Автор: Сергеева Светлана Владимировна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 410
Населённый пункт: Санкт–Петербург, г. Пушкин
Наименование материала: Клубный час
Тема: "Режим дня"
Раздел: начальное образование
Г
ОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ
№ 410
П
УШКИНСКОГО
РАЙОНА
С
АНКТ
-П
ЕТЕРБУРГА
Клубный час
«Режим дня»
Работу выполнила: Сергеева Светлана Владимировна
воспитатель ГПД
Санкт-Петербург
2018
Цели:
Закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения
Научить составлять режим дня
Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня
Прививать умение правильно распределять время на работу и отдых
Учить ценить время
Оборудование:
Презентация «Режим дня»
Нитки длиной 10 см для проведения соревнования
Карточка
Стихотворение О. Орача «Валя-неуспеваля:
Стихотворение С. Баруздина «Стихи о человеке и его часах
Ход занятия
I.
Постановка проблемы Слайд 1
- Какого человека называют воспитанным?
- Для чего быть воспитанным?
- К опрятно одетому, вежливому, доброму человеку окружающие относятся всегда по-доброму. Такого
человека все любят и уважают. У него есть верные и надежные друзья и ему никогда не бывает скучно.
- Можно ли назвать воспитанной героиню следующего стихотворения?
(Ученик читает стихотворение Олега Орача «Валя-неуспеваля»)
- Валя, вставай, умывайся,
Завтрак готов, хватит спать!..
Ведь опоздаешь опять!
Валя с трудом просыпается,
Нежится, сладко зевает.
Долго с портфелем копается –
Не поспевает.
В школе звонок будет вскоре
На переменку. И вдруг
Ожил весь класс: в коридоре –
Валиных туфелек стук.
Если бы без опоздания,
Это была бы не Валя!
Классом дано ей прозвание
Неуспеваля.
- Валю нельзя назвать воспитанной, потому что она опоздала на урок. Это проявление неуважения
к учителю и ученикам, ведь она помешала вести урок.
- Послушайте историю о мальчике Алеше. Может быть, его можно назвать воспитанным?
Жил-был мальчик Алеша. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя. Они его любили-
обожали. Поэтому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался. Зевал,
широко разинув рот. И тетя Лиза тотчас же вливала ему в рот какао.
А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время старался развеселить
ребенка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алеше какой-нибудь подарок.
У этого мальчишки было очень много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так
надоели, что Алеша стал бросать их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за
сына домашнее задание.
В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому – от скуки – он дергал
за косы девочек, бил малышей, кидал камнями в птиц, толкал прохожих.
- Алеша воспитанный мальчик?
- Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу?
- Почему Алеше скучно и дома, и в школе?
II.
Работа над понятием «режим дня». Значимость выполнения режима.
Какие из следующих пословиц подойдут к истории про Валю, а какие – про Алешу? (Выполняется
на карточке Задание 1)
1. Соблюдай режим труда и быта - будет здоровье крепче гранита.
2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
3. Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.
4. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
Обсуждение выполнения задания. После выполнения работы на карточке появляется: Слайд 2
Валя
Алеша
3. Кто хочет много знать, тому надо
меньше спать.
2. Скучен день до вечера, коли делать
нечего.
4. Поздно поднялся – день потерял, в
молодости не учился – жизнь потерял.
3. Кто хочет много знать, тому надо
меньше спать.
4. Поздно поднялся – день потерял, в
молодости не учился – жизнь потерял.
- Объясните смысл пословицы, которая осталась. Слайд 3
- А что такое режим? Слайд 4
Сценка (Действующие лица: учитель и ученик Вова)
У: А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
В: Конечно! Режим... Режим – куда хочу туда скачу!
У: Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
В: Даже перевыполняю!
У: Как же это?
В: По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю – четыре!
У: Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь. Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
В: Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. В школу. Прогулка…
У: Хорошо...
В: А можно еще лучше!
У: Как же это?
В: Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка.
Ужин. Прогулка и сон.
У: Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
В: Не вырастет!
У: Это почему же?
В: Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
У: Как это с “бабушкой”?
В: А так: половину я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
У: Не понимаю – как это?
В: Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку
постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я...
У: И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный...
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять -
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать!
►Слайд 5 У: Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь
это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью.
У
большинства
людей
в
повседневной
жизни
складывается
более
или
менее
постоянный
распорядок, т.е. режим, дня. Режим дня – это определенное время утреннего подъема, зарядки, часы
отдыха и занятий в школе и дома. Режим помогает выработать привычный четкий ритм жизни: работы и
отдыха, занятий и игр.
«Режим дня – это основа нормальной жизнедеятельности человека» - так говорят ученые. При этом
учитывается еще одно очень важное обстоятельство. Всей живой природе присуще чувство времени,
ритм. Наши «биологические часы» помогают нам чередовать время покоя и сна, труда и отдыха. Именно
они «подсказывают» нам время, когда нужно вставать и когда ложиться, когда обедать. Если ритм
выдерживается – наш организм работает без боев. Например, вы сможете без будильника подняться
утром.
Проверим, как у вас развито чувство ритма с помощью игр.
1. Все вы знаете, что в минуте 60 секунд. Каждый из вас по моему сигналу в полной тишине
начнет счет секунд про себя и, когда пройдет минута, поднимет руку. Затем мы подведем итог: кто
поднял руку вовремя, кто раньше, а кто позже.
2. Есть очень веселая игра, которая приучает к четкому соблюдению ритма, а значит, и умению
правильно отсчитывать время.
Все хором повторяют слова: Слайд 6
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в
полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст (Стоп, машина, стоп, машина…) и в
нужный момент (без всякого знака) должны воскликнуть хором последнее слово: «Стоп!»
А если ритм человека нарушается? Если ложиться спать, то в 9, а то в 11 часов, нервная система не
успевает подготовиться ко сну, и ты спишь плохо, беспокойно, а встаешь с трудом. Если обедать, то в
два часа, то в три, желудок не успевает выработать желудочный сок, и пища плохо переваривается.
Нарушая режим, человек наносит серьезный удар своему здоровью.
При несоблюдении режима ребята ничего не успевают, все время в тревоге. Из-за этого они
становятся
невнимательными,
рассеянными,
у
них
портится
настроение,
появляются
вялость
и
переутомление, да и оценки в дневнике не радуют…
Времени нам всегда не хватает, мы не можем продлить день – но мы можем разумно его
организовать.
Правильно организованный режим поможет сохранить нам хорошую работоспособность, бодрость
и жизнерадостность. У нас все будет получаться без особого напряжения.
III.
Составление режима дня
Расположите по порядку режимные моменты: зарядка, обед, одеться, ужин, подъем, умывание, сон,
свободное время, приготовление уроков, подготовка ко сну, прогулка, завтрак, застелить постель,
занятия в школе. (Выполняется на карточке Задание 2)
После обсуждения появляется: Слайд 7
1. Подъем
8. Обед
2. Зарядка
9. Прогулка
3. Умывание
10. Приготовление уроков
4. Одеться
11. Ужин
5. Застелить постель
12. Свободное время
6. Завтрак
13. Подготовка ко сну
7. Занятия в школе
14. Сон
У школьника распорядок дня будет приблизительно таким: Слайд 8
Но бывает, что у человека есть хорошо составленный режим дня, и он пытается его выполнять, но
ничего из этого не выходит. Человек не успевает выполнить намеченное. Почему так происходит?
Оказывается, мало составить режим. Надо уметь ценить время и разумно им пользоваться. Посуду
можно за три минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно играть с мыльными
пузырями. Утром можно быстро умыться, а если этикетки читать, рассматривать бутылочки-шампуни,
то и утра не хватит.
А бывают ли у вас подобные ситуации? Расскажите о них. Слайды 9-10
Иногда много времени мы тратим бесцельно на необязательные и ненужные дела. В то же время
так не хватает времени на хорошие, полезные дела: сходить в библиотеку, помочь маме и т.д. Поэтому
надо учиться ценить и экономить время. В народе говорят: «Копейка рубль бережет», ну а из минуты
складываются часы, дни, годы.
А
что
можно
сделать
за
одну
минуту? (Предположения
учащихся).
За
1
минуту
на
заводе
изготавливают 13 холодильников, 14 автомашин, 12 телевизоров, 60 часов.
Соревнование: связать обрывки нитки, каждый длиной 10 см (сравнить, у кого длиннее).
Учащиеся читают стихотворение С. Баруздина «Стихи о человеке и его часах» Слайд 11
Ведут часы секундам счет,
Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит в срок,
Ты мог уверенно сказать:
- Хороший был денек!
IV.
Задание на дом
Подумайте и закрасьте красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями,
которые бывают у вас.
О Почерк стал хуже
О Буквы бывают неровными, кривыми
О Трудно учить уроки
О Много ошибок, исправлений
О Долго собираюсь делать уроки
О Быстро отвлекаюсь
О Трудно выучить стихотворение
О Трудно решить задачу
О Быстро устаю
О Мне бывает трудно усидеть на одном месте
Если красных кружков больше трех, попроси родителей помочь тебе изменить режим дня.