Напоминание

знай свои права и обязанности


Автор: Потемкина Елена Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Свободного
Населённый пункт: г. Свободный, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: знай свои права и обязанности
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Свободного Воспитательное мероприятие
«Знай свои права и обязанности»
Возраст участников: 12 - 14 лет Подготовила: Потемкина Елена Владимировна, учитель истории и обществознания

«Знай свои права и обязанности»

Цель:
1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка. 2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Задачи: • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Ход мероприятия.
Ведущий:
Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Дети — это счастье, дети — это радость, Дети — это в жизни свежий ветерок. Их не заработать, это не награда, Их по благодати взрослым дарит Бог. Дети, как ни странно, также испытание. Дети, как деревья, сами не растут. Им нужна забота, ласка, понимание. Дети — это время, дети — это труд. Дети — это будто жизнь пошла сначала: Первые улыбки, первые шаги, Первые успехи, первые провалы. Дети — это опыт, дети — это мы!
Ведущий:
Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, общество стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка.
Ведущий :
Наше будущее зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни.
Ведущий :
Ребенок верит в любовь, силу и добро взрослых. - Скажите, кто, прежде всего, проявляет заботу о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, законные представители, опекуны, воспитатели.
Ведущий:
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной задачей считают защиту детей (перечислить: прокуратура, органы опеки и попечительства, суды, органы социальной защиты).

Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшней встречи
«Знай свои

права и обязанности».

Ведущий:
Сегодня мы с вами поговорим об основных личных правах человека.
Ведущий:
А
что такое права?
(Правила, по которым живут люди в стране). Давайте обратимся к словарю
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
– данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества. Ведущий 2:Скажите «Без чего не могут быть права? Правильно без обязанностей Давайте обратимся к словарю ОБЯЗАННОСТЬ - нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. Назовите главный документ в котором определены права и обязанности человека. КОНСТИТУЦИЯ РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года Предлагаем следующий порядок нашего с вами взаимодействия При регистрации мы с вами получили цветовые жетоны красного синего и белого цвета. Мои помощники разместили вас по секторам. За столами красного и синего цвета размещаются участники-знатоки. Команда помощников-родителей- белый сектор. Также в зале болельщики- зрители-ученики юридических классов школы №2. Команды могут три раза брать подсказку-родителей или болельщиков. Помощь мне будут оказывать эксперты-выпускники юридического класса- Тимошенко Татьяна, костюк Михаил, Карпец Данил, Курьянова Екатерина, Скобелкина Анжела, Сауленко Анастасия и учителя Зайцева Татьяна Михайловна и Горицкая Виктория Михайловна. Итак! Команды готовы? Ведущий: Вспомните историю, как раньше обстояли дела с правами ребенка? В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы.
Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». Ведущий: Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенция о правах ребенка. Вопрос первый вопрос, до какого возраста человек является ребенком? из Конвенции о правах ребёнка: 1: Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. 2: Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Конкурс: «Полет на воздушном шаре». Инструкция. Представьте, что вы - аэронавты, путешествующие на воздушном шаре. Набрав высоту, шар вдруг начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав ребенка. Нужно оставить только три из них, чтобы шар вновь набрал высоту. Объясните почему именно эти права? Конкурс « Полет на воздушном шаре» Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право на индивидуальность. Право свободно выражать свои взгляды. Право на специальную охрану и защиту. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. Вопросы для обсуждения игры. 1.Почему вы оставили только эти три права? 2.Какое они имеют значение для вас? Музыкальный номер Родина одна
Ведущий: Помимо прав у каждого человека есть обязанности и ответственность. В каждой школе на сайте школы размещены Правила внутреннего распорядка, которые являются обязательными для всех: - каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (ФЗ- 223 «Об образовании в Российской Федерации»); - добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные учителями; - выполнять требования устава школы; - заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к н р а в с т в е н н о м у, д у х о в н о м у и ф и з и ч е с к о м у р а з в и т и ю и самосовершенствованию; - уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; - бережно относиться к имуществу школы. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. - лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием. Ведущий: Реальное соблюдение прав и обязанностей – не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл права. Конкурс 2 «Права литературных героев» 1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»)
2. Какой литературный герой мог пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилья? («Заюшкина избушка», «Три поросенка») 3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 4. В какой известной сказке Самуила Маршака нарушено право ребенка на заботу? («Двенадцать месяцев» мачеха послала сироту в декабрьскую стужу в лес за подснежниками и приказала не возвращаться без них обратно) 5. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщины, совершает похищение молодой красавицы с целью вступления в брак, нарушая право на неприкосновенность и свободу? («Царевна-лягушка». «Дюймовочка») 6. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка-путешественница») 7.В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребенка: «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»? («Золушка» Мачеха и сестры не разрешали Золушке поехать на бал, а заставляли ее переделать много домашних дел) Ведущий: Именно права человека делают нас людьми. Наши права – это те принципы, благодаря которым мы ощущаем свое человеческое достоинство. Права важны для каждого человека. Ведущий: Конкурс 3 Викторина «Право» Команды по очереди отвечают на вопрос. Если команда затрудняется с ответом, можно просить помощи у зала, но получаете меньшее количество баллов. 1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь: 1) от самого ребенка; 2) от его родителей; 3) от государства. 2. Право на выбор занятий и объединения есть: 1) у каждого; 2) только у взрослых; 3) у учащихся школ. 3. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если: 1) с этим согласны его родители; 2) это не приносит вреда государству; 3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества. 4. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста: 1) 8 лет; 2) с 10 лет; 3) 12 лет; 4) 16 лет.
Музыкальный номер «О маме» Конкурс 4 правовые основы семьи: Каждой команде озвучивается по одной задаче. Задача 1: В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим». Кто вправе определять имя ребенка? Задача 2: Аня и Ваня собираются подать заявление в органы ЗАГС для заключения брака, но Ваня уже состоит в браке с Юлей. Возможно ли заключение брака между Аней и Ваней, если он еще не разведен с Юлей? Почему? Задача 3: С какого возраста наступает административная ответственность? Задача 4: С какого возраста наступает уголовная ответственность? Ответ:
родители ребенка
В соответствии со ст. 58 СК РФ имя ребенку дается по соглашению родителей. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
Ответ: нет,

В соответствии со ст. 14 СК РФ
не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
Ответ:
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет ст. 2.3 КоАП РФ.
Ответ:
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. (п.1 ст. 20 УК РФ) Информационная справка: При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет (п.2 ст. 20 УК РФ)
Задача 5: Куда необходимо обратиться, если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон? а) к директору образовательного учреждения; б) к родителям; и) и органы полиции; г) в прокуратуру; д) к старшеклассникам; е) необходимо самому защищать свои права. Задача 6: К кому подросток может обратиться и сообщить о примененном физическом насилии (вымогательство, побои и т.п.)? а) в органы полиции; б) в прокуратуру; в) позвонить по «телефону доверия»; г) к классному руководителю; д) постараться забыть о произошедшем; е) лучше самому разобраться с обидчиками Музыкальный номер Город детства Ведущий: Конкурс 5 «Песни о правах»
Ответ:
необходимо обратить в органы полиции.
Информационная

справка:
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить об этом в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому Вы можете это сделать состоятельно, но учитывая, что сотовый телефон Вам скорее всего приобрели родители - целесообразно написать заявление вместе. Кроме того, учитывая тот факт, что в соответствии с законом об образовании школа несет ответственность за соблюдение прав обучающихся во время образовательного процесса, вам необходимо уведомить о происшествии классного руководителя, чтобы администрация учреждения приняла меры к недопущению впредь подобных фактов.
Ответ:
в соответствии со ст. 12 Закона «О полиции
»
сообщить в полицию, если это произошло на территории школы - классному руководителю
Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет речь. 1. «В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие) 2. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний) 3. «Наташка-первоклашка» (право на образование) Ведущий: Пока вы все - ученики, Учите уроки , подавайте дневники. Досугу – час, а в школе все вниманье. Используете вы право на… (образование) Ведущий : Имеем право, мы иметь права, Но ведь моралью люди связаны Поэтому, чтобы достойно жить, Мы очень многое обязаны. Ведущий :А сейчас предлагаем обсудить важные вопросы, появившиеся с момента появления первых школ и учащихся в них: «Что школьники могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Ведущий: Без ясного ответа на эти вопросы жизнь в школе превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Все мы разные, но одно у нас общее – это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять. Ведущий: Школа – это часть государства. Каждый школьник имеет свои права и обязанности. Ведущий: В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся? Как он называется, ребята? Ответ: Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Ведущий: Как вы думаете, можно ли права отделять от обязанностей? Ответ: Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности. Ведущий: Конкурс «Права и обязанности». Распределите в два столбика права и обязанности школьника. 1. Уважение мнений всех учащихся и учителей. 2. Бесплатное образование. 3. Удобное рабочее место. 4. Посещение школы в предназначенное для этого время. 5. Активное приобретение знаний. 6. Защита личной собственности.
7. Примерное поведение на уроках и переменах. 8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. 9. Бережное отношение к школьному имуществу. 10. Сотрудничество с учителями. Ответ: Права: 2, 3, 5, 6, 10. Обязанности: 1, 4, 7, 8, 9 Ведущий:А пока команды выполняют задание, конкурс для болельщиков Выбрать только те предложения, которые приемлемы для класса: 1. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу. 2. Будь лично ответственным за свои слова и поступки. 3. В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности. 4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений. 5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени. 6. В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее. 7. В классе должен быть вожак, и все должны ему подчиняться. 8. Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи. 9. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других. 10.Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась. 11. Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки. 12.Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный. 13.Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства. 14.Вести себя хорошо только на перемене, а на переменах можно баловаться и шалить. Игра со зрителями «Волшебный сундучок» Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека. Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя). Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь). Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество). Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать). Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой). Ведущий: Наша правовая игра закончилась. Слово для подведения итогов предоставляется экспертам. Подведение итогов. Ведущий: Права важны для каждого человека и для страны в целом. Но права и свободы нуждаются в бережном отношении. Ведущий: Необходимо с детства научиться пользоваться своими правами, помня, что твои права не должны нарушать прав другого человека и приносить ему вред. Музыкальный номер «Звездный дождь»


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники