Автор: Полупан Наталья Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №5"
Населённый пункт: г. Майкоп
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыкальная викторина, как педагогическая проблема в курсе музыкальной литературы в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДШИ №5»
Методическая разработка.
«Музыкальная викторина, как педагогическая проблема в курсе
музыкальной литературы в ДШИ».
Преподавате
ль
Полупан Н.Г.
г. Майкоп
2018 г
Содержание.
1.Воспитательное и образовательное значение предмета
музыкальной
литературы в ДШИ – 3 стр.
2.Развитие
способностей
воспринимать,
запоминать
музыку.
Главная
задача в программе курса музыкальной литературы. – 4 стр.
3.Задача
данной
работы
–
выявление
дидактических
особенностей
различных видов музыкальных викторин. – 4 стр.
4. Принципы классификации и виды и музыкальных викторин. – 5 стр.
5.
Музыкальная
викторина
как
средство
развития
творческих
способностей учащихся. – 7 стр.
6.Заключение. – 9 стр.
7. Список используемой литературы. – 10 стр.
2
Своеобразие
музыки
как
вида
искусства,
воссоздающего
живые
эмоции, в значительной мере определяет своеобразие методики преподавания
музыкальной литературы как частной педагогической дисциплины.
Подлинное искусство несет в себе высокие и гуманные идеи. Поэтому
главное назначение большого искусства состоит в том, чтобы развивать и
удовлетворять
духовные
запросы
человека,
которые
у
него
тем
разностороннее, чем выше его культура и выше кругозор, чем больше он
знает и понимает искусство.
Дети
подросткового
возраста,
восприимчивые
ко
всему
новому,
необычному
пробуждающему
и
будоражащему
чувства
и
воображение,
способны
проявлять
живой
интерес
к
легкой
музыке,
равно
как
и
к
серьезному
искусству.
Легкая
музыка
–
наиболее
«съедобный
,
удобоваримый продукт музыкальной культуры. Ее восприятие не требует
больших
усилий
ума,
чувств,
работы
интеллекта.
Она
удовлетворяет
потребности
подростков
в
общении,
совместном
отдыхе.
Легкая
музыка
давно и прочно занимает свою «нишу» в быту каждого человека.
Постижение школьниками серьезного искусства – процесс сложный и
длительный. Для того, чтобы лучше понять, оценить музыкальное искусство,
и существует предмет музыкальной
литературы. Какой же должна быть
музыкальная литература как предмет школьного преподавания?
В настоящее время музыкальная литература как учебный предмет – это
дидактически отработанная система знаний, умений и навыков, с помощью
которых
учащиеся
должны
научиться
слушать
музыку,
понимать
ее
содержание, разбираться в своеобразии выразительных средств и получить
запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с
лучшими образцами музыкального искусства.
В процессе изучения предмета учащиеся приобщаются к различным
видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус, учатся
слушать
музыку
избирательно,
давать
оценку
идейно
–
эстетическим
параметрам музыкального произведения.
В
настоящее
время
существует
множество
учебных
программ
по
изучению
музыкальной
литературы
в
ДМШ.
Самыми
популярными
и
общеупотребительными
из
них
считаются
программы
В.
Лагутина
и
Е.
Лисянской. Если сравнить эти программы, то можно найти существенные
различия между ними. Они создавались в разное время и отвечали разным
дидактическим
целям
и
задачам.
Программа
Лагутина
была
составлена
достаточно давно (1962г.) и отразила унифицированную модель изучения
музыкального
искусства
по
монографическому
принципу.
Отдельные
3
монографии (всего 16 ) включали биографические сведения о композиторе,
слушание и анализ наиболее значительных хрестоматийных произведений.
По-новому на этот предмет смотрит Лисянская. Она разрабатывает
жанрово-стилевой
принцип
построения
программы,
что
позволяет
использовать уроки познавательно – аналитического направления как основу
изучения предмета. В контексте этих уроков факты жизни композиторов
используются
по
мере
надобности
и
необходимости
для
создания
«биографии»
музыкальных
произведений,
для
осуществления
более
глубокого их анализа.
Метод
Е.Лисянской
предусматривает
большую,
чем
принято
ранее,
самостоятельность
детей
в
изучении
жизненного
пути
того
или
иного
композитора (обычно изучение биографического материала происходит в
форме докладов, сообщений, устных проверочных викторин).
Целью
обучения
у
Е.Лисянской
становится
развитие
творческих
способностей
ребенка,
которые
проявляются
в
умении
художественно
воспринимать музыку, понимать ее образно – эмоциональное содержание.
Любые аналитические знания о музыке формируются только на основе ее
восприятия, живого эмоционального отклика на прозвучавшее произведение.
Творческое,
самостоятельное,
обьективно
–
субьективное
восприятие
музыки,
понимание
ее
содержания
является
результатом
длительного
процесса духовного воспитания, который может охватить не только годы
обучения в школе, но и растянуться на всю взрослую жизнь.
Общепризнан
тот
факт,
что
в
определенном
возрасте
музыка
воспринимается по - разному. В ДМШ музыкальная литература адресована
подросткам
–
учащимся
среднего
школьного
возраста
(
10
–
15
лет).
Преподавателям,
ведущим
тот
или
иной
предмет
,приходится
постоянно
учитывать
особенности
этого
сложного
периода
развития
ребенка,
определяемого
как
«переходный»
возраст
.
В
подростковом
возрасте
формируются
оценочные
представления,
художественный
вкус,
складываются мировоззренческие основы личности. Сначала дети учатся
слушать
музыку,
фантазировать,
придумывать
образные
характеристики.
Далее,
в
процессе
своего
интеллектуального
роста,
они
начинают
ее
понимать, осознавать и пытаться самостоятельно анализировать.
Учитывая
вышесказанное,
можно
сделать
вывод
о
существовании
педагогической проблемы запоминания музыкального материала, который
служит
базой,
фундаментом
для
аналитического
изучения
музыкальных
произведений. Если у учащихся нет интереса к звучащей музыке и к тому, что
происходит
на
уроке
музыкальной
литературы,
если
урок
проходит
без
эмоционального
подъема,
без
ярких
художественных
впечатлений
и
переживаний, то ни о каком полноценном музыкальном развитии не может
быть
и
речи.
Интересные
уроки
музыкальной
литературы
это
не
развлекательные
занятия
и,
конечно
же,
не
сухое
предоставление
4
теоретического материала. Интересными можно считать те уроки, которые
вызывают
разнообразные
эмоциональные
переживания
и
яркие
художественные впечатления, связанные с восприятием музыки.
Огромную
роль
в
понимании
музыкального
произведения
играет
запоминание
тематического
материала,
которое
осуществляется
в
форме
разнообразных
викторин.
Основной
задачей
данной
работы
является
выявление
дидактических
особенностей
различных
видов
музыкальных
викторин.
Принципы классификации викторин
Викторина – это занимательный и, в тоже время, точный метод изучения
музыки. Понятие «викторина» впервые появилось в 1928 г. в московском
журнале «Огонек». Викторина явилась коренной переработкой американской
игры «Ask me another» (задавай мне другое). На вопросы в этой викторине
следовало отвечать экспромтом.
Благодаря
такой
игровой
форме
развиваются
интеллектуальные
возможности человека, расширяется диапазон его знаний, появляется умение
быстро и точно ответить на вопрос. Применение викторин в музыкальной
педагогике способствует решению основной учебной задачи – закреплению
знаний. Музыкальная викторина – это обязательная часть каждого урока и
самая простая проверка знаний. Такая форма работы выполняет не только
дидактические задачи, но и становится занимательной формой обучения.
Популярность
этого
метода
изучения
музыки
обуславливается
еще
и
интересом к различным популярным шоу-программам, таким как «Угадай
мелодию», «Утренняя звезда» и т. д.
Викторины, как средство музыкальной педагогики, классифицируются
по разным параметрам:
- по форме проведения;
- по способу воспроизведения музыкального материала;
- по дидактическим целям и задачам.
По форме проведения викторины можно классифицировать на
следующие виды:
1.
устные
2.
письменные
Устные викторины предполагают не только обучающие, но и игровые
формы проведения. Они могут проводиться как соревнование между двумя
командами, в виде опроса по цепочке: последовательно, в определенном
5
порядке
ученики
отгадывают
музыку.
По
условиям
игры,
ученик,
неправильно назвавший музыкальный фрагмент, передает право давать ответ
следующему.
Правильно
определенный
отрывок
приносит
игроку
одно
«очко». Игра может вестись до заданного количества «очков», в зависимости
от наличия учебного времени. Такая форма проведения очень увлекает детей
и они с большим интересом участвуют в «игре». Вообще подобные «игры»
могут
служить
видом
отдыха,
расслабления
детей
после
определенного
объема полученной информации.
Если
рассматривать
игру
с
точки
зрения
психологии,
то
можно
определить некоторые закономерности. Игра взрослого – это игра ребенка.
Игрой психологи называют вид деятельности, который направлен не только
на практический результат, но и на сам процесс.
Так можно предложить еще одну игру с использованием карточек.
Педагог раздает карточки с названиями произведений, на каждой из них
внизу стоит буква ключевого слова. Кто правильно отгадает прозвучавшие
отрывки и поставит карточки в правильной последовательности, тот получит
ключевое слово.
Поощрять
участников
можно
различными
«призами»,
в
основном
оценками.
Можно
сделать
карточки
определенного
цвета,
которые
будут
вручаться выигравшим. В конце четверти, по количеству «заработанных»
карточек будет выставляться соответствующая оценка.
Письменные викторины проводятся в виде контрольных работ или в
виде тестов, кроссвордов. Наиболее распространенным письменным видом
викторины
является
определения
музыкальных
отрывков
из
пройденного
материала в конце урока или четверти.
Подобные
викторины
являются
самой
полной,
детальной
формой
проверки знаний, они требуют максимального знания музыки от ребенка.
Письменные викторины можно проводить в форме заполнения таблицы, где
необходимо определить основные параметры произведения, расположенные
по пунктам.
Тестовые
викторины
предполагают
сделать
правильный
выбор
из
определенного ряда ответов.
- Тестом может служить задание: выбрать один правильный ответ из трех
предложенных;
- правильно обозначить порядок появления фрагментов;
-
после
прослушивания
музыкального
отрывка
ученику
предлагается
несколько фрагментов музыкального текста, из которых он должен выбрать
один правильный и описать его.
6
Викторины
в
виде
кроссвордов
также
очень
занимательный
и
интересный вид работы.
Слово «кроссворд» в переводе на русский означает пересекающиеся
слова.
Вписывая
угаданное
слово
в
нужные
клетки,
отгадчик
получает
возможность узнать контрольное слово или буквы для других слов. В каждую
клетку вписывается одна буква.
Следующий принцип классификации викторин связан с различными
формами воспроизведения музыкального материала. Для лучшего и более
устойчивого
запоминания
музыкального
произведения
детям
можно
предоставить различные варианты звучания одного и того же музыкального
произведения.
Различаются
следующие
способы
воссоздания
звукового
образа первоисточника.
1) Исполнение музыкального отрывка педагогом на инструменте. В
этом виде музыкального воспроизведения существуют свои преимущества и
недостатки.
Преимущества
состоят
в
том,
что
детьми
на
уроке
очень
эмоционально воспринимается живое исполнение музыки педагогом, оно
оставляет яркое впечатление у детей и способствует лучшему запоминанию
произведения
учениками.
Недостаток
данной
формы
воспроизведения
музыки
заключается
в
том,
что
произведение
озвучивается
в
несоответствующему
реальному
звучанию
виде.
Например,
при
воспроизведении симфонических произведений, невозможно показать всю
палитру
тембров
симфонического
оркестра.
Однако,
исполнение
музыкальных
фрагментов
на
фортепиано
может
усложнить
задачу
музыкальной
викторины,
и
закрепить
знания
музыкального
материала.
Особенно актуален этот вид викторин для закрепления вокальной музыки,
которая на фортепиано должна воспроизводиться без текста.
2)
Воспроизведение
музыкальных
фрагментов
в
записи
на
звуковоспроизводящей аппаратуре. Такой способ наиболее распространен на
уроках музыкальной литературы. Однако, он тоже имеет свои недостатки.
Ребенок, как бы, дистанцируется от педагога, он находится в более сложной
психологической ситуации. Восприятие музыки в этом случае становится
более полным, независимым от психологического воздействия педагога.
3) Воспроизведение музыкальных фрагментов в новом исполнении, не
привычном
для
учащихся
(в
обработке,
в
переложении
для
других
инструментов, в необычной аранжировке и т.д.), воспроизведение какого –
либо
элемента
темы
(мелодии,
фактуры,
гармонической
формулы).
В
отдельных случаях можно использовать элемент занимательности, сокращая
звучание темы до нескольких тактов. Если группа достаточно подготовлена,
то можно использовать игру «Угадай мелодию», что активизирует внимание
детей
7
4)Воспроизведение зрительного ассоциативного ряда, который должен
создать
прочную
связь
с
восприятием
музыкального
произведения.
На
практике отработаны следующие подвиды подобных викторин.
а) Викторины, связанные с визуальным (зрительным) восприятием
нотного текста. В этой викторине необходимо в нужном порядке расположить
нотные
тексты,
в
соответствии
с
прозвучавшим
фрагментом.
Подобная
викторина имеет не только проверочное значение, но и развивающее. Так,
при визуальном просмотре нотного текста у детей развивается внутренний
слух.
А
для
того,
чтобы
верно
определить
музыкальный
фрагмент,
необходимо мысленно его представить и воспроизвести.
б) Викторины, связанные с развитием образно – ассоциативного
восприятия на основе произведений живописи, литературы. Например, перед
классом
ставится
несколько
рисунков
или
картин.
От
ученика
требуется
подобрать соответствующий прослушанному произведению изобразительный
«аналог» и обосновать свой выбор. Благодаря такой викторине дети не только
запоминают
музыку,
но
и
лучше
ориентируются
в
различных
областях
искусства.
По направленности на достижение определенных дидактических целей
и
выполнение
различных
дидактических
задач
музыкальные
викторины
подразделяются на обучающие, эвристические, игровые и занимательные.
-обучающие викторины, направлены на усвоение знания музыкального
материала. Они, в свою очередь, делятся на закрепительные, проверочные и
контрольные.
Закрепительные
викторины,
как
правило,
проводятся
по
свежеизученному материалу одного урока. После того, как изучена новая
тема, можно дать прослушать подряд несколько отрывков из пройденного
произведения, а дети, на слух, не записывая, должны определить, что именно
звучит и по возможности описать этот отрывок. Проверочная викторина
проводится
по
материалу
предыдущих
тем.
Такая
викторина
дает
возможность вернуться к пройденному материалу, вспомнить изученное и
закрепить его в памяти. Контрольные викторины охватывают большой объем
материала.
Эти
викторины
необходимы
для
того,
чтобы
получить
определенное представление о запасе накопленных или годы учебы знаний
как в классе, так и в самостоятельном общении с музыкой.
- эвристические викторины, направлены
на расширение кругозора
учащихся,
на
развитие
стойкого
интереса
к
музыке.
Эти
викторины
предполагают
свободное
владение
слуховыми
представлениями
о
музыке
разных стилей, жанров, эпох.
- викторины игровые и занимательные. О них уже шла речь выше. К этому
виду
викторин
относятся
любые
формы
узнавания
музыки,
связанные
с
неформальной обстановкой и предполагающие момент соревновательности,
проявления индивидуальности ребенка.
8
Один из видов подобных викторин - мозаика, лото. Например, берется
нотный
текст
музыкального
отрывка,
разрезается
по
тактам
и
перемешивается.
Ученики
должны
правильно
собрать
соответствующую
музыкальную
композицию.
Или,
к
примеру,
дается
несколько
похожих
нотных текстов, а учащиеся должны по звучащему произведению выбрать
единственный верный вариант.
Заключение
Таким образом, игровые и занимательные формы обучения играют одну
из
важных
ролей
на
уроках
музыкальной
литературы.
Они
позволяют
разнообразно провести обыденные уроки, пробудить у учеников интерес к
предмету. В частности, такая форма работы, как музыкальная викторина
может быть очень занимательной и интересной. А главный ее «плюс» состоит
в том, что дети без особых усилий запоминают музыку, учатся мыслить и
понимать
ее
содержание.
С
помощью
музыкальной
викторины
можно
исчерпывающе
проверить
знания
учеников.
При
этом
педагог
должен
грамотно составит задание, учитывая возможности группы.
Игровые формы можно использовать не только в младших, но и в
старших классах, регулируя уровень сложности задания.
В данной работе рассмотрены основные виды проведения музыкальных
викторин. При этом можно варьировать формы викторин и придумывать
каждый раз что-то новое. Дети с живым интересом всегда воспринимают
интересные задания педагога и с удовольствием их выполняют.
Кроме того, викторина может служить средством развития творческих
способностей учащихся. Это проявляется в умении визуально воспринимать
музыку, находить ассоциативный ряд и т.д. В несложной, занимательной
форме учащиеся начинают лучше понимать и запоминать музыку.
Авторы различных
методик преподавания музыкальной литературы,
подтверждают необходимость и целесообразность такой формы работы на
уроках.
Именно
поэтому
систематическое
использование
музыкальных
викторин приводит к достаточно высоким учебным результатам.
Список используемой литературы
9
1.Иофис Б. Музыкальная литература. Примерная программа и методические
рекомендации. Для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. – М., 2004
2. Лагутин А. Примерная программа и методические рекомендации по
учебной дисциплине «Музыкальная литература». Для ДМШ и музыкальных
отделений ДШИ. М., 2002.
3. Лисянская Е. Методические рекомендации по преподаванию музыкальной
литературы. – М., 1990.; Музыкальная литература: Методическое пособие.
– М., 2001.
10