Напоминание

Технологическая карта урока русского языка по теме "Алфавит"


Автор: Шкулева Прасковья Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ ООШ №6 ГО "город Якутск"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Технологическая карта урока русского языка по теме "Алфавит"
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока русского языка
Предмет: русский язык Класс: 1 – в Учитель: Шкулева П.С. Автор УМК :М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. Тема урока: Алфавит. Тип урока: открытие новых знаний. Задачи: 1. Дать знания об алфавите и его использовании. (Предметная задача.) 2. Развитие умения слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения.(Метапредметная задача.) 3. Учить работать в парах. (Личностная задача.)
Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-

мые действия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляе-

мые дей-

ствия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляемые

действия

Формируе-

мые способы

деятельности

I. Постановка учебной задачи.
1. Органи- зационный момент Приветствие. Вспомним правила урока. Хором: Долго- жданный дан звонок, начина- ется урок. Называют пра- вила поведения во время урока. Знать прави Знать прави - - ла поведе ла поведе - - ния на уро ния на уро - - ке. ке. Строить рече- вое высказы- вание в уст- ной форме. Планируют Планируют свои действия свои действия на уроке. на уроке. Контролируют Контролируют свое поведе свое поведе - - ние. ние. 2. Минутка чистописа- ния Откройте тетради, запишите число. Отгадайте загадку, какую букву мы сегодня будем писать: Много рук, а нога одна. (Дерево) В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (Дневник) Шагаешь — впереди лежит, оглянешься — домой бежит. (Дорога) Отметьте самую красивую, правильную букву + Я тетрадочку открою И с наклоном положу, Я от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не нагнусь, За работу я Уметь пра- вильно пи- сать и назы- вать буквы. Оценивают правильность выполнения задания. Контролиро- вать правиль- ность выпол- нения задания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-

мые действия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляе-

мые дей-

ствия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляемые

действия

Формируе-

мые способы

деятельности
возьмусь. 3. Буквы из разных ал- фавитов. Актуализирует уже имеющиеся знания. Узнают буквы русского алфави- та, зачеркивают лишние. По опре По опре - - делённым делённым признакам признакам узнать узнать бук- вы русского алфавита. Задают во Задают во - - просы. просы. Формулиро- вать выводы из наблюде- ний. Прогнозиру- ют тему уро- ка. Принимать и Принимать и сохранять сохранять учебную зада учебную зада - - чу. чу. 4. Поста- новка темы урока. Ставит тему урока: А Ф И Т Л В А - Что написано на доске? (буквы) Кто назовет буквы? - Придумайте вопрос? У кого ещё есть вопросы? (Назовите гласные? Назовите согласные? Ф Т Л В Кто ещё может рассказать об этих согласных? Согласны? (Сигнал) А как отличаем глухие от звонких? (шепотом) Подумайте, какая из этих согласных лишняя? (л) Почему? (без пары, непарная) 4. Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (1 уч выходит к доске, пере- ставляет буквы) Правильно, вот тема нашего урока Алфа- вит Определяют тему урока. Вспомнить имеющиеся знания по данной теме. Формули Формули - - руют тему руют тему урока. урока. По наблюде- ниям сфор- мулировать тему урока. Слушают Слушают учителя, од учителя, од - - ноклассников. ноклассников. Принимать и сохранять учебную зада- чу. 5.Что такое алфавит? Кто слышал раньше это слово? (Да, мы ча- сто слышали это слово на уроках письма и Предполагают. Читают и запо- Уметь ис Уметь ис - - пользовать пользовать Хоровое Хоровое прочтение прочтение Правильно Правильно прочитать прочитать Слушают Слушают учителя, од учителя, од - - Принимать и сохранять

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-

мые действия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляе-

мые дей-

ствия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляемые

действия

Формируе-

мые способы

деятельности
букваря) Как ты думаешь, что означает слово Алфа- вит? Ещё у кого есть предположения? Что мы сегодня будем делать на уроке? Ка- кую цель мы поставим? Сегодня мы должны узнать, что такое Ал- фавит? И для чего нужно знать Алфавит? Уточняет значение и этимологию слова «алфавит». Ребята, слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. (Презентация. 4 слайд) Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. минают опреде- ление из учебни- ка и толкового словаря. Узнают этимологию сло- ва алфавит. дополни дополни - - тельную ли тельную ли - - тературу тературу (толковый (толковый словарь и словарь и букварь.) букварь.) определе определе - - ний. ний. определе определе - - ния. ния. ноклассников, ноклассников, учебную зада- чу. 6. Поста- новка проблем- ных вопро- сов. Определяет учебную задачу. - Посмотрите на экран. (Я последняя бук- ва алфавита) - Почему так говорят? (Потому что она стоит последней) - Значит, буквы имеют порядок. - Тогда, что такое Алфавит? (Порядок букв)(Презентация. Слайд 2) - Посмотрите, вот алфавит. - Какая буква стоит первой в алфавите? Ка- кая стоит пятой? Скажи 10-ую букву. То есть, все буквы имеют место и поря- док. Определяют проблемы по теме урока. Дают предполо- жительные отве- ты на проблем- ные вопросы. Поставить Поставить учебную за учебную за - - дачу дачу ( проблемы) ( проблемы) урока. урока. С доста С доста - - точной точной полнотой и полнотой и точностью точностью выражают выражают свои мыс свои мыс - - ли ли. Задают во- просы. Ставить и Ставить и формулиро формулиро - - вать пробле вать пробле - - мы урока мы урока (учебную за (учебную за - - дачу). дачу). Слушают Слушают учителя, од учителя, од - - ноклассников, ноклассников, прогнозируют прогнозируют ответы на ответы на проблемные проблемные вопросы. вопросы. Планировать действие в со- ответствии с поставленной задачей.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-

мые действия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляе-

мые дей-

ствия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляемые

действия

Формируе-

мые способы

деятельности
Мы ответили на вопрос, что такое алфа- вит? Кто ещё раз даст полный ответ? 5. Да, ребята, Алфавит это установленный порядок букв. (Слово
порядок букв
на доске) Давайте прочитаем Алфавит и запомним
порядок
букв. И помните, буквам нравит- ся, когда их называют правильно. Кто на- зовёт буквы по порядку? (Презентация. Слайд 3) Хорошо, мы прочитали буквы Алфавита
по порядку
. У кого есть вопросы?
II. Осмысление содержания.
1.Назвать буквы в ал- фавитном порядке. На протяжении всего этапа: организует работу по решению проблемы урока (учебной задачи). Контролирует выполнение работы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует взаимопроверку. На данном задании: показывает алфавит и просит назвать буквы в алфавитном порядке. Называют буквы в алфавитном порядке. Разли- чают понятия: «звук» и «бук- ва». Уметь назы- вать буквы в алфавитном порядке. Прогова- ривают буквы по цепочке. Назвать пра- вильно бук- ву. Работают по Работают по плану, плану, предложенно предложенно - - му учителем. му учителем. Планировать Планировать свои действия свои действия в соответ в соответ - - ствии с по ствии с по - - ставленной за ставленной за - - дачей. дачей. Контролиро- вать правиль- ность выпол- нения задания. 2.Игра «Пропу- щенная буква». Организует игру. Ребята, кто скажет, что означает этот знак? Как должны работать в паре? (Дружно и сообща) Если закончите, что надо делать? (Поднять Вставляют про- пущенные бук- вы. Дежурный раз- дает карточки. Уметь назы- вать буквы в алфавитном порядке. Определя- ют место буквы в алфавите. Правильно Уметь пра- вильно опре- делить ме- сто буквы в Оценивают правильность выполнения задания. Контролиро- вать правиль- ность выпол- нения задания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-

мые действия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляе-

мые дей-

ствия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляемые

действия

Формируе-

мые способы

деятельности
вместе руки) Посмотрите на экран. (Алфавит с пропу- щенными буквами) Что заметили? (Пропущены буквы) Тогда, что мы должны сделать? (проста- вить пропущенные буквы) Что нам поможет? (Алфавит) -Проверим. Ребята, что означает этот знак. (Знак все слушают). -Устно проговаривают. Между буквами б и г пропущена буква в. - Оцените свою работу на линеечке. Самостоятель- ная работа в па- рах называют их. Работа Работа - - ют в парах, ют в парах, оценивают оценивают действия действия партнёра. партнёра. алфавите и назвать её. Уметь выслу Уметь выслу - - шать од шать од - - ноклассника, ноклассника, учителя и вы учителя и вы - - сказать свою сказать свою точку зрения. точку зрения. Оценивают ра Оценивают ра - - боту в парах. боту в парах. 3. Физми- нутка «Бу- ратино» А теперь отдохнем. Дежурный пока- зывает. 4.Исполь- зование ал- фавита. Даёт информацию об использовании алфа- вита. Помогает расставлять слова в алфа- витном порядке, учит правильно списы- вать с доски. - Ребята, а зачем нужно знать порядок букв в Алфавите? Как вы думаете? (предполо- жения) - Сейчас мы найдем ответ на этот вопрос. - Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Что заметили? (имена). (Маша, Таня, Ан- дрей, Ваня) - Какое правило здесь можно найти? (Име- на пишутся с заглавной буквы) - ВНИМАНИЕ! Задание такое: По первым Вспоминают ис- пользование ал- фавита в жизни. Расставляют слова в алфавит- ном порядке, списывают с доски. Списать с доски слова в алфавит- ном порядке с проговари- ванием «опасных» мест. Выслуши Выслуши - - вают и вают и координи координи - - руют точ руют точ - - ки зрения ки зрения и позиции и позиции однокласс однокласс - - ников. ников. Уметь вы Уметь вы - - слушать од слушать од - - ноклассни ноклассни - - ка, учителя ка, учителя и высказать и высказать свою точку свою точку зрения. зрения. Оценивают правильность выполнения задания од- ноклассников. Контролиро- вать правиль- ность выпол- нения задания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-

мые действия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляе-

мые дей-

ствия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляемые

действия

Формируе-

мые способы

деятельности
буквам расположите имена детей по алфа- виту. - Что такое Алфавит? (порядок букв) - Кто понял, как надо выполнить задание? Кто желает выйти к доске? - Какое имя поставим первым и почему? (вызываю к доске 4 уч) Вывод: Для чего нужно знать порядок букв в Алфавите? (Для списка. Чтобы быстро найти имя в списке). Например, в классном журнале ваши фа- милии и имена записываются в алфавит- ном порядке. Фамилия стоит впереди. Что- бы быстро найти в списке нужного учени- ка. 5.Самосто- ятельная работа в тетради А сейчас самостоятельная работа: Открой- те тетради. Сели красиво, кто красиво си- дит, тот красиво пишет. Найдите, где мы написали . Прямо под ним, не пропуская строчки, поставьте точку. Начинаем рабо- ту с точки. Кто закончит, что делает? (знак) Посмотрите на экран. Спишите имена в алфавитном порядке: Вика, Саша, Дима, Аня, Юля. Что для этого нужно знать? (Порядок букв в алфавите) Незнайка тоже выполнит это задание. Ребята, Незнайка выполнил вот так? По- смотрите. Вика, Аня, Дима, Саша, Юля Самостоятельно расставляют сло- ва в алфавитном порядке. Самооценка. Выслуши Выслуши - - вают и вают и координи координи - - руют точ руют точ - - ки зрения ки зрения и позиции и позиции однокласс однокласс - - ников. ников. Уметь вы Уметь вы - - слушать од слушать од - - ноклассни ноклассни - - ка, учителя ка, учителя и высказать и высказать свою точку свою точку зрения. зрения. Оценивают правильность выполнения задания. Сохранять учебную зада- чу на уроке. Контролиро- вать правиль- ность выпол- нения задания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-

мые действия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляе-

мые дей-

ствия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляемые

действия

Формируе-

мые способы

деятельности
(Ловушка) А как вы узнали, что здесь неправильно? Да, в алфавите все буквы стоят по порядку. А сейчас правильный ответ. Проверьте. Оценим свою работу. Как оценим? На линеечке. Оцените свою работу. Где вы поставили звездочку и почему? (мы знаем порядок букв в алфавите) У кого были затруднения и почему? (мы знаем буквы, но не знаем в каком порядке они стоят) Вы все буквы знаете? А порядок букв знаете? Вывод: Итак, для чего нужно знать поря- док букв в Алфавите? Чтобы правильно расставить слова.
III. Итог урока. Рефлексия.
Устанавливает причинно- следственные связи между блоками информации. Подво- дит итог. Итак, подведём итоги. Продолжите предложение: Я узнал Я научился Мне было трудно Узнали, что такое алфавит? Узнали, зачем нужно знать Алфавит? Обращаются к Обращаются к теме урока. От теме урока. От - - вечают на вечают на проблемный во проблемный во - - прос урока. прос урока. Формулируют конечный ре- зультат своей ра- боты на уроке. Анализиро Анализиро - - вать мысли вать мысли - - тельные опе тельные опе - - рации, обоб рации, обоб - - щить мате щить мате - - риал, сде риал, сде - - лать вывод. лать вывод. С доста С доста - - точной точной полнотой и полнотой и точностью точностью выражают выражают свои мыс свои мыс - - ли. ли. Строить ре- чевое выска- зывание в устной фор- ме. Называют основные по- зиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не полу- чилось и по- чему). Выделить то, что хорошо усвоено и то, что подлежит усвоению и закреплению.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляе-

мые действия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляе-

мые дей-

ствия

Формируе-

мые спосо-

бы деятель-

ности

Осуще-

ствляемые

действия

Формируе-

мые способы

деятельности
-Урок окончен, готовимся к математике.


В раздел образования