Напоминание

"Работа над средствами музыкальной выразительности с учащимися младших классов скрипки"


Автор: Кисельман Наталья Львовна
Должность: преподаватель высшей категории по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г.Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Работа над средствами музыкальной выразительности с учащимися младших классов скрипки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок

преподавателя по классу скрипки Кисельман Н.Л.

с ученицей 3 класса

Тема: Работа над средствами музыкальной выразительности с

учащимися младших классов скрипки

Цель:

развитие умения пользоваться средствами музыкальной

выразительности

у

учащихся

младших

классов,

занимающихся

в

классе

скрипки.

Задачи:

1.Образовательные:

-

сформировать умение анализировать музыкальные произведения;

- дать понятие о средствах музыкальной выразительности: темп, лад,

динамика, штрихи, тембр, мелодия;

- научиться пользоваться средствами музыкальной выразительности во

время исполнения произведений.

2. Развивающие:

- развивать слуховую активность ребёнка;

- развивать умение применять средства музыкальной выразительности

при исполнении музыкальных произведений.

3. Воспитательные:

- воспитывать эмоционально-образную культуру ребенка;

-

учить

концентрировать

внимание

на

восприятии

художественного

образа, его характера, настроения.

Ход урока

Слайд 1.

Тема нашего урока «Работа

над

средствами

музыкальной

выразительности в младших классах скрипки».

Сегодня мы продолжим наше путешествие в страну музыки, закрепим

знания о тех помощниках, которые помогают музыке меняться, развиваться,

звучать интересно, ярко, красочно, выразительно.

У

каждого

искусства

есть

свой

особый

язык,

свои

выразительные

средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и

краски.

Умело

пользуясь

ими,

художник

создает

картину.

Поэт,

сочиняя

стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью,

рифмами.

У музыки свой особенный язык - язык звуков. В отличие от

звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох), музыкальные звуки имеют

точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь

различную

окраску,

звучать

громко

или

тихо,

исполняться

быстро

или

медленно.

Главное из средств музыкальной выразительности – мелодия. Она

является основой всякого произведения.

Слайд 2.

Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная

мысль. В общем, мелодия - это то, что мы можем пропеть. Даже если мы не

запомнили ее всю целиком, мы напеваем.

В

музыкальной

речи,

так

же

как

и

в

речи

словесной,

есть

и

предложения,

и

фразы.

Несколько

звуков

образуют

мотив

-

маленькую

частицу мелодии.

Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют

предложения.

И

затем,

предложения

образуют

части

музыкального

произведения.

А

сейчас

прозвучит

пьеса

А.Маклакова

«Сказка»,

которую

мы

подготовили для исполнения на концерте для родителей. А потом поговорим

о средствах музыкальной выразительности, которые помогают передать ее

характер. (звучит пьеса)

Вопрос: Скажи, какой характер у пьесы?

Вопрос:

Какую

сказку

ты

себе

представляешь,

когда

играешь

эту

пьесу? Посмотрим на рисунок, который ты нарисовала. Что это за сказка?

(«Аленький цветочек»)

Давай попробуем пропеть мелодию, а затем определить, где начинается

и заканчивается мотив, фраза, предложение. Сколько частей в этой пьесе?

Какие они по характеру? Значит, мелодия может быть разной – веселой и

грустной. В музыке это называется лад.

Существуют два контрастных лада -

мажор

и

минор.

Мажорная

музыка

воспринимается

слушателями,

как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная.

Наша «Сказка» написана в мажоре или миноре?

Слайд 3.Теперь посмотри на слайд и прочти, что такое лад и какой он

бывает (мажор и минор).

Слайд 4. Посмотри, какое интересное стихотворение об этом средстве

выразительности. Прочти его.

Но это еще не все средства выразительности, которые применяются в

музыкальных

произведениях.

В

любой

музыке,

в

любой

песенке

кроме

мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный

ритм; есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь.

Попробуем сыграть 1 фразу пьесы, не обращая внимания на ее ритм,

одинаковыми длительностями. Что ты услышала? Музыка превратилась в

набор звуков и мелодия сразу пропала. Как ты считаешь, нужен нам ритм?

Слайд 5. Ритм влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм

придаёт

музыкальному

произведению

лиричность.

Прерывистый

ритм

создает ощущение тревоги, взволнованности. Прочти, что такое ритм?

Музыка

может

также

изображать

какие-либо

конкретные

явления

действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц,

полет бабочек. У нас в репертуаре тоже есть такая пьеса - «Бабочки». Ее

написал Вениамин Иосифович Шер, скрипач, композитор и педагог (звучит

пьеса). Посмотрим на твой рисунок.

Расскажи, какие средства выразительности помогают нам представить

образ очень хрупкой и нежной бабочки? (очень красивая мелодия, мажорный

лад, ритм шестнадцатыми и ...темп!)

Слайд

6 . Посмотри на рисунок, что там изображено? Кто медленнее передвигается,

а

кто

быстрее

на

картинке?

Значит

темп

это скорость

исполнения

музыкального произведения.

Слайд

7. Темп

бывает

быстрый,

медленный

и

умеренный.

Для

обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем

музыкантам в мире.

А какие обозначения темпов ты знаешь? Посмотри и скажи, что это за

темпы?

Слайд 8.

Какой темп в пьесе «Бабочки?» Благодаря быстрому темпу мы можем

себе

представить,

что?...

Какое

наиболее

яркое

средство

музыкальной

выразительности ты использовала, чтобы передать образ бабочек? Конечно,

это динамика.

Слайд 9.

Динамика.

Динамика нужна нам для более разнообразного

звучания. Посмотри на слайд и скажи, какие динамические оттенки здесь

изображены.

Слайд 10,11.

А теперь обрати внимание на первые фразы (работа над динамикой).

Хорошо, а теперь попробуй сыграть начало пьесы отдельными смычками.

Что изменилось? Похоже это на порхающих бабочек? А при помощи чего

этот образ получился очень легким и летящим? Правильно,

при помощи

штриха легато.

Слайд 12.

Штрихи.

Разнообразные

штрихи

делают

музыку

разнообразной,

красочной.

Что

такое

штрих,

какие

штрихи

ты

знаешь?

(слайды

13-16)

Штрих legato —

один

из

самых

широко

применяемых

приемов игры; он выявляет сущность природы скрипки — ее возможность

плавно,

выразительно

петь

бесконечную

мелодию,

причем Legato может

исполняться практически во всех темпах: от сочетания медленных звуков до

очень быстрых пассажей. («Сказка» и «Бабочки»).

Штрих martele (буквально

«отбивая»)

резкий,

отрывистый

применяется

в

произведениях

маршевого

характера,

мужественного

или

танцевального.

Пунктирные штрихи широко применяются в скрипичной литературе и

способствуют

созданию

героических

образов,

употребляют

их

и

в

трагических эпизодах, а также пунктирный ритм может применяться для

передачи характера изящной танцевальности.

Сыграй нам 1 часть Концертино О.Ридинга и скажи, какой характер

здесь передает пунктирный ритм.

Музыкальный звукоряд насчитывает около 100 различных по высоте

звуков. Как звучат средние звуки? Низкие? Высокие?

Средние наиболее

яркие, нижние звуки кажутся мрачными, гулкими, а верхние звучат светло,

прозрачно, звонко. Это объединение звуков в группы по высоте называется

регистром (игра с педагогом в ансамбле, пьеса «Соловей и лягушки»).

Слайд 17.

Ещё одно средство музыкальной выразительности, которое

мы знаем – тембр - это окраска звука.

Сейчас

сыграем «Менуэт»

В.Моцарта

в

ансамбле

с

флейтой,

фортепиано

и виолончелью. Послушай, как по разному звучит тема в

исполнении разных инструментов. Каким бы цветом ты нарисовала звуки,

издаваемы флейтой, скрипкой, фортепиано и виолончелью?

И в заключении прозвучит пьеса П.Чайковского «Грустная песенка».

Какую еще музыку сочинял этот композитор? Сыграй нам эту пьесу.

Расскажи, какую картинку ты себе представляешь, когда исполняешь

это произведение? Покажи свой рисунок. Здесь очень будут кстати строки из

стихотворения Алексея Плещеева «Осень»:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты...

Какие средства выразительности ты применила, чтобы создать образ

осенней погоды? Что передает штрих портато? (дождик).

Как

изменяет ся

лад в середине пьесы и что в связи с этим ты представляешь? Какая динамика

в разных частях?

Из всего услышанного можно сделать вывод – музыкальный образ

помогают

создавать

мелодия,

лад,

штрихи,

динамические

оттенки,

ритмический рисунок, темп, регистр.

Д у м а ю ,

ч т о

п о р а

п о д в е с т и

и т о г

н а ш е г о

у р о к а .

Слайд 18. Посмотри на и ответь, что за средства выразительности

скрыты в этих определениях.

Домашнее

задание:

1.

Подумай,

как

бы

ты

изобразила

на

скрипке

медведя,

пение

кукушки;

трель

жаворонка,

при

помощи

каких

средств

выразительности? 2.

Попробуй

поиграть

одну

из

своих

пьес

разными

штрихами: деташе, легато, мартле, пунктирным ритмом.

Заключительно слово

Начальные годы обучения оказывают очень глубокое воздействие на

ученика.

Этот

период

считается

решающим

и

ответственным

этапом

в

формировании

будущего

скрипача.

Работая

с

начинающими,

педагог

приступает к возведению своего рода фундамента. Его качество определяет

ход дальнейшего обучения, во всяком случае – ближайших лет занятий, а

могут отразиться и на всем будущем ученика.

Обучение

игре

на

скрипке

длительный,

многогранный

и

очень

сложный процесс, требующий больших усилий. Результаты его проявляются

не сразу, поэтому задача педагога – тщательно готовиться к каждому уроку.

Каждый урок в начальной школе – это маленький спектакль. Учебный

материал,

данный

в

увлекательной

игровой

форме,

вызывает

желание

запомнить,

научиться,

повторить.

Для

этого

необходимо

привлекать

фантазию детей (делать рисунки к упражнениям и пьесам, использовать

подтекстовки,

игру с педагогом, прослушивание музыки и т.д.) Хочется

пожелать всем педагогам творческих успехов и терпения на нашем нелегком

поприще!

Презентация к уроку

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники