Напоминание

Дополнительная модифицированная общеразвивающая 4-х летняя образовательная программа в области предмета " Фортепиано"


Автор: Иванова Марина Олеговна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МКУДО Кумылженская ДМШ №1
Населённый пункт: Волгоградская обл., Станица Кумылженская
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная модифицированная общеразвивающая 4-х летняя образовательная программа в области предмета " Фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное казённое образовательное

учреждение дополнительного образования детей

Кумылженская детская музыкальная школа №1

Кумылженского муниципального района

Волгоградской области

Дополнительная модифицированная общеразвивающая

4-х летняя образовательная программа в области предмета

« Фортепиано»
Подготовила: Преподаватель МКОУ ДОД Кумылженской ДМШ№1 Кумылженского Муниципального района Волгоградской области Иванова Марина Олеговна
2015 г.
Содержание

1.

Пояснительная записка………………………………………………………………….3

2.

Цели и задачи учебного предмета………………………………………………………3

3. Ожидаемые результаты обучения……………………………………………………...4

4. Учебный план………………………………………………………………………….......4

5. Годовые требования по классам……………………………………………………….. 5

6. Учёт успеваемости и оценка результатов освоения учебного

предмета…………………………………………………………………………………... 8

7.

Примерные программы выступлений………………………………………………...9

8. Творческое развитие учащихся…………………………………………………………10

9. Условия для реализации программы…………………………………………………..11

10. Методические рекомендации…………………………………………………………...11

11. Примерный репертуарный список……………………………………………………..13

12. Рекомендуемая литература для преподавателей……………………………………..22

13. Приложение………………………………………………………………………………..24
2

1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Фортепиано» для учащихся 1 – 4 классов общеразвивающего отделения ДМШ №1 ориентирована на общее музыкальное и творческое развитие детей. Эстетическое воспитание подрастающего поколения занимает важное место в процессе формирования сознания, нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей человека. Основные направления развивающего отделения ДМШ – приобщение детей к музыкальному искусству, формирование их эстетических вкусов, воспитание активных участников художественной самодеятельности. Основная цель педагога – построить обучение таким образом, чтобы после окончания музыкальной школы ученики могли применить навыки, полученные в годы обучения, в дальнейшей жизни. За весь период обучения педагог должен:  научить ученика играть на фортепиано;  ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля; с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;  развить у юных пианистов умение словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения;  проводить воспитательную и творческую работу с учащимися. Обучение по настоящей программе не исключает выявление музыкально – одарённых детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные учреждения музыкального искусства. Программа рассчитана для работы с детьми с 6,5 лет до 15 лет. Срок реализации программы 4 года.
2.

Цели и задачи учебного предмета

Цели учебного предмета:
 комплексное развитие личности ребенка;  воспитание духовной и музыкальной культуры; 3
 повышение общей культуры учащихся;  удовлетворение познавательных потребностей ребят;  предоставление начального музыкального образования;  широкий охват детей, желающих обучаться музыке;  сделать доступным образование в области искусства для всех желающих.
Задачи учебного предмета -
привить ученику музыкально – эстетического отделения следующие знания и навыки:  владение инструментом фортепиано;  свободно читать с листа музыкальные произведения;  подбирать по слуху с аккомпанементом;  аккомпанировать солисту и петь под собственный аккомпанемент;  музицировать в различных жанрах;  любить и понимать музыку, увлечь ею, иметь хороший музыкальный вкус;  уметь рассказать о музыке и композиторах;  расширить эмоционально – чувственное восприятие и развить образное мышление.
3. Ожидаемые результаты обучения
Юный пианист, с помощью педагога, должен:  реализовать свои музыкальные и творческие способности;  научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - овладеть навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;  расширить свой музыкальный кругозор;  научиться исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;  вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных особенностей.
4. Учебный план Срок обучения 4 года

Недельная нагрузка в часах

(
распределение по годам обучения, часов в неделю)
Наименование

предмета

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

Специальность

и

чтение с листа

2

2

2

2

Ансамбль

1

1

1

1

Хоровой класс

1

1

1

1,5
4

Сольфеджио

1

1,5

1,5

1,5

Слушание музыки

1

-

-

-

Музыкальная

литература

(зарубежная,

отечественная)

-

1

1

1

5. Годовые требования по классам

1 класс
В течение учебного года ученик должен пройти 8 – 12 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, произведения с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а так же (для более продвинутых учащихся) – легкие сонатины и вариации. К концу первого года обучения ученику необходимо приобрести следующие знания и навыки:  подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок;  приобретение первоначальных навыков чтения нот с листа;  освоение нотной грамоты; Для налаживания игрового аппарата рекомендуется систематически играть упражнения в виде различных последовательностей пальцев (non legato, legato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам. Для технического развития (во втором полугодии) - пройти 2 – 3 мажорные гаммы на 2 октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях. Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия: Декабрь ( зачет ) - 2 разнохарактерных произведения. Апрель – май - 3 произведения ( этюд, 2 пьесы, одну пьесу можно заменить крупной формой).
2 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8 – 12 различных музыкальных произведений: 1 - полифоническое произведения (или пьесы с элементами полифонии); 5
1 - произведение крупной формы; 2 - 4 разнохарактерные пьесы; 2 - 6 этюдов; 2 - ансамбля. Рекомендуется систематически уделять внимание развитию навыков чтения с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу, игре ансамблевых пьес разных жанров, подбору по слуху песенных мелодий с простейшим сопровождением, транспонированию. Педагог может давать ученику различные творческие задания: сочинение музыки (возможно, на заданное стихотворение), изображение звуками на инструменте различных образов (сказочных, звуков природы и др.), до-сочинение мелодий (например, ответных предложений). Продолжается работа над развитием игрового аппарата. В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом движении двумя руками на 2 октавы; параллельные минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) двумя руками на 2 октавы; тонические трезвучия с обращениями - аккордами по 3 звука отдельными руками.
Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого

и второго полугодия
Декабрь ( зачет ) - пьеса и полифоническое произведение (можно 2 пьесы). Апрель—май - пьеса и крупная форма (можно пьесу и 2 этюда).
Технические и творческие зачёты:
Октябрь - этюд и чтение с листа, знание музыкальных терминов. Февраль - творческий зачет: исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле.
3 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8 -12 различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1 - полифоническое произведение; 1 - произведение крупной формы; 3 - 5 разнохарактерных пьес; 3 - 4 этюда: 2 - 4 ансамбля. Продолжать работу по чтению с листа (уровень трудности 1 2 класс). Подбирать по слуху мелодии, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение. Учитывая 6
индивидуальные возможности ученика, целесообразно сочинение легких пьес различных жанров в форме периода. Работать над развитием технических навыков (упражнения в виде позиционных фигур, коротких трелей и других мелизмов, репетиций и др.) В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом и противоположном движением двумя руками. Минорные параллельные гаммы (в натуральном, гармоническом и мелодическом виде) в прямом движении на 2 октавы двумя руками. Хроматические гаммы - каждой рукой отдельно на 2 октавы от всех клавиш; тонические трезвучия с обращениями по 3 звука двумя руками на 2 октавы; арпеджио короткие по 4 звука с обращениями на 2 октавы отдельными руками.
Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого

и второго полугодия.
Декабрь ( зачет ) - пьеса и полифоническое произведение ( можно 2 пьесы ). Апрель - май - пьеса и крупная форма ( можно пьесу и 2 этюда ).
Технические и творческие зачёты:
Октябрь - этюд и чтение с листа, знание музыкальных терминов. Февраль - творческий зачет: исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле.
4 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-12 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1 - 2 - полифонических произведения; 1 - 2 - произведения крупной формы; 2 - 4 - разнохарактерные пьесы; 2 - 5 - этюдов. 2 - 3 - ансамбля. На каждом уроке необходимо выделять время для развития навыков чтения с листа; дальнейшего освоения навыков игры в ансамбле; подбору по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением. Продолжать работу по развитию технических навыков, подбирая упражнения и этюды с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ученика. К концу четвертого класса ученик должен пройти все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении на 4 октавы. Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом движении двумя руками на 4 октавы; хроматические гаммы от всех 7
звуков двумя руками в прямом движении, и в противоположном – от «ре» и «соль #». Тонические трезвучия с обращениями по 3 или 4 звука, арпеджио короткие двумя руками на 4 октавы; арпеджио ломаные двумя руками в 2 -3-х тональностях.
Промежуточная и итоговая аттестация
Декабрь - первое прослушивание по нотам (3 произведения на выбор педагога). Март - второе прослушивание наизусть. Май - выпускной экзамен (3 произведения на выбор педагога).
6.

Учёт успеваемости и оценка результатов освоения учебного предмета
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, зачетах, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т. д. Экзамен проводится только в выпускном классе (итоговая аттестация). Участие в концертах, конкурсах и фестивалях приравнивается к выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки учащихся, а также умение читать ноты с листа, знание музыкальных терминов, выполнение заданий по подбору по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на зачете в присутствии педагогов отделения. Зачеты по проверке технической подготовке учащихся проводятся со 2 класса. Оценка за выступление академических концертах, учащимся 1 – 4 классов, выставляется только во II полугодии. При выведении итоговой оценки в конце каждого класса учитывается:  оценка годовой работы ученика, выведенная на основе четвертных оценок;  оценка ученика за выступления на академическом концерте или экзамене, и на зачетах;  другие выступления ученика в течение учебного года. Для текущего контроля успеваемости предусмотрены следующие формы: – проверка домашней (самостоятельной) работы, выступления на академических концертах, прослушиваниях, зачетах. Текущий контроль успеваемости учеников проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков, зачетов и академических концертов и исполнения сольных программ. Контрольные уроки, зачёты и 8
экзамены могут проходить как технические зачеты, академические концерты, исполнение концертных программ.
Требования к содержанию итоговой аттестации
(для учащихся 4 класса) Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. По завершении итоговой аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании фортепианного общеразвивающего отделения ДМШ. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:  овладеть навыками игры на фортепиано;  приобрести знания, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;  приобрести знания основного фортепианного репертуара;  приобрести знания по различным исполнительским интерпретациям музыкальных произведений;  научиться исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;  знание профессиональной терминологии;  достаточный технический уровень владения инструментом фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;  наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Критерии выставления оценок на выпускном экзамене:

«Отлично»:
 на выступлении ученик чувствует себя свободно;  исполнение программы выразительно и разнообразно;  ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры;  решение тембровых и регистровых задач;  выступление яркое и осознанное.
«Хорошо»:
 достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;  недостаточно яркая трактовка исполнения музыкальных произведений.
«Удовлетворительно»:
 однообразное исполнение, недостаточные навыки пианизма; 9
 плохая техника исполнения, вялая динамика.
«Неудовлетворительно»:
 слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
« Зачет»:
 исполнение программы на достаточном для сдачи уровне.
7. Примерные программы выступлений:

