Автор: Балина Ирина Вениаминовна
Должность: методист, педагог ДО
Учебное заведение: МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Описание модели организации обучения, воспитания и развития одаренных учащихся
Тема: Феномен одаренности
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города
Калуги
Автор: Балина Ирина Вениаминовна
Должность: Методист, педагог ДО
Описание модели организации обучения, воспитания и развития
одаренных учащихся в учреждении дополнительного образования
«Если дети – национальное достояние любой страны,
то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал».
Р.Н. Бунеев
Работа
с
одаренными
и
высокомотивированными
детьми,
их
социализация,
профориентация,
компенсация
дезадаптации
в
различных
сферах жизни на протяжении многих лет являлась одной из главных задач и
системы дополнительного образования детей.
На мой взгляд, система работы с одаренными детьми в дополнительном
образовании
не
может
успешно
функционировать
в
общепринятых
классических
педагогических
формах,
что,
в
свою
очередь,
требует
применения иных способов управления, переосмысления базовых условий
организации педагогического процесса: переформулирование целей, задач,
средств, способов оценивания и коммуникации и так далее.
В связи с этим модель организации успешного обучения, воспитания и
развития
одаренных
детей,
на
которой
основывается
моя
педагогическая
деятельность – нетрадиционная.
В качестве ориентира моей профессиональной деятельности выступает
гуманистическая модель
воспитания.
Главным
звеном
воспитательного
процесса
становится
одаренный
обучающийся,
его
индивидуально-
личностные способности и задатки, неповторимые особенности личности.
Главной
задачей
воспитательного
процесса,
на
мой
взгляд,
является
обеспечение
всестороннего
и
гармоничного
развития
личности.
Цель:
воспитание социально-адаптированной личности с активной жизненной и
гражданской
позицией.
Особенности
моей
педагогической
деятельности
заключаются
в
изучении
и
обогащении
внутреннего
мира
одаренного
обучающегося, учитывая его индивидуальные особенности и опираясь на его
самостоятельные духовные усилия.
В педагогике существует множество моделей организации обучения,
однако сказать однозначно какая из них играет для меня решающую роль,
нельзя.
Скорее,
в
моей
практике
используется
некая инновационная
(модифицированная)
модель,
которая
сочетает
в
себе
элементы
разных
моделей
современной
педагогики.
Такая
модель
организации
обучения
является
свидетельством
вариативности
осуществления
образовательного
процесса,
возможности
учитывать
особенности
индивидуальности
одаренных обучающихся, условий протекания образовательного процесса и
представляется мне следующим образом:
Рисунок 1. Инновационная модель организации обучения
На
рисунке
видно,
что
в
своей
педагогической
деятельности
я
ориентируюсь на элементы таких моделей организации обучения как: модель
развивающего
обучения,
поисковая
модель,
неинституциональная
модель,
профильная модель, феноменологическая модель. В процессе обучения мною
применяются
некоторые
методы,
формы
и
средства
этих
моделей.
Рассматриваемая модель имеет цель и принципы обучения одаренных детей
Цель: Создание условий для развития творческой индивидуальности
одаренного ребенка и его духовно-нравственных основ личности.
Принципы:
1.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Этот
принцип
означает,
что
цели,
содержание
и
методы
обучения
должны
способствовать
не
только
усвоению
знаний
и
умений,
но
и
познавательному
развитию,
а
также
воспитанию
личностных
качеств
обучающихся.
2.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны
как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен-
ности
обучающихся.
Реализация
этого
принципа
особенно
важна
при
обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в
яркой и уникальной форме.
3.
Принцип учета возрастных возможностей.
Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и
методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на
разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут
легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при-
вести к отрицательным последствиям.
Элементы развивающего обучения:
Это
модель
учебного
процесса,
в
котором,
наряду
с
передачей
конкретных
знаний
педагогом,
уделяется
должное
внимание
процессу
развития интеллектуальной одаренности обучающегося, формирование его
знаний в виде хорошо организованной системы. Такая модель реализуется по
следующей схеме:
Рисунок 2. Схема развивающего обучения
Эта схема показывает, что обучение и развитие осуществляются в ходе
циклического процесса, который основан на опыте и состоит из следующих
этапов:
1.
Конкретный
опыт
начинается
со
сбора
данных,
полученных
из
наблюдений и личного опыта обучающихся.
2. Рефлексивное наблюдение ведет к поиску смыслов и значения этих
данных, т.е. к наблюдению, анализу и размышлению о них.
3.
На
этапе
абстрактной
концептуализации
рождаются
концепции,
модели и способы решения выявленных проблем.
4. Активное экспериментирование состоит в действиях, направленных
на испытание найденных способов решения в новых ситуациях («рискнем,
попробуем»).
Элементы феноменологической модели:
Использование элементов данной модели предполагает персональный
(индивидуальный)
характер
обучения
с
учетом
индивидуально
-
психологических
особенностей
обучающихся,
бережное
и
уважительное
отношение к их интересам и потребностям. Такое обучение способствует
обнаружению тех качеств одаренного ребенка, которые в нем уже заложены
природой.
В
процессе
индивидуализации
создаются
условия
для
Конкретный опыт
Активный эксперимент
Рефлексивное наблюдение
Абстрактная концептуализация
самопознания и поддержки уникального развития каждого обучающегося,
предоставляется
как
можно
больше
свободы
выбора
и
условий
для
реализации обучающимися своих природных потенциалов и самореализации.
Элементы неинституциональной модели:
Использование
элементов
данной
модели
предполагает
частичную
организацию обучения вне социальных институтов, школ. Это частичное
обучение на «природе», с помощью Internet, в условиях открытых школ,
профильных
лагерных
смен,
дистанционное
обучение.
Таким
образом,
учитываются
индивидуальные
способности,
потребности,
темперамент
и
занятость одаренного обучающегося. В результате он может изучать учебные
курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее.
Элементы поисковой модели:
Основой модели с поисковой направленностью является надпредметная
поисковая
учебная
деятельность,
то
есть
специальная
деятельность
одаренных обучающихся по построению своего учебного познания. Сюда
относятся:
–
систематическое
исследование
(постановка
проблемы,
выдвижение
и
проверка гипотез, генерация идей и т. д.);
– коммуникативно-диалоговая, дискуссионная деятельность обучающегося
– игровая, моделирующая деятельность.
Элементы профильной модели:
Модель
дифференциации
и
индивидуализации
обучения:
форма
организации
учебной
деятельности
старшеклассников,
при
которой
учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для
максимального
развития
специальной
одаренности
обучающихся
в
соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями
Обобщая
все
вышесказанное
можно
сделать
вывод
о
том,
что
представленная
модель
организации
обучения,
воспитания
и
развития
одаренных детей, имеет нетрадиционную, гуманистическую направленность,
предоставляет
каждому
обучающемуся
возможность
свободного
выбора
образовательной
области,
профиля
программ,
времени
их
освоения,
включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных
склонностей.
Направления педагогической деятельности в работе с одаренными
обучающимися
Рисунок 3. Участники педагогического процесса
За несколько лет работы с одаренными детьми мною была разработана
четкая система педагогической деятельности. На мой взгляд, эффективное
обучение,
развитие
и
воспитание
одаренного
обучающегося
невозможно,
если в процессе его становления участвует только один педагог. Необходимо
тесное
сотрудничество
с
родителями
этого
ребенка,
а
также
с
другими
педагогами, которые его обучают. Взаимодействие с каждым участником
педагогического процесса строится особым образом.
Таблица 1. Основные направления деятельности
в работе с одаренными обучающимися.
№
Направление
деятельности
Описание деятельности
1
Организация
набора
обучающихся в
МЭШДОМ
Е ж е г о д н о
М Э Ш Д О М
о б ъ я в л я е т
н а б о р
обучающихся. Мною была разработана схема этого
мероприятия, которое включает в себя несколько
этапов:
1.
Организационный
(изучение
социального
заказа одаренных обучающихся, налаживание
ко н т а к т о в
с
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы м и
учреждениями города Калуги).
