Напоминание

Волонтерское движение


Автор: Костюкевич Лариса Ивановна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: программа
Тема: Волонтерское движение
Раздел: дополнительное образование





Назад





Программа «Волонтерское движение МАОУ «СШ «Земля родная»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решение которых позволит молодому поколению наиболее полно реализовать себя в общественной жизни. Для того, чтобы стать волонтерами, не нужно иметь паспорт или определенное гражданство. Критерием служат те мотивы, которые подтолкнули человека нести доброту в окружающий нас мир. Желание помочь нашему старшему поколению, отдавшему так много сил и здоровья на благо города, страны, сплотило учеников нашей школы. Школа способна обеспечить не только интеллектуальное, но и социальное развитие: сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовности к выполнению своих будущих обязанностей перед обществом. Программа "Волонтерское движение" призвана помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом – не путем проб и ошибок, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволило бы школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с
социумом. Программа "Волонтерское движение" призвана способствовать становлению подростка как социально активной личности, способной участвовать в творческом преобразовании социальной действительности. Программа способствует формированию у школьников нравственных понятий и социального опыта, гуманистических ценностных ориентаций: 1. Жизнь человека, его достоинство и право на индивидуальность; 2. Родные и близкие люди, их любовь и забота. Работе с родителями уделяется особое значение в программе, так как основные причины приобщения подростков к употреблению психически активных веществ нужно искать в семье - вредные привычки родителей, негативные семейные традиции, игнорирование родительских обязанностей и т.д. 3. Добрые отношения с окружающими людьми, взаимопонимание, дружба.
Цель программы:

Поддержка и развитие инициатив в различных сферах деятельности,

содействие снижению роста курения, алкогольной зависимости, наркомании

и ВИЧ-инфекции среди учащихся, организация занятости и досуга учащихся,

формирование у учащихся идей здорового образа жизни.

Задачи:

1 .
Создание условий для развития способностей подростков к социальной коммуникации, отвлечение подростков активной деятельностью по основным направлениям воспитательной работы школы. 2. Организация жизнедеятельности детей, способствующая освоению социокультурного пространства. 3. Выработка системы совместной работы всех заинтересованых лиц – учащихся
родителей и учителей. 4. Способствование созданию общественного мнения, выступающего против использования средств, вызывающих зависимость. 5. Предоставление учащимся и родителям достоверной информации о негативных последствиях использования веществ и психологических знаний о том, как противостоять предложениям использовать эти вещества. 6. Совместное изготовление и распространение листовок, буклетов, памяток по вопросам наркомании и сопутствующих ей инфекционных заболеваний для распространения на дискотеках, в микрорайоне школы по четырем направлениям: - Медицинские аспекты проблемы. - Юридические аспекты проблемы. - Психологические аспекты проблемы. - Методика проведения профилактической работы.
I этап. "Диагностика" (сентябрь).
1. Социальный анализ на тему "Кто такие волонтеры, их задачи" (задействованы социально-педагогические и социально-психологические методики). 2. Социологический опрос учащихся, учителей, родителей: "Зачем нужно волонтерское движение? Что оно даст учащимся? Какие проблемы и задачи может решить? Какой новый опыт предложит?" 3. Методическое объединение классных руководителей и воспитателей на тему "Самореализация личности учащегося через участие в коллективно-творческих делах. Как отвлечь от вредных привычек". 4. Заседание родительского комитета школы на тему "Участие детей в
преобразовании внутришкольной жизни», «Помощь волонтерам школы», так как основная причина приобщения подростков к употреблению психически активных веществ, следует искать в семье (вредные привычки родителей, негативные семейные традиции, игнорирование родительских обязанностей и т.д.) 5. Классные часы: «Акции и творческие дела учащихся в помощь школе», «Дети говорят курению, наркотикам «Нет!» 6. Анкетирование учащихся среди 5-11 классов.
II этап. Разработка проекта или "Нарконет" (октябрь)
Постановка и согласование целей и задач через серию проектировочных игр среди учащихся.  Пресс-конференция, видеофильм "Лучше узнаем себя, хочу ли я употреблять наркотики или нет!" (Совместно с представителями здравоохранения)  Встреча с врачом наркологом "Что я могу сказать родителям о курении?».
III этап. "Коллективообразование" (октябрь - ноябрь).
1. Анализ состава участников волонтерского движения, сколько человек «Тихо отсеялось». 2. Организация обучения участников через серию социально-психологических тренингов по формированию активного, творческого коллектива на тему: "Сотрудничество". 3. Работа психологической службы школы, социального педагога с учащимися и родителями. Индивидуальные консультации для родителей и учащихся по различным проблемам семейных отношений. 4. Проведение лекций и семинаров для родителей и учителей, профилактические
занятия. 5. Разработка анкеты, индивидуальных заданий для учащихся
:
1. Что такое наркомания? 2. Что такое наркотики? 3. Как становятся наркоманами? 4. Мифы наркоманов. 5. Факторы риска. 6. Что такое зависимость? 7. Последствия употребления наркотиков. 8. Законодательство в области наркологии и борьбы со злоупотреблением наркотиков. 9. Признаки употребления наркотиков. 10.Семья наркомана. 11.Как вести себя с наркоманом? 12.Кто сможет помочь? (адреса и краткая информация о реабилитационных центрах) 13.Что и как можно рассказывать детям об алкоголе и наркотиках? 14.Как помочь ребенку сказать: "Нет!" 15.Роль семьи и школы в профилактике наркомании. 16.Как сказать: "Нет!"
IV

этап. "Преобразование внутришкольной жизни" (ноябрь - апрель).
Сущность этого этапа заключается в выявлении достижений волонтеров школы, в принятии и определении поставленных задач, внесений изменений в план работы школы на следующий учебный год. Итоговая конференция учащихся. (Вопросы: Что сделано в течение года? Что показалось особо значимым? Что было трудно?). Диагностика результативности:
 Приобретение нового опыта работы волонтеров, в том числе разновозрастного общения;  испытание «себя, как личности» в процессе взаимодействия с другими людьми.  накопление новых приемов и форм ученического и педагогического взаимодействия  Конкретные поступки и действия детей в обычных и экстремальных ситуациях.


Ожидаемые результаты.
Мы рассматриваем работу группы волонтеров как движущую силу процесса демократизации школы. Реализация программы:  создаст условия для личностного роста и правового саморазвития учащихся;  снизит количество учащихся, употребляющих различные виды наркотиков и курящих;  наполнит новым содержанием деятельность учащихся педагогов и родителей;  подготовит условия для создания в школе организации волонтерского движения и организации волонтеров. Таким образом, реализация программы станет важным шагом на пути становления правовой демократической школы.


В раздел образования