"Мне нравится самарская роспись - я научусь" Часть1. "Знакомство с авторской Горловой С.Г. (самарской) росписью"
Автор: Горлова Светлана Григорьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" Советского района Населённый пункт: г.о.Самара, Самарская область Наименование материала: Учебное пособие Тема: "Мне нравится самарская роспись - я научусь" Часть1. "Знакомство с авторской Горловой С.Г. (самарской) росписью" Раздел: дополнительное образование
«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем»
Конфуций
«Мне нравится самарская роспись – я научусь»
Учебное пособие №1
«Знакомство с авторской Горловой С.Г.(самарской) росписью»
Содержание:
1.
Пояснительная записка..............................................................................стр.1
2.
Образцы авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи.......................стр.2
3.
Сравнение традиционных приёмов росписи и росписи
авторской (самарской), краткое.............................................................................стр.4
4.
Особенности авторской (самарской) росписи..........................................стр.4
Пояснительная записка
Сейчас, в огромный мир информатики, казалось бы, снижается интерес к творчеству, к
изготовлению предметов быта своими руками и созданию своего мира уюта, тепла,
добра. Но нет. Народное искусство актуально в обучении детей основам народного
творчества, ибо мир красок завораживает, будит фантазию, воображение,
самостоятельность мышления. На волне творчества появилась и у нас в Самаре
необычная роспись по дереву, ткани, керамике, которую многие называют « самарской »,
авторская роспись педагога дополнительного образования Горловой Светланы
Григорьевны. Более 30 лет работает в образовательной сфере руководителем детского
объединения «Самарский сувенир» (роспись по дереву) по авторской образовательной
программе с детьми 6- 15 лет. На протяжении нескольких лет изучала сама и учила ребят
традиционным росписям, но душа и кисть в каждую работу привносили что-то свое. И
постепенно появился свой, непохожий на другие росписи стиль: это своеобразная
цветовая гамма, особый колорит, своеобразие рисунка, образов птиц, животных, людей.
Роспись стала узнаваемой. Так возник тандем традиции и современности.
Роспись современна, необычна, красочна, проста в исполнении, что важно в обучении
детей младшего возраста, когда ребёнок стремится быстрее увидеть результат своей
деятельности, сделать радующий душу подарок своим близким.
Со своими работами и работами своих учеников педагог выходит на выставки самого
различного уровня: от районного до международного, получая заслуженные награды.
1
Педагог является автором многих методических и дидактических материалов по
авторской (самарской) росписи.
Работа с детьми ведется на базе структурного подразделения Центра детского творчества
«Восход» Советского района. Здесь в ведении педагога-художника небольшой
выставочный зал, где в постоянно меняющихся экспозициях работ педагога и детей
прослеживается творческий процесс ознакомления с основами рисунка, с основами
традиционных росписей и изучением авторской (самарской) росписи. Роспись вызывает
большой интерес, как у детей, так и у родителей учеников, у учителей близ
расположенных школ: №,№80,65,166,163,лицея «Престиж» и Центров детского
творчества.
Данное учебное пособие по ознакомлению с авторской росписью состоит из 4-х частей.
Автор ставит своей задачей наиболее доступно и разнообразно донести до любителей
росписи свои творческие наработки и разделил объёмное пособие на 4 части:
1.
«Знакомство с авторской Горловой С.Г.(самарской) росписью».
2.
«За шагом – шаг». Технология авторской Горловой С.Г.(самарской) росписи.
3.
«От простого к сложному». Этапы ознакомления с авторской Горловой С.Г.
(самарской) росписью.
4.
«Практическое освоение авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи».
В помощь педагогу, обучающему детей 6 – 9 лет росписи, автором выпущены рабочие
тетради «Сиреневая сказка», «Солнечные петухи», «Самарские узоры».
