Автор: Старовойт Виктория Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности обучающихся"
Раздел: дополнительное образование
Статья на тему: «Дидактическая
игра
как
способ
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся»
(Из
опыта
работы
дет ского
объединения
«Юный
краевед»
п ед а го г а
д о п о л н и т е л ь н о г о
о б р а з о в а н и я
Ц Д и ЮТи Э
г.
Брянска
Старовойт
Виктории
Викторовны)
Важнейшей
проблемой
образования
остается
проблема
формирования
интереса и мотивации к учению. В.А. Сухомлинский справедливо заметил,
что все наши усилия «разбиваются в прах», если у обучаемого отсутствует
желание
учиться.
В
современной
дидактике
разрабатывается
концепция
активного
обучения,
в
которой
в
качестве
эффективного
средства
активизации
познавательной
деятельности
учащихся
рассматривается
игровая деятельность. О первостепенном значении игры для естественного
развития детей свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила игру
универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Игра
-
ведущий
тип
деятельности
детей
младшего
школьного
возраста,
именно она ведет за собой развитие ребенка. Педагогические игры можно
разделить
на:
все
предметные
(математические,
химические
и
т.д.),
спортивные,
подвижные,
интеллектуальные
(дидактические),
технические,
музыкальные
(ритмические,
хороводные,
танцевальные),
коррекционные
(психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения) и т.п.
В детском объединении «Юный краевед» обучаются ребята 1-х и 2-х классов
в возрасте от 6 до 8 лет, именно для такого юного контингента обучающихся
и
следует
применять
игру
как
один
из
основных
способов
активизации
знаний и развития навыков.
На
занятиях
по
краеведению
в
детском
объединении
наибольшую
популярность среди ребят приобрели дидактические игры.
Они
отличаются
наличием
чётко
поставленной
цели
обучения
и
соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой
замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические
задачи, оборудование, результаты игры.
Дидактическую игру можно использовать на любом этапе занятия. Например,
на занятии по теме: «Растительный и животный мир Брянского края», чтобы
закрепить
полученные
знания
о
растениях,
обучающимся
предлагается
дидактическая игра «Чей листок?». В ходе игры
ребята должны отгадать,
какому дереву принадлежит листок, представленный на картинке. Данная
игра развивает внимание и память обучающихся. На занятии «Я и моя семья»
применяется более 5 видов дидактических игр, такие как «Назови, кто кем
кому приходится», «Четвертый лишний», различные ребусы и кроссворды.
Самой
занимательной
для
ребят
стала
игра
«Волшебная
ромашка»,
ведь
символом
семьи
в
России
является
именно
этот
полевой
цветок.
Обучающиеся с большим интересом рисуют, вырезают из цветной бумаги,
вспоминают членов семьи и родственников, развивают не только умственные
способности, но и творческие. В этой игре присутствует и соревновательный
момент, ведь кто вспомнит больше всего родственников, тот и зарабатывает
баллы за занятие.
В результате использования игровых приемов и методов обучения в детском
объединении «Юный краевед» достигаются следующие результаты:
1) повышается познавательная активность учеников;
2)
расширяется
спектр
возможностей
активизации
познавательной
деятельности путем сочетания традиционных и игровых способов обучения.
Опыт детского объединения «Юный краевед» по данной теме обобщен в
сборнике сценариев игр по материалам открытого городского краеведческого
конкурса «Мы этой земли продолженье» 2017 года.
Дидактическая игра не развлечение, а особый метод стимулирования их
активности; игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний
и
умений,
но
и
способствовать
общему
развитию
ребёнка,
служить
формированию
его
способностей.
Правомерно
ли
учение
без
увлечения?
Полагаю, что нет, так как тогда оно перестанет быть познанием. Познавать
что - либо страшно интересно - открывать новое, неизвестное, любопытное,
становится богаче, но это познание есть труд души и ума, иногда очень
нелёгкий,
требующий
напряжение,
терпения,
воли,
настойчивости.
Дидактические
игры
развивают
интеллектуальные
качества
личности,
свойства ума, позволяют приобрести знания, дети любят соперничать не
только на волейбольной площадке, но и за столом, за партой.
В играх
заложена
огромная
информация
различных
знаний
и
сведений.
Ребёнок
получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший психологический
секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности.
Элемент игры на занятии только способствует педагогам.