Дополнительная модифицированная общеразвивающая 4-х летняя образовательная программа в области предмета " Фортепиано"
Автор: Иванова Марина Олеговна Должность: преподаватель по классу фортепиано Учебное заведение: МКУДО Кумылженская ДМШ №1 Населённый пункт: Волгоградская обл., Станица Кумылженская Наименование материала: Учебная программа Тема: Дополнительная модифицированная общеразвивающая 4-х летняя образовательная программа в области предмета " Фортепиано" Раздел: дополнительное образование
4-х летняя образовательная программа в области предмета
« Фортепиано»
Подготовила:
Преподаватель МКОУ ДОД
Кумылженской ДМШ№1
Кумылженского Муниципального
района Волгоградской области
Иванова Марина Олеговна
2015 г.
Содержание
1.
Пояснительная записка………………………………………………………………….3
2.
Цели и задачи учебного предмета………………………………………………………3
3. Ожидаемые результаты обучения……………………………………………………...4
1. Пояснительная записка
Программа
учебного
предмета
«Фортепиано»
для
учащихся
1
–
4
классов
общеразвивающего отделения ДМШ №1 ориентирована на общее музыкальное и творческое
развитие детей. Эстетическое воспитание подрастающего поколения занимает важное место в
процессе формирования сознания, нравственности, всестороннего развития, творческих и
художественных способностей человека.
Основные направления развивающего отделения ДМШ – приобщение детей к
музыкальному
искусству,
формирование
их
эстетических
вкусов,
воспитание
активных
участников художественной самодеятельности. Основная цель педагога – построить обучение
таким
образом,
чтобы
после
окончания
музыкальной
школы
ученики
могли
применить
навыки, полученные в годы обучения, в дальнейшей жизни.
За весь период обучения педагог должен:
научить ученика играть на фортепиано;
ознакомить учащихся с творчеством
выдающихся композиторов, чьи произведения
изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля; с музыкальными жанрами,
формами, наиболее употребительными терминами;
развить
у
юных
пианистов
умение
словесно
охарактеризовать
исполняемые
музыкальные произведения;
проводить воспитательную и творческую работу с учащимися.
Обучение по настоящей программе не исключает выявление музыкально – одарённых
детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные учреждения музыкального
искусства.
Программа рассчитана для работы с детьми с 6,5 лет до 15 лет.
Срок реализации
программы 4 года.
2.
Цели и задачи учебного предмета
Цели учебного предмета:
комплексное развитие личности ребенка;
воспитание духовной и музыкальной культуры;
3
повышение общей культуры учащихся;
удовлетворение познавательных потребностей ребят;
предоставление начального музыкального образования;
широкий охват детей, желающих обучаться музыке;
сделать доступным образование в области искусства для всех желающих.
Задачи учебного предмета -
привить ученику музыкально – эстетического отделения следующие знания и навыки:
владение инструментом фортепиано;
свободно читать с листа музыкальные произведения;
подбирать по слуху с аккомпанементом;
аккомпанировать солисту и петь под собственный аккомпанемент;
музицировать в различных жанрах;
любить и понимать музыку, увлечь ею, иметь хороший музыкальный вкус;
уметь рассказать о музыке и композиторах;
расширить эмоционально – чувственное восприятие и развить образное мышление.
3. Ожидаемые результаты обучения
Юный пианист, с помощью педагога, должен:
реализовать свои музыкальные и творческие способности;
научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - овладеть
навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять
музыкальные
произведения
в
соответствии
с
необходимым
уровнем
музыкальной
грамотности и стилевыми традициями;
расширить свой музыкальный кругозор;
научиться исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном
художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
вовлечение
ребенка
в
область
художественного
творчества,
выявление
его
индивидуальных особенностей.
4. Учебный план Срок обучения 4 года
Недельная нагрузка в часах
( распределение по годам обучения, часов в неделю)
Наименование
предмета
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
Специальность
и
чтение с листа
2
2
2
2
Ансамбль
1
1
1
1
Хоровой класс
1
1
1
1,5
4
Сольфеджио
1
1,5
1,5
1,5
Слушание музыки
1
-
-
-
Музыкальная
литература
(зарубежная,
отечественная)
-
1
1
1
5. Годовые требования по классам
1 класс
В течение учебного года ученик должен пройти 8 – 12 музыкальных произведений:
народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, произведения с элементами
полифонии, этюды и ансамбли, а так же (для более продвинутых учащихся) – легкие
сонатины и вариации. К концу первого года обучения ученику необходимо приобрести
следующие знания и навыки:
подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок;
приобретение первоначальных навыков чтения нот с листа;
освоение нотной грамоты;
Для налаживания игрового аппарата рекомендуется систематически играть
упражнения в виде различных последовательностей пальцев (non legato, legato) в пределах
позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.
Для технического развития (во втором полугодии) - пройти 2 – 3 мажорные гаммы на 2
октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного
звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по 3 звука без
обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях.
Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце
первого и второго полугодия:
Декабрь ( зачет ) - 2 разнохарактерных произведения.
Апрель – май - 3 произведения ( этюд, 2 пьесы, одну пьесу можно заменить крупной
формой).
2 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8 – 12 различных
музыкальных произведений:
1 - полифоническое произведения (или пьесы с элементами полифонии);
5
1 - произведение крупной формы;
2 - 4 разнохарактерные пьесы;
2 - 6 этюдов;
2 - ансамбля.
Рекомендуется систематически уделять внимание развитию навыков чтения с листа
мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний
в
басу,
игре
ансамблевых
пьес
разных
жанров,
подбору
по
слуху
песенных
мелодий
с
простейшим сопровождением, транспонированию. Педагог может давать ученику различные
творческие задания: сочинение музыки (возможно, на заданное стихотворение), изображение
звуками на инструменте различных образов (сказочных, звуков природы и др.), до-сочинение
мелодий (например, ответных предложений).
Продолжается работа над развитием игрового аппарата.
В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом
движении
двумя
руками
на
2
октавы;
параллельные
минорные
гаммы
(натуральные,
гармонические,
мелодические)
двумя
руками
на
2
октавы;
тонические
трезвучия
с
обращениями - аккордами по 3 звука отдельными руками.
Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого
и второго полугодия
Декабрь ( зачет ) - пьеса и полифоническое произведение (можно 2 пьесы).
Апрель—май - пьеса и крупная форма (можно пьесу и 2 этюда).
Технические и творческие зачёты:
Октябрь - этюд и чтение с листа, знание музыкальных терминов.
Февраль - творческий зачет: исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение
ансамбля или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле.
3 класс
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8 -12 различных
произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
1 - полифоническое произведение;
1 - произведение крупной формы;
3 - 5 разнохарактерных пьес;
3 - 4 этюда:
2 - 4 ансамбля.
Продолжать работу по чтению с листа (уровень трудности 1 2 класс). Подбирать по слуху
мелодии, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение. Учитывая
6
индивидуальные
возможности
ученика,
целесообразно
сочинение
легких
пьес
различных
жанров в форме периода.
Работать над развитием технических навыков (упражнения в виде позиционных фигур,
коротких трелей и других мелизмов, репетиций и др.)
В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом и
противоположном движением двумя руками. Минорные параллельные гаммы (в натуральном,
гармоническом
и
мелодическом
виде)
в
прямом
движении
на
2
октавы
двумя
руками.
Хроматические гаммы - каждой рукой отдельно на 2 октавы от всех клавиш; тонические
трезвучия с обращениями по 3 звука двумя руками на 2 октавы; арпеджио короткие по 4 звука
с обращениями на 2 октавы отдельными руками.
Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого
и второго полугодия.
Декабрь ( зачет ) - пьеса и полифоническое произведение ( можно 2 пьесы ).
Апрель - май - пьеса и крупная форма ( можно пьесу и 2 этюда ).
Технические и творческие зачёты:
Октябрь - этюд и чтение с листа, знание музыкальных терминов.
Февраль - творческий зачет: исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение
ансамбля или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле.
4 класс
В
течение
учебного
года
педагог
должен
проработать
с
учеником
8-12
различных
музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
1 - 2 - полифонических произведения;
1 - 2 - произведения крупной формы;
2 - 4 - разнохарактерные пьесы;
2 - 5 - этюдов.
2 - 3 - ансамбля.
На каждом уроке необходимо выделять время для
развития навыков чтения с листа;
дальнейшего освоения навыков игры в ансамбле; подбору по слуху знакомых произведений с
гармоническим и фактурным оформлением.
Продолжать работу по развитию технических навыков, подбирая упражнения и этюды с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей ученика.
К концу четвертого класса ученик должен пройти все мажорные гаммы в прямом и
противоположном движении на 4 октавы. Минорные гаммы (натуральные, гармонические и
мелодические) в прямом движении двумя руками на 4 октавы; хроматические гаммы от всех
7
звуков двумя руками в прямом движении, и в противоположном – от «ре» и «соль #».
Тонические трезвучия с обращениями по 3 или 4 звука, арпеджио короткие двумя руками на 4
октавы; арпеджио ломаные двумя руками в 2 -3-х тональностях.
Промежуточная и итоговая аттестация
Декабрь - первое прослушивание по нотам (3 произведения на выбор педагога).
Март - второе прослушивание наизусть.
Май - выпускной экзамен (3 произведения на выбор педагога).
6.
Учёт успеваемости и оценка результатов освоения учебного предмета
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях:
экзаменах,
академических
концертах,
контрольных
уроках,
зачетах,
а
также
открытых
концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т. д.
Экзамен проводится только в выпускном классе (итоговая аттестация). Участие в
концертах,
конкурсах
и
фестивалях
приравнивается
к
выступлению
на
академическом
концерте.
Проверка технической подготовки учащихся, а также умение читать ноты с листа, знание
музыкальных
терминов,
выполнение
заданий
по
подбору
по
слуху,
игра
в
ансамбле,
аккомпанемент осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего
периода обучения и на зачете в присутствии педагогов отделения.
Зачеты по проверке технической подготовке учащихся проводятся со 2 класса. Оценка за
выступление академических концертах, учащимся 1 – 4 классов, выставляется только во II
полугодии.
При выведении итоговой оценки в конце каждого класса учитывается:
оценка годовой работы ученика, выведенная на основе четвертных оценок;
оценка ученика за выступления на академическом концерте или экзамене, и на зачетах;
другие выступления ученика в течение учебного года.
Для текущего контроля успеваемости предусмотрены следующие формы: – проверка
домашней
(самостоятельной)
работы,
выступления
на
академических
концертах,
прослушиваниях,
зачетах.
Текущий
контроль
успеваемости
учеников
проводится
в
счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
виде
контрольных
уроков,
зачетов
и
академических концертов и исполнения сольных программ. Контрольные уроки, зачёты и
8
экзамены могут проходить как технические зачеты, академические концерты, исполнение
концертных программ.
Требования к содержанию итоговой аттестации
(для учащихся 4 класса)
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По завершении итоговой аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании фортепианного общеразвивающего отделения ДМШ.
По
итогам
выпускного
экзамена
выставляется
оценка
«отлично»,
«хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать следующие
знания, умения и навыки:
овладеть навыками игры на фортепиано;
приобрести знания, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения
в
соответствии
с
необходимым
уровнем
музыкальной
грамотности
и
стилевыми
традициями;
приобрести знания основного фортепианного репертуара;
приобрести
знания
по
различным
исполнительским
интерпретациям
музыкальных
произведений;
научиться
исполнять
музыкальные
произведения
на
достаточном
художественном
уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
знание профессиональной терминологии;
достаточный технический уровень владения инструментом фортепиано для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
Критерии выставления оценок на выпускном экзамене:
«Отлично»:
на выступлении ученик чувствует себя свободно;
исполнение программы выразительно и разнообразно;
ученик
владеет
исполнительской
техникой,
богатством
и
разнообразием
звуковой
палитры;
решение тембровых и регистровых задач;
выступление яркое и осознанное.
