Напоминание

"Звуки [г], [гﺍ], буквы Г, г"


Автор: Орлова Инна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Радужный? Тюменской области
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Звуки [г], [гﺍ], буквы Г, г"
Раздел: начальное образование





Назад





Тема урока: «Звуки [г], [г



], буквы Г, г»

Тип урока
– «открытия» новых знаний в рамках системно - деятельностного подхода.
Педагогическая цель:
создать условия для ознакомления с согласными звуками [г] – [г] и буквами Г г; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; закрепить произношение звука в словах, слогах, предложениях; формировать навыки сознательного, правильного чтения, читать плавно по слогам с опорой на ударение; развивать речь учащихся, обогащать словарный состав; развивать фонематический слух, внимание, умение работать в парах; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению русского языка.
Планируемые результаты:

Предметные:
обучающиеся научаться: читать слоги и слова, находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать ее, объяснять происхождение слов (названий грибов), читать стихотворении е по ролям, воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками.
УУД:

Личностные:
мотивационная готовность к учебной деятельности, самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, нравственно – этические представления.
Регулятивные
: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.
Коммуникативные
: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение работать в парах; учитывать разные мнения; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные
: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, анализировать объекты с целью выделения общих признаков, умение выбирать основания для классификации, формулировать проблему, формулировать познавательную цель, формировать смысловое чтение; умение находить значение новых слов с помощью различных источников информации; умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование:
Т.М.Андрианова
«
Букварь», В. Даль «Толковый словарь», презентация, мультимедийный проектор, компьютер, картинки грибочков, зонтиков, листочки жёлтого, красного и зелёного цвета на каждого обучающегося, фишки для обозначения звуков, образцы печатных букв «Г» и «г», лента букв, касса букв.
Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1. Органи-

Приветствует учащихся, настраивает на работу с

Слушают. Приветствуют

Регулятивные:


зацион-

ный

момент.

помощью психологического приема «солнечные зайчики».
- Ребята, доброе утро! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть на вас, порадоваться вместе с вами новым открытиям. Утром ранним кто-то странный Заглянул в моё окно. На ладони появилось Ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло. - Вытяните вперёд ладошку. Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с кем-то из ребят – посмотрите в глаза, улыбнитесь и «бросьте» зайчика. - Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти «солнечные паутинки» между вами. - А теперь тихонько садитесь.
учителя.

Обмениваются

«солнечными

зайчиками».

Садятся

в

соответствии

с

указанием учителя.
эмоционально- положительный настрой на урок.
2. Актуа-

лизация и

фиксиро-

вание ин-

видуаль-

ного за-

труднения

в проб-ном

учеб-ном

дей-ствии.

Ведет диалог с учащимися.
- Посмотрите, кто будет нашими помощниками? - Да, это гномы Гена и Гоша. Наши помощники живут в лесу и зовут нас к себе в гости. Сегодня мы пойдём на прогулку в осенний лес. -Как вы думаете, чем мы будем заниматься по дороге?
Проводит речевую разминку.
А пока будем идти, гномики расскажут нам свое любимое стихотворение. И в лесу и возле дома Умный гном боится грома! Загрохочет в тучах гром – Умный гном сейчас же в дом.
Ведь всегда у дома гнома

Есть громоотвод от грома!

-
Давайте хором повторим последние две строчки. А теперь ещё раз. Попробуем повторить быстрее, как скороговорку.
Ведут диалог с учителем.

Высказывают свои

предположения.
- Гномы. - По дороге будем узнавать что-то новое, делать открытия.
Повторяют последние две

строчки стихотворения.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
контроль в форме сличения своего действия (проговаривания скороговорки) с заданным эталоном.

Организует игру «Буквы потерялись»

-
Гномы пришли к нам не одни, а с буквами. Пока они шли светило яркое солнышко, им было весело, они играли и смеялись. - Вдруг набежала туча, полил сильный дождь. Гном Гена раскрыл свой красный зонт, а Гоша - сине-зелёный. Буквы так испугались дождя, что забыли, под каким зонтом им надо прятаться. Давайте, ребята, поможем буквам. Какие буквы спрячем под красный зонтик? Какие - под сине-зелёный?
Организует беседу о буквах и звуках речи.
- Какие буквы «спрятались» под красным зонтиком? - А под сине-зелёным зонтиком? - Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Участвуют в игре.
Двое ребят прячут буквы, которые обозначают гласные звуки под красный зонтик, согласные – под сине-зелёный.
Вступают в беседу с учителем.

Полным ответом отвечают на

вопросы учителя по правилу

поднятой руки, стоя.
- Гласные: а, о, у, ы, э, и - Согласные: м, н, л, р, й, п, б, в, ф - Гласные мы можем пропеть, они тянутся, при их произнесении выдыхаемый воздух выходит свободно, не встречает преград, образуют слог. А согласные произносятся с голосом и шумом, при их произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. Они могут быть звонкими и глухими, мягкими и твердыми.
Познавательные

(логические):
анализ объектов с целью выделения общих признаков, выбор оснований для классификации.
3. Выявле-

ние места

и причи-

ны затруд-

нения.

(3 – 4 мин)

Создает проблемную ситуацию.
- Гномики обратились к нам за помощью. Гоша и Гена поссорились! Из-за чего? Гоша говорит, что их имена начинаются с одной и той же буквы, а Гена, говорит, что их имена начинаются из одного того же звука. А вы как считаете? Как же разрешить эту проблему? Сможем ли мы им помочь?
Выявляют

место

и

причину

затруднения,

отвечают

на

вопросы учителя.
- Не сможем, потому что еще не изучали звуки и буквы, с которых начинаются имена гномиков.
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы.
4. Постро-

ение про-

екта выхо-

Организует

беседу

для

совместного

составления

плана

решения проблемы.
- Что нам нужно сделать, чтобы помочь гномикам?
Отвечают на вопросы учителя.
- Нужно составить звуковую схему слов Гена и Гоша.
Познавательные:

(общеучебные):
самостоятельное выделение

да из за-

труднения
- Ребята, кто может сформулировать тему нашего урока? - Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока. - Как будем «исследовать» звуки? - Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать? - Звуки ([г][г′]) . Буквы Г, г. - Познакомиться с новой буквой. Узнать, какие звуки обозначает эта буква. Научиться читать слоги и слова с новой буквой. - Произнести звук, который мы изучаем, послушать, как он звучит, узнать, гласный или согласный. Если согласный, то мягкий или твердый, звонкий или глухой. – формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
целеполагание, планирование.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
5. Реализа-

ция пост-

роенного

проекта.

1. Организует работу в парах.
- Ребята, посовещайтесь в парах, составьте звуковые схемы слов Гена и Гоша, подготовьте характеристику звуков по плану, который мы с вами обсудили.
2. Организует представление результатов

исследовательской работы, объясняет особенности

артикуляции звуков ([г], [г′]), подводит детей к выводу:
звук [г] – согласный, звонкий, твердый, звук [г′] - согласный, звонкий, мягкий.
Предлагает разрешить спор гномиков.

3. Организует проведение физкультминутки в игровой

форме.
А сейчас Гоша и Гена предлагают поиграть. В лесу есть много животных, в названиях которых есть звуки [г], [г′].
Работают в парах.

Составляют звуковые схемы

слов.

Рассказывают о результатах

исследований.
- Звук [г] – согласный, звонкий, твердый, звук [г′] - согласный, звонкий, мягкий.
Отвечают на вопрос.
- Гоша был прав: имена гномиков начинаются из одной и той же буквы Г, но звуки [г] – [г′] – разные, парные по твердости -мягкости.
Участвуют в игре, выполняют

соответствующие движения.

Познавательные
(
логические):
- анализ объектов с целью выделения признаков.
(общеучебные):
- постановка и решение проблемы; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
(знаково – символические):

-
создавать и преобразовывать модели.
Регулятивные
: - планировать, определять последовательность действий.
Коммуникативные
:
- Сейчас я буду перечислять названия животных: если вы услышите звуки ([г] [г′]), то сделайте низкий поклон, если нет, нужно присесть. (Олень, тигр, дятел, грач, ворона, голубь, волк, енот, гусь, лось, гепард, газель, лиса, гиена, гиппопотам, белка, горилла, грач). - Молодцы! Садитесь на места, но сначала сядут те, в чьих именах нет звуков [г], [г′]?
4. Предлагает провести игру «Кто больше?»
Дети делятся на 2 команды: одна называет слова, начинающиеся со звука [г], другая – со звука [г′].
5. Знакомит с буквами Г, г.
- Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [г], [г′]? - Правильно звуки [г], [г′] обозначаются буквами Г, г. - На что похожа буква г?
Участвуют в игре, подбирают

слова.

Отвечают на вопрос.

-
Буквой Г. - На кочергу, на косу. - умение работать в парах; - учитывать разные мнения; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:

(логические):
- выбор оснований и критериев для сравнения.
6. Первич-

ное закре-

пление.

1. Предлагает прочитать слоги с буквой Г.
- Наши гномики хотят, чтобы буква, с которой начинаются их имена, подружилась с гласными буквами. Для этого нам нужно прочитать слоги с буквой Г.
2. Организует дифференцированную работу по учебнику.

Предлагает учащимся первого ряда самостоятельно

прочитать текст «В бору» и ответить на вопросы к

тексту, учащимся второго и третьего ряда прочитать

слоги и слова.
(стр.58)
3. Организует работу с тестом «В бору».
- А что такое бор? (Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте) - Как мы можем узнать значение непонятного слова? - Вот я принесла вам на урок словарь. Давайте прочитаем в словаре (читает учитель) (Сосновый лес, растущий на сухом
Читают слоги.

Учащиеся 1 и 2 ряда

читают

слоги и слова.

Учащиеся 3 ряда

самостоятельно читают рассказ

«В бору».

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои

предположения.
- Сп ро с и т ь у в з ро с лы х, в интернете, в справочнике, в словаре.
Коммуникативные:
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные

(общеучебные):
-формировать смысловое чтение; - формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов; - формировать умение находить значение новых слов с помощью различных источников информации.
Регулятивные:

возвышенном месте) - Предположите, о чём говориться в этом тексте. - Давайте прочитаем этот текст. - Кто собирал в бору грибы? - Каких грибов они набрали? Зачитайте из текста. - Мимо какого гриба они прошли? Почему? - Ответьте на вопрос из учебника: - Попытайтесь объяснить названия грибов: подосиновик, опёнок, маслёнок, рыжик. - Какие грибы вы собирали сами? - А может кто-то приготовил дома загадки про грибы? Давайте их отгадаем!
Читают текст по цепочке.

Отвечают на вопросы.
- Галина и Григорий - Галина и Григорий набрали много боровиков. - Мимо мухоморов, они ядовитые. - Подосиновик – растёт под осиной. - Опёнок – на пеньке. - Маслёнок – шляпка, как маслом смазана. - Рыжик – рыжий цвет. - Собирать грибы надо вместе со взрослыми, т. к. часто съедобные и ядовитые грибы очень похожи между собой.
Загадывают загадки.
Под листами на поляне В прятки девочки играли. Притаились три сестрички Светло-желтые лисички. Бледная она стоит, У нее съедобный вид. Принесешь домой - беда, Будет ядом та еда. Знай, что этот гриб - обманка, Враг наш – бледная поганка. Не спорю - не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще. Подберезовик
-
высказывать свои предположения на основе изучаемого материала.
- Какие правила сбора грибов вы знаете?
Организует проведение физкультминутки.
Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята. Наклоняйся - раз, два, три, И в лукошко набери! Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. Три часа в лесу бродили Все тропинки исходили. Утомил всех долгий путь – Дети сели отдохнуть. Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый мухомор. - Грибы нужно срезать ножом, нельзя рвать, так как можно повредить грибницу.
Выполняют соответствующие

движения по тексту

стихотворения.

Личностные:
нравственно – этические представления (правила поведения в природе)
7. Самос-

тоятель-

ная работа

с самопро-

веркой по

эталону.

Организует проведение упражнения «Корректурная проба»
- Наши гномики тоже любят грибочки. Поможем им собрать грибы. У вас на партах лежат грибочки, а на них написаны разные буквы. Ваша задача найти и зачеркнуть синим карандашом прописную букву Г, зеленым – строчную букву г. На это задание вам 1 минутка. А сейчас посмотрите на слайд, проверьте свою работу, сравните с эталоном. Если всё сделано правильно – нарисуйте на грибочке солнышко жёлтым карандашом.
Выполняют упражнение,

осуществляют самопроверку.

Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

8. Включе-

ние в сис-

тему зна-

ний и пов-

торение.

Предлагает

вни мани ю

учащи хся

и н с ц е н и р о в к у

стихотворения «Лисички», задает вопросы.
- Ребята, кто у нас были Лиза и Юля? - А Марина и Кира? - Кто задал первый вопрос: грибы или зверьки?
Организует чтение стихотворения по ролям.

Рассказывают 4 девочки

стихотворения «Лисички»

по ролям.

Отвечают на вопросы.
- Лисички – зверьки. - Лисички – грибы. - Грибы.
Учащиеся

читают

по

ролям

стихотворение.

Коммуникативные:
сотрудничество, владение диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
9. Рефлек-

сия учеб-

ной дея-

тельности.

Организует рефлексию учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке? - Какое задание было для вас самым интересным? - Что было трудным? - Покажите, какое у вас настроение после урока. - А сейчас оцените свою работу на уроке. У вас на парте осенние листочки: красного, жёлтого и зелёного цвета. А на доске у нас большая буква Г. Оцените себя и прикрепите нужный листочек к букве г. - Критерии оценивания:
Красный
– если на уроке всё было понятно, интересно. Все задания давались легко.
Жёлтый
– на уроке было интересно, но не все задания показались лёгкими.
Зелёный
– многие задания были сложными для тебя. - Я благодарю вас за урок. Пусть в нашем классе засветит яркое солнышко.
Отвечают на вопросы.

Д е т и

в ы х о д я т

к

д о с к е ,

прикрепляют листочки к букве
.
Познавательные

(общеучебные):
рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные
- самооценка на основе критерия успешности.


В раздел образования