Напоминание

Средства выразительности в стихотворении - “ Эпитеты”, “ Сравнение”.


Автор: Доржиева Наталья Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №17 г.Якутска
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Проект урока литературного чтения в 3 классе
Тема: Средства выразительности в стихотворении - “ Эпитеты”, “ Сравнение”.
Раздел: начальное образование





Назад




Доржиева Наталья Ильинична,

учитель начальных классов,

МОБУ СОШ №17 г.Якутска

Проект урока литературного чтения в 3 классе

Тема : Средства выразительности в стихотворении - “ Эпитеты”, “ Сравнение”.

Тип урока: урок открытия нового

Цель учителя: создать условия для открытия средств выразительности в стихотворении -

“ Эпитеты”, “ Сравнение”.

Цель учащихся:

Узнать:

- Что такое эпитеты в стихотворении?

-Что такое сравнение в стихотворении?

- Для чего авторы произведений используют эпитеты и сравнение?

Уметь:

-приводить примеры эпитетов и сравнения на примере стихотворений Саши Чёрного : «

Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»

Планируемый результат:

Личностные УУД: умение проявлять интерес к учебной деятельности, проявлять желание

к самооценке

Регулятивные УУД: умение определять лично-значимую цель в рамках учебной темы,

планировать деятельность с помощью учителя, адекватно оценивать действия по

выполнению задания

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным

заданием; анализировать , сравнивать информацию

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, адекватно отвечать на поставленный

вопрос, уважительно взаимодействовать друг с другом в паре.

Предметные УУД: умение находить в текстах стихотворений эпитеты и сравнение,

понимание для чего авторы произведений используют сравнение и эпитеты.

Средства: карточки-визитки, тексты стихотворений Саши Чёрного:« Что ты тискаешь

утёнка?», «Воробей», «Слон» на с.46-49 учебника Л.Ф. Климановой и др. «Литературное

чтение. 3 класс. 2 часть» . проектор, компьютер, записи на доске, раздаточные листы с

заданиями, толковый словарь .

Содержание урока:

Этап урока

Содержание

Деятельност

ь учителя

Деятельнос

ть учащихся

Методические

приёмы

Результат

урока

Орг.

момент

1.Приветстви

е

2.Знакомство

с учащимися

Обращается

к учащимся

Настраиваю

тся на урок

Слово

учителя

-Готовность к

уроку

Демонстра

ция

усвоения

ранее

Работа в паре

Предлагает

ответить на

вопросы

Отвечают

на

поставленн

ые вопросы

Постановка

вопросов для

обсуждения в

паре

-Умение

слушать и

слышать,

адекватно

изученного

материала

Диалог

ученик-

ученик

отвечать на

поставленный

вопрос,

уважительно

взаимодейство

вать друг с

другом в паре.

Самооценк

а

Оценка

умения

работать в

паре

Предлагает

оценить

знаками

«+», «-«

умение

работать в

паре

шепотом,

Показывают

самооценку

знаками

«+», «-«.

Показ

умение

проявлять

интерес к

учебной

деятельности,

проявлять

желание к

самооценке.

Постановк

а учебной

задачи

1.Постановка

темы и цели

урока.

2.

Планировани

е

деятельности

Фиксирует

внимание

учащихся на

вопросы, на

которые они

не смогли

дать ответ.

Выделяет

тему и цель

урока.

Предлагает

план

действий.

Обращают

внимание

на вопросы,

на которые

не смогли

ответить.

Формулиру

ют тему и

цель урока.

Уточняют

план

действий

Приём

фиксации

Планировани

е

Умение

определять

лично-

значимую цель

в рамках

учебной темы,

планировать

деятельность с

помощью

учителя.

Решение

учебной

задачи

1.Работа со

словарём

2.

Знакомство с

поэтом

Сашей

Чёрным.

3.Знакомство

со

стихотворени

ями Саши

Чёрного:

« Что ты

тискаешь

утёнка?»,

«Воробей»,

Предлагает

найти

значение

слов

«Эпитеты»,

«Сравнение

» в толковом

словаре.

Предлагает

выступить с

презентацие

й о Саше

Чёрном

учащемуся.

Предлагает

послушать

чтение

стихов

Саши

Чёрного в

Находят

значение

слов:

«Эпитет»,

«Сравнение

»

в толковом

словаре,

читают и

запоминают

значение

этих слов.

Слушают

выступлени

е с

презентацие

й

одноклассн

ика, задают

ему

вопросы.

Самостоятель

ный

поиск

информации.

Презентация

Постановка

вопросов

Наблюдение

-Умение

осуществлять

поиск

информации в

соответствии с

учебным

заданием;

анализировать

, сравнивать

информацию

- Умение

слушать и

слышать ,

адекватно

отвечать на

поставленный

вопрос,

уважительно

«Слон»

4.

Нахождение

эпитетов и

сравнений в

тексте стиха.

5. Подготовка

к

выразительно

му чтению

стихотворени

й

исполнении

учащихся 3

класса г.

Якутска и

ответить на

вопрос: “О

чем же

хотел нам

рассказать в

этих

стихотворен

иях Спаша

Чёрный?”

Предлагает

найти

эпитеты м

сравнения в

текстах

стихов

Сащи

Чёрного.

Слушают

стихи в

исполнении

своих

сверстников

и отвечают

на

поставленн

ый вопрос.

Выбирают

текст

стихотворен

ия . Читают

и

подчёркива

ют в тексте

эпитеты т

сравнения .

Обсуждают

, верно ли

они нашли

их.

Учатся

читать

выразитель

но стих по

выбору.

Приём

выбора

Оценка

Предположен

ие

Практическая

работа

взаимодейство

вать друг с

другом в паре.

- Умение

проявлять

интерес к

учебной

деятельности,

-Умение

находить в

текстах

стихотворений

эпитеты и

сравнение,

понимание для

чего авторы

произведений

используют

сравнение и

эпитеты.

- Умение

адекватно

оценивать

действия по

выполнению

задания

Итог урока

Рефлексия

Предлагает

подвести

итог своей

работы на

уроке.

Подводят

итог урока,

используя

фразы:

На уроке я

узнал(а)...

На уроке я

понял(а)...

На уроке я

научился

(научилась)

Хочу

поблагодар

ить за

урок...

Приём

незаконченны

х фраз

умение

проявлять

интерес к

учебной

деятельности,

проявлять

желание к

самооценке

Добрый день, ребята!

Я рада, что мне представлена возможность провести открытый урок с вами. Попробуем

познакомиться, давайте все сразу назовём своё имя по моей команде: Раз, два, три! Что-

то не поняла, давайте ещё громче. Раз,два, три! Получилось у нас знакомство? А почему?

Как же нам быть. Саша? А ты, Маша, как думаешь? А как я узнала ваши имена? А меня

как зовут, Катя?

Вот мы и познакомились! Начнем наш урок!

Чему мы учимся на уроках л. чтения ( учимся слушать, отвечать на вопросы,

выразительно читать, определять главную мысль , идею произведения. работать по плану)

? ( вывесить картинки)

Проверим умеете ли вы работать в паре. Для этого ответим на эти вопросы ( на экране

появляются вопросы). Давайте, договоримся , как мы это будем делать. Саша и Маша

идите сюда. Посмотрим на Сашу и Машу. Задайте эти вопросы шопотом друг другу и

ответье на них. Договоритесь, кто первый будет задавать. Получилось у них? Работаем в

паре, задаём и отвечаем шопотом. Даю вам на это 5 мин.

Что такое антоним? Приведите пример.

Что такое стихотворение? Приведите пример.

Что такеое рифма? Приведите пример.

Что такое ритм? Приведите пример.

Как называют автора, который пишет стихи?

Что такое эпитеты в стихотворении? Приведите пример.

Что такое сравнение в стихотворении? Приведите пример.

Для чего авторы произведений используют эпитеты и сравнение?

Время вышло. Закончили. Давайте оценим, получилось ли у нас работать в паре шопотом.

Оцените себя, покажите знак “+”, если получилось, если не получилось “-“.

Поднимите руки, кто не смог ответить на какой -то вопрос? На какие вопросы вы не

смогли ответить? Кто- смог ответить на них?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

Тема нашего урока: Средства выразительности Эпитеты, сравнение. ( на оборотной

стороне доски)

Прочитай тему нашего урока Саша. Как вы думаете, тогда цель урока наша какая?

Цель:

Узнать... (Что такое эпитеты в стихотворении?

Что такое сравнение в стихотворении?

Для чего авторы произведений используют эпитеты и сравнение?)

Уметь... ( приводить примеры эпитетов и сравнения)

Работать мы будем по такому плану: (на экране либо на доске)

План

1.

Раскроем понятия : “Эпитеты”, “ Сравнение”

2.

Познакомимся с поэтом Сашей Чёрным и его произведениями

3.

Найдем эпитеты и сравнения в стихах Саши Чёрного

4.

Поучимся читать выразительно стихи Саши Чёрного

Раскроем понятия : “Эпитеты”, “ Сравнение”

:На столах у вас лежат словари. Для чего они нам нужны? Поработаем со словарём и

узнаем, что такое эпитет и сравнение. Что такое эпитет ? Сравнение?

Прочитайте на листе, как об этом можно сказать по другому.

Эпитеты – это слово или целое выражение, с помощью которого автор выделяет признак

предмета (какой?) , для того, чтобы мы представили образ чего- то.

Сравнение- приём, с помощью которого автор сопоставляет два предмета, чтобы

подчеркнуть их особенность.

Что такое эпитеты? Что такое сравнение?

Что такое антоним? Приведите пример.

А к слову белый- какой антоним можно назвать? ( Чёрный)

2. Познакомимся с поэтом Сашей Чёрным и его произведениями

А расскажет про него нам Саша ( подготовить ребёнка) Послушаем его. Зададим Саше

вопросы: Как называют автора, который пишет стихи?

Почему поэт выбрал псевдоним Саша Чёрный? Как его настоящая фамилия? О чем и о

ком писал стихи Саша Чёрный?

3. Найдем эпитеты и сравнения в стихах Саши Чёрного

Откроем учебник на с. 46. Найдем стихи “ Что ты тискаешь утёнка?” Воробей на с. 47.

Слон на с. 48 .

Узнаем, о чем хотел рассказать в этих стихотворениях Саша Чёрный. Для этого

послушаем, эти стихи нам прочитают мои ученики , которые учатся в 3 классе г. Якутска,

О чем же хотел нам рассказать в этих стихотворениях Спаша Чёрный?

А теперь выберите, какое из этих стихотворений вам больше всего понравилось

Наша задача, научиться читать этот стих выразительно. Найти в этих стихотворениях

слова-эпитеты и строчки, где автор приводит сравнение. Подчеркнуть их карандашом.

Поднимите руки. Кто выбрал стих-е ...

Каккие слова – эпитеты вы подчеркнули, ? Саша, какие слова ты подчеркнул? Покажите

ему своё согласие или не согласие знаками “+”, “-“. Как ты определил, что это слова

эпитеты. ( они отвечают на вопрос Какой?)

Прочитайте строчки, где автор применяет приём сравнения. ( при сравнении

используются слова словно, как, союзы; а, но) Автор использует эпитеты при сравнении,

чтобы подчеркнуть особенность чего –то, украсить и обогатить речь.

Для чего автор использует в своих произведениях эпитеты и сравнение, Маша? ( Автор

использует эпитеты при сравнении, чтобы подчеркнуть особенность чего –то, украсить и

обогатить речь.)

А теперь поучимся читать эти стихи выразительно. Что значит, читать выразительно?

( это значит соблюдать паузы, менять интонацию, голос, темп чтения Например читать

какие то места грустно, какие то весело, останавливаться где точки стоят и запятые,

читать эмоционально). Попробуйте в паре прочитать так друг другу. Кто считает , что

получилось читать выразительно, поднимите руку. ( можно еще раз послушать чтение

сверстников и оценить, а у них получилось прочить выразительно или нет?)

Давайте, их послушаем и оценим знаками “+”, “-“, получилось ли у них читать

выразительно.

Дом/ задание : научиться читать эти стихи читать выразительно.

Подведём итог урока, для этого выберите одну из предложенных фраз и выскажитесь:

На уроке я узнал(а)...

На уроке я понял(а)...

На уроке я научился (научилась)

Хочу поблагодарить за урок...

Мне надо научиться...

Спасибо за урок. Я очень рада, что у нас прошёл замечательный урок. Давайте похвалим

себя ( погладить себя )



В раздел образования