«Хорошо»:
достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;
недостаточно яркая трактовка исполнения музыкальных произведений.
«Удовлетворительно»:
однообразное исполнение, недостаточные навыки пианизма;
9
плохая техника исполнения, вялая динамика.
«Неудовлетворительно»:
слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение
инструментом.
« Зачет»:
исполнение программы на достаточном для сдачи уровне.
7. Примерные программы выступлений:
1 класс
***
Я. Сен-Люк Бурре
К. Черни Этюд № 16
Д. Кабалевский «Ночью на реке»
***
В. Моцарт Менуэт d moll
А. Жилинский Этюд C dur
Д. Кореневская «Дождик»
2 класс
***
М. Клементи Сонатина C dur op.36 ч.I
П. Чайковский Старинная французская песенка.
***
Р. Шуман Марш op.68
А. Корелли Сарабанда
3 класс
***
И.С. Бах Менуэт G dur
К. Хачатурян Андантино
***
Л. Бетховен Сонатина F dur ч.I
П. Чайковский « Новая кукла2
***
М. Глинка Двухголосная фуга
Э. Григ «Танец эльфов» op. 12
***
Р. Шуман Детская соната G dur ч.I
С. Прокофьев Сказочка op.
4 класс
10
***
И.С.Бах Двухголосная инвенция C dur
Ф. Шуберт Вальс h moll
Г. Балаев « На горной тропе» (ансамбль)
***
М. Клементи Сонатина D dur ч.I
М. Глинка Прощальный вальс G dur
Дж. Гершвин « Сказочно» (ансамбль)
8. Творческое развитие учащихся
Работа по творческому развитию учащихся должна проводиться на протяжении всего
периода обучения.
Умение играть по слуху, и приобретение навыков транспонирования способствует
развитию творческих навыков учащихся. Следует научить учащихся элементарному анализу
гармоний,
поддерживающих
мелодию.
Педагогам
необходимо
поощрять
и
тактично
направлять
любые
проявления
творческой
инициативы
ученика:
попытки
импровизации,
сочинения небольших пьес. Эти пьесы могут сочиняться как на заданную тему, так и на
свободную. Такие опыты, даже если они не обнаруживают наличия соответствующих данных,
всегда содействуют развитию музыкальных задатков ученика, в частности, его попытки по-
своему
истолковывать
изучаемую
музыку,
а
также
помогают
более
свободно
и
широко
использовать
выразительные
возможности
инструмента.
Во II
полугодии
на
зачете
по
развитию творческих навыков может быть исполнен подбор по слуху и сочинение, игра в
ансамбле, аккомпанемент,
исполнение популярной музыки. Учитывается участие детей в музыкальных спектаклях. Ещё
одна форма развития творческих навыков учащихся – это создание творческих коллективов.
Практика работы фортепианного общеразвивающего отделения показала, что наибольший
интерес
у
ребят
и
их
родителей
вызывает
создание
таких
творческих
объединений,
как
театральная студия и вокальные коллективы.
9. Условия для реализации программы
Минимальное материально-техническое обеспечение
Р е а л и з а ц и я
п р о г р а м м ы
п р е д м е т а
т р е бу е т
н а л и ч и я
у ч е б н о г о
к а б и н е т а
(класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано.
Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, ноутбук.
Методическое обеспечение учебного процесса:
Рекомендуемые учебные издания - сборники гамм, упражнений, этюдов.
11
Художественный материал по программе.
Использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей.
Дополнительные источники:
Музыкальная энциклопедия
Поисковые системы сайты Интернета
Сайты издательств
10. Методические рекомендации
Развитие технических навыков
В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития
художественных и технических навыков. Развитие техники осуществляется в процессе работы
над всеми изучаемыми учеником произведениями; развитию техники (пальцевой беглости,
четкости
и
т.
д.)
способствует
регулярная
работа
над
гаммами,
арпеджио,
этюдами
и
упражнениями.
Основным
условием
продуктивности
работы
ученика
над
упражнениями
является
четкое
осознание
их
назначения
для
преодоления
технических
трудностей:
стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца
в арпеджио и др. В старших классах, наряду с увеличением темпа в гаммах, перед учеником
ставятся различные задания по динамике, артикуляции, группировке. Изучение аккордов и
гамм
способствует
закреплению
теоретических
знаний
ученика
и
выработке
первичных
аппликатурных навыков.
Педагог – пианист имеет возможность выбрать для каждого ученика разнообразные
по стилю, по музыкально - пианистическим и техническим задачам этюды. Ученик извлечет
наибольшую пользу из каждого этюда в том случае, если
доведет исполнение его до
законченности и блеска в быстром темпе. Необходимо развивать в ученике сознательное
отношение
к
освоению
различных
технических
приемов,
помогающих
осуществлять
художественный замысел произведения.
Составление индивидуального плана
Успеваемость
учащегося
во
многом
зависит
от
целесообразно
составленного
индивидуального
плана,
в
котором
должно
быть
предусмотрено
последовательное
и
гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего
музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.
Одним
из
важнейших
средств
музыкального
воспитания,
развития
эстетического
вкуса у учащегося является выбор репертуара, в который необходимо включать произведения
русских
и
зарубежных
композиторов
–
классиков,
а
так
же
-
современных
русских
и
зарубежных авторов. Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю,
фактуре.
12
Пути развития ребенка определяются в процессе занятий, поэтому педагогические
требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в
индивидуальный
план
произведения,
превышающие
музыкально
–
исполнительские
возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. В музыкальной
школе обучаются дети самых различных музыкальных способностей, поэтому в отдельных
случаях
является
педагогически
оправданным
включение
в
индивидуальные
планы
произведений из репертуара предыдущего класса.
Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально
изучаемых в классе, рекомендуется проходить пьесы в порядке ознакомления, в которых
допускается различная степень завершенности работы над ними.
Чтение нот с листа и игра в ансамбле
Одним из важнейших разделов работы педагога является развитие у учащихся навыка
чтения нот с листа, необходимого для их дальнейшей практической деятельности.
Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно
активизирует
процесс
работы,
который
ведется
по
двум
направлениям:
развитие
навыка
тщательного разбора (анализа) и навыка беглого чтения с листа. Предпосылками грамотного и
осмысленного разбора являются осознание ладотональности, метроритма, умение охватить
мелодические фразы, внимательное отношение к аппликатуре. Всему этому педагог учит,
давая ученику вначале очень простые, а затем постепенно усложняющиеся задания по разбору
текста.
Параллельно с навыками тщательного разбора (и на базе этих навыков) необходимо
развивать беглое чтение с листа, основанное на умении охватывать главное в музыкальной
ткани, умение непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок
и остановок. Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват все более протяженных
музыкальных фраз, свободная ориентировка на клавиатуре, подбор удобной аппликатуры
являются непременным условием успешного овладения навыком чтения с листа.
Работа по чтению с листа должна начинаться с первого класса и носить систематический
характер в течение всего периода обучения. В первом полугодии проводится зачет по чтению с
листа без оценки. Развитию навыков чтения нот с листа способствует игра в ансамблях.
Следует широко практиковать чтение нот с листа ансамблевых произведений. Необходимо,
чтобы учащийся, играя в ансамбле, приучался читать не только первую, но и вторую партию, а
также просматривать текст на один такт или несколько тактов вперед.
Для чтения с листа рекомендуется постепенность перехода от простого к более сложному.
В хрестоматиях для чтения нот с листа педагог найдет материал по постепенно возрастающей
трудности.
13
11. Примерный репертуарный список
1 класс
Этюды
Гедике А.Соч.36.60 легких фортепианных пьес для начинающих.
Тетр.1: №№13, 14, 22
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих: №№1-3, 9-13, 15, 19.
Подготовительные упражнения по различным видам фортепианной техники (по выбору).
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера,
ч.1: №№1-6.
Шитте А.Соч.108. 25 маленьких этюдов: №№1 – 15.
Соч.160. 25 легких этюдов: №№1-20.
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей,ч.1. Сост.
С .Ляховицкая и Л. Баренбойм ( по выбору).
Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева (по выбору).
Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона: №№1-12.
Пьесы
Беркович И. 25 легких пьес: Украинская мелодия, Осень в лесу, Вальс, Сказка.
Гедике А.Соч.36. 60 легких фортепианных пьес.Тетр.1: Заинька, Колыбельная, Сарабанда,
Танец.
Гречанинов А.Соч. 98. Детский альбом: Маленькая сказка, Скучный рассказ, В разлуке,
Мазурка.
Жилинский А. Фортепианные пьесы для детей: Игра в мышки, Вальс, Утро в пионерском
лагере.
Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы для детей: Ночью на реке, Вроде вальса.
Львов-Компанеец Д. Детский альбом: Веселая песенка, Игра, Раздумье, Колыбельная, Бульба.
Майкапар С. Соч.28. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка.
Соч.33. Миниатюры: Раздумье.
Моцарт Л. 12 пьес из нотной тетради Вольфганга Моцарта: Бурлеска, Ария, Менуэт D dur.
Слонов Ю. Пьесы для детей: Шутливая песенка, Рассказ, Разговор с куклой, Сказочка,
Кукушка, Колыбельная.
Хренников Т. Альбом пьес: Поют партизаны, Осенью, Колыбельная. Библиотека юного
пианиста. Вып.1, 2,3 ,4 ,5. Сост. В. Натансон - по выбору.
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.1, 2. Сост. С. Ляховицкая – по выбору.
Полифонические произведения
Гуммель И. Пьесы: F dur, C dur, d moll.
Кригер И. Менуэт a moll.
Моцарт Л. Менуэт, Бурре.
Сборник полифонических пьес. Тетр.1 Сост. С. Ляховицкая: русские народные песни
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт d moll.
Глинка М. Полифоническая пьеса d moll.
Произведения крупной формы
Рейнеке К.Соч.12.Андантино из сонатины G dur.
Соч.127. Сонатина G dur, ч.2.
Соч.136. Аллегро модерато.
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано Вып.1.
I-II кл. ДМШ. Сост. и ред .Н.Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян:
Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
Школа игры на фортепиано. Под ред. А.Николаева – по выбору.
14
Штейбельт Д.Сонатина C dur, ч.1.
Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору.
Ансамбли
Брат и сестра. Народные песни и легкие ансамбли. Вып.1. Перелож. и обр. С.Кузнецовой – по
выбору.
Брат и сестра. Народные песни и танцы. Вып.2. Сост. и ред. В.Натансона
– по выбору.
Избранные ансамбли. Вып.1 (БЮП). Сост.В. Натансон – по выбору.
Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки (БЮП). Сост. В.Натансон – по выбору
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.1. Сост. С.Ляховицкая и Л. Баренбойм –
по выбору.
Кабалевский Д. Наш край.
Школа игры на фортепиано. Для первого года обучения. Сост. Н.Кувшинников и М.Соколов –
по выбору.
Юный пианист Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору.
2 клас
Этюды
Беренс Г.Соч.70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав:
№№31, 33, 43, 44, 47, 48, 50.
Гедике А.Соч.6. 20 маленьких пьес для начинающих: №5.
Соч.32. 40 мелодических этюдов
для начинающих: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24.
Гнесина Е. Этюды на скачки: №№1 – 4.
Лекуппэ Ф. Соч.17. Азбука. 25 легких этюдов: №№3, 6, 7,9, 18, 21, 23.
Лемуан А. Соч.17. Этюды: №№1, 2,6, 7, 10, 17, 27.
Лешгорн А. Соч.65. Избранные этюды для начинающих: №№1, 5-7, 9, 27, 29.
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под. Ред. Г. Гермера.
Ч.1: №№10, 11, 13-18, 20, 21, 23-29, 40.
Шитте А. Соч.108. 25 маленьких этюдов: №№16, 21-23
Соч.160. 25 легких этюдов: №№23, 24
Пьесы
Бетховен Л. Экоссезы: Es dur, G dur.
Гайдн А. Соч.6. Пьесы: №№5, 8, 15, 19.
Соч.58.Прелюдия.
Гречанинов А. Соч.98.Детский альбом (пьесы по выбору).
Соч.123. Бусинки (по выбору).
Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы: Старинный танец, Печальная история.
Майкапар С. Соч.28.Бирюльки: Маленький командир, Мотылек, Мимолетное видение.
Салютринская Т. Кукушка
Слонов Ю. Пьесы для детей: Скерцино, Светланина полька, Утренняя прогулка.
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Болезнь куклы, Старинная французская песня.
Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Мелодия, Марш, Первая утрата.
Школа игры на фортепиано. Для второго года обучения. Сост.
Н.Кувшинников и М.Соколов – по выбору.
Полифонические произведения
15
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт G dur, Менуэт d moll, Волынка D dur,
Полонез g moll №2.
Гендель Г. Две сарабанды: F dur, d moll.
Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Колыбельная песенка.
Произведения крупной формы
Андрэ А. Сонатина G dur (Сонаты, сонатины, рондо, вариации для фортепиано, ч.1. Сост.С.
Ляховицкая.
Беркович И. Школа игры на фортепиано: Сонатина G dur.
Бетховен. Л. Сонатина G dur, ч.1, 2.
Гедике А. Соч.36.Сонатина C dur.
Соч.46.Тема с вариациями.
Диабелли А. Сонатина F dur (Школа игры на фортепиано. Для второго года обучения. Сост. Н.
Кувшинников и Н. Соколов).
Жилинский А. Сонатина G dur.
Кабалевский Д. Соч.51. Вариации F dur.
Клементи М. Соч.36. №1 Сонатина C dur.
Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни (g moll).
Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».
Некрасов Ю. Маленькая сонатина e moll (Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей,
ч.2.Сост. С. Ляховицкая).
Плейель И. Сонатина D dur, ч.1.
Салютринская Т. Сонатина G dur.
Хаслингер Т. Сонатина C dur, ч.1,2 (Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева).
Ансамбли
Беркович И. Соч.30. Фортепианные ансамбли (по выбору).
Чайковский П. 50 русских народных для ф-но в 4 руки - по выбору).
Брат и сестра. Легкие ансамбли. Вып.1. Для фортепиано в 4 руки.
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч.2.Сост.
С.Ляховицкая:
Глинка М.Жаворонок.
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1.
I-II кл .ДМШ.Сост. и ред.Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян – по выбору.
Школа игры на фортепиано. Ред. А.Николаева – по выбору.
Юный пианист. Вып.1 Сост. и ред. Л.Ройзмана и В.Натансона – по выбор
3 класс
Этюды
Беркович И. Маленькие этюды: №№33-40.
Гедике А. Соч.32.40 мелодических этюдов для начинающих: №№23,29-32.
Соч.47. 30 легких этюдов: №№10,16,18,21,26.
Соч.58. 25 легких пьес: №№13,18,20.
Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих. Тетр.4 №№31,33.
Лемуан А. Соч.37. 50 характерных прогрессивных этюдов: №№4,5,9.
11,12,15,16,20-23,35,39.
Лешгорн А. Соч.65. Избранные этюды для начинающих (по выбору).
Избранные фортепианные этюды. Под. ред. Г. Гермера, ч.1.
№№17,18,21-23,25,28,30-32,34-36,38,41-43,45,46.
16
Шитте А. Соч. 68. 25 этюдов: №№2,3,6,9.
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамбле,ч.3 ред. С. Ляховицкой (по выбору).
Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В.Натансона (по выбору).
Пьесы
Гайдн И. Две пьесы: F dur, Es dur.
Двенадцать легких пьес: Es dur мажор.
Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие.
Глиэр Р. Соч.43. Маленький марш.
Гнесина Е. Пьесы-картины: №4. С прыгалкой; №9. Проглянуло солнышко; №11.Верхом на
палочке.
Гречанинов А. Соч.109.День ребенка: Сломанная игрушка.
Соч.118.Восточный напев.
Соч.123.Бусинки: Грустная песенка.
Кабалевский Д. Соч.27. Токкатина.
Соч.39.Клоуны.
Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино, Пионерская песня.
Майкапар С. Соч.23. Миниатюры: Тарантелла.
Соч.28. Бирюльки: Тревожная минута, Эхо в .горах, Весною.
Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса A dur.
Мелартин Э. Утро.
Ребиков В. Соч.2. Восточный танец.
Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Уличные игры, Солнечный день, Мелодии на
банджо, Американская народная песня.
Франк Ц. Жалоба куклы, Осенняя песенка.
Фрид Г. Семь пьес: С новым годом!, Весенняя песенка.
Хачатурян А. Андантино
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Марш оловянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка,
Итальянская песенка, Немецкая песенка.
Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец.
Шуберт Ф. Экоссез G dur, Менуэт.
Шуман Р. Соч.68.Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый крестьянин.
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1
III-IV кл. ДМШ Сост. и ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян:
Гречанинов А. Соч.119. Счастливая встреча.
Караманов А. Лесная картинка.
Косенко В. Соч.15. Пастораль.
Николаева Т. Музыкальная табакерка.
Свиридов Г. Перед сном.
Полифонические произведения
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт №3 c moll,
Менуэт №12 G dur, Марш №16, Полонез №19.
Маленькие прелюдии и фуги. Терт.1: Прелюдия C dur,
Прелюдия g moll,
Менуэт g moll.
Бах И.Х. Аллегретто.
Бах Ф.Э. Менуэт
Кригер И. Сарабанда
Майкапар С. Соч.28. Бирюльки: Прелюдия и фугетта cis moll.
17
Моцарт Л. Сборник фортепианных пьес для начинающих по нотной тетради Леопольда
Моцарта: Бурре d moll.Сарабанда, Жига.
Пахельбель И. Гавот с вариациями.
Скарлатти Д. Ария.
Бах И.С. Ария g moll.
Кирнбергер И. Менуэт E dur.
Полифонические пьесы .I-V кл.ДМШ (БЮП) Сост.В.Натансон – по выбору
Сборник полифонических пьес, ч.1.Сост.С.Ляховицкая:
Арман А. Фугетта C dur
Корелли А. Сарабанда e moll.
Произведения крупной формы
Андрэ А. Соч.34. Сонатина №5 F dur, ч.1.
Беркович И. Сонатина C dur.
Бетховен Л. Сонатина F dur,ч.1; Сонатина для мандолины.
Диабелли А. Соч.151.Сонатина №1: Рондо.
Кабалевский Д. Соч.27. Сонатина a moll.
Клементи М. Соч.36. Сонатина C dur, ч.2,3: Сонатина G dur,ч.1,2.
Кулау Ф. Вариации G dur.
Кулау Ф. Соч.55. №1. Сонатина C dur, ч.1, 2.
Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни «Коровушка» g moll.
Мелартин Э. Сонатина g moll.
Моцарт В. Сонатина F dur,ч.1,2.
Плейель И. Сонатина D dur.
Раков Н. Сонатина C dur.
Рожавская Ю. Сонатина, ч.2.
Сильванский Н. Легкий концерт G dur.
Сорокин К. Тема с вариациями a moll.
Чимароза Д. Сонатина d moll.
Ансамбли
Брат и сестра. Вып.2,3. Сост. В. Натансон – по выбору.
Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки. Вып.1 – по выбору.
Избранные ансамбли для 2-х ф-но в 4 руки. Вып.4. Сост. Г.Баранова,
Т. Взорова:
Аренский А. Гавот, Романс.
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Вып.4, ч.2.
Сост.С.Ляховицкая:
Мусоргский М. Гопак.
Фортепианные ансамбли для ф-но в 4 руки. Ред.Н.Лукьяновой (по выбору).
Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин».
4 класс
Этюды
Беренс Г. 32 избранных этюда из соч. 61 и 66; №№1-3,24.
Соч.88. Этюды: №№5,7.
Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 32; №№4,5,9.
Лак Т. Соч.75.Этюды для левой руки (по выбору).
Соч.172.Этюды: №№4,5.
Лемуан А. Соч.37. Этюды: №№28-30,32,33,33,36,37,41,44,48,5
18
Лешгорн А. Соч.66. Этюды №№1-
Майкапар С. Соч.31. Прелюдия-стаккато.
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера,
ч.2: №№6,8,12.
Юный пианист вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В.Натансона (по выбору).
Беренс Г. 32 избранных этюда из соч.61 и 88: №№4-9,12,16,18-20,
23,25,30.
Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 42: №№1,6,7,10,13,14,17.
Геллер С. 25 мелодических этюдов: №№6,7,8,11,14-16,18.
Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы: Этюды A dur, F dur,
a moll.
Лак Т. 20 избранных этюдов из соч.75 и 95: №№1,3,5,11-19,20.
Лешгорн А. Соч.66. Этюды: №№6,7,12,18,19,20.
Соч.136. Школа беглости. Тетр. 1 и 2 (по выбору).
Черни К. Избранные фортепианные этюды, ч.2.Под ред. Г. Гермера: №№9-12, 15-21, 24-32.
Соч.299. Школа беглости: №№1-4, 6, 7-11.
Соч.337.40 ежедневных упражнений (по выбору).
Соч.718. 24 этюда для левой руки:№№1, 2, 4, 6.
Шитте Л. Соч.68. 25 этюдов: №№18, 19.
Пьесы
Амиров Ф. 12 миниатюр для фортепиано: Ноктюрн.
Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано: Аллегро F dur, Менуэт F dur, Виваче D dur,
Маленькая пьеса B dur, Анданте.
Гладковский А. Детская сюита: Маленькая танцовщица.
Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес: соч.31: №3. Колыбельная,
№11.Листок из альбома; соч.34: №15. Русская песня; соч.35; №8. Арлекин; соч.43: №3.
Мазурка, №4. Утро, №7. Ариетта; соч.47: №1. Эскиз.
Гнесина Е. Альбом детских пьес: №6 Марш.
Гречанинов А. Соч.109. Папа и мама, Нянюшкина сказка.
Соч.117. Облака плывут.
Соч.158. За работой, Русская пляска.
Григ Э. Соч.12. Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песня родины.
Гуммель И. Скерцо A dur, Анданте, Жига.
Даргомыжский А. Вальс («Табакерка»).
Дварионас Б. Маленькая сюита: Вальс a moll.
Кабалевский Д. Соч.14. Из пионерской жизни (по выбору).
Соч.27.Избранные пьесы: Шуточка, Скерцо, Кавалерийская.
Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, Дождик, Мазурка, Сказка, Балетная
сцена.
Кюи Ц. Аллегретто C dur
Майкапар С. Соч.33. Элегия.
Моцарт В. Жига, Престо B dur.
Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков.
Раков Н. Скерцино
Тактакишвили О. Колыбельная, Мелодия.
Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская, Песня жаворонка,
Полька, Вальс.
Чемберджи Н. Детская сюита из балета «Сон Дремович»: Снегурочка, Полька.
Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс.
19
Детская тетрадь: Заводная кукла.
Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Деревенская песня, Народная песенка, Смелый
наездник, Песенка жнецов, Маленький романс,
Охотничья песня.
Библиотека юного пианиста. Вып.2, 3, 4,5. Сост. В.Натансон – по выбору.
Сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов.
Сост. Е. Веврик, С. Вольфензон:
Витлин В.Страшилище.
Современная фортепианная музыка для детей.IV кл. ДМШ
Сост. и ред. Н. Копчевского – по выбору.
Юный пианист. Вып.3. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона:
Бойко Р. Весенняя песенка
Глиэр Р.Соч.34, №2. Польский танец.
Амиров 12 миниатюр для фортепиано. На охоте. Марш.
Бах Ф.Э. Сольфеджио.
Бетховен Л. Семь народных танцев (по выбору).
Бизе Ж. Колыбельная.
Гедике А. Соч.8.Десять миниатюр: №6 e moll, №7 G dur.
Гесслер И. Токката C dur, Скерцо B dur, Рондо C dur.
