Автор: Петрова Татьяна Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Комбайновская ООШ имени воина-афганца Алексея Демяника Населённый пункт: Ростовская область, М-Курганский район, село Рясное Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Земля - наш дом родной" Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ
ВОИНА-АФГАНЦА АЛЕКСЕЯ ДЕМЯНИКА
Воспитательное
мероприятие:
«Земля – наш дом родной».
Классный руководитель:
Петрова Т.Г.
с. Рясное
2016 г.
Земля – наш дом родной.
Цель: довести до сознания учащихся понятия: Родина, Земля – дом; формировать
разные представления о природе; воспитывать экологическую культуру учащихся,
сплотить детский коллектив с помощью общего дела.
Оформление: рисунки учащихся на тему «Земля наш общий дом»; плакат
«Берегите родную природу».
Оборудование: «Полянка» - лист ватмана зелёного цвета и к нему крепятся 10-15
«цветов» из бумаги, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Слайды о животных и природе. На их фоне звучит музыка и стихи.
Учитель. Все вы, ребята, знаете, что Земля – наш дом родной! Но как мы
относимся к этому дому, как ведём себя в нём? Замечательный русский писатель
Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей Земли. Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю – леса и горы, а человеку нужна Родина».
Звучит русская народная песня «Родина».
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горы – исполины,
Вижу степи и луга:
Это – русские картины,
Это – Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – Родина моя!
1-й ученик:
Мой край родной!
Там воздух чистый
Бежит шумящим ветерком
По ниве зрелой, золотистой
С манящим синим васильком.
2-й ученик:
Там утром степь
С росой сребристой
И бесконечна и вольна.
Лежит как бы ковёр пушистый
Травы душистой вся полна.
3-й ученик:
И в ней поёт со трелью тонкой
Весной в небесной глубине
Родной наш жаворонок звонкий,
Скользя в прохладной синеве.
4-й ученик:
Там хоры певчих насекомых
Звенят с зари и до зари
В полях цветущих и зелёных,
И в небесах парят орлы.
5-й ученик:
«Так ты откуда? - спросят люди, -
Где твои заветные края?»
Скажу им тихо, как о чуде;
Что Дон широкий – Родина моя.
Учитель.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
С.Смирнов.
6-й ученик:
Мы безмерно богаты. В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых – просто диву даёшься.
7-й ученик:
Но спросите иного, что он знает о птицах,
Пусть ответит толково – и, гляди, удивится:
8-й ученик:
Как же фауна, дескать, как же наше богатство –
На полях, в перелесках, так сказать, птичье царство
9-й ученик:
Птичье царство, и только? Ну дрозды, ну синички…
Где запомнишь все клички, просто птички - и только!
10-й ученик:
А цветы разве знаем на лугах? Разве ценим?
Все травой называем, а подкошены – сеном.
11-й ученик:
И с деревьями тоже: роща в общем и целом…
Ель от пихты не можем отличить грешным делом.
Учитель:
И, конечно, тревожно, что порой мы безбожно
Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе, словно самую малость
Нам на этой планете жить, и правда осталось.
Не хозяева вроде: так добро своё губим,
А гордимся природой и отечество любим.
А.Яшин.
Проводится викторина «Мы знаем и любим природу». Каждый ученик,
правильно ответивший на вопрос, награждается «медалью» «Знатоку родной
природы». А так же, награждаются участники олимпиады 4класса по
«Окружающему миру».
Вопросы викторины.
1.
Название этой птицы в переводе означает «неясный характер». Из-за своего
«неясного характера» она может издавать и красивые, и неприятные звуки.
Недаром её зовут «лесной флейтой» и «лесной кошкой». (Иволга).
2.
Это самая маленькая птичка на земле. Иногда её называют мухой.
Интересно, что она умеет летать стоя, и даже спиной вперёд. Живёт она в
тропических странах. Как она называется? (Колибри.)
3.
Вы знаете, что чаще всего птицы в наших краях селятся поодиночке. А вот
на севере – наоборот. Морские птицы селятся все вместе на скалах, где им
легче защищаться от врагов. Прибрежные скалы сверху донизу усыпаны
птицами: шум, крик, хоть уши затыкай. Как называют такие поселения
птиц? (Базар.)
4.
Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
5.
Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук.)
6.
Где у кузнечика находится ухо? (На ноге.)
7.
Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковые.)
8.
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие животные и растения стали
редкими. Они занесены в Красную книгу. Международную Красную книгу
создали в 1966году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974году
создана Красная книга и у нас в стране. В неё занесены 52вида зверей и 65
видов птиц. Почему эта книга называется Красной? (Потому, что красный
цвет – сигнал опасности.)
12-й
ученик:
Охраняются Красной
книгой
Столько редких животных и
птиц,
Чтобы выжил простор
многоликий
Ради света грядущих
зарниц.
1-й ученик:
Чтоб пустыни нагрянуть не
смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются
змеи,
Охраняются даже цветы.
«Полянка».
Учитель: Видите, дети, полянку? Она красивая? Что её украшает? Возьмите себе
по одному цветочку.
- Что же мы видим теперь? Красивая наша полянка? Нет? Почему? А ведь вы
взяли всего по одному цветочку. И не всем хватило. Сколько же надо цветов,
чтобы нам всем взять по цветочку? Посчитайте! А если сорвать цветы для всех
учеников нашей школы? А если сорвать цветок для каждого жителя нашего села?
- Вот видите, что получится, если все мы будем собирать букеты: красиво
цветущих растений совсем не останется. А если мы ещё по веточке сорвём –
сколько деревьев обломаем!
Слайды о животных и природе. На их
фоне звучит музыка и стихи.
Звучит песня «Раненая птица».
2-й
ученик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если все сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Раненная птица в руки не давалась,
Раненная птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне
снится –
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть
навечно,
И должно быть сердце. Сердце
человечье!
Припев.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то
расплатиться.
Пусть расправит крылья раненная
птица!
Припев.
3-й ученик:
Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы,
И пчёлы не знают, что говорят.
4-й ученик:
Попробуйте в роще уединиться,
Укрыться под хвойный густой наряд
Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг,
Вас трепет и радость охватят вдруг.
А.Яшин.
5-й ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою.
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Р.Гамзатов.
6-й ученик:
Себя не видят синие просторы,
И в вечном холоде светлы, чисты,
Себя не видят снеговые горы,
Цветок своей не видит красоты.
7-й ученик:
Им сладко знать: идёшь ли ты лесами,
Спускаешься ли горною тропой,
Твоими ненасытными глазами
Природа восхищается тобой.
С.Щипачёв.
Природа:
Я – природа, я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье подарить –
В моей всё это власти! –
Гриб в лесу.
Ромашку на лугу.
Небо в час восхода и захода.
Иву над рекой.
И, наконец, солнцем прокалённый,
Рыжеватый хлебный колос!
Как всему венец…
Только ты мой дар, моё ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Давайте, ребята, мы с вами составим правила поведения в природе.
Выслушать и обсудить правила поведения, предложенные детьми.
Правила поведения в природе.
Не рвите полевых цветов, не вытаптывайте луговые травы.
Не ломайте ветки деревьев.
Не разоряйте птичьих гнёзд.
Не разводите костров в лесах и полях.
Не мусорите и не шумите.
Устраивайте кормушки для птиц. И т.д…
8-й ученик:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
9-й ученик:
Нор звериных, птичьи гнёзда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
10-й ученик:
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Все ученики:
Пусть лучше и краше
Сама, как весна,
Становится наша
Родная страна.
Дорогие ребята! Мы прощаемся с вами. Помните о том, что Земля – это наш
родной дом. Берегите и приумножайте её богатства. Этому мы хотели вас научить.
Слайды о животных и природе. На их фоне звучит музыка и стихи.
Исполняется песня «Не дразните собак».
Не дразните собак
Не гоняйте кошек
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи
Песенкой разбудят,
А царапать и кусать (2раза)
Вас никто не будет.
Если очень шуметь
Около берлоги,
То придётся потом
Уносить вам ноги.
И пчела просто так
Тоже не пристанет.
Ведь ни жалить, ни рычать (2раза)
Ни к чему обижать
Бабочку на ветке.
Веселее в лесу
От её расцветки.
Не пугайте жуков
С длинными усами.
И поверьте, что жуки (2раза)
Вас не тронут сами.
Если вам по душе
Красота земная
Берегите её
Устали не зная.
Непременно тогда
Станем мы друзьями…
А про кошек и собак (2раза)
Пойте вместе с нами.
Анализ воспитательного мероприятия.
1.Общие сведения.
Название мероприятия – «Земля – наш дом родной».
Дата проведения, класс – 26ноября 2010год, 4класс.
Организатор мероприятия – Редкозубова Виктория Александровна.
Воспитательное мероприятие «Земля – наш дом родной» подготовленно для
учащихся начальных классов и входит в систему мероприятий, организованных в
рамках предметной недели по «Окружающему миру». Данное мероприятие
преследует следующие цели:
довести до сознания учащихся понятия: Родина, Земля – дом;
формировать разные представления о природе;
воспитывать экологическую культуру учащихся;
сплотить детский коллектив с помощью общего дела.
Мероприятие организованно в соответствии с основным направлением
воспитательной работы школы, уровнем развития классного коллектива и с
учётом возрастных особенностей учащихся.
2.Анализ подготовки мероприятия.
Как уже было сказано выше, данное мероприятие было организованно мной,
как классным руководителем, в рамках предметной недели.
Планирование мероприятия и его разработку я проводила самостоятельно.
Дети активно и с энтузиазмом включились в подготовку к мероприятию.
Предлагаемый материал для заучивания я распределялся с учётом
индивидуальных особенностей. Детям, хорошо декламирующим и
запоминающим, предлагался сложный и объёмный материал. А тем, кто трудно
запоминает, предлагался материал не сложный и не большой.
В соответствии со своими индивидуальными особенностями учащиеся
активно принимали участие в оформлении и изготовлении необходимого
оборудования, принимали участи в конкурсе рисунков «Земля наш общий дом»,
изготавливали украшения для костюмов. В подборе вопросов для викторины, в
конкурсе сочинений «Моё село через 50 лет» принимали участие по желанию.
Учитывая содержание мероприятия, я подбирала песенный материал.
Учащиеся с удовольствием разучивали и исполняли песни. При подготовке
презентации и музыкального оформления мне была оказана помощь со стороны
организатора по внеклассной работе Демяник Елены Анатольевны.
3. Анализ хода мероприятия.
Я считаю, что цели воспитательного мероприятия «Земля – наш дом родной»
были раскрыты достаточно эмоционально и убедительно, и достигнуты. Работа
проходила хорошо организованно, была содержательной и интересной. В ходе
мероприятия учащиеся были подведены к осознанию того, что Родина, Земля –
наш дом. Формировались представления о красоте и многообразии родной
природы. Уделялось внимание культуре поведения в природе. Формировалось
чувство бережного отношения к природе, к Земле, к Родине. В ходе мероприятия
дети побуждались к сочувствию и сопереживанию.
Данное мероприятие оказало положительное влияние на сплочение детского
коллектива. Создало предпосылки для укрепления дружеских и
доброжелательных отношений.
4. Общая оценка воспитательного мероприятия.
Считаю, что воспитательное мероприятие «Земля – наш дом родной» прошло
в соответствии с воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными
особенностями учащихся, а так же уровнем развития детского коллектива.
Думаю, что данное мероприятие имеет воспитательную ценность. Может быть
использовано учителями начальных классов для проведения уроков в курсе
«Окружающего мира» и предметной недели, а так же учителями-предметниками.
5. Анализ деятельности воспитателя.
Я считаю, что удачному проведению мероприятия способствовал учёт
индивидуальных особенностей учащихся при планировании мероприятия и
хорошая подготовительная работа. Излишнее волнение помешало при
завершении мероприятия. Я пропустила слова трёх учащихся.
В дальнейшем планирую совершенствовать свою воспитательную
деятельность в экологическом направлении. Непременно учитывать
индивидуальные особенности учащихся. А так же в своей работе активно
использовать современные технические средства и инновационные достижения.