Напоминание

Сценарий конкурса-выставки "Хомяк-шоу"


Автор: Штонденко Наталья Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ПГО "Центр развития творчества имени Н. Е. Бобровой"
Населённый пункт: г. Полевской, Свердловской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий конкурса-выставки "Хомяк-шоу"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Методическая разработка: Сценарий выставки-конкурса «Хомяк - шоу»

Штонденко Наталья Михайловна.

Педагог дополнительного образования.

МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. Н. Е. Бобровой»

г. Полевской, Свердловская область

Пояснительная записка

Человек

из

всего

мира

живой

природы

наиболее

эмоционально,

ярко,

неравнодушно воспринимает животных. Детей же особенно привлекает общение с

животными. Им важно не только увидеть, но и потрогать руками. Животные в

свою

очередь

становятся

сильным

средством

для

развития

эмоционального

отношения к природе. Воспитанники объединения «Юный зоолог» МБУ ДО ПГО

«ЦРТ

им.

Н.

Е.

Бобровой»

г.

Полевского

имеют

возможность

общаться

с

животными зооуголка во время занятий. Для того, чтобы сделать такое общение

более

интересным

и

познавательным,

был

разработан

сценарий

выставки-

конкурса «Хомяк – шоу».

Проведение выставок - конкурсов преследует следующие цели:

по отношению к владельцам домашних животных и зрителям

выставки:

популяризация знаний и привитие навыков экологически грамотного обращения с

домашними животными (хомяками) и их содержания в городских условиях.

по отношению к обучающимся объединения «Юный зоолог»:

развитие

творческих,

познавательных,

интеллектуальных

способностей

воспитанников через подготовку и проведение выставок животных;

приобретение навыков публичных выступлений, развитие коммуникативных

способностей;

социализация

обучающихся

через

общение

с

представителями

средств

массовой информации (местные газеты, телевидение).

Участниками

выставки

являются

как

воспитанники

объединения,

так

и

другие любители этих животных, владельцы хомячков, принявших участие в

выставке со своими питомцами, а так же зрители. Подготовка выставки-конкурса

и

ее

проведение

заслуга

воспитанников

объединения.

Участие

в

выставках

поднимает

совершенно

на

новый

уровень

общение

ребенка

с

животными.

2

Животное выступает в этом случае в роли партнера по деятельности и в тоже

время – младшего, опекаемого.

Дети видят, что общение с животными может строиться не только на уровне

кормления,

содержания,

традиционного

общения

(взять

на

руки,

подержать,

погладить и посадить на место). Оказывается даже такие, казалось бы «обычные»

животные как морская свинка, хомячок поддаются дрессировке. Хомячков можно

научить находить корм в лабиринте, сидеть на задних лапках, а морских свинок

можно научить прыгать через кольцо, раскатывать коврик.

Дети участвуют в разработке сценария, оформлении зала, что способствует

развитию воображения, фантазии. Участие в выставке, дает навыки публичных

выступлений, умения свободно держаться на сцене.

Проведению

выставки

предшествует

большая

подготовительная

работа:

кроме подготовки реквизита, оформления зала педагог с детьми разрабатывает

дизайн объявления, дипломов, грамот. Объявления развешивают во всех школах

города, детских садах, в наиболее людных местах. В местной газете размещают, а

на телевидении озвучивают приглашение принять участие в выставке-конкурсе.

Проведение

таких

выставок,

позволяет

разнообразить

занятия

в

объединении, сплачивает детский коллектив, так как в подготовке и проведении

выставки участвуют воспитанники разного возраста, привлекает в объединение

новых воспитанников.

Подготовительный этап.

1. Разработка сценария.

Педагог

вместе

с

воспитанниками

объединения

определяют

количество

конкурсов, их содержание, последовательность.

2. Оформление зала.

Для

оформления

зала

педагог

с

детьми

оформляют

газету,

с

полезными

и

интересными сведениями по содержанию, кормлению и происхождению хомяков.

Можно разместить эту информацию на отдельных листах формата А-3 или А-4

(приложение

5

фото

1,

2).

Непосредственно

перед

выставкой

украшают

зал,

готовят клетки для размещения животных, расставляют стулья и т. д.

3. Подготовка реквизита.

Большая часть реквизита готовят воспитанники своими руками из подсобного

материала. Весы для взвешивания хомяков и лабиринт - из пластиковых бутылок,

украшают их цветным скотчем (приложение 6 фото 3). Более сложный реквизит,

например, «беговая дорожка» в конкурсе хомяков (приложение 6 фото 4), может

быть

выполнена

старшими

воспитанниками

под

руководством

педагога

или

3

родителей.

Пластиковые

прогулочные

шары

для

хомяков

приобретают

в

зоомагазине.

3. Подготовка докладов.

Между воспитанниками распределяют темы докладов. Доклады должны быть

рассчитаны на 3-4 минуты. Тематика докладов следующая: история открытия,

научная

классификация,

виды,

породы,

содержание,

кормление,

разведение

хомяков. Параллельно готовят мультимедиа презентацию.

5. Разработка дизайна дипломов, грамот, объявления.

Педагог

вместе

с

воспитанниками

разрабатывают

дизайн

и

оформление

дипломов (приложение 2 рис. 1, 2), объявления и благодарности (приложение 3

рис.3, 4). Дипломы присуждают питомцам, в них указывают, в какой номинации

он

победил

(самый

упитанный,

самый

проворный

и

т.д.).

Благодарностью

награждают

владельца

животного

за

участие

в

выставке.

Всем

участникам

выставки выдают карманные календари, дизайн которых также разрабатывают

воспитанники

объединения

и

педагог.

Календари

заранее

заказывают

и

распечатывают в типографии (приложение 8 фото 8).

6.

Организационный

этап.

Выставку

проводят

как

городское

мероприятие.

Информация о выставке до жителей города доводят следующим

образом:

развешивают объявления о проведении выставки в школах города, детских

садах, остановках транспорта, наиболее людных местах;

размещают объявление в местной газете;

на

местном

телевидении

озвучивают

приглашение

принять

участие

в

выставке.

Для оценки конкурсов приглашают жюри. Членами жюри могут быть: педагоги –

биологи, активные родители, журналисты и т. д.

7. Регистрация участников.

Перед входом в зал размещают стол для регистрации участников. Каждому из

участников присваивают номер, сведения о нём (фамилия, имя) и о его питомце

(кличка, пол, порода, возраст и т. д.) заносят в регистрационный лист. На каждого

питомца

оформляют

этикетку,

в

которой

так

же

указывают

все

его

данные.

Этикетку

размещают

возле

клетки,

в

которой

будет

находиться

животное

в

течение выставки. Регистрацию могут вести старшие воспитанники объединения.

4

Сценарий выставки

«ХОМЯК – ШОУ»

Цель выставки:

Популяризация

знаний

о

таком

домашнем

животном,

как

сирийский

хомячок:

кормление,

содержание,

уход.

Привитие

экологически

грамотных навыков обращения с домашними животными и их содержания.

Выставку проводят для детей владельцев хомячков и всех интересующихся

этими животными.

Ход выставки.

I.

Организационный момент.

После регистрации участников, ведущий приглашает всех участников и зрителей

в зал. Приветствует, объявляет количество участников, ход выставки, представляет

членов жюри.

II.

Доклады: воспитанники детского творческого объединения «Юный зоолог»

делают доклады, тематика которых такова:

систематика хомячков,

виды хомячков, основные признаки;

содержание хомячков;

кормление хомячков;

размножение хомячков.

Одновременно с рассказами воспитанников на экране демонстрируют слайды.

III.

Конкурсы «Самые, самые».

Конкурс рассказов о своих питомцах (самые интересные моменты из жизни

хомячка).

Самый упитанный. Весы из реек, проволоки, пластиковых бутылок готовят

заранее (приложение 6 фото 3).

В пластиковые стаканчики высаживают поочередно хомячков, того, который

оказывается тяжелее, оставляют, а в освободившийся стаканчик садят другого

хомячка. Продолжают до тех пор, пока не выявят самого тяжелого из них. Ему

присваивают звание самого упитанного хомячка.

Самый запасливый. Заранее готовят развешанный на порции корм. Одна

порция, например - 5 грамм.

Лучше использовать семя подсолнуха. На стол

высаживают хомячка. Перед ним высыпают одну порцию корма. После того, как

он соберёт её в защечные мешки, высыпают вторую, третью и т.д. до тех пор, пока

5

он не откажется от корма. Проводить этот конкурс можно сразу на нескольких

столах. Победителем объявляют того хомячка, который набрал в свои защечные

мешки больше порций корма – самый запасливый.

Конкурс

для

зрителей.

Из

зрительного

зала

вызывают

двоих

детей

по

желанию. Они должны из приготовленных заранее пластиковых бутылок собрать

лабиринт (приложение 4. Рис. 5). Кто закончит быстрее получает приз.

Самый проворный. В собранные лабиринты (у которых есть вход, и есть

выход)

у

выхода

насыпают

корм.

С

противоположного

конца

одновременно

каждого

в

свой

лабиринт

запускают

хомячков.

Хомячка,

который

за

более

короткое время найдет дорогу к выходу (к корму) объявляют самым проворным.

Конкурс для владельцев и их питомцев. На столе отдельными порциями

выкладывают

несколько

видов

кормов

(семя

подсолнуха,

капуста,

морковь,

яблоко, зелень и т.д.). К столу вызывают владельца со своим хомячком. Ему

предлагают

выбрать

-

какой

корм

предпочтет

его

хомячок.

Затем

на

стол

высаживают хомячка. Все наблюдают, что именно выберет питомец. Если он

выбирает

корм,

который

назвал

его

владелец,

то

тот

получает

приз.

В

этом

конкурсе может принять участие и любой зритель.

Конкурс для зрителей «Накорми хомячка». В зал вносят два стула, к стенкам

которых прикреплены изображения хомячков (приложение 7 фото 5). На стул

прикреплены коробки

(это могут быть украшенные корзины, ведра и т.д.).

Вызывают двух участников, перед ними ставят коробку с мягкими матерчатыми

мячами. На каждом мяче прикреплено название и изображение корма. Среди

названий корма есть такие, которыми можно кормить хомячка и такие, которыми

их кормить нельзя (приложение 7 фото 6). Участники должны выбрать мяч с

названием

корма,

которым

можно

кормить

хомячка

и

бросить

в

коробку.

Засчитываются только те мячи, которые попали в коробку и на которых название

корма,

соответствует

тем

кормам,

которые

можно

скармливать

хомячкам.

Побеждает тот участник, который забрасывает наибольшее количество мячей с

правильными названиями корма. Например:

Можно кормить:

Нельзя кормить:

- зеленая трава

- мясо

- семя подсолнуха

- шоколад

- яблоко

- апельсин

- капуста

- колбаса

6

- морковь

- жареные семечки

- зерно

- отходы со стола

- сухари

Конкурс самый резвый. Для этого конкурса заранее готовят реквизит:

-

«беговую

дорожку»,

состоящую

из

четырех

реек,

скрепленных

с

торцевых

сторон;

-

два

прогулочных

шаров

для

хомяков

диаметром

25-30

см,

которые

можно

приобрести в зоомагазине (приложение 6 фото 4).

Рейки служат направляющими для шаров и в то же время определяют расстояние

пробега. В прогулочные шары одновременно помещают двух хомячков. Шары с

хомяками одновременно размещают в начале «беговой дорожки» и одновременно

отпускают. Победителем является хомячок, пробежавший дистанцию до конца

реек и обратно в своем шаре первым.

Конкурс

для

зрителей.

«Эрудит».

Его

проводят

в

то

время,

когда

жюри

подводит итоги, подписывает дипломы и распределяет призы. Конкурс может

быть проведен по темам:

-

«Хозяин хомячка должен знать»

-

«Все о грызунах» (приложение 1)

Можно предложить несколько вариантов проведения этого конкурса.

1.

В

виде

конкурса

«Вопрос

ответ».

Ведущий

задает

зрителям

вопрос.

Помощники помогают ему определить, кто первым поднял руку. Тому, кто ответил

правильно - выдают жетон. В конце конкурса выявляют зрителя, у которого

набралось

наибольшее

количество

жетонов,

он

и

становиться

победителем

конкурса.

2. Анкетирование зрителей и участников выставки. Вопросы конкурса заранее

распечатывают на листочках. Перед началом выставки раздают их участникам и

зрителям. Они отвечают на вопросы, анкеты сдают жюри. Жюри проверяет и

определяет победителя.

3. Карточки с вопросами помещаются в барабан или на игровое поле рулетки

(приложение 8 фото 7). Доброволец из зрительного зала вытягивает билет из

барабана или берет карточку, на которую указывает стрелка рулетки.

IV.

Закрытие

выставки.

Подведение

итогов.

Жюри

объявляет

о

результатах

конкурса. Владельцы и зрители награждаются дипломами и призами.

7

Учебно-методическое обеспечение.

1.

Плакаты для оформления зала, на которых отражены правила кормления,

содержания, размножения хомячков, история их открытия.

2.

Регистрационный лист, куда заносятся данные питомца (клички хомячков,

порода, возраст, окрас), фамилия и имя владельца.

3.

Столы, клетки, террариумы для хомячков.

4.

Этикетки, которые устанавливаются у каждой клетки. В них заносятся

сведения о хомячке: пол, возраст, окрас, порода, кличка.

5.

Магнитофон и аудиокассеты с музыкальным сопровождением.

6.

Лабиринт из пластиковых бутылок, в разобранном виде (2 шт.).

7.

Весы.

8.

Жетоны – кружочки диаметром 5 см (для конкурса со зрителями).

9.

Расфасованные корма по 5 грамм в каждом пакетике для конкурса «Самый

запасливый».

10.

Ноутбук, экран, проектор.

11.

Заготовки нескольких видов кормов и (семя подсолнуха, капуста, морковь,

яблоко, зелень и т.д.) для конкурса владельцев и их питомцев.

Литература:

1. Акимушкин И. Мир животных в 2 томах. М. Мысль 1990 г.

2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль, Академия

развития, 1997 г.

3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль,

Академия развития, 1997 г.

4. Котенкова Е.В. Хомячки и песчанки. М. Компания Дельта М., 2000 г.

5. Рябинин Б.С. Животные в нашем доме. Свердловск, 1990 г.

6. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. М. АСТ – Пресс, 2002 г.

8

Приложение 1.

Викторина «Все о грызунах?»

1. Назовите типично ночное животное из отряда грызунов?

а) сурок

б) тушканчик

в) бурундук

г) суслик

2. Какой из представителей грызунов ведет полуводный образ жизни?

а) лемминги

б) пеструшки

в) ондатра

г) тушканчик

3. Кто из перечисленных представителей относится к семейству беличьих?

а) бобры

б) сурки

в) пака

г) водосвинка

5. Кто из перечисленных грызунов не впадает в спячку?

а) бурундук

б) соня

в) суслик

г) бобр

6. Почему дрожит мышка?

а) потому, что боится

б) чтобы согреться

в) чтобы проветрить шкурку

г) скоро умрет

7. Среди пушных грызунов самый лучший мех у …

а) белки

б) бобра

в) ондатры

г) шиншиллы

8. В зубной системе грызунов отсутствуют…

а) резцы

б) коренные зубы

в) резцы нижней челюсти

г) клыки

9

9. Каких крыс не существует?

а) болотных

б) хомяковых

в) щетинистых

г) кенгуровых

10. Почему белые мыши белые?

а) самостоятельный вид

б) переболевшие

в) альбиносы

11.У грызунов резцы в течение жизни не уменьшаются в размерах потому что …

а) с двух сторон покрыты прочным слоем эмали

б) не имеют корней и растут постоянно

в) состоят из особого прочного вещества

г) имеют изогнутость

12. Почему суслику не спится?

а) боится замерзнуть

б) о лете вспоминают

в) стережет свои запасы

г) он совсем не впадает в спячку

13. Назвать представителя грызунов, у которого тело на спине, боках и хвосте покрыто

длинными и толстыми иглами ?

а) капибара

б) дикообраз

в) шиншилла

г) таугаи

14. Эти представители семейства беличьих утром и вечером любят «загорать»

растянувшись на ветке дерева

а) пальмовая ветка

б) солнечная белка

в) полосатая белка

г) прекрасная белка

10

Приложение 2.

Рис.1

Рис. 2. Пример оформления диплома.

11

Приложение 3.

Рис. 3.

Рис. 4. Пример оформления объявления и благодарности.

12

Приложение 4.

Рис.5

13

Приложение 5.

Фото. 1.

Фото 2. Пример оформления информации.

14

Приложение 6.

Фото 3. Весы для конкурса «Самый упитанный».

Фото 4. Беговая дорожка для конкурса «Самый резвый».

15

Приложение 7.

Фото 5.

Фото 6. Реквизит для конкурса «Накорми хомяка».

16

Приложение 8.

Фото 7. Рулетка для проведения конкурса «Эрудит».

Фото 8. Пример оформления карманного календаря.



В раздел образования