Автор: Овсянникова Таисия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Пижильская ООШ"
Населённый пункт: ст.Пижил, Сюмсинский район, Удмуртская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучающее изложение "Барсик" 2 класс
Раздел: начальное образование
Тема: Урок развития речи во 2 классе. Обучающее изложение по опорным словам.
Цель:
1.учить писать изложения по вопросам, в соответствии со своими возможностями;
2.развивать речь, память, логическое мышление, умение строить предложения,
орфографическую зоркость;
3.воспитывать любовь к животным и самоконтроль.
Предметные:
воспринимать текст на слух;
выбирать наиболее подходящее заглавие из нескольких предложенных;
делить текст на части;
предполагать по ключевым словам содержание текста;
подробно пересказывать текст по ключевым словам;
грамотно записать пересказ;
увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические
ошибки на изученные правила.
Метапредметные (УУД):
определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью
учителя;
учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
договариваться с одноклассниками во время работы.
Личностные:
обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора
текста);
понимать эмоции автора, получать информацию о нем посредством анализа текста.
Оборудование:
карточки
с
текстами,
с
вопросами,
с
деформированными
предложениями, напечатанные слова для орфографической подготовки, презентация.
Ход урока
1.
Организационный момент
- Мы будем на уроке думать? (Да.)
- А может, будем спать? (Нет.)
- Мы будем рассуждать? (Да.)
- А в облаках летать? (Нет.)
- Друг другу помогать? (Да.)
- Проверим готовность к уроку
2. Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы будем учиться писать изложения.
- О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:
Мордочка усатая
Шубка полосатая
Часто умывается
А с водой не знается?
- Правильно, это кот. (Слайд )
- И другая загадка:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
- Молодцы! Значит, о ком будет рассказ? (Слайд )
3. Работа по теме урока
а) Знакомство с текстом (чтение текста учителем, у учащихся карточки с текстом
на партах)
У Коли жил кот Барсик. Однажды с полки упала игрушка. Это была собака. Кот
испугался и спрятался под шкаф. Коля завёл игрушку. Собака слала вертеть головой.
Барсик взял игрушку и понёс её на кухню. Там в чашке было молоко. Кот решил
покормить собаку.
Молоко текло по лапкам и усам собаки.
Барсик был рад.
- Интересный рассказ? Понравился он вам?
- Хорошо, а теперь давайте выясним: кто из действующих лиц живой, настоящий, а кто
– игрушка? (Слайд )
- У кого дома есть кот?
- Он играет с игрушками?
- Был у вас такой случай?
- Как можно озаглавить текст?
б) Чтение вслух, по частям, анализ.
Задание перед чтением:
- На сколько частей разделён текст? Почему?
I
часть:
- У кого жил Барсик?
- Что случилось однажды?
-Что это была за игрушка?
- Что произошло с котом?
- Что сделал Коля?
- Что стала делать игрушка?
II часть:
- Что сделал Барсик с игрушкой?
- Что было на кухне?
- Что решил сделать кот?
III часть:
- Пила ли игрушка молоко?
- Как к этому отнёсся Барсик?
- Почему он радовался?
Физкультминутка
4.Орфографическая подготовка
Барсик.
У …оли ж…л ко… …арсик. Однажды с полки упала игру…ка. Это была с…бака.
Ко… испугался и спрятался под шка…. …оля завёл игру…ку. С…бака стала вертеть
г…л…вой.
…арсик взял игру…ку и понёс её на кухню. Там в ча…ке было м…л…ко. Ко…
решил пок…рмить с…баку. М…л…ко т…кло по ла…кам и усам с…баки.
Барсик был ра….
- Какие орфограммы встречаются в тексте?
- Почему слова Коля и Барсик всегда написаны с большой буквы?
- А вот слова кот, собака, игрушка – как будем писать? Почему? -
Найдём слова, в которых есть сочетания жи–ши, ча–ща. Кто скажет правило?
- (На доске карточки со словами)
1 группа слов: кот, игрушка, шкаф, чашка, лапка, рад.
- Читаем эту группу слов. Кто догадался, на какое правило эти слова?
- Как их проверить?
2 группа слов: головой, вертеть, покормить, текло.
- Подберём проверочные слова
- Вспомним правило.
3 группа слов: Коля, Барсик
Слова для справок: однажды, испугался, спрятался, решил, понёс.
- Какие словарные слова присутствуют в нашем тексте?
5.Запись основных слов
Кот (Барсик)
игрушка
собака
кот(шкаф)
игрушка
головой
кухня
молоко
кот
текло
рад
6. Запись текста
1 уровень – списывает текст;
2 уровень – строят предложения из деформированных;
3 уровень – отвечают на вопросы.
6. Самопроверка
7. Обобщение -
Сегодня мы учились составлять и записывать текст.
8. Рефлексия
- Но вернёмся к нашим героям. У меня два блюдечка с молоком. Кого из них надо
угостить молоком? (Слайд )
- А собачке надо? (Слайд )
- Урок окончен.
Барсик.
У Коли жил кот Барсик. Однажды с полки упала игрушка. Это была собака. Кот
испугался и спрятался под шкаф. Коля завёл игрушку. Собака слала вертеть головой.
Барсик взял игрушку и понёс её на кухню. Там в чашке было молоко. Кот решил
покормить собаку.
Молоко текло по лапкам и усам собаки.
Барсик был рад.
Барсик.
У …оли ж…л ко… …арсик. Однажды с полки упала игру…ка. Это была с…бака.
Ко… испугался и спрятался под шка…. …оля завёл игру…ку. С…бака стала вертеть
г…л…вой.
…арсик взял игру…ку и понёс её на кухню. Там в ча…ке было м…л…ко. Ко…
решил пок…рмить с…баку. М…л…ко т…кло по ла…кам и усам с…баки.
Барсик был ра….
Напишите ответы на вопросы.
1.
У кого жил Барсик?
2.
Что случилось однажды?
3.
Что произошло с котом?
4.
Что сделал Коля?
5.
Что стала делать игрушка?
6.
Куда понёс Барсик игрушку?
7.
Что он решил с ней сделать?
8.
Пила ли игрушка молоко?
9.
Как к этому отнёсся Барсик?
Составь из слов предложения.
1. Жил, кот, у Коли, Барсик.
2. Упала, с полки, игрушка, однажды.
3. Собака, была, это.
4. Испугался, кот.
5. Завёл, Коля, игрушку.
6. Стала, головой, собака, вертеть.
7. Игрушку, Барсик, на кухню, понёс.
8. Решил, покормить, он, молоком, собаку.
9. Молоко, игрушка, не пила.
10. Рад, Барсик, был.