Автор: Васильева Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель рисунка живописи и компазиции
Учебное заведение: Детская школа искусств г. Камышин
Населённый пункт: Волгоградская область город Камышин
Наименование материала: технологическая карта плана–конспекта урока
Тема: Роспись матрешки по мотивам росписи гжель
Раздел: начальное образование
Технологическая карта плана-конспекта урока изобразительного искусства.
Васильевой Татьяны Алексеевны
Вид занятия: декоративное рисование.
Тема: роспись матрёшки по мотивам росписи гжель.
Класс 2
Цель: научиться компоновать и выполнять элементы росписи гжель в форме
матрёшки.
Задачи урока:
Познакомить с традиционными промыслами России, с элементами росписи
гжель.
Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию,
художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать
красоту.
Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей
составлять узор по мотивам росписи гжель.
Воспитывать любовь к декоративно - прикладному искусству нашей Родины,
патриотизма, уважительного отношения к труду народных мастеров.
Воспитание таких качеств, как усидчивость, внимание, аккуратность при
работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными
мастерами.
УУД:
Личностные УУД:
1.
Способствовать развитию речи учащихся.
2.
Способствовать овладению различными приёмами и техниками
изобразительной деятельности.
3.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности
учащихся, умению правильно организовать своё рабочее место,
планировать свой труд, проявлять навыки самоконтроля.
Регулятивные УУД
1.
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя.
2.
Умение последовательно выполнять необходимые операции.
Познавательные УУД
1.
Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные УУД
1.
Умение оформлять свою мысль в устной форме.
2.
Слушать и понимать речь других.
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер,
видеопроектор.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.):
Учителю: Оригинальные образцы гжельских изделий, выполненные руками
мастеров промысла, работы обучающихся по мотивам гжельской керамики,
цветные иллюстрации с изображением гжельской посуды и изделий
игрушек, таблицы с элементами узоров росписи.
Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением гжельских игрушек,
опорные таблицы с элементами узоров гжельской росписи, раздаточный
материал, акварельные краски, кисти, палитры, стаканчики и салфетки.
Технологическая карта.
№ Слайды
Ход урока
УУД
1.
Организационный
момент
-
Здравствуйте, дорогие ребята!
-Садитесь.
Проверка готовности класса к уроку.
-Перед началом работы прошу
проверить
Готовность: лист бумаги, краски,
кисти, стакан с водой.
-Сегодня мы познакомимся с одним
Л3
из старинных русских промыслов.
2
Актуализация темы
-Скажите, ребята, а кто из вас узнал
вид росписи изображённой на этом
слайде?
(«Гжель)
Л1
Р1
3
Беседа по теме урока
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской
природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
-О каком русском промысле сочинил
своё стихотворение поэт П.
Синявский? (гжель)
-Какие цвета используют в своих
росписях мастера гжели? (синий и
голубой)
Л1
П1
К1
4
Объяснение нового
материала
Гжель - один из старинных
самобытных русских народных
промыслов и традиционных центров
производства керамики.
Особенностью гжельского промысла
является изготовление керамической,
фаянсовой, фарфоровой посуды и
своеобразная мазковая роспись
выполненная в оттенках синего и
голубого цвета.
Родина промысла Гжель - старинное
село на берегу реки Гжелки,
расположенное в Раменском районе
Московской области, 60 км от
Москвы. Здесь располагаются
богатейшие залежи глин и издавна
жили гончары. Своё название
деревня получила от слова “жгель”,
К2
Село «Гжель»
Раменский район
т.е. “жечь” или “обжечь” - всё это
слова из лексикона стародревних
гончаров.
. Под “крышей” Гжели
находятся, кроме самого
одноимённого села, и другие
известные гончарные деревни.
Вообще всего их около 30.
Формовка
Сушка
Обжиг
Роспись изделия
Технология производства.
Сейчас технологическая цепочка
строится так: Формовка (литье в
гипсовых формах) – Сушка – Ручной
осмотр – Контроль на трещины –
Обжиг (электропечь) – Живописный
цех и снова обжиг. Вот за этими
“производственными” словами и
скрывается тайна создания Гжельских
изделий и труд множества людей.
Гжельская глина отличается особыми
качествами: высокой пластичностью и
тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в
ней мало песка. Накопанная глина
проходит тщательную первичную
обработку: вымораживание,
отмучивание, разминание. Глина -
живой материал!
Гжельская роспись считается
подглазурной, т.е. расписывается
сначала просто обожженный
черепок, поэтому после нанесения
рисунка изделие окунают в глазурь, а
затем отправляют снова в печку на
второй окончательный обжиг при t
-1350?. Там глазурь делается
прозрачной как стекло, а кобальт
меняет цвет.
Гжельская роспись делится на три
вида: 1. Главная - растительная
роспись – это травка, злаки, ягоды,
веточки, листья, букеты и гирлянды
цветов. Кроме роз изображают маки,
георгины, лилии, пионы, астры,
гвоздики, ромашки. Форма у них
немножко условна
Л1
П1
К1
К2
. 2. Орнаментальная. Прежде всего,
это шашечки – несколько рядов сине-
белых квадратов по бортику и
поясок-отводка тоже вдоль бортика.
Художники рисовали также
знаменитые гжельские сетки -
«гребёнки» (в виде ели), «капельки»,
«жемчужинки», «усики». С помощью
кисти с жёстким ворсом наносится
рисунок «под мрамор». Им
заполняется пространство внутри, к
примеру, волнистых линий, или
кругов на дне тарелки.
3 Сюжетная. Это природа и времена
года. Это сценки городской жизни,
деревенский пейзаж и быт и т.п. Это
персонажи из русских сказок: Синие
птицы, Полканы, птицы Сирины,
разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.
5
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты
туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на
месте.)
-Давайте, ребята полюбуемся на
произведения гжельских мастеров.
Чем же, гжельская роспись
отличается от другой?
-Правильно, фирменный цвет
гжельской росписи – сочно синий,
ярко-голубой, васильковый, цвет
неба и воды. Всего одна краска –
синяя на белом фоне, а картина
оживает. У художника всего одна
краска кобальт, которая и
приобретает синий цвет. Её разводят
водой, покрывают работу мазками,
линиями.
К2
-Как вы думаете, чем мы сегодня
будем заниматься?
-Сегодня на уроке, я предлагаю вам,
попробовать себя в роли художников
гжельской росписи и расписать
матрёшку.
А чтобы облегчить вашу
работу я раздам вам трафарет в
форме матрёшки и образцы
элементов росписи гжель.
- Какие цвета вы будете использовать
в своей работе? (синий, голубой)
- Какие элементы росписи помогут
вам в выполнении работы?
(Завиток, лепестки, роза, волнистая
линия.)
Рассказываю про элементы росписи:
-Обратите внимание, что самым
излюбленным узором в гжельской
росписи является – роза. Но бывает,
что самой розы нет, а есть только
лепестки. В основе всей гжельской
росписи лежит – завиток. Это
основные элементы гжельской
росписи.
Гжельские мастера используют так же
бордюры, капельки, сетки.
6.
Последовательность
выполнения работы
-Внимательно смотрим и запоминаем
последовательность выполнения
работы.
Р2
К2
работа карандашом
Располагаем лист вертикально.
Прикладываем трафарет посередине
листа, сверху расстояние должно
быть чуть меньше чем снизу.
Обводим трафарет простым
карандашом.
Намечаем основные элементы: овал
лица, платок. В центре матрёшки
расположим основной элемент
нашей росписи. Я выбрала розу. По
краям от неё будут лепестки и
завитки.
Дополняем узор более мелкими
элементами: сеткой на платке,
капельками и завитками. Детально
прорисовываем лицо.
Работа цветом
Для работы цветом берём
акварельные краски «ультрамарин» и
«голубую».
Первый слой нежно проходим
голубой, используя беличью
кисточку.
Затем работаем ультрамарином,
прописывая тени, в каждом лепестке
имитируя мазок мастеров гжельской
росписи.
Доводим работу до конца,
прописывая детали и усиливая тени.
7.
Самостоятельная работа учащихся.
Л2
Л3
П1
8.
Итог урока. Рефлексия
- Недалеко, от какого города
находится деревня Гжель?
- Какими качествами должна
обладать глина, используемая для
изготовления гжельских изделий?
- Перечислите основные элементы
росписи.
- Какие предметы обычно
расписывают мастера?
Л1
К2