2.Образцы авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи
Авторская (самарская) роспись характеризуется двумя направлениями: её можно
выполнять в пастельной цветовой гамме и в солнечной гамме. В пастельной цветовой
гамме можно использовать краску любого цвета, приняв её за основной цвет в росписи
определённого предмета и плюс второй основной цвет - белый. Получая светлые
пастельные оттенки основного цвета, расписываем вещь. Далее будет сказано более
подробно об особенностях росписи. Можно для росписи выбрать солнечную цветовую
гамму и использовать в росписи цвета от лимонно – жёлтого до оранжевого, красного,
вишневого. И всё, что характерно для авторской росписи применяется в обоих
направлениях.
а) Пастельная цветовая гамма
2
б) Солнечная цветовая гамма
3
Чтобы
познакомиться с новой
росписью - нужно узнать
особенности росписи.
3.
Сравнение
традиционных
приёмов
росписи
и
росписи
авторской
Горловой
С
.
Г
.(
самарской
).
Традиция
-
принятые
большинством
мастеров
:
-
способы
изображения
предметов
в
той
или
иной
росписи
;
-
способы
расположения
предметов
–
их
композиция
,
и
редко
изменяемая
-
последовательность
создания
–
техника
живописи
.
В
авторской
(
самарской
)
росписи
много
общего
с
традиционными
росписями
:
-
приёмы
росписи
и способы
изображения
цветов
схожи
с
традиционной
городецкой
росписью
;
-
композиционные
приёмы
схожи
с
традиционной
городецкой
росписью
;
-
элементы
росписи
те
же
,
что
и
в
других
росписях
-
капельки
,
точки
,
завитки
,
мазки
,
усики
и
др
.
элементы
;
-
цветы
-
«
ромашка
»,
«
розан
»,
«
гвоздика
»,
«
хризантема
»
выполняются
в
последовательности
,
аналогично
городецкой
ромашке
,
но
дополняются
точечной
россыпью
,
в
разных
направлениях
,
различной
величины
и
направленности
,
дополняются
дужками
,
усиками
,
завитками
;
-
цветок
«
тюльпан
»
выполняется
аналогично
полхово
-
майданскому
тюльпану
,
но
со
своими
особыми
элементами
.
4.
Особенности авторской (самарской) росписи:
Цветовая гамма – пастельная (2-3 светлых оттенка выбранного для росписи
основногоцвета,
например: основной- синий + белый = 2-3 оттенка голубого цвета;
основной- фиолетовый + белый = 2-3 оттенка сиреневого цвета и т.д.. с любым
выбранным цветом);
4
Фон – один из оттенков выбранного основного цвета: основной синий цвет, фон
или светло- голубой, или тёмно- голубой или тёмно- синий- в зависимости от идеи
рисунка...и т.
д.
Цветок самарский - необычен, декоративен, за счёт большого количества
дополнительных украшающих элементов, но в основе - самый простой,
доступный для росписи ребенком.
5
Правило построения рисунка цветка
имеет сходство с городецкой
ромашкой,
но
дополняется
точечной
россыпью
,
в
разных
направлениях
,
различной
величины
и
направленности
,
дополняется
дужками
,
усиками
,
завитками
;
-
цветок
«
тюльпан
»
выполняется
аналогично
полхово
-
майданскому
тюльпану
;
6
Птицы, животные - их изображения необычны, своеобразны, не повторяют
птиц или животных других росписей;
Фигуры людей - изображения фигур людей - узнаваемо-стилизованного вида,
отличаются современностью, легкостью, полётностью, необычностью;
Припушённость – её нет в других росписях,
придаёт росписи глубину, прозрачность, нежность, лёгкость, выполняется сухой жёсткой
кисточкой № 8-10, краской густой консистенции более тёмного цвета, чем фон заготовки,
или более светлого цвета, чем фон
7
Вязь тонких завитков придаёт лёгкость, ажурность росписи;
Точечная россыпь (выполняется «тычком» (тонкой без ворса кистью, или ватной
палочкой - держать вертикально), придаёт ажурность рамке и всей росписи.
Продолжение в следующих номерах учебных пособий №2,№3,№4 .
Педагог дополнительного образования Горлова Светлана Григорьевна,
Почётный работник общего образования.
8