читают отрывки)
-Удалось ли передать интонацию юмора читавшим?
-Что такое юмор? (юмор-изображение какой-либо жизненной ситуации в
смешном, комическом виде)
-Я предлагаю литературную викторину.
-Попробуйте узнать название произведений по первым буквам
1. Огу…(«Огурцы»)
2.Ого…(«Огородники»)
3.Теле…(«Телефон»)
4. Затей….(«Затейники»)
5. Фанта…(«Фантазёры»)
6. Замаз…(«Замазка»)
7. Незна…(«Незнайка на Луне»)
3. Определение темы и цели урока.
-Что общего у всех отгаданных вами произведений? (юмористические,
автор Н. Носов)
-Кто из вас догадался, произведение, какого автора мы будем сегодня
читать?
-К
какому
жанру
оно
будет
относиться?
Почему?
(рассказ-небольшое
прозаическое произведение)
-Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Федина задача».
-Подумайте, о чём будет этот рассказ? (предположения)
-Чтобы
узнать,
верны
ли
ваши
предположения,
что
надо
сделать?
(прочитать рассказ)
-Можем ли мы сразу сказать, какие человеческие качества и поступки
высмеивает автор? (нет, надо не только прочитать, но ещё и подумать)
-Над чем надо подумать после чтения рассказа? (над чем смеётся автор)
-Какая цель урока?
Цель на доске: Узнать, какие человеческие качества высмеивает
Н. Носов в рассказе «Федина задача».
-Какие
шаги
необходимо
выполнить,
чтобы
достичь
цели
урока?
-Выберите нужные действия:
(у учеников карточки)
Узнать биографию автора.
Ответить на вопрос задачи.
Дать характеристику главному герою произведения.
Выполнить минутку чистописания
Подумать, какая главная мысль произведения?
Определить тему и главную мысль произведения.
Прочитать рассказ.
Составить план.
4.Основная часть
1) –Автора рассказа зовут Николай Николаевич Носов
Рассказ учителя об авторе.
- Что вы уже знаете о Н.Н. Носове ? (опора на детский опыт)
- Как он стал детским писателем?
Николай Николаевич Носов (1908-1976) родился в Киеве в семье
эстрадного артиста. Детство прошло в посёлке Ирпень. С раннего возраста
Николай Носов отличался любознательностью, разносторонностью
интересов. После Октябрьской революции окончил школу-семилетку.
Николай Николаевич Носов не сразу стал писателем. К 30 годам он
сменил множество занятий – продавал газеты, работал на бетонном и
кирпичном заводе, косил траву, возил брёвна… Потом учился в Институте
кинематографии в Москве, снимал научно-популярные и учебные фильмы.
Первый рассказ для детей опубликовал в журнале «Мурзилка».
Все книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным
изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без
улыбки, а удержаться от смеха невозможно. Спросите кого-нибудь из
взрослых, читали ли они книги Носова. В ответ человек обязательно
улыбнётся и вспомнит смешной эпизод.
-Итак, что помогло стать Носову детским писателем?
-На какой вопрос урока мы смогли ответить?
2) Работа с текстом до чтения.
-Какую следующую задачу урока необходимо решить?
- Действительно, в тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас
поработаете.
Попробуйте
в
парах
обсудить
и
соотнести
слова
с
их
лексическим значением.
Титулярный советник южный-полдневный
Чурбан высокий гражданский чин в царской России
Кафтан низкий мужской голос
Полуденный обрубок бревна; неповоротливый человек,
болван(в переносном значении)
Рокочущим басом
быстрая
Борзая
длинная верхняя одежда с длинными
рукавами
-Вот
теперь
все
слова
понятны,
и
что
будем
делать?
(знакомиться
с
произведением)
Физкультминутка (для глаз)
3)
. Осмысление (чтение текста с остановками)
Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.
1)
Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол … ").
(читает хорошо читающий ученик)
-Откуда пришёл Федя? (с катка)
- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать
уроки?» (может быть сестра, брат)
- О какой черте характера, говорит его желание делать уроки?
