Автор: Самсонова Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ЛСОШ №2"
Населённый пункт: город Луховицы
Наименование материала: Конспект урока по внеурочной деятельности
Тема: "Охрана животных"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
во 2 классе.
Тема: Охрана животных.
Цели: формирование представления о негативном и позитивном влиянии
деятельности человека на многообразие видов животных.
Задачи:
Предметные УУД: обобщить и расширять знания об охране природы;
познакомить с животными находящимися под охраной. Понимать важность
практического применения полученных знаний в жизни;
Регулятивные УУД: развивать кругозор, речь учащихся, навыки выступления
перед одноклассниками; развивать познавательный интерес к предмету через
нестандартную форму урока;
Познавательные УУД: воспитывать любовь к природе, к животным, к своему
краю. Познакомить учащихся с Красной книгой; с редкими животными,
которые в неё занесены. Раскрыть причины сокращения численности
животных. Изучить и применять правила любителей природы;
Личностные УУД:
развивать навыки сотрудничества с учителем и
сверстниками; мотивация к творческому труду, к работе на результат,
воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.
Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, формулировать
высказывания, вступать в учебный диалог с учителем.
Оборудование:
Проектор, компьютер, Красная книга; конверты с заданиями для групповой
работы; презентация, листы и карандаши для выполнения задания, рефераты
учащихся.
Ход урока:
1.Орг.момент
-Сегодня у нас необычный урок, который я хотела бы начать со
стихотворения:
-Все, что нужно год от года
Нам дает сама природа.
И поэтому все мы
Жить не можем без воды.
Без растений и животных,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек,
Так давайте сбережем
Наш - земной природный дом!
Сообщение темы урока
-Как вы думаете, чему будет посвящён урок?
- Тема нашего урока зашифрована, мы сможем узнать ее, отгадав загадки.
Загадки:
1. «Зверь смешной в огромной клетке с ветки прыгает на ветку.
Ест бананы, сладости к общей детской радости». обезьяна
2. «Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!». хомяк
3. «В воде она живет. Нет клюва, а она клюет». рыба
4. «Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту». аист
5. «Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу.
У всех рога на голове, у одного лишь на носу». носорог
6. «Он верен морю, как матрос, предвестник бури … альбатрос
Наборы букв раздать. Групповая работа.
- Теперь расшифруйте слово: возьмите из названия животных первую букву и
соберите слово. Какое слово получилось?
- Охрана.
- Кого? Назови одним словом всех, кто изображен?
- Животных.
- Итак, тема нашего урока: Охрана животных.
- А что значит слово «охрана»?
- Зачем нужно охранять животных?
- Задачу мы поставили. Именно этим мы будем заниматься сегодня на
уроке.
-Сегодня мы отправимся в мир животных, узнаем о Красной книге, а помогут
вам полученные знания и наблюдения.
- Эта тема волнует не только учёных, но всех людей, живущих на нашей
планете.
- Ребята, посмотрите на эту фотовыставку:
-как красивы эти животные, как разнообразен их мир! Любите ли вы
животных? (ответы учеников)
- Подумайте и ответьте, пожалуйста:
Какова роль животных в природе и для человека? (ответы учеников)
- Проверить себя и возможно дополнить ответы вам поможет первое задание.
У каждой группы есть конверт № 1с заданием.
Капитан возьмет конверт. Внимательно прочитайте задание и выполните его.
Когда группа будет готова, капитан поднимет руку. Ребята других групп
проверяют. Когда вы отвечаете, остальные группы слушают и могут задать по
1 вопросу.
- Прочтите задание. Назовите, какие причины обозначены условными
знаками? Каковы причины исчезновения животных?
1гуппа
– вырубка лесов –К чему это ведет?
- Охота – Как это влияет на жизнь животных?
2 группа
- ловля животных ради развлечения
- браконьерство - К чему это ведет?
3 группа.
– загрязнение воды и воздуха
– Что происходит с животными по этой причине?
- А как эта причина влияет на жизнь животных?
- Молодцы!
Итак, вот основные причины исчезновения животных в природе.
Знакомство с Красной книгой.
- Животные играют огромную роль в природе. Лишь очень-очень маленькая
часть животных погибает по естественным причинам – в связи с изменением
климата на планете. Большая же часть погибает по вине человека. Люди
жестоко истребляют животных ради меха или мяса, а иногда и ради
развлечения.
На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди
вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много
животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной
деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда
исчезли, а многие другие стали редкими.
Кто их обязан спасти этих животных? (гипотезы детей)
-Во всём мире, и в нашем округе, в других городах созданы специальные
комиссии по спасению животных, которые составляют списки животных
и растений, которые находятся на грани исчезновения.
На одном из занятий мы с вами знакомились с книгой, в которую внесены
животные и растения.
Что это за книга? (Красная книга)
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в
швейцарском городе Морше. В нее записаны животные всего мира и нашей
страны в том числе.
В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее включены 1116
видов животных.
-Так, почему назвали именно Красной книгой, а не синей, не оранжевой?
(ответы детей: красный цвет – внимание, опасность).
Позднее книга переиздавалась несколько раз. Почему? (гипотезы детей:
появлялись новые виды животных и растений).
Давайте подведём итог сказанному.
Вывод: Красная книга – это важный документ, который информирует, какие
животные в опасности. Она призывает изучать природу, любить и охранять
животных.
Групповое задание№2
Посмотрите у вас на столе лежат цветные листы с изображением животных.
Как вы думаете почему листы имеют разный цвет? (Ответы детей)
Красный- сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения.
Черный- с лица Земли исчезли некоторые виды.
Желтый- уязвимые виды.
Серый- мало изученные редкие виды.
Белый – редкие виды
Зеленый- восстановленные виды, находящиеся вне опасности.
Физминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Знакомство с представителями Красной книги.
- Давайте познакомимся с некоторыми животными, занесенными в Красную
книгу. Каждая группа получила задание подготовить небольшое сообщение о
животном.
- Слушайте внимательно и в конце сообщения дайте ответ на вопрос:
- Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?
1 ученик.
Я хочу рассказать о белом медведе. Белые ледяные просторы, ни травинки,
ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый
медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Живет он долго, почти
40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать
матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись «калачиком», ждет
рождения медвежат. У медведицы бывает 2-3 медвежонка. В берлоге
медведица проводит полгода.
- Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?
Люди издавна охотятся на белых медведей ради мяса, жира и шкуры, поэтому
количество белых медведей сократилось.
2 ученик.
Я хочу рассказать о тигре. В семействе диких кошек тигр – самый крупный
зверь. Тело его длиной до 4 м, весит около 400кг. Тигры очень чистоплотны.
В течении дня много времени вылизывают шерсть на теле. Живут тигры 30
лет.
В 1947 году в нашей стране запрещена охота на полосатого красавца. В конце
19 века тигров было около 100 тысяч. Затем количество тигров резко
сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские знахари
дорого платили за тушу тигра, говорили людям, что они готовят из частей
тела лекарства от трусости, когти служили талисманами.
- Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?
3 ученик.
А я хочу рассказать о соколе-сапсане. Это крупный сокол величиной с ворону.
Сапсан, или русский сокол, служил символом смелости, удали и отваги.
Гнездился в лесах на высоких деревьях. Откладывает 2-4 рыжеватых яйца, но
выживает только 1-2 птенца. Вырубка лесов, браконьерство привели к тому,
что сапсан стал редкой птицей, занесенной в Красную книгу.
- Почему эта птица занесена в Красную книгу?
Работа по теме занятия.
-Ребята, пока вы слушали сообщения, в класс поступили жалобы от
животных. Послушайте их и угадайте, кто же их нам прислал.
Жалоба № 1.
«Ох, и не любят меня люди. Голос , видите ли мой им не нравится и глаза
говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это?
Если бы ни я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Днём я сплю, а
ночью на охоту вылетаю».
- Кто это?
Дети: Сова.
- Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова ловит за лето
1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна.
Жалоба № 2.
«Сама знаю, что не красавица. А окажись рядом многие шарахаются в
сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня
большая».
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Половит мух -
И в воду плюх.
-Кто это?
Дети: Жаба.
-Правильно! Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в
доме завелись тараканы, принесите жабу и они исчезнут.
-Помните ребята! Беречь нужно и тех животных, которые не внесены в
Красную книгу .Их жизнь часто зависит от нас , от нашего поведения по
отношению к природе.
Жалоба №3.
«Многие меня боятся, да не красивый, да хрюкаю и бываю грязный. В лесу
меня увидят грибники и убегают, а охотники норовят поймать»
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …(Кабан)
Кабаны истребляют саранчу, которая наносит огромный вред людям,
уничтожает вредных грызунов и насекомых. Это зверь, которого не только не
стоит истреблять, а следует охранять и применять меры к их размножению.
Какой вывод можно сделать, прослушав жалобы животных?
Вывод: ответы детей.
Что делает человек, чтобы сберечь животных?
(создает заповедники, заказники, питомники)
- А зачем вообще люди стали делать заказники, заповедники, зоопарки?
- От кого они собирались охранять животных?
Закрепление.
Многое делается по охране животных . В нашей стране принят закон об
охране и использовании животного мира. Для охраны животных
существуют также заповедники. Это территории, где вся природа находится
под охраной.
Заповедники расположены по всей территории нашей страны.
А ещё зоопарки – это убежища для редких, исчезающих животных. Когда в
тайге почти не осталось соболей, в Московском зоопарке удалось получить
потомство от них. Сейчас в зоопарках нашей страны содержится много видов
редких животных.
Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все
животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы
часто помогаете другим. Также надо беречь дом — животных- это леса,
водоёмы, луга.
Наверное, у вас возник вопрос: а как же вы, дети, можете помочь природе?
— Давайте вместе составим правила охраны животных и растений.
— На доске записаны правила по охране природы с ошибками и
пропущенными словами.
Исправьте ошибки.
-Подведем итоги
1. Нельзя разорять птичьи гнезда.
2. Нельзя рвать и бросать цветы ; рвать большие букеты.
3. Нельзя ломать ветки деревьев.
4. Нельзя давить насекомых.
5. Нельзя шуметь в лесу.
6. Нельзя разводить костры.
7. Нельзя оставлять мусор в лесу и водоемах.
8. Нельзя сбивать мухоморы.
9. Нельзя убивать лягушек и ужей.
10. Нельзя брать лесных зверьков домой.
Итог урока.
Вспомните, о каких животных мы говорили ?
Где могут найти защиту животные?
А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
Берегите и охраняйте природу!
Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, проанализируйте свою работу на уроке.
Выберите начало предложения и закончите его.
Я узнал(а)…
Было интересно…
Я испытал(а) чувство…
Я хочу, чтобы…