Окружающий мир по теме "Домашние животные. Собаки"
Автор: Исяньюлова Альфия Фаниховна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 села Акъяр МР Хайбуллинский район Республики Башкортостан Населённый пункт: село Акъяр Наименование материала: конспект Тема: Окружающий мир по теме "Домашние животные. Собаки" Раздел: начальное образование
Тема: Домашние животные. Собаки.
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Оборудование: слайды с изображением различных пород собак; кроссворд, карточки групп собак,
сочинение, стихи и рисунки учащихся.
Цели :
1. Дать ученикам представление о домашних животных- собаках, познакомить с некоторыми породами
собак, раскрыть их значение для человека,
2. Развивать познавательную активность, речь, логическое мышление, наблюдательность, 3 .Воспитывать
любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.
I.Организационный момент
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко раскрыты
Слушаем , запоминаем, ни минуты не теряем!
II. Проверка домашнего задания
1.О ком мы узнали на прошлом уроке? (о животных)
- На какие 2 группы их можно разделить? (дикие и домашние)
-Чем отличаются дикие животные от домашних? (люди кормят их, строят им жилища, заботятся о
потомстве).
2.Кроссворд ( слайд)
1 . Не мой бы труд,
Не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро . (Лошадь)
2. Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко . (Корова)
3. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком
А хвост колечком. (Собака)
4 . даже по железной крыше
Ходит тихо, тище мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днём всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка)
5 . Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
3. Расскажи о своих домашних животных.( слайды)
Кого из домашних животных ты хотел бы иметь?
Какую пользу приносят домашние животные людям?
А вы знаете, как появились домашние животные?
Давным - давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных
страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды один
разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали
добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они научились охранять человека
от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных
росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Вывод: какого же животного люди первыми приручили к жилью?
III. Сообщение темы и цели урока
- Из того, что я вам рассказала, о каком животном пойдёт речь на уроке?
IV. Работа по теме урока
Посмотрите на эту группу собак. Может кто-то уже слышал о ней. Какую пользу собака приносит
человеку?
1. 1группа . Охотничьи собаки помогают человеку на охоте. Охотничьих собак больше 150 пород. И у
каждой своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. Задача
гончих - поднять зверя с лёжки (или отыскать свежий след) и выгнать его в поле. А борзые до поры
держатся при всадниках и вступают в игру, когда выгонят гончие зверя на чистое место. Настигают борзые
и волка. Они должны не рвать его, а прижать его к земле, ухвативши по "месту" - за уши или за горло,- и
так "железными вилами" держать до прибытия охотников.
Бладгаунд-гончая
Грейгаунд-борзая
(Слайд 2)
А вот легавые идут в основном только по перу (т.е. по птице) и работают "верхним чутьем"- чуют по
ветру, где затаилась дичь.
Спаниели - это так называемые розыскные собаки. Они выгоняют птиц и мелкого зверя на охотников.
Таксы и фокстерьеры- так называемые норные собаки. Они выгоняют зверей из нор
2. 2группа
собак.
-Какую роль в жизни человека играет эта группа собак?
Служебные собаки помогают охранять границу, помогают милиции разыскивать преступников, идут по
следу. Они охраняют склады, дома, пасут скот, перевозят людей (на Крайнем Севере), помогают
отыскивать полезные ископаемые.
СЕНБЕРНАР- отыскивал захваченных непогодой, потерявших силы и замерзающих в пургу путников.
НЬЮФАУНДЛЕНД, или ВОДОЛАЗ- страсть к воде. Водолазы часто спасали тонущих.
Из всех овчарок наиболее популярна и хорошо известна немецкая овчарка. В Россию завезли в 1904году.
Одно время их использовали для пастьбы стад. На войне - как санитарные собаки, несли полицейскую
службу.
3. 3 группа собак - комнатно-декоративные.
ПУДЕЛЬ -одна из самых умных и послушных собак..
ЧИХУАХУА- самая крошечная в мире собака .Рост 15-23см. а вес-полкило.
4. Давайте послушаем сочинения о своих четвероногих питомцах
Мой щенок
У меня есть щенок. Дядя Ильфир
привез мне собаку из деревни Вазям. Я ее
назвал Лайкой, потому что она из породы
Лайка. Ей всего лишь три месяца. Каждый
день я ее кормлю, воду даю, чтобы она
стала большой , сильной и меня защищала.
Тулибаев Бахтияр
Моя собака.
У нас дома есть собака. Её зовут Жучка. Она рыжая, как лиса. Когда приходят гости, Жучка звонко
лает. Любит бегать по огороду и не любит сидеть на цепи .Ещё Жучка не любит кошек.
Ахметов Арслан
Мой ёжик.
Вы наверное удивлены , почему же
же
я так назвала своего щенка ? Да
потому, что он похож на маленького
ежа! У него остроносая мордочка, маленькие
ножки, короткий хвостик. Очень энергичный!
Я так люблю своего щенка!
Губайдуллина Альфия
Мой Актырнак
Моя собака очень красивая.Она
гладкошерстная, черного цвета.
Только она, как будто натянула на ла-
пы белые носочки, поэтому и назвали
Актырнак ( в переводе из башкирского
на русский Белые когти).Умеет давать
лапу. Мой Актырнак утром провожает
в школу, а также с лаем встречает
дома возле калитки.
Юламанов Нурислам
.
5. Инстинкты у собак.
Как вы понимаете слово "инстинкт"?
1). внутреннее чутьё.
2) Прочитаем стр135
- Какие особенности поведения собак ты наблюдал?
6. По виду собаки можно определить, когда человеку опасно находиться рядом с собакой?
-Как же нам выйти из опасной ситуации?
-Существуют определенные правила безопасности при встрече с незнакомыми собаками.
"Не смотри в глаза незнакомой собаке. Животное может посчитать это вызовом и броситься на тебя.
"Не играй в догонялки даже с дружелюбной незнакомой собакой. Она может увлечься, преследуя тебя, и
тебе будет уже не до игры.
"Бездомные собаки перенимают образ жизни волков- своих далеких предков. Они объединяются в стаи,
дичают. Эти собаки совсем не боятся людей, легко ускользают от облавы.
Остерегайся незнакомых собак!
V. Итог .
1). - Что нового узнали на уроке?
- На какие группы по использованию человеком собак можно разделить?
-С какой целью человек вывел разные породы собак?
-Каких собак нужно бояться?
-Как выйти из опасной ситуации?
2). Давайте послушаем творческую группу , которые приготовили стихи.
Первая группа
Спит будильник. Спит звонок.
Просыпается щенок.
Просыпается и лает
Снов приятных нам желает!
-Баю-бай! Баю-бай!
Вот что значит этот лай.
Нигаматов Бахтияр
В речке мыла я щенка,
Терла щеткою бока.
Только всё напрасно было!
Он чернее, чем чернила!
Назову щенка Черныш
Будет другом мне малыш! Юлдашбаева Камила
Творятся в мире ,чудеса-
Сегодня днем я встретил пса!
Красивого, огромного,
Совсем, совсем бездомного!
И я привел его домой,
Кормил вареной колбасой,
Теперь мы с ним играем и лаем!..
Но брат сказал :
- Бедняга! Ведь это же дворняга!
Сосед сказал :
-Уродина! Ведь пес-то- Беспородна!!!
На что мне эта мода?!
Я всем сказал вокруг:
-Мне не нужна порода,
МНЕ НУЖЕН ДРУГ! Мамбетова Алина
Вторая руппа
Ты умеешь любить!
Ты умеешь простить!
Я тебе доверяю все тайны
Ты меня никогда не посмеешь
предать.
Мой товарищ надежный и странный!
Ты тактичен, умен, осторожен,
Настроенье мое ты способен понять.
Словно ты чувствуешь кожей!
Ибрагимов Азамат
Почему щенку не лень
Громко лаять каждый день ?
Не с проста желает
Поиграть желает!
Губайдуллина Альфия
Третья группа
Говрят щенку :
-Не лай!Лучше с мячиком играй!
Но с каким из них играть?
Если рядом целых пять! Турсунбаева Линария
Мой пес простудился и стал безголосым!
Котенок шмыгнул у него перед носом,
А бедный больной, даже тявкнуть не мог.
Вот до чего тяжело занемог!
Юламанов Нурислам
3) Выставка художественной галереи ( творческая работа учащихся)
ХАЙБУЛЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 СЕЛА АКЪЯР
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Собаки.
Выполнила: учитель
начальных классов
Исяньюлова Альфия Фаниховна
.