1 класс

***
Я. Сен-Люк Бурре К. Черни Этюд № 16 Д. Кабалевский «Ночью на реке»
***
В. Моцарт Менуэт d moll А. Жилинский Этюд C dur Д. Кореневская «Дождик»
2 класс

***
М. Клементи Сонатина C dur op.36 ч.I П. Чайковский Старинная французская песенка.
***
Р. Шуман Марш op.68 А. Корелли Сарабанда
3 класс

***
И.С. Бах Менуэт G dur К. Хачатурян Андантино
***
Л. Бетховен Сонатина F dur ч.I П. Чайковский « Новая кукла2
***
М. Глинка Двухголосная фуга Э. Григ «Танец эльфов» op. 12
***
Р. Шуман Детская соната G dur ч.I С. Прокофьев Сказочка op.
4 класс
10

***
И.С.Бах Двухголосная инвенция C dur Ф. Шуберт Вальс h moll Г. Балаев « На горной тропе» (ансамбль)
***


М. Клементи Сонатина D dur ч.I М. Глинка Прощальный вальс G dur Дж. Гершвин « Сказочно» (ансамбль)
8. Творческое развитие учащихся


Работа по творческому развитию учащихся должна проводиться на протяжении всего периода обучения. Умение играть по слуху, и приобретение навыков транспонирования способствует развитию творческих навыков учащихся. Следует научить учащихся элементарному анализу гармоний, поддерживающих мелодию. Педагогам необходимо поощрять и тактично направлять любые проявления творческой инициативы ученика: попытки импровизации, сочинения небольших пьес. Эти пьесы могут сочиняться как на заданную тему, так и на свободную. Такие опыты, даже если они не обнаруживают наличия соответствующих данных, всегда содействуют развитию музыкальных задатков ученика, в частности, его попытки по- своему истолковывать изучаемую музыку, а также помогают более свободно и широко использовать выразительные возможности инструмента. Во II полугодии на зачете по развитию творческих навыков может быть исполнен подбор по слуху и сочинение, игра в ансамбле, аккомпанемент, исполнение популярной музыки. Учитывается участие детей в музыкальных спектаклях. Ещё одна форма развития творческих навыков учащихся – это создание творческих коллективов. Практика работы фортепианного общеразвивающего отделения показала, что наибольший интерес у ребят и их родителей вызывает создание таких творческих объединений, как театральная студия и вокальные коллективы.
9. Условия для реализации программы

Минимальное материально-техническое обеспечение
Р е а л и з а ц и я п р о г р а м м ы п р е д м е т а т р е бу е т н а л и ч и я у ч е б н о г о к а б и н е т а (класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений. Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано.
Технические средства:
метроном, наличие аудио и видеозаписей, ноутбук.
Методическое обеспечение учебного процесса:
 Рекомендуемые учебные издания - сборники гамм, упражнений, этюдов. 11
 Художественный материал по программе.  Использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей.
Дополнительные источники:
 Музыкальная энциклопедия  Поисковые системы сайты Интернета  Сайты издательств
10. Методические рекомендации

Развитие технических навыков
В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков. Развитие техники осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями; развитию техники (пальцевой беглости, четкости и т. д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями. Основным условием продуктивности работы ученика над упражнениями является четкое осознание их назначения для преодоления технических трудностей: стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио и др. В старших классах, наряду с увеличением темпа в гаммах, перед учеником ставятся различные задания по динамике, артикуляции, группировке. Изучение аккордов и гамм способствует закреплению теоретических знаний ученика и выработке первичных аппликатурных навыков. Педагог – пианист имеет возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, по музыкально - пианистическим и техническим задачам этюды. Ученик извлечет наибольшую пользу из каждого этюда в том случае, если доведет исполнение его до законченности и блеска в быстром темпе. Необходимо развивать в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приемов, помогающих осуществлять художественный замысел произведения.
Составление индивидуального плана
Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи. Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у учащегося является выбор репертуара, в который необходимо включать произведения русских и зарубежных композиторов – классиков, а так же - современных русских и зарубежных авторов. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. 12
Пути развития ребенка определяются в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально – исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. В музыкальной школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому в отдельных случаях является педагогически оправданным включение в индивидуальные планы произведений из репертуара предыдущего класса. Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, рекомендуется проходить пьесы в порядке ознакомления, в которых допускается различная степень завершенности работы над ними.
Чтение нот с листа и игра в ансамбле
Одним из важнейших разделов работы педагога является развитие у учащихся навыка чтения нот с листа, необходимого для их дальнейшей практической деятельности. Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум направлениям: развитие навыка тщательного разбора (анализа) и навыка беглого чтения с листа. Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются осознание ладотональности, метроритма, умение охватить мелодические фразы, внимательное отношение к аппликатуре. Всему этому педагог учит, давая ученику вначале очень простые, а затем постепенно усложняющиеся задания по разбору текста. Параллельно с навыками тщательного разбора (и на базе этих навыков) необходимо развивать беглое чтение с листа, основанное на умении охватывать главное в музыкальной ткани, умение непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок. Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват все более протяженных музыкальных фраз, свободная ориентировка на клавиатуре, подбор удобной аппликатуры являются непременным условием успешного овладения навыком чтения с листа. Работа по чтению с листа должна начинаться с первого класса и носить систематический характер в течение всего периода обучения. В первом полугодии проводится зачет по чтению с листа без оценки. Развитию навыков чтения нот с листа способствует игра в ансамблях. Следует широко практиковать чтение нот с листа ансамблевых произведений. Необходимо, чтобы учащийся, играя в ансамбле, приучался читать не только первую, но и вторую партию, а также просматривать текст на один такт или несколько тактов вперед. Для чтения с листа рекомендуется постепенность перехода от простого к более сложному. В хрестоматиях для чтения нот с листа педагог найдет материал по постепенно возрастающей трудности. 13

11. Примерный репертуарный список

1 класс

Этюды
Гедике А.Соч.36.60 легких фортепианных пьес для начинающих. Тетр.1: №№13, 14, 22 Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих: №№1-3, 9-13, 15, 19. Подготовительные упражнения по различным видам фортепианной техники (по выбору). Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера, ч.1: №№1-6. Шитте А.Соч.108. 25 маленьких этюдов: №№1 – 15. Соч.160. 25 легких этюдов: №№1-20. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей,ч.1. Сост. С .Ляховицкая и Л. Баренбойм ( по выбору). Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева (по выбору). Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона: №№1-12.
Пьесы
Беркович И. 25 легких пьес: Украинская мелодия, Осень в лесу, Вальс, Сказка. Гедике А.Соч.36. 60 легких фортепианных пьес.Тетр.1: Заинька, Колыбельная, Сарабанда, Танец. Гречанинов А.Соч. 98. Детский альбом: Маленькая сказка, Скучный рассказ, В разлуке, Мазурка. Жилинский А. Фортепианные пьесы для детей: Игра в мышки, Вальс, Утро в пионерском лагере. Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы для детей: Ночью на реке, Вроде вальса. Львов-Компанеец Д. Детский альбом: Веселая песенка, Игра, Раздумье, Колыбельная, Бульба. Майкапар С. Соч.28. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка. Соч.33. Миниатюры: Раздумье. Моцарт Л. 12 пьес из нотной тетради Вольфганга Моцарта: Бурлеска, Ария, Менуэт D dur. Слонов Ю. Пьесы для детей: Шутливая песенка, Рассказ, Разговор с куклой, Сказочка, Кукушка, Колыбельная. Хренников Т. Альбом пьес: Поют партизаны, Осенью, Колыбельная. Библиотека юного пианиста. Вып.1, 2,3 ,4 ,5. Сост. В. Натансон - по выбору. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.1, 2. Сост. С. Ляховицкая – по выбору.
Полифонические произведения
Гуммель И. Пьесы: F dur, C dur, d moll. Кригер И. Менуэт a moll. Моцарт Л. Менуэт, Бурре. Сборник полифонических пьес. Тетр.1 Сост. С. Ляховицкая: русские народные песни Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт d moll. Глинка М. Полифоническая пьеса d moll.
Произведения крупной формы
Рейнеке К.Соч.12.Андантино из сонатины G dur. Соч.127. Сонатина G dur, ч.2. Соч.136. Аллегро модерато. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Вып.1. I-II кл. ДМШ. Сост. и ред .Н.Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян: Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». Школа игры на фортепиано. Под ред. А.Николаева – по выбору. 14
Штейбельт Д.Сонатина C dur, ч.1. Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору.
Ансамбли
Брат и сестра. Народные песни и легкие ансамбли. Вып.1. Перелож. и обр. С.Кузнецовой – по выбору. Брат и сестра. Народные песни и танцы. Вып.2. Сост. и ред. В.Натансона – по выбору. Избранные ансамбли. Вып.1 (БЮП). Сост.В. Натансон – по выбору. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки (БЮП). Сост. В.Натансон – по выбору Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.1. Сост. С.Ляховицкая и Л. Баренбойм – по выбору. Кабалевский Д. Наш край. Школа игры на фортепиано. Для первого года обучения. Сост. Н.Кувшинников и М.Соколов – по выбору. Юный пианист Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору.
2 клас

Этюды
Беренс Г.Соч.70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав: №№31, 33, 43, 44, 47, 48, 50. Гедике А.Соч.6. 20 маленьких пьес для начинающих: №5. Соч.32. 40 мелодических этюдов для начинающих: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24. Гнесина Е. Этюды на скачки: №№1 – 4. Лекуппэ Ф. Соч.17. Азбука. 25 легких этюдов: №№3, 6, 7,9, 18, 21, 23. Лемуан А. Соч.17. Этюды: №№1, 2,6, 7, 10, 17, 27. Лешгорн А. Соч.65. Избранные этюды для начинающих: №№1, 5-7, 9, 27, 29. Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под. Ред. Г. Гермера. Ч.1: №№10, 11, 13-18, 20, 21, 23-29, 40. Шитте А. Соч.108. 25 маленьких этюдов: №№16, 21-23 Соч.160. 25 легких этюдов: №№23, 24
Пьесы
Бетховен Л. Экоссезы: Es dur, G dur. Гайдн А. Соч.6. Пьесы: №№5, 8, 15, 19. Соч.58.Прелюдия. Гречанинов А. Соч.98.Детский альбом (пьесы по выбору). Соч.123. Бусинки (по выбору). Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы: Старинный танец, Печальная история. Майкапар С. Соч.28.Бирюльки: Маленький командир, Мотылек, Мимолетное видение. Салютринская Т. Кукушка Слонов Ю. Пьесы для детей: Скерцино, Светланина полька, Утренняя прогулка. Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Болезнь куклы, Старинная французская песня. Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Мелодия, Марш, Первая утрата. Школа игры на фортепиано. Для второго года обучения. Сост. Н.Кувшинников и М.Соколов – по выбору.
Полифонические произведения
15
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт G dur, Менуэт d moll, Волынка D dur, Полонез g moll №2. Гендель Г. Две сарабанды: F dur, d moll. Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Колыбельная песенка.
Произведения крупной формы
Андрэ А. Сонатина G dur (Сонаты, сонатины, рондо, вариации для фортепиано, ч.1. Сост.С. Ляховицкая. Беркович И. Школа игры на фортепиано: Сонатина G dur. Бетховен. Л. Сонатина G dur, ч.1, 2. Гедике А. Соч.36.Сонатина C dur. Соч.46.Тема с вариациями. Диабелли А. Сонатина F dur (Школа игры на фортепиано. Для второго года обучения. Сост. Н. Кувшинников и Н. Соколов). Жилинский А. Сонатина G dur. Кабалевский Д. Соч.51. Вариации F dur. Клементи М. Соч.36. №1 Сонатина C dur. Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни (g moll). Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта». Некрасов Ю. Маленькая сонатина e moll (Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей, ч.2.Сост. С. Ляховицкая). Плейель И. Сонатина D dur, ч.1. Салютринская Т. Сонатина G dur. Хаслингер Т. Сонатина C dur, ч.1,2 (Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева).
Ансамбли
Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору). Чайковский П. 50 русских народных для ф-но в 4 руки - по выбору). Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып.1. Для фортепиано в 4 руки. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.2.Сост. С.Ляховицкая: Глинка М.Жаворонок. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1. I-II кл .ДМШ.Сост. и ред.Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян – по выбору. Школа игры на фортепиано. Ред. А.Николаева – по выбору. Юный пианист. Вып.1 Сост. и ред. Л.Ройзмана и В.Натансона – по выбор
3 класс

Этюды
Беркович И. Маленькие этюды: №№33-40. Гедике А. Соч.32.40 мелодических этюдов для начинающих: №№23,29-32. Соч.47. 30 легких этюдов: №№10,16,18,21,26. Соч.58. 25 легких пьес: №№13,18,20. Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих. Тетр.4 №№31,33. Лемуан А. Соч.37. 50 характерных прогрессивных этюдов: №№4,5,9. 11,12,15,16,20-23,35,39. Лешгорн А. Соч.65. Избранные этюды для начинающих (по выбору). Избранные фортепианные этюды. Под. ред. Г. Гермера, ч.1. №№17,18,21-23,25,28,30-32,34-36,38,41-43,45,46. 16
Шитте А. Соч. 68. 25 этюдов: №№2,3,6,9. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамбле,ч.3 ред. С. Ляховицкой (по выбору). Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В.Натансона (по выбору).
Пьесы
Гайдн И. Две пьесы: F dur, Es dur. Двенадцать легких пьес: Es dur мажор. Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие. Глиэр Р. Соч.43. Маленький марш. Гнесина Е. Пьесы-картины: №4. С прыгалкой; №9. Проглянуло солнышко; №11.Верхом на палочке. Гречанинов А. Соч.109.День ребенка: Сломанная игрушка. Соч.118.Восточный напев. Соч.123.Бусинки: Грустная песенка. Кабалевский Д. Соч.27. Токкатина. Соч.39.Клоуны. Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино, Пионерская песня. Майкапар С. Соч.23. Миниатюры: Тарантелла. Соч.28. Бирюльки: Тревожная минута, Эхо в .горах, Весною. Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса A dur. Мелартин Э. Утро. Ребиков В. Соч.2. Восточный танец. Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Уличные игры, Солнечный день, Мелодии на банджо, Американская народная песня. Франк Ц. Жалоба куклы, Осенняя песенка. Фрид Г. Семь пьес: С новым годом!, Весенняя песенка. Хачатурян А. Андантино Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Марш оловянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая песенка. Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец. Шуберт Ф. Экоссез G dur, Менуэт. Шуман Р. Соч.68.Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый крестьянин. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1 III-IV кл. ДМШ Сост. и ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян: Гречанинов А. Соч.119. Счастливая встреча. Караманов А. Лесная картинка. Косенко В. Соч.15. Пастораль. Николаева Т. Музыкальная табакерка. Свиридов Г. Перед сном.
Полифонические произведения
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт №3 c moll, Менуэт №12 G dur, Марш №16, Полонез №19. Маленькие прелюдии и фуги. Терт.1: Прелюдия C dur, Прелюдия g moll, Менуэт g moll. Бах И.Х. Аллегретто. Бах Ф.Э. Менуэт Кригер И. Сарабанда Майкапар С. Соч.28. Бирюльки: Прелюдия и фугетта cis moll. 17
Моцарт Л. Сборник фортепианных пьес для начинающих по нотной тетради Леопольда Моцарта: Бурре d moll.Сарабанда, Жига. Пахельбель И. Гавот с вариациями. Скарлатти Д. Ария. Бах И.С. Ария g moll. Кирнбергер И. Менуэт E dur. Полифонические пьесы .I-V кл.ДМШ (БЮП) Сост.В.Натансон – по выбору Сборник полифонических пьес, ч.1.Сост.С.Ляховицкая: Арман А. Фугетта C dur Корелли А. Сарабанда e moll.
Произведения крупной формы
Андрэ А. Соч.34. Сонатина №5 F dur, ч.1. Беркович И. Сонатина C dur. Бетховен Л. Сонатина F dur,ч.1; Сонатина для мандолины. Диабелли А. Соч.151.Сонатина №1: Рондо. Кабалевский Д. Соч.27. Сонатина a moll. Клементи М. Соч.36. Сонатина C dur, ч.2,3: Сонатина G dur,ч.1,2. Кулау Ф. Вариации G dur. Кулау Ф. Соч.55. №1. Сонатина C dur, ч.1, 2. Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни «Коровушка» g moll. Мелартин Э. Сонатина g moll. Моцарт В. Сонатина F dur,ч.1,2. Плейель И. Сонатина D dur. Раков Н. Сонатина C dur. Рожавская Ю. Сонатина, ч.2. Сильванский Н. Легкий концерт G dur. Сорокин К. Тема с вариациями a moll. Чимароза Д. Сонатина d moll.
Ансамбли
Брат и сестра. Вып.2,3. Сост. В. Натансон – по выбору. Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки. Вып.1 – по выбору. Избранные ансамбли для 2-х ф-но в 4 руки. Вып.4. Сост. Г.Баранова, Т. Взорова: Аренский А. Гавот, Романс. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Вып.4, ч.2. Сост.С.Ляховицкая: Мусоргский М. Гопак. Фортепианные ансамбли для ф-но в 4 руки. Ред.Н.Лукьяновой (по выбору). Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин».
4 класс

Этюды
Беренс Г. 32 избранных этюда из соч. 61 и 66; №№1-3,24. Соч.88. Этюды: №№5,7. Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 32; №№4,5,9. Лак Т. Соч.75.Этюды для левой руки (по выбору). Соч.172.Этюды: №№4,5. Лемуан А. Соч.37. Этюды: №№28-30,32,33,33,36,37,41,44,48,5 18
Лешгорн А. Соч.66. Этюды №№1- Майкапар С. Соч.31. Прелюдия-стаккато. Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера, ч.2: №№6,8,12. Юный пианист вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В.Натансона (по выбору). Беренс Г. 32 избранных этюда из соч.61 и 88: №№4-9,12,16,18-20, 23,25,30. Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 42: №№1,6,7,10,13,14,17. Геллер С. 25 мелодических этюдов: №№6,7,8,11,14-16,18. Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы: Этюды A dur, F dur, a moll. Лак Т. 20 избранных этюдов из соч.75 и 95: №№1,3,5,11-19,20. Лешгорн А. Соч.66. Этюды: №№6,7,12,18,19,20. Соч.136. Школа беглости. Тетр. 1 и 2 (по выбору). Черни К. Избранные фортепианные этюды, ч.2.Под ред. Г. Гермера: №№9-12, 15-21, 24-32. Соч.299. Школа беглости: №№1-4, 6, 7-11. Соч.337.40 ежедневных упражнений (по выбору). Соч.718. 24 этюда для левой руки:№№1, 2, 4, 6. Шитте Л. Соч.68. 25 этюдов: №№18, 19.
Пьесы
Амиров Ф. 12 миниатюр для фортепиано: Ноктюрн. Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано: Аллегро F dur, Менуэт F dur, Виваче D dur, Маленькая пьеса B dur, Анданте. Гладковский А. Детская сюита: Маленькая танцовщица. Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес: соч.31: №3. Колыбельная, №11.Листок из альбома; соч.34: №15. Русская песня; соч.35; №8. Арлекин; соч.43: №3. Мазурка, №4. Утро, №7. Ариетта; соч.47: №1. Эскиз. Гнесина Е. Альбом детских пьес: №6 Марш. Гречанинов А. Соч.109. Папа и мама, Нянюшкина сказка. Соч.117. Облака плывут. Соч.158. За работой, Русская пляска. Григ Э. Соч.12. Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песня родины. Гуммель И. Скерцо A dur, Анданте, Жига. Даргомыжский А. Вальс («Табакерка»). Дварионас Б. Маленькая сюита: Вальс a moll. Кабалевский Д. Соч.14. Из пионерской жизни (по выбору). Соч.27.Избранные пьесы: Шуточка, Скерцо, Кавалерийская. Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, Дождик, Мазурка, Сказка, Балетная сцена. Кюи Ц. Аллегретто C dur Майкапар С. Соч.33. Элегия. Моцарт В. Жига, Престо B dur. Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков. Раков Н. Скерцино Тактакишвили О. Колыбельная, Мелодия. Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская, Песня жаворонка, Полька, Вальс. Чемберджи Н. Детская сюита из балета «Сон Дремович»: Снегурочка, Полька. Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс. 19
Детская тетрадь: Заводная кукла. Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Деревенская песня, Народная песенка, Смелый наездник, Песенка жнецов, Маленький романс, Охотничья песня. Библиотека юного пианиста. Вып.2, 3, 4,5. Сост. В.Натансон – по выбору. Сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов. Сост. Е. Веврик, С. Вольфензон: Витлин В.Страшилище. Современная фортепианная музыка для детей.IV кл. ДМШ Сост. и ред. Н. Копчевского – по выбору. Юный пианист. Вып.3. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона: Бойко Р. Весенняя песенка Глиэр Р.Соч.34, №2. Польский танец. Амиров 12 миниатюр для фортепиано. На охоте. Марш. Бах Ф.Э. Сольфеджио. Бетховен Л. Семь народных танцев (по выбору). Бизе Ж. Колыбельная. Гедике А. Соч.8.Десять миниатюр: №6 e moll, №7 G dur. Гесслер И. Токката C dur, Скерцо B dur, Рондо C dur. Глинка М. Прощальный вальс G dur, Мазурка c moll. Глиэр Р. Соч.26. Шесть пьес (по выбору). Грибоедов А. Вальсы: Ми мажор, As dur. Григ Э. Соч.12. «Лирические пьесы»: Ариетта, Народный напев, Листок из альбома Соч.17. Песня о герое. Соч.38. Лирические пьесы: Народная песня, Странник. Гурилев А. Прелюдии: fis moll, cis moll. Дебюсси К. Маленький негритенок. Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы: Новелла, Драматический фрагмент. Соч.61. Токката, Песня. Калинников В. Грустная песенка соль минор, Русское интермеццо. Куперен Ф. Мелодия. Майкапар С. Соч.8. Маленькие новеллетты: Романс, Итальянская серенада, Токкатина. Мендельсон Ф. Соч.72. Шесть детских пьес Es dur, D dur. Моцарт В. Шесть вальсов (по выбору). Пахульский Г. Соч.8. Прелюдия c moll. Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка: Утро, Вечер, Вальс. Раков Н. Акварели (24 пьесы в разных тональностях): Белая лилия, Ласточка, Светлячки, Скерцино. Из юных дней: Бабочка, Веселая забава, Рожь колосистая. Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Зима, Дождик, Маленькая токката. Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Охота, Шотландский народный танец. Чайковский П. Соч.39.Детский альбом: Утреннее размышление, Нянина сказка, Сладкая греза, Баба-яга, Игра в лошадки. Шостакович Д. Сюита «Танцы кукол»: Полька, Вальс-шутка, Романс. Шуберт Ф. Соч.50. Вальс G dur. Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Северная песня, Песня матросов.
Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: №№1, 3, 5-8, 11, 12 20
Тетр.2: №№1, 2, 3, 6. Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда с вариациями, Куранта. Глинка М. Четыре двухголосные фуги: Фуга a moll. Мясковский Н. Соч.43. Элегическое настроение, Охотничья перекличка. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2. III-IV кл. ДМШ.Сост. и ред. Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян: Кирнбергер И. Шалун. Люлли Ж. Гавот g moll. Моцарт В. Жига. Бах И.С. Двухголосные инвенции: C dur, B dur, e moll, a moll. Французские сюиты: №2 c moll - Сарабанда, Ария, Менуэт. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр .I: C dur, F dur; Тетр. 2: D dur. Гендель .Г. 12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда Кабалевский Д. Прелюдии и фуги (по выбору). Майкапар С. Соч.8. Фугетта gis moll Соч.37. Прелюдия и фугетта a moll Мясковский Н. Соч.43. В старинном стиле (фуга). Павлюченко С. Фугетта Es dur. Фрид Г. Инвенции: C dur, f moll, a moll. Сборник полифонических пьес: ч.2. Сост.С. Ляховицкая: Купревич В.Фуга e moll Лядов А. Соч.34. Канон Эйслер Г.Соч.32,№4. Чакона C dur.
Произведения крупной формы
Беркович И. Концерт G dur Бетховен Л. Сонатина F dur, ч.2. Вебер К. Сонатина C dur, ч.1. Гуммель И. Сонатина C dur, ч.1; Вариации на тирольскую тему. Диабелли А. Соч.151.Сонатина G dur. Дюссек И. Сонатина G dur. Клементи М. Соч.36. Сонатины: №3 C dur, №4 F dur, №5 G dur. Кулау Ф. Соч.55, №1. Сонатина C dur. Лукомский Л. Две сонатины: Сонатина D dur. Медынь Я. Сонатина C dur. Моцарт В. Шесть сонатин: №1 C dur, №4 B dur. Чимароза Д. Сонаты: g moll, Es dur. Шуман Р. Соч.118.Детская соната, ч.1. Библиотека юного пианиста. Вып.3, 4. Сост. В. Натансон – по выбору. Избранные произведения композиторов XVII, XVIII, начала XIX веков. Вып.3. Под ред. Н. Кувшинникова; Бах Ф.Э. Соната G dur. Лиците П.Сонатина, D dur ч.1. Майкапар С. Соч. 36.Сонатина, ч.1. Щуровский Ю. Украинская сонатина. Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона; Бах И.Х. Рондо из концерта G dur (для фортепиано с оркестром). Бортянский Д. Соната C dur: Рондо. Вебер К. Соч.3. Анданте с вариациями. 21
Гендель Г. Соната C dur (Фантазия). Концерт F dur, ч.1 Грациоли Г. Соната G dur. Дварионас Б. Вариации F dur. Дюссек И. Соч.20. Сонатина Es dur. Кабалевский Д. Соч.40, №1. Вариации D dur Соч.51.Легкие вариации на тему словацкой народной песни: №3. Клементи М. Соч.36. Сонатина D dur, ч.1. Соч.37.Сонатины Es dur, D dur. Соч.38. Сонатины: G dur, ч.1, B dur. Лукомский Л. Концерт A dur, ч.1. Вариации f moll. Моцарт В. Концерт D dur, ч.2. Сонатины: A dur, C dur. Рейнеке К. Соч.47.Сонатина №2, ч.1. Рожавская Ю. Рондо (Сборник педагогических пьес украинских советских композиторов). Роули А. Маленький концерт G dur. Скултэ А. Сонатина C dur. Шуман Р. Соч.118. Сонатина G dur для юношества, ч. 3,4. Сонаты, сонатины, рондо, вариации. Вып.2. Сост.С. Ляховицкая: Чимароза Д. Сонатины: a moll, B dur.
Ансамбли
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин» (для 2-х фортепиано в 8 рук). Островский А. Девчонки и мальчишки (перелож. для фортепиано в 4 руки С. Стемпневского). Прокофьев С. Соч.78. «Вставайте, люди русские» Въезд Александра Невского во Псков из кантаты «Александр Невский». Брат и сестра. Вып.2, 3. Сост. В. Натансон – по выбору. Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки. Вып.2: Прокофьев С. Балет «Золушка»: Урок танца (гавот) Отъезд Золушки на бал (вальс). Римский-Корсаков Н. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка». Избранные ансамбли. Для 2-х фортепиано в 4 руки. Вып.4. Сост. Г. Баранов, Т. Взорова: Прокофьев С. «Кошка» из симфонической сказки «Петя и Волк». Бородин А. Полька (для фортепиано в 4 руки). Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (для 2-х фортепиано в 8 рук). Григ Э. Соч.35. Избранные произведения: Норвежский танец №2 . Мусоргский М. Гопак (для фортепиано в 4 руки). Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» (для фортепиано в 4 руки). Соч.67. Три отрывка из симфонической сказки «Петя и Волк» (обр. для 2-х фортепиано в 4 руки А. Руббаха). Раков Н. 4 пьесы (для 2-х фортепиано в 4 руки): Грустная песенка, Веселая песенка, Протяжная ми минор. Рубин В. Опера «Три толстяка» (обр. для 2-х фортепиано в 4 руки В.Пороцкого): Рондо, Кукла Суок, Марш. Шостакович Д. Прелюдия, Тарантелла (для 2-х фортепиано в 4 руки). Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик». 22
Гендель Г. Концерт B dur. Прокофьев С. Соч.25. Гавот из классической сюиты (для 2-х фортепиано в 8 рук). Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона: Бах И. С. Рондо из концерта Соль мажор (для 2-х фортепиано в 4 руки). Моцарт В. Менуэт из симфонии Es dur (для фортепиано в 4 руки) Шостакович Д. Элегия из балетной сюиты №3 (для 2-х фортепиано в 4 руки).
12. Рекомендуемая литература для преподавателей

Программы
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ (ДШИ). – М.: 1988. Музыкальный инструмент (фортепиано). Программа для ДМШ (ДШИ). – М.: 1988. Класс специального фортепиано. Программа для ДМШ. – М.: 1973. Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано. – М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2006. Примерная вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музицирование для учащихся фортепианного отделения. – М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2008.
Методическая литература
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.: Музыка, 1978. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Советский композитор, 1981. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1989. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л., 1974. Богино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - М.: Музыка, 1974. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе, изд.3. - Л.: Музыка, 1979. Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1-6. - М.: Музыка, 1979-1981, 1983-1985. Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М.Соколов. вып. 1-4. - М.: Музыка, 1965, 1968, 1973, 1976. Вопросы фортепианной педагогики под ред. В Натансона, вып. 1-4. - М., Музыка, 1963, 1967, 1971, 1976. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сост. и ред. С.Хентова. - М.-Л.: Музыка, 1966. Голубовская Н.И. Искусство педализации (о музыкальном исполнительстве). - Л.: Музыка, 1985. Гофман И. Фортепианная игра. - М.: Музыка, 1961. Калинина Н.П.. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. - М.: Музыка, 1974. Коган Г. Работа пианиста. - М.: Музыка, 1979. Коган Г. У врат мастерства. - М.: музыка, 1977. Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. В.сб.Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. Ред.- сост. В.Натансон. - М.: Музыка, 1979. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. - М.: Музыка, 1966. 23
Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. - М.: Музыка, 1984. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. - М.: Музыка, 1971. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1982. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. - Л.: Советский композитор, 1963. Ляховицкая С.М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Изд.3. - Л.: Музыка, 1975. Малинковская А.В. Фортепиано - исполнительское интонирование. - М.: Музыка, 1990. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника (на основе звукотворческой воли). - М.: Музыка, 1966. . Мартинсен К. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано». – М.: 2002. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. М.Гурвич, Л.Лукомский. - М.: Музыка, 1979. Милич Б.Е. Воспитание пианиста. - Киев: Музична Украiна, 1964. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 1 – 2 класс. - Киев: Музична Украина, 1999. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 3 – 4 класс. - Киев: Музична Украина, 1999. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 5 – 7 класс. - Киев: Музична Украина, 1999. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения». - М: Классика XXI, 2001. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры, изд.5. - М.: Музыка, 1988. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М.: Музыка, 1980. Носина В. Символика музыки И.С. Баха. - Тамбов, 1993. Савшинский С. Пианист и его работа. - Л.: Советский композитор, 1961. Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением. - Л.: Советский композитор, 1961. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1965. Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. - М.: Музыка, 1992. Теория и методика обучения игре на фортепиано. По общей ред. А.Каузовой, А.Николаевой. - М.: Владос, 2001. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л., 1947. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор, 1989. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. - М.: Советский композитор, 1987. Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1989. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.: Музыка, 1968. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1960. Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1969. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1984.
13. Приложение

Примерная характеристика ученика
Уровень музыкальных данных (слуха, ритма, памяти); соответствие исполнительского аппарата ученика данному музыкальному инструменту, степень приспособляемости к инструменту. Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции. Отношение к музыке, музыкальным занятиям. Работоспособность, собранность. Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений. 24
Успехи к концу года. Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению. 25


В раздел образования