2.
Пропедевтический (разработка презентаций о
МЭШДОМ,
проведение
собраний,
дней
Участники
Педагоги, работающие с одаренными обучающимися
Родители одаренных обучающихся
Одаренные обучающиеся
открытых дверей, разработка рекламных афиш
(см. прилож.1)).
3.
Конкурсный набор обучающихся (диагностика
интеллектуальной, творческой, мотивационной
о д а р е н н о с т и
в н о в ь
п о с т у п а ю щ и х ,
собеседование, ролевая игра)
2
Преподавание
Для
ра зных
профиле й
МЭШ ДО М
м н ою
разработаны
образовательные
программы
(см.
прилож.2),
которые
развивают
специальную,
интеллектуальную,
мотивационную,
творческую
од а р е н н о с т ь
и
с п о с о б н о с т и
о д а р е н н ы х
обучающихся:
1.
«Введение в психологию».
2.
« О с н о в ы
н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь с к о й
деятельности».
3.
«Как стать успешной личностью».
4.
«Психологические особенности распознавания и
выражения чувств».
5.
«Особенности психологии общения»
3
Организация
работы Научного
общества
одаренных
обучающихся
Мною
было
разработано
положение
о
Научном
обществе одаренных обучающихся МЭШДОМ (см.
прилож.3).
В
рамках
этого
общества
в
школе
ежегодно проводятся:
1.
Научно-творческая
конференция
«Путь
к
познанию»
(по направлениям: психология, СМИ, экономика,
право)
2. Научная конференция по страноведению «Добро
пожаловать в англоязычный мир».
3. Внутришкольная олимпиада по психологии.
4. Внутришкольная
олимпиада
по
английскому
языку.
4
Проектно-
исследовательская
деятельность с
одаренными
обучающимися
С
2004
года
я
являюсь
руководителем
научных
работ
одаренных
обучающихся
по
психологии.
Проекты моих учеников побеждают в конкурсах
различного
масштаба
от
муниципального
до
международного уровня
5
Организация и
проведение
городских и
областных
мероприятий
Ежегодно я принимаю участие в организации и
проведении
различных
городских
и
областных
мероприятий.
Мною
были
разработ аны
следующие положения (см. прилож.4):
1.
О
городском
конкурсе-фестивале
социальной
р е к ла мы
« В ы б и р а е м
буд у ще е !»
с р е д и
обучающихся
5-11
классов
муниципальных
общеобразовательных
учреждений
города
Калуги
2. О
го р од с ком
б и зн е с - ту р н и р е
« И м и д ж
п р ом ы ш л е н н о го
п р ед п р и я т и я
гл а з а м и
п о д р о с т к о в »
с р е д и
о б у ч а ю щ и х с я
м у н и ц и п а л ь н ы х
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х
учреждений города Калуги
3. О
городском
конкурсе
редакций
школьных
печатных
газет
«Прошу
слова»
с р е д и
м у н и ц и п а л ь н ы х
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х
учреждений города Калуги
6
Психолого-
педагогическое
сопровождение
одаренных
обучающихся
В рамках этого направления мною осуществляется:
1.
психолого-педагогиче ский
м ониторинг
(длительная
диагностика
и
выявление
видов
одаренности обучающихся);
2. создается банк данных одаренных детей;
3.
проводится
индивидуальное
консультирование
одаренных обучающихся;
4.
разрабатываются
индивидуальные
профили
личности.
7
Тьюторство
Мною
осуществляется
индивидуальная
работа
с
конкретным одаренным ребенком. Моей основной
задачей
является
то,
что
на
основе
диалога
и
совместного
поиска
мне
необходимо
помочь
своему
подопечному
выработать
наиболее
эффективную
стратегию
индивидуального
роста,
опираясь
на
развитие
его
способности
к
самоопределению
и
самоорганизации.
Значение
такой
работы
заключается
в
координации
индивидуального своеобразия одаренного ребенка,
особенностей
его
образа
жизни
и
различных
вариантов содержания образования.
8
Экспертное
оценивание
Помимо
написания
научно-исследовательских
проектов совместно с одаренными обучающимися
мне удается быть и экспертным членом конкурсов
научных
работ
различного
масшт аба
о т
муниципального до всероссийского уровня.
Таблица 2. Основные направления деятельности
в работе с родителями одаренных обучающихся.
№
Направление
деятельности
Описание деятельности
1
Информирование
С помощью родительских собраний,
индивидуальных встреч и телефонных звонков
мною производится информирование родителей о
том, что их ребенок одарен, и он будет обучаться
по специальной программе и диагностироваться
2
Консультирование
В процесс консультирования, который проводится
мною не только как педагогом, но и как психологом
включает в себя:
1. краткая первичная беседа;
2. обстоятельная беседа по поводу истории
развития ребенка;
3. диагностика одаренности ребенка;
4. заключительная беседа по результатам
обследования, рекомендации.
3
Совместная
практическая
деятельность
одаренного
ребенка
и родителей
Мною организуются совместная деятельность
одаренного ребенка и его родителя, которая бывает
следующих видов:
1. Акция «Один день с ребенком»
2. Детско-родительские совещания
3. Концерт
4. Тренинги
Несомненно, важным моментом работы с одаренными обучающимися
является
комплекс
мероприятий,
направленных
на
укрепление
сотрудничества с семьями одаренных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих
способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание
психолого-педагогической
поддержки
семьям,
имеющим
способных
и
одаренных детей.
В числе мероприятий, которые организовываются мною по работе с
родителями
существенное
место
занимают
родительские
собрания
по
проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были
эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:
круглые столы;
информационно-практические беседы;
информационные лектории с элементами практикума;
обучающие семинары;
творческие лаборатории родителей;
родительские педагогические тренинги;
обмен мнениями.
С целью определения подходов родителей к данной проблеме
целесообразно мною проводятся индивидуальные консультации, подбор
научной и практической литературы для родителей.
Участником
процесса
работы
с
одаренными
детьми
являются
и
педагоги которые должны иметь:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся
результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
б) профессионально-личностную позицию;
в) профессионально значимые личностные качества: высокие уровни
развития
познавательной
и
внутренней
профессиональной
мотивации,
эмпатии;
внутренний
локус
контроля;
высокая
и
адекватная
самооценка;
стремление к личностному росту и т.д.
Чтобы быть успешным педагогом, который занимается в одаренными
обучающимися, мне необходимо обмениваться опытом с коллегами.
Таблица 3. Основные направления деятельности
в работе с педагогами обучающих одаренных детей.
№
Направление
деятельности
Описание деятельности
1
Курсы повышения
квалификации
В МЭШДОМ мною организовываются
краткосрочные, дистанционные, очные курсы
повышения квалификации для педагогов,
работающих с одаренными обучающимися
2
Школа молодого
педагога
Ежегодно в МЭШДОМ мною проводятся семинары
по проблемам одаренности для молодых педагогов
3
Методические
объединения
Мною организовываются методические
объединения по вопросам особенностей одаренных
обучающихся МЭШДОМ
4
Диагностика
Ежегодно я принимаю участие в диагностике,
обработке и анализе результатов тестирования,
анкетирования профессиональных педагогических
навыков, знаний педагогов по вопросам
одаренности
5
Психолого-
педагогическое
сопровождение
Совместно с другими психологами школы,
разрабатываются психологические рекомендации
для педагогов о формах взаимодействия с
обучающимися и стилях поведения педагога
6
Обучение
Мною организуются и проводятся лекции,
семинары, практические занятия для педагогов по
проблемам одаренности муниципального и
областного уровня.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — ее стратегия,
содержание,
формы
и
методы
—
должна
обеспечивать
становление
и
развитие
как
базового,
так
и
специфического
компонентов
их
профессиональной квалификации. Обучающиеся с признаками одаренности
вольно
или
невольно
могут
создавать
своим
поведением
нестандартные
ситуации,
для
решения
которых
сформировавшиеся
ранее
«учительские»
стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для обучающегося, так
и для самого педагога.
Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь
вставать в рефлексивную позицию к самому себе.
Библиографический список
1.
Бабаева Ю.Д.
Психологический тренинг для выявления одаренности.
Методическое пособие / Под ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997.
2.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
3.
Богоявленская
Д.Б.,
Богоявленская
М.Е.
Психология
одранености:
понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. – М.: МИОО, 2005. – 176 с.
4.
Герасимова
Т.Ю.,
Панов
В.И.,
Хромова
Т.В.
Напряженная
образовательная Среда как условие развития учащегося. // Психологическая
наука: традиции, современное состояние и перспективы. – М., 1997.
5.
Кларин М.В.. Инновации в мировой педагогике. Рига. 1995.
6.
Котягина
С.Н.
Программа
нейропсихологического
сопровождения.
М.,
2006.
7.
Ларионова Л.И., Алаева Н.А., Щвецова Е.В. Теоретические подходы и
методики
по
изучению
одаренных
детей.
Учебное
пособие.
–
Иркутск:
Иркутский гос.пед.университет, 2001.
8.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.:
МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 1997.
9.
Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред.
Д.Б.Богоявленской.
Составители:
Ю.Д.Бабаева,
Д.Б.Богоявленская.
–
М.:
Молодая гвардия, 1997.
10.
Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие // Педагогика,
2001, №4. С.30-44.
11.
Панов
В.И.
Мифы
и
реальные
проблемы
одаренности
//
Технология
развития
творческого
потенциала
дошкольников.
Материалы
научно-
методической конференции. – М.– Воронеж, 2002. С.4-41.
12.
Панов В.И. Образовательные технологии работы с одаренными детьми //
Опыт
работы
с
одаренными
детьми
в
современной
России:
Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. М., 6-8 февраля 2003 года
/ Научный редактор Л.П.Дуганова. – М., 2003. С. 67-81.
13.
Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. –
М.: Наука, 2004.
14.
Панов
В.И.
Психологические
аспекты
построения
образовательных
технологий как условие оптимизации развития // Мир психологии, 2004а, №1.
С.33-44.
15.
Панов В.И. Экопсихологический подход к одаренности // // Московская
психологическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. дейст.чл.
РАО, проф. В.В.Рубцова. Т.III. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004 б. С. 156-160.
16.
Панов В.И., Хромова Т.В. О методах развития способностей учащихся с
признаками одаренности // Здоровье детей и школа. Сборник материалов
научно-практической
конференции
педагогических
коллективов
экспериментальных школ РАО (24 августа 2004 г.). М., 2005. С. 82-85.
17.
Психология одаренности: от теории к практике / Под ред.Д.В.Ушакова. –
М.: ИП РАН, 2000.
18.
Рабочая
концепция
одаренности
/
Под
ред.
В.Д.Шадрикова.
–
М.:
Магистр. 1998.
19.
Савенков А.И., Одаренный ребенок в массовой школе. – М.: Сентябрь,
2001.
20.
Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. –
М.: Молодая гвардия, 1997.Холодная М.А. Психология интеллекта:
парадоксы исследования. – М.–Томск, 1996.
21.
Хромова Т.В. К проблеме микрокризиса как метода развития одаренных
детей // Федеральные и региональные аспекты проблемы поддержки
одаренных детей в России. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. С.35-49.
22.
Хромова Т.В., Панов В.И. Обучение и развитие одаренных детей: опыт и
перспективы работы (лицей №1524, Москва) // Международная конференция,
посвященная памяти Я.А.Пономарева «Творчество: взгляд со всех сторон»
(15-17 сентября 2005 г., Москва). Институт психологии РАН. 2005.
23.
Шадриков
В.Д.
Способности,
одаренность,
талант
//
Развитие
и
диагностика способностей / Под ред. В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова. – М.,
1991. С.7-21.
24.Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников:
проблемы,
методы,
результаты
исследований
и
практики.
–
М.:
МПСИ,
Воронеж: МОДЭК, 2004.
25.Шумакова
Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: МПСИ,
Воронеж: МОДЭК, 2004.
26.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М.: Просвещение, 1996.