Напоминание

Подготовка учащегося к публичному выступлению, конкурсу


Автор: Яковлева Татьяна Ивановна
Должность: зав.структурным подразделением (секция фортепиано)
Учебное заведение: МБУ ОО ДО "ДШИ № 7"
Населённый пункт: город Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка учащегося к публичному выступлению, конкурсу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение Образовательная организация дополнительного образования «Детская школа искусств №7» г. Ижевск Методическая разработка


Подготовка учащегося к публичному выступлению,

конкурсу
Выполнила
преподаватель фортепиано Яковлева Татьяна Ивановна
3 Ижевск 2015 Эта разработка посвящена решению такой важной педагогической задачи, как подготовка учащегося ДШИ к публичному выступлению, конкурсу. В ней находят освещение вопросы приобретения навыков публичных выступлений у детей и подростков. Особое внимание уделяется изучению психологических сторон деятельности исполнителя, раскрывается проблема формирования эмоционально-волевых качеств у учащихся при подготовке их к публичному выступлению, конкурсу. Предлагается комплекс упражнений для достижения психологической устойчивости подростка. Работа может быть использована преподавателями музыкальных школ при повседневной работе с учащимися как младших, так и старших классов при подготовке их к конкурсам, публичным выступлениям. Педагогам музыкальных студий, родителям учащихся музыкальных школ так же будет интересно познакомиться с содержанием данной работы.
4 СОДЕРЖАНИЕ
5 Введение стр. 4 1. 1 Формирование навыков публичных выступлений учащихся начальных классов стр. 5 1.2 Возрастные особенности эстрадного волнения стр. 6 1.3 Создание эмоционально-психического состояния увлеченности стр. 7 1.4 Выбор программы. Планирование работы над произведением в классе и дома стр. 9 1.5 Выработка навыков исполнения в состоянии эстрадного волнения стр.12 1.6 В день выступления стр.14 2.1 Подготовка к конкурсу стр.17 2.2 Комплекс упражнений для преодоления затруднений, связанных с стр.20 опорно-двигательной системой Заключение стр.24 Список используемой литературы стр.26
6 Введение Участие в концертах - важная составляющая обучения юных пианистов в ДШИ. Согласно реализуемым в нашей школе искусств образовательным программам, контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачётах, экзаменах, но также учитываются выступления в концертах, тематических вечерах, конкурсах и т.д. Публичные выступления - это особая форма музыкальной деятельности. Она помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение и эмоциональную отзывчивость, артистизм. Обучение не ограничивается рамками занятий, оживляется внеклассная деятельность детей, их активное участие в творческой жизни школы, развивается вкус к исполнительству. Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического
7 совершенствования. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений. Но сколько исполнителей - столько неповторимых индивидуальностей. Эта область искусства находится в постоянном развитии. В последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема формирования эмоционально-волевых качеств в повседневной работе с учащимися и подготовка их к концертному выступлению. Рекомендуемый комплекс упражнений, благотворно влияющий на эмоционально- волевую сферу учащихся, позволяет им преодолевать затруднения, связанные с опорно- двигательной системой. Способствуют расслаблению корпуса и игрового аппарата, что обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка в момент выступления на сцене. Дети, посещающие спортивные или танцевальные секции более устойчивы к сценическому волнению и быстрее адаптируются во время публичных выступлений. Использование комплекса упражнений в ежедневных занятиях возможно в различных танцевальных, спортивных школах, секциях для подростков, как эффективное средство достижения их психологической устойчивости в процессе публичных выступлений. Формирование навыков публичных выступлений учащихся начальных классов Навыки публичных выступлений ребенок приобретает уже в первый год обучения в музыкальной школе. С первых лет обучения дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Концерт - это музыкальный праздник, которого ждут и к выступлению в котором надо старательно готовиться. Участие в концерте и почетно, и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемая пьеса будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно. После того, как выучены 1 -2 пьесы достаточно интересного художественного содержания, можно поиграть их для знакомых людей и в знакомой обстановке, в классе или дома. Слушателями становятся
8 ученики, приходящие на предыдущий или последующий урок, знакомая учительница из соседнего класса, родители, родственники, друзья. Ребенок видит знакомые лица. Все рады его успехам, и он старается порадовать их своим хорошим исполнением. Это еще не настоящие концерты, но для малыша - хорошая тренировка умения собраться в нужный момент, не растеряться, чтобы хорошо сыграть. Первый концерт - особое событие в жизни маленького музыканта. Он должен пройти удачно, чтобы оставить в памяти малыша положительные эмоции. Это замечательный день и для ребенка, и для его родителей и, конечно, для педагога. Выступление проходит, обычно, на небольшом классном мероприятии. Праздничную атмосферу помогает создать заранее приготовленная афиша концерта, которую потом можно подарить ученику, чтобы он хранил ее в своем портфолио. Перед началом надо представить детей, которые будут впервые выступать, поздравить их, пожелать успехов. Сделать фотографии на память. Можно попросить родителей и дома отметить это событие. Все это создает приподнятое настроение и повышает желание ученика играть перед публикой. Крупные мероприятия в нашей школе проходят в концертном зале, большом и красивом, где стоят два рояля (в классах играем на пианино). Если ученику предстоит выступать в зале, то полезно сводить его туда на экскурсию, посмотреть, как там красиво, какой красивый рояль и послушать, какой у него красивый звук. После этого он старается лучше заниматься, чтобы подготовиться к предстоящему концерту. Как правило, малыши хотят играть на сцене. Но есть робкие, закрытые дети, и в них приходится возбуждать и подогревать это желание. Для первых выступлений лучше выбрать более легкие произведения, чем те, которые изучают в классе. В этом случае «запас прочности» будет способствовать большей уверенности исполнения. Безусловно, пьеса должна быть своевременно, примерно за месяц до концерта, выучена, доведена до эстрадной готовности. Затем тщательно отрепетирована. Хотелось бы заметить, что в музыкальную школу принимаются дети с различным уровнем музыкальных способностей. Но нельзя допускать, чтобы менее способные страдали от своей музыкальной ограниченности. Не стоит ожидать больших достижений от учеников, не обладающих яркими способностями. Но мы обязаны поощрять их увлеченность музыкой, научить их играть осмысленно, с пониманием характера, настроения исполняемой музыки, привить культуру звука, хороший художественный вкус, научить получать радость от общения с музыкой и дарить эту радость другим. Радостное, свободное, непринужденное исполнение - вот к чему надо готовить всех учеников без исключения. В связи с этим очень важно проведение небольших классных мероприятий, так как в них могут выступать все ученики, независимо от степени их одаренности.
9 Возрастные особенности эстрадного волнения Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки учащихся к выступлению, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывает большинство учащихся. Эстрадное волнение имеет возрастные особенности и сильнее проявляется в средних и старших классах с ростом чувства ответственности и взыскательности к себе. Одна из причин эстрадного волнения - так называемая « нечистая совесть», боязнь забыть текст, не справиться с трудными местами и т.д. Степень волнения обратно пропорциональна степени подготовки. И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что пьеса полностью готова. Необходимо правильно спланировать работу над произведением, чтобы оно было готово примерно за месяц до выступления и могло «отлежаться». Кроме того, полную свободу его исполнения на эстраде можно достичь только после нескольких выступлений. Поэтому нужно организовать ученику повторные выступления перед разными аудиториями. Время от времени ему надо давать задание повторять старые пьесы. Юный музыкант, приученный «держать в руках» произведения, выученные в разные годы, выгодно отличается от тех, которые, сыграв пьесу на концерте, вскоре ее забывают. Большие перерывы между выступлениями также могут стать еще одной причиной сильного эстрадного волнения. Чем чаще ученик выходит на концертную эстраду, тем больше его исполнительский опыт, тем меньше он страдает от вредных форм сценического волнения. Нельзя забывать о том, что одной из привлекательных форм музыкальной деятельности учащихся является ансамблевое исполнительство, которое значительно разнообразит и украшает концертные программы. Для некоторых учащихся именно ансамблевая игра может стать основой их концертных выступлений. Чувство локтя и взаимной поддержки уменьшают эстрадное волнение исполнителей, объединенных удовлетворением от совместно выполненной творческой работы, едиными художественными задачами, общим порывом.
10 Нередки случаи, когда ученик вполне благополучно исполнял произведение в классе, но на эстраде растерялся и сыграл неудачно. Уверенное исполнение пьесы в привычных условиях не гарантирует удачу на эстраде. Для тренировки можно рекомендовать имитацию концертной обстановки, например, поиграть перед своими товарищами, в соседнем классе и т.п. Полезна игра перед воображаемой публикой. При повторных тренировочных проигрываниях негативное влияние заметно уменьшается. Кроме того, эти приемы помогают выявить слабые места, над которыми еще до концерта надо поработать в классе. Затем нужно провести ряд репетиций, которые развивают адаптацию детей к изменяющимся условиям, устойчивость их внимания, умение охватить пьесу целиком, не теряя логику музыкального развития, и яркого воссоздания музыкального образа, способствуют формированию их сценической уверенности. Зал, сцена, другая акустика, освещение, необходимость играть пьесу один раз, без исправлений и поправок педагога - все это создает большую нагрузку на нервную систему ученика. Педагог должен позаботиться о том, чтобы концертная обстановка стала для него в какой-то степени знакомой. Репетировать можно как с одним, так и с несколькими учениками, причем сначала пусть садятся за инструмент более сильные и смелые. Создание эмоционально - психического состояния увлеченности Едва ли не главная, наиболее ответственная и трудноразрешимая задача педагога, работающего с детьми - сделать так, чтобы работа на музыкальном инструменте не внушала ребенку острой и стойкой неприязни. Для начала неплохо и это. В дальнейшем, при умелом и гибком руководстве приходят интерес и увлеченность. Как этого добиться - секрет каждого опытного педагога. Интересно, что подобные секреты открываются заново с каждым новым учеником. Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику интересно работать, если он увлечен. Важно, чтобы « надо» в процессе занятий незаметно перешло в «хочу». Возможны различные приемы и способы активизации учащихся. Имеет смысл в определенных обстоятельствах сыграть на честолюбии. Честолюбие, в хорошем смысле, заложено в каждом человеке. Лучшего стимулятора деятельности иной раз
11 нет, особенно в молодости. Действуя на честолюбии ученика, превращая какое- либо достижение в дело чести, можно добиться превосходных результатов. В каждом классе есть ученики, настроенные непременно на высокий результат. Это очень прилежные дети с повышенным чувством ответственности, которое постепенно начинает их тяготить, сковывать в эмоциональном плане. Таких детей надо отвлекать от этого состояния. Далеко не все, что приходится делать ученику с самого начала, становится ему интересным. Заинтересованность чаще всего появляется в ходе занятий в том случае, когда у ученика, благодаря указаниям и помощи педагога все время что-то «получается», «выходит». Если же педагог все время раздражается, а игра не улучшается, то закономерно в психике ученика возникает отрицательная реакция, появляется чувство неуверенности в своих силах. Уверенность - атрибут воли. Воля питает и поддерживает чувство уверенности в себе. Пока у наших учеников не выработалась привычка к организованной работе (привычки облегчают волевое усилие), пока музыка не стала духовной потребностью, дети переживают вместе с нами «становление воли». Воля нужна во всем, начиная с обычных повседневных домашних занятий. Вопрос не в том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но и научиться это делать хорошо. Основные причины возникновения психических состояний следующие: 1. Предшествующее состояние страха вызывает состояние неуверенности на эстраде. Предшествующее состояние увлеченности вызывает состояние вдохновения. Иными словами, если состояние увлеченности постоянно сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. На это надо обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стремиться к тому, чтобы каждый урок проходил увлеченно. 2. Что касается концертного выступления. Значимость ситуации, в которую попадает учащийся, чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние стресса, паники. Поэтому педагогу не стоит акцентировать внимание на ответственности, а создавать установку на обычное исполнение. 3. Такие физические состояния, как болезнь, усталость могут быть причиной раздражительности или безразличия. В таком случае будет правильно прекратить занятие. 4. Определенная установка на преодоление трудностей, на достижение цели
12 значительно мобилизует волю, мышление и другие психические процессы, принимающие участие в деятельности исполнителя. 5. Психические состояния могут передаваться от одного человека к другому. Это также следует учитывать и в педагогической практике, поэтому перед выступлением необходимо избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении. Эмоционально - психическое состояние увлеченности в процессе занятий значительно способствует активизации таких умственно-психических процессов, как внимание, мышление, память, воображение, представление, значительно ускоряется формирование двигательных навыков. Выбор программы. Работа над произведением в классе и дома Как помочь ученику возможно лучше донести до слушателей то, что было задумано и отработано в классных и домашних занятиях? Главным, доминирующим фактором, оказывающим решающее влияние на исполнительство, является метод обучения музыке. Педагогический процесс есть единая, целенаправленная линия и, если в длительном, сложном пути этого процесса были допущены ошибки, просчеты, то перед «финишем»- выходом на эстраду - не помогут никакие увещевания, никакие психологические воздействия. Проследим весь путь - начиная от выбора программы и кончая поведением на эстраде. Один из важнейших залогов успеха - удачно выбранная программа. При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в творческих мероприятиях разного уровня необходимо предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и исполнительских задач, чтобы успеть добросовестно пройти все стадии разучивания от тщательного разбора текста до овладения метроритмическими, техническими, артикуляционными и другими трудностями, отработки пьесы по частям и их объединения в целое произведение с единым художественным замыслом, выучивания наизусть. Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием. Большое значение имеет правильный выбор пьесы. Для публичного показа следует отбирать произведения, раскрывающие индивидуальность ученика, его сильные стороны, соответствующие его развитию, как исполнителя. Надо быть осторожными с
13 произведениями, недоступными ученику с технической и эмоциональной стороны, так как они снижают требовательность и самокритичность и ученика, и преподавателя. При составлении учебного плана, независимо от соображений, которыми руководствуется педагог, в любом случае важно эмоциональное отношение ученика к выбранному произведению. Разучиваемая музыка должна нравиться, вызывать живой, непосредственный отклик. Самое важное - любить то, что исполняешь и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера исчезает, произведение сразу тускнеет, а то и вовсе проваливается. Полюбившаяся пьеса будет выучена быстрее и лучше, чем та, которая кажется ученику скучной, не интересной. Чтобы вызвать интерес к пьесе, увлечь ею, нужно сыграть ученику пьесу, полезно рассказать коротко об эпохе, в которой жил автор пьесы, о специфике звучания клавишных инструментов, если пьеса написана в 18 веке и о многом другом, что активизирует работу воображения. Итак, цель намечена. Теперь следует найти средства для воплощения замыслов. Двигательная память более устойчива, чем слуховая. Все, что связано с двигательной памятью, работой мышц - аппликатура, элементы артикуляции, приемы звукоизвлечения - должно быть показано ученику и усвоено им при разборе новой пьесы. Как качество всходов обусловлено посевом, так зерно удачи заложено в первом знакомстве с текстом пьесы (переучить неверную аппликатуру сложнее, чем исправить неточность). Выполнение требований педагога внимательного отношения к аппликатуре, напечатанной в нотах, не должно быть бездумным, пассивным. Нужно обратить внимание ученика на то, что пальцы написаны не над каждой нотой, а только в тех случаях, когда-либо требуется подкладывание 1-го пальца, либо на больших интервалах, либо при необычной последовательности. Одно из основных выразительных средств в музыке - артикуляция, способ произношения. К сожалению, нужно признать, что запас артикуляционных приемов у учеников музыкальных школ беден и однообразен, тогда как окраска звучаний легато, нон легато и стаккато требует разнообразия и гибкости. Ученик должен владеть такими видами артикуляции, как: -легато кантабиле- то есть глубоким, певучим легато; -легато бэн артиколато - то есть четким, членораздельным легато; -нон легато, глубоким, весовым портаменто, при котором трудно уловить точное окончание звука;
14 - нон легато - метрически точным, при котором звучание равно половине длительности; -мягким стаккато; - стаккато, схожим со звучанием скрипичного спиккато, исполняемым без движения запястья; - очень коротким стаккато, схожим со скрипичным пиццикато Задача педагога - научить включать нужную группу мышц, пользоваться большим или меньшим весом руки и т. д. Задавая разучивать пьесу дома по частям, следует попросить ученика показать, как он думает расчленить пьесу, и, если понадобится, исправить ошибку, объяснив, почему именно так, а не иначе. Еще не зная твердо всего текста, ученики обычно довольно бойко играют начальные такты пьесы, а затем все хуже и хуже. Объясняется это тем, что дети, каждый день занимаясь дома, начинают учить с начала, успевают поучить две-три фразы, а на остальное уже времени не остается. В таких случаях полезно порекомендовать учить дома в обратном порядке- то есть, начиная с последней либо с наиболее трудной части пьесы. И, конечно, обязательно хоть раз в день сыграть всю пьесу целиком. Понимание формы и хотя бы в общих чертах тонального плана музыкального произведения способствует воспитанию и развитию логической памяти, значение которой для уверенного самочувствия во время публичного исполнения - одно из главенствующих. В домашних занятиях детей со слабой слуховой и двигательной памятью сознание участвует ничтожно мало, работа механическая, процесс длительный, результат мизерный. Такая работа скучна, а скука-враг усвоения. Кроме разучивания пьесы по нотам и без нот предлагаются такие способы: по нотам без рояля и без нот и без рояля. 1 способ - по нотам без рояля - можно разделить на два этапа: закрыв рояль, играть на крышке по нотам. Убрав руки с крышки рояля, мысленно играть, глядя в ноты. 2 способ - без нот и без рояля - гораздо сложнее и требует постепенной подготовки. Для начала ученик играет на крышке рояля без нот. Затем задача усложняется: так же без нот играть на коленях. Если допущена ошибка, пропускать ее нельзя. Следует остановить ученика, предложив заглянуть в ноты, и, вспомнив, повторить это место без нот. Также можно попробовать играть пьесу следующим образом: ученик играет на рояле в заданном темпе - хлопок (или другой знак) и ученик продолжает играть дальше мысленно. Затем снова
15 хлопок, и снова игра на рояле. Этот способ запоминания, безусловно, самый надежный ( для малышей с их фотографической памятью в таком способе нужды нет, но для подростков он неоценим). Ученикам с неразвитым внутренним слухом и низким интеллектуальным уровнем можно предложить механический прием: расчленив пьесу, пометить каждый отрывок цифрой и спрашивать с любой цифры без нот «вразбивку», как говорят дети. Нередко на обсуждениях после неудачного выступления ученика можно услышать от педагога такое «оправдание»: « Он так хорошо играл, а теперь заболтал». Увы, эта фраза не оправдывает педагога, а обвиняет его. С явлением «забалтывания» нужно не бороться постфактум, а не допускать его. Причины «забалтывания» коренятся в неправильных домашних занятиях. Ученик, не приученный педагогом к работе над звуком, над фразой и т. д., выучив пьесу наизусть, считает на этом месте свою миссию законченной. И играет, как автомат всю программу наизусть, без нот, целиком. Зачем трудиться над отделкой отдельных мест, добиваться лучшего? Опытный педагог сразу улавливает плоды бездумной домашней работы и принимает меры: посвящает урок, например, новому прочтению пьесы по нотам. Ошибки в тексте ученик должен находить сам и самостоятельно исправлять - это закрепляется в памяти значительно прочнее, чем многократные замечания педагога. Имеется в виду следующее: обнаружив ошибку, педагог не указывает ее, а, остановив игру ученика, предлагает ему самому найти и исправить ошибку. «Забалтывание» может принять иной облик: ошибок нет, все правильно, но исполняется пьеса формально, без эмоционального участия. Чтобы оживить исполнение, есть много средств: где-то чуть изменить динамику, педализацию, заново продумать интонацию, найти новые штрихи в содержании, настроении произведения. Старшим, подвинутым ученикам нельзя играть дома этюд или техническую пьесу в быстром темпе по нескольку раз в день раньше, чем пьеса созрела для такого темпа. Достаточно 2-3 раза «смазать пассаж», который до этого получался, чтобы очень трудно было его исправить. Нельзя допускать подобные эксперименты. Следует, поучив основательно часть этюда (8-12 тактов), наращивать темп, доводя его до максимального (не весь этюд, а часть). Постепенно нужный темп и свобода придут, но играть в таком темпе ученик будет только в классе под контролем педагога. Дома же разрешается играть этюд в настоящем темпе за несколько дней до выступления 3-4 раза в течение дня. Мы, педагоги требуем совершенно правильно: «Слушай себя». Ученики часто понимают задачу, как регистрацию неудач, т. е. слушают свое выступление постфактум. Умение слушать себя - процесс трехступенчатый:
16 - первая фаза: мысленное представление звучания. - вторая фаза: приказ мозга к действию. -третья фаза: контроль исполнения. Нужно уметь думать вперед, слышать звучание до его реального воплощения. Выработка навыков исполнения в состоянии эстрадного волнения Близится день выступления, надо подготовить психику ученика к ответственному испытанию. У учащихся младших классов волнение носит характер ожидания праздничного события. Поэтому все, что будет говориться ниже, относится к старшим ученикам. Когда мы перед выступлением советуем ученику не волноваться, мы тем самым поддерживаем в нем чувство ожидания события, которое должно внушать беспокойство, страх. Гораздо лучшие результаты дают наставления обратного порядка: « Волнуешься? Очень хорошо, так и нужно, если не будешь волноваться, играть будешь бледно, скучно. Слушай себя, «думай вперед» и волнуйся, тогда будешь играть хорошо и интересно». Более того, следует выработать навык исполнения в состоянии эстрадного волнения. Для этого за неделю, полторы до выступления устраивается «генеральная репетиция». Ученики класса, родители присутствуют в качестве « комиссии». То есть создается обстановка выступления. Об эстрадном волнении очень точно сказал Р.-Корсаков: «Оно обратно пропорционально степени подготовки». Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления. Надо воспитывать в учениках чувство радости от общения с аудиторией и процесса публичного выступления. Надо воспитывать в учениках чувство радости от общения с аудиторией и процесса публичного выступления. Для развития исполнительских навыков полезно иногда начинать урок с того сочинения, которое ученик может сыграть в относительно законченном виде. Полезно педагогу отойти в другой
17 конец класса - это и ученика больше настроит «на концертный лад» и педагогу даст возможность лучше охватить исполнение в целом. Следует позаботиться о накоплении хотя бы небольшого репертуара. У таких исполнителей значительно быстрее развивается пианизм, выдержка, память. А что делать с учениками ленивыми, которые готовят свою программу в последний день, и им уж хоть бы только наизусть сыграть? Где уж там генеральная репетиция за неделю, если он за два дня до экзамена спотыкается! Прежде всего полезно поискать вину в себе. Если учащийся на уроках получал одно задание: «Иди учи наизусть», - то он дома занимался неохотно, безучастно. Если же получал конкретные задания, знал, над чем работать, то, как бы он ни занимался, КПД в результате осмысленных занятий будет значительно выше. В занятиях музыкой своя арифметика - «Если будешь играть 20 дней по часу в день, будешь играть значительно лучше и уверенней, чем занимаясь в последние 5 дней по 4 часа». Постращать так же полезно, но лишать веры в себя нельзя. Следует после насыщенного урока выразить уверенность в том, что учащийся дома сумеет так же внимательно закрепить все, пройденное в классе и сможет хорошо сыграть всю программу. Детей, особенно мало музыкальных, больше всего волнует память. Основной показатель удачного выступления у них - сыграть программу, нигде не забыв. Боязнь забыть сковывает ученика. Конечно, забывать на эстраде нежелательно, но ведь такое может случиться и с взрослым, настоящим пианистом, главное помнить, что, играя при публике, ничего нельзя исправлять. Забыл, споткнулся, но не исправляй, а спокойно продолжай играть. За это обязательно надо похвалить и тем самым вселить в ученика уверенность и спокойствие. Есть немало пьес, где встречаются на небольшом отрезке « подводные камни». И, когда играя всю пьесу полностью, пассаж не получается, причина неудачи ясна: при отработке конкретного пассажа вне контекста воля нацелена на конкретное преодоление трудности, мозг отдает приказ - и «Получается». Играя всю пьесу целиком, ученик не успевает вовремя подготовиться к стоящей впереди задаче, мозг не подает нужного сигнала и результат печальный: « Не получается!» Следует сказать ученику в таких случаях: это место можно
18 учить бесконечно долго, и оно не получится, а можно учить не очень много и оно получится. Нужно уметь хотеть, а это значит, приближаясь к коварному месту, заранее внутренне подготовиться, мобилизовать волю, подготовить руку к нужному положению. Проделывать весь этот опыт несколько раз, закрепляя волевой импульс и мышечное ощущение. Это прививает умение мобилизовать волю. Однако здесь кроется и опасность: когда ответственный момент остался позади, мелькает мысль: «Уф, пронесло», человек расслабляется и случается непопадание. Расслабляться следует лишь после того, как окончена вся пьеса. Стоит в предпоследнем такте подумать: «Все, кончил»- как обязательно смажешь заключительный аккорд. А это уж совсем обидно - все равно, как после большого заплыва у берега утонуть! «Довольно!»- так категорично преподаватель обычно прерывает ученика, когда тот допускает ошибку. Из-за этого у ученика часто развивается привычка самому тотчас же остановить игру, когда он допустит ошибку. Нужно прививать ученикам совершенно другие навыки: фразу следует доиграть до конца и лишь затем определить ошибку. Если отказывает память, нужно преодолеть желание прекратить игру, заполнить пробел импровизацией и лишь потом остановиться и объяснить себе причину этой ошибки. В большинстве случаев причиной ошибок является бесчисленное множество раз повторенное механическое проигрывание, при котором ученик утрачивает связь с музыкальным содержанием произведения. Можно безнаказанно прервать поток электричества, повернув выключатель, но нельзя без последствий насильственно разрывать внутренние связи музыкального мышления. В день выступления В ученике надо воспитывать уверенность, что он достаточно подготовлен к выступлению. Для большинства учеников много заниматься перед концертом нецелесообразно. Наоборот, им следует дать совет не переутомляться в день выступления, много не играть. Если концерт вечером, перед ним желательно отдохнуть, вместе с тем не следует резко менять привычный режим. Для Г. Нейгауза важной предпосылкой удачного концерта являлись предварительный отдых, бодрое, хорошее состояние здоровья, свежесть души и тела. Ему всегда особенно легко и приятно было играть после санатория или «дикого» отдыха, не было ни мелких неудач, «царапин», ни чувства утомления.
19 Если выступление назначено на утренние часы, нужно успеть разыграться (минут 20), размять пальцы и перед уходом помыть руки теплой водой. В день выступления играть программу «начисто, с настроением», как говорят дети, как на концерте, не нужно. Неопытный исполнитель не может дважды за короткий срок сыграть программу с одинаковой эмоциональной окраской. По этой же причине в классе перед самым выступлением достаточно попросить сыграть начальные такты каждой пьесы, чтобы проверить правильность темпов. Рояль для этого не обязателен, можно проверить темпы на любом столе или коленях. Рояль нужен в тех случаях, когда в пьесе есть «подводные камни». В день выступления очень важна спокойная атмосфера в доме, в семье. Не следует будить в ребенке дух конкуренции, не следует ставить перед ним цель играть обязательно лучше своего приятеля. Об этом следует поговорить с родителями. Ни в коем случае не следует прибегать к каким-либо медикаментам для успокоения. Страх - естественное состояние. Сила музыкального переживания должна быть настолько сконцентрирована, чтобы исключить любую другую мысль, любое другое душевное состояние. Поэтому: концентрация против волнения. Тот, кто дома работает с абсолютной концентрацией, добивается на сцене самой прекрасной награды - смелости! В день выступления вопрос питания гоже немаловажен и должен быть оговорен с родителями. Тяжелая, плотная еда перед уходом на концерт вызывает вялость, сонливость. Еда должна быть вкусной, калорийной, но легкой, есть надо не позже, чем за час до ухода на концерт. Для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению беспокойного состояния. Концертную пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, не в полную силу. Полезно просмотреть ее по нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до выступления. Перед выступлением непосредственно внимание ученика нельзя загружать многими замечаниями, так же не правильно не делать вовсе никаких указаний. Не помешает напомнить: « Если перед каждой пьесой лишние полминуты подумаешь, тебя никто не осудит. А вот если ты будешь играть одну вещь за другой, не успев перестроиться, все скажут, что
20 ты плохо играл». Что касается самого выступления: публика, волнение, необычность обстановки - все это рассредоточивает. И, тем не менее надо с помощью систематических упражнений развивать особую технику, помогающую «вцепляться» в объект так, чтобы уже затем сам объект отвлекал нас от всего остального. Для музыканта этот «объект» - исполняемое произведение. Как свидетельствует опыт многих исполнителей, полезно сосредоточиться на качестве звучания, фразировке, динамике и т. д. Если удается «вцепиться в объект» дальше все налаживается само собой, процесс входит в нормальную колею. Если случаются технические помарки, брак при игре, главное здесь - не расстраиваться, побыстрее проскочить неудавшееся место, и затем заиграть с большей энергией и подъемом. Опытные педагоги учат не преувеличивать масштаб беды. Надо дать себе право на случайную неудачу. Наполеон проиграл более трети своих сражений. Внутренняя ориентация - сделаю все, что смогу - приносит большое психологическое облегчение. Возникает ощущение свободы, легкости. Интересно, что дав себе право на относительную неудачу, человек открывает путь к удаче. Для многих пианистов и тем более учащихся публичное выступление является не простым делом. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и играли обычно перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня. Случается, что музыкант ошибается даже в легких пассажах. Ошибается, вероятно, потому что не концентрируется на данном пассаже в должной мере. При следующих публичных выступлениях эта ошибка может повториться, т. к. ученика парализует страх перед неудачей. Развивается психоз неудачи. Этого можно избежать, если процесс игры протекает под сознательным контролем каждого отдельного звука. Похвала перед выступлением необходима, пусть она не всегда будет вполне искренней, бывают же такие ситуации в педагогике, где цель оправдывает средства. Есть, конечно, ситуации, где похвала противопоказана даже перед выступлением, в этом случае только сам педагог решает, что и когда он скажет воспитаннику накануне выхода на сцену. Бывает, за час до выступлением ученику внушают: «Смотри, не забудь там-то и там-то все, что я тебе говорила». Желаемый результат при этом достигается редко, зато нервозность ученика доходит чуть ли не до крайних пределов. Вместо того, чтобы настроиться, войти в образ, сбросить с себя все, что отвлекает, учащийся старается «не забыть». Педагоги помудрее поступают иначе. Хорошо понимая, что такое сила внушения, им приходится иногда идти на некоторые хитрости. Например, чтобы взрослому ученику сбросить излишнее
21 психологическое напряжение перед выступлением, педагог может рассказать о каком-нибудь эпизоде из собственной исполнительской практики, вспомнить о своих ошибках и просчетах. Некоторых учеников травмирует сама мысль, что до и после них на сцене выступает кто-то более сильный. Следует психологически настроить ученика: «Поверьте, то, что можете сделать именно вы, никто другой не сделает. Пусть это будет не везде. Главное - само ощущение; так как вы сыграете, другой не сыграет. У него может быть прочная техника, богаче репертуар. Но он не пропоет фразу так, как вы. Перед выходом на сцену следует спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение, несколько глубоких вдохов. Можно съесть несколько кусочков сахара. Далее спокойно выйти, поклониться, поправить, если нужно стул, сесть за инструмент. Сделать небольшую паузу и мысленно проиграть начало пьесы, тогда гораздо легче начать в нужном характере. После выступления еще раз поклониться, поблагодарить слушателей. Эти размеренные действия успокаивают ученика, помогают настроиться на эмоциональный образ произведения. Во время выступления нельзя что-то исправлять, повторять. Если вкралась случайная ошибка, даже сбой в тексте, ученик должен продолжать играть дальше, помня, что важнее всего целостное восприятие произведения слушателями. Если произведение исполняется с душой, публика всегда простит несколько фальшивых нот. Ученик сходит с эстрады после выступления. Позади страхи и переживания. Педагоги редко задумываются, насколько глубоко западают в душу их первые слова, сказанные ученику. Насколько важны выражение лица, манера общения, интонация голоса педагога. Хорошо, если все прошло благополучно. А если нет? Если педагог недоволен, раздражен, обескуражен? Одно можно сказать: упрекам, претензиям, нареканиям тут места нет. Воспитательный и практический эффект будет нулевым. А отрицательные последствия более чем вероятны. Поэтому в эти минуты педагог должен быть особенно чуток и терпим. Иное дело, если спустя какое-то время, когда ученик поостынет, спокойно разобраться в классе, что же все-таки не получилось. Но первые минуты после выступления самые не подходящие для анализа, т.к. если случились «огрехи», они и так терзают ученика. Часто недовольство преподавателя вызывает то, что учащийся сделал по-своему, на свой лад. Но ведь бывают неудачи, от которых иной раз больше пользы, чем от самого точного выполнения указаний педагога.
22 После выступления ученик ждет оценки своей игры прежде всего от педагога. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похвалить, даже если не все получилось, дать почувствовать, что преподаватель рад его старанию, его успехам. Подробнее обсудить выступление лучше позднее на уроке, в спокойной обстановке. Проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину, извлечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям. Все это воспитывает у детей умение целенаправленно работать. Еще один важный момент - научить ученика правильно относиться к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но проходящий урок. Неудачи должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий раз играть лучше. Поэтому педагогу надо избегать фиксировать внимание ученика на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще говорить о тех выступлениях, когда ученик играл успешно. Ленивого ученика, чье выступление было неудачным, как бы он ни был огорчен, утешать незачем. Напротив полезно лишний раз подчеркнуть, что чудес не бывает, что плохое исполнение на экзамене было закономерностью, естественным результатом его легкомысленного отношения к занятиям и напугать повторением подобной неудачи в следующий раз, если и впредь будет лениться. Подготовка к конкурсу Участие в конкурсах вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Самая тщательная подготовка к нему не может обеспечить безусловный успех. Но если ребенок добивается технически зрелого, музыкально содержательного исполнения, которое было бы достойно сравнения с достижениями других детей, его выступление при всех обстоятельствах нужно расценивать, как успешное. Подготовка к конкурсу имеет свою «технику». Важно знать, что подготовка к конкурсу начинается не тогда, когда преподаватель задает ученику определенную пьесу для разучивания, а намного раньше, когда преподаватель наедине с собой обдумывает и подбирает для ребенка соответствующее произведение или, пожалуй, еще раньше, когда он задумывается над тем, имеет ли данный ребенок необходимые предпосылки для участия в конкурсе. Не всякий ребенок годится для конкурсов и не каждому участие в нем пойдет на пользу. Преподаватель должен определить, для кого из учеников потенциально возможно
23 участие в конкурсе. Основным мерилом следует считать способность быстро, сосредоточенно и основательно заниматься, т.е. способность уже в детском возрасте заниматься профессионально. И все же небесполезно предоставить возможность - хоть раз в жизни - участвовать в конкурсе и таким учащимся, которые хотя и всесторонне одарены, но вместе с тем не обладают способностью быстрого заучивания. Выбирая для учащегося материал к предстоящему конкурсу, преподаватель должен руководствоваться иными принципами, чем при выборе пьес для обычных занятий. При обучении главной целью является всестороннее развитие дарования учащегося, а на конкурсе нужно показать учащегося с самой лучшей стороны. Поэтому ядро конкурсной программы должны составлять вещи, которые в техническом и исполнительском отношении лучше всего ему удаются. Вместе с тем программа конкурса должна показать ученика по возможности всесторонне. Все разученные для конкурса вещи должны составить единое продуманное целое, в котором каждая пьеса представляет собой отдельное звено - хоть и краткое, но выразительное. Необходимо, чтобы в самой последовательности пьес была контрастность, были градации, некоторая драматическая напряженность - даже взаимные соотношения между тональностями отдельных пьес имеют немаловажное значение. За исключением 2- 3 пьес, требующих наивысшего напряжения, программа должна состоять из произведений, не требующих особого напряжения, но производящих не меньшее действие и позволяющих учащемуся проявить свои исполнительские способности. Как правило, не стоит включать в программу малосодержательные в музыкальном отношении, эффектные пьесы прикладного характера - настоящие исполнительские способности проявляются наиболее многосторонне именно в серьезном репертуаре, особенно в произведениях классических мастеров. С самого начала перед исполнителем встают сложные задачи: прежде всего трудно достигнуть того, чтобы вся концертная программа одновременно находилась в готовности к требуемому сроку. Часто, особенно в классе неопытного педагога, некоторые сочинения оказываются «сырыми», недоработанными, к другим ученик уже потерял интерес и начинает их играть все хуже и хуже. В результате дни перед выступлением протекают в крайне нервной обстановке - что-то наспех доучивается, где-то срочно ставятся «заплатки». Во избежание этого следует так планировать работу над программой, чтобы, во всяком случае самые трудные ее номера были подготовлены заранее. С самого начала разучиваются фундаментальные пьесы (полифония, крупная форма, пьесы виртуозного характера), причем все трудные в техническом отношении места отрабатываются в виде предварительных пальцевых упражнений, которые специально
24 для этого должен сделать преподаватель, и лишь через некоторое время учащийся переходит к самостоятельным занятиям. Работу над основными произведениями программы целесообразно довести почти до конца, после чего дать им, как говорят, некоторое время полежать, а заняться другими, более легкими сочинениями. Их желательно доучить, окончательно отделать, и, если возможно, исполнить публично - на школьном концерте - с целью выработки и поддержания привычки к эстраде. В то же время ученик периодически возвращается и к работе над основными пьесами в общей сложности не менее 3-х раз перед последней подготовкой к конкурсу. В первой половине срока, данного на подготовку к конкурсу, (допустим, дается год) учащийся принимается за первую из основных пьес своей программы, затем разучивает остальные сочинения и во второй половине года - вторую из основных пьес. За месяц до конкурса начинается последняя подготовка, так сказать «финиш». Темп работы необходимо ускорить, встречаться чаще с учеником. В промежутках между отдельными этапами конкурса разученные пьесы надо «откладывать» и снова заниматься ими лишь перед следующим соревнованием. Желательно, чтобы во время этого периода «откладывания» учащийся проигрывал эти вещи хотя бы раз в неделю медленно и по нотам (именно медленно, ни в коем случае не в настоящем темпе). Само собой разумеется, что преподаватель сопровождает учащегося на конкурс, что важно для ученика и для преподавателя, чья основная задача в дни конкурса - создать для учащегося при его повышенно нервном состоянии наиболее благоприятную атмосферу. Ученик должен хорошо выспаться ночью, а кроме того, иметь возможность отдохнуть и среди дня (после обеда). Ему нужны также ежедневные прогулки, желательно с преподавателем. Такое качество учителя, как юмор, в эти напряженные дни приобретает особую ценность. Преподаватель должен следить за меню учащегося во время конкурса, оно должно состоять из легко усвояемой и богатой витаминами пищи. Непосредственно перед выступлением ребенку не следует наедаться и не следует много нить (потеют руки!). И ни в коем случае никаких допингов!
25 Преподаватель обязан обеспечить учащемуся и достаточный контакт с инструментом перед конкурсным выступлением. В дни конкурса учащийся уже не должен испытывать потребности еще немного доучить свою программу, чрезмерная тренировка в последние дни психологически неблагоприятна. Главное - держать в готовности пальцы. Работа же над пьесами происходит в представлении, без инструмента, в мысленном продумывании их до последнего дня. В последние несколько часов перед выступлением учащемуся необходимо максимальное спокойствие. Он может читать, играть на фортепиано, немного прогуляться. Чрезвычайно важно, чтобы он вышел на сцену свежим, бодрым и полностью сосредоточенным. Нехорошо, чтобы перед выступлением ученик следил за ходом концерта в качестве зрителя. Это может его расстроить, вызвать нервозность и отрицательно сказаться на его собственном выступлении. Учитель должен приложить все усилия для того, чтобы ребенок просто радовался возможности померяться силами с другими конкурсантами, а не стремился к завоеванию первенства. Следует со всей последовательностью воспитывать в ученике способность радоваться заслуженному успеху других, умение внимательно их слушать, учиться у них. Преподаватель сам должен относиться к конкурсу, как исключительно важному и действенному для него самого средству самовоспитания: он учится сохранять спокойствие, углубляет свою способность вдуматься и вслушаться в работу других и бескорыстно радуется всему прекрасному, чего может добиться подрастающее поколение. Комплекс упражнений для преодоления затруднений, связанных с опорно-двигательной системой Воздействие на эмоционально-волевую сферу подростка в процессе подготовки к публичным выступлениям и достижение психологической устойчивости требует применения специально разработанной методики комплексного характера. Она включает педагогическую технику настроя на положительный конечный результат, личностное и профессиональное воздействие на подростка с целью нейтрализации негативных факторов, связанных со стрессовой ситуацией публичных выступлений и достижением положительного конечного результата. Рекомендуемый комплекс упражнений позволяет учащимся преодолевать затруднения, связанные с опорно-двигательной системой и способствующие
26 расслаблению корпуса и игрового аппарата, что обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка в момент выступления на сцене. Упражнение «Балерина» Корпус чуть прогнуть. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч, подставляя под плечи ребенка ладони. Упражнение помогает распрямить туловище, научиться освобождать мышцы рук от зажимов. Упражнение «Мельница» Руки и тело свободные. Вращательные движения рук от корпуса в плечевых суставах правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад. В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель - не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять Упражнение «Цыганочка» Потряхивание плечами, как в цыганских танцах. Сначала подвигать плечами вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых суставов - попеременно, вместе, вперед, назад. Параллельно с двигательными рекомендуется применять комплекс дыхательных упражнений, способствующих снятию мышечных зажимов, устранению страха, напряжения перед публичными выступлениями. Упражнение «Раздув» Медленно, сильно и глубоко вдохнуть, можно с небольшими толчками, вдыхать до предела, представить, что воздух уже входит в кости. Задержать воздух на пике вдоха, почувствовать, как он упирается в диафрагму. Выдох такой же полный, под конец выдоха сложить губы трубочкой, три последних толчка... Повторить несколько раз.
27 Упражнение «Змея» Громкие звуки ш-ш-ш.. .щ-щ-щ..издаваемые в течение полминуты, снимают любой страх и тревогу, как минимум, на ближайшие полчаса. Упражнение «Топотун» Топот ног, можно степом или чечеткой - хорошее средство от страхов, тревоги, навязчивых сомнений и лишних мыслей. Упражнение «Журавль» Вдохнуть глубоко и на вдохе мягко прикрыть лицо ладонями. Кончики пальцев у верхней границы лба. Глаза под руками закрыть. Задержать дыхание на 1-2 секунды... Медленно выдыхаем через рот, губы трубочкой; одновременно медленно, гладящим движением опускаем ладони сверху вниз, вдоль лица - словно снимаем пелену... Когда кончики пальцев дойдут до подбородка - отпустить руки свободно, расслабленно. Расслабляются одновременно шея, плечи, спина... В конце выдоха слегка выталкиваем воздух: ф-фух-х... Затем пауза с закрытыми глазами 1-2 секунды... Делаем подъем - начинаем медленно вдох и одновременно обратное движение рук снизу к лицу... Вдоль лица снизу вверх, с чуть более энергичным прижатием пальцев к коже... Когда кончики пальцев дойдут до нижних век, глаза открыть и устремить взгляд вверх, вслед за движущимися ладонями... Продолжаем глубокий вдох. Руки вытягиваются с вертикально- разогнутыми ладонями и полностью раскрытыми веером пальцами. Разгибаем энергично шею и спину. Глаза, широко раскрыв, устремить в зенит - и глубокий вдох завершаем паузой - задержать воздух на 2-3 секунды... Выдох - спокойно и опускаем руки свободно. Отпускаем себя. Однократное выполнение «Журавля» занимает примерно 20 секунд. Для усиления можно повторить 5-12 раз, если требуется унять большое волнение. Результат: уверенность, собранность, ясность духа. Наряду с описанными упражнениями можно применить акупрессурный массаж. Он позволяет избавиться от неприятных панических ощущений, приступов страха, сдавливания в горле, учащенного сердцебиения. Нужно взять левую руку, разместить большой палец между костями предплечья. Найти точку на расстоянии ширины двух пальцев от запястья. Интенсивно нажимать пять раз, при этом каждый раз некоторое время удерживать нажим. Дома, перед выступлением указательными пальцами интенсивно нажимать на углубление на верхней части стопы между первым и вторым пальцами. Массировать точки около минуты. Повторить три раза.
28 Наиболее эффективными для развития эмоционально - волевой сферы подростков являются методы: имплозии, систематической десенсибилизации, релаксации, аутогенной тренировки, игры перед воображаемой аудиторией, ментальной репетиции. Опишем методы, повышающие психологическую устойчивость ученика. Метод имплозии или переполнения. Он основан на следующем предположении: необоснованные страхи поддерживаются в человеке из-за того, что чувство облегчения , испытываемое при успешном бегстве от пугающего объекта, укрепляет иррациональную связь между страхом и этим объектом. Следовательно, для избавления от фобии необходим достаточно продолжительный контакт с источником страха, чтобы ребенок успел осознать реальное отсутствие угрозы, и страх исчезнет. В случае со страхом сцены мы предлагаем ученику выступать перед публикой по два - три раза в день в течение нескольких недель (это могут быть не только учащиеся класса, родители, соседи, но и друзья, и сверстники в школе). К концу этого периода происходит избавление от тревоги, снижающей качество исполнения. Ученик начинает чувствовать себя в присутствии публики значительно увереннее. Метод систематической десенсибилизации. Первоначально ученик осваивает технику мышечной релаксации посредством погружения в расслабленное состояние. Научившись расслабляться, он переходит к этапу постепенного введения стимула страха - воображаемого приближения к главному источнику страха. Так, пианист, страдающий от исполнительской тревоги, может начать с мысленной картины, в которой он играет какую - либо легкую пьесу в компании тепло и дружелюбно настроенных членов семьи. Научившись стабильно поддерживать состояние мышечной релаксации в воображаемых сценах, ученик переходит на следующий этап иерархии страха, и так до тех пор, пока не приблизиться к самой пугающей ситуации (например, как его в концертном зале освистывает и поднимает на смех публика). Эта техника на практике бывает чрезвычайно эффективной. Метод релаксации обычно используется в комплексе с систематической десенсибилизацией. Он заключается в чередовании напряжения и расслабления одной группы мышц, затем другой группы мышц той же части тела, после чего эту процедуру последовательно проходят все остальные части тела. Обычно она начинается с периферии
29 тела (пальцы ног или рук) и постепенно переходит на более крупные мышцы ягодиц или плеч. Благодаря этой технике ребенок начинает сильнее чувствовать напряжение мышц и в результате приобретает способность лучше их контролировать. Таким образом, систематическая десенсибилизация представляет собой своего рода отрабатывание расслабленной реакции на ситуации, порождавшие в прошлом тревогу или панику. Метод аутогенной тренировки Этот метод включает в себя комплекс ежедневных упражнений, призванных замедлять частоту пульса и отключать механизмы физиологической тревоги. За несколько дней до выступления подросток должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором - прорабатывается образная картина концертного выступления. Игра перед воображаемой аудиторией На заключительных этапах работы, когда произведение уже готово, оно проигрывается целиком от начала до конца с представлением, что подросток играет перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Исполнение может быть записано на магнитофон. Вместо слушателей можно поставить ряд стульев и на них кукол и игрушки. Этот метод помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приема уменьшают влияние волнения на исполнение. Метод ментальной репетиции Его смысл заключается в том, что учащийся, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо известного ему музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинал играть как бы в образе другого человека.
30 Можно применить методику настроя на положительный конечный результат, включающую личностное воздействие на подростка с целью нейтрализации негативных факторов, связанных со стрессовой ситуацией публичных выступлений, а так же комплекс приемов: контактного воздействия, обыгрывания, медитативного погружения, имаготерапии. Данные приемы в сочетании с описанными методами оказываются эффективным средством достижения психологической устойчивости подростков, как оптимального состояния эмоционально-волевой сферы в период подготовки и в процессе публичных выступлений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Резюмируя, можно сказать, что конкурсы для детей в общем, чрезвычайно полезны. Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей, развивают стремление детей к соревнованию и устремляют их усилия к конкретной цели, расширяют репертуар детей, укрепляют их нервную выносливость. Наиболее частые ошибки, от которых хочется предостеречь, следующие: конкурсы не должны являться самоцелью; нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы. Нельзя придавать конкурсам то
31 значение, какое им порой придают тщеславные взрослые. Нельзя гонять детей от одного конкурса к другому, в них надо усматривать редкий и необыкновенный стимул. И никогда не следует забывать, что участие в конкурсе - больше, чем какая-либо другая деятельность преподавателя музыки,- является мерилом его воспитательских способностей. И не только чисто профессиональных, но, прежде всего, общечеловеческих. И в этом опять подтверждение того, что детские конкурсы - не только испытание для детей, но, возможно, даже в первую очередь и для преподавателей. В нашей музыкальной педагогике с ее, порой, командно-конструктивным стилем, доминирует позиция «Делай как я». Но внутренние изъяны, присущие такому методу преподавания - безынициативность, неразвитость индивидуального начала, сказываются позже. Иногда и творческая работа - своя, лично пережитая, полезнее аксиомы, подсказанной кем-то другим. Посмотрите, как растет ребенок в семье. Если он физически и психически здоров, он все время проявляет активность и любознательность. Ошибается, ударяется, обжигается, набивает шишки и все равно «Сам, сам». И это совершенно естественно. То же, вероятно, и в мире музыки. Так стоит ли чрезмерно бояться ошибок учеников? Идеально здоровая психика в наше время встречается довольно редко. На этом настаивает большинство авторитетных психологов. Лучше всего излечивает от эстрадобоязни успех, удача - одна, другая, третья. Успех ведет очень часто к существенным структурным изменениям в психике, меняется самооценка, характер. Укрепляется доверие к себе - для людей беспокойных и мнительных это просто исцеление. Успех можно понимать, подчас, по-разному. Особенно в детской педагогике. «Победа над собой», «Это выступление лучше предыдущего», «Ты справился с трудной программой». Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям, советуют опытные педагоги и психологи. Если учащийся систематически крупно проигрывает на сцене, если волнение постоянно для него помеха, то исполнительство для него, пожалуй, закрыто (для ДМШ - закрытые прослушивания в классе).
32 Чтобы результат нашей работы - исполнение программы на экзамене, участие в концерте, конкурсе выглядел технически с блеском, эмоционально ярко, нужна вера ученика в свои силы и возможности. Здесь необходим определенный «самонастрой». Помочь его найти должен педагог. Необходимо развивать умение ученика слушать себя - мысленно представить звучание исполняемого произведения, приготовить исполнительский аппарат к нужным действиям, контролировать исполнительский процесс. Предпосылки успешного выступления - сосредоточенное внимание и руководящий музыкальными «событиями» слуховой контроль. Выступление на сцене - не только испытание ученика на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ничто не может сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является огромным стимулом для его дальнейших интенсивных занятий музыкой.
33 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Издательство «Музыка», 1981. 2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Издательство «Музыка», 1981. 3. Достал Я. Ребенок за роялем. Издательство «Музыка», 1981. 4. Маккинон Л. Игра наизусть. Издательство «Музыка», 1993. 5. Натансон В. Вопросы методики начального музыкального образования. Издательство «Музыка», 1981. 6. Перельман И. В классе рояля. Издательство «Музыка», 1983. 7. Петрушин В. Музыкальная психология. Издательство «Музыка», 1997. 8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. Издательство «Музыка», 1984.
34


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники