Напоминание

игра-викторина "Уважай культуру, знай обычаи, помни традиции родного края"


Автор: Габышева Татьяна Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 35
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: игра-викторина "Уважай культуру, знай обычаи, помни традиции родного края"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

Городского округа «город Якутск»

игра-викторина «Уважай культуру, знай

обычаи, помни традиции родного края»

Подготовила сценарий :

учитель начальных классов

Габышева Т.С.

Подготовила презентацию :

учитель начальных классов

Семенова М.Д.

Якутск 2018г

Сценарий интеллектуальной игры-викторины.

●1.-Здравствуйте, ребята,, уважаемые гости!

2.-Добрый день, дети! (ПОКАЗ ТЕМЫ)

●1. Сегодня мы представляем к вашему вниманию игру-викторину «Уважай

культуру, знай обычаи, помни традиции родного края». А родной наш край –

это?........( говорят дети)

2. Как вы знаете сегодня день особенный для нашего народа. Кто скажет

какой сегодня день? ……..( дети)...

●1.Народ саха как народность сформировались на территории Центральной

Якутии.

2.На территории Якутии сложилась уникальная материальная культура

нашего народа,

●1.В конце XIII в. предки саха имели развитую, приспособленную к

холодным условиям систему комплексного хозяйства, основой которого был

северный вариант скотоводства и коневодства.Его отличительные

особенности – раздробленность расселения, аласный (хуторской) тип

хозяйствования: коневодство и разведение рогатого скота.

2.Особенностью поселения народа саха являлось деление по сезонно-

хозяйственному признаку: зимние «кыстык» и летние «сайылык», были еще

и осенние жилища – «отор», где предки саха жили после окончания летнего

сезона перед переходом на зимний, и весенние жилища – «сааhыыр».

●1.Одним из древних типов жилищ саха является ? что , дети? (балаган.) Это

– невысокая, (ПОКАЗ. Слайд №1)вытянутая в длину четырехугольная

постройка из стоячих, несколько наклонных бревен, с плоской земляной

кровлей..

2.В летнее время большая богатая семья проживала в урасе. (ПОКАЗ.

Слайд №2)Считается, что ураса самая древняя форма якутских жилищ.

Устройство урасы было несложно: длинные, наклонно поставленные жерди

опирались на круглый остов – обруч. Посередине строения находился очаг.

●1.В XVII–XVIII вв. основным материалом для одежды (ПОКАЗ. Слайд

№3)были шкуры домашнего скота и лесного зверя. Летнюю и домашнюю

одежду шили из и кожи, зимнюю и нарядно-обрядовую из меха.

2.По фольклорным данным известно, что к числу самой древней верхней

одежды якутов относилась шуба с орлом и шапка с рогами и султаном, а

также сон-тангалай [5. С. 8].

●1.Наиболее распространенными и общими для мужчин и женщин, богатых

и бедных являлись шапки – меховые капоры с круглым верхом.

2.По

материалам

шитья

старинная

якутская

обувь

(ПОКАЗ.

Слайд№4)делится на три вида: обувь из скотской кожи, обувь из оленьей и

лосиной шкуры.

●1. Таким образом - Особенности материальной культуры народа саха

показывают приспособление к холодным условиям, к окружающей среде, к

соответствующей социальной жизни.

2. Итак, ребята вкратце вы познакомились с древней материальной

культурой народа саха и если вы внимательно слушали историю, то ответите

на некоторые вопросы из неё.

И прямо сейчас начинается наша игра-викторина о культуре, традиции,

обычае родного края.

Презентация и вопросы ( читаем по-порядку)

●1. Какие цвета на флаге Республики Саха? (после ответа ПОКАЗ

пр.отв)Слайд№ 5 ОТВЕТ:

Голубой цвет - символ ясного, мирного северного неба.

Белоснежная полоска говорит о суровой, холодной красоте северного края

Зеленая говорит о коротком ярком лете.

Красный - не только символ силы, красоты, верности родной земла.

Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают

себя "детьми белого солнца

2. Как называется ритуальный сосуд для кумыса? (ПОКАЗ Слайд №6)

●1. Почему в Якутске дома построены на сваях? (без показа)

ОТВЕТ: Строить дом на вечной мерзлоте, которая постоянно меняет

свою структуру, очень сложно. Возведённые на них дома нагревают

грунт, и , начинает подтаивать и смещаться. Поэтому дома строят на

сваях, чтобы был зазор между грунтом и основанием и чтобы была

естественная вентиляция, тогда грунт не подтаивает.

2. Памятник природы Якутии длиною 180 км – это… (ПОКАЗ Слайд

№7)

● 1. В какой океан впадают реки Якутии? (ПОКАЗ Слайд №8)

2. Назовите главную реку Якутии. (ПОКАЗ Слайд № 9)

● 1.Назовите национальный музыкальный якутский инструмент

(ПОКАЗ Слайд № 10)

2. Как называется махалка из конского волоса? (ПОКАЗ)

●1. Назовите это якутское украшение(картинка)- ОТВЕТ-Показ

2. Как называется это украшение на голову?(картинка)-ОТВЕТ-Показ

●1.Якутский национальный праздник, который отмечают летом?

(ПОКАЗ)

2. Назовите полюс холода Якутии (ПОКАЗ)

●1. Назовите «алмазный» город Якутии (ПОКАЗ)

2. Хороводный танец у народа саха (ПОКАЗ)

●1. Назовите священную птицу Якутии (ПОКАЗ)

2.Как называется героический эпос народа Саха? (ПОКАЗ)

● 1. Куда переезжают якуты весной и проводят лето? (ПОКАЗ)

2. Назовите эту якутскую национальную посуду? (СРАЗУ ПОКАЗ)-

ОТВЕТ

●1. КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИ ВИДЫ СПОРТА? 1)(ПОКАЗ)-

ОТВЕТ 2)(ПОКАЗ)-ОТВЕТ)3) (ПОКАЗ)-ОТВЕТ

2.А сейчас в завершении нашего мероприятия проведем

соревнование по хабылык , хаамыска, мас рестлингу (Желающие)

●1.Наши предки очень внимательно относились к своему здоровью.

Они придумывали разного рода занятия физкультурой, упражнениями.

Одной такой игрой является «Хабылык» — древняя настольная игра

народа саха. В долгие зимние вечера, когда во дворе бушевала пурга,

лютовал и холод и голод, дети при свете лучинок играли в эту

нехитрую, но требующую сноровки рук и изобретательности игру.

Играя в эту игру, наши предки развивали мелкую моторику рук,

быстроту реакции и развитие памяти.В народном эпосе «Олонхо»

описывается, что в «хабылык» играли в дни праздника Ысыах…»

.

(Соревнование)

Правила игры просты.

Нужно взять в ладонь как можно больше лучинок (насколько позволят

длина пальцев), затем подкинуть вверх и попытаться удержать как

можно больше тыльной стороной ладони. Затем опять подкидывается

но ловится уже внутренней частью ладони. Насколько помнится нужно

было подкинуть раз пять. И потом подсчитывается кто сколько лучинок

сохранил в руке.

Назовите название этой настольной игры 1)(ПОКАЗ) – Ответ 2)

(ПОКАЗ)

2. В XVII веке появилась игра «хаамыска» («камешки»), имеющая

межнациональные корни. Ее принесли с собой русские казаки, научив

местных аборигенов играть камешками, которые в изобилии можно

было найти на берегах рек. Хабылык и хаамыска, как утверждают

знатоки, развивают гибкость тела, особенно пальцев, кистей рук,

помогают обрести ловкость и находчивость, а также развивают

умственные способности человека

Правила игры

Игра проводится пятью камешками. В нашем случае это пять

деревянных квадратиков, размеры которых правилами не

ограничиваются. Единственный критерий — все они должны удобно

разместиться на ладони. Их не разрешается ловить двумя руками.

Соревноваться можно на время.

1. Игрок одним движением разбрасывает камешки на стол. Затем берет

один камешек и подбрасывает вверх. Пока он в воздухе, игрок успевает

подобрать еще один и ловит той же рукой падающий. Подхваченный

камешек можно держать в свободной руке или положить на краешек

стола. Таким же способом подбираем оставшиеся три.

2. Опять разбрасываем камешки. Кучно легли — хорошо, сильно

вразброс — расстраиваться не будем, это хорошее испытание на

ловкость. Кидаем камешек вверх и, пока он не упал, подбираем сразу

два кубика и ловим падающий. На столе остались лежать два камешка,

которые подберем таким же образом.

3. На этот раз, подбросив один кубик вверх, сгребаем сразу три кубика.

Оставшийся подберем таким же образом.

4. Четыре камешка собираем в правую руку (если вы левша, никаких

проблем, играйте как вам удобно). Пятый пока держим большим и

указательным пальцами этой же руки. Зачем? Чтобы подбросить его

вверх. Пока он в воздухе, его «братьев» со стуком кладем на стол и

ловим подброшенный. Поймав, тут же опять подбрасываем и сгребаем

те четыре камешка, затем ловим подброшенный.

5. На столе лежат все пять камешков. Берем любой из них и,

подбрасывая его вверх, начинаем собирать остальные по одному. При

этом ни один подобранный камешек не кладем затем на стол. Все они

должны оставаться на ладони.

●1. Итак, наши соревнования подошли к концу. Но думаем, что это

только начало, небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего

настроения. Спасибо нашим участникам ! Спасибо всем кто пришел

сегодня на наше мероприятие. Успехов всем, удачи, крепкого здоровья и

отличного настроения!!!!!!!!!!!

2. На этом наше мероприятие заканчивается. Любите, цените, изучайте

культуру, традиции, обычаи родного края!!!

Награждение победителей.



В раздел образования