Напоминание

"Охрана животных"


Автор: Самсонова Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ЛСОШ №2"
Населённый пункт: город Луховицы
Наименование материала: Конспект урока по внеурочной деятельности
Тема: "Охрана животных"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»

во 2 классе.

Тема: Охрана животных.

Цели: формирование представления о негативном и позитивном влиянии

деятельности человека на многообразие видов животных.

Задачи:

Предметные УУД: обобщить и расширять знания об охране природы;

познакомить с животными находящимися под охраной. Понимать важность

практического применения полученных знаний в жизни;

Регулятивные УУД: развивать кругозор, речь учащихся, навыки выступления

перед одноклассниками; развивать познавательный интерес к предмету через

нестандартную форму урока;

Познавательные УУД: воспитывать любовь к природе, к животным, к своему

краю. Познакомить учащихся с Красной книгой; с редкими животными,

которые в неё занесены. Раскрыть причины сокращения численности

животных. Изучить и применять правила любителей природы;

Личностные УУД:

развивать навыки сотрудничества с учителем и

сверстниками; мотивация к творческому труду, к работе на результат,

воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

Коммуникативные УУД: вести диалог на заданную тему, формулировать

высказывания, вступать в учебный диалог с учителем.

Оборудование:

Проектор, компьютер, Красная книга; конверты с заданиями для групповой

работы; презентация, листы и карандаши для выполнения задания, рефераты

учащихся.

Ход урока:

1.Орг.момент

-Сегодня у нас необычный урок, который я хотела бы начать со

стихотворения:

-Все, что нужно год от года

Нам дает сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек,

Так давайте сбережем

Наш - земной природный дом!

Сообщение темы урока

-Как вы думаете, чему будет посвящён урок?

- Тема нашего урока зашифрована, мы сможем узнать ее, отгадав загадки.

Загадки:

1. «Зверь смешной в огромной клетке с ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости к общей детской радости». обезьяна

2. «Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой!». хомяк

3. «В воде она живет. Нет клюва, а она клюет». рыба

4. «Это старый наш знакомый: он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками к болоту». аист

5. «Есть немало рогачей в зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове, у одного лишь на носу». носорог

6. «Он верен морю, как матрос, предвестник бури … альбатрос

Наборы букв раздать. Групповая работа.

- Теперь расшифруйте слово: возьмите из названия животных первую букву и

соберите слово. Какое слово получилось?

- Охрана.

- Кого? Назови одним словом всех, кто изображен?

- Животных.

- Итак, тема нашего урока: Охрана животных.

- А что значит слово «охрана»?

- Зачем нужно охранять животных?

- Задачу мы поставили. Именно этим мы будем заниматься сегодня на

уроке.

-Сегодня мы отправимся в мир животных, узнаем о Красной книге, а помогут

вам полученные знания и наблюдения.

- Эта тема волнует не только учёных, но всех людей, живущих на нашей

планете.

- Ребята, посмотрите на эту фотовыставку:

-как красивы эти животные, как разнообразен их мир! Любите ли вы

животных? (ответы учеников)

- Подумайте и ответьте, пожалуйста:

Какова роль животных в природе и для человека? (ответы учеников)

- Проверить себя и возможно дополнить ответы вам поможет первое задание.

У каждой группы есть конверт № 1с заданием.

Капитан возьмет конверт. Внимательно прочитайте задание и выполните его.

Когда группа будет готова, капитан поднимет руку. Ребята других групп

проверяют. Когда вы отвечаете, остальные группы слушают и могут задать по

1 вопросу.

- Прочтите задание. Назовите, какие причины обозначены условными

знаками? Каковы причины исчезновения животных?

1гуппа

– вырубка лесов –К чему это ведет?

- Охота – Как это влияет на жизнь животных?

2 группа

- ловля животных ради развлечения

- браконьерство - К чему это ведет?

3 группа.

– загрязнение воды и воздуха

– Что происходит с животными по этой причине?

- А как эта причина влияет на жизнь животных?

- Молодцы!

Итак, вот основные причины исчезновения животных в природе.

Знакомство с Красной книгой.

- Животные играют огромную роль в природе. Лишь очень-очень маленькая

часть животных погибает по естественным причинам – в связи с изменением

климата на планете. Большая же часть погибает по вине человека. Люди

жестоко истребляют животных ради меха или мяса, а иногда и ради

развлечения.

На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди

вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много

животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной

деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда

исчезли, а многие другие стали редкими.

Кто их обязан спасти этих животных? (гипотезы детей)

-Во всём мире, и в нашем округе, в других городах созданы специальные

комиссии по спасению животных, которые составляют списки животных

и растений, которые находятся на грани исчезновения.

На одном из занятий мы с вами знакомились с книгой, в которую внесены

животные и растения.

Что это за книга? (Красная книга)

Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в

швейцарском городе Морше. В нее записаны животные всего мира и нашей

страны в том числе.

В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее включены 1116

видов животных.

-Так, почему назвали именно Красной книгой, а не синей, не оранжевой?

(ответы детей: красный цвет – внимание, опасность).

Позднее книга переиздавалась несколько раз. Почему? (гипотезы детей:

появлялись новые виды животных и растений).

Давайте подведём итог сказанному.

Вывод: Красная книга – это важный документ, который информирует, какие

животные в опасности. Она призывает изучать природу, любить и охранять

животных.

Групповое задание№2

Посмотрите у вас на столе лежат цветные листы с изображением животных.

Как вы думаете почему листы имеют разный цвет? (Ответы детей)

Красный- сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения.

Черный- с лица Земли исчезли некоторые виды.

Желтый- уязвимые виды.

Серый- мало изученные редкие виды.

Белый – редкие виды

Зеленый- восстановленные виды, находящиеся вне опасности.

Физминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Знакомство с представителями Красной книги.

- Давайте познакомимся с некоторыми животными, занесенными в Красную

книгу. Каждая группа получила задание подготовить небольшое сообщение о

животном.

- Слушайте внимательно и в конце сообщения дайте ответ на вопрос:

- Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?

1 ученик.

Я хочу рассказать о белом медведе. Белые ледяные просторы, ни травинки,

ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики – белый

медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Живет он долго, почти

40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать

матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись «калачиком», ждет

рождения медвежат. У медведицы бывает 2-3 медвежонка. В берлоге

медведица проводит полгода.

- Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?

Люди издавна охотятся на белых медведей ради мяса, жира и шкуры, поэтому

количество белых медведей сократилось.

2 ученик.

Я хочу рассказать о тигре. В семействе диких кошек тигр – самый крупный

зверь. Тело его длиной до 4 м, весит около 400кг. Тигры очень чистоплотны.

В течении дня много времени вылизывают шерсть на теле. Живут тигры 30

лет.

В 1947 году в нашей стране запрещена охота на полосатого красавца. В конце

19 века тигров было около 100 тысяч. Затем количество тигров резко

сократилось. Некоторые убивали тигров из-за суеверий. Китайские знахари

дорого платили за тушу тигра, говорили людям, что они готовят из частей

тела лекарства от трусости, когти служили талисманами.

- Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?

3 ученик.

А я хочу рассказать о соколе-сапсане. Это крупный сокол величиной с ворону.

Сапсан, или русский сокол, служил символом смелости, удали и отваги.

Гнездился в лесах на высоких деревьях. Откладывает 2-4 рыжеватых яйца, но

выживает только 1-2 птенца. Вырубка лесов, браконьерство привели к тому,

что сапсан стал редкой птицей, занесенной в Красную книгу.

- Почему эта птица занесена в Красную книгу?

Работа по теме занятия.

-Ребята, пока вы слушали сообщения, в класс поступили жалобы от

животных. Послушайте их и угадайте, кто же их нам прислал.

Жалоба № 1.

«Ох, и не любят меня люди. Голос , видите ли мой им не нравится и глаза

говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это?

Если бы ни я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Днём я сплю, а

ночью на охоту вылетаю».

- Кто это?

Дети: Сова.

- Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова ловит за лето

1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна.

Жалоба № 2.

«Сама знаю, что не красавица. А окажись рядом многие шарахаются в

сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня

большая».

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Половит мух -

И в воду плюх.

-Кто это?

Дети: Жаба.

-Правильно! Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в

доме завелись тараканы, принесите жабу и они исчезнут.

-Помните ребята! Беречь нужно и тех животных, которые не внесены в

Красную книгу .Их жизнь часто зависит от нас , от нашего поведения по

отношению к природе.

Жалоба №3.

«Многие меня боятся, да не красивый, да хрюкаю и бываю грязный. В лесу

меня увидят грибники и убегают, а охотники норовят поймать»

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …(Кабан)

Кабаны истребляют саранчу, которая наносит огромный вред людям,

уничтожает вредных грызунов и насекомых. Это зверь, которого не только не

стоит истреблять, а следует охранять и применять меры к их размножению.

Какой вывод можно сделать, прослушав жалобы животных?

Вывод: ответы детей.

Что делает человек, чтобы сберечь животных?

(создает заповедники, заказники, питомники)

- А зачем вообще люди стали делать заказники, заповедники, зоопарки?

- От кого они собирались охранять животных?

Закрепление.

Многое делается по охране животных . В нашей стране принят закон об

охране и использовании животного мира. Для охраны животных

существуют также заповедники. Это территории, где вся природа находится

под охраной.

Заповедники расположены по всей территории нашей страны.

А ещё зоопарки – это убежища для редких, исчезающих животных. Когда в

тайге почти не осталось соболей, в Московском зоопарке удалось получить

потомство от них. Сейчас в зоопарках нашей страны содержится много видов

редких животных.

Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных, ведь все

животные связаны между собой цепью питания. Поэтому, оберегая одних, вы

часто помогаете другим. Также надо беречь дом — животных- это леса,

водоёмы, луга.

Наверное, у вас возник вопрос: а как же вы, дети, можете помочь природе?

— Давайте вместе составим правила охраны животных и растений.

— На доске записаны правила по охране природы с ошибками и

пропущенными словами.

Исправьте ошибки.

-Подведем итоги

1. Нельзя разорять птичьи гнезда.

2. Нельзя рвать и бросать цветы ; рвать большие букеты.

3. Нельзя ломать ветки деревьев.

4. Нельзя давить насекомых.

5. Нельзя шуметь в лесу.

6. Нельзя разводить костры.

7. Нельзя оставлять мусор в лесу и водоемах.

8. Нельзя сбивать мухоморы.

9. Нельзя убивать лягушек и ужей.

10. Нельзя брать лесных зверьков домой.

Итог урока.

Вспомните, о каких животных мы говорили ?

Где могут найти защиту животные?

А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

Берегите и охраняйте природу!

Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, проанализируйте свою работу на уроке.

Выберите начало предложения и закончите его.

Я узнал(а)…

Было интересно…

Я испытал(а) чувство…

Я хочу, чтобы…



В раздел образования