Автор: Панкова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР №3 "Петушок"
Населённый пункт: г.о.Стрежевой Томская область
Наименование материала: Дизайн проект руппы
Тема: "Дизайн-проект старшей группы ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«Развивающая предметно – пространственная среда
старшей группы №1 «Звёздочка»
МДОУ ЦРР №3 «Петушок»
Выполнила: воспитатель
I квалификационной
категории
Панкова Ирина Евгеньевна
Стрежевой-2018
Практико-ориентированный педагогический долгосрочный
проект.
Срок исполнения: март 2018-май 2019
1.Пояснительная записка
Среда - развития ребёнка в структуре ФГОС ДО– это комплекс
материально-технических, санитарно -гигиенических, социально - бытовых,
общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических,
духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в
ДОУ.
Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных
культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития
ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих
разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на
личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности.
Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс
который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе
родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию
развивающего пространства в группе.
1.1. Проблема.
- Изменить традиционные способы организации предметно-развивающей
среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.
- Создать необходимые условия для гармоничного развития детей
дошкольного возраста.
- Заинтересовать родителей в организации предметно- развивающейся
среды.
1.2. Актуальность.
Детская деятельность не может быть полноценной на чистом вербальном
уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет
стремление узнавать новое, появится апатия и агрессия.
Правильная организация и умелое включение ребенка в активное
взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из
условий эффективности организационного образовательного процесса ДОУ.
1.3.Цель проекта.
Создание предметно-развивающейся среды, комфортных и благоприятных
условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их
гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой
культуры личности, всестороннего развитие психических и физических
качеств в соответствии с ФГОС. Привлечь внимание родителей к проблеме
создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
1.4.Задачи проекта.
1. Проанализировать имеющуюся РППС.
2. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации
предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие
дошкольников.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и
психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии
каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности
дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной,
творческой, художественной, театрализованной), их интеграция и
творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса.
1.5. Этапы работы.
1 этап – подготовительный: сбор информации, изучение нормативно
правовой базы, анализ РППС группы, создание проекта, его
презентация.
2 этап - основной: мероприятия по приведению в соответствии с ФГОС
РППС, работа с родителями.
3 этап – заключительный: презентация проекта, анализ результатов,
корректировка.
1.6. Планируемый результат для воспитанников:
• активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе
игр и др. видов детской деятельности;
• проходят через закономерные стадии развития;
• обеспечены социальным взаимодействием направленным на
эмоциональное и всестороннее развитие ребенка;
• неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
Планируемый результат для ДОУ:
• Обеспечение всестороннего развития детей дошкольного возраста;
• высокое качество дошкольного образования, его доступность,
открытость и привлекательность для детей и их
родителей (законных представителей) и всего общества;
• охрана и укрепление физического и психологического здоровья
воспитанников;
• комфортное состояние воспитанников и педагогических работников.
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечить :
• реализацию различных образовательных областей;
• в случае организации инклюзивного образования – необходимые
условия для реализации;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей.
2. Мониторинг РППСв старшей группе №1 «Звёздочка».
Практическое преобразование РППС старшей группы в соответствии с
требованиями ФГОС ДО подразумевает глубокое понимание и осмысление:
как именно нужно изменить среду? Какими предметами ее наполнить? В
какой мере дети могут самостоятельно изменять и преобразовывать РППС в
группах?
По результатам проведенного мониторинга РППС в группе по картам
оценки насыщенности, трансформируемости, полифункциональности,
вариативности, доступности и безопасности, выяснилось следующее:
-в групповом пространстве наблюдается перегруженность
малофункциональным предметным материалом, что затрудняет ребенку
дошкольного возраста сделать выбор, рассеивает внимание, не позволяет
педагогу продуктивно организовать и сопровождать индивидуальную
увлеченность ребенка;
-отсутствует разнообразие материалов и оборудования для
индивидуализации пространства;
- места для презентации детских работ ограничены;
- имеется недостаток ковриков, ширм, тканей, крупных конструкторов,
позволяющих детям трансформировать пространство в зависимости от своих
интересов и возможностей;
- материалы и оборудование для познавательно-исследовательской
деятельности (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними) включают в себя ограниченный спектр
объектов, специально разработанных для детского экспериментирования.
- развитие самостоятельности сводится к бытовой деятельности
(самообслуживание, дежурство по столовой и др.). Условия для
формирования самостоятельного поведения, мышления, принятия решений,
ситуации выбора ограничены;
- стабильные тематические зоны не позволяют вариативно
использовать предметно-пространственную среду.
3.Основная часть.
На основании результатов мониторинга, был разработан проект оптимизации
РППС группового помещения. Лейб-мотивом проекта является
трансформируемость и полифункциональность.
Было решено оптимизировать рабочую зону путем переноса учебного
центра, что позволяет увеличить площадь активной зоны.
Игровыми модулями ,путем перестановки, активную зону разделили
согласно гендерному принципу. В результате чего образовался еще и
уголок уединения.
Сформировалось дизайн-предложение-использовать потолочную
гардину. Это предложение позволит нам решить сразу несколько
проблем:
-организация места для дыхательных тренажеров;
-дополнительное место для творчества детей ( оформление группы);
-организация пространства для драматической деятельности (возможен
театр теней) посредством кисеи, лент и т.д.;
-совершенствование уголка уединения.
Приобретение стеллажа для центра природы и исследований.
Данный стеллаж поможет грамотно сформировать познавательное
пространство. А также послужит местом для демонстрации экспозиций
(мини-музей).
Замена круглых столов на столы прямоугольной формы.
Прямоугольные столы позволяют оптимально задействовать пространство
рабочей зоны.
Идеальным решением вопроса трансформируемости и
полифункциональности является приобретение мебельных модулей, что
позволит гибко зонировать пространство групповой комнаты.
4.Заключение
Список литературы
1.
Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова., Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Детство- пресс»,2011г
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования,2013г