Автор: Расулова Наталья Керимовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: конспект Тема: Как связываются слова друг с другом в речи? Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4В классе
УМК «Русский язык» 4 класс/ В.В.Репкин, Е.В.Восторгова/
(Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Тема урока: Как связываются слова друг с другом в речи?
Тип урока: Постановка учебной задачи.
Цель урока: Познакомить учащихся с тремя типами связи.
Оборудование: доска, словари, собственная презентация
предметные
метапредметные
личностные
-формулировать
гипотезу,
- найти три типа связи
- анализировать,
- делать выводы,
-формулировать суждения,
- ф о рм ул и р о ват ь
т е м у
занятия,
-фиксировать
получаемую информацию
опытным путем в схеме.
-
у м е н и е
уважительно
относиться к чужому
мнению.
Деятельность учителя и учащихся
№ Элементы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1
Организацион
ный
момент
Доброе утро, ребята!
Сегодня
нам
предстоит
открыть
один
секрет
русского
я з ы ка
поэтому.
Юные
исследователи,
будьте внимательны и оригинальны
в своих идеях. Открываем тетради,
записываем
«24 февраля, Классная работа»
Создание
благоприятной
психологической
обстановки.
Развитие
монологической
речи обучающихся
2
Каллиграфиче
ская минутка
Решение
орфографичес
койзадачи.
Прочитайте пословицу и угадайте
слово
для
ка л л и гр а ф и че с ко й
минутки
Землю
красит……,
а
человека
труд.
Уп р а ж н е н и е
н а
развитие мышления
речи.
Формирование
каллиграфических
- Верно, солнце . Какая орфограмма
в этом слове?
-Объясните
лексическое
значение
слова
«солнце»
На
столе
словари
найдите
в
словаре,
Словарь : солнце- небесное светило,
раскаленное
тело
шарообразной
формы вокруг которого вращается
Земля и другие планеты.
Запишем
пословицу
по
памяти.
Прочитаем
ее
орфографически,
о б р а щ а я
в н и м а н и е
н а
п од ч е р к н у т ы е
о р ф о г р а м м ы .
Проверьте.
навыков.
Письмо по памяти
Взаимопроверка.
3
Создание
ситуации
успеха.
Как вы понимаете эту пословицу?
Предлагаю и вам потрудиться.
О, как хорош был лес, когда в два
часа мы вошли в него.
З а п и ш и т е
в ы с к а з ы в а н и е
и
определите части речи. Проверяем.
(+/-) Какие трудности встретились?
Молодцы.
Вы
доказали,
что
все
части речи вы усвоили!
К а ж д ы й
у ч е н и к
индивидуально
решает
задачу,
не
испытывая при этом
затруднений.
В
р е з у л ь т а т е
достигается
эмоциональное
удовлетворение
д е т е й
с в о и м и
знаниями.
Один
ученик
по
секрету.
3
Возникновени
е
с и т у а ц и и
«интеллектуал
ь-
ногоразрыва»
Мы
научились
определять
части
речи.
А
как
вы
думаете,
все
ли
за га д к и
ру с с ко го
я зы ка
м ы
изучили?
Составьте предложение со словами:
Алеша, Петя, книга
Что
можете
сказать
об
этих
предложениях?
А
чем
еще
могут
различаться
Алеша читает книгу
Пете.
А л е ш а
и
П е т я
читают книгу
Они разные. Разный
смысл.
предложения? Проблема!
4
Фиксация
«разрыва»
В
графико-
знаковой
форме.
Чтобы это выяснить посмотрите
на доску .
На доске предложение
Младшая
внучка
приехала
к
бабушке и дедушке.
Определите,
какие
слова
связаны
между собой.
Начнем со слова младшая. Может
лиэто
слово
быть
в
да н н ом
высказываниив другом падеже?
Какое слово не позволяет изменить
падеж этого прилагательного?
Попробуем изменить род, число.
На доске появляется схема
Теперь давайте проверим, зависит
ли в этом высказывании от какого –
л и б о
д р у г о г о
с л о в а
существительное
внучка
или
оно
только
«командует»
другими
словами.
П о с л у ш а й т е
в ы с к а з ы в а н и е :
Младшей
внучке
приехала
к
бабушке и дедушке.
О т
к а к о г о
с л о в а
з а в и с и т
существительное внучка?
Перейдем
к
слову
«приехала».
Можно ли изменить род этого слова
в данном высказывании? А число?
Какое
слово
«требует»
форму
женского
рода
и
единственного
числа?
В
ходе
рассуждения
появляется
схема.
Младшая внучка
Приехала к бабушке
Приехала к дедушке
Внучка приехала.
Нет.
В нуч ка .
З н ач и т,
с л о в о
м л а д ш а я
зависит
от
слова
внучка по падежу.
Вывод:
Прилагательное
младшая
зависит
от слова внучка по
РЧП.
Н е
п о л у ч а е т с я .
Значит
падеж
у
существительного
внучка
зависимый
от глагола приехала
Существительное
внучка.
Учащиеся
предлагают
свои
Как назвать эти типы связи?
Теперь осталось проверить, зависят
л и
о т
к а к о г о -
л и б о
с л о в а
существительные
к
бабушке
и
к
дедушке
Измените падеж этих слов.
Какое слово не дает этого сделать?
Отличается
ли
эта
связь
слов
младшая
внучка
от
связи
слов
приехала к бабушке?
В каких случаях одно слово зависит
от другого? А в каком случае оба
слова зависят друг от друга? Как
это показано на схемах?
Сформулируйте вывод о том, какие
типы грамматической связи могут
быть между словами.
П р и д у м а й т е
н а з в а н и я
обнаруженным типам связи.
На
до ске
появляется
с хе м а ,
п о д п и с а н н а я (подчинительная
связь и взаимная)
А могут ли еще как -то связываться
слова?
Обратите
внимание
на
слова
к
бабушке и дедушке.
Что вы можете о них сказать?
Вы
молодцы!
По
-
другому
их
называют однородными.
Подумайте,
как
назвать
связь
между однородными словами?
Обратимся к учебнику с.66
Появляется схема.
варианты.
Не изменяется.
О б а
э т и
с л о в а
зависят
по
падежу
от глагола приехала.
Варианты детей
Отвечают на один и
тот
же
вопрос.
А
если
отвечают
на
о д и н
и
т о т
ж е
вопрос
значит
и
выполняют
одинаковую работу.
Варианты детей.
Изучением синтаксических единиц
мы и займемся в дальнейшем.
Работа в паре.
А сейчас работа с упражнением №
187
Проверка.
Работу по учебнику
Итог урока
Рефлексия
Урок
подходит
к
концу.
Кто
заслужил похвалу на сегодняшнем
уроке?
И т а к
п о с м о т р и м
н а с ко л ь ко
внимательными вы были на уроке
Покажите
знак
согласия
или
не
согласия с моим утверждением:
-
грамматическая
связь
между
словами при которой формы одного
слова
зависят
от
форм
другого
слова, называется подчинительной
связью. +
-
грамматическая
связь
между
словами,
формы
которых
зависят
д р у г
о т
д р у г а
н а з ы в а е т с я
сочинительной. –
Молодцы!
А
теперь
вернемся
к
началу урока Какая проблема перед
нами
встала ?
А
чем
еще
могут
различаться предложения?
Мы
ответили
на
вопрос?
Как
вы
считаете
все
мы
узнали
о
связях
слов в предложении? Эти вопросы
м ы
п о с т а р а е м с я
р е ш и т ь
н а
следующих уроках
Спасибо за работу!
Истинно- ложно
М н е н и е
д е т е й
ф и кс и р у е т с я
н а
доске.