Автор: Тараканчикова Оксана Генадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Ерышовская СОШ" Населённый пункт: с. Ерышовка Наименование материала: статья Тема: Метод проектов как одно из условий ФГОС НОО Раздел: начальное образование
Метод проектов как одно из условий ФГОС НОО.
ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника начальной школы: любознательный, владеющий основами
умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном
процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно
добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение
выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает
поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования
учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов,
умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,
контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно
начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную
мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к
сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и
одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения,
определяющего отношение личности с обществом и окружающими людьми.
Работая над проблемой повышения качества знания учащихся,
развитием их творческих способностей, мы убедились, что особое внимание
надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, на
активное использование в процессе обучения метода проектов.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным
результатом, оформленным тем или иным способом. Цель внедрения
проектного метода – создание условий для формирования исследовательских
умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо
учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших
школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных
предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению
задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и
социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая
для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли
встретиться ученики начальной школы, узок.
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления,
целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний,
необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется
особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а
направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете для того,
чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К
каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники,
художественная литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими
школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом
контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися
отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например,
ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов,
как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи
народов нашей страны».
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап
проектной деятельности – презентация (защиты) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем
нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью
вопросов. Также нужно помочь ученика подготовить проек, к презентации.
Презентация (защиты) проекта – завершающий этап его выполнения, когда
учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита
проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они
создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить
небольшое выступление с рассказом о своем проекте. После защиты
проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности
изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они
изготовил, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили
радость людям.
весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна
носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых
результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или
памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен
каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов.
Использование метода проектов в начальной школе позволяет преподать
материал в доступной, интересной, яркой и образованной форме,
способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию,
формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную
компетенции.