Напоминание

"Мне нравится самарская роспись - я научусь" Часть1. "Знакомство с авторской Горловой С.Г. (самарской) росписью"


Автор: Горлова Светлана Григорьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" Советского района
Населённый пункт: г.о.Самара, Самарская область
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: "Мне нравится самарская роспись - я научусь" Часть1. "Знакомство с авторской Горловой С.Г. (самарской) росписью"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» Конфуций
«Мне нравится самарская роспись – я научусь»
Учебное пособие №1 «Знакомство с авторской Горловой С.Г.(самарской) росписью»



Содержание: 1. Пояснительная записка..............................................................................стр.1 2. Образцы авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи.......................стр.2 3. Сравнение традиционных приёмов росписи и росписи авторской (самарской), краткое.............................................................................стр.4 4. Особенности авторской (самарской) росписи..........................................стр.4
Пояснительная записка
Сейчас, в огромный мир информатики, казалось бы, снижается интерес к творчеству, к изготовлению предметов быта своими руками и созданию своего мира уюта, тепла, добра. Но нет. Народное искусство актуально в обучении детей основам народного творчества, ибо мир красок завораживает, будит фантазию, воображение, самостоятельность мышления. На волне творчества появилась и у нас в Самаре необычная роспись по дереву, ткани, керамике, которую многие называют «
самарской
», авторская роспись педагога дополнительного образования Горловой Светланы Григорьевны. Более 30 лет работает в образовательной сфере руководителем детского объединения «Самарский сувенир» (роспись по дереву) по авторской образовательной программе с детьми 6- 15 лет. На протяжении нескольких лет изучала сама и учила ребят традиционным росписям, но душа и кисть в каждую работу привносили что-то свое. И постепенно появился свой, непохожий на другие росписи стиль: это своеобразная цветовая гамма, особый колорит, своеобразие рисунка, образов птиц, животных, людей. Роспись стала узнаваемой. Так возник тандем традиции и современности. Роспись современна, необычна, красочна, проста в исполнении, что важно в обучении детей младшего возраста, когда ребёнок стремится быстрее увидеть результат своей деятельности, сделать радующий душу подарок своим близким. Со своими работами и работами своих учеников педагог выходит на выставки самого различного уровня: от районного до международного, получая заслуженные награды. 1
Педагог является автором многих методических и дидактических материалов по авторской (самарской) росписи. Работа с детьми ведется на базе структурного подразделения Центра детского творчества «Восход» Советского района. Здесь в ведении педагога-художника небольшой выставочный зал, где в постоянно меняющихся экспозициях работ педагога и детей прослеживается творческий процесс ознакомления с основами рисунка, с основами традиционных росписей и изучением авторской (самарской) росписи. Роспись вызывает большой интерес, как у детей, так и у родителей учеников, у учителей близ расположенных школ: №,№80,65,166,163,лицея «Престиж» и Центров детского творчества. Данное учебное пособие по ознакомлению с авторской росписью состоит из 4-х частей. Автор ставит своей задачей наиболее доступно и разнообразно донести до любителей росписи свои творческие наработки и разделил объёмное пособие на 4 части: 1. «Знакомство с авторской Горловой С.Г.(самарской) росписью». 2. «За шагом – шаг». Технология авторской Горловой С.Г.(самарской) росписи. 3. «От простого к сложному». Этапы ознакомления с авторской Горловой С.Г. (самарской) росписью. 4. «Практическое освоение авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи». В помощь педагогу, обучающему детей 6 – 9 лет росписи, автором выпущены рабочие тетради «Сиреневая сказка», «Солнечные петухи», «Самарские узоры».
2.Образцы авторской Горловой С.Г. (самарской) росписи
Авторская (самарская) роспись характеризуется двумя направлениями: её можно выполнять в пастельной цветовой гамме и в солнечной гамме. В пастельной цветовой гамме можно использовать краску любого цвета, приняв её за основной цвет в росписи определённого предмета и плюс второй основной цвет - белый. Получая светлые пастельные оттенки основного цвета, расписываем вещь. Далее будет сказано более подробно об особенностях росписи. Можно для росписи выбрать солнечную цветовую гамму и использовать в росписи цвета от лимонно – жёлтого до оранжевого, красного, вишневого. И всё, что характерно для авторской росписи применяется в обоих направлениях.
а) Пастельная цветовая гамма




2

б) Солнечная цветовая гамма
3
Чтобы познакомиться с новой росписью - нужно узнать особенности росписи.
3.

Сравнение

традиционных

приёмов

росписи

и

росписи



авторской

Горловой

С

.

Г

.(

самарской

).

Традиция

-
принятые большинством мастеров :
-

способы
изображения предметов в той или иной росписи ;
-

способы

расположения
предметов –
их

композиция

,
и редко изменяемая
-

последовательность
создания –
техника

живописи

.
В авторской ( самарской ) росписи много общего с традиционными росписями : - приёмы росписи и способы изображения цветов схожи с традиционной городецкой росписью ;
-
композиционные приёмы схожи с традиционной городецкой росписью ; - элементы росписи те же , что и в других росписях - капельки , точки , завитки , мазки , усики и др . элементы ; - цветы - « ромашка », « розан », « гвоздика », « хризантема » выполняются в последовательности , аналогично городецкой ромашке , но дополняются точечной россыпью , в разных направлениях , различной величины и направленности , дополняются дужками , усиками , завитками ; - цветок « тюльпан » выполняется аналогично полхово - майданскому тюльпану , но со своими особыми элементами .
4.

Особенности авторской (самарской) росписи:

Цветовая гамма
– пастельная (2-3 светлых оттенка выбранного для росписи основногоцвета, например: основной- синий + белый = 2-3 оттенка голубого цвета; основной- фиолетовый + белый = 2-3 оттенка сиреневого цвета и т.д.. с любым выбранным цветом); 4




Или гамма солнечная (лимонно - жёлтая - оранжевая – красная - вишнёвая);




Фон
– один из оттенков выбранного основного цвета: основной синий цвет, фон или светло- голубой, или тёмно- голубой или тёмно- синий- в зависимости от идеи рисунка...и т. д.


Цветок самарский
- необычен, декоративен, за счёт большого количества дополнительных украшающих элементов, но в основе - самый простой, доступный для росписи ребенком. 5
Правило построения рисунка цветка имеет сходство с городецкой ромашкой, но дополняется точечной россыпью , в разных направлениях , различной величины и направленности , дополняется дужками , усиками , завитками ; - цветок « тюльпан » выполняется аналогично полхово - майданскому тюльпану ; 6

Птицы, животные
- их изображения необычны, своеобразны, не повторяют птиц или животных других росписей; 






Фигуры людей
- изображения фигур людей - узнаваемо-стилизованного вида, отличаются современностью, легкостью, полётностью, необычностью; 
Припушённость
– её нет в других росписях, придаёт росписи глубину, прозрачность, нежность, лёгкость, выполняется сухой жёсткой кисточкой № 8-10, краской густой консистенции более тёмного цвета, чем фон заготовки, или более светлого цвета, чем фон 7



Вязь тонких завитков
придаёт лёгкость, ажурность росписи; 
Точечная россыпь
(выполняется «тычком» (тонкой без ворса кистью, или ватной палочкой - держать вертикально), придаёт ажурность рамке и всей росписи.





Продолжение в следующих номерах учебных пособий №2,№3,№4 . Педагог дополнительного образования Горлова Светлана Григорьевна, Почётный работник общего образования. 8


9


В раздел образования