Приемы развития творческих способностей детей школьного возраста
Автор: Федосова Альбина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 92" Населённый пункт: г. Тюмень Наименование материала: Методические рекомендации Тема: Приемы развития творческих способностей детей школьного возраста Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 92
г. Тюмень
А.Н. Федосова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Приемы развития творческих способностей
детей школьного возраста
Тюмень, 2016
Содержание
Введение........................................................................................................4
I.
Творческие способности...............................................................6
I.1.
Взгляните чуть подальше первого правильного ответа........... 10
I.2.
Установление связей.....................................................................11
I.3.
Слова - триггеры............................................................................12
I.4.
Разделение и соединение..............................................................13
II.
Упражнения на импровизацию....................................................16
III.
Упражнения для развития творческих способностей на
уроках.............................................................................................20
III.1.
Полезные советы...........................................................................24
Заключение....................................................................................................25
Список литературы.......................................................................................26
3
Введение
Актуальность. Интерес к проблеме воображения, как психического процесса возник
сравнительно недавно на рубеже 19-20 вв. К этому времени относятся первые попытки
экспериментального исследования воображения (С.Д.
Владычко. В.Вундт, Ф.Матвеева, Э.
Мейман, Л.Л. Мишенко, Т. Рибо, Л.С. Выготский. А.Я. Дудецкий и др.). Постепенно
аспекты
изучения
этой
проблемы
расширяются,
разрабатываются
новые
методики,
позволяющие
экспериментальным
путем
исследовать
функцию
воображения,
рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными
процессами.
В
науке
возрастает
интерес
к
проблеме
творчества,
а
через
него
и
к
воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.
Творить - означает созидать, делать шаги в неизведанное. Величайший из известных
нам
творцов
-
природа.
А
творящий
человек,
лишь
подобен
ей.
Одной
из
главных
особенностей
творческой
природы
является
то,
что
она
не
любит
ясных,
простых,
однозначных решений. Именно поэтому трудно дать определение творцу и творчеству.
Развитие творческих способностей, «том числе творческою воображения детей это
наиболее
актуальная
проблема
в
России,
да
и,
пожалуй,
во
всем
мире.
Новые
экономические отношения привели к смене традиционной образовательной парадигмы.
Традиционное
образование
-
фактологическое,
т.е.
предполагает
передачу
обучающимся готовых знаний", в результате чего обучающийся получает сумму знаний,
умений и навыков. Однако доказано, что готовые знания, факты ослабляют внутреннюю
мотивацию обучающегося и приводят к невостребованности потенциала личности. Новые
взгляды
на
образование
заключается
в
целенаправленном
всестороннем
развитии
творческого
4
потенциала человека. Ранняя диагностика способностей детей и их
дальнейшее
развитие
в
творческой
деятельности
-
необходимые
условия
для
формирования полноценной личности, раскрытия личностного потенциала, формирования
качеств культурного, духовно развитого и социально активного члена общества.
В концепции школьного воспитания учитывается личностно – ориентированная модель
подрастающего
поколения,
в
которой
создаются
условия
для
полноценного
развития
личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка.
Психологами
установлено,
свойства
психики
человека,
основы
интеллекта
и
всей
духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем
школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит,
перед
учителем
начальных
классов
встаёт
задача
развития
ребёнка,
его
творческих
способностей.
Термин “способный” или “способность” значит:
1) природная одарённость;
2) умение, а значит, возможность производить какие-нибудь действия.
Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность
создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют
человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только
теоретический, но практический смысл.
В.Э. Чудновский и В.С. Зоркевич предлагают разделить способности личности на два
принципиально разных основных типа: на интеллектуальные (способность к обучению –
интеллектуальность) и творческие (способность к творчеству – креативность).
Кроме
этого,
можно
говорить
об
общеэстетических
и
специальных
эстетических
способностях (собственно художественных, литературных, музыкальных).
5
Общеэстетическими способностями мы называем способности, общие для любого вида
художественной
деятельности.
К
таким
способностям,
обеспечивающим
любую
художественную
деятельность,
от
игры
на
музыкальном
инструменте
до
созерцания
художественного полотна, можно, по мнению В.Г. Маранцмана, отнести следующие:
• потребность общения с искусством, сказывающаяся в частотности обращения к нему, и в
возможности переживать «подъёмы духа», энергетическое озарение при соприкосновении
с искусством.
•
различение
подлинного
искусства
и
эрзаца
–
хотя
бы
на
уровне
эмоционального
притяжения и отталкивания.
• динамическое переключение восприятия при общении с различными видами искусства.
•
потребность
выражения
своих
состояний,
жизненной
позиции
в
художественном
творчестве.
Говоря о литературных способностях, следует выделить читательские (перцептивные) и
творческие
(писательские)
способности,
которые
при
всей
родственности
чтения
и
литературного творчества не могут быть идентичны.
Литература – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни
ребёнка.
Это
инструмент
познания,
мышления,
развития.
Он
богат
возможностями
творческого обогащения. Развивать у детей творческие способности – задача сложная и
трудная.
С
чего
же
надо
начинать?
Конечно,
с
внимания
к
языку
художественного
произведения.
Необходимо сделать так, чтобы дети учились замечать не только что, но и как
изображено. Целесообразно внедрить тетради творческих работ – “словесные шкатулки”.
Открытия детей используются на разных уроках. Дома, в свободное время, эта тетрадь
предусматривает
свободное
сочинительство:
стихи,
песни,
загадки,
частушки,
юмористические
рассказы
–
и
его
художественное
оформление.
Таким
образом,
активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие. Этому
способствуют
6
задания:
- подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
- придумать слова на тему словосочетания;
- составить предложения с заданным словом;
- составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;
- составить рассказ по вопросам, по картинкам;
- нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;
- озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.
Включение
в
уроки
подобных
заданий
создаёт
возможность
вовлечения
учащихся
в
посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени
побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового
результата.
К собственно литературным способностям можно отнести качества, в разной степени
развитые у читателя и писателя.
Формировать творческие умения необходимо во взаимосвязи с речевыми умениями в
процессе
работы
с
художественным
текстом
практически
на
любом
уроке
(уроке
литературного чтения, музыки, изобразительного искусства, эстетики, труда, русского
языка, риторики).
Принципы организации творческой деятельности
Выделим общие принципы организации коллективной творческой деятельности
младших школьников, обеспечивающей формирование образного восприятия детей. К
таким
принципам
можно
отнести
отсутствие
заданного
образца;
эмоциональные
переживания по поводу художественного образа, воспринимаемого и воссоздаваемого (или
только
создаваемого)
в
процессе
совместной
деятельности;
развитие
межличностных
отношений в процессе совместной деятельности.
Отсутствие заданного образца равноценно значимо и для учащихся, и для педагога. Только
в этом случае исчезает необходимость соотносить свою
7
деятельность
с
какими-либо
эталонными
образцами.
Деятельность
становится
самоценной, а любой результат (и индивидуального, и коллективного опыта) интересен и
уникален.
Занимаясь творчеством ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность.
При
одухотворенности
воображение
включено
во
всю
познавательную
деятельность,
сопровождаясь особо положительными эмоциями.
Художественное творчество необходимо, прежде всего самому ребенку для развития
воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством
передачи внутреннего мира человека (Л.С.Выготский).
Творчество формирует творческую личность, которая, по мнению психологов, сможет
проявить
свои
творческие
способности
в
жизни
в
любой
сфере
практической
и
художественной деятельности.
Предлагаем
некоторые
рекомендации
по
продуктивному
развитию
творческих
способностей
у
учащихся
младшего
школьного
возраста.
Главная
роль
в
создании
благоприятного
климата
в
классе
принадлежит
учителю.
Если
учитель
будет
против
проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть
подавлено.
Учитель должен преследовать следующие цели:
- развитие мышления и способности к решению проблем;
- формирование инициативной позиции;
- обеспечение заинтересованности и возможности выбора;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- поддерживать и улучшать самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении
творчества.
Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного
«выращивания»
и
созревания
уникальной
растущей
личности
ребенка,
ее
самоактуализации.
Советы по развитию творческих способностей и стимулирования творческой
8
активности:
• Уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития.
• Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
• Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критику –
как бы ни были они неудачны.
• Использовать личный пример творческого подхода.
• Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогать
осваивать способы реализации замыслов.
•
Поддерживать
их
инициативу,
самостоятельному
воплощению
художественных
замыслов.
• Предоставлять детям возможность, активно задавать вопросы.
• Обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития
любознательности.
• Использовать творческие задания.
• Активная родительская поддержка.
• Обеспечивать благоприятную атмосферу.
Каждый
ребенок
в
большей
или
меньшей
степени
способен
к
творчеству,
оно
постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству,
в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень
тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно
лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и
тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не
чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто
- участвует в экспериментальной работе школы;
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать
тематическое и поурочное планирование;
9
-
свободно
ориентируется
в
современных
педагогических
идеях,
концепциях
и
технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно
держать в поле зрения всех учащихся класса;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития
направлен на ученика;
-
педагог
содействует
ребенку
в
формировании
положительной
Я-концепции,
самопознания и творческого самопроявления;
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших
школьников
и
их
творчество
должно
проходить
и
в
учебной
и
во
внеклассной
деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.
Целенаправленность,
систематичность
работы
по
развитию
творческих
способностей
обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Возрастает интерес к изучению предметов.
3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку,
литературному чтению.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность,
мышление, воображение детей.
Развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к
новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить
верные
решения
в
затруднительных
ситуациях.
Это
также
способствует
расширению
кругозора
учащихся,
развитию
познавательного
интереса,
творческой
инициативы
и
активной жизненной позиции.
10
I.
Творческие способности
Творческое мышление - это просто понимание того факта, что пет ничего особенно
хорошего в том, чтобы делать вещи так, как их всегда делали.
Роджер фон Эйх.
Творческие
способности
-
являются
сердцевиной
интеллекта.
Должна
ли
идея
быть
совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое
наслаждение необходимым условием творчества? Может ли творчество стать результатом
детальной методичной работы?
Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к
решению
задачи.
С
этой
точки
зрения
в
творческом
мышлении
нет
ничего
экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие
психологи
полагают,
что
творчество
процесс
необузданный,
неуправляемый,
сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество
таинственно и непредсказуемо.
Творчество подразумевает, что вы сами создаете некую идею, а не заимствуете ее у
кого — то. Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и
прикладную. В исследовательской фазе вы оцениваете новые идеи и манипулируете ими.
Вы соединяете несвязанные до сей поры материи, создаете новые отношения, ищете
необычные образы. Вы пускаете в ход воображение, обыгрываете неожиданные варианты,
нарушаете правила, давая возможность идеям откладываться в глубине вашего сознании. В
прикладной фазе вы оцениваете и внедряете свои идеи. Вы смотрите насколько она
применима, отвечает ли она вашим требованиям. А затем вы воплощаете идею в действие,
переводя ее из плоскости «что если» в плоскость «что есть». Обе фазы дополняют друг
друга. В фазе генерации вы мыслите широко, в прикладной – более узко.
11
Творчество - это десять процентов вдохновения и девяносто прошито» потения.
Томас Эдисон, изобретатель
Педагог обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких
министерских требований всеобщей стандартизации обучении, имеет мало возможностей
для собственного творчества и дли его развитии у своих подопечных. Больше таких
возможностей у педагога дополнительного образования. В большей степени стимулируют
творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем арсенале четкие и
достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого
процесса.
Педагогу
необходимо
в
ходе
профессионального
самосовершенствования
развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять
уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том,
что самостоятельные пробы и поиски - что важным и достойный процесс, полезный для
саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру.
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей,
личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не
причиняют вреда окружающим;
2. Не помешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по- своему;
3. Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она не была «глупой» или
«неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и
мнением;
12
4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных,
звуковых, тактильных, и вкусовых образов, интересных движений и
других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять
явной системы оценок, обсуждать отдельные содержательные моменты
этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его
прошлыми опытами;
6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка,
так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться,
сделать что-то «не так» и подавить в дальнейшем спонтанное желание
экспериментировать и искать;
7. Творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника
процесса;
8. Не навязывать свою программу образов и действии, манеру изображения и
мышления, свою веру, а. наоборот, пытаться понять логику воображения
ребенка и встроиться в нее:
9. Больше внимания уделять организации творческого процесса создания
чего-то, поддерживанию этого процесса, а не результатам;
10. Развивать чувство меры в отношении детей к какому - либо виду
13
творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания,
психологические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги,
точечный массаж, это позволяет предотвратить однообразие,
9
перенапряжение и переутомление;
11. Поддерживать на занятиях преимущественно положительный
эмоциональный тон у себя и у детей бодрость, спокойную сосредоточен
ность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка,
дружелюбную интонацию голоса;
12. Для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения
творческих способностей детей использовать психологические
«творческие» методики и задания, творческие игры со словами,
движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми,
тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов
развитии психологической культуры: общения, творческого мышления,
психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и
понимания законов Мира.
С
целью
изучения
и
развития
творческих
способностей
детей
рекомендуется
использовать предлагаемый ниже набор простых творческих заданий, применение которых
не
требует
от
педагога
большой
специальной
подготовки.
Достаточно
попробовать
ответить самому, проконсультироваться у психолога — и в добрый путь! Задания можно
применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь -
это увлечь ребят процессом творческой игры.
14
Взгляните чуть подальше первого правильного ответа
Лучший способ создать хорошую идею иметь много идеи.
Лайнус Полине, физик, нобелевский лауреат
УПРАЖНЕНИЕ. Что это такое?
В большинстве случаев паши размышления направлены па то, чтобы получить один-
единственный правильный ответ. При таким подходе «единственно правильное решение»,
который внедряется в нас экзаменами, гестами и викторинами, мы привыкаем мыслить
блоками: «да-нет, «черное-белое», «правильно-неправильно».
Следствием подобного стиля мышления является то, что при поиске новых идей мы
нередко останавливаемся па первом же ответе, удовлетворяющем условию, и не пытаемся
двинуться дальше. Первое решение, даже если оно и не является лучшим, часто блокирует
наше стремление продолжить поиск. Мы теряем возможность найти лучшее решение.
Например, глядя на рисунок, вы можете скачать, что это две окружности, и на том
остановиться. Л можно еще подумать и представить, что это - яичница, рулон туалетной
бумаги (вид сверху), сомбреро (вид снизу), глаз
15
альбиноса, орбиты Меркурия и Венеры, поколь лампочки и т.д. Второй рисунок — это
медведь лезет на дерево. Это упражнение очень нравится детям. Если вы решили что-
нибудь сотворить, не прекращайте поиск.
Не исключено, конечно, что девятнадцать из двадцати придуманных вами идей можно
будет спокойно отправить на свалку, но помните о том, что Томас Эдисон нашел более
двух тысяч способов изготовления лампы накаливания. Сели вы продолжите поиск, может
быть найдете лучшее решение.
16
Установление связей
Способность устанавливать связи и соотно-
шения, иногда странные и даже шокирующие,
лежит в основе любого творческого ума - в не-
зависимости от области или дисциплины.
Джордж Дж, Зайдель. писатель
УПРАЖНЕНИЕ. Что получится, если соединить лампочку с ручкой?
Крылья и автомобиль? Утюг и пылесос? и др.
Многие
творческие
озарения
приходят
именно
тогда,
когда
человек
пытается
соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально
повое. Иоганн Гутенберг объединил идеи прессов для винограда и для чеканки монет и
создал переносной печатный станок, Вильям Гарвей нашел аналогию между насосом и
сердцем человека и разработал современную теорию кровообращения.
Братья
Райт
установили
связь
между
крылом
птицы,
велосипедом
и
двигателем
внутреннего сгорания и первыми насладились управляемым полетом.
В предложенном вам упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о
ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе
специальную ручку, которая пишет па стекле лампы так, чтобы можно было проецировать
разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в
цоколь для заправки. Какие
17
еще связи вы сумеете найти? Дети могут придумать такое, что вам и не придет в голову.
Очень интересно наблюдать за процессом установления этих связей в сознании. Вот
вы еще ищете, а в следующий момент - уже нашли идею. Что же произошло между этими
двумя событиями? Вы пережили момент «Ага!» Это «Ага!», которое вы испытываете,
найдя новую идею, подобно тому «Ого!, которое вы переживаете, обнаружив что-то
занятное. И то и другое происходит спонтанно.
Слова-триггеры
Представьте себе, что ваш мозг - это огромная библиотека. А ваши воспоминания,
опыты,
идеи
являются
романами,
повестями,
фантастикой,
научными
монографиями,
пьесами, которые разложены по полкам. Многие работы затерялись в плохо освещенных
коридорах. Идеи в принципе доступны, но до них трудно докопаться.
Существует несколько способов облегчить доступ к библиотеке вашего опыта. Один
из
них
-
это
так
называемые
слова-триггеры,
или
слова,
которые
вызывают
свежие
ассоциации.
Просмотрите
орфографический
или
толковый
словарь
в
поисках
слов,
которые ассоциируются у вас с той идеей, над которой вы сейчас работаете.
Вы можете либо искать до тех пор, пока некое слово не вспыхнет перед вами как
озарение, либо открыть книгу наугад, ткнуть пальцем в любую строку и принудительно
создать ассоциацию между вашей идеей и тем словом, которое попал ваш палец.
Допустим, вы разрабатываете новую настольную игру, и попали на слово
18
ЭНЗИМ
Что это может означать для вас? Энзим - вещество белковой природы, которое
регулирует
биохимические
процессы.
Это
слово
может
напомнить
вам
о
клетках
и
микробах. В связи с этим вы начинаете воображать игру, в которой одни игроки являются
«микробами», которые должны заразить некие клетки, а другие игроки должны защитить
эти клетки. Это слово может навести вас на мысль об одной большой клетке или о целом
организме. Поскольку энзимы способствуют осуществлению химических реакций, но не
используются в них, вы можете вообразить себе игру, в которой положение игрока не
меняется, а меняются только внешние условия. Другой путь: вы можете решить, что слово
«энзим» созвучно слову «разим», И представить себе какую-нибудь военную игру.
УПРАЖНЕНИЕ. Какую игру вы придумаете, чтобы сыпать следующие слова: коридор,
принц, лампа, тележка, шишка? И т.д.
Разделение и соединение
Есть еще один хороший способ генерирования идей. Он называется анализ атрибутов.
При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи,
над которой вы работаете. Затем,
В
целях создания новой идеи, вы начинаете менять по
одному или сразу же по нескольку свойств.
УПРАЖНЕНИЕ. Например, представьте себе, что вы работаете над дизайном новой
чашки. В списке свойств чашки числится, что она должна быть круглой, иметь ручку, что
она должна быть сделана из достаточно тверд- го материала, чтобы у нее было устойчивое
донышко и чтобы она не меняла вкус напитка.
19
Теперь вы готовы подумать в новых направлениях. Нацельтесь на один из атрибутов
и меняйте его тем или иным образом. Например, пусть у пашей чашки будет не одна ручка,
а две, чтобы се можно было держать с двух сторон. Если вы установите ручку внутри
чашки, то уже никогда не обожжетесь, потому что невозможно хлебнуть из такой чашки,
не попробовав сначала пальцем. Можно сделать ручку размером с саму чашку - для тех,
кто пьет прямо в хоккейных перчатках.
Можно поменять другие параметры, чтобы чашка служила определенным целям.
Пусть у нее будет заостренное донышко, чтобы она не опрокидывалась, воткнутая в песок
па. пляже. А можно сделать донышко клейким и мягким, чтобы чашка не падала от качки
во время морских путешествии. Для тех, кто пьет слишком много кофе, можно сделать
чашку с дыркой на середине высоты - чашка всегда будет наполовину пустой. Для тех, кто
любит сладкое, можно, воспользовавшись какой-нибудь химической технологией, покрыть
внутреннюю поверхность чашки сахаром. А можно покрыть ободок чашки четырьмя
веществами с различным вкусом - сладким, горьким, соленым и кислым, - так, чтобы
можно было выбирать вкус, поворачивая чашку.
20
Изменение контекста
УПРАЖНЕНИЕ. Придумайте двадцать способов применения скрепки, стакан, шарика,
кастрюли, ботинка и т.д.
Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в
офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие
документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая
соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые
очки, с се помощью взломать замок.
Изменившиеся обстоятельства могут вынудить вас исследовать новые возможности
применения известных вещей. Когда вы путешествуете, полотенце становится подушкой,
тентом от солнца, маской для защиты от песка, юбкой, сумкой для переноски кинокамеры,
корзиной дли белья, «чесалкой» для спины.
21
Невозможно вызвать процесс творчества по своей воле,
невозможно умолить его снизойти на вас, даже давая
обеты.
На самом деле он придет к вам скорее, когда ваш
разум отдыхает, а воображение свободно блуждает.
Моррис Кляйн, математик
Упражнения на импровизацию
Разминка
Какая последняя творческая идея вас посетила?
Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь?
Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали.
Вспомните свое детство.
Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что
плохого могло произойти? И что хорошего?
Проверка гибкости ума
1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к
деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения.
Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений.
2.Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра.
З.Вы
претендуете
на
должность
руководителя
рекламной
компании.
Утром
в
день
собеседования вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы
увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама?
22
Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил
на нее внимание?
4.Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисным мячик из
длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды,
чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили
дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?
Практика творчества
Выберите любое рутинное занятие, которое вы выполняете регулярно:
приготовление пиши, проведение презентации, подготовка отчета, и придумав те способ
сделать это занятие более творческим.
Развитие метафорического мышления
1. Заполните пробелы в сравнениях и метафорах. Вода для корабля то же что ... для….
бизнеса. Цветок вызывает радость, так же как ... гнев. Кран для…. то же, что ... для
свободы.
2. Мой дом - это ... Моя работа - это ...
Мой друг - ото... Беспокойство - это ...
Правда - это ... Любовь - это ...
Власть - это ...
Идеалы - это ...
Успех - это ...
Размышление - это ...
Счастье - это ... Жизнь - это...
Займитесь синтезом
23
Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в то: чтобы
вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность
ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в
таком роде.
Чем пахнет слово «участвовать»? Каково па ощупь число семь? Какой вкус у желтого
цвета? Какая форма у среды? Какой на вкус закат?
Каков вкус радости?
Каким образом вы
Создадите командную игру с двумя мячами?
Переконструируйте
человеческое
тело?
Переконструируете человеческое лицо? Создадите проект дома, не имеющего прямых
стен?
Повседневное творчество
Каждый день принимайте такую позу, какой вы еще никогда не принимали. Каждый день
изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.
Каждый день выдумывайте новую мысль. Каждый день делайте умственную гимнастику.
В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.
Спонтанная иллюстрация
Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления
о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите копчик карандаша к бумаге и дайте ему
свободно двигаться. Не думайте о том, что получится - что выйдет, то и выйдет. Сделайте
хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворит ваш карандаш?
24
Программирование снов
Сон часто является источником творческих озарений, если вы хотите обдумать что-либо во
сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ
прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим - чтобы, когда вы
заснете,
мысленная
картина
предстала
перед
вами
во
всем
многообразии.
Когда
вы
проснетесь
утром,
вспомните,
о
чем
выдумали,
засыпая
накануне,
и
постарайтесь
записать. Выплесните мысли на лист бумаги, не вставая с кровати.
Две минуты на творчество
Очень
часто
наше
творческое
кровообращение
осуществляется
намного
интенсивнее,
когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только
проявить изобретательность.
Выполните следующие упражнения.
1.
3а две минуты придайте своей правой руке максимальное количество
новых положений.
А теперь за две минуты произнесите слова «сегодня
вечером», с наибольшим количеством различных интонаций.
2.
3а две минуты составьте из четырех скрепок различные фигуры,
не допускать разгибания скрепок (зарисуйте длинными овалами
каждую картинку).
З. На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно
больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.
25
Если вы ожидаете неожиданного,то и не найдете ого.
Гераклит, философ
Упражнения для развития творческих способностей у детей ни занятиях:
1. «Конструкция»
Листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что
задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить
с тем, что задумал первый.
2. «Т
РИ
словечка»
Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается
придумать предложение, используя эги слова. Например: Кот летел на самолете за мячом.
Кот играл мячом в самолете.
На мяче кот летел, как самолет. И т.д.
3. «Каракули»
Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку,
непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно»
выделить его.
26
4. «Сочинение загадок но алгоритму »
Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета но -таблице:
Какой?
Что такое же?
Алгоритм:
1. Выбрать объект,
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «Какой?»
3. Заполнить правую часть таблицы: «Что такое же?»
4. Вставить слова -связки «….но не...»
5. Прочитать готовую загадку: Белый, по не снег, сладкий, но не мед.
5. «Рисовалка»
Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что
сказал им педагог на ухо разное. И смотрим, что получилось.
6. «Рифмочка»
Подбери рифму к слову. Например: овечка - свечка - сердечко.
7. «Как сказать иначе?»
Отыскать как можно больше синонимов к словам:
Глупый: бестолковый, недалекий, тупой, тупоголовый, безмозглый......
Важный: весомый, значительный, существенный, принципиальный......
Печальный: скорбный, угрюмый, тоскливый, грустный......
27
Друг: приятель, товарищ, коллега, компаньон
Испуганный: охваченный страхом, струсивший, боязливый, обеспокоенный.....
Смешной: забавный, комичный, потешный, уморительный, веселый, остроумный....
Привлекательный: обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный,
притягательный.....
Самоуверенный: самонадеянный, знающий себе иену, бесцеремонный......
8 . «Полный спектр.»
Составить списки из тридцати взаимосвязанных слов в алфавитном порядке, например:
Профессии: архитектор, бухгалтер, врач...
Города: Архангельск, Брест, Вена..
Музыкальные инструменты: аккордеон, балалайка, виолончель...
Пища: ананас, булка, вино1рад...
Растения: астра, белладонна, вт.тон....
Животные и т.д.
9. «Да и нет »
Отгадать героя скалки, задавая вопросы на которые можно ответить только «Да или нет»,
по прямых вопросов задавать нельзя (например - Это кошка?)
10 . «В
КУСНЫЙ
рюкзачок»
В рюкзачке лежали: бутерброд, мячик, конструктор, ложка, апельсин, кубик, весло,
сосиска, фломастер, орех. Перечислить, что из съедобного лежало в
рюкзачке.
28
11 . «Тактильный рукав»
В мешочек - рукав положить фигурки плоскостной разрезной игры « Тан-
грам» или любые геометрические фигурки. Дети должны определить на ощупь, что было в
мешке и запомнить. А теперь ответить па вопросы:
Сколько фигур было в рукаве?
Сколько четырехугольников? Достаньте квадрат.
Сколько всего треугольников? Достаньте средний.
Сколько фигурок осталось?
12 . «Фигурка»
Обвести геометрическую фигуру и дорисовать так, чтобы получилось животное.
13 .
«Рассказ по картинке»
Приготовить разные картинки из журналов. Расскажите прошлое, настоящее, будущее того
или иного предмета или живого существа.
14. «Решение необычной проблемы»
Подумайте и напишите, что вы будете делать если:
Все люди будут легкими, как пушинки?
Если животные станут разговаривать, как люди?
Если все люди смогут читать мысли на расстоянии? И др.
29
Полезные советы
Творчество
-
это
замечательное
качество,
которое
делает
нас
новаторами
и
мыслителями. Оно - конечная цель для того художника, который заключен и каждом из
нас.
СОВЕТ 1. Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе
за правилозаглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.
СОВЕТ 2.
Устанавливайте
взаимосвязи.
Используйте
метафоры,
сравнения
и
аналогии
для
генерирования
новых
идей.
Ищите
материалы
вне
сферы
своих
обычных интересов.
СОВЕТ 3. Творя -рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею -
оригинальную для вас,
нужно сделать что-то совершенно отличное от того, что вы обычно делаете.
Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать
попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.
СОВЕТ 4. Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут
произойти
в
любое
время
и
в
любом
месте
-
в
ванне,
за
обедом,
в
момент
пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются также быстро, как и
появляются.
Будьте
готовы
зафиксировать
их,
как
только
они
появились:
набросать рисунок или сделать заметки.
30
Заключение
И в заключение, хочется обратить особое внимание па следующее.
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной
жизни человека. Она будет
оптимально организована лишь тогда, когда осуществляется в
меру, без сверх усилий и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е.
без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверх напряжённые
усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается «одной, но пламенной страстью».
Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у
них
направленности
на
гармоничное
протекание
творческой
деятельности,
на
самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может баловать и укреплять
личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, т.е. помимо прочего, при разнообразно и
процессуально ориентированной, его педагогической организации.
С
целью
изучения
и
развития
творческих
способностей
детей
рекомендуется
пользовать предлагаемый набор простых творческих заданий, применение которых не
требует от педагога большой специальной подготовки. Достаточно ответить самому или
проконсультироваться у психолога - и в добрый путь! Задания можно применять в любом
порядке, можно вносить свои дополнения и изменения. Главное здесь - это увлечь ребят в
процесс творческой игры.
31
Список литературы
1. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. [Текст]: учебное пособие/
Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова. - М.: Рос-
педагенство, 1994. - с.62- 66
2. Вуджек, Т. Тренировка ума. [Текст]: упражнения для развития повышенного интеллекта/
Т. Вуджек. - Санкт - Петербург: Издательство «Питер», 1996.- 229 с.
3. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей. [Текст]: / О.И. Мотков. Дополнительное
образование, - 2006. №4 - с.9-13.
4. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. [Текст]: учебное пособие/ А.И.
Савенков - Ярославль: Издательство ООО Академия развития, 2005. — 32с.
5 . Собко, Н.В . Развитие творческого воображения учащихся начальных классов- важная
проблема современного образования. [Текст]: / Н.В.Собко - Дополнительное образование, -
2005. №6 - с.9-10.
В письме указать:
1.На каком языке вы желаете получить сертификат. На этом же языке в дательном падеже указать данные для
заполнения
2. Республика/край, город/поселение
3. Образовательное учреждение
4. Должность
5. Фамилия, инициалы
6. К письму прикрепить ваш материал для публикации. Указать название материала, предпочтительная
категория, класс. Если ваш материал уже опубликован на сайте, то укажите ссылки.
6. Указать предпочтительный для Вас способ оплаты.
7. Получить от нас по электронной почте письмо, в котором мы сообщаем реквизиты для оплаты.
8. Только после получения письма от нас с реквизитами- оплатить свидетельство. Отправить фото или скан.
копию чека об оплате и в этом же письме сообщить точный электронный адрес на который отправлять
свидетельство.
9. После получения Вашей оплаты в течение 1-3 дней мы отправляем свидетельство о публикации на ваш
электронный адес (email).