Автор: Плиева Эльза Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ " СОШ№23"
Населённый пункт: п. Айхал
Наименование материала: Формирование патриотизма у детей в семье
Тема: Формирование патриотизма у детей в семье
Раздел: дополнительное образование
Формирование патриотизма у детей в семье
В
гражданско-патриотическом
воспитании
ребенка
огромную
роль
играет
семья. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Семья — это маленькая
страна, маленькая Родина. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме,
бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Уважение к соседям. А также
любовь
к
родной
улице,
к
родному
городу
или
деревне.
Вырастая,
ребенок
трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в
семье,
формируют
у
него
гражданско-патриотические
чувства.
Актуальность
патриотического воспитания школьников невозможно переоценить. Семья является
ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения.
Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первые уроки гражданственности
дети получают в семье. Взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе
и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся
отношения между родителями и более старшим поколением — бабушек, дедушек.
Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со
стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей
и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству.
«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта
любовь была у отцов». Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с
первых лет, имеют огромное значение для человека в любом возрасте.
Если в семье ребенок не научится с пониманием и любовью относиться к близким, а
привыкнет
следовать
только
своим
прихотям
и
желаниям,
если
он
с
детства
привыкнет только брать, но не научится отдавать, то в этом случае и речи не будет о
формировании гражданства или патриотизма. В семье дети получают первые уроки
патриотизма. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком
в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём
образе
жизни
семьи
и,
даже
ещё,
не
будучи
осознанными,
усваиваются
как
единственно
возможный
способ
поведения.
Именно
в
семье
формируются
привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие
ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
Главное
в
воспитании
юного
гражданина
—
достижение
душевого
единения,
нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время
для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне,
трудно
проконтролировать,
приобретает
наибольшее
значение
родительский
авторитет,
поэтому
главным
фактором
успешного
воспитания
гражданина
и
патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и
поступки взрослых, которые окружают ребёнка.
Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к
участию
в
решении
текущих
и
перспективных
задач
нашего
государства,
к
управлению его делами, подготовить защитника страны.
Гражданственность, патриотизм – это чувства неразрывной связи с Родиной,
сознание
ответственности
за
её
безопасность
и
процветание
Понятие
патриотического воспитания школьников состоит из таких аспектов:
• Преданность и любовь человека к местам, где он появился на свет и вырос; к
людям, которые живут в этой местности;
• Уважение к языку, на котором разговаривает его народ;
• Гордость за свою страну и ее достижения в сфере культуры и социальной жизни;
• Чувство гордости за государственные символы страны;
• Проявление уважительного отношения к истории своего государства, его людей,
обычаев и традиций;
• Гуманизм и милосердие по отношению ко всем ближним;
• Понимание того, что все граждане в долгу перед Родиной, и должны стоять на
страже ее чести и достоинства, а также свободы и независимости;
Такой человек, который, обладая всеми этими качествами - заботится о процветании
России, думает не только о своём будущем, но и о будущем старшего поколения
россиян.
Поэтому кропотливые усилия родителей, а также педагогов и всего общества в
воспитании ребенка, в целом обязательно приведут к формированию благородной
личности, которая до самого конца будет осознавать свою причастность к судьбе
Отечества.
Иногда
родители
в
присутствии
детей
говорят
о
недостатках
общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет
казаться
окрашенной
в
черный
цвет.
Из
недостатков
семейного
воспитания
вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего
святого: ни семьи, ни родины.
Чтобы наши дети не стали такими, семье и школе необходимо объединиться и
вести целенаправленную патриотическую работу. Прививать детям любовь к родине,
желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление детей к защите родины от
внешних врагов. Сотрудничество школы и семьи – это результат целенаправленной и
длительной
работы,
которая,
прежде
всего,
предполагает
всестороннее
и
систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания
ребенка.
Эффективными средствами патриотического воспитания младших школьников,
помимо этого, являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов,
сотрудниками МЧС и полиции, участниками Афганской войны, чеченского и других
локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням
воинской славы.
Патриотизм — важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой
Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину,
общество и своих близких людей.
Гражданско-патриотическое
воспитание
–
это
неустанная
каждодневная
деятельность
всех,
кто
причастен
к
формированию
национальных
и
общих
моральных
ценностей
у
молодого
поколения.
В
первую
очередь
в
этой
роли
выступает семья, а также школа и высшие учебные заведения.
От
уровня
гражданско-патриотического
воспитания
детей
во
многом
зависит
становление общества и правового государства в нашей стране.
Спустя десять – двадцать лет сегодняшние дети вырастут и станут руководителями
производства и страны. От того, как они будут воспитаны, зависит – какой будет
наша страна, родина. Поэтому сегодня мы должны воспитать патриотов, Граждан
России с большой буквы!
Руководитель клуба «ЗОЖ»
педагог дополнительного образования Плиева Э.Ф._____________________