Напоминание

"Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности обучающихся"


Автор: Старовойт Виктория Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности обучающихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему: «Дидактическая

игра

как

способ

активизации

познавательной

деятельности

обучающихся»

(Из

опыта

работы

дет ского

объединения

«Юный

краевед»

п ед а го г а

д о п о л н и т е л ь н о г о

о б р а з о в а н и я

Ц Д и ЮТи Э

г.

Брянска

Старовойт

Виктории

Викторовны)

Важнейшей

проблемой

образования

остается

проблема

формирования

интереса и мотивации к учению. В.А. Сухомлинский справедливо заметил,

что все наши усилия «разбиваются в прах», если у обучаемого отсутствует

желание

учиться.

В

современной

дидактике

разрабатывается

концепция

активного

обучения,

в

которой

в

качестве

эффективного

средства

активизации

познавательной

деятельности

учащихся

рассматривается

игровая деятельность. О первостепенном значении игры для естественного

развития детей свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила игру

универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Игра

-

ведущий

тип

деятельности

детей

младшего

школьного

возраста,

именно она ведет за собой развитие ребенка. Педагогические игры можно

разделить

на:

все

предметные

(математические,

химические

и

т.д.),

спортивные,

подвижные,

интеллектуальные

(дидактические),

технические,

музыкальные

(ритмические,

хороводные,

танцевальные),

коррекционные

(психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения) и т.п.

В детском объединении «Юный краевед» обучаются ребята 1-х и 2-х классов

в возрасте от 6 до 8 лет, именно для такого юного контингента обучающихся

и

следует

применять

игру

как

один

из

основных

способов

активизации

знаний и развития навыков.

На

занятиях

по

краеведению

в

детском

объединении

наибольшую

популярность среди ребят приобрели дидактические игры.

Они

отличаются

наличием

чётко

поставленной

цели

обучения

и

соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой

замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические

задачи, оборудование, результаты игры.

Дидактическую игру можно использовать на любом этапе занятия. Например,

на занятии по теме: «Растительный и животный мир Брянского края», чтобы

закрепить

полученные

знания

о

растениях,

обучающимся

предлагается

дидактическая игра «Чей листок?». В ходе игры

ребята должны отгадать,

какому дереву принадлежит листок, представленный на картинке. Данная

игра развивает внимание и память обучающихся. На занятии «Я и моя семья»

применяется более 5 видов дидактических игр, такие как «Назови, кто кем

кому приходится», «Четвертый лишний», различные ребусы и кроссворды.

Самой

занимательной

для

ребят

стала

игра

«Волшебная

ромашка»,

ведь

символом

семьи

в

России

является

именно

этот

полевой

цветок.

Обучающиеся с большим интересом рисуют, вырезают из цветной бумаги,

вспоминают членов семьи и родственников, развивают не только умственные

способности, но и творческие. В этой игре присутствует и соревновательный

момент, ведь кто вспомнит больше всего родственников, тот и зарабатывает

баллы за занятие.

В результате использования игровых приемов и методов обучения в детском

объединении «Юный краевед» достигаются следующие результаты:

1) повышается познавательная активность учеников;

2)

расширяется

спектр

возможностей

активизации

познавательной

деятельности путем сочетания традиционных и игровых способов обучения.

Опыт детского объединения «Юный краевед» по данной теме обобщен в

сборнике сценариев игр по материалам открытого городского краеведческого

конкурса «Мы этой земли продолженье» 2017 года.

Дидактическая игра не развлечение, а особый метод стимулирования их

активности; игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний

и

умений,

но

и

способствовать

общему

развитию

ребёнка,

служить

формированию

его

способностей.

Правомерно

ли

учение

без

увлечения?

Полагаю, что нет, так как тогда оно перестанет быть познанием. Познавать

что - либо страшно интересно - открывать новое, неизвестное, любопытное,

становится богаче, но это познание есть труд души и ума, иногда очень

нелёгкий,

требующий

напряжение,

терпения,

воли,

настойчивости.

Дидактические

игры

развивают

интеллектуальные

качества

личности,

свойства ума, позволяют приобрести знания, дети любят соперничать не

только на волейбольной площадке, но и за столом, за партой.

В играх

заложена

огромная

информация

различных

знаний

и

сведений.

Ребёнок

получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший психологический

секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности.

Элемент игры на занятии только способствует педагогам.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники