Автор: Доржиева Наталья Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №17 г.Якутска
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Проект урока литературного чтения в 3 классе
Тема: Средства выразительности в стихотворении - “ Эпитеты”, “ Сравнение”.
Раздел: начальное образование
Доржиева Наталья Ильинична,
учитель начальных классов,
МОБУ СОШ №17 г.Якутска
Проект урока литературного чтения в 3 классе
Тема : Средства выразительности в стихотворении - “ Эпитеты”, “ Сравнение”.
Тип урока: урок открытия нового
Цель учителя: создать условия для открытия средств выразительности в стихотворении -
“ Эпитеты”, “ Сравнение”.
Цель учащихся:
Узнать:
- Что такое эпитеты в стихотворении?
-Что такое сравнение в стихотворении?
- Для чего авторы произведений используют эпитеты и сравнение?
Уметь:
-приводить примеры эпитетов и сравнения на примере стихотворений Саши Чёрного : «
Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»
Планируемый результат:
Личностные УУД: умение проявлять интерес к учебной деятельности, проявлять желание
к самооценке
Регулятивные УУД: умение определять лично-значимую цель в рамках учебной темы,
планировать деятельность с помощью учителя, адекватно оценивать действия по
выполнению задания
Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным
заданием; анализировать , сравнивать информацию
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, адекватно отвечать на поставленный
вопрос, уважительно взаимодействовать друг с другом в паре.
Предметные УУД: умение находить в текстах стихотворений эпитеты и сравнение,
понимание для чего авторы произведений используют сравнение и эпитеты.
Средства: карточки-визитки, тексты стихотворений Саши Чёрного:« Что ты тискаешь
утёнка?», «Воробей», «Слон» на с.46-49 учебника Л.Ф. Климановой и др. «Литературное
чтение. 3 класс. 2 часть» . проектор, компьютер, записи на доске, раздаточные листы с
заданиями, толковый словарь .
Содержание урока:
Этап урока
Содержание
Деятельност
ь учителя
Деятельнос
ть учащихся
Методические
приёмы
Результат
урока
Орг.
момент
1.Приветстви
е
2.Знакомство
с учащимися
Обращается
к учащимся
Настраиваю
тся на урок
Слово
учителя
-Готовность к
уроку
Демонстра
ция
усвоения
ранее
Работа в паре
Предлагает
ответить на
вопросы
Отвечают
на
поставленн
ые вопросы
Постановка
вопросов для
обсуждения в
паре
-Умение
слушать и
слышать,
адекватно
изученного
материала
Диалог
ученик-
ученик
отвечать на
поставленный
вопрос,
уважительно
взаимодейство
вать друг с
другом в паре.
Самооценк
а
Оценка
умения
работать в
паре
Предлагает
оценить
знаками
«+», «-«
умение
работать в
паре
шепотом,
Показывают
самооценку
знаками
«+», «-«.
Показ
умение
проявлять
интерес к
учебной
деятельности,
проявлять
желание к
самооценке.
Постановк
а учебной
задачи
1.Постановка
темы и цели
урока.
2.
Планировани
е
деятельности
Фиксирует
внимание
учащихся на
вопросы, на
которые они
не смогли
дать ответ.
Выделяет
тему и цель
урока.
Предлагает
план
действий.
Обращают
внимание
на вопросы,
на которые
не смогли
ответить.
Формулиру
ют тему и
цель урока.
Уточняют
план
действий
Приём
фиксации
Планировани
е
Умение
определять
лично-
значимую цель
в рамках
учебной темы,
планировать
деятельность с
помощью
учителя.
Решение
учебной
задачи
1.Работа со
словарём
2.
Знакомство с
поэтом
Сашей
Чёрным.
3.Знакомство
со
стихотворени
ями Саши
Чёрного:
« Что ты
тискаешь
утёнка?»,
«Воробей»,
Предлагает
найти
значение
слов
«Эпитеты»,
«Сравнение
» в толковом
словаре.
Предлагает
выступить с
презентацие
й о Саше
Чёрном
учащемуся.
Предлагает
послушать
чтение
стихов
Саши
Чёрного в
Находят
значение
слов:
«Эпитет»,
«Сравнение
»
в толковом
словаре,
читают и
запоминают
значение
этих слов.
Слушают
выступлени
е с
презентацие
й
одноклассн
ика, задают
ему
вопросы.
Самостоятель
ный
поиск
информации.
Презентация
Постановка
вопросов
Наблюдение
-Умение
осуществлять
поиск
информации в
соответствии с
учебным
заданием;
анализировать
, сравнивать
информацию
- Умение
слушать и
слышать ,
адекватно
отвечать на
поставленный
вопрос,
уважительно
«Слон»
4.
Нахождение
эпитетов и
сравнений в
тексте стиха.
5. Подготовка
к
выразительно
му чтению
стихотворени
й
исполнении
учащихся 3
класса г.
Якутска и
ответить на
вопрос: “О
чем же
хотел нам
рассказать в
этих
стихотворен
иях Спаша
Чёрный?”
Предлагает
найти
эпитеты м
сравнения в
текстах
стихов
Сащи
Чёрного.
Слушают
стихи в
исполнении
своих
сверстников
и отвечают
на
поставленн
ый вопрос.
Выбирают
текст
стихотворен
ия . Читают
и
подчёркива
ют в тексте
эпитеты т
сравнения .
Обсуждают
, верно ли
они нашли
их.
Учатся
читать
выразитель
но стих по
выбору.
Приём
выбора
Оценка
Предположен
ие
Практическая
работа
взаимодейство
вать друг с
другом в паре.
- Умение
проявлять
интерес к
учебной
деятельности,
-Умение
находить в
текстах
стихотворений
эпитеты и
сравнение,
понимание для
чего авторы
произведений
используют
сравнение и
эпитеты.
- Умение
адекватно
оценивать
действия по
выполнению
задания
Итог урока
Рефлексия
Предлагает
подвести
итог своей
работы на
уроке.
Подводят
итог урока,
используя
фразы:
На уроке я
узнал(а)...
На уроке я
понял(а)...
На уроке я
научился
(научилась)
Хочу
поблагодар
ить за
урок...
Приём
незаконченны
х фраз
умение
проявлять
интерес к
учебной
деятельности,
проявлять
желание к
самооценке
Добрый день, ребята!
Я рада, что мне представлена возможность провести открытый урок с вами. Попробуем
познакомиться, давайте все сразу назовём своё имя по моей команде: Раз, два, три! Что-
то не поняла, давайте ещё громче. Раз,два, три! Получилось у нас знакомство? А почему?
Как же нам быть. Саша? А ты, Маша, как думаешь? А как я узнала ваши имена? А меня
как зовут, Катя?
Вот мы и познакомились! Начнем наш урок!
Чему мы учимся на уроках л. чтения ( учимся слушать, отвечать на вопросы,
выразительно читать, определять главную мысль , идею произведения. работать по плану)
? ( вывесить картинки)
Проверим умеете ли вы работать в паре. Для этого ответим на эти вопросы ( на экране
появляются вопросы). Давайте, договоримся , как мы это будем делать. Саша и Маша
идите сюда. Посмотрим на Сашу и Машу. Задайте эти вопросы шопотом друг другу и
ответье на них. Договоритесь, кто первый будет задавать. Получилось у них? Работаем в
паре, задаём и отвечаем шопотом. Даю вам на это 5 мин.
Что такое антоним? Приведите пример.
Что такое стихотворение? Приведите пример.
Что такеое рифма? Приведите пример.
Что такое ритм? Приведите пример.
Как называют автора, который пишет стихи?
Что такое эпитеты в стихотворении? Приведите пример.
Что такое сравнение в стихотворении? Приведите пример.
Для чего авторы произведений используют эпитеты и сравнение?
Время вышло. Закончили. Давайте оценим, получилось ли у нас работать в паре шопотом.
Оцените себя, покажите знак “+”, если получилось, если не получилось “-“.
Поднимите руки, кто не смог ответить на какой -то вопрос? На какие вопросы вы не
смогли ответить? Кто- смог ответить на них?
Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
Тема нашего урока: Средства выразительности Эпитеты, сравнение. ( на оборотной
стороне доски)
Прочитай тему нашего урока Саша. Как вы думаете, тогда цель урока наша какая?
Цель:
Узнать... (Что такое эпитеты в стихотворении?
Что такое сравнение в стихотворении?
Для чего авторы произведений используют эпитеты и сравнение?)
Уметь... ( приводить примеры эпитетов и сравнения)
Работать мы будем по такому плану: (на экране либо на доске)
План
1.
Раскроем понятия : “Эпитеты”, “ Сравнение”
2.
Познакомимся с поэтом Сашей Чёрным и его произведениями
3.
Найдем эпитеты и сравнения в стихах Саши Чёрного
4.
Поучимся читать выразительно стихи Саши Чёрного
Раскроем понятия : “Эпитеты”, “ Сравнение”
:На столах у вас лежат словари. Для чего они нам нужны? Поработаем со словарём и
узнаем, что такое эпитет и сравнение. Что такое эпитет ? Сравнение?
Прочитайте на листе, как об этом можно сказать по другому.
Эпитеты – это слово или целое выражение, с помощью которого автор выделяет признак
предмета (какой?) , для того, чтобы мы представили образ чего- то.
Сравнение- приём, с помощью которого автор сопоставляет два предмета, чтобы
подчеркнуть их особенность.
Что такое эпитеты? Что такое сравнение?
Что такое антоним? Приведите пример.
А к слову белый- какой антоним можно назвать? ( Чёрный)
2. Познакомимся с поэтом Сашей Чёрным и его произведениями
А расскажет про него нам Саша ( подготовить ребёнка) Послушаем его. Зададим Саше
вопросы: Как называют автора, который пишет стихи?
Почему поэт выбрал псевдоним Саша Чёрный? Как его настоящая фамилия? О чем и о
ком писал стихи Саша Чёрный?
3. Найдем эпитеты и сравнения в стихах Саши Чёрного
Откроем учебник на с. 46. Найдем стихи “ Что ты тискаешь утёнка?” Воробей на с. 47.
Слон на с. 48 .
Узнаем, о чем хотел рассказать в этих стихотворениях Саша Чёрный. Для этого
послушаем, эти стихи нам прочитают мои ученики , которые учатся в 3 классе г. Якутска,
О чем же хотел нам рассказать в этих стихотворениях Спаша Чёрный?
А теперь выберите, какое из этих стихотворений вам больше всего понравилось
Наша задача, научиться читать этот стих выразительно. Найти в этих стихотворениях
слова-эпитеты и строчки, где автор приводит сравнение. Подчеркнуть их карандашом.
Поднимите руки. Кто выбрал стих-е ...
Каккие слова – эпитеты вы подчеркнули, ? Саша, какие слова ты подчеркнул? Покажите
ему своё согласие или не согласие знаками “+”, “-“. Как ты определил, что это слова
эпитеты. ( они отвечают на вопрос Какой?)
Прочитайте строчки, где автор применяет приём сравнения. ( при сравнении
используются слова словно, как, союзы; а, но) Автор использует эпитеты при сравнении,
чтобы подчеркнуть особенность чего –то, украсить и обогатить речь.
Для чего автор использует в своих произведениях эпитеты и сравнение, Маша? ( Автор
использует эпитеты при сравнении, чтобы подчеркнуть особенность чего –то, украсить и
обогатить речь.)
А теперь поучимся читать эти стихи выразительно. Что значит, читать выразительно?
( это значит соблюдать паузы, менять интонацию, голос, темп чтения Например читать
какие то места грустно, какие то весело, останавливаться где точки стоят и запятые,
читать эмоционально). Попробуйте в паре прочитать так друг другу. Кто считает , что
получилось читать выразительно, поднимите руку. ( можно еще раз послушать чтение
сверстников и оценить, а у них получилось прочить выразительно или нет?)
Давайте, их послушаем и оценим знаками “+”, “-“, получилось ли у них читать
выразительно.
Дом/ задание : научиться читать эти стихи читать выразительно.
Подведём итог урока, для этого выберите одну из предложенных фраз и выскажитесь:
На уроке я узнал(а)...
На уроке я понял(а)...
На уроке я научился (научилась)
Хочу поблагодарить за урок...
Мне надо научиться...
Спасибо за урок. Я очень рада, что у нас прошёл замечательный урок. Давайте похвалим
себя ( погладить себя )