Напоминание

"Земля - наш дом родной"


Автор: Петрова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Комбайновская ООШ имени воина-афганца Алексея Демяника
Населённый пункт: Ростовская область, М-Курганский район, село Рясное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Земля - наш дом родной"
Раздел: начальное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ

ВОИНА-АФГАНЦА АЛЕКСЕЯ ДЕМЯНИКА
Воспитательное мероприятие: «Земля – наш дом родной». Классный руководитель: Петрова Т.Г. с. Рясное 2016 г.

Земля – наш дом родной.

Цель:
довести до сознания учащихся понятия: Родина, Земля – дом; формировать разные представления о природе; воспитывать экологическую культуру учащихся, сплотить детский коллектив с помощью общего дела.
Оформление:
рисунки учащихся на тему «Земля наш общий дом»; плакат «Берегите родную природу».
Оборудование:
«Полянка» - лист ватмана зелёного цвета и к нему крепятся 10-15 «цветов» из бумаги, мультимедийный проектор, компьютер, презентация. Слайды о животных и природе. На их фоне звучит музыка и стихи.
Учитель.
Все вы, ребята, знаете, что Земля – наш дом родной! Но как мы относимся к этому дому, как ведём себя в нём? Замечательный русский писатель Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей Земли. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – леса и горы, а человеку нужна Родина». Звучит русская народная песня «Родина». Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это – русское раздолье, Это – русская земля! Вижу горы – исполины, Вижу степи и луга: Это – русские картины, Это – Родина моя! Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья: Это – русская сторонка, Это – Родина моя!
1-й ученик:
Мой край родной! Там воздух чистый Бежит шумящим ветерком По ниве зрелой, золотистой С манящим синим васильком.
2-й ученик:
Там утром степь С росой сребристой
И бесконечна и вольна. Лежит как бы ковёр пушистый Травы душистой вся полна.
3-й ученик:
И в ней поёт со трелью тонкой Весной в небесной глубине Родной наш жаворонок звонкий, Скользя в прохладной синеве.
4-й ученик:
Там хоры певчих насекомых Звенят с зари и до зари В полях цветущих и зелёных, И в небесах парят орлы.
5-й ученик:
«Так ты откуда? - спросят люди, - Где твои заветные края?» Скажу им тихо, как о чуде; Что Дон широкий – Родина моя.
Учитель.
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. С.Смирнов.
6-й ученик:
Мы безмерно богаты. В наших чащах и рощах Столько всяких пернатых – просто диву даёшься.
7-й ученик:
Но спросите иного, что он знает о птицах, Пусть ответит толково – и, гляди, удивится:
8-й ученик:
Как же фауна, дескать, как же наше богатство – На полях, в перелесках, так сказать, птичье царство
9-й ученик:
Птичье царство, и только? Ну дрозды, ну синички… Где запомнишь все клички, просто птички - и только!

10-й ученик:
А цветы разве знаем на лугах? Разве ценим? Все травой называем, а подкошены – сеном.
11-й ученик:
И с деревьями тоже: роща в общем и целом… Ель от пихты не можем отличить грешным делом.
Учитель:
И, конечно, тревожно, что порой мы безбожно Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем. Ни за что не в ответе, словно самую малость Нам на этой планете жить, и правда осталось. Не хозяева вроде: так добро своё губим, А гордимся природой и отечество любим. А.Яшин.
Проводится викторина «Мы знаем и любим природу».
Каждый ученик, правильно ответивший на вопрос, награждается «медалью» «Знатоку родной природы». А так же, награждаются участники олимпиады 4класса по «Окружающему миру».
Вопросы викторины.
1. Название этой птицы в переводе означает «неясный характер». Из-за своего «неясного характера» она может издавать и красивые, и неприятные звуки. Недаром её зовут «лесной флейтой» и «лесной кошкой». (Иволга). 2. Это самая маленькая птичка на земле. Иногда её называют мухой. Интересно, что она умеет летать стоя, и даже спиной вперёд. Живёт она в тропических странах. Как она называется? (Колибри.) 3. Вы знаете, что чаще всего птицы в наших краях селятся поодиночке. А вот на севере – наоборот. Морские птицы селятся все вместе на скалах, где им легче защищаться от врагов. Прибрежные скалы сверху донизу усыпаны птицами: шум, крик, хоть уши затыкай. Как называют такие поселения птиц? (Базар.) 4. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.) 5. Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук.) 6. Где у кузнечика находится ухо? (На ноге.) 7. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковые.) 8. Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие животные и растения стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Международную Красную книгу создали в 1966году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974году
создана Красная книга и у нас в стране. В неё занесены 52вида зверей и 65 видов птиц. Почему эта книга называется Красной? (Потому, что красный цвет – сигнал опасности.)
12-й

ученик:
Охраняются Красной книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц.
1-й ученик:
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы.
«Полянка».

Учитель:
Видите, дети, полянку? Она красивая? Что её украшает? Возьмите себе по одному цветочку. - Что же мы видим теперь? Красивая наша полянка? Нет? Почему? А ведь вы взяли всего по одному цветочку. И не всем хватило. Сколько же надо цветов, чтобы нам всем взять по цветочку? Посчитайте! А если сорвать цветы для всех учеников нашей школы? А если сорвать цветок для каждого жителя нашего села? - Вот видите, что получится, если все мы будем собирать букеты: красиво цветущих растений совсем не останется. А если мы ещё по веточке сорвём – сколько деревьев обломаем! Слайды о животных и природе. На их фоне звучит музыка и стихи. Звучит песня «Раненая птица».
2-й

ученик:
Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, Если все сорвём цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты!
Раненная птица в руки не давалась, Раненная птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится – На траве кровавой вздрагивает птица. Припев. Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море! А земля без зверей – не земля! Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно, И должно быть сердце. Сердце человечье! Припев. Люди-человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы. Надо с этим долгом как-то расплатиться. Пусть расправит крылья раненная птица! Припев.
3-й ученик:
Не верю, что звери не говорят, Что думать не могут певчие птицы, Что только инстинкты у хитрой лисицы, И пчёлы не знают, что говорят.
4-й ученик:
Попробуйте в роще уединиться, Укрыться под хвойный густой наряд Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг, Вас трепет и радость охватят вдруг. А.Яшин.
5-й ученик:
С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою. В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою. Р.Гамзатов.
6-й ученик:
Себя не видят синие просторы, И в вечном холоде светлы, чисты, Себя не видят снеговые горы, Цветок своей не видит красоты.
7-й ученик:
Им сладко знать: идёшь ли ты лесами, Спускаешься ли горною тропой, Твоими ненасытными глазами Природа восхищается тобой. С.Щипачёв.
Природа:
Я – природа, я – великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за соучастье подарить – В моей всё это власти! – Гриб в лесу. Ромашку на лугу. Небо в час восхода и захода. Иву над рекой. И, наконец, солнцем прокалённый, Рыжеватый хлебный колос! Как всему венец… Только ты мой дар, моё ученье Не прими за дань: я не раба. Не забудь: ты сам моё творенье! И у нас с тобой одна судьба! Давайте, ребята, мы с вами составим правила поведения в природе. Выслушать и обсудить правила поведения, предложенные детьми.
Правила поведения в природе.
Не рвите полевых цветов, не вытаптывайте луговые травы. Не ломайте ветки деревьев. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разводите костров в лесах и полях. Не мусорите и не шумите.
Устраивайте кормушки для птиц. И т.д…
8-й ученик:
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
9-й ученик:
Нор звериных, птичьи гнёзда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом.
10-й ученик:
Нас много, ребята, Пусть каждый из нас Хоть кустик для сада Посадит сейчас.
Все ученики:
Пусть лучше и краше Сама, как весна, Становится наша Родная страна. Дорогие ребята! Мы прощаемся с вами. Помните о том, что Земля – это наш родной дом. Берегите и приумножайте её богатства. Этому мы хотели вас научить. Слайды о животных и природе. На их фоне звучит музыка и стихи. Исполняется песня «Не дразните собак». Не дразните собак Не гоняйте кошек Не жалейте для птиц Ни зерна, ни крошек. И тогда воробьи Песенкой разбудят, А царапать и кусать (2раза)
Вас никто не будет. Если очень шуметь Около берлоги, То придётся потом Уносить вам ноги. И пчела просто так Тоже не пристанет. Ведь ни жалить, ни рычать (2раза) Ни к чему обижать Бабочку на ветке. Веселее в лесу От её расцветки. Не пугайте жуков С длинными усами. И поверьте, что жуки (2раза) Вас не тронут сами. Если вам по душе Красота земная Берегите её Устали не зная. Непременно тогда Станем мы друзьями… А про кошек и собак (2раза) Пойте вместе с нами.

Анализ воспитательного мероприятия.

1.Общие сведения.
Название мероприятия – «Земля – наш дом родной». Дата проведения, класс – 26ноября 2010год, 4класс. Организатор мероприятия – Редкозубова Виктория Александровна. Воспитательное мероприятие «Земля – наш дом родной» подготовленно для учащихся начальных классов и входит в систему мероприятий, организованных в рамках предметной недели по «Окружающему миру». Данное мероприятие преследует следующие цели:  довести до сознания учащихся понятия: Родина, Земля – дом;  формировать разные представления о природе;  воспитывать экологическую культуру учащихся;  сплотить детский коллектив с помощью общего дела. Мероприятие организованно в соответствии с основным направлением воспитательной работы школы, уровнем развития классного коллектива и с учётом возрастных особенностей учащихся.
2.Анализ подготовки мероприятия.
Как уже было сказано выше, данное мероприятие было организованно мной, как классным руководителем, в рамках предметной недели. Планирование мероприятия и его разработку я проводила самостоятельно. Дети активно и с энтузиазмом включились в подготовку к мероприятию. Предлагаемый материал для заучивания я распределялся с учётом индивидуальных особенностей. Детям, хорошо декламирующим и запоминающим, предлагался сложный и объёмный материал. А тем, кто трудно запоминает, предлагался материал не сложный и не большой. В соответствии со своими индивидуальными особенностями учащиеся активно принимали участие в оформлении и изготовлении необходимого оборудования, принимали участи в конкурсе рисунков «Земля наш общий дом», изготавливали украшения для костюмов. В подборе вопросов для викторины, в конкурсе сочинений «Моё село через 50 лет» принимали участие по желанию. Учитывая содержание мероприятия, я подбирала песенный материал. Учащиеся с удовольствием разучивали и исполняли песни. При подготовке
презентации и музыкального оформления мне была оказана помощь со стороны организатора по внеклассной работе Демяник Елены Анатольевны.
3. Анализ хода мероприятия.
Я считаю, что цели воспитательного мероприятия «Земля – наш дом родной» были раскрыты достаточно эмоционально и убедительно, и достигнуты. Работа проходила хорошо организованно, была содержательной и интересной. В ходе мероприятия учащиеся были подведены к осознанию того, что Родина, Земля – наш дом. Формировались представления о красоте и многообразии родной природы. Уделялось внимание культуре поведения в природе. Формировалось чувство бережного отношения к природе, к Земле, к Родине. В ходе мероприятия дети побуждались к сочувствию и сопереживанию. Данное мероприятие оказало положительное влияние на сплочение детского коллектива. Создало предпосылки для укрепления дружеских и доброжелательных отношений.
4. Общая оценка воспитательного мероприятия.
Считаю, что воспитательное мероприятие «Земля – наш дом родной» прошло в соответствии с воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, а так же уровнем развития детского коллектива. Думаю, что данное мероприятие имеет воспитательную ценность. Может быть использовано учителями начальных классов для проведения уроков в курсе «Окружающего мира» и предметной недели, а так же учителями-предметниками.
5. Анализ деятельности воспитателя.
Я считаю, что удачному проведению мероприятия способствовал учёт индивидуальных особенностей учащихся при планировании мероприятия и хорошая подготовительная работа. Излишнее волнение помешало при завершении мероприятия. Я пропустила слова трёх учащихся. В дальнейшем планирую совершенствовать свою воспитательную деятельность в экологическом направлении. Непременно учитывать индивидуальные особенности учащихся. А так же в своей работе активно использовать современные технические средства и инновационные достижения.


В раздел образования