Технологическая карта урока русского языка по теме "Алфавит"
Автор: Шкулева Прасковья Степановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ ООШ №6 ГО "город Якутск" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск Наименование материала: Технологическая карта урока Тема: Технологическая карта урока русского языка по теме "Алфавит" Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка
Предмет: русский язык
Класс: 1 – в
Учитель: Шкулева П.С.
Автор УМК :М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина.
Тема урока: Алфавит.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи: 1. Дать знания об алфавите и его использовании. (Предметная задача.)
2. Развитие умения слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения.(Метапредметная задача.)
3. Учить работать в парах. (Личностная задача.)
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляе-
мые действия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляе-
мые дей-
ствия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляемые
действия
Формируе-
мые способы
деятельности
I. Постановка учебной задачи.
1. Органи-
зационный
момент
Приветствие.
Вспомним правила урока.
Хором: Долго-
жданный дан
звонок, начина-
ется урок.
Называют пра-
вила поведения
во время урока.
Знать прави
Знать прави
-
-
ла поведе
ла поведе
-
-
ния на уро
ния на уро
-
-
ке.
ке.
Строить рече-
вое высказы-
вание в уст-
ной форме.
Планируют
Планируют
свои действия
свои действия
на уроке.
на уроке.
Контролируют
Контролируют
свое поведе
свое поведе
-
-
ние.
ние.
2. Минутка
чистописа-
ния
Откройте тетради, запишите число.
Отгадайте загадку, какую букву мы сегодня
будем писать:
Много рук, а нога одна. (Дерево)
В школьной сумке я лежу, как ты учишься,
скажу. (Дневник)
Шагаешь — впереди лежит, оглянешься —
домой бежит. (Дорога)
Отметьте самую красивую, правильную
букву +
Я тетрадочку
открою
И с наклоном
положу,
Я от вас, друзья,
не скрою,
Ручку я вот так
держу.
Сяду прямо, не
нагнусь,
За работу я
Уметь пра-
вильно пи-
сать и назы-
вать буквы.
Оценивают
правильность
выполнения
задания.
Контролиро-
вать правиль-
ность выпол-
нения задания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляе-
мые действия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляе-
мые дей-
ствия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляемые
действия
Формируе-
мые способы
деятельности
возьмусь.
3. Буквы из
разных ал-
фавитов.
Актуализирует уже имеющиеся знания.
Узнают буквы
русского алфави-
та, зачеркивают
лишние.
По опре
По опре
-
-
делённым
делённым
признакам
признакам
узнать
узнать бук-
вы русского
алфавита.
Задают во
Задают во
-
-
просы.
просы.
Формулиро-
вать выводы
из наблюде-
ний.
Прогнозиру-
ют тему уро-
ка.
Принимать и
Принимать и
сохранять
сохранять
учебную зада
учебную зада
-
-
чу.
чу.
4. Поста-
новка темы
урока.
Ставит тему урока:
А Ф И Т Л В А
- Что написано на доске? (буквы)
Кто назовет буквы?
- Придумайте вопрос? У кого ещё есть
вопросы? (Назовите гласные? Назовите
согласные? Ф Т Л В Кто ещё может
рассказать об этих согласных? Согласны?
(Сигнал) А как отличаем глухие от
звонких? (шепотом) Подумайте, какая из
этих согласных лишняя? (л) Почему? (без
пары, непарная)
4. Соберите буквы в слово и узнаете тему
нашего урока. (1 уч выходит к доске, пере-
ставляет буквы)
Правильно, вот тема нашего урока Алфа-
вит
Определяют
тему урока.
Вспомнить
имеющиеся
знания по
данной теме.
Формули
Формули
-
-
руют тему
руют тему
урока.
урока.
По наблюде-
ниям сфор-
мулировать
тему урока.
Слушают
Слушают
учителя, од
учителя, од
-
-
ноклассников.
ноклассников.
Принимать и
сохранять
учебную зада-
чу.
5.Что такое
алфавит?
Кто слышал раньше это слово? (Да, мы ча-
сто слышали это слово на уроках письма и
Предполагают.
Читают и запо-
Уметь ис
Уметь ис
-
-
пользовать
пользовать
Хоровое
Хоровое
прочтение
прочтение
Правильно
Правильно
прочитать
прочитать
Слушают
Слушают
учителя, од
учителя, од
-
-
Принимать и
сохранять
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляе-
мые действия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляе-
мые дей-
ствия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляемые
действия
Формируе-
мые способы
деятельности
букваря)
Как ты думаешь, что означает слово Алфа-
вит?
Ещё у кого есть предположения?
Что мы сегодня будем делать на уроке? Ка-
кую цель мы поставим?
Сегодня мы должны узнать, что такое Ал-
фавит? И для чего нужно знать Алфавит?
Уточняет значение и этимологию слова
«алфавит».
Ребята, слово Алфавит пришло к нам из
греческого языка. (Презентация. 4 слайд)
Первые две буквы назывались «Альфа» и
«Вита». Из этих двух названий получилось
слово – Алфавит.
минают опреде-
ление из учебни-
ка и толкового
словаря. Узнают
этимологию сло-
ва алфавит.
дополни
дополни
-
-
тельную ли
тельную ли
-
-
тературу
тературу
(толковый
(толковый
словарь и
словарь и
букварь.)
букварь.)
определе
определе
-
-
ний.
ний.
определе
определе
-
-
ния.
ния.
ноклассников,
ноклассников,
учебную зада-
чу.
6. Поста-
новка
проблем-
ных вопро-
сов.
Определяет учебную задачу.
- Посмотрите на экран. (Я последняя бук-
ва алфавита)
- Почему так говорят? (Потому что она
стоит последней)
- Значит, буквы имеют порядок.
- Тогда, что такое Алфавит? (Порядок
букв)(Презентация. Слайд 2)
- Посмотрите, вот алфавит.
- Какая буква стоит первой в алфавите? Ка-
кая стоит пятой? Скажи 10-ую букву.
То есть, все буквы имеют место и поря-
док.
Определяют
проблемы по
теме урока.
Дают предполо-
жительные отве-
ты на проблем-
ные вопросы.
Поставить
Поставить
учебную за
учебную за
-
-
дачу
дачу
( проблемы)
( проблемы)
урока.
урока.
С доста
С доста
-
-
точной
точной
полнотой и
полнотой и
точностью
точностью
выражают
выражают
свои мыс
свои мыс
-
-
ли
ли.
Задают во-
просы.
Ставить и
Ставить и
формулиро
формулиро
-
-
вать пробле
вать пробле
-
-
мы урока
мы урока
(учебную за
(учебную за
-
-
дачу).
дачу).
Слушают
Слушают
учителя, од
учителя, од
-
-
ноклассников,
ноклассников,
прогнозируют
прогнозируют
ответы на
ответы на
проблемные
проблемные
вопросы.
вопросы.
Планировать
действие в со-
ответствии с
поставленной
задачей.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляе-
мые действия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляе-
мые дей-
ствия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляемые
действия
Формируе-
мые способы
деятельности
Мы ответили на вопрос, что такое алфа-
вит?
Кто ещё раз даст полный ответ?
5. Да, ребята, Алфавит это установленный
порядок букв. (Слово порядок букв на
доске)
Давайте прочитаем Алфавит и запомним
порядок букв. И помните, буквам нравит-
ся, когда их называют правильно. Кто на-
зовёт буквы по порядку? (Презентация.
Слайд 3)
Хорошо, мы прочитали буквы Алфавита
по порядку . У кого есть вопросы?
II. Осмысление содержания.
1.Назвать
буквы в ал-
фавитном
порядке.
На протяжении всего этапа: организует
работу по решению проблемы урока
(учебной задачи).
Контролирует выполнение работы.
Побуждает к высказыванию своего
мнения.
Организует взаимопроверку.
На данном задании: показывает алфавит и
просит назвать буквы в алфавитном
порядке.
Называют буквы
в алфавитном
порядке. Разли-
чают понятия:
«звук» и «бук-
ва».
Уметь назы-
вать буквы в
алфавитном
порядке.
Прогова-
ривают
буквы по
цепочке.
Назвать пра-
вильно бук-
ву.
Работают по
Работают по
плану,
плану,
предложенно
предложенно
-
-
му учителем.
му учителем.
Планировать
Планировать
свои действия
свои действия
в соответ
в соответ
-
-
ствии с по
ствии с по
-
-
ставленной за
ставленной за
-
-
дачей.
дачей.
Контролиро-
вать правиль-
ность выпол-
нения задания.
2.Игра
«Пропу-
щенная
буква».
Организует игру.
Ребята, кто скажет, что означает этот знак?
Как должны работать в паре? (Дружно и
сообща)
Если закончите, что надо делать? (Поднять
Вставляют про-
пущенные бук-
вы.
Дежурный раз-
дает карточки.
Уметь назы-
вать буквы в
алфавитном
порядке.
Определя-
ют место
буквы в
алфавите.
Правильно
Уметь пра-
вильно опре-
делить ме-
сто буквы в
Оценивают
правильность
выполнения
задания.
Контролиро-
вать правиль-
ность выпол-
нения задания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляе-
мые действия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляе-
мые дей-
ствия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляемые
действия
Формируе-
мые способы
деятельности
вместе руки)
Посмотрите на экран. (Алфавит с пропу-
щенными буквами)
Что заметили? (Пропущены буквы)
Тогда, что мы должны сделать? (проста-
вить пропущенные буквы)
Что нам поможет? (Алфавит)
-Проверим. Ребята, что означает этот знак.
(Знак все слушают).
-Устно проговаривают. Между буквами б и
г пропущена буква в.
- Оцените свою работу на линеечке.
Самостоятель-
ная работа в па-
рах
называют
их.
Работа
Работа
-
-
ют в парах,
ют в парах,
оценивают
оценивают
действия
действия
партнёра.
партнёра.
алфавите и
назвать её.
Уметь выслу
Уметь выслу
-
-
шать од
шать од
-
-
ноклассника,
ноклассника,
учителя и вы
учителя и вы
-
-
сказать свою
сказать свою
точку зрения.
точку зрения.
Оценивают ра
Оценивают ра
-
-
боту в парах.
боту в парах.
3. Физми-
нутка «Бу-
ратино»
А теперь отдохнем.
Дежурный пока-
зывает.
4.Исполь-
зование ал-
фавита.
Даёт информацию об использовании алфа-
вита. Помогает расставлять слова в алфа-
витном порядке, учит правильно списы-
вать с доски.
- Ребята, а зачем нужно знать порядок букв
в Алфавите? Как вы думаете? (предполо-
жения)
- Сейчас мы найдем ответ на этот вопрос.
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
Что заметили? (имена). (Маша, Таня, Ан-
дрей, Ваня)
- Какое правило здесь можно найти? (Име-
на пишутся с заглавной буквы)
- ВНИМАНИЕ! Задание такое: По первым
Вспоминают ис-
пользование ал-
фавита в жизни.
Расставляют
слова в алфавит-
ном порядке,
списывают с
доски.
Списать с
доски слова
в алфавит-
ном порядке
с проговари-
ванием
«опасных»
мест.
Выслуши
Выслуши
-
-
вают и
вают и
координи
координи
-
-
руют точ
руют точ
-
-
ки зрения
ки зрения
и позиции
и позиции
однокласс
однокласс
-
-
ников.
ников.
Уметь вы
Уметь вы
-
-
слушать од
слушать од
-
-
ноклассни
ноклассни
-
-
ка, учителя
ка, учителя
и высказать
и высказать
свою точку
свою точку
зрения.
зрения.
Оценивают
правильность
выполнения
задания од-
ноклассников.
Контролиро-
вать правиль-
ность выпол-
нения задания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляе-
мые действия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляе-
мые дей-
ствия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляемые
действия
Формируе-
мые способы
деятельности
буквам расположите имена детей по алфа-
виту.
- Что такое Алфавит? (порядок букв)
- Кто понял, как надо выполнить задание?
Кто желает выйти к доске?
- Какое имя поставим первым и почему?
(вызываю к доске 4 уч)
Вывод: Для чего нужно знать порядок букв
в Алфавите? (Для списка. Чтобы быстро
найти имя в списке).
Например, в классном журнале ваши фа-
милии и имена записываются в алфавит-
ном порядке. Фамилия стоит впереди. Что-
бы быстро найти в списке нужного учени-
ка.
5.Самосто-
ятельная
работа в
тетради
А сейчас самостоятельная работа: Открой-
те тетради. Сели красиво, кто красиво си-
дит, тот красиво пишет. Найдите, где мы
написали . Прямо под ним, не пропуская
строчки, поставьте точку. Начинаем рабо-
ту с точки. Кто закончит, что делает? (знак)
Посмотрите на экран.
Спишите имена в алфавитном порядке:
Вика, Саша, Дима, Аня, Юля.
Что для этого нужно знать? (Порядок букв
в алфавите)
Незнайка тоже выполнит это задание.
Ребята, Незнайка выполнил вот так? По-
смотрите. Вика, Аня, Дима, Саша, Юля
Самостоятельно
расставляют сло-
ва в алфавитном
порядке.
Самооценка.
Выслуши
Выслуши
-
-
вают и
вают и
координи
координи
-
-
руют точ
руют точ
-
-
ки зрения
ки зрения
и позиции
и позиции
однокласс
однокласс
-
-
ников.
ников.
Уметь вы
Уметь вы
-
-
слушать од
слушать од
-
-
ноклассни
ноклассни
-
-
ка, учителя
ка, учителя
и высказать
и высказать
свою точку
свою точку
зрения.
зрения.
Оценивают
правильность
выполнения
задания.
Сохранять
учебную зада-
чу на уроке.
Контролиро-
вать правиль-
ность выпол-
нения задания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляе-
мые действия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляе-
мые дей-
ствия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляемые
действия
Формируе-
мые способы
деятельности
(Ловушка)
А как вы узнали, что здесь неправильно?
Да, в алфавите все буквы стоят по порядку.
А сейчас правильный ответ. Проверьте.
Оценим свою работу.
Как оценим? На линеечке.
Оцените свою работу. Где вы поставили
звездочку и почему? (мы знаем порядок
букв в алфавите)
У кого были затруднения и почему? (мы
знаем буквы, но не знаем в каком порядке
они стоят) Вы все буквы знаете? А порядок
букв знаете?
Вывод: Итак, для чего нужно знать поря-
док букв в Алфавите? Чтобы правильно
расставить слова.
III. Итог урока. Рефлексия.
Устанавливает причинно- следственные
связи между блоками информации. Подво-
дит итог.
Итак, подведём итоги. Продолжите
предложение:
Я узнал
Я научился
Мне было трудно
Узнали, что такое алфавит?
Узнали, зачем нужно знать Алфавит?
Обращаются к
Обращаются к
теме урока. От
теме урока. От
-
-
вечают на
вечают на
проблемный во
проблемный во
-
-
прос урока.
прос урока.
Формулируют
конечный ре-
зультат своей ра-
боты на уроке.
Анализиро
Анализиро
-
-
вать мысли
вать мысли
-
-
тельные опе
тельные опе
-
-
рации, обоб
рации, обоб
-
-
щить мате
щить мате
-
-
риал, сде
риал, сде
-
-
лать вывод.
лать вывод.
С доста
С доста
-
-
точной
точной
полнотой и
полнотой и
точностью
точностью
выражают
выражают
свои мыс
свои мыс
-
-
ли.
ли.
Строить ре-
чевое выска-
зывание в
устной фор-
ме.
Называют
основные по-
зиции нового
материала и
как они их
усвоили (что
получилось,
что не полу-
чилось и по-
чему).
Выделить то,
что хорошо
усвоено и то,
что подлежит
усвоению и
закреплению.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляе-
мые действия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляе-
мые дей-
ствия
Формируе-
мые спосо-
бы деятель-
ности
Осуще-
ствляемые
действия
Формируе-
мые способы
деятельности
-Урок окончен, готовимся к математике.