Автор: Найдёнова Ольга Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Северная СОШ №2 Белгородского района, Белгородской области" Населённый пункт: п.Северный, Белгородской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Какими бывают горные породы Раздел: начальное образование
Тема урока: Какими бывают горные породы
Цель:- создать благоприятные условия для получения новых знаний по теме
посредством приемов технологии развития критического мышления и
исследовательских методов
с целью развития информационно-
коммуникативных компетенций.
Задачи:
1.
Сформировать представление о разнообразии горных пород.
2.
Развивать интерес к природным богатствам Забайкальского края через
изучение горных пород.
3.
Развивать умение работать с различными источниками информации.
4.
Воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию и
уважать мнение других, проявлять инициативу.
Дидактический материал и оборудование:
компьютер, проектор, экран;
презентация;
Поглазова О.Т., В. Д. Шилин «Окружающий мир». Учебник для 4 кл. В
2 ч. Ч. 1 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
бланки «Рабочий лист» для 5 групп;
листы «Слова для справок» для 5 групп;
таблица «Рефлексия» каждому ученику
Новая детская энциклопедия/Пер.с англ.С.В.Морозова и др. – М.:ЗАО
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
Граубин Г.Р. Наша малая Родина : книга для чтения в начальной школе.-
Чита: Экспресс-издательство,2008
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
Учебные коллекции «Горные породы»
Карта Забайкальского края
Ход урока
I.
Организационный момент.
- Добрый день, ребята!
Сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуйте их, пожалуйста.
А мы не будем терять время, начнём наш урок. Слайд № 1
II.
Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.
1. - Перед вами на экране слова, называющие различные тела и
вещества. Выберите из них слова, обозначающие горные породы.
Слайд №2
Каменная соль бетон
Стекло пластмасса
Каменный уголь кирпич
Известняк гранит
Песок глина
Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная
ситуация)
- Почему так получилось? Вы не можете точно ответить на вопрос?
(Мы не знаем, что такое горные породы)
2. Побуждение к формулированию проблемы
- Какой у вас возникает вопрос? (Что такое горные породы?)
Слайд № 3
III.
Поиск, открытие нового знания.
1. - Итак, тема урока определена. Сейчас компьютер разделит слова на две
группы: «горные породы» и «негорные породы». Какие у вас есть гипотезы о
том, что такое горные породы?
Слайд № 4
Горные породы Негорныепороды
Гранит кирпич
каменный уголь песок стекло
известняк глина бетон
каменная соль пластмасса
- Давайте оставим только «горные породы». Слайд № 5
- Сравните слова двух столбиков. Чем они отличаются? Что у этих тел
общее? (Одни твёрдые, другие рыхлые. И те и другие залегают в земле.)
- А человеку они нужны?
Ответы детей оформляются на доске в виде кластера.
Нужны человеку Твердые
Горные породы
Используются Залегают в земле Рыхлые
человеком
Вы
вод: Горные породы – это твердые или рыхлые тела или вещества,
которые залегают в земле и используются человеком.
Слайд № 6
Горные породы
твёрдые
рыхлые
гранит песок
каменный уголь глина
известняк
каменная соль
2. Физминутка для глаз. Слайды № 7-9
Упражнения «Вращение», «Во все стороны», «Пальчик»
3. Стадия «Осмысления»
1.- А какими бывают горные породы? Чтобы ответить на этот вопрос
проведем свое исследование «Какими бывают горные породы»
- Вспомните, с помощью каких методов можно провести учебное
исследование.
Слайд № 10
* подумать самостоятельно * понаблюдать
*спросить у взрослых * провести эксперимент
* прочитать печатные источники * познакомиться с видеоматериалами
* найти информацию в сети Интернет
2. Работа в группах.
Метод работы
Источник
Инструкция
1. Подумать
самостоятельно
- Вспомните, что вы уже
изучали на других
предметах, что может
помочь в этой теме.
Моя подсказка:
Краеведение. Граубин
Г.Р. Наша малая Родина
1. Вспомните, что такое
карбон?
2. Вспомните, как
образовываются бурый
и каменный уголь?
3. Покажите на карте
Забайкальского края, где
добывают уголь.
2. Работа на компьютере
«Детская энциклопедия
Кирилла и Мефодия»
1. На какие группы по
способу образования
делятся горные породы
2. Приведите примеры.
3. Работа с печатными
источниками
«Новая детская
энциклопедия»
1. На какие группы по
способу образования
делятся горные породы
2. Что такое
окаменелости
4. Наблюдение
Работа с учебной
коллекцией «Горные
породы»
1. На какие группы
делятся горные породы?
2. Приведите примеры
5. Спросить у взрослых
Взять интервью у наших
гостей по
интересующей нас теме
1. Выясните на какие
группы делятся горные
породы
Если какой-то группе не хватит информации, чтобы ответить на
вопросы, то вы можете воспользоваться материалом учебника
с.78-80
3. Заполнение рабочего листа
Рабочий лист
Мы нашли информацию о ______________________________________
Узнали ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Самым интересным оказалось ___________________________________
__________________________________________________________________
4. Обмен информацией.
Выступление представителей групп.
IV. Применение новых знаний
1. - Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные
породы? А наука? ( Геологи, геология.)
- Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать
юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьёмся
на геологические партии (группы). А прежде, чем отправиться в путь…
2. Физминутка «Геологи»
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
3. Работа в группах.
Каждой группе дается задание:
Определить свойства одной горной породы (гранит, известняк,
каменный уголь, песок, глина) по плану, используя слова для справок
и образцы этих пород.
Каждой группе выдается образец горной породы и листок со
словами для справок
Слова для справок: твердый, рыхлый, прочный, хрупкий,
прозрачный, бесцветный, белый, синий, серый, желтый, красный, черный,
имеет блеск, не имеет блеска, жидкий, растворитель, текучий, пластичный,
горючий, тяжелее воды.
Слайд № 11
План.
1. Твёрдый, рыхлый.
2. Цвет.
3. Блеск.
4. Другие признаки.
5.
Отчёт каждой группы о работе. Слайды № 12-16
Во время выступления показываются слайды с изображением
горных пород: гранит, известняк, каменный уголь, песок, глина
V. Домашнее задание.
1. Творческие задания на применение усвоенных понятий (на выбор):
1)
Подобрать пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества
горных пород характеризовали бы качества человека.
2)
Сочинить стихотворение (синквейн) о горной породе, раскрыв их
свойства и использование в хозяйстве.
3)
Привести примеры использования в повседневной жизни горных
пород.
2. Учебник с.78-80
VI. Итог. Рефлексия.
- Хотелось бы узнать, был ли полезен вам наш сегодняшний урок?
- Где вы можете применить полученные на уроке знания?
- Пожалуйста, оцените свою работу на уроке в таблице (нужный ответ +)
Таблица «Рефлексия» Слайд № 17
1.
Мне было интересно на уроке
Мне было неинтересно на уроке
2.
Мне было легко работать в группе
Мне было трудно работать в группе
3.
Я доволен своей работой
Я не доволен своей работой