Напоминание

Феномен одаренности


Автор: Балина Ирина Вениаминовна
Должность: методист, педагог ДО
Учебное заведение: МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Описание модели организации обучения, воспитания и развития одаренных учащихся
Тема: Феномен одаренности
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города

Калуги

Автор: Балина Ирина Вениаминовна

Должность: Методист, педагог ДО

Описание модели организации обучения, воспитания и развития

одаренных учащихся в учреждении дополнительного образования

«Если дети – национальное достояние любой страны,

то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал».

Р.Н. Бунеев

Работа

с

одаренными

и

высокомотивированными

детьми,

их

социализация,

профориентация,

компенсация

дезадаптации

в

различных

сферах жизни на протяжении многих лет являлась одной из главных задач и

системы дополнительного образования детей.

На мой взгляд, система работы с одаренными детьми в дополнительном

образовании

не

может

успешно

функционировать

в

общепринятых

классических

педагогических

формах,

что,

в

свою

очередь,

требует

применения иных способов управления, переосмысления базовых условий

организации педагогического процесса: переформулирование целей, задач,

средств, способов оценивания и коммуникации и так далее.

В связи с этим модель организации успешного обучения, воспитания и

развития

одаренных

детей,

на

которой

основывается

моя

педагогическая

деятельность – нетрадиционная.

В качестве ориентира моей профессиональной деятельности выступает

гуманистическая модель

воспитания.

Главным

звеном

воспитательного

процесса

становится

одаренный

обучающийся,

его

индивидуально-

личностные способности и задатки, неповторимые особенности личности.

Главной

задачей

воспитательного

процесса,

на

мой

взгляд,

является

обеспечение

всестороннего

и

гармоничного

развития

личности.

Цель:

воспитание социально-адаптированной личности с активной жизненной и

гражданской

позицией.

Особенности

моей

педагогической

деятельности

заключаются

в

изучении

и

обогащении

внутреннего

мира

одаренного

обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности и опираясь на его

самостоятельные духовные усилия.

В педагогике существует множество моделей организации обучения,

однако сказать однозначно какая из них играет для меня решающую роль,

нельзя.

Скорее,

в

моей

практике

используется

некая инновационная

(модифицированная)

модель,

которая

сочетает

в

себе

элементы

разных

моделей

современной

педагогики.

Такая

модель

организации

обучения

является

свидетельством

вариативности

осуществления

образовательного

процесса,

возможности

учитывать

особенности

индивидуальности

одаренных обучающихся, условий протекания образовательного процесса и

представляется мне следующим образом:

Рисунок 1. Инновационная модель организации обучения

На

рисунке

видно,

что

в

своей

педагогической

деятельности

я

ориентируюсь на элементы таких моделей организации обучения как: модель

развивающего

обучения,

поисковая

модель,

неинституциональная

модель,

профильная модель, феноменологическая модель. В процессе обучения мною

применяются

некоторые

методы,

формы

и

средства

этих

моделей.

Рассматриваемая модель имеет цель и принципы обучения одаренных детей

Цель: Создание условий для развития творческой индивидуальности

одаренного ребенка и его духовно-нравственных основ личности.

Принципы:

1.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Этот

принцип

означает,

что

цели,

содержание

и

методы

обучения

должны

способствовать

не

только

усвоению

знаний

и

умений,

но

и

познавательному

развитию,

а

также

воспитанию

личностных

качеств

обучающихся.

2.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны

как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен-

ности

обучающихся.

Реализация

этого

принципа

особенно

важна

при

обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в

яркой и уникальной форме.

3.

Принцип учета возрастных возможностей.

Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и

методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на

разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут

легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при-

вести к отрицательным последствиям.

Элементы развивающего обучения:

Это

модель

учебного

процесса,

в

котором,

наряду

с

передачей

конкретных

знаний

педагогом,

уделяется

должное

внимание

процессу

развития интеллектуальной одаренности обучающегося, формирование его

знаний в виде хорошо организованной системы. Такая модель реализуется по

следующей схеме:

Рисунок 2. Схема развивающего обучения

Эта схема показывает, что обучение и развитие осуществляются в ходе

циклического процесса, который основан на опыте и состоит из следующих

этапов:

1.

Конкретный

опыт

начинается

со

сбора

данных,

полученных

из

наблюдений и личного опыта обучающихся.

2. Рефлексивное наблюдение ведет к поиску смыслов и значения этих

данных, т.е. к наблюдению, анализу и размышлению о них.

3.

На

этапе

абстрактной

концептуализации

рождаются

концепции,

модели и способы решения выявленных проблем.

4. Активное экспериментирование состоит в действиях, направленных

на испытание найденных способов решения в новых ситуациях («рискнем,

попробуем»).

Элементы феноменологической модели:

Использование элементов данной модели предполагает персональный

(индивидуальный)

характер

обучения

с

учетом

индивидуально

-

психологических

особенностей

обучающихся,

бережное

и

уважительное

отношение к их интересам и потребностям. Такое обучение способствует

обнаружению тех качеств одаренного ребенка, которые в нем уже заложены

природой.

В

процессе

индивидуализации

создаются

условия

для

Конкретный опыт

Активный эксперимент

Рефлексивное наблюдение

Абстрактная концептуализация

самопознания и поддержки уникального развития каждого обучающегося,

предоставляется

как

можно

больше

свободы

выбора

и

условий

для

реализации обучающимися своих природных потенциалов и самореализации.

Элементы неинституциональной модели:

Использование

элементов

данной

модели

предполагает

частичную

организацию обучения вне социальных институтов, школ. Это частичное

обучение на «природе», с помощью Internet, в условиях открытых школ,

профильных

лагерных

смен,

дистанционное

обучение.

Таким

образом,

учитываются

индивидуальные

способности,

потребности,

темперамент

и

занятость одаренного обучающегося. В результате он может изучать учебные

курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее.

Элементы поисковой модели:

Основой модели с поисковой направленностью является надпредметная

поисковая

учебная

деятельность,

то

есть

специальная

деятельность

одаренных обучающихся по построению своего учебного познания. Сюда

относятся:

систематическое

исследование

(постановка

проблемы,

выдвижение

и

проверка гипотез, генерация идей и т. д.);

– коммуникативно-диалоговая, дискуссионная деятельность обучающегося

– игровая, моделирующая деятельность.

Элементы профильной модели:

Модель

дифференциации

и

индивидуализации

обучения:

форма

организации

учебной

деятельности

старшеклассников,

при

которой

учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для

максимального

развития

специальной

одаренности

обучающихся

в

соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями

Обобщая

все

вышесказанное

можно

сделать

вывод

о

том,

что

представленная

модель

организации

обучения,

воспитания

и

развития

одаренных детей, имеет нетрадиционную, гуманистическую направленность,

предоставляет

каждому

обучающемуся

возможность

свободного

выбора

образовательной

области,

профиля

программ,

времени

их

освоения,

включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных

склонностей.

Направления педагогической деятельности в работе с одаренными

обучающимися

Рисунок 3. Участники педагогического процесса

За несколько лет работы с одаренными детьми мною была разработана

четкая система педагогической деятельности. На мой взгляд, эффективное

обучение,

развитие

и

воспитание

одаренного

обучающегося

невозможно,

если в процессе его становления участвует только один педагог. Необходимо

тесное

сотрудничество

с

родителями

этого

ребенка,

а

также

с

другими

педагогами, которые его обучают. Взаимодействие с каждым участником

педагогического процесса строится особым образом.

Таблица 1. Основные направления деятельности

в работе с одаренными обучающимися.

Направление

деятельности

Описание деятельности

1

Организация

набора

обучающихся в

МЭШДОМ

Е ж е г о д н о

М Э Ш Д О М

о б ъ я в л я е т

н а б о р

обучающихся. Мною была разработана схема этого

мероприятия, которое включает в себя несколько

этапов:

1.

Организационный

(изучение

социального

заказа одаренных обучающихся, налаживание

ко н т а к т о в

с

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы м и

учреждениями города Калуги).

2.

Пропедевтический (разработка презентаций о

МЭШДОМ,

проведение

собраний,

дней

Участники

Педагоги, работающие с одаренными обучающимися

Родители одаренных обучающихся

Одаренные обучающиеся

открытых дверей, разработка рекламных афиш

(см. прилож.1)).

3.

Конкурсный набор обучающихся (диагностика

интеллектуальной, творческой, мотивационной

о д а р е н н о с т и

в н о в ь

п о с т у п а ю щ и х ,

собеседование, ролевая игра)

2

Преподавание

Для

ра зных

профиле й

МЭШ ДО М

м н ою

разработаны

образовательные

программы

(см.

прилож.2),

которые

развивают

специальную,

интеллектуальную,

мотивационную,

творческую

од а р е н н о с т ь

и

с п о с о б н о с т и

о д а р е н н ы х

обучающихся:

1.

«Введение в психологию».

2.

« О с н о в ы

н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й

деятельности».

3.

«Как стать успешной личностью».

4.

«Психологические особенности распознавания и

выражения чувств».

5.

«Особенности психологии общения»

3

Организация

работы Научного

общества

одаренных

обучающихся

Мною

было

разработано

положение

о

Научном

обществе одаренных обучающихся МЭШДОМ (см.

прилож.3).

В

рамках

этого

общества

в

школе

ежегодно проводятся:

1.

Научно-творческая

конференция

«Путь

к

познанию»

(по направлениям: психология, СМИ, экономика,

право)

2. Научная конференция по страноведению «Добро

пожаловать в англоязычный мир».

3. Внутришкольная олимпиада по психологии.

4. Внутришкольная

олимпиада

по

английскому

языку.

4

Проектно-

исследовательская

деятельность с

одаренными

обучающимися

С

2004

года

я

являюсь

руководителем

научных

работ

одаренных

обучающихся

по

психологии.

Проекты моих учеников побеждают в конкурсах

различного

масштаба

от

муниципального

до

международного уровня

5

Организация и

проведение

городских и

областных

мероприятий

Ежегодно я принимаю участие в организации и

проведении

различных

городских

и

областных

мероприятий.

Мною

были

разработ аны

следующие положения (см. прилож.4):

1.

О

городском

конкурсе-фестивале

социальной

р е к ла мы

« В ы б и р а е м

буд у ще е !»

с р е д и

обучающихся

5-11

классов

муниципальных

общеобразовательных

учреждений

города

Калуги

2. О

го р од с ком

б и зн е с - ту р н и р е

« И м и д ж

п р ом ы ш л е н н о го

п р ед п р и я т и я

гл а з а м и

п о д р о с т к о в »

с р е д и

о б у ч а ю щ и х с я

м у н и ц и п а л ь н ы х

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х

учреждений города Калуги

3. О

городском

конкурсе

редакций

школьных

печатных

газет

«Прошу

слова»

с р е д и

м у н и ц и п а л ь н ы х

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х

учреждений города Калуги

6

Психолого-

педагогическое

сопровождение

одаренных

обучающихся

В рамках этого направления мною осуществляется:

1.

психолого-педагогиче ский

м ониторинг

(длительная

диагностика

и

выявление

видов

одаренности обучающихся);

2. создается банк данных одаренных детей;

3.

проводится

индивидуальное

консультирование

одаренных обучающихся;

4.

разрабатываются

индивидуальные

профили

личности.

7

Тьюторство

Мною

осуществляется

индивидуальная

работа

с

конкретным одаренным ребенком. Моей основной

задачей

является

то,

что

на

основе

диалога

и

совместного

поиска

мне

необходимо

помочь

своему

подопечному

выработать

наиболее

эффективную

стратегию

индивидуального

роста,

опираясь

на

развитие

его

способности

к

самоопределению

и

самоорганизации.

Значение

такой

работы

заключается

в

координации

индивидуального своеобразия одаренного ребенка,

особенностей

его

образа

жизни

и

различных

вариантов содержания образования.

8

Экспертное

оценивание

Помимо

написания

научно-исследовательских

проектов совместно с одаренными обучающимися

мне удается быть и экспертным членом конкурсов

научных

работ

различного

масшт аба

о т

муниципального до всероссийского уровня.

Таблица 2. Основные направления деятельности

в работе с родителями одаренных обучающихся.

Направление

деятельности

Описание деятельности

1

Информирование

С помощью родительских собраний,

индивидуальных встреч и телефонных звонков

мною производится информирование родителей о

том, что их ребенок одарен, и он будет обучаться

по специальной программе и диагностироваться

2

Консультирование

В процесс консультирования, который проводится

мною не только как педагогом, но и как психологом

включает в себя:

1. краткая первичная беседа;

2. обстоятельная беседа по поводу истории

развития ребенка;

3. диагностика одаренности ребенка;

4. заключительная беседа по результатам

обследования, рекомендации.

3

Совместная

практическая

деятельность

одаренного

ребенка

и родителей

Мною организуются совместная деятельность

одаренного ребенка и его родителя, которая бывает

следующих видов:

1. Акция «Один день с ребенком»

2. Детско-родительские совещания

3. Концерт

4. Тренинги

Несомненно, важным моментом работы с одаренными обучающимися

является

комплекс

мероприятий,

направленных

на

укрепление

сотрудничества с семьями одаренных детей.

В семье происходит формирование личностных качеств и творческих

способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание

психолого-педагогической

поддержки

семьям,

имеющим

способных

и

одаренных детей.

В числе мероприятий, которые организовываются мною по работе с

родителями

существенное

место

занимают

родительские

собрания

по

проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были

эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:

круглые столы;

информационно-практические беседы;

информационные лектории с элементами практикума;

обучающие семинары;

творческие лаборатории родителей;

родительские педагогические тренинги;

обмен мнениями.

С целью определения подходов родителей к данной проблеме

целесообразно мною проводятся индивидуальные консультации, подбор

научной и практической литературы для родителей.

Участником

процесса

работы

с

одаренными

детьми

являются

и

педагоги которые должны иметь:

а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся

результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;

б) профессионально-личностную позицию;

в) профессионально значимые личностные качества: высокие уровни

развития

познавательной

и

внутренней

профессиональной

мотивации,

эмпатии;

внутренний

локус

контроля;

высокая

и

адекватная

самооценка;

стремление к личностному росту и т.д.

Чтобы быть успешным педагогом, который занимается в одаренными

обучающимися, мне необходимо обмениваться опытом с коллегами.

Таблица 3. Основные направления деятельности

в работе с педагогами обучающих одаренных детей.

Направление

деятельности

Описание деятельности

1

Курсы повышения

квалификации

В МЭШДОМ мною организовываются

краткосрочные, дистанционные, очные курсы

повышения квалификации для педагогов,

работающих с одаренными обучающимися

2

Школа молодого

педагога

Ежегодно в МЭШДОМ мною проводятся семинары

по проблемам одаренности для молодых педагогов

3

Методические

объединения

Мною организовываются методические

объединения по вопросам особенностей одаренных

обучающихся МЭШДОМ

4

Диагностика

Ежегодно я принимаю участие в диагностике,

обработке и анализе результатов тестирования,

анкетирования профессиональных педагогических

навыков, знаний педагогов по вопросам

одаренности

5

Психолого-

педагогическое

сопровождение

Совместно с другими психологами школы,

разрабатываются психологические рекомендации

для педагогов о формах взаимодействия с

обучающимися и стилях поведения педагога

6

Обучение

Мною организуются и проводятся лекции,

семинары, практические занятия для педагогов по

проблемам одаренности муниципального и

областного уровня.

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — ее стратегия,

содержание,

формы

и

методы

должна

обеспечивать

становление

и

развитие

как

базового,

так

и

специфического

компонентов

их

профессиональной квалификации. Обучающиеся с признаками одаренности

вольно

или

невольно

могут

создавать

своим

поведением

нестандартные

ситуации,

для

решения

которых

сформировавшиеся

ранее

«учительские»

стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для обучающегося, так

и для самого педагога.

Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь

вставать в рефлексивную позицию к самому себе.

Библиографический список

1.

Бабаева Ю.Д.

Психологический тренинг для выявления одаренности.

Методическое пособие / Под ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.

2.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

3.

Богоявленская

Д.Б.,

Богоявленская

М.Е.

Психология

одранености:

понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. – М.: МИОО, 2005. – 176 с.

4.

Герасимова

Т.Ю.,

Панов

В.И.,

Хромова

Т.В.

Напряженная

образовательная Среда как условие развития учащегося. // Психологическая

наука: традиции, современное состояние и перспективы. – М., 1997.

5.

Кларин М.В.. Инновации в мировой педагогике. Рига. 1995.

6.

Котягина

С.Н.

Программа

нейропсихологического

сопровождения.

М.,

2006.

7.

Ларионова Л.И., Алаева Н.А., Щвецова Е.В. Теоретические подходы и

методики

по

изучению

одаренных

детей.

Учебное

пособие.

Иркутск:

Иркутский гос.пед.университет, 2001.

8.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.:

МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 1997.

9.

Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред.

Д.Б.Богоявленской.

Составители:

Ю.Д.Бабаева,

Д.Б.Богоявленская.

М.:

Молодая гвардия, 1997.

10.

Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика,

2001, №4. С.30-44.

11.

Панов

В.И.

Мифы

и

реальные

проблемы

одаренности

//

Технология

развития

творческого

потенциала

дошкольников.

Материалы

научно-

методической конференции. – М.– Воронеж, 2002. С.4-41.

12.

Панов В.И. Образовательные технологии работы с одаренными детьми //

Опыт

работы

с

одаренными

детьми

в

современной

России:

Материалы

Всероссийской научно-практической конференции. М., 6-8 февраля 2003 года

/ Научный редактор Л.П.Дуганова. – М., 2003. С. 67-81.

13.

Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. –

М.: Наука, 2004.

14.

Панов

В.И.

Психологические

аспекты

построения

образовательных

технологий как условие оптимизации развития // Мир психологии, 2004а, №1.

С.33-44.

15.

Панов В.И. Экопсихологический подход к одаренности // // Московская

психологическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. дейст.чл.

РАО, проф. В.В.Рубцова. Т.III. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004 б. С. 156-160.

16.

Панов В.И., Хромова Т.В. О методах развития способностей учащихся с

признаками одаренности // Здоровье детей и школа. Сборник материалов

научно-практической

конференции

педагогических

коллективов

экспериментальных школ РАО (24 августа 2004 г.). М., 2005. С. 82-85.

17.

Психология одаренности: от теории к практике / Под ред.Д.В.Ушакова. –

М.: ИП РАН, 2000.

18.

Рабочая

концепция

одаренности

/

Под

ред.

В.Д.Шадрикова.

М.:

Магистр. 1998.

19.

Савенков А.И., Одаренный ребенок в массовой школе. – М.: Сентябрь,

2001.

20.

Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. –

М.: Молодая гвардия, 1997.Холодная М.А. Психология интеллекта:

парадоксы исследования. – М.–Томск, 1996.

21.

Хромова Т.В. К проблеме микрокризиса как метода развития одаренных

детей // Федеральные и региональные аспекты проблемы поддержки

одаренных детей в России. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. С.35-49.

22.

Хромова Т.В., Панов В.И. Обучение и развитие одаренных детей: опыт и

перспективы работы (лицей №1524, Москва) // Международная конференция,

посвященная памяти Я.А.Пономарева «Творчество: взгляд со всех сторон»

(15-17 сентября 2005 г., Москва). Институт психологии РАН. 2005.

23.

Шадриков

В.Д.

Способности,

одаренность,

талант

//

Развитие

и

диагностика способностей / Под ред. В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова. – М.,

1991. С.7-21.

24.Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников:

проблемы,

методы,

результаты

исследований

и

практики.

М.:

МПСИ,

Воронеж: МОДЭК, 2004.

25.Шумакова

Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: МПСИ,

Воронеж: МОДЭК, 2004.

26.

Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М.: Просвещение, 1996.



В раздел образования