Глинка М. Прощальный вальс G dur, Мазурка c moll.
Глиэр Р. Соч.26. Шесть пьес (по выбору).
Грибоедов А. Вальсы: Ми мажор, As dur.
Григ Э. Соч.12. «Лирические пьесы»: Ариетта, Народный напев, Листок из альбома
Соч.17. Песня о герое.
Соч.38. Лирические пьесы: Народная песня, Странник.
Гурилев А. Прелюдии: fis moll, cis moll.
Дебюсси К. Маленький негритенок.
Кабалевский Д. Соч.27. Избранные пьесы: Новелла, Драматический фрагмент.
Соч.61. Токката, Песня.
Калинников В. Грустная песенка соль минор, Русское интермеццо.
Куперен Ф. Мелодия.
Майкапар С. Соч.8. Маленькие новеллетты: Романс, Итальянская серенада, Токкатина.
Мендельсон Ф. Соч.72. Шесть детских пьес Es dur, D dur.
Моцарт В. Шесть вальсов (по выбору).
Пахульский Г. Соч.8. Прелюдия c moll.
Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка: Утро, Вечер, Вальс.
Раков Н. Акварели (24 пьесы в разных тональностях): Белая лилия, Ласточка, Светлячки,
Скерцино.
Из юных дней: Бабочка, Веселая забава, Рожь колосистая.
Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Зима, Дождик, Маленькая токката.
Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Охота, Шотландский народный танец.
Чайковский П. Соч.39.Детский альбом: Утреннее размышление, Нянина сказка, Сладкая греза,
Баба-яга, Игра в лошадки.
Шостакович Д. Сюита «Танцы кукол»: Полька, Вальс-шутка, Романс.
Шуберт Ф. Соч.50. Вальс G dur.
Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества: Северная песня, Песня матросов.
Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: №№1, 3, 5-8, 11, 12
20
Тетр.2: №№1, 2, 3, 6.
Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда с вариациями, Куранта.
Глинка М. Четыре двухголосные фуги: Фуга a moll.
Мясковский Н. Соч.43. Элегическое настроение, Охотничья перекличка.
Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2.
III-IV кл. ДМШ.Сост. и ред. Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян:
Кирнбергер И. Шалун.
Люлли Ж. Гавот g moll.
Моцарт В. Жига.
Бах И.С. Двухголосные инвенции: C dur, B dur, e moll, a moll.
Французские сюиты: №2 c moll - Сарабанда, Ария, Менуэт.
Маленькие прелюдии и фуги. Тетр .I: C dur, F dur; Тетр. 2: D dur.
Гендель .Г. 12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда
Кабалевский Д. Прелюдии и фуги (по выбору).
Майкапар С. Соч.8. Фугетта gis moll
Соч.37. Прелюдия и фугетта a moll
Мясковский Н. Соч.43. В старинном стиле (фуга).
Павлюченко С. Фугетта Es dur.
Фрид Г. Инвенции: C dur, f moll, a moll.
Сборник полифонических пьес: ч.2. Сост.С. Ляховицкая:
Купревич В.Фуга e moll
Лядов А. Соч.34. Канон
Эйслер Г.Соч.32,№4. Чакона C dur.
Произведения крупной формы
Беркович И. Концерт G dur
Бетховен Л. Сонатина F dur, ч.2.
Вебер К. Сонатина C dur, ч.1.
Гуммель И. Сонатина C dur, ч.1; Вариации на тирольскую тему.
Диабелли А. Соч.151.Сонатина G dur.
Дюссек И. Сонатина G dur.
Клементи М. Соч.36. Сонатины: №3 C dur, №4 F dur, №5 G dur.
Кулау Ф. Соч.55, №1. Сонатина C dur.
Лукомский Л. Две сонатины: Сонатина D dur.
Медынь Я. Сонатина C dur.
Моцарт В. Шесть сонатин: №1 C dur, №4 B dur.
Чимароза Д. Сонаты: g moll, Es dur.
Шуман Р. Соч.118.Детская соната, ч.1.
Библиотека юного пианиста. Вып.3, 4. Сост. В. Натансон – по выбору.
Избранные произведения композиторов XVII, XVIII, начала XIX веков. Вып.3. Под ред. Н.
Кувшинникова;
Бах Ф.Э. Соната G dur.
Лиците П.Сонатина, D dur ч.1.
Майкапар С. Соч. 36.Сонатина, ч.1.
Щуровский Ю. Украинская сонатина.
Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред. Л.Ройзмана и В. Натансона;
Бах И.Х. Рондо из концерта G dur (для фортепиано с оркестром).
Бортянский Д. Соната C dur: Рондо.
Вебер К. Соч.3. Анданте с вариациями.
21
Гендель Г. Соната C dur (Фантазия).
Концерт F dur, ч.1
Грациоли Г. Соната G dur.
Дварионас Б. Вариации F dur.
Дюссек И. Соч.20. Сонатина Es dur.
Кабалевский Д. Соч.40, №1. Вариации D dur
Соч.51.Легкие вариации на тему словацкой народной песни: №3.
Клементи М. Соч.36. Сонатина D dur, ч.1.
Соч.37.Сонатины Es dur, D dur.
Соч.38. Сонатины: G dur, ч.1, B dur.
Лукомский Л. Концерт A dur, ч.1.
Вариации f moll.
Моцарт В. Концерт D dur, ч.2.
Сонатины: A dur, C dur.
Рейнеке К. Соч.47.Сонатина №2, ч.1.
Рожавская Ю. Рондо (Сборник педагогических пьес украинских советских композиторов).
Роули А. Маленький концерт G dur.
Скултэ А. Сонатина C dur.
Шуман Р. Соч.118. Сонатина G dur для юношества, ч. 3,4.
Сонаты, сонатины, рондо, вариации. Вып.2. Сост.С. Ляховицкая:
Чимароза Д. Сонатины: a moll, B dur.
Ансамбли
Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин» (для 2-х фортепиано в 8 рук).
Островский А. Девчонки и мальчишки (перелож. для фортепиано в 4 руки
С. Стемпневского).
Прокофьев С. Соч.78. «Вставайте, люди русские»
Въезд Александра Невского во Псков из кантаты «Александр Невский».
Брат и сестра. Вып.2, 3. Сост. В. Натансон – по выбору.
Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки. Вып.2:
Прокофьев С. Балет «Золушка»: Урок танца (гавот)
Отъезд Золушки на бал (вальс).
Римский-Корсаков Н. Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка».
Избранные ансамбли. Для 2-х фортепиано в 4 руки. Вып.4.
Сост. Г. Баранов, Т. Взорова:
Прокофьев С. «Кошка» из симфонической сказки «Петя и Волк».
Бородин А. Полька (для фортепиано в 4 руки).
Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (для 2-х фортепиано в 8 рук).
Григ Э. Соч.35. Избранные произведения: Норвежский танец №2 .
Мусоргский М. Гопак (для фортепиано в 4 руки).
Прокофьев С. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» (для фортепиано в 4
руки).
Соч.67. Три отрывка из симфонической сказки «Петя и Волк» (обр. для
2-х фортепиано в 4 руки А. Руббаха).
Раков Н. 4 пьесы (для 2-х фортепиано в 4 руки): Грустная песенка, Веселая песенка,
Протяжная ми минор.
Рубин В. Опера «Три толстяка» (обр. для 2-х фортепиано в 4 руки В.Пороцкого): Рондо, Кукла
Суок, Марш.
Шостакович Д. Прелюдия, Тарантелла (для 2-х фортепиано в 4 руки).
Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик».
22
Гендель Г. Концерт B dur.
Прокофьев С. Соч.25. Гавот из классической сюиты (для 2-х фортепиано в 8 рук).
Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона:
Бах И. С. Рондо из концерта Соль мажор (для 2-х фортепиано в 4 руки).
Моцарт В. Менуэт из симфонии Es dur (для фортепиано в 4 руки)
Шостакович Д. Элегия из балетной сюиты №3 (для 2-х фортепиано в 4 руки).
12. Рекомендуемая литература для преподавателей
Программы
Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных
классах ДМШ (ДШИ). – М.: 1988.
Музыкальный инструмент (фортепиано). Программа для ДМШ (ДШИ). – М.: 1988.
Класс специального фортепиано. Программа для ДМШ. – М.: 1973.
Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских
школ
искусств.
Музыкальный
инструмент
фортепиано.
–
М.:
Федеральное
агентство
по
культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию,
2006.
Примерная вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений
детских
школ
искусств.
Музицирование
для
учащихся
фортепианного
отделения.
–
М.:
Федеральное
агентство
по
культуре
и
кинематографии.
Научно-методический
центр
по
художественному образованию, 2008.
Методическая литература
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.: Музыка, 1978.
Баренбойм
Л.А.
Вопросы
фортепианной
педагогики
и
исполнительства.
-
Л.:
Советский
композитор, 1981.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1989.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л., 1974.
Богино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. - М.: Музыка, 1974.
Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе, изд.3. - Л.:
Музыка, 1979.
Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1-6. - М.: Музыка, 1979-1981, 1983-1985.
Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М.Соколов. вып. 1-4. - М.: Музыка,
1965, 1968, 1973, 1976.
Вопросы фортепианной педагогики под ред. В Натансона, вып. 1-4. - М., Музыка, 1963, 1967,
1971, 1976.
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сост. и ред. С.Хентова. - М.-Л.:
Музыка, 1966.
Голубовская Н.И. Искусство педализации (о музыкальном исполнительстве). - Л.: Музыка,
1985.
Гофман И. Фортепианная игра. - М.: Музыка, 1961.
Калинина Н.П.. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. - М.: Музыка, 1974.
Коган Г. Работа пианиста. - М.: Музыка, 1979.
Коган Г. У врат мастерства. - М.: музыка, 1977.
Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. В.сб.Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. Ред.-
сост. В.Натансон. - М.: Музыка, 1979.
Кременштейн
Б.
Воспитание
самостоятельности
учащегося
в
классе
специального
фортепиано. - М.: Музыка, 1966.
23
Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. - М.: Музыка, 1984.
Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. - М.: Музыка, 1971.
Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1982.
Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. - Л.: Советский композитор, 1963.
Ляховицкая С.М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной
игре. Изд.3. - Л.: Музыка, 1975.
Малинковская А.В. Фортепиано - исполнительское интонирование. - М.: Музыка, 1990.
Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника (на основе звукотворческой воли). -
М.: Музыка, 1966.
. Мартинсен К. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано». – М.: 2002.
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. М.Гурвич, Л.Лукомский. - М.:
Музыка, 1979.
Милич Б.Е. Воспитание пианиста. - Киев: Музична Украiна, 1964.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 1 – 2 класс. - Киев: Музична Украина, 1999.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 3 – 4 класс. - Киев: Музична Украина, 1999.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, 5 – 7 класс. - Киев: Музична Украина, 1999.
Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения». -
М: Классика XXI, 2001.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры, изд.5. - М.: Музыка, 1988.
Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М.: Музыка,
1980.
Носина В. Символика музыки И.С. Баха. - Тамбов, 1993.
Савшинский С. Пианист и его работа. - Л.: Советский композитор, 1961.
Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением. - Л.: Советский композитор, 1961.
Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. - М.:
Музыка, 1965.
Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. - М.: Музыка, 1992.
Теория и методика обучения игре на фортепиано. По общей ред. А.Каузовой, А.Николаевой. -
М.: Владос, 2001.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л., 1947.
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор, 1989.
Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. - М.: Советский композитор, 1987.
Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1989.
Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.: Музыка, 1968.
Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка,
1960.
Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1969.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1984.
13. Приложение
Примерная характеристика ученика
Уровень
музыкальных
данных
(слуха,
ритма,
памяти);
соответствие
исполнительского
аппарата
ученика
данному
музыкальному
инструменту,
степень
приспособляемости
к
инструменту.
Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость, быстрота реакции.
Отношение к музыке, музыкальным занятиям.
Работоспособность, собранность.
Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения
музыкальных произведений.
24
Успехи к концу года.
Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.
25