Автор: Моисеева Раиса Ивановна Должность: учитель начальных классов, педагог-психолог Учебное заведение: ОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха" Населённый пункт: г.Томск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Игры-упражнения для особенных детей Раздел: начальное образование
Приложение 3
У детей с нарушениями слуха многие звуки отсутствуют, поэтому слова они
произносит
неправильно,
искаженно. Речь таких детей характеризуется малой
внятностью,
непонятной
для
окружающих.
В
специально
организованных
условиях речь специалисты помогают детям – создают условия для развития речи
обходными
путями,
в
процессе
чего
восприятие
речи
осуществляется
не
с
помощью слуха, а зрительно и имеет иные сенсорные основы формирования
образов
слов. Существует множество игр на развитие словарного запаса. Для
детей
с
нарушениями
слуха
в
обязательной
форме
необходимо
зрительное
подкрепление – речевые карточки и прежметно-сюжетные.
Игра:
«Подбери
словечко»
способствует
развитию
наблюдательности
и
умения познавать окружающий мир. Показать предметную картинку или какой-
либо предмет. Попросить подобрать признаки к предмету. Предложить речевые
карточки со словами-определениями. Например, «пенал» – маленький, кожаный,
пластиковый, красивый и т. п. (использовать речевые карточки)
Игра: «Что бывает…?» В отличие от предыдущей игры, дети подбирают
существительное к исходному слову-прилагательному. Например: «Что бывает
красным?» — яблоко, помидор, лента, бант, ягода и т. д.
В последующем детям можно предложить назвать всё, что бывает весёлым,
грустным, пушистым, быстрым, холодным, и пр. (смысл слов ребёнку объяснить
заранее, использовать речевые карточки)
Игра: «Скажи наоборот». Для детей с нарушениями слуха это трудная игра
но
вполне
осуществима,
при
использовании
речевых
карточек
(работа
не
на
слуховой основе, а на слухозрительной). На одной стороне написано умный, на
другой – глупый. Попросите ребёнка «повредичать». Покажите ребёнку карточку
со словом умный, он называет – глупый, в подтверждении Вы показываете вторую
сторону карточки, где он считывает слово глупый. Если противоположное слово
назвать не может, покажите карточку, пусть прочитает, повторите всё с начала.
Игра:
«Что
от
чего»
способствует
формированию
наблюдательности
и
позволяет
ребёнку
увидеть
«похожесть»
друг
на
друга
самых
разнообразных
предметов,
объектов,
явлений.
Вы
называете
части
какого-либо
предмета,
а
ребёнок называет предмет, в котором присутствуют все эти детали. Например:
ствол, ветви, сучья, листья – дерево и др. В итоге особенный ребёнок приходит к
самостоятельному
выводу,
что
один
элемент
может
быть
частью
различных
объектов. Например: листок – у книги, дерева, тетрадки.
Стимулирование речевой активности сопровождается образцами правильной
речи педагога, родителей, окружающих.
Успехов Вам в работе с особенными детьми!