(ответственность, хочет быть хорошим учеником)
- А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку)
- Почему он так сделал? О какой черте характера говорит этот поступок? (Не
может себя организовать)
-Что можно сказать про Федю? (неорганизованный, отвлекается, но
ответственно относится к своим обязанностям: надо делать уроки)
-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?
- Что будет дальше?
2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой
титулярный советник?…").
(читает хорошо читающий ученик)
-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел)
- Почему он делает сразу несколько дел? (неорганизованный, отвлекается)
- А как бы вы поступили?
- Как будут развиваться события дальше? Предположите.
3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста (читает
хорошо читающий ученик)
-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался
сосредоточиться, заставить себя не слушать радио)
- Почему Федя не мог решить задачу? (предположения детей)
Найдите и прочитайте, на что отвлекался Федя? (выборочное чтение)
-Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу)
-Составим логическую цепочку. В какой последовательности происходили
события в рассказе? Сформулируйте 1 предложением.
-Что у нас получилось? (план)
-Сможет ли Юра Сорокин растолковать трудную задачу? Предположите,
какой разговор между ними состоится?
-А вы бы что сделали?
Физминутка. (2 мин)
5. Проверка восприятия. (Проговаривание нового знания)
Определение главной мысли рассказа.
-Кому понравился рассказ? Чем?
-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?
- О чем рассказ? (тема: о том, как Федя решал задачу)
- Какая главная мысль рассказа? Выберите пословицу, которая отражает
главную мысль рассказа.
Идёт к другу решать
задачу.
Федя собирается
делать уроки.
Попытки Феди решить
задачу.
На доске:
1) Ум хорошо, а два лучше.
2) Делу время, потехе час.
3) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Поясните свой выбор.
- Зачем Носов написал этот рассказ? Какая главная мысль текста? (надо
делать одно дело, но до конца)
- О чем вы задумались, прочитав рассказ?
-Какие правила необходимо соблюдать при выполнении домашнего задания?
Что вы посоветуете Феде?
6. Закрепление.
-Предлагаю вам поработать в группах. Ответьте на вопросы теста. Работаем
в группах.(4 человека)
Тест.
1.
Найди
утверждение,
которое
соответствует
содержанию
текста, и отметь его
Телевизор в доме вообще не выключался.
Телевизор включил Федин друг.
Федя сам включил телевизор.
Телевизор висел так, что Федя не мог дотянуться и выключить
его.
2.
Укажи,
в
каком
порядке
встречаются
в
тексте
данные
предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.
Из репродуктора послышались звуки рояля.
1.
Дома никого не было.
Он отрегулировал репродуктор.
Пойду лучше к Юре Сорокину.
Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.
3.Настроение Феди меняется по мере прослушивания концерта. Вставь в
предложения
глаголы,
передающие
изменение
настроения
Феди.
Глаголы
выбери из указанных ниже.
Плохая песня, - _____________________________ он.
Хорошая песня! - ___________________________ он.
Опять про колокольчик! - _________________Федя.
Тьфу! - ________________________________ Федя.
Плюнул, решил, воскликнул, одобрил,
4.У Феди есть чувство юмора. Приведи два примера из текста, которые
подтверждают это.
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
5.О чём главным образом хотел рассказать автор?
Отметь свой ответ
О любви Феди к концертам.
О том, как надо готовить уроки.
О нерешаемых задачах.
О дружбе Феди и Юры Сорокина.
6.Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ
Бесполезно делать сразу два дела.
В трудную минуту на помощь всегда придёт друг.
Задача легче решается, если никого нет дома.
Качество концертов влияет на подготовку уроков.
-Проверка.
7. Рефлексия
-Можем ли сейчас сказать тему текста?
-Какая главная мысль?
- Почему Носов назвал своё произведение «Федина задача»? Какая задача
стояла перед Федей?
-Название отражает тему или главную мысль?
-Достигли ли мы цели урока?
-Почему именно через юмор автор рассказал нам об этом случае
8. Итог урока.
- Почему Носов назвал своё произведение «Федина задача»? Какая задача
стояла перед Федей?
-Название отражает тему или главную мысль?
-Достигли ли мы цели урока?
-Почему именно через юмор автор рассказал нам об этом случае?