Напоминание

Рассказ Н.Носова "Затейники"


Автор: Поздняк Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 87"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Методическая разработка урока по литературному чтению
Тема: Рассказ Н.Носова "Затейники"
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: Литературное чтение, 1 класс, автор учебника В.Ю.Свиридова

Тема: Рассказ Н. Носова «Затейники»

Дидактическая цель: формирование типа правильной читательской деятельности в ходе изучения рассказа Н.Носова «Затейники».

Тип урока: «открытие» нового

Задачи:

Образовательные:

1)

Расширить представление о литературном творчестве Н.Носова, сформировать умение различать юмористические рассказы.

Предметные:

2)

Развивать навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить

речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной форме.

Воспитательные

3)

Воспитывать уважение к иному мнению, желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный, практический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения (для учителя, для учащихся):для учителя-учебник, компьютер, проектор, презентация. Для учащихся-учебник,

карточки для работы в паре.

Этапы урока

Деятельность учителя/учащихся

Формирование УУД,

Ι.Самоопределение

к деятельности.

Речевая разминка.

Упражнение на доске.

1.[с-з], [с-ш], [ж-ц`], [с-ц`].

- Произнесите пары звуков в прямом и обратном порядке.(Произнесение пар смешиваемых

(труднопроизносимых) звуков)

2. Затейник, выдумщик,придумщик,заводила.

-Прочитайте слова вслух. Что их объединяет? Кого так называют?

-Могут ли они подходить к уроку литературного чтения? Как?

Регулятивные

Оценивать учебные действия

в соответствии с

поставленной задачей

II. Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений.

Работа с текстом до

чтения

Подготовка к чтению текста (антиципация)

-Откройте с.130 и посмотрите на иллюстрацию.

-Что изображено на этой иллюстрации? (Возможные ответы: дети что-то ищут под

столом; дети играют и прячутся под столом,,…)

-Как вы думаете, где это происходит? (Ответы детей)

-Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом? (Предположения детей:

наверное, будем читать о…)

-На стр.132 прочитайте имя автора. (Николай Носов)

-Вам знакомо это имя? Что вы читали или вам читали родители из произведений этого

Познавательные:

Развиваем умения извлекать

информацию из схем,

иллюстраций, текстов;

На основе анализа объектов

делать выводы;

Коммуникативные:

Строить речевое

высказывание в соответствии

с поставленными задачами;

писателя? (Возможные ответы детей: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в

Солнечном городе», «Незнайка на луне». Выставка этих книг)

-Прочитайте название. Как вы понимаете слово «затейники»? (Добавление к ответам детей:

в толковом словаре Ожегова: 1. затейник- руководитель массовых игр, развлечений;

2. - веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям)

-О чём или о ком мы будем читать? (О детях, которые затеяли дома игру)

III. Постановка

учебной задачи.

Работа с текстом до

чтения

Формулирование цели чтения.

-Что же нам предстоит сегодня делать на уроке?

-Это будет рассказ, сказка, стихотворение? Как определили? (Ответы детей)

-Так что такое рассказ? (Если дети затрудняются с ответом, определение повторить на

стр.34 учебника)

-Чем рассказ отличается от сказки, от стихотворения? (Ответы детей)

-Посмотрите, из скольких частей состоит этот рассказ? (Из одной части)

Познавательные:

Выявлять сущность,

особенности объектов;

Коммуникативные

Строить речевое

высказывание в соответствии

с поставленными задачами;

IV.Построение

проекта выхода из

затруднения.

Работа с текстом во

время чтения

Первичное чтение текста.

-Прочитайте рассказ про себя. Карандашом подчеркните слова, смысл которых вам не

понятен.(Самостоятельное чтение текста про себя)

-Встретились ли вам в рассказе слова, которые вам непонятны?( Ответы детей)

Выборочное перечитывание текста.

-Найдите и прочитайте, в какую игру и почему именно в эту игру стали играть дети?

(Мы с Валей затейники…)

-Прочитайте, как ребята делали себе домик.(Мы взяли с кровати одеяло…)

-Найдите и прочитайте, что вдруг произошло? (Вдруг меня кто-то как схватит…)

-Прочитайте, куда выбежали дети и о чём они говорили? (Валя испугалась и бегом…)

-Прочитайте, как ребята вернулись в комнату.(Открыли мы дверь…)

- Найдите и прочитайте, как ребята сдёрнули одеяло со стола. ( Я подкрался на цыпочках…)

Обобщение первичного восприятия текста.

-Понравилась ли вам игра детей?А детям понравилась? Почему?

Личностные:

Оценивать поступки в

соответствии с определённой

ситуацией;

Развиваем умения

высказывать своё отношение к

героям, выражать свои

эмоции;

Коммуникативные:

Строить речевое

высказывание в соответствии

с поставленными задачами;

V.Первичное

закрепление

(проговаривание

во внешней речи).

Работа с текстом

Смысловые вопросы ко всему тексту (концептуальная беседа)

-Назовите имена детей из рассказа. (Валя и Петя)

-Какую сказку читали герои рассказа? (Три поросёнка)

-Вы знаете эту сказку? Кто герои этой сказки, что произошло с ними?

-Можно ли сказать, что дети – фантазёры, выдумщики? Почему?

-Почему дети не продолжили игру в «три поросёнка»?

Познавательные:

Развиваем умения извлекать

информацию из схем,

иллюстраций, текстов;

Находить ответы на вопросы в

иллюстрации;

после чтения.

Работа с заглавием, иллюстрацией.

-Что мы читали? Правильно ли автор дал название этому рассказу? Почему?

- Посмотрите на иллюстрацию, всё ли правильно нарисовал художник? (В рассказе нет

кота, а художник его нарисовал)

-Как вы думаете, эта иллюстрация к какому эпизоду рассказа?

Знакомство с писателем. (Презентация)

Коммуникативные

Строить речевое

высказывание в соответствии

с поставленными задачами;

6.Самостоятельна

я работа с

проверкой по

эталону.

Работа с текстом

после чтения.

Работа по карточкам в паре.

-У вас на парте карточка. Обсудите и восстановите последовательность событий,

поставьте рядом номер по порядку.

Может быть это серый волк?

Дети читали сказку «Три поросенка».

Так и не стали играть в «три поросенка».

Постройка домика.

-Сверьте свой вариант с вариантом на слайде. Поднимите карточку, у кого получилось так

же (сверка со слайдом)

-Можно ли сказать, что у нас получился план рассказа?

-Подготовьте пересказ текста по плану.

Коммуникативные:

Умение работать в паре;

Оформлять свои мысли в

устной форме;

Развиваем умение слушать и

понимать других;

7. Включение

в систему знаний

и повторение.

Работа с текстом

после чтения

Творческое задание.

-Расскажите, пожалуйста, какие бывают игры? (Настольные, подвижные, ещё какие?)

- В какие игры можно играть в школе?

-Какая ваша любимая игра?

Коммуникативные:

Строить речевое

высказывание в соответствии

с поставленными задачами;

8. Рефлексия.

-Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение

к героям рассказа)

-Какие умения формировали?

-Расспросите своих родителей, бабушек и дедушек, в какие игры они любили играть в

детстве.

Регулятивные:

Осуществлять познавательную

и личностную рефлексию



В раздел образования