Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы
Автор: Сизова Эльмира Хасановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" Населённый пункт: г.Мензелинск, Республики Татарстан Наименование материала: статья Тема: Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы Раздел: начальное образование
Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в
ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием
занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям,
и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы
прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у
ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается?
Какие
педагогические
средства
можно
использовать
для
формирования
у
учащихся
мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой
для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не
прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой
ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную
апатию.
Чем
старше
становится
ученик,
тем
больше
у
него
проблем,
связанных
с
нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную
активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда
помогает.
Следует различать понятия мотив и цель.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив - побуждение к достижению цели.
Мотивы учения младших школьников
Познавательные мотивы (овладение новыми знаниями, учебными навыками, стремление
школьников к самообразованию и направленность на самостоятельное совершенствование
способов добывания знаний)
широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями —
фактами, явлениями, закономерностями)
учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний,
приемов самостоятельного приобретения знаний),
мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и
затем на построение специальной программы самосовершенствования)
Социальные мотивы (социальное взаимодействие школьника с другими людьми)
широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной
значимости учения),
узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную
позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение),
мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с
другим человеком)
Мотивы учения младших школьников
Главная
задача
школьного
обучения –
сформировать
у
детей
такой
психологический
механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации,
саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время
обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек
сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.
Младший школьный возраст имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации
учащихся. Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности,
которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности,
инициативности, самостоятельности, что возможно только при высоком уровне школьной
мотивации.
Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший
школьный
возраст
—
это
тот
период,
в
который
происходит
развитие
школьной
мотивации,
от
которой
зависит
уровень
познавательных
способностей
человека
в
будущем.
Учебная
мотивация —
это
процесс,
который
запускает,
направляет
и
поддерживает
усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная
система,
образуемая
мотивами,
целями,
реакциями
на
неудачу,
настойчивостью
и
установками ученика. Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его
основная цель — успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он
смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого
ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели
и планы.
Пути формирования учебной мотивации
Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать
превращению
широких
побуждений
учащихся
в
зрелую
мотивационную
сферу
с
устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.
Формированию мотивации в целом способствуют:
•общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;
включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной
группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);
•построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе
совета,
создания
ситуаций
успеха,
использования различных
методов
стимулирования
(от
похвалы,
дачи
дополнительных
заданий
на
оценку,
до
жетонной системы, «солнышек» и т.д.);
•занимательность, необычное изложение нового материала;
•образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе
учения;
•использование познавательные игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их
совместное и самостоятельное разрешение;
•построение изучения материала
на
основе
жизненных
ситуаций,
опыте
самих
педагогов и учащихся;
•развитие
самостоятельности
и
самоконтроля
учащихся в
учебной
деятельности,
планирования,
постановки целей
и
реализации
их в
деятельности,
поиске
нестандартных способов решения учебных задач.
Рекомендации
учителю
для
повышения
школьной
мотивации
детей
младшего
школьного возраста
Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов
и
ориентированы
на
основные
этапы
проведения
урока,
а
также
—
на
внеурочную
деятельность.
Подготовительный этап урока включает в себя:
1.Создание
эмоционально
–
психологической
атмосферы
урока
через
организацию
атмосферы доверия между учителем и учеником, а также благоприятных межличностных
отношений в классе.
2.Не
навязывание
учебных
целей
«сверху».
Важно
последовательно
отрабатывать
с
учащимися
постановку
разных
целей
–
близких,
перспективных,
простых,
сложных.
Важно, чтобы цели были реально достижимы ( — Подумайте, ради чего вы хотите сегодня
работать на уроке; — Ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу; —
Определите свои затруднения во время урока).
3.Выбор учителем демократического стиля воздействия на учащихся.
4.Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания взглядом,
улыбкой, кивком головы.
5.Применение
доступных
детям
видов
массажа:
поглаживающего,
постукивающего,
точечного (самомассаж ушных раковин снимает тревожность, агрессивность и усталость;
массирование
антистрессовой
точки
на
тыльной
стороне
обеих
кистей
рук
снимает
возбуждение нервной системы и действует успокаивающе).
II.Основной этап урока
предусматривает:
1.Постановку учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность,
красоту и другие отличительные качества объекта познания.
2.Создание
проблемных
ситуаций,
активной
познавательной
деятельности
учащихся,
состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний,
анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность и управляющие
ими закономерности.
3.Использование дидактических и развивающих игр и упражнений, а также средств ТСО
и мультимедийные технологии.
4.Использование постоянных и целенаправленных упражнений и заданий по развитию
качеств, лежащих в основе познавательных способностей: быстроты реакции, всех видов
памяти, мышления, внимания и воображения.
5.Соблюдение соответствия учебных заданий возрастным ограничениям и наличию в них
уровня оптимальной сложности.
6.Связь
нового
материала
с
усвоенными
ранее
знаниями
для
повышения
заинтересованности в нём.
7.Включение
в
середину
урока
физкультминутки
и
использование
элементов
психогимнастики: выражение эмоций через движение.
III.На
этапе закрепления и проверки знаний
необходимо:
1.Выявление даже маленьких успехов учащихся.
2.Оценивание не только недостатков, но и успехов учеников.
3.Полезно показать, что знал и умел учащийся вчера, что – сегодня. Это даёт возможность
ребёнку увидеть своё продвижение, динамику в развитии.
4.Применение
групповых
форм
работы
для
проверки
знаний:
работа
в
парах,
взаимопроверка, использование «сигнальных кружков», рассказ задания друг другу.
5.Акцентирование внимания при неудаче не на ошибке, а на недостатке приложенных
усилий, при этом, давая ребёнку понять, что общий уровень развития его способностей
достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием.
6.Исключение
ситуации
соревнования.
Лучше
приучать
школьников
к
анализу
и
сравнению своих собственных результатов и достижений.
7.Выявление с учениками причин ошибок и путей их исправления.
8.Важно
не
сравнивать
результаты
учебной
деятельности
или
отдельного
ответа
на
поставленный вопрос конкретного ребёнка с результатами других учащихся, особенно
успевающих детей.
9.Оценивание конкретного ответа без перехода на личность учащегося.
10.Концентрация внимания учащихся на продвижении вперёд, на переживании успеха в
деятельности.
Во внеурочной деятельности необходимо учитывать:
1.Принятие своих учеников независимо от их учебных успехов.
2.Постоянное подчёркивание того, что отношения в классе определяются не только
успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершает ученик для других.
3.Изучение круга интересов ребят; выяснение, чем может быть интересен каждый
учащийся для одноклассников.
4.Проведение предметных олимпиад и внеклассных занятий, выпуск познавательных газет
«Это интересно».
5.Вовлечение учащихся и родителей в предметную проектную деятельность: в разработку
творческих работ, проектов и презентаций.
6.Воспитывать и поддерживать в ученике интерес, предоставляя ему возможность изучать
и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звёзды, цветы или многое другое.
7.Помощь ребёнку в нахождении связи между учёбой в школе и его интересами. Часто
причиной отсутствия школьной мотивации является то, что ребёнок не находит никакой
связи между учебной и своими интересами и целями.