Напоминание

Как связываются слова друг с другом в речи?


Автор: Расулова Наталья Керимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: конспект
Тема: Как связываются слова друг с другом в речи?
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 4В классе УМК «Русский язык» 4 класс/ В.В.Репкин, Е.В.Восторгова/ (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Тема урока: Как связываются слова друг с другом в речи?
Тип урока: Постановка учебной задачи. Цель урока: Познакомить учащихся с тремя типами связи. Оборудование: доска, словари, собственная презентация предметные метапредметные личностные -формулировать гипотезу, - найти три типа связи - анализировать, - делать выводы, -формулировать суждения, - ф о рм ул и р о ват ь т е м у занятия, -фиксировать получаемую информацию опытным путем в схеме. - у м е н и е уважительно относиться к чужому мнению. Деятельность учителя и учащихся № Элементы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Организацион ный момент Доброе утро, ребята! Сегодня нам предстоит открыть один секрет русского я з ы ка поэтому. Юные исследователи, будьте внимательны и оригинальны в своих идеях. Открываем тетради, записываем «24 февраля, Классная работа» Создание благоприятной психологической обстановки. Развитие монологической речи обучающихся 2 Каллиграфиче ская минутка Решение орфографичес койзадачи. Прочитайте пословицу и угадайте слово для ка л л и гр а ф и че с ко й минутки Землю красит……, а человека труд. Уп р а ж н е н и е н а развитие мышления речи. Формирование каллиграфических
- Верно, солнце
.
Какая орфограмма в этом слове? -Объясните лексическое значение слова «солнце» На столе словари найдите в словаре, Словарь
:
солнце- небесное светило, раскаленное тело шарообразной формы вокруг которого вращается Земля и другие планеты. Запишем пословицу по памяти. Прочитаем ее орфографически, о б р а щ а я в н и м а н и е н а п од ч е р к н у т ы е о р ф о г р а м м ы . Проверьте. навыков. Письмо по памяти Взаимопроверка. 3 Создание ситуации успеха. Как вы понимаете эту пословицу? Предлагаю и вам потрудиться. О, как хорош был лес, когда в два часа мы вошли в него. З а п и ш и т е в ы с к а з ы в а н и е и определите части речи. Проверяем.
(+/-)
Какие трудности встретились? Молодцы. Вы доказали, что все части речи вы усвоили! К а ж д ы й у ч е н и к индивидуально решает задачу, не испытывая при этом затруднений. В р е з у л ь т а т е достигается эмоциональное удовлетворение д е т е й с в о и м и знаниями. Один ученик по секрету. 3 Возникновени е с и т у а ц и и «интеллектуал ь- ногоразрыва» Мы научились определять части речи. А как вы думаете, все ли за га д к и ру с с ко го я зы ка м ы изучили? Составьте предложение со словами: Алеша, Петя, книга Что можете сказать об этих предложениях? А чем еще могут различаться Алеша читает книгу Пете. А л е ш а и П е т я читают книгу Они разные. Разный смысл.
предложения? Проблема! 4 Фиксация «разрыва» В графико- знаковой форме. Чтобы это выяснить посмотрите на доску
.
На доске предложение Младшая внучка приехала к бабушке и дедушке. Определите, какие слова связаны между собой. Начнем со слова младшая. Может лиэто слово быть в да н н ом высказываниив другом падеже? Какое слово не позволяет изменить падеж этого прилагательного? Попробуем изменить род, число. На доске появляется схема Теперь давайте проверим, зависит ли в этом высказывании от какого – л и б о д р у г о г о с л о в а существительное внучка или оно только «командует» другими словами. П о с л у ш а й т е в ы с к а з ы в а н и е : Младшей внучке приехала к бабушке и дедушке. О т к а к о г о с л о в а з а в и с и т существительное внучка? Перейдем к слову «приехала». Можно ли изменить род этого слова в данном высказывании? А число? Какое слово «требует» форму женского рода и единственного числа? В ходе рассуждения появляется схема. Младшая внучка Приехала к бабушке Приехала к дедушке Внучка приехала. Нет. В нуч ка . З н ач и т, с л о в о м л а д ш а я зависит от слова внучка по падежу. Вывод: Прилагательное младшая зависит от слова внучка по РЧП. Н е п о л у ч а е т с я . Значит падеж у существительного внучка зависимый от глагола приехала Существительное внучка. Учащиеся предлагают свои
Как назвать эти типы связи? Теперь осталось проверить, зависят л и о т к а к о г о - л и б о с л о в а существительные к бабушке и к дедушке Измените падеж этих слов. Какое слово не дает этого сделать? Отличается ли эта связь слов младшая внучка от связи слов приехала к бабушке? В каких случаях одно слово зависит от другого? А в каком случае оба слова зависят друг от друга? Как это показано на схемах? Сформулируйте вывод о том, какие типы грамматической связи могут быть между словами. П р и д у м а й т е н а з в а н и я обнаруженным типам связи. На до ске появляется с хе м а , п о д п и с а н н а я (подчинительная связь и взаимная) А могут ли еще как -то связываться слова? Обратите внимание на слова к бабушке и дедушке. Что вы можете о них сказать? Вы молодцы! По - другому их называют однородными. Подумайте, как назвать связь между однородными словами? Обратимся к учебнику с.66 Появляется схема. варианты. Не изменяется. О б а э т и с л о в а зависят по падежу от глагола приехала. Варианты детей Отвечают на один и тот же вопрос. А если отвечают на о д и н и т о т ж е вопрос значит и выполняют одинаковую работу. Варианты детей.
Изучением синтаксических единиц мы и займемся в дальнейшем. Работа в паре. А сейчас работа с упражнением № 187 Проверка. Работу по учебнику Итог урока Рефлексия Урок подходит к концу. Кто заслужил похвалу на сегодняшнем уроке? И т а к п о с м о т р и м н а с ко л ь ко внимательными вы были на уроке Покажите знак согласия или не согласия с моим утверждением: - грамматическая связь между словами при которой формы одного слова зависят от форм другого слова, называется подчинительной связью. + - грамматическая связь между словами, формы которых зависят д р у г о т д р у г а н а з ы в а е т с я сочинительной. – Молодцы! А теперь вернемся к началу урока Какая проблема перед нами встала
?
А чем еще могут различаться предложения? Мы ответили на вопрос? Как вы считаете все мы узнали о связях слов в предложении? Эти вопросы м ы п о с т а р а е м с я р е ш и т ь н а следующих уроках Спасибо за работу! Истинно- ложно М н е н и е д е т е й ф и кс и р у е т с я н а доске.


В раздел образования