Напоминание

"Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка"


Автор: Жукова Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №2 г.Усть-Джегуты"
Населённый пункт: город Усть-Джегута, Карачаево-Черкесская республика
Наименование материала: Методическая разработка. Презентация
Тема: "Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад





«Использование этимологического

анализа

и приемов мнемотехники

при изучении словарных слов

на уроках русского языка»

Подготовила: учитель начальных классов

Подготовила: учитель начальных классов

высшей категории

высшей категории

МКОУ «СОШ№2 г.Усть-Джегуты»

МКОУ «СОШ№2 г.Усть-Джегуты»

Жукова Елена Валентиновна

Жукова Елена Валентиновна

Презентация


Проблема:

Проблема:

в начальной школе много времени

в начальной школе много времени

уделяется работе со словарными словами. Словарная

уделяется работе со словарными словами. Словарная

работа на уроке должна легко и свободно

работа на уроке должна легко и свободно

вписываться в тему урока. При работе над словарём

вписываться в тему урока. При работе над словарём

очень важно развивать у учащихся умение точно

очень важно развивать у учащихся умение точно

употреблять слова в речи.

употреблять слова в речи.

Проблемы формирования навыка правописания

Проблемы формирования навыка правописания

непроверяемых орфограмм может эффективно

непроверяемых орфограмм может эффективно

решаться при использовании этимологического

решаться при использовании этимологического

анализа слова и мнемонических приёмов.

анализа слова и мнемонических приёмов.
I.
Фрагмент урока по ознакомлению

со словарным словом «берёза»


Приёмы запоминания:

Приёмы запоминания:

проговорить вслух негромко по слогам каждое

слово (для учащихся с моторной памятью);

молча посмотреть на слова, прочитывая их про

себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы

представить его написанным; снова открыть

глаза и проверить себя (для учащихся со

зрительной памятью);

проговаривать слова по слогам соседу по парте

или послушать, как слова проговаривает сосед

(для учащихся со слуховой памятью).


Введение нового

Введение нового

словарного слова

словарного слова


Отгадайте ребус:

Отгадайте ребус:


Б

Б

е

е

рёза

рёза

(

(

этимология слова)

этимология слова)

Рассказ Л.Успенского из

Рассказ Л.Успенского из

книги «Почему не иначе?»

книги «Почему не иначе?»

Это дерево мы считаем

Это дерево мы считаем

нашим, русским деревом, но

нашим, русским деревом, но

имя его знакомо

имя его знакомо

большинству родственных

большинству родственных

народов. Оно восходит к

народов. Оно восходит к

корню «

корню «

bhe

bhe

»(бе),уходящему в

»(бе),уходящему в

глубокую древность ,

глубокую древность ,

означавшему «блеск»,

означавшему «блеск»,

«белизна». Ведь её кора –

«белизна». Ведь её кора –

«береста»-носит название,

«береста»-носит название,

связанное с тем же корнем.

связанное с тем же корнем.

Б Б Е Е РЁЗА! РЁЗА! «Е» пиши «Е» пиши всегда. всегда. Запомни: Запомни: б б е е лая она. лая она.

Запись слова:

Запись слова:

б рёза

б рёза
Обнаружив «трудное» место, не Обнаружив «трудное» место, не пиши наугад, а оставь «окно» пиши наугад, а оставь «окно» там , где надо решить там , где надо решить орфографическую задачу , и орфографическую задачу , и лишь затем приступай к её лишь затем приступай к её решению. решению.

Подбираем однокоренные

Подбираем однокоренные

слова:

слова:



берёзка

березняк

берёзовый

берёзонька

подберёзовик

(работа над зрительным образом слова)


Сочетаемость

Сочетаемость

слов:

слов:

высокая

огромная

маленькая

тонкая

ветвистая

молодая

красивая

Б Б
е

е
р ё з а р ё з а - - символ России. символ России.

Закрепление на последующих уроках:

Закрепление на последующих уроках:

1.Отгадывание загадки:
В белом сарафане встала на поляну. В белом сарафане встала на поляну.
2.Учащиеся

проговаривают слово берёза орфоэпически,

определяют ударный и безударные слоги.

3.Учащиеся самостоятельно записывают слово,

выделив орфограмму( «трудное» место).

4.Работа с пословицей:
Берёза не угроза : где стоит, там и шумит. Берёза не угроза : где стоит, там и шумит.
5.Когда так говорят?

Дать берёзовой каши-
наказать розгами.

Письмо по памяти:

Письмо по памяти:

Ягод много знаем мы. Ягод много знаем мы. Почти все они круглы. Почти все они круглы. Букву «О» напоминают. Букву «О» напоминают. Знаний много прибавляют. Знаний много прибавляют.
II.

II.

Слова можно связать с реальным ассоциативным

Слова можно связать с реальным ассоциативным

образом, который вырисовывается из самого слова

образом, который вырисовывается из самого слова


III

III

.

.

Приемы мнемотехники

Приемы мнемотехники
(метод ярких ассоциаций) (метод ярких ассоциаций) К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

При применении метода графических ассоциаций

При применении метода графических ассоциаций

составляется рисунок, обозначающий само слово, и

составляется рисунок, обозначающий само слово, и

обыгрывается в нём запоминаемая буква

обыгрывается в нём запоминаемая буква


В основе ассоциации, создающие

В основе ассоциации, создающие

художественный образ буквы

художественный образ буквы


IV.

Таким образом для совершенствования

обучения нужно :
во-первых, включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений; во-вторых, следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особая роль в решении этой задачи призвано сыграть применение
этимологического анализа и мнемотехники
.

Используемая литература:

Используемая литература:

Агафонов В. «Неправильные правила»

для словарных слов – и не только»

Канакина В. «Работа над трудными

словами в начальных классах»

Успенский Л. «Почему не иначе?»

Картинки


В раздел образования