Напоминание

"Жизнь в морях и океанах"


Автор: Дымова Людмила Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №65 г. Томска
Населённый пункт: г. Томск, с. Дзержинское, Томская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Жизнь в морях и океанах"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №65 г. Томска

Тема урока:

«Жизнь в морях и океанах»

5 класс

Учебник: Н.И. Сонин, А.А. Плешаков

Биология. Введение в биологию

Учитель биологии

Дымова Людмила Ивановна

2018

Технологическая карта.

Класс

5 класс

Предмет

биология

Тема урока

Жизнь в морях и океанах

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели

Сформировать представления о разнообразии организмов в морях и океанах, а также о приспособлении их

к среде обитания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Учащиеся должны уметь характеризовать условия жизни организмов, иметь представление о их

разнообразии;

Выявлять черты приспособленности к среде обитания;

Метапредметные

- создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (умение работать в

группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения);

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить

цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);

- создать условия для формирования познавательных универсальных действий (формулирование

познавательной цели, анализ объектов с выделением существенных признаков, самостоятельное создание

способов решения проблем творческого и поискового характера)

Личностные

Проявлять интерес и любознательность к изучению темы. Ответственное отношение к природе; осознание

необходимости защиты окружающей среды.

Основные понятия, изучаемые на уроке

планктон, свободноплавающие организмы, донные организмы,

глубоководные организмы

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Учитель проверяет готовность к уроку,

психологически настраивает на работу.

Приветствует обучающихся.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие.

Разгадав загадки, узнаем куда мы совершим

Приветствуют друг друга

Коммуникативные:

умение выражать свои

чувства.

Личностные:

умение соблюдать

дисциплину на уроке,

путешествие.

уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

2.

Мотивационный

Постановка цели

и задач урока

Учитель зачитывает загадки

Кругом вода,

А с питьём беда (море)

Царство рыб, китов, кальмаров,

Звезд морских, медуз, кораллов. (океан)

То легка, то трудна,

Но у каждого – одна. (жизнь)

Задает вопрос:

Как вы думаете, что мы можем узнать совершив это

путешествия

Обучающиеся

определяют

тему

урока из слов море, океан, жизнь.

Учащиеся определяют цели урока.

Какие обитатели населяют океан, и

как

они

приспособились

к

среде

обитания

Коммуникативные:

умение воспринимать

информацию на слух,

отвечать на вопросы учителя

Регулятивные:

- умение определять цели и

задачи урока

3. Первичное

усвоение знаний

Море – родной дом для многих обитателей. Дом не

простой, многоэтажный. Давайте, назовем этажи.

Работа с учебником

Создает игровую ситуацию. Организует работу в

группах

(4 группы. Задание: Расселить животных по этажам.

Животные взяты из альбома-задачника. На листах

нарисовано море)

Учитель создает затруднение. Обучающиеся не могут

выполнить задание, так как не знают, о

приспособлениях животных

Работа с учебниками:

Обучающиеся называют сообщества

В океане можно выделить

следующие сообщества:

поверхность воды,

сообщество кораллового рифа,

сообщество толщи воды, донное,

глубоководное сообщество

Работа в группах

Расселить морских животных по

этажам

Познавательные:

поиск и выделение

необходимой информации,

умение структурировать

знания.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске

информации

Личностные:

Осознавать неполноту

знаний, проявлять интерес к

новому содержанию

4. Восприятие и

осмысление

учащимися

нового материала

Организация работы в группе по решению проблемы.

Как морские организмы приспособились к жизни на

разных этажах?

(В каждой группе имеется лист изучения нового

материала). Группам дается 10 минут, в течение

которых они находят приспособления организмов к

среде обитания

Работа в группах

1 группа – ищет информацию

Как морские обитатели поверхности

воды решают свою проблему:

способность удержаться на

поверхности воды

2 группа – какие приспособления

имеются у организмов, чтобы

удержаться в толще воды

3 группа – какие приспособления

имеются у донных обитателей, чтобы

передвигаться по дну

4 группа – какие приспособления

имеются у глубоководных

организмов, чтобы ориентироваться в

темноте

Познавательные:

- определять существенные

признаки объекта.

- работать с

информационными текстами

- объяснять значения новых

слов.

- сравнивать и выделять

признаки обитателей морей

и океанов,

Коммуникативные:

- уметь самостоятельно

определять общие цели и

распределять роли при

работе в группе;

- работать в группах по

обсуждению проблемы

-слушать товарища и

обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и

идеи.

Регулятивные:

Умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать выводы по

результатам работы.

Физкультминутка

Что там чудится в тумане? (Вытягиваем руки вперед)

Волны плещут в океане. (Руками изображаем волны)

Это мачты кораблей. (Машем руками)

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем, (Ходьба на месте)

Мореходов поджидаем,

Обучающиеся выполняют

упражнения

Ищем ракушки в песке (Наклоны вперед)

И сжимаем в кулаке. (Сжимаем пальцы рук)

Чтоб побольше их собрать, –

Надо чаще приседать. (Приседания)

Вверх потянемся, пройдемся, (Потягивания – руки

вверх, ходьба на месте)

И на место вновь вернемся. (Садимся)

5. Первичная

проверка

понимания

Заслушивает отчет групп, корректирует знания, задает

вопросы

После отчета учитель предлагает прослушать доклад

ученицы о сообществе кораллового рифа

Выступление групп

Оценка работы группы

Сообщение сопровождается показом,

фотографий кораллового рифа,

взятых из интернета

Познавательные:

владеть таким видом

изложения текста, как

повествование;

Личностные:

потребность в справедливом

оценивании своей работы и

работы одноклассников

6. Первичное

закрепление

1. Каким образом приспособлены к жизни обитатели

поверхности воды?

2. Какие две группы организмов включает сообщество

толщи воды? (планктон и активно плавающие

организмы)

3. Приведите примеры обитателей дна?

4. Какое сообщество особенно богато видами?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

умение воспринимать

информацию на слух,

отвечать на вопросы

учителя.

Регулятивные:

оценка качества усвоения

пройденного материала

7. Информация

о домашнем

задании,

инструктаж по его

выполнению

§ 25, вопросы на стр. 124

Творческое задание на выбор:

1. Нарисовать плакат «Охрана морей и океанов».

3. Составьте кроссворд на тему: Морские обитатели

Слушают учителя, записывают в

дневник домашнее задание,

выбирают творческое задание.

8. Рефлексия

(подведение

итогов урока)

Мы совершили удивительное путешествие. Вы

прекрасно поработали. Оцените свою работу.

Заселите аквариум рыбками красного цвета, если материал

урока усвоен на отлично и вы принимали активное участие

в работе группы, рыбками зеленого цвета, если вы

работали на четыре и рыбками синего цвета, если вы

считаете, что материал урока усвоен недостаточно

На доске вывешивается лист, на

котором нарисован аквариум.

Обучающиеся приклеивают рыбки

разных цветов

Личностные:

Самооценка своей

деятельности. Понимание

причин успеха/неуспеха в

учебной деятельности

Коммуникативные:

Умение выражать свои

мысли

Регулятивные:

Рефлексия.

Контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Приложение

Группа 1. Сообщество поверхности воды.

На поверхности океана плавает португальский военный кораблик (около 30 см в длину, синего цвета с красным парусом), он родственник

медуз. Он не тонет, потому что имеет большой легкий воздушный пузырь. Сверху на этом пузыре есть гребень, который служит парусом. А вниз

уходят длинные щупальца. С их помощью кораблик ловит себе еду: рачков и рыбок.

На поверхности океана плавают и другие родственники медуз – парусники. У них плоское, как плот тело, на котором возвышается треугольный

парус. Парусник – хищник, захватывает добычу щупальцами.

На поверхности живут морские водомерки.

Клоп удерживается на воде за счёт силы поверхностного натяжения, создающей своеобразную плёнку.

Летучие рыбы имеют необычно большие грудные плавники, позволяющие рыбам выпрыгивать из воды и осуществлять непродолжительный

парящий полет (скорость рыб в воздухе 65 км/ч)

Группа 2. Сообщество толщи воды

Сообщество толщи воды включает планктон и активно плавающие организмы.

Планктоном называют все множество живых существ, парящих в толще воды. Это разнообразные водоросли, лучевики, рачки (дафнии, циклопы).

Все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода их лучше поддерживала.

Активно плавают кальмары, различные рыбы (акула, сельдь, тунец), дельфины, киты. Они имеют вытянутое, обтекаемое тело, сильные мышцы –

приспособления для быстрого плавания. Наличие слизи на теле, уменьшает трение в воде.

Кальмар передвигается по принципу реактивного движения, вбирая воду в себя. А затем с огромной силой проталкивая ее через особое отверстие

– «воронку», и с большой скоростью (до 70 км/ч) двигается толчками назад.

Группа 3. Донное сообщество.

Очень богато видами донное сообщество. Эти организмы живут на небольших глубинах.

Помимо прикрепленных к дну водорослей, здесь живут всевозможные моллюски с красивыми раковинами, актинии, раки-отшельники, креветки,

морские ежи, морские звезды, осьминоги, а также множество рыб (камбала, скат, удильщик).

Эти организмы имеют приспособления для передвижения по дну, прикрепления к нему, закапывания в его толщу.

Осьминог имеет присоски, почти у всех есть чернильный мешок. Некоторые осьминоги могут быстро менять окраску, становясь незаметными.

У морской звезды рот располагается снизу, она хищница, питается моллюсками. У нее бывает 5, 6, 9, 11, 13 лучей, под лучами есть ножки, на

концах, снабженные маленькой присоской.

Рак-отшельник и актиния, совместно проживают для безопасности и питания. Рак находит актинию и садит к себе на раковину. Актиния

улавливает щупальцами остатки пищи рака, улучшает газообмен. Рак находится под надежной защитой стрекательных клеток актинии – грозного

оружия для большинства врагов раков.

Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (скаты и камбалы), имеют плоское тело.

Удильщик (морской черт)

Живет на глубине 50-200 м, достигает в длину 1,5 м и массы 20 кг. У него огромная уплощенная голова, огромный рот вооружен частоколом

острых зубов. Большую часть времени он проводит, затаившись на дне.

Группа 4. Глубоководное сообщество.

Глубоководные рыбы имеют светящиеся органы, огромные глаза, это рыбы красного, фиолетово-черного, черного цвета или неокрашенные вовсе.

Глубоководный кальмар.

Имеет светящиеся органы, приблизительно 200 «фонариков», диаметром 7,5 мм

Хаулиод

Имеет огромную пасть, с многочисленными острыми зубами, некоторые из них очень велики, выступают за края пасти в виде устрашающих

клыков. На теле имеется множество органов свечения. Длина хаулиода 30 см. Это хищники, способные заглатывать относительно крупных рыб и

креветок.

Палочкохвост – редкая глубоководная рыба. Эта рыба имеет очень необычный рот. У нее имеется одно небольшое трубчатое отверстие, а

челюсти образуют расширяющийся кожный мешок, который работает так же, как кузнечные меха.

Расширяя мешок, рыба с силой засасывает вместе с водой крошечных ракообразных.

Морские обитатели кораллового рифа. (Сообщение)

Коралловые рифы – постройки, созданные коралловыми полипами. Рифы распространенны в теплых тропических морях на мелководье.

Сообщество кораллового рифа особенно богато различными видами. Здесь можно увидеть рыбу – попугая, морского ангела, морского ерша, рыбу

– бабочку. К кораллам прикрепляются актинии, морские звезды, моллюски. Рыба-шар, чтобы защитить себя, раздувается как шар. Лоскутки кожи

на морском драконе и других рыбах скрывают их среди камней и водорослей. Под камнями, подстерегая добычу, прячутся двухметровые мурены.



В раздел образования