Автор: Костюкевич Лариса Ивановна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная" Населённый пункт: г.Новый Уренгой Наименование материала: программа Тема: Волонтерское движение Раздел: дополнительное образование
Программа «Волонтерское движение МАОУ «СШ «Земля родная»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями новые
задачи,
решение
которых
позволит
молодому
поколению
наиболее
полно
реализовать себя в общественной жизни.
Для того, чтобы стать волонтерами, не нужно иметь паспорт или
определенное гражданство. Критерием служат те мотивы, которые подтолкнули
человека нести доброту в окружающий нас мир. Желание помочь нашему
старшему поколению, отдавшему так много сил и здоровья на благо города,
страны, сплотило учеников нашей школы.
Школа способна обеспечить не только интеллектуальное, но и социальное
развитие: сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовности к
выполнению своих будущих обязанностей перед обществом.
Программа "Волонтерское движение" призвана помочь школьникам
адаптироваться
к
окружающей
их
социальной
жизни
наименее
болезненным
способом
–
не
путем
проб
и
ошибок,
а
путем
своевременного
приобретения
необходимых знаний и социального опыта.
Это позволило бы школьникам уверенно действовать в различных жизненных
ситуациях
наиболее
целесообразным
и
безопасным
для
себя
и
окружающих
способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с
социумом.
Программа
"Волонтерское
движение"
призвана
способствовать
становлению подростка как социально активной личности, способной участвовать в
творческом
преобразовании
социальной
действительности.
Программа
способствует формированию у школьников нравственных понятий и социального
опыта, гуманистических ценностных ориентаций:
1. Жизнь человека, его достоинство и право на индивидуальность;
2.
Родные и близкие люди, их любовь и забота. Работе с родителями уделяется
особое
значение
в
программе,
так
как
основные
причины
приобщения
подростков к употреблению психически активных веществ нужно искать в
семье
-
вредные
привычки
родителей,
негативные
семейные
традиции,
игнорирование родительских обязанностей и т.д.
3.
Добрые отношения с окружающими людьми, взаимопонимание, дружба.
Цель программы:
Поддержка и развитие инициатив в различных сферах деятельности,
содействие снижению роста курения, алкогольной зависимости, наркомании
и ВИЧ-инфекции среди учащихся, организация занятости и досуга учащихся,
формирование у учащихся идей здорового образа жизни.
Задачи:
1 . Создание
условий
для
развития
способностей
подростков
к
социальной
коммуникации, отвлечение подростков активной деятельностью по основным
направлениям воспитательной работы школы.
2.
Организация
жизнедеятельности
детей,
способствующая
освоению
социокультурного пространства.
3.
Выработка системы совместной работы всех заинтересованых лиц – учащихся
родителей и учителей.
4.
Способствование
созданию
общественного
мнения,
выступающего
против
использования средств, вызывающих зависимость.
5.
Предоставление
учащимся
и
родителям
достоверной
информации
о
негативных последствиях использования веществ и психологических знаний
о том, как противостоять предложениям использовать эти вещества.
6.
Совместное изготовление и распространение листовок, буклетов, памяток по
вопросам наркомании и сопутствующих ей инфекционных заболеваний для
распространения
на
дискотеках,
в
микрорайоне
школы
по
четырем
направлениям:
-
Медицинские аспекты проблемы.
-
Юридические аспекты проблемы.
-
Психологические аспекты проблемы.
-
Методика проведения профилактической работы.
I этап. "Диагностика" (сентябрь).
1.
Социальный анализ на тему "Кто такие волонтеры, их задачи" (задействованы
социально-педагогические и социально-психологические методики).
2.
Социологический
опрос
учащихся,
учителей,
родителей:
"Зачем
нужно
волонтерское движение? Что оно даст учащимся? Какие проблемы и задачи
может решить? Какой новый опыт предложит?"
3.
Методическое объединение классных руководителей и воспитателей на тему
"Самореализация личности учащегося через участие в коллективно-творческих
делах. Как отвлечь от вредных привычек".
4.
Заседание
родительского
комитета
школы
на
тему
"Участие
детей
в
преобразовании внутришкольной жизни», «Помощь волонтерам школы», так
как основная причина приобщения подростков к употреблению психически
активных веществ, следует искать в семье (вредные привычки родителей,
негативные семейные традиции, игнорирование родительских обязанностей и
т.д.)
5.
Классные часы: «Акции и творческие дела учащихся в помощь школе», «Дети
говорят курению, наркотикам «Нет!»
6.
Анкетирование учащихся среди 5-11 классов.
II этап. Разработка проекта или "Нарконет" (октябрь)
Постановка и согласование целей и задач через серию проектировочных игр среди
учащихся.
Пресс-конференция, видеофильм "Лучше узнаем себя, хочу ли я употреблять
наркотики или нет!" (Совместно с представителями здравоохранения)
Встреча с врачом наркологом "Что я могу сказать родителям о курении?».
III этап. "Коллективообразование" (октябрь - ноябрь).
1. Анализ состава участников волонтерского движения, сколько человек «Тихо
отсеялось».
2. Организация обучения участников через серию социально-психологических
тренингов
по
формированию
активного,
творческого
коллектива
на
тему:
"Сотрудничество".
3.
Работа психологической службы школы, социального педагога с учащимися и
родителями. Индивидуальные консультации для родителей и учащихся по
различным проблемам семейных отношений.
4. Проведение лекций и семинаров для родителей и учителей, профилактические
занятия.
5. Разработка анкеты, индивидуальных заданий для учащихся :
1.
Что такое наркомания?
2.
Что такое наркотики?
3.
Как становятся наркоманами?
4.
Мифы наркоманов.
5.
Факторы риска.
6.
Что такое зависимость?
7.
Последствия употребления наркотиков.
8.
Законодательство
в
области
наркологии
и
борьбы
со
злоупотреблением
наркотиков.
9.
Признаки употребления наркотиков.
10.Семья наркомана.
11.Как вести себя с наркоманом?
12.Кто
сможет
помочь?
(адреса
и
краткая
информация
о
реабилитационных
центрах)
13.Что и как можно рассказывать детям об алкоголе и наркотиках?
14.Как помочь ребенку сказать: "Нет!"
15.Роль семьи и школы в профилактике наркомании.
16.Как сказать: "Нет!"
IV
этап. "Преобразование внутришкольной жизни" (ноябрь - апрель).
Сущность этого этапа заключается в выявлении достижений волонтеров школы, в
принятии и определении поставленных задач, внесений изменений в план работы
школы на следующий учебный год.
Итоговая
конференция
учащихся.
(Вопросы:
Что
сделано
в
течение
года?
Что
показалось особо значимым? Что было трудно?). Диагностика результативности:
Приобретение нового опыта работы волонтеров, в том числе разновозрастного
общения;
испытание
«себя,
как
личности»
в
процессе
взаимодействия
с
другими
людьми.
накопление
новых
приемов
и
форм
ученического
и
педагогического
взаимодействия
Конкретные
поступки
и
действия
детей
в
обычных
и
экстремальных
ситуациях.
Ожидаемые результаты.
Мы рассматриваем работу группы волонтеров
как движущую силу процесса
демократизации школы. Реализация программы:
создаст условия для личностного роста и правового саморазвития учащихся;
снизит количество учащихся, употребляющих различные виды наркотиков и
курящих;
наполнит новым содержанием деятельность учащихся педагогов и родителей;
подготовит условия
для создания в
школе организации волонтерского
движения и организации волонтеров.
Таким
образом,
реализация
программы
станет
важным
шагом
на
пути
становления правовой демократической школы.