Напоминание

"Формирование коммуникативных навыков младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"


Автор: Черезова Ольга Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Нартасская школа- интернат"
Населённый пункт: пос. Нартас
Наименование материала: План самообразования
Тема: "Формирование коммуникативных навыков младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»

План самообразования

Формирование коммуникативных навыков младших школьников

В урочной и внеурочной деятельности

Составила:

Черезова О.Е.

2017 – 2018 учебный год

Формирование коммуникативных навыков младших школьников

В урочной и внеурочной деятельности

Согласно

ФГОС

«результаты

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего образования должны отражать:

активное

использование

речевых

средств

и

коммуникативных

технологий

для

решения

коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого

иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

По

результатам

психолого-педагогической

диагностики

уровень

сформированности

коммуникативной компетенции наших ребят при поступлении в школу не достаточен для адаптации

в классном коллективе, у большинства наблюдаются проблемы коммуникативного характера. Дети с

особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они

лишены широких контактов, возможностей получать опыт от других сверстников, который есть у

обычного

ребенка.

Трудности

в

освоении

окружающего

мира

приводят

к

возникновению

эмоциональных

проблем.

Отсутствие

элементарных

навыков

общения

создает

конфликты

в

коллективе при совместной деятельности. Все это может иметь серьезные последствия. Одним из

важнейших направлений коррекционной работы является овладение навыками коммуникации, что

представляет целенаправленную, последовательную и систематическую работу над формированием

средств коммуникации и умений использовать их в активных для ребенка жизненных ситуациях,

расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении.

Цель: на основе создания атмосферы комфортности, совместной деятельности содействовать

развитию коммуникативной компетенции детей.

Задачи:

● формирование коммуникативной культуры ребенка:

● развитие социально-коммуникативного опыта младших школьников;

● осуществление коррекции поведения и развития детей

С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве

человеческих

отношений.

У

него

появляются

постоянные

обязанности,

связанные

с

учебной

деятельностью, по-новому определяются отношения с взрослыми и сверстниками, создаются условия

для формирования коммуникативных способностей.

Первый этап – диагностический

Дети оказываются беспомощными в области межличностных отношений. Учащиеся не всегда

могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их

развития. В современном постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Всё быстро

меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или

войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Отсутствие элементарных

навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при

совместной деятельности. Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится

воспитание

разносторонне

развитой,

образованной

и

коммуникативно компетентной

личности.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.

Результат диагностик показал, нужно разработать комплекс упражнений по формированию

коммуникативных умений, основываясь на возрастные психологические особенности учащихся.

Поэтому нужно создать условия для развития коммуникативных компетенций младших

школьников средствами урока и внеурочной деятельности, т.е. необходимо организовать занятия,

направленные на формирование мыслительной деятельности, которые бы способствовали развитию

коммуникативных компетенций учащихся различных групп.

Поэтому темой самообразования стало: «Формирование коммуникативных навыков младших

школьников в урочной и внеурочной деятельности».

Цель: способствовать развитию коммуникативных компетенций у обучающихся на уроках и во

внеурочной деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальных классах.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.

Для достижения планируемых результатов предполагаю решение следующих задач:

определить сущность коммуникативных умений младших школьников;

выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативных навыков младших

школьников на уроках и внеурочных занятиях.

разработать комплекс упражнений по формированию коммуникативных компетенций младших

школьников;

Успешная

реализация

педагогических

задач

зависит

от

личности

учителя,

степени

его

профессионального мастерства, желания и умения идти в ногу со временем, поэтому использую в

своей практике опыт передовых современных технологий. Постоянно стараюсь совершенствовать

себя в профессиональном плане: изучаю опыт коллег (журнал «Начальная школа», газета «Первое

сентября»), принимаю участие в различных конкурсах.

Второй этап – подготовительный

Работая в данном направлении, я обратилась к учебным пособиям и классической литературе по

педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование, возникшей проблемы.

Вопросы

специально

организованной

речевой

деятельности,

проблемы

межличностного

взаимодействия рассматривали Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев.

Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М.

Мудрика, В.Н. Панферова, Г.С. Трофимовой, и других доказывают необходимость систематической

работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации

коммуникативной деятельности, специально организованного общения.

Коммуникативная

компетенция

это

знания,

умения

и

связанные

с

ним

многократные

составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх

её

формах:

слушании,

говорении,

чтении

и

письме.

Главной

составляющей

коммуникативной

компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.

Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема,

так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения

детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в

деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. В

психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения

понятий «коммуникация» и «общение»: в соответствии с одним из них оба понятия отожествляются.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что формирование

коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы

языка

и

ее

функционировании,

формирование

на

этой

основе

умений

и

навыков

нормативного,

уместного

и

этического

использования

языковых

средств

в

разнообразных

ситуациях

и

сферах

общения.

Формирование коммуникативных умений выступает как приоритетная, задача, определяющая

постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации

обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.

Третий этап – практический

Реализации поставленной цели осуществлялась через следующие направления:

1. Организация учебно-воспитательного процесса

Ситуация современного школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных

коммуникативных задач: организации

общения учеников друг с другом и с учителем по поводу

изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка формы общения со взрослыми и

сверстниками,

что

составляет

предпосылку

формирования

нового

типа

взаимоотношения

между

учителем

и

учеником,

между

одноклассниками.

Диалог,

живое

общение,

тренинги,

языковая

коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная

характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои

учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных компетенций учащихся,

должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться

на уроках.

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой

коммуникации

Диалогические формы речевой

коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Выступать с неподготовленной речью

Учебная беседа в парах

Рассказывать

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Учебная беседа учителя и ученика

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание целей обучения речевому

общению. Речевая компетентность формируется:

- через обучение содержанию предмета;

- через развитие социально-коммуникативных умений;

- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для

того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить,

это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая

может иметь следующие этапы:

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

готовность учащихся участвовать в урочном общении

отвечать на вопросы

задавать вопросы, следя за содержанием работы темой

рассказывать логично и последовательно

2 этап

простота и чёткость речевого высказывания

отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

умение вести беседу в паре, в группе

умение поддерживать беседу

умение вести конструктивный диалог

умение участвовать в играх

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором

необходимых

средств.

К

средствам

коммуникации,

в

первую

очередь,

относится

речь.

Свобода

владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного

восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из

услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок;

логичности построения и изложения высказывания.

Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та

уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках. Для

создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.

Работа над связной речью

Рассуждать

Придумывать

Аргументировать

Выражать отношение к

высказываемому

Выделять главное и

второстепенное

Сравнивать

Выделять общее и

различное

Строить логически

обоснованное в языковом

отношении высказывание

« Э м п ат и й н о е

р а с п о з н а в а н и е »

-формирует

умение

проникновения

чувствование

в

переживание

другого

человека и соответственно реагировать

на них.

Анализ эмоциональных состояний: как

отличить

испуганного

человека

от

удивлённого, или весёлого от грустного.

-Определить

настроение:

«Разбилась

чашка», «Убежал щенок»

«Путешествие» -

представить,

ч то

оказались

на

месте

развёртывания

событий отражённых в произведении и

р а с с к а з а т ь ,

ч т о

у с л ы ш а л и ,

почувствовали,

находясь

«рядом»

с

каким-либо объектом, героем.

«Рассказ от первого лица»

- рассказать от лица собаки о медали,

полученной на выставке. О чём могла

бы рассказать собака?

-

повествование

от

имени

неживого

предмета: «Истории из жизни старого

башмака» и т.д.

Описать одно и то же событие с разных

точек

зрения:

от

лица

Хвастуна,

Ворчуна,

Весёлого

или

грустного

человека

«Сказка в заданном ключе»-введение

в

название

сказки

нового

объекта,

например

«Колобок

и

воздушный

шарик» сочинить новую сказку

«Изменение

сказочной

развязки» -

придумать

другое

окончание

сказки,

«Сравнение» -

на

что

похожи

облако,

лист,

камешек?

«Хорошо-плохо»

-выделение

положительных,

отрицательных

функций

какого-либо

предмета,

я в л е н и я ,

поступка.

«Почемучка» - учит не только

отвечать

на

вопросы,

но

и

самостоятельно

их

задавать,

правильно формулировать:

- Почему бывает дождь?

- Почему лето и зима никак не

встретятся?

«Комплимент» -

с к а з а т ь

комплимент

с к а з оч н о м у,

л и т е р а т у р н о м у

г е р о ю

(похвали)

рассказа.

Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное

отношение учителя к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе

наиболее точных слов.

Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы

«Установка»

- Когда будете слушать, постарайтесь понять

главное.

- Приготовьтесь к оцениванию ответа.

- Вы будете контролёрами.

«Пауза»

-

Я

благодарна

вам

за

то,

что

вы

не

спешите

отвечать. Значит, вы думаете.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность

говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности,

свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях

обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка

вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать

высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) дети получают на первых

уроках. Я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать

решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты

думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.. Большие возможности для активизации

коммуникативной деятельности младших школьников имеются на уроках русского языка. Речевому

развитию на этих уроках всегда уделяю серьезное внимание. Провожу, работа по увеличению

словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатываю произношение; особое

значение придаю пониманию детьми обращенной к ним речи. Программой предусмотрена система

уроков по развитию речи. Но коммуникативное развитие только в этом направлении предполагает

лишь количественное накопление и качественные изменения. Основным же критерием формирования

коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру

коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную

деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. Часто на уроках

использую прием рассказывания правила с разной эмоциональной нагрузкой: весело или грустно,

оформленное

в

виде

вопроса,

рассказывание

правила

так,

словно

содержание

его

является

строжайшей тайной для всех.

Большое внимание уделяю

практической

направленности

обучения

русскому

языку,

сотрудничеству

с

детьми,

организации

учебного

диалога,

созданию

проблемных

ситуаций,

использованию

творческих

заданий.

Все

это

помогает

активизировать

и

формировать

основные

компоненты учебной деятельности.

С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка

использую творческие работы, работу с пословицами.

Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на

уроках окружающего мира и изобразительного искусства, можно назвать следующие:

• проведение заочной экскурсии в лес, парк.

Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать,

слышать, воспринимать и обрабатывать информацию после экскурсии дети делятся впечатлениями в

устной форме.

На уроках технологии и ИЗО дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки

из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать,

слушать, обосновывать и т.п..

Для успешной адаптации обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности учу детей:

выстраивать межличностные отношения. Как относиться к одноклассникам, как научиться работать в

группе, как научиться понимать учителя, как научиться понимать ребенка?

Я считаю, что развитие коммуникативной компетентности должно осуществляться через

использование

технологий

личностно

ориентированного

обучения.

В

них

учитель

и

ученик

выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными,

активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне

остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке

к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям,

все формы сотрудничества между учащимися.

2. Внеклассная и внеурочная работа

Формирование коммуникативных компетенций осуществляется не только на уроке, но и во внеурочное

время. Когда я знакомлюсь в сентябре с новым классом, мне очень хочется чтобы для детей, которые

впервые переступили порог школы, дорога по «лестнице знаний» стала интересной, увлекательной

ежедневно открывающей свои тайны.

В качестве основных неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной

деятельности выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных

навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство

свободы

выбора

делает

обучение

сознательным,

продуктивным

и

более

результативным.

Таким

образом, в результате внеклассной и внеурочной деятельности происходит развитие коммуникативных

компетенций.

Четвертый этап – заключительный

Предполагаемые результаты:

приобретение навыков групповой деятельности при разнообразии социальных ролей и позиций;

проявление сознательного интереса и активного участия в совместных делах;

создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, сплочение классного

коллектива;

развитие ученического самоуправления;

активное участие родителей в жизни класса и в решении его проблем;

сопротивление негативному влиянию;

умение находить выход из трудных ситуаций;

коррекция поведения и развития детей.

Литература

Блинов В.И., Сергеев И.С. «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной

деятельности»: практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники