Автор: Низамеева Раушания Фаргатовна
Должность: учитель татарского языка и литератруы
Учебное заведение: МБОУ "Красноярская ООШ ЗМР РТ"
Населённый пункт: д.Красный Яр,Зеленодольский район,Республика Татарстан
Наименование материала: сценарий утренника
Тема: "Муса Джалиль - поэт-герой"
Раздел: дополнительное образование
Сценарий утренника для учащихся 1-4 классов русскоязычных школ на
тему «Муса Джалиль - поэт- герой»
Цель проведения мероприятия
Ознакомить учащихся с биографией и лирикой М.Джалиля;
Формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки конспектирования;
Воспитать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти
защитников Отечества;
Привлечь внимание учащихся к изучению литературы народов родного края;
Средства обучения и оборудование:
Портрет М.Джалиля.
Выставка рисунков посвященных, 112-летию М.Джалиля.
Экспозиция книг со стихами поэта.
Аудиозапись песни «Песни мои»
Мультимедийный проектор
Презентация «Жизнь отданная борьбе…»
Ход мероприятия:
Утренник ведется на русском и на татарском языках. Мероприятие сопровождается
показом слайдов презентации, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля.
Звучит аудиозапись песни «Мои песни»
Алып баручы: Исәнмесез, кадерле балалар!Бүген мәктәбебездә зур бәйрәм.
Халкыбызның каһарман-шагыйребез Муса Җәлилнең тууына 112 ел. Шул исәптән без
мәктәбебездә шагыйрь иҗатына багышлап чара үткәрәбез.
Дорогие дети! Сегодня мы с вами вспомним о герое татарского народа. О нем написано много
книг, ему воздвигнуты памятники, его именем названы улицы и населенные пункты, его имя –
Муса Джалиль. Это поэт, человек, который отдал свою жизнь в борьбе против фашизма. В этом
году ему исполнилось бы 112лет.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе.
Смерть моя песней борьбы прозвучит...
Это стихотворение татарского поэта-героя Мусы Джалиля. Всего 39 лет прожил поэт, но сумел
оставить о себе добрую память, которая идет от поколения к поколению.
Ученица 8 класса Рыбакова Екатерина подготовила сообщение о нашем поэте – герое Мусе
Рыбакова Екатерина: Родился Муса Джалиль 15 февраля 1906 года, в Оренбургской области, в
семье мелкого торговца. Семья была многодетная, он был шестым ребенком. В школу Муса пошел
в шесть лет. Был очень способным, трудолюбивым, старательным, мальчиком. За первый год
учебы освоил всю программу начальной школы. С детства начал писать стихи, которые печатались
в детских журналах под именем «Маленький Муса». А еще он очень хорошо играл на мандолине.
Вот каким старательным и хорошим мальчиком был Муса.
- С 13 лет Муса Джалиль начинает писать стихотворения. Его жизнь и творчество связаны с
детьми. Он любил веселых, озорных, дисциплинированных, старательных и трудолюбивых детей.
И сам в детстве был таким. Он создал для детского чтения стихотворения, песни, подвижно -
игровые песни, пьесы. А теперь давайте послушаем его стихотворения, написанные для детей.
Алып баручы:
- Муса Җәлил үзенең бик күп әсәрләрен балаларга багышланган.Алар арасында юмористик
шигырьләр,табигать күренешләре, хайваннар һәм кошлар турында шигырләр дә бар.
Ведущий:
А сейчас, ребята, давайте, послушаем выступления учащихся. Они с большим удовольствием
прочтут стихотворения поэта для детей.
Учащаяся 4 класса Федотова Камилла прочитает стихотворение Мусы Джалиля “Случай в
подъезде”
Забыть тот случай - Не могу!
Стоит малыш в подъезде,
Стоит и тянется к звонку,
И топчется на месте.
Тут взялся я помочь ему.
И говорю:
— Давай нажму, Но сколько раз?
И он сказал: — Нажмите пять! —
И я — нажал. Я позвонил 5 подряд,
А он
Попятился назад:
— Ну, хватит, дяденька!
Бежим!!! Он — из подъезда.
Я — за ним.
Алып баручы: 4 сыйныф укучысы Елчуев Алмаз шагыйрьнең «Әтәч” исемле шигырен
укып китәр:
Таң ата бугай,
Әтәч кычкыра:
- Кикри-күк,
Кикри-күк!
Без дә уяндык
Әтәч тавышына:
- Кикри-күк,
Кикри-күк!
Бакчага килдек
Ашыга-ашыга:
- Кикри-күк,
Кикри-күк,
Алып баручы: 2 сыйныф укучысы Гыйльфанов Илнар Муса Җәлилнең "Сәгать” шигырен
сәнгатьле итеп укый.
Сәгать суга: "Даң-даң!..”
Хәбәр бирә таңнан:
Бакчага барырга
Унбиш минут калган.
Сикереп торды Марат,
Күрә - эшләр харап.
Тагын соңга калган
Шул йокыга карап.
Алып баручы:
2 сыйныф укучылары Коломиец Артем, Коломиец Аида «Куян» шигырен сәхнәләштереп
сөйләп күрсәтәләр:
Куян салкыннан
Туңган, куырылган;
Башы салынган,
Колагы шиңгән
Әйдәгез, дуслар,
Аны терелтик,
Җылы бүлмәгә,
Мәктәпкә илтик.
Куян уянды,
Куркып уйланды,
Сикереп урманга
Чабып югалды.
Алып баручы:
3 сыйныф укучысы Елчуева Севда шагыйрьнең ” Күке” шигырен укый.
Калын урманда,
Гел кичкә каршы,
Ишетелә моңлы
Бер кошның тавышы:
— Кәккүк, кәккүк,
Кәккүк, кәккүк!
Ул салмак кына
Кабатлый шуны,
Шул аның җыры,
Шул аның моңы:
— Кәккүк, кәккүк,
Кәккүк, кәккүк!
Ул ялгыз яши,
Чыгармый бала,
Менә шунлыктан
Ямансу аңа!
— Кәккүк, кәккүк,
Кәккүк, кәккүк!
1936 ел
Ведущая:
- В стихотворениях М. Джалиля судьба поэта и судьба родины тесно переплетаются.
Образ матери проходит сквозной линией в его творчестве. “Мать”, “Молодая мать”, “Праздник
матери”. В этих произведениях отражаются самые святые чувства, идущие из глубины души,
великая любовь к матери.
Дорогие дети! Муса Джалиль с огромной любовью относился к своей матери, всегда чувствовал
материнское тепло.
Сценка «Мать и поэт»
На сцену выходит мать поэта. ( мать- Егорова А. , поэт- Хабибулин Ильфат)
Мать: - Жду утром. И вечером жду
Выходит поэт.
Поэт: - Здравствуйте.
Мать: - Здравствуй, сынок!
Поэт: - Я не знаю, как вас величать.
Мать: Назови “бабушка Рахима”, сынок.
Поэт: - Нет, я не смею вас так просто называть.
Мать: - А ты сам кто, сынок?
Поэт: - Я пришел к Вам из будущего.
Мать: - Да. А что ты хотел, сынок?
Поэт: - Вы – мать, которая родила на свет Мусу Джалиля.
Мать: - Да, подарила ему жизнь, а теперь страдаю от тоски, не могу встретиться. Вырастают и
теряются, вырастают и исчезают.
Поэт: - Ваши дети не потерялись, великая Мать!
Мать: - Не возвращаются ведь!
Поэт: - Живые служат Родине, а те, что ушли, оставили за собой яркий свет.
Мать: - А ты не знаешь, где мой сын Муса?
Поэт: - В душе народа. Вы ушли из жизни рановато, не успели увидеть, каких вершин достиг
Муса.
Мать: - Спасибо за доброе слово, сынок. Передай спасибо за то, что не опозорил отца и мать перед
Родиной.
Поэт: - Это вы его научили быть верным Родине.
Мать: - Я их напутствовала всего лишь красиво жить и быть хорошими. А быть верными Родине
их научила Родина.
Рыбакова Екатерина:
Ребята, послушайте, какой интересный случай произошел с Мусой Джалилем.
« Давным – давно, когда еще не было нас с вами, ваших мам и пап, сидели на берегу реки,
недалеко от деревни Мустафино, два мальчика. Они так сильно любили ловить рыбу, что целыми
днями пропадали на реке.
Летний день. Жара. Поют птицы. И мальчики с удочками сидят на берегу реки. Одного из них
зовут Зариф, а другого Муса. Полдня просидели Муса с Зарифом, и хоть бы один пескарик
попался! Первым не выдержал Зариф:
- Ты как хочешь, а я пойду искать другое место. Здесь рыбой и не пахнет.
Муса тоже поднялся со своего места. Ног тут поплавок чуть дрогнул. Муса резко дернул удилище.
Леска со свистом вылетела из воды и обвилась вокруг головы. Острое жало крючка, на котором
уже не было червяка, впилось Мусе прямо в нос.
- Ой! – вскрикнул Муса.
Увидев приятеля с крючком в носу, Зариф расхохотался. Но заметив на глазах Мусы невольные
слезы, поспешил на помощь. Зариф начал выворачивать крючок, который чуть не на половину
скрылся под кожей , нос Мусы покраснел, из раны сочилась кровь. Но все было бесполезно.
Крючок так и оставался в носу. Тогда Зариф побежал в деревню. И вскоре на речку прибежала
бабушка Мусы . Она так сильно волновалась и переживала за своего внука Мусу, что скорее взяла
его за руку, забыв даже перекусить леску, и повела его к сельскому лекарю старику Нигметзяну.
Так они и шли по деревне. Впереди бабушка в цветастом платье с оборками и белом переднике, за
нею Муса. Позади, подняв удилище над головой, шел Зариф.
Старик Нигметзян щипчиками перекусил крючок и освободил Мусу.
- А ты терпеливый! Молодец! – похвалил Мусу старик Нигметзян.»
Ведущий:
Как вы думаете, каким рос Муса Джалиль? (дети подбирают слова определения).
- храбрым, терпеливым….
Алып баручы: Муса Җәлил үзенең татарлыгы белән горурланган,туган телен яраткан.Сез дә татар
телен тырышып өйрәнәсез,татарча җырлар җырлыйсыз һәм шигырьләр укыйлар. Әйдәгез,татар
телендә «Мин -шофер» җырын башкарыйк.
Ведущий:
-Ребята, Муса Джалиль очень любил играть в татарские подвижные игры и мы сегодня поиграем
в хороводную игру «Чума - үрдәк».
- Я хочу рассказать вам о подвиге Мусы Джалиля. Раненый Муса попал в плен, но и здесь он вел
подпольную борьбу против фашистов. В группе подпольщиков, которую он создал, оказался
предатель. Мусу Джалиля и его друзей казнили 8 августа 1944 года.
- Об этом человеке знает весь мир, многие его стихи переведены на иностранные языки.
Посмертно, он был награжден звездой Героя Советского Союза.
Давайте почтим его память минутой молчания
Ведущая: слово предоставляется ученице 8 класса Егоровой Ангелине
Пусть память о поэте – герое живет в наших сердцах!
Песни, в душе я взрастил ваши всходы
Ныне в отчизне цветет он в тепле.
Сколько вам огня и свободы,
Столько дано вам прожить на земле!
Вам я поверил свое вдохновенье,
Жаркие чувства и слез чистоту,
Если умрете – умру я в забвенье
Будете жить – я с вами мир обрету.
Алып баручы: Шагыйрь туган көненә багышланган бәйрәм иртәбез тәмам. Ләкин шагыйрь
турында истәлек халык күңелендә хәтер мәңгелек.
Ведущий:
На этом наш праздник, посвященный Мусы Джалилю подошел к концу, но память о нем будет
вечно!
Звучит песня на слова поэта –героя Мусы Джалиля «Песни мои»
ҖЫРЛАРЫМ
Җырларым, сез шытып йөрәгемдә
Ил кырында чәчәк атыгыз!
Күпме булса сездә көч һәм ялкын,
Шулкадәрле җирдә хаккыгыз!
Сездә минем бөтен тойгыларым,
Сездә минем керсез яшьләрем.
Сез үлсәгез, мин дә онтылырмын,
Яшәсәгез, мин дә яшәрмен.
Мин кабыздым җырда ялкын итеп
Йөрәгем һәм хаклык кушканны.
Җырым белән дусны иркәләдем,
Җырым белән җиңдем дошманны.
Алдый алмас мине түбән ләззәт,
Вак тормышның чуар пәрдәсе,
Шигъремдәге чынлык, ут һәм сөю —
Яшәвемнең бөтен мәгънәсе.
Үлгәндә дә йөрәк туры калыр
Шигъремдәге изге антына.
Бар җырымны илгә багышладым,
Гомремне дә бирәм халкыма.
Җырлап үттем данлы көрәш кырын,
Җырлап килдем тормыш языма.
Соңгы җырым палач балтасына
Башны тоткан килеш языла.
Җыр өйрәтте мине хөр яшәргә
Ьәм үләргә кыю ир булып.
Гомрем минем моңлы бер җыр иде,
Үлемем дә яңрар җыр булып.