Формирование экологической компетенции на уроках КНРС(Я)
Автор: Колесова Надежда Ивановна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Арбынская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Намский улус, с. Сыгыннах Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирование экологической компетенции на уроках КНРС(Я) Раздел: начальное образование
АКТУАЛЬНОСТЬ
•
Актуальность :
•
Народные традиции веками накапливали образцы мудрого отношения к
природе, окружающей среде. В последнее время взаимоотношения
между человеком и природой имеют самые различные последствия.
Актуальный когда-то лозунг «победить» природу, сменяется сейчас
призывами понять ее, сберечь, приумножить ее богатство.
•
Пока у людей экологическая культура отсутствует, остро стоит проблема
экологического состояния нашего города, а значит и состояние нашего
здоровья. Над многими видами животных и растений висит угроза
исчезновения с лица Земли, а это значит, нарушается взаимоотношения
между человеком и природой. Это проблема касается каждого из нас.
Привить любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде, к
себе нужно с раннего детства. И эти качества эколически компетентной
личности стараемся привить на уроках «Культура народов РС(Я)».
•
Цели:
•
1. Приобщение детей к
материальной и духовной культуре
народов, населяющих территорию
республики, их традициям и
обычаям, нравственно-этическим
ценностям;
•
2. Формирование экологического
мировоззрения и ответственного
отношения к природе,
окружающей среде с помощью
народных традиций, обычаев,
оставленных нашими предками;
•
3.
Воспитание экологически
компетентной личности .
•
Задачи:
•
Повышение экологических и
культурных знаний учащихся
Арбынской средней школы через
пропаганду и просвещение в сфере
экологии и культуры с помощью
проведения различных
мероприятий, акций;
•
Принятие личного участия
школьника в решении
экологических проблем села;
•
Проявление активности и
инициативности, демонстрирование
своих способностей в различных
школьных и улусных мероприятиях.
•
Требования культурно-экологического образования и воспитания:
•
-понимание, что человек является частью природы,
а следовательно, должен гармонично с ней
сосуществовать, не нанося окружающей среде
вреда;
•
-понимание современных экологических проблем
и сознание их актуальности для всего человечества
и каждого человека в отдельности;
•
-понимание, что веками накопленные народные
традиции, обычаи имеют образцы мудрого
отношения к природе, окружающей среде.
•
Участники проекта:
учителя КНРС(Я), биологии,
начальных классов, учащиеся .
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
экология
Материальная культура
тема: Национальные блюда
(Урок –размышление)
Сравни :
Тема: Рыболовство
(Урок-фильм)
«О5о куйуурдуу турара» «Мальчик у озера»
Духовная культура
(уроки-презентации)
Тема: Человек – дитя природы
(уроки-экскурсии (в разное время года))
Тема: Мой город
(интегрированный урок, КНРС(Я) и окружающий мир)
Как хорошо будет, если:
-ты посадишь дерево, а оно даст тень;
-ты повесишь скворечник, а его заселят птицы;
-ты уберешь на поляне мусор, а травы и цветы оживут;
-и в лесу ты не будешь кричать, а услышишь шелест листвы, пение птиц,
шорохи лесных зверей;
-зимой ты подкормишь лесных зверей и увидишь их следы
.
В каком городе ты бы хотел жить?
(УРОК - СООБЩЕНИЕ)
Фольклор
(УРОКИ-ИГРЫ)
Пословицы и поговорки
•
Удобренную почву
семя любит, доброго
человека народ
любит;
•
Совесть – это не серая
лошадка, не возмешь
на время ни у кого;
•
Хороший твой нрав-
крыло для полета
Загадки
•
Говорят, добрый
молодец в год раз
прихорашивается (лес)
•
По лесу рукавички –
шапочки прыгают-
бегают(зайчата)
•
Говорят, в лесу котел
кипит (муравейник)
Сказка «Старушка Таал-Таал»
(УРОК-ФИЛЬМ)
Якутская литература
Тема: Стихотворения якутских поэтов
(урок творчества)
Культура народов Севера
(уроки-выставки)
Реализация проекта
Осенние фантазии
Мы –дети природы
Якутские узоры
кружок «Бисероплетение»
Рисуем на тему «Зима»
Н
а
с
а
н
я
х
Игры предков
хабылык
куугунэй
Солнце и воздух - наши лучшие друзья
Н
а
ш
с
кв
о
р
е
ч
н
и
к
И
г
р
а
е
м
в
с
н
е
ж
к
и
Нам очень интересно
Т
ем
а
«
к
о
н
ев
о
д
с
т
в
о
»
Т
е
м
а
«
и
з
д
е
л
и
я
и
з
д
е
р
е
в
а
»
Ожидаемые результаты:
•
Ожидаемые результаты:
•
Учащиеся используют знания, умения, навыки и
способности, полученные на уроках КНРС(Я), в
практической деятельности;
•
Формируется представление об экологии и
культуры - как будущее нашей республики;
•
Изменяется отношение к природе, к окружающей
среде, к своему родному городу.
Жан Малори (участник Международной
конференции «Национальная концепция»):
•
«Если в работе экологов Запада
доминирует техника, то у народов Севера
есть высокое экологическое сознание,
высокая экологическая культура. Надо
гордиться этим, не стесняться своей
религии, своих обычаев и обрядов».