"Мне нравится самарская роспись" Часть3 "От простого к сложному"
Автор: Горлова Светлана Григорьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" Советского района Населённый пункт: г.о.Самара, Самарская область Наименование материала: Учебное пособие Тема: "Мне нравится самарская роспись" Часть3 "От простого к сложному" Раздел: дополнительное образование
1
«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем»
Конфуций
«Мне нравится самарская роспись – я научусь»
Учебное пособие №3.
«От простого к сложному».
Этапы ознакомления с авторской Горловой С.Г.(самарской) росписью.
Продолжаем осваивать авторскую Горловой С.Г.(самарскую) роспись.
Содержание.
Этапы последовательного освоения авторской (самарской) росписи.
1.Подготовительный:
Упражнения на отработку точности руки и глаза.
«Безотрывное рисование» простых предметов.
Предметное рисование.
2-Этап. От живописного рисунка к рисунку декоративному:
Выполнение рисунка с опорой на натуру или по представлению.
Стилизованное изображение предмета.
Предварительный разбор вариантов композиционного решения на выбранном для
росписи предмете.
Определение основных композиционных схем.
Декоративное изображение предмета в стиле авторской (самарской) росписи.
«Рисовать надобно уметь прежде , нежели
быть художником, потому что рисунок
составляет основу искусства.
Механизм следует развивать с
ранних лет, чтобы художник, начав
размышлять и чувствовать, передал
2
свои мысли верно, и без всякого
затруднения…».
Карл Брюллов
Этапы последовательного освоения авторской Горловой С.Г.
(самарской) росписи.
1. Этап. Подготовительный: (особенно важно при обучении детей младшего возраста)
Упражнения на отработку точности руки и глаза, правильной композиции
( сгибание листа на 2, 4 части, на 2,4 полосы – нахождение центра листа, центра
композиции)
«Безотрывное рисование» простых предметов в полосах, в квадратах - не отрывая
фломастера, мела, карандаша, кисти от поверхности листа, доски.
Предметное рисование по композиционным рационально- упрощённым схемам:
3
птиц ,
животных,
рыб
4
портрета человека, животного,
5
фигуры человека, животного,
растений – листьев, цветов, деревьев....
зданий, техники.
2-Этап. От живописного рисунка к рисунку декоративному.
Выполнение рисунка с опорой на натуру или по представлению: букеты
цветов;портреты людей, животных, рисунки птиц, животных..., другие
изображения;
6
Стилизованное изображение предмета ;
Предварительный разбор вариантов композиционного решения на выбранном
для росписи предмете:
-выбор предмета изображения для росписи (птица, рыбка или др.)
-определение частей тела (если это птица, или животное, или фигура человека),
- выбор вида росписи - городецкой, хохломской или авторской (самарской)...- выбор
цветовой гаммы, фона, элементов росписи, опираясь на образцы ...
7
Определение основных композиционных схем , - их зависимость:
-от идеи, формы предмета,
- зависимость от размеров предмета
( 1 -есть идея --- идём к выбору формы и размеров заготовки);
2 -есть заготовка определённой формы – осуществляем идею)...
Декоративное изображение предмета в стиле авторской (самарской) росписи
(или иной: по заданию... хохломской, городецкой) в определённой цветовой гамме,
в соответствии с технологией росписи.
8
Продолжение в следующем номере учебного пособия №4 .
Педагог дополнительного образования Горлова Светлана Григорьевна.
Почётный работник общего образования.