Напоминание

"На великий праздник собралася Русь!"


Автор: Подковырова Ольга Брониславовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ "Многопрофильная школа № 1577"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "На великий праздник собралася Русь!"
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Разработка урока музыки по теме:

«На великий праздник собралася Русь!» 4 класс

Подковырова Ольга Брониславовна,

учитель музыки ГБОУ Многопрофильная школа №1577

г. Москва, 2018г.

Тема раздела: Россия – Родина моя;

Цель: выявить общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов на

примере кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»

Задачи:

Образовательная:

- продолжить знакомство с творчеством С.С.Прокофьева на материале VII ч. кантаты

«Александр Невский»;

- объяснить на музыкальном материале понятия: финал, развитие музыки;

- закрепить понятие песенности, как характерной черты русской музыки;

Развивающая:

- развивать умение слушать музыку, анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать воображение;

- развивать навыки вокально-хорового исполнения;

Воспитательная:

- воспитание уважения к русской истории и национальной культуре;

- воспитание чувства патриотизма, любви к Родине;

Тип урока: обобщение;

Методы обучения:

наглядно-слуховой;

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

эвристическая беседа;

метод сопереживания;

метод забегания вперед и возвращения назад;

Форма организации познавательной деятельности:

Коллективная: слушание, хоровое пение, пластическое интонирование;

Фронтальная: диалог- рассуждение;

Используемые технологии: технология мыследеятельностного подхода;

Планируемые результаты:

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание

узнавать новое; реализация творческих способностей в процессе слушания, пластического

интонирования и пения;

развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, сопереживания чувствам других людей, формирование основ уважительного

отношения к русской истории и культуре;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

аргументация своего мнения и учет других мнений; осознанное и свободное построение

речевого высказывания;

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность, фиксирование индивидуального

затруднения и волевая саморегуляция в ситуации затруднения, умение объективно оценивать

собственную деятельность на каждом этапе урока;

Познавательные: сравнение, обобщение, понимание музыкальных терминов (кантата, кант,

финал, развитие, музыкальная форма, гимн);

1

Метапредметные: овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности,

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценка своих

музыкально-творческих способностей,

развитие умения осмыслить полученную информацию;

Предметные: умение применять музыкальные навыки при исполнении вокально-хоровых

произведений, формирование представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-

нравственном развитии;

Структура урока:

1 - организационный момент и мотивация;

2 - подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных

знаний;

3 - определение темы и цели урока;

4 - ознакомление с новым материалом;

5 - осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

6 - вывод;

7 – домашнее задание;

Наглядно-методические пособия:

Фонохрестоматия CD для 4 и 2 класса (по программе Е.Д.Критской)

Хрестоматия для 4 класса (по программе Е.Д.Критской)

Учебники «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; 2014 г.

Раздаточный материал – текст слов основных тем кантаты и хора «Славься» М.Глинки

Центральная часть триптиха П.Корина – «Александр Невский»

Портрет Александра Невского. Работа художника С.Кулова

Видеофильм С.Эйзенштейна «Александр Невский»

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, доска;

Музыкальный материал:

С.Прокофьев «Песнь об Александре Невском»(фрагм.) – слушание и пение темы.

С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» - IVч. кантаты – пение тем крайних и средней частей.

С.Прокофьев «Въезд Александра во Псков» - VIIч. кантаты – слушание, разучивание темы;

М.Глинка Заключительный хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» - пение.

Ход урока:

1. Организационный момент и мотивация (задача:

включить учащихся в учебную деятельность)

2.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных

знаний

Из истории и рассказов наших дедов и прадедов мы знаем, что наш народ во все времена

героически поднимался на защиту своей Родины от чужеземных захватчиков. Как вы думаете,

актуальна ли тема защиты Родины в наше время? (Безусловно) В музыке, как и в других видах

искусства, создано много замечательных произведений, которые звучат как духовный наказ от

предыдущих поколений.

Звучит начало темы («Песнь об Александре Невском»)

У.- Что это за музыка?

Д.-

У.- Какие качества русского характера нашли свое выражение в этой песне?

Д.- Величие, широта, особая стать, лиризм.

У.- Какими средствами музыкальной выразительности воспользовался композитор, чтобы

передать это?

2

Д.- Напевность, неторопливый темп, светлая, мажорная окраска звучания.

У.- А какие интонации в ней использовал С.Прокофьев – русских народных песен, или какие-

то другие?

Д.- Русские народные.

У.- А почему не сложные, композиторские, ведь средства симфонического оркестра позволяли

ему выразить любой образ в самых разных состояниях?

Д. - Для того, чтобы передать образ народа, защитника страны.

У.(Задание): Спойте эту тему и покажите жестом ее характер.

Дети поют тему «А и было дело на Неве реке», пластически интонируя.

У. Мы с вами знаем, слушали еще одну часть кантаты, в которой так же воспевается русский

народ (наиграть мелодию хора «Вставайте, люди русские»). Что это за музыка?

Д.- хор «Вставайте, люди русские».

У.- Какой здесь образ народа представлен?

Д.- мужественный, решительный, смелый.

У.(Задание): спойте и нарисуйте жестом главную тему хора.

Дети поют тему «Вставайте, люди русские» (жест должен быть другим).

У.- Посмотрите на репродукцию картины П.Корина «Александр Невский» - это

картина-символ защитника Земли Русской и православной веры. Полководец стоит лицом к

зрителю, положив руки на рукоять меча. Его суровый взгляд устремлен вдаль, словно видит он

чужую рать, которая осмелилась вступить на русскую землю. За ним – хоругвь с изображением

Христа и православный храм. Весь образ Александра Невского передает решительность и

уверенность в силах русского войска. Что объединяет картину П.Корина и хор «Вставайте,

люди русские»?

Д.-

У.- Вспомните - в какой форме написан хор и для чего композитор это сделал? Что он хотел

нам этим сказать?

Д.- хор написан в трехчастной форме. Крайние части одинаковые, они контрастны средней

части по настроению и интонациям. В средней части заключена основная идея кантаты - «На

Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!».

У. (Задание): спойте ее широко, распевно, как русский народ поет!

Дети поют тему «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!».

У.- Скажите, а что объединяет все 3 части хора, какие интонации там использовал композитор?

Д.– русские народные!

У.- Эти две темы – как две грани русского характера!.. Разные рисунки получились?

Д.- Да.

У.- Многогранен русский характер?

Д.- Да.

3. Совместное определение темы и постановка цели урока.

У.(Задание): В учебнике на стр. 22 найдите и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока.

Д.- «На великий праздник собралася Русь!».

У.- Сегодня мы продолжаем с вами патриотическую тему, и постараемся выявить – что

общего между музыкой народной и композиторской.

4. Ознакомление с новым материалом.

У.- Давайте вспомним - что такое кантата?

Д.- Большое муз. произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных одной идеей,

написанное для солистов, хора и оркестра.

3

У.- В этой кантате отображены реальные события?

Д.- Да.

У.- Какого времени?

Д.- XIII века, 1240 – 1242 гг.

У.- Посмотрите на стр.23 учебника – с чем шли в бой наши воины в то время?

Д.(с помощью учителя) - Щит, меч, ножны, хоругвь - плат с изображением Христа на знамени,

маленькие знамена конников.

Мы с вами уже знаем о том, что кантата «Александр Невский» создана С.Прокофьевым на

основе музыки к одноименному кинофильму С.Эйзенштейна, поэтому имеет определенные

«кинематографические» свойства – какие?

Д.(вместе с учителем) - яркие сопоставления, контрасты музыкальных тем, образов, их

театральность.

У.- Как вы думаете, как будет называться последняя часть музыкального произведения -

кантаты?

Д. – думают.

У.- Она называется Финал. Последняя часть циклического музыкального произведения

(кантаты, симфонии, концерта, и т.п.), а так же заключительная сцена оперы или балета

называется - скажем все вместе:

Д.- Финал.

У.- Сегодня мы с вами послушаем Финал кантаты С.Прокофьева, VII – ую часть, которая

является как бы итогом всего произведения и называется «Въезд Александра во Псков».

Итак, русское войско под предводительством Александра Невского одержало великую

победу. Как встречает народ своих героев, освободителей? Какой музыкой вы бы закончили

кантату?

Д.- Радостной, гордой, ликующей, прославляющей.

У.- В VII-ой части кантаты, композитор как бы «собирает вместе» все русские темы кантаты

из предыдущих частей (вы их услышите) и добавил новые. Одну из них мы с вами сейчас

разучим: («Веселися, пой, мать родная Русь! На родной Руси не бывать врагу!» - сами слова

уже посказывают нам характер музыки)

Разучивание темы: «Веселися, пой, мать родная Русь!»

У.- Каков характер этой темы?

Д.- радостный, веселый, открытый.

У.- постарайтесь услышать знакомые вам темы и представить себе все, что услышите.

Следите по тексту (на листочках).

Звучит VIIч. кантаты – «Въезд Александра во Псков».

Д.- Здесь была использована тема из «Песни об Александре Невском», только на другие слова:

«На великий бой выходила Русь» и в более медленном темпе. А еще была тема из средней

части хора «Вставайте, люди русские» - «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

У.- В учебниках на стр.23. сверху дана нотная запись темы «А и было дело…» - восьмыми и

четвертными длительностями, а под ней - вот она, тема Финала: «На великий бой…» -

посмотрите – те же самые ноты, только более долгими длительностями! Как изменился от

этого характер мелодии?

Д.- Стал более значительный, торжественный.

У.- Развивается первоначальная тема и дается в Финале уже в новом качестве! Теперь она уже

звучит как гимн! По жанру VII – ая часть – гимн. Музыка композитора С.Прокофьева, а чем

дышит она?

Д.- Народной песенностью.

4

У.-А какую еще музыку услышали в финале? Что там была за плясовая? Где можно было в

народе ее услышать?

Д.- Русские плясовые наигрыши, на народных праздниках, гуляньях!

У.- Для чего?

Д.- Чтобы выразить свою радость и поднять дух воинов. Народ пел, плясал и веселился!

У.- Какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительного хора?

Д.- Колокольный звон – Благовест.

У.-В каком глинкинском финальном хоре использован такой же прием?

Д.- В заключительном хоре «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

5. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

У.- И в русском фольклоре, и в творчестве композиторов есть произведения, которые славят

героев, защитников Родины. Некоторые из них вы уже знаете – это канты неизвестных авторов

и солдатские песни «Славны были наши деды», «Солдатушки, бравы ребятушки…» На стр.22

рассмотрите фрагмент картины С.Присекина «И клятву верности сдержали…».

- Какими изображены воины? ( Храбрые, уставшие, скорбящие о тех, кто погиб в бою).

- Несмотря на то, что в ней изображены события 19-го, а не 13-го века, близка она по духу тем

событиям? (пояснить картину).

Д.- Да!

У. - Посмотрите фрагмент из фильма «Александр Невский». Обратите внимание на отношение

народа к погибшим, к героям, к изменникам и к врагам.

Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский».(момент въезда Александра во Псков)

У.- Какова роль музыки в фильме?

Д.- Усиливает впечатление, воздействует на чувства зрителя.

У.- Слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» стали

крылатыми. Как вы думаете, подходит ли название разворота ко всем муз. произведениям,

упоминаемым на этих страницах?

Д.- Да.

У.- Только ли крестьянина Ивана Сусанина, или князя Александра Невского прославляют

опера М.Глинки и кантата С.Прокофьева?

Д.- они прославляют весь русский народ.

У.- Постарайтесь обобщить значение русской песенности, различных жанров песни для

воплощения замысла этого произведения.

Д.-

6. Вывод.

У.(совместно с детьми) - Итак, мы с вами пришли к выводу, что народная музыка – зеркало ? -

жизни народа, в которой отражаются не только те, или иные события, но и дух, атмосфера

всей его жизни. Народная музыка играла и продолжает играть огромную роль в возникновении

и развитии ? - профессионального музыкального творчества. Песенность, певучесть –

характернейшие черты ? - русской народной музыки и, выросшей из нее, ? - композиторской

музыки.

У(Задание): в заключение споем хор «Славься!» М.Глинки из оперы «Иван Сусанин»,

который по духу близок теме нашего сегодняшнего урока.

Исполнение хора «Славься!» М.Глинки.

7.Домашнее задание.

У.- Откройте рабочие тетради на стр. 13. Дома вам нужно будет письменно ответить на

последний вопрос: «в каких еще произведениях русских композиторов звучат колокольные

звоны?» Какое сегодня произведение вы слушали на уроке? Был в нем колокольный звон? –

Задание понятно?

5

Д.- Да!

Спасибо всем, кто был внимателен и активно работал на уроке!

Подведение итогов урока.

6



В раздел образования