Автор: Поздняк Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 87"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Методическая разработка урока по литературному чтению
Тема: Рассказ Н.Носова "Затейники"
Раздел: начальное образование
Предмет: Литературное чтение, 1 класс, автор учебника В.Ю.Свиридова
Тема: Рассказ Н. Носова «Затейники»
Дидактическая цель: формирование типа правильной читательской деятельности в ходе изучения рассказа Н.Носова «Затейники».
Тип урока: «открытие» нового
Задачи:
Образовательные:
1)
Расширить представление о литературном творчестве Н.Носова, сформировать умение различать юмористические рассказы.
Предметные:
2)
Развивать навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной форме.
Воспитательные
3)
Воспитывать уважение к иному мнению, желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный, практический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения (для учителя, для учащихся):для учителя-учебник, компьютер, проектор, презентация. Для учащихся-учебник,
карточки для работы в паре.
Этапы урока
Деятельность учителя/учащихся
Формирование УУД,
Ι.Самоопределение
к деятельности.
Речевая разминка.
Упражнение на доске.
1.[с-з], [с-ш], [ж-ц`], [с-ц`].
- Произнесите пары звуков в прямом и обратном порядке.(Произнесение пар смешиваемых
(труднопроизносимых) звуков)
2. Затейник, выдумщик,придумщик,заводила.
-Прочитайте слова вслух. Что их объединяет? Кого так называют?
-Могут ли они подходить к уроку литературного чтения? Как?
Регулятивные
Оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей
II. Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений.
Работа с текстом до
чтения
Подготовка к чтению текста (антиципация)
-Откройте с.130 и посмотрите на иллюстрацию.
-Что изображено на этой иллюстрации? (Возможные ответы: дети что-то ищут под
столом; дети играют и прячутся под столом,,…)
-Как вы думаете, где это происходит? (Ответы детей)
-Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом? (Предположения детей:
наверное, будем читать о…)
-На стр.132 прочитайте имя автора. (Николай Носов)
-Вам знакомо это имя? Что вы читали или вам читали родители из произведений этого
Познавательные:
Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов;
На основе анализа объектов
делать выводы;
Коммуникативные:
Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
писателя? (Возможные ответы детей: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в
Солнечном городе», «Незнайка на луне». Выставка этих книг)
-Прочитайте название. Как вы понимаете слово «затейники»? (Добавление к ответам детей:
в толковом словаре Ожегова: 1. затейник- руководитель массовых игр, развлечений;
2. - веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям)
-О чём или о ком мы будем читать? (О детях, которые затеяли дома игру)
III. Постановка
учебной задачи.
Работа с текстом до
чтения
Формулирование цели чтения.
-Что же нам предстоит сегодня делать на уроке?
-Это будет рассказ, сказка, стихотворение? Как определили? (Ответы детей)
-Так что такое рассказ? (Если дети затрудняются с ответом, определение повторить на
стр.34 учебника)
-Чем рассказ отличается от сказки, от стихотворения? (Ответы детей)
-Посмотрите, из скольких частей состоит этот рассказ? (Из одной части)
Познавательные:
Выявлять сущность,
особенности объектов;
Коммуникативные
Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
IV.Построение
проекта выхода из
затруднения.
Работа с текстом во
время чтения
Первичное чтение текста.
-Прочитайте рассказ про себя. Карандашом подчеркните слова, смысл которых вам не
понятен.(Самостоятельное чтение текста про себя)
-Встретились ли вам в рассказе слова, которые вам непонятны?( Ответы детей)
Выборочное перечитывание текста.
-Найдите и прочитайте, в какую игру и почему именно в эту игру стали играть дети?
(Мы с Валей затейники…)
-Прочитайте, как ребята делали себе домик.(Мы взяли с кровати одеяло…)
-Найдите и прочитайте, что вдруг произошло? (Вдруг меня кто-то как схватит…)
-Прочитайте, куда выбежали дети и о чём они говорили? (Валя испугалась и бегом…)
-Прочитайте, как ребята вернулись в комнату.(Открыли мы дверь…)
- Найдите и прочитайте, как ребята сдёрнули одеяло со стола. ( Я подкрался на цыпочках…)
Обобщение первичного восприятия текста.
-Понравилась ли вам игра детей?А детям понравилась? Почему?
Личностные:
Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
Развиваем умения
высказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
Коммуникативные:
Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
V.Первичное
закрепление
(проговаривание
во внешней речи).
Работа с текстом
Смысловые вопросы ко всему тексту (концептуальная беседа)
-Назовите имена детей из рассказа. (Валя и Петя)
-Какую сказку читали герои рассказа? (Три поросёнка)
-Вы знаете эту сказку? Кто герои этой сказки, что произошло с ними?
-Можно ли сказать, что дети – фантазёры, выдумщики? Почему?
-Почему дети не продолжили игру в «три поросёнка»?
Познавательные:
Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов;
Находить ответы на вопросы в
иллюстрации;
после чтения.
Работа с заглавием, иллюстрацией.
-Что мы читали? Правильно ли автор дал название этому рассказу? Почему?
- Посмотрите на иллюстрацию, всё ли правильно нарисовал художник? (В рассказе нет
кота, а художник его нарисовал)
-Как вы думаете, эта иллюстрация к какому эпизоду рассказа?
Знакомство с писателем. (Презентация)
Коммуникативные
Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
6.Самостоятельна
я работа с
проверкой по
эталону.
Работа с текстом
после чтения.
Работа по карточкам в паре.
-У вас на парте карточка. Обсудите и восстановите последовательность событий,
поставьте рядом номер по порядку.
Может быть это серый волк?
Дети читали сказку «Три поросенка».
Так и не стали играть в «три поросенка».
Постройка домика.
-Сверьте свой вариант с вариантом на слайде. Поднимите карточку, у кого получилось так
же (сверка со слайдом)
-Можно ли сказать, что у нас получился план рассказа?
-Подготовьте пересказ текста по плану.
Коммуникативные:
Умение работать в паре;
Оформлять свои мысли в
устной форме;
Развиваем умение слушать и
понимать других;
7. Включение
в систему знаний
и повторение.
Работа с текстом
после чтения
Творческое задание.
-Расскажите, пожалуйста, какие бывают игры? (Настольные, подвижные, ещё какие?)
- В какие игры можно играть в школе?
-Какая ваша любимая игра?
Коммуникативные:
Строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
8. Рефлексия.
-Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение
к героям рассказа)
-Какие умения формировали?
-Расспросите своих родителей, бабушек и дедушек, в какие игры они любили играть в
детстве.
Регулятивные:
Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию