Напоминание

Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка


Автор: Порукова-Сотникова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Истра Московская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование речевой культуры

учащихся на уроках русского языка

Выполнила : учитель начальных классов МОУ «СОШ №2» г. Истры

Порукова-Сотникова Татьяна Валентиновна.

Русский язык является основой национальной культуры и

важнейшим средством приобщения к её разнообразным

богатствам. Отражением духовно-нравственных качеств личности

является взгляд на родной язык, наше отношение к нему. И

главная задача учителя привить ученику любовь к слову.

Одной из проблем развития современного общества можно

считать значительное снижение уровня речевой культуры. В

настоящее время стало модным усиленно наводнять язык

вульгаризмами, пытаться узаконить применение

ненормативной лексики, без разбора использовать

заимствования, регулярно демонстрировать в средствах

массовой информации стилистическую небрежность. Таким

образом, актуальным является формирование у обучающегося

устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе

осмысленного отношения к русскому языку как духовной

сокровищнице нации.

Аспекты культуры речи

нормативный

коммуникативный

этический

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ.

Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для

слушателя.

Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает

языковые средства и несёт ответственность за свой выбор.

Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей

общепринятые нормы поведения и нравственности.

В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания

Формы проведения урока

Риторизированная технология

дискуссия

семинар

полемика

УРОК-ДИСКУССИЯ

Цели:

ознакомить

детей

с

вредными

п о с л едс т ви я м и

компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости;

формировать

положительное

отношение

к

таким

качествам

характера,

как

самостоятельность,

любознательность;

развивать

навыки

участия

в

дискуссии;

побуждать

детей

к

расширению

своего

кругозора,

к

участию

в

спортивных

секциях,

к

самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

План мероприятия.

I. Мотивационная беседа.

II. Круглый стол «Страдания от кибермании».

1. Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы».

2. Второй блок дискуссии. «Кто виноват?»

3. Третий блок дискуссии. «Что делать?»

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

ВЫВОД:

риторизированная технология способствует формированию

высокого уровня речевой компетенции, позволяя воздействовать

в первую очередь на увеличение степени активности

обучающегося в учебном диалоге. Данные формы обучения

эффективно повышают уровень развития речевой культуры

обучающегося

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова, Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых

действий / Л.И. Богданова. - М.: Флинта, 2016. - 248 c.

2. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Рн/Д: Феникс,

2012. - 537 c.

3. Есакова, М.Н. Русский язык и культура речи. Нормы современного русского литературного

языка / М.Н. Есакова, Ю.Н. Кольцова, Г.М. Литвинова. - М.: Флинта, 2012. - 280 c.

4. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н.А.

Ипполитова. - М.: Проспект, 2016. - 344 c.

5. Котюрова, М.П. Культура научной речи: текст и его редактирование: Учебное пособие / М.П.

Котюрова. - М.: Флинта, 2016. - 280 c.

6. Машина, О.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Ю. Машина. - М.: ИЦ

РИОР, ИНФРА-М, 2012. - 168 c.

7. Мурзинова, Р.М. Русский язык и культура речи (для СПО) / Р.М. Мурзинова, В.В. Воропаев. -

М.: КноРус, 2013. - 256 c.

8. Новицкий, И.Б. Культура письменной и устной речи: Учебное пособие / И.Б. Новицкий. - М.:

КноРус, 2013. - 272 c.

9. Пасечная, И.Н. Культура речи. Аспекты порождения высказывания: Учебное пособие / И.Н.

Пасечная, С.В. Скоморохова, С.В. Юртаев. - М.: Флинта, 2014. - 